Ознакомление с библиографическими сведениями в трудах Д. Н. Бантыша-Каменского („История Малой России“, ч. I; мы пользовались изд. 3-м, М., 1842, стр. XI–XXIV) и И. И. Срезневского („Запорожская Старина“, ч. II, Харьков, 1833, стр. 9-12) убеждает во всяком случае в том, что часть этих источников если и была известна Гоголю, то в „Тарасе Бульбе“ никак не была использована. Так например, в гоголевской повести нет непосредственных отражений чтения „Летописца Малой России“ Ф. Туманского или „Исторического известия о возникшей в Польше унии“ Н. Бантыша-Каменского, на чем настаивают Н. С. Тихонравов, И. М. Каманин, С. Родзевич и др. Н. С. Тихонравов указывает, например (Соч., 10 изд., т. I, стр. 570), что именно у Туманского („Российский Магазин“, 1793, кн. II, стр. 39) мог прочитать Гоголь ответ казаков султану, пожелавшему знать о числе их: „Кто их знает! У нас их раскидано по всему степу: что байрак, то козак“. Однако с этим же ответом (и притом в форме, более близкой к гоголевской), Гоголь мог познакомиться по менее редкой и несомненно читавшейся им „Запорожской Старине“ (ч. I, вып. 2, стр. 23). Из исторических источников наиболее значительными и реально ощутимыми в первой редакции „Тараса Бульбы“ были две книги: „История Русов или Малой России“, приписывавшаяся архиепископу Белорусскому Георгию Конисскому (1718–1795), но составленная, повидимому, Григорием Андреевичем Полетикою (1725–1734) или его сыном Василием (в конце XVIII или начале XIX b.), и „Описание Украйны“ Боплана (СПб, 1832). „История Русов“ была опубликована лишь в 1846 г., но до того в течение нескольких десятилетий ходила по рукам в большом количестве списков. Эта книга пользовалась громадной популярностью среди украинских читателей (см. напр. Kohl, Reisen im Inneren von Russland und Polen, 1841, II, 321 и др.). Широкая популярность „Истории Русов“ выходила и далеко за пределы Украины (вспомним, что „Историей Русов“ в начале 30-х годов интересовался и Пушкин, посвятивший ей статью в „Современнике“ и подготовлявший на основании ее свои заметки по истории Украины).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

878. На заметку (лат.). 879. Понятно, что Кьеркегор ведет речь здесь прежде всего о Гегелевой философии, равно как и о взглядах многочисленных последователей Гегеля. 880. «Созерцание» — у Кьеркегора здесь: «Contemplation»; речь идет, разумеется, о «чистом», «интеллектуальном» созерцании. 881. То есть, стало быть (лат.). 882. «…опосредует и опосредует» — «…medierer og medierer». Кьеркегор, вслед за Гегелем, сближает понятия «снятия» («Aufhebung», «Ophaeven») и «опосредования» («Vermittlung», «Mediation»), считая именно «опосредование» истинным ядром спекулятивной философии. 883. Источник отсылки не установлен. 884. В черновике вариант: «…опосредовать христианство и [спекулятивную] философию…» (Pap III В 42.2. [Без даты] 1841 г.). 885. Отсылка к детской считалочке, где в конце говорится: «Ты пропустил этого… как маленькое испанское «s»» («Du slap en… som et lille spansk Es»). 886. Игра слов: «излюбленная философия нынешнего времени» («Tidens YndlingsPhilosophi») и «подростковая философия нынешнего времени» («Tidens YnglingsPhilosophi»). 887. Здесь и далее у Кьеркегора «момент» («Moment») употребляется именно в гегельянском смысле, то есть как некий исчезающе–малый элемент, часть какогото общего единства. 888. Здесь Кьеркегор употребляет именно слово «Modsaetning» («контраст», «оппозиция», «противоположность»), а не «противоречие» («Modsigelse»), сразу же переводя разговор из плоскости чисто эпистемологической в онтологическую. 889. Свобода выбора (дат.), то есть свободная воля, понимаемая как способность выбирать, как некая «абстрактная», «негативная свобода». 890. «Корневое зло» («radikalt Onde») — понятие, которое использовал Иммануил Кант в своем трактате «Религия в границах чистого разума» (1793) (Kant I. Religion innerhalb der Grenzen des blossen Vernunft). В «Понятии иронии» Кьеркегор уже назвал эту концепцию «всего лишь мифом». 891. Опятьтаки чисто гегельянский термин; введен Гегелем в Предисловии к его «Лекциям по философии истории» («Vorlesungen iiber die Philosophic der Geschichte»).

http://predanie.ru/book/219811-ili-ili/

32 Древних богословов стали упрекать в том, будто они руководились преимущественно догматическими предубеждениями, между тем как говорившие это сами оказались виновными в таковом же пристрастии, только в другом отношении, как то показывают особенно исследования о подлинности священных книг. 33 Что Ветхий и Новый Завет суть откровение единого Бога, дело единого Духа, книга содержащая одну историю, и как плодотворно было бы правильно понять и представить, в чем состоит внутреннее единство обоих заветов при их различии, определить в различии единство и в единстве различие, – соображения подобного рода были совершенно чужды духу этого нового времени. 34 Отметим кратко важнейшие из новых трудов по части ветхозаветной Исагогики: I. G. Eichhorn Einleitung in das A. Т. Leipzig. 1780. 1783. 3 Thle (с введением в апокрифические книги Ветхого Завета Leipz. 1795) 3-te Aufl. 1803. 4-te 1.823–24 в 4 х частях; труд отличающийся умною обработкою и изложением, но с особенным пристрастием к гипотезам. (Ветхий завет здесь является как человеческое только произведение, хотя автор в вопросе о подлинности руководится этим взглядом менее своих последователей). Далее шел в неологическом направлении Бертольдт (L. Bertholdt) в своем историко-критическом Введении в канонические и апокрифические книги Ветхого и Нового Завета (Erlang. 1812–1819. 6 Thle. 8), сочинении, главное достоинство которого составляет богатая литература предмета. Еще далее, и может быть далее всех прочих писателей по части общей Исагогики, провел исторический скептицизм В. М. Л. де-Ветте в своем Lehrbuch der historisch–kritischen Einleitung in die canonischen und apocryphischen Bücher des A. T; сочинение это отличается точностью и богатым собранием материалом, но по своему направлению возбудило недовольство даже в среде единомысленных писателей. (Berl. 1817. 4-te Ausg. 1833. 5-te 1841. 6-te 1845. 7-te 1852). Из католических сочинений J. Яна (Iahn) Einleitung in die göttlichen Bücher des A. B. Wien 1793. 8. 2 ganz umgearbeitete Ausg.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

2 М. 1822. 3 М. 1832. 4 М. 1840. 5 М. 1851. 6 М. 1856. 7 М. 1880. 8 М. 1902. воспроизв. 1-го изд.: La Philocalie slavonne de Paissy Velitchkovsky. Reprod. anastatique intégrate de l’edition princeps: Moscou 1793/Soignée et presentée par Dan Zamfirescu. Bucarest 1990. 1187. 8 изд.: M. 2001. 1–2. Прил. 2. 526–533: Говорун С. Из истории «Добротолюбия " ]. 450 . Адриан, иером., подвижник Югской Дорофеевой пустыни. Руководство к духовной жизни или переписка с разными лицами в вопросах и ответах. СПб. 1861. М.; Рига 1995. 351. [Основа и частая тема поучений Адриана – «Добротолюбие». См. также о сем подвижнике: 9 .1319]· 451 . Говорун С. Н. Из истории «Добротолюбия»//ЦиВ 2001. 1(14). 262–295. 452 . Citterio Elie. La scuola filocalica di Paisij Velichkovski e la Filocalia di Nicodimo Hagiorito. Un confronto//AdB 7 .174). 179–207. 453 . Tachiaos A.-E. N. De la Philocalia au Dobrotoljubië la création d’un «Sbornik»//Cyrillomethodianum. 1981 5. 208–213. 454 . Tachiaos A.-E. N. Le rôle de la Philocalie grecque et slave dans les renouveaux spirituels du XVIII siècle//TO ELLHNIKON. Studies in Honor of Speros Vryonis, Jr. New Rochelle, N. Y. 1994. 2: Byzantinoslavica, Armenica, Islamica, the Balkans and Modem Greece. 86–108. 455 . Tachiaos А.-Е. N. La creazione della «Filocalia» e il suo influsso spirituale nel mondo greco e slavo//NS 9 .308). 227–249. 456 . Tarnanidis I. Les derniers créateurs de «Sborniki»//Cyrillomethodianum. 1981. 5. 214–217. См. также 9 .848. Серафим Саровский Прохор Сидорович Мошнин, 19.07.1759 – 2.01.1833, канониз. 19.07.1903, пам. 2 янв., 19 июля: НКС 2. 452–458; 3. 600–604 Жития и житийная литература 457 . [Сергий, иером.] Краткое начертание жизни старца Саровской пустыни, схимонаха и пустынника Марка. М. 1839. [Здесь же помещены «Духовные наставления старца Серафима» – первая известная публикация, посвященная преп. Серафиму]. 458 . [Сергий, иером.] Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника. М. 1841. [Первое житие преп. Серафима].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Ознакомление с библиографическими сведениями в трудах Д. Н. Бантыша-Каменского («История Малой России», ч. I; мы пользовались изд. 3м, М., 1842, стр. XI–XXIV) и И. И. Срезневского («Запорожская Старина», ч. II, Харьков, 1833, стр. 9–12) убеждает во всяком случае в том, что часть этих источников если и была известна Гоголю, то в «Тарасе Бульбе» никак не была использована. Так например, в гоголевской повести нет непосредственных отражений чтения «Летописца Малой России» Ф. Туманского или «Исторического известия о возникшей в Польше унии» Н. Бантыша-Каменского, на чем настаивают Н. С. Тихонравов, И. М. Каманин, С. Родзевич и др. Н. С. Тихонравов указывает, например (Соч., 10 изд., т. I, стр. 570), что именно у Туманского («Российский Магазин», 1793, кн. II, стр. 39) мог прочитать Гоголь ответ казаков султану, пожелавшему знать о числе их: «Кто их знает! У нас их раскидано по всему степу: что байрак, то козак». Однако с этим же ответом (и притом в форме, более близкой к гоголевской), Гоголь мог познакомиться по менее редкой и несомненно читавшейся им «Запорожской Старине» (ч. I, вып. 2, стр. 23). Из исторических источников наиболее значительными и реально ощутимыми в первой редакции «Тараса Бульбы» были две книги: «История Русов или Малой России», приписывавшаяся архиепископу Белорусскому Георгию Конисскому (1718–1795), но составленная, повидимому, Григорием Андреевичем Полетикою (1725–1734) или его сыном Василием (в конце XVIII или начале XIX b.), и «Описание Украйны» Боплана (СПб, 1832). «История Русов» была опубликована лишь в 1846 г., но до того в течение нескольких десятилетий ходила по рукам в большом количестве списков. Эта книга пользовалась громадной популярностью среди украинских читателей (см. напр. Kohl , Reisen im Inneren von Russland und Polen, 1841, II, 321 и др.). Широкая популярность «Истории Русов» выходила и далеко за пределы Украины (вспомним, что «Историей Русов» в начале 30х годов интересовался и Пушкин, посвятивший ей статью в «Современнике» и подготовлявший на основании ее свои заметки по истории Украины).

http://azbyka.ru/fiction/mirgorod-nikola...

—566— ночь». 1791 По словам одного очевидца, в каком-то городе все женщины и девушки без исключения «тряслись и пророчествовали публично на улицах». 1792 Экстатические речи Севеннских пророков были в общем довольно стереотипны. Обыкновенно они говорили: «Исправьтесь, покайтесь, мои братья! Близок конец мира: общий суд будет через три месяца. Покайтесь в великом грехе, который вы совершили, посещая мессу! Моими устами говорит св. Дух». 1793 Убежденные в присутствии в них св. Духа, камизары считали себя неуязвимыми для пуль и смело шли навстречу королевским войскам. Получившие св. Духа сообщали Его другим посредством дуновения в уста. 1794 —567— В Швеции, между жителями деревень центральной части королевства, главным образом, среди девушек, обнаружилось в 1841 году, а в 1842-м особенно распространилось эпидемическое религиозное движение, получившее в народе название «проповеднической болезни». Больные массами впадали в религиозно-экстатические состояния, сопровождавшиеся конвульсивными телодвижениями. Бывали случаи, когда, в приступах возбуждения, «они лаяли как собаки, выли как волки, прыгали, танцевали, катались по земле, некоторые читали молитвы, кланялись до земли, причем слезы струились по их щекам». 1795 С ослаблением или прекращением судорог, у них обнаруживалась «неудержимая говорливость» (loquacité irrésistible). 1796 «Попытки силою подавить импульсивно вырывавшиеся звуки, для чего некоторые больные зажимали рот и нос, нисколько не помогали». 1797 Речи их, или «голоса» (rop, немецкое Ruf, зов, клик) 1798 по содержанию носили религиозный характер: состояли из увещаний к покаянию и обращению, из обличений всего безнравственного, особенно пьянства; нередко в них говорилось против танцев, игр, предметов наряда (блестящих гребней, пуговиц, ушных серег, красных одежд и т. п.); рассказывалось о видениях и предвещался скорый конец мира и страшный суд. Свои экстати- —568— ческие речи они «выдавали за непосредственные внушения св. Духа». 1799 Означенная шведская экстатическая эпидемия, по существу, была не чем иным, как «религиозным возрождением» (revival), с резко выраженным болезненным характером.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В конце 1793 года Крылов покинул Петербург. Чем он занимался с 1794 по 1796 год – практически неизвестно. В 1797-м исполняет должности секретаря князя С.Ф.Голицына и учителя его детей. В имении Зубриловка Иван Андреевич продолжает  вести своенравную жизнь. Достоянием истории стал рассказ о том, как будущий баснописец попробовал жить «как Адам». Для этого он перестал стричься, бриться, отрастил ногти и ходил в «натуральном виде». Князь, по-видимому, очень благоволил к своему секретарю и потому взял его с собой в Ригу, куда был назначен генерал-губернатором. Не утаить как шило в мешке и то, что признанный гений басни был профессиональным картежником. Карты могли и накормить его, и довести до нищеты. Неизвестно, отличался ли он недобросовестными трюками, однако в одно время Крылов попал в списки «персон нон-грата» обеих столиц именно из-за этого своего увлечения. Итак, более чем на 10 лет Иван Андреевич оставляет вообще мир искусства (если не считать домашних сочинений для воспитания детей Голицына). Когда началась главная часть жизни баснописца Главная часть жизни начинается в 1806 году. Возвращение на «большую сцену» происходит благодаря удачным переводам лафонтеновских басен «Дуб и трость», «Разборчивая невеста» и «Старик и трое молодых». Положительный отзыв поэта и баснописца Ивана Ивановича Дмитриева прокладывает дорогу переводам в  журнал «Московский зритель». Через 3 года публика встречает уже сборник басен – 23 произведения. 1809 становится годом народного признания. Крылов при жизни  занимает свое место в истории русской литературы. Хоть государственная служба никогда его не прельщала, баснописец устраивается сначала в Монетный департамент, затем в Императорскую публичную библиотеку, где работает с 1812 по 1841 гг. Все это происходит благодаря покровительству семьи Олениных, которые, кстати, весьма заботились о том, чтобы переменчивый Крылов не забросил басни… Несмотря на то, что творческая «плодовитость» писателя была непостоянна, еще при его жизни издано почти 80 тысяч экземпляров сборников басен. Тиражи были рекордные. Прижизненная популярность была сравнима с оной Пушкина или Гоголя. Как Крылов чуть не женился

http://pravmir.ru/russkiy-ezop-12-faktov...

В 1790 г. бывш. иезуит пресв. Пьер Жозеф Пико де Клоривьер с разрешения Парижского архиеп. Антуана де Жюинье создал Об-во священников Сердца Иисуса и принял в него неск. бывших И., но его деятельности помешала Французская революция 1789-1799 гг. В 1794 г. в Эгенховене (Бельгия) бывш. воспитанники иезуитской коллегии Ф. Турнелли и Ш. де Брой организовали Об-во Святейшего Сердца Иисусова, задачей которого было восстановление ордена И. В 1799 г. ок. 50 его членов присоединились к Об-ву веры в Иисуса (или Об-ву отцов веры), к-рое было основано в 1797 г. в Риме группой мирян во главе с Н. Пакканари с разрешения кард. Джулио делла Самалья. Впосл. большинство членов этих Об-в влились в восстановленный орден И. Восстановление ордена Практически сразу после запрета ордена с одобрения пап предпринимались попытки восстановить Об-во Иисуса. В 1792 г. Пармский герц. Фердинанд I, изменивший свое отношение к И., принял решение возобновить работу бывш. коллегий И. в герцогстве Пармском. Благодаря тому что Об-во Иисуса фактически продолжало существовать в Российской империи, в 1793 г. по просьбе герц. Фердинанда была организована вице-провинция ордена, подчинявшаяся генеральному викарию И. в Белоруссии. Однако после присоединения Пармы к Франции деятельность И. была ограничена, в 1806 г. они вновь были изгнаны из герцогства. В 1804 г. по инициативе кор. Фердинанда IV и с разрешения папы Римского Пия VII были восстановлены провинции И. в Королевстве обеих Сицилий (Неаполь, Палермо), подчинявшиеся генералу ордена И. в России, но в 1806 г. их деятельность была также прервана франц. оккупацией. По окончании наполеоновских войн на волне Реставрации 7 авг. 1814 г. папа Пий VII буллой «Sollicitudo omnium ecclesiarum» объявил о повсеместном восстановлении Об-ва Иисуса. XIX - нач. XXI в. К 1841 г. орден насчитывал 3563 чел., а в 80-х гг. XIX в.- более 10 тыс. Орден получил распространение в США, где И. основали 22 ун-та. В других странах, в частности в Испании, Португалии, Франции, дальнейшая история Об-ва Иисуса представляла собой череду периодических запретов и их отмен.

http://pravenc.ru/text/293585.html

Во время Французской революции генеральный настоятель конгрегации Жан Фелис Кайла де ла Гард (1788-1800) был депутатом от духовенства в Национальном собрании Франции и в 1790 г. голосовал против принятия Гражданской конституции духовенства, вводившей во Франции новое церковное деление, выборы епископов, обязательную присягу клириков и монахов на верность республике в присутствии муниципальных властей и т. д., после чего был изгнан из страны и уехал в Рим. Семинарии и обители Л. во Франции были закрыты и разорены; члены конгрегации (более 800 чел.) изгнаны или арестованы. В 1792-1799 гг. более 30 Л. были казнены или погибли в тюрьмах. В сент. 1792 г. в семинарии св. Фирмина мученически погибли ректор Луи Жозеф Франсуа и Жан Анри Грюйе. В 1793 г. приорат св. Лазаря был превращен в тюрьму. В 1799 г. конгрегация Л. прекратила существование во Франции, но в 1804 г., после заключения конкордата между Францией и Папским престолом, деятельность Л. была возобновлена эдиктом имп. Наполеона I Бонапарта. В 1814 г., после восстановления на франц. престоле династии Бурбонов, это было подтверждено кор. Людовиком XVIII. В 1827 г. папа Лев XII с целью положить конец конфликту между генеральными викариями Л., находившимися в Риме и в Париже и претендовавшими на главенство, назначил генеральным настоятелем конгрегации Пьера де Вайи; резиденцией Л. стал особняк Лоржа в Париже (ул. Севр, 95). 25 апр. 1830 г. в часовню при новой резиденции были перенесены мощи католич. св. Венсана де Поля, в торжественной церемонии принял участие франц. кор. Карл X. Постепенно Л. восстановили свои позиции. Росту влияния конгрегации способствовало появление в 1832 г. чудотворного медальона, отчеканенного на основании откровений монахини конгрегации дочерей милосердия католич. св. Екатерины Лабуре . В 1816 г. была основана миссия Л. в США; в 1835 г. оформилась Американская пров. Л. Открылись новые миссии Л. на Ближ. Востоке; в 1838 г. основана Ближневосточная пров. Л. В 1841 г. пресв. Эжен Боре (в 1874-1878 генеральный настоятель Л.) добился для членов конгрегации разрешения работать в Персии и основал Восточную школу.

http://pravenc.ru/text/2462507.html

Использование Одоевским легенды отнюдь не означает, что он верил в ее достоверность. Версия его устраивала как художественная деталь, как романтическое яредание, вполне соответствующее поэтике романтической новеллы, посвященной не внешней, а внутренней биографии Бетховена. 9 ...на известную песню гетева Мефистофеля... - Имеется в виду " Песня о блохе " , первые два стиха которой далее приводятся. Это - единственное произведение Бетховена, написанное по мотивам " Фауста " . Песня датируется примерно 1789-1790 гг. 10 ...таинственную мелодию - Песня Миньоны из романа Гете " Ученические годы Вильгельма Мейстера " (1793-1796) положена Бетховеном на музыку в 1809 г. 11 Это симфония Эгмонта... - Музыку к драме Гете " Эгмонт " (1788) Бетховен начал писать в 1809 г., а 15 июня 1810 г. она была впервые исполнена. Драма Гете привлекла Бетховена не только литературными достоинствами, но и злободневностью звучания: ее сюжет - борьба Эгмонта против чужеземного владычества - ассоциировался для Бетховена с современным положением его родины, находившейся под властью Наполеона. 12 ...хорошо сказано; но нужно обрабатывать наш сад. - Этими словами Кандида, героя одноименной повести Вольтера (1759), заканчивается повесть. 13 ...но она вас раздражает... - Сходные мысли о музыке Бетховена высказывал позднее Л. Толстой в " Крейцеровой сонате " . Герой повести, имея в виду сонату Бетховена, говорит: " Говорят, музыка действует возвышающим душу образом, - вздор, неправда! Она действует, страшно действует, я говорю про себя, но вовсе не возвышающим душу образом. Она действует ни возвышающим, ни принижающим душу образом, а раздражающим... " (Толстой Л. Крейцерова соната, XXIII). 14 ...издавался журнал " L " educateur " г. Рокуром. - Имеется в виду " L " educateur, journal de l " Institut de la morale universelle " ( " Воспитатель " , журнал Института всеобщей нравственности - франц.), издававшийся полковником Рокуром (Raucourt) в Париже в 1836-1841 гг. 15 ...как говорит Парацельзий в одном забытом фолианте. - Источник цитаты не обнаружен; Парацельс(ий) Филипп Аврелий Теофраст (1493-1541) знаменитый врач, мистик, алхимик, родом из Швейцарии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010