Иоанникий Казанский 1901–1908. Михей Алексеев 1908. Кемское викариатство, учр. в 1910 г. Епископы (в Веркольском монастыре): Варсонофий Вихвелян 1910. Астраханская, учр. в 1602 г. Кафедра в Астрахани Архиепископы Астраханские и Терские: Феодосий Харитонов 1602–1606. Архп. с 1605. Онуфрий 1615–1628. Макарий 1629–1638. Рафаил 1638–1640. Пахомий 1641–1655. Иосиф 1656–1667. Митрополиты Астраханские и Терские: Иосиф 1667–1671 (до 1667 г. бывший Архп.). Парфений 1672–1680. Никифор 1681–1682. Савватий 1683–1696. Сампсон 1697–1714. Епископы Астраханские и Ставропольские: Иоаким 1716–1723. Лаврентий Горка 1723–1727. Варлаам Леницкий 1727–1730. Лев Орлов назначен 1730, но не был. Иларион 1731–1755. Мефодий 1758–1776. Антоний Румовский 1776–1786. Архп. Никифор Феотоки 1786–1792. Архп. Тихон Малинин 1792–1793. Архп. Феофил Раев 1794. Платон Любарский 1794–1805. C 1799 г. «Астраханский и Моздокский», с 1803 г. «Астраханский и Кавказский». Архп. с 1796 г. Архиепископы Астраханские и Кавказские: Анастасий Романенко Братановский 1805–1806. Сильвестр Лебединский 1807–1808. Гаий Токаов (грузин) 1808–1821. Иона Василевский 1821. Авраам Шумилин 1821–1824. Мефодий Пишнячевский 1824–1825. Павел Саббатовский 1826–1882. Виталий Борисов Жегачев 1832–1840. Стефан Романовский 1841. Епископы Астраханские и Енотаевские: Смарагд Крыжановский 1841–1844. Архп. Евгений Баженовч, 1844–1856. Архп. Афанасий Дроздов 1856–1870. Архп. с 1858. Феогност Лебедев II 1870–1874. Хрисанф Ретивцев 1874–1877. Герасим Добросердов 1877–1880. Евгений Шерешило 1880–1889. Павел Вильчанский 1889–1892. Исаакий Положенский 1892. Павел Вильчанский (вторично) 1892–1893. Митрофан Невский 1893–1896. Сергий Серафимов 1896–1902. Георгий Орлов 1902. Архп. с 1911. Царевское викариатство, учр. в 1910 г. Епископы (в Астрахани): Арсений Тимофеев 1910–1911. Иннокентий Кременецкий 1911. Благовещенская 3 Кафедра в Благовещенске (с 1859 г.). Епископы Камчатские, Курильские и Алеутские (до 1870 г.): Иннокентий Вениаминов 1840–1868. Архп. с 1850.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

451. Спасо – Преображенский , мужской, 3-го класса, Пензенской губ. и уезда, в 1½ вер. к югу от Пензы, на левом берегу р. Пензы. Прежде находился в самом городе и основан в 1667–1689 г. При издании штатов в 1764 г. оставлен на своем содержании и пришел в такую ветхость, что его было нужно или совсем перестроить, или уничтожить. По желанию жителей в 1798 г. м-рь перенесен на настоящее место, бывшее Вознесенским кладбищем, причем в него переведен штат 3-го класса из Ферапонтова Новгородского мон. “Ист. Росс. Иер.”, V, 464; VI, 214; Ратшин, 434; “Опис. монаст.”, 1817 г., 103; Хитров, “Ист. стат. опис. Тамбов. епар.”, 139; Рябинин, “Пензен. губ.”, II, 442; “Памят. кн. Пензенской губ. на 1864 г.”, 88, 91; “Полн. собр. Закон.”, 1798 г., 18500; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1841 г., 84 (надел. лесами); 1849 г., 14 (разреш. построить церковь ); 1855 г., 12 (освящ. церкви Рожд. Хр., имеющей подобие Вифлием. пещеры и сооруженной иждив. ст. сов. Киселевой); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 957, 3; “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, II, ч. 2, 269 (иеромон. Москов. Кириллова подворья Иона определен в 1722 г. игуменом м-ря); IV, 31 (дело 1724 г. об оговоре монахом Гурием казначея Феодосия; игум. Иона). 452. Спасо – Преображенский , мужской, ныне архиерейский дом, в гор. Перми, на горе, называвшейся Слудка. Существует с 1781 г., основан с целью перевода сюда братии Пыскорского 2-го класса мон., помещавшейся в Вознесенском Соликамском м-ре и положен тогда же во 2-м классе, но в 1799 г. обращен в архиер. дом. Церковь Преображения заложена 25 мая 1793 г. “Ист. Росс. Иер.”, II, 606; Ратшин, 437; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 171; “Опис. монаст.”, 1817 г., 91; “Памят. кн. Пермской губ. на 1863 г.”, Отд. II, 19, 20; Попов, “Хоз. опис. Пермской губ.”, III, 120; “Оренб. губ. вед.”, 1850 г., 22 (кратк. история на стр. 111); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 943, 1. 453. Спасо – Преображенский , мужской, 3-го класса, Самарской губ., Бузулукского у., в 2½ вер. от Бузулука, при ключе Атаманском. Учрежден в 1853 г. по поводу недостатка монастырей в епархии; в нем предписано ввести порядок наиболее близкий к духу пустынножительства, по примеру Софрониевой и Глинской пустынь. Содержание его обращено на собственные средства от усердия ревнителей православия, кроме узаконенной земли и угодий. Основателями были государств. крестьяне Поликарп Рыжих и Митрофан Чуконов, получивших в дар землю от помещицы Путиловой. “Сенат. ведом.”, 1853 г., 50; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1853 г., 11 (учрежд. мон.); 1856 г., 90 (надел. землею); 1857 г., 13 (разреш. постр. церковь ); 1860 г., 12 (пожертв. дворовое место и участок земли); Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей 1764–1869 г.”, 98.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Полное собрание русских летописей: в 24 т./Издано Археографической комиссией. – СПб., 1841–1921. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П.П. Сойкина. – СПб., б. г. Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся: в 20 т. – изд. 2. – М., 1788–1791. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А.П. Лопухина и Н.Н. Глубоковского . СПб., 1900–1911. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. – Киев, 1913. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. История Русской Церкви. – М., 2001. Православная энциклопедия. – М., 2000. Кроме перечисленной выше основной литературы, использовались источники по конкретным епархиям: Учреждение Архангелогородской епархии и её архипастыри. Архангельск, 1889. Холмогорско-Архангельская иерархия//Христианское чтение. 1879, 1. Платон (Любарский), архимандрит. Иерархия Вятская и Астраханская с предисловием П. Казанского //Чтения в обществе истории и древностей российских. – 1848, 7. Лебедев А. С. Белгородские архиереи и среда их архипастырской деятельности (по архивным документам). – Харьков, 1902. Попов Е. А., протоиерей. Велико-Пермская и Пермская епархия (1379–1879). – Пермь, 1879. Богословский Г.К., священник. Краткий исторический очерк Казанской епархии с приложением биографических сведений о Казанских архиереях, Казань, 1893. Марков Н.М., священник. Коломенская епархия. – М., 1888. Самарянов В.А. Памятная книжка для Костромской епархии. – Кострома, 1868. Соловьёв Н. Сарайская и Крутицкая епархии//Чтения в Московском Обществе истории древностей российских, – 1894, ч. 3. Рункевич С.Г. Краткий исторический очерк столетия Минской епархии (1793–13 апреля 1893). Минск, 1893. Сапунов А.П. Витебская Старина: в 3 т. (пт. 1, 4, 5; 2 и 3 т. – не изданы). – Витебск, 1883–1888.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Основная часть замысла Кваренги была осуществлена в течение четырех лет, с 1784 по 1787 год, но от строительства семинарского корпуса из-за финансовых затруднений отказались. Семинария заняла дом, предназначавшийся для певчих, и пребывала в нем до переезда в 1822 году на Большую Дворянскую. Трехъярусная колокольня, увенчанная статуями евангелистов, была сооружена в 1793-1803 годах. После надстройки в 1828 году четвертого яруса она превратилась в высотную доминанту Воронежа... Поскольку при Благовещенском соборе с 1682 года сложилось архиерейское подворье, где жил глава епархии, на протяжении веков там существовало несколько сменявших друг друга домовых церквей. Первое упоминание о них относится к 1706 году, когда архиепископ Арсений в своих покоях устроил крестовую церковь. При митрополите Пахомии она была освящена во имя его небесного покровителя, святого Пахомия Великого, при епископе Льве (Юрлове) - в честь Казанской иконы Божией Матери. Владыка Иннокентий (Полянский), устраивая свою молельню на втором этаже перестроенного особняка в 1789 году, посвятил ее святой Софии, Премудрости Божией. Преосвященный Епифаний (Канивецкий) в 1817 году предпочел других покровителей - верховных апостолов Петра и Павла. Наконец, в 1826 году Антоний II (Смирницкий) освятил домовую церковь во имя Рождества Иисуса Христа. Она была устроена во втором этаже с восточной стороны от архиерейских покоев. Больше наименование церкви не менялось, появился только придел святителя Тихона Задонского. Последний ремонт домовой церкви датируется 1892 годом. Воронежскому архиерею принадлежали две дачи - Никольская на правом берегу Дона в 12 верстах от Воронежа, и Троицкая в слободе рядом с городом. Свое название они получили по одноименным домовым храмам, обустроенным в летних покоях. Никольская деревянная церковь была сооружена архитектором И.А. Блицыным на северной стороне жилого дома в 1841 году. Перейдем теперь к истории возникновения в Воронеже мужского первоклассного монастыря. Монастырь в историческом ядре города сразу же стал одной из главных достопримечательностей губернии. О нем упоминали все путешествующие особы, оставившие свои записки о посещении города. По приезде они первым делом стремились поклониться святым мощам. Много паломников побывало в монастыре, несть им числа, назову лишь Н.Г. Чернышевского, стремившегося заручиться покровительством святого Митрофана перед поступлением в университет (1846).

http://sobory.ru/article/?object=49675

Тимофей Кетлеров, в мире Трофим Тимофеевич, сын священника. Род. в Смоленской губ. Рославльского уезда в селе Костырях. С 1793 г. учился в Смоленской семинарии. 1 сент. 1800 г. поступил в Московскую сл.-гр.-лат. акад. и в 1806 г. кончил курс. 1 сент. учитель Смол, семин. 10 июля 1817 г. инспектор сем. и смотр. уездного и приходского училищ. 18 ноября 1821 г. пострижен, 20-го – иеродиакон и 21 нояб. иеромонах. 9 июля 1822 г. – архим. и наст. Смоленекого Троицкого монастыря, 1-го сент. ректор Харьковской коллегии. 22 июня 1828 г. – еп. Старорусский, 3-го окт. того же года хиротонисался. 12 марта 1834 г. еп. Смоленский. Его старанием поновлены иконостасы и росписаны стены в обоих соборах, и сделан придел во имя св. мученика Меркурия. Он основал женское училище, и собрал значительную сумму для его обеспечения. Простодушие и благочестие сего Архипастыря доселе вспоминается с любовью смольянами, много доброго рассказывающими о нем. В 1856 г. он был возведен в архиепископа, а в 1859 г. уволен по болезни на покой в Поречскую Ордынскую пустынь, где и скончался 24 июля 1862 г. Антоний Амфитеатров , в мире Яков Гаврилович. Род. в Оренбур. губ., сын свящ. В 1835 г. поступил в Киевск. акад. из Калужской семинарии. В 1839 г. декабря 31 – магистр и баккалавр Киевской акад. В 1840 г. сент. 12 пострижен, 14-го – иеродиакон, 15-го – иеромон. В 1841 г. июля 19 инспектор Киевской семинарии. 1845 г. марта 12-го – ректор семинарии, 15-го апр. архимандрит. В 1848 г. февр. 11-го – настоятель Киево-Николаевского монаст. 1848 г. ноября 22 доктор богословия. 1851г. янв. 10-го – ректор Киевской академии и настоятель Киево-Братского Богоявленского монастыря. 1858 г. марта 1-го еп. Чигиринский. Хиротон. того же марта 30. 1859 г. окт. 31 – Смоленский; 18.66 г. ноября 9 – Казанский. 1867 г. апр. 16-го – архиеписк. 1876 г. декабря 29 почетный член академии наук. Скончался 1879 г. ноября 8. В бытность Смоленским Преосвященным, Антоний первый из всех современных ему иерархов с разрешения Св. Синода в 1864 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Агапит, епископ Томский и Енисейский (Вознесенский Семен Саввич) Родился в 1793 году в семье священника в Калужской губернии. В 1815 году, по окончании курса Калужской духовной семинарии, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1819 году окончил академию со степенью кандидата богословия и был определен профессором Полтавской духовной семинарии. 14 сентября 1821 года пострижен в монашество и 9 октября рукоположен во иеромонаха. С 1 сентября 1823 года – инспектор Полтавской духовной семинарии. С 21 января 1826 года – ректор Тульской духовной семинарии. С 11 апреля 1826 года – архимандрит Белевского Спасо-Преображенского монастыря. С 27 февраля 1829 года – ректор Астраханской духовной семинарии и настоятель Астраханского Спасо-Преображенского монастыря. С 22 сентября 1831 года – ректор Тамбовской духовной семинарии. 29 апреля 1832 года переведен в Черниговскую духовную семинарию. 12 августа 1834 года хиротонисан во епископа Томского. 10 июня 1841 года уволен на покой в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь с правом управления им и назначен членом Московской синодальной конторы. 2 марта 1850 года переведен в Московский Новоспасский монастырь, а 30 июня 1852 года – в Донской монастырь. Скончался 1 января 1854 года. Строгий монах в личной жизни, он не способен был угождать людям и потворствовать слабостям. Митрополит Московский Филарет, рукополагавший его во епископа, уважал в нем человека благочестивой жизни и всегда оказывал ему поддержку, особенно в трудных обстоятельствах жизни, например когда в епархии невзлюбили строгого к себе и другим архипастыря и на него стали поступать жалобы в Святейший Синод. Под влиянием святителя Филарета, обер-прокурор Святейшего Синода граф Н. А. Протасов поручил епископу Камчатскому Иннокентию (Вениаминову) , при поездке его через Сибирь в свою епархию, собрать и доставить сведения о причине жалоб на Агапита. Преосвященный Иннокентий между прочим сообщал: «Агапит обращался со мною по-братски. Он есть ревнитель совершенной правды и законов, в особенности христианского. Он, несмотря ни на какие обстоятельства и отношения, от всех требует точного исполнения своих обязанностей. Он требовал от всех вступающих в брак знания заповедей и пр. Это почли и почитают притеснением».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Баронесса Анна-София, за шведским каммергером бароном Флемингом Барон Рейнгольд-Иоанн, рождение 12 мая 1741 † ....; женат на Христине-Маргарите Паллюс Барон Густав, шведский майор † 12 мая 1782 Барон Карл, шведский капитан Барон Фридрих, шведский капитан † 1780 Баронесса Рената-Шарлотта Баронесса Ульрика-Беата, за капитаном Фок Баронесса Оттилия † 1778 Барон Карл-Густав Барон Иоанн-Генрих КОЛЕНО X: Граф Карл Густавович, эстляндский ландрат, рождение 3 июня 1793 † 1851; женат на баронессе Эрнестине Унгерн-Штернберг Графиня Юлия Густавовна, за генерал-майором бароном Клодт ф. Юргенсбург Граф Фёдор Карлович, рождение 1787 † 1813; женат на Юлие Стакельберг; рождение 1788 † 15 февраля 1849 Граф Павел Карлович, рождение 4 января 1796; женат: 1) на баронессе Юлие Унгерн-Штернберг, рождение 1803 † 15 августа 1835; 2) на Софие Рейтерн (все дети Граф Константин Карлович, рождение 1797 † 1824; женат на Александрине Даль Графиня Каролина Карловна, 1) за графом Карлом Мантейфелемъ; 2) за Иоанном ф. Фест (Fehst) Барон Густав-Рейнгольд, рождение 3 апреля 1773 Барон Карл-Фридрих, рождение 1775 Барон Берендт-Отто, рождение 16 декабря 1778 Барон Андрей, рождение 15 июля 1784 Баронесса Ульрика-Маргарита Баронесса Якобина-Мария Граф Роберт Иванович (Роберт-Генрих), рождение 1777 † 24 февраля 1841, министр-статс-секретарь Великого Княжества Финляндского, российский действительный тайный советник, государственного совета член, кавалер святого Александра Невского и святого Владимира 1 степени; женат на Анне Андреевне Геденберг КОЛЕНО XI: Граф Густав Карлович, рождение 21 июня 1819 Граф Карл Карлович, рождение 17 сентября 1829 Граф Рейнгольд Карлович, рождение 31 декабря 1830 Графиня Юлия Карловна, за Бреверном Графиня Эрнестина Карловна, за Бремено Баронесса Амалия Карловна Баронесса Луиза Карловна Граф Фердинанд Фёдорович, генерал-майор, рождение 28 сентября 1809; женат на Марие Даниловне Полозовой Графиня Паулина Фёдоровна, за капитаном Карлом ф. Гине Графиня Констанция Фёдоровна, за ротмистром Григорием ф. Гарпе

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Известный русский поэт Г.Р.Державин откликнулся на смерть Бибикова стихотворением, в котором славил здравый ум, добродетель и «искренность души его». По общему свидетельству современников, Бибиков соединял блестящие военные и административные способности, большой дипломатический такт с независимостью убеждений и неподкупной честностью. Сегодня также день памяти адмирала Александра Семеновича Шишкова, скончавшегося в 1841 году. Он родился 19 марта 1754 г. Образование получил в Морском кадетском корпусе, в 1771 г. произведен в гардемарины. В 1776 г. совершил трехлетнее плавание на фрегате «Северный Орел», участвовал в Русско-шведской войне 1788-1790 гг. Преподавал морскую тактику в родном корпусе, в 1793 г. издал перевод «Морской тактики», за что удостоился похвалы генерал-адмирала наследника престола великого князя Павла Петровича, который по восшествию на престол произвел его в генерал-адъютанты. Уже в молодые годы начал заниматься литературными трудами и изучением церковнославянского языка. В 1796 г. избран членом Академии наук, боролся за чистоту русского языка, против литературных новшеств, а особенно против источника этих новшеств подражания французам. В своих трактатах «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка» (1803), «Рассуждение о красноречии Святого Писания» (1810) и других отстаивал идею тождества церковнославянского и русского языка. Его «Рассуждение о старом и новом слоге» удостоилось одобрения Государя Александра I. С 1807 г. начались частные собрания литераторов единомышленников Шишкова, которые в 1810 г. стали публичными под наименованием «Беседы любителей русского слова». Целью «Беседы» было укрепление в русском обществе патриотического чувства при помощи русского языка и словесности. В 1811 г. Шишков опубликовал знаменитое «Рассуждение о любви к отечеству». Император Александр I, прочитав трактат, сказал автору: «Я читал рассуждение ваше о любви к отечеству. Имея таковые чувства, вы можете быть ему полезны». Шишков был назначен государственным секретарем на место удаленного масона Сперанского. Во время Отечественной войны Шишков постоянно сопровождал Государя, писал проекты всех важнейших приказов и рескриптов, которые так вдохновляли армию и общество в годину тяжких испытаний. По окончании войны он был пожалован орденом Александра Невского, причем в Высочайшем рескрипте было сказано: «За примерную любовь к отечеству». Во время заграничного похода Шишков установил связи с западнославянскими учеными (именно Шишков первым получил прозвище славянофил).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/22/de...

Курковский Богородице-Рождественский мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Курковский Богородице-Рождественский мон-рь. Фотография. Нач. XX в. В 1778-1789 гг. (по др. данным - с 1775 по 1793 г.) К. м. возглавлял иеросхим. Манассия, брат Иоанна (Курки). По одной из версий, с 1790 г. руководство скитом принял иером. Иосиф, ранее настоятель Добрушского во имя свт. Николая Чудотворца мужского монастыря . После смерти иеросхим. Манассии скитом руководил иером. Феофан. В 1802-1806 гг. во главе монашеской общины стоял иером. Афанасий, в 1806-1812 гг.- иером. Иоанникий. XIX в. В 1810 г. (1808?) Сабеу (мон. Филарет) построил 1-ю каменную ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (освящена 8 сент. того же года), деревянную колокольню с 3 колоколами (15, 14 и 13 пудов), новые келии, каменные погреба, кухни и др. Как и в XVIII в., К. м. передавали в собственность землю (всего 2075 дес.), иеромонахи Феодосий и Игнатий в разные годы пожертвовали 16 тыс. р. В 1811 г. викарий Молдо-Влахийского Экзархата Димитрий (Сулима) (впосл. архиепископ Кишинёвский) прибыл в Бессарабию и по распоряжению митр. Гавриила (Банулеску-Бодони) открыл в скиту школу ланкастерского типа, в к-рую принимали сыновей не только священников, но также мазил (отстраненных от службы бояр) и царан (крестьян). Школа располагалась за оградой обители. Детей учили чтению и письму, христ. догмам. В 1812-1813 гг. К. м. возглавлял иером. Лукиан, с 12 сент. 1813 г.- архим. (позднее - иеросхимонах) Кирилл. В 1817 г. в обители насчитывалось 77 насельников, в т. ч. архимандрит, 9 иеромонахов, 2 иеросхимонаха, 4 иеродиакона, схимонах, 34 монаха (среди братии было 63 молдаванина, 8 русских, 2 грека, 2 болгарина и 2 серба), в 1819 г.- 47 чел., в т. ч. архимандрит, 9 иеромонахов, 4 иеродиакона, 33 монаха, в 1835 г.- 38 насельников, в т. ч. архимандрит, 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 17 монахов. С 1820 по 1824 (1822?) г. К. м. возглавлял игумен (архимандрит?) Ириней (Нестерович) , с 1822 по 1832 г.- игум. Антоний, с 1832 по 1 июля 1837 г.- архим. Филадельф (Пузина), ректор Кишинёвской ДС и член Кишинёвской консистории, с 19 июля 1837 г. до кон. 1841 г.- игум. Александр (Сервисский), инспектор и учитель философии Кишинёвской ДС, с 20 дек. 1842 г. до кон. 1843 г.- игум. Афанасий (Диницкий), инспектор и преподаватель Кишинёвской ДС, с 30 янв. 1844 г. по 1 апр. 1848 г.- иером. Анастасий (с 27 мая 1845 игумен, с 1846 архимандрит), одновременно инспектор и преподаватель Кишинёвской ДС. В последующие годы монашеской общиной руководил игум. Иннокентий (Синячевский). В это время в К. м. проживали 28 монахов и 28 послушников. Обитель получала содержание от земледелия, садоводства и скотоводства и владела земельным участком в 1,5 дес. Монахи и послушники работали в винограднике, в саду, на пасеке. Часть насельников были сапожниками, скорняками, кузнецами, шорниками, колесниками, портными.

http://pravenc.ru/text/2462301.html

А чтобы видеть, что не один он из православных архипастырей был представителем умеренной, православной мистики, для этого достаточно припомнить, кроме вышесказанного, еще то, что уже в 1793 году, по распоряжению первенствующего члена Святейшего Синода митрополита Гавриила, издана была составленная из разных сочинений отцов и учителей Церкви греческой книга созерцательного направления, известная под заглавием: Добротолюбие, которое представляет собою прекрасный образец чистой, православно-церковной мистики. От Синода тогда же пущены были в широкое употребление и другие творения св. отцов и учителей Церкви мистического направления, каковы творения: Макария Египетского , Исаака Сирина , Иоанна Лествичника , Максима Исповедника , Григория Синаита , Симеона Нового Богослова , Нила Сорского и других. И из современных борцов с ложным мистицизмом были не только такие, как Шишков и Фотий, но и такие как уважаемый всеми и в частности Филаретом Иннокентий Смирнов , скончавшийся в 1819 году епископом пензенскими. Иначе сказать, при всесильном покровительстве мистицизму со стороны правительственной власти, начиная с самого государя, была все-таки запутанность понятий о нем. Вот как высказывается об этом сам Филарет гораздо позже, именно в письме к ректору московской духовной академии Алексию Ржаницыну от 24 ноября 1852 года по поводу составленного в академии жизнеописания преосвященного Кирилла архиепископа подольского, скончавшегося в 1841 году: «удивительно, что сочинитель ставит рядом встречу с учением Фесслера 280 и с другим ложным учением, мистицизмом. Как это рядом с Фесслером: то неужели сочинитель думает, что в академии учили ложному учению мистицизма? Или это он находит в тогдашнем духовенстве вне академии? И понимает ли он дело? Были недоразумения, но их трудно было разобрать и видящему вблизи, а тем более издали. Например, случилось, что когда один предлагал напечатать Добротолюбие и книгу Исаака Сирина , другой возразил: не скажут ли, что это мистическое направление? Но Добротолюбие до сих пор печатается, писания Исаака Сирина печатаны были в «Христианском Чтении» по частям, а теперь хотят напечатать оные вполне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010