Известно значение в жизни древней русской Церкви общины, мира, веча. На греческом Востоке турецкое иго заставило иерархию искать себе опоры в народе, как «защитнике благочестия». То же было и у нас, в южнорусской Церкви, хотя здесь и высказывались опасения в том смысле, что миряне, слишком близко припущенные к делам Церкви и начитавшиеся правил, «сами себе закон бывают». В православных Церквах Австро-Венгрии мирской элемент получил даже преобладающее (по крайней мере – численно) значение в церковном и – в частности – епархиальном управлении, в ущерб канонам. Замечательно при этом, что учёный и благочестивый канонист, митрополит австрийских румын Андрей Шагуна , всё-таки усматривает в развитии такого церковного строя, что «свет Евангелия и правил Церкви успел рассеять мрак абсолютизма, который лишает христиан всяких церковных прав, осуждая их, как бесправную массу народа, на слепое послушание властительским повелениям». Глубокие перемены, происходящие в русской жизни, несомненно, и у нас ставят на очередь вопрос о деятельном участии мирян в церковной жизни. На справку можно привести пример из прошлого Самарской епархии. По правилам для съездов духовенства по благочиниям 1867 года, на эти съезды могут быть приглашаемы учителя народных школ, церковные старосты и председатели попечительств; члены приходских попечительств допускаются, по желанию их, с правом совещательного голоса, а также и все желающие из православных – без права голоса. Связующим и направляющим началом церковного управления является церковная власть. В епархиальном управлении носитель власти есть епископ, ответственный в порядке управления перед высшей иерархической властью; такая власть есть собор епископов. Пресвитерство в своём целом составляет совет при епископе. Отдельные пресвитеры и другие клирики получают от епископа полномочия должностных лиц для определённых действий по церковному управлению. Православный народ присутствует при осуществлении церковной власти. Он поддерживает церковную власть своей верой и благочестием и являет своё согласие с действиями церковной власти, направленными ко благу Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме епископов и папских чиновников в мантиях, на соборе вовсе не дано было участия представителям богословской науки, которым отводит так много места Тридентский собор (не в счет были отдельные богословы, привезенные в качестве консультантов, – таков был проф. Фридрих, приехавший с арх. Гогенлоэ). Вообще последовательно было устранено всякое участие мирян, прямое или посредственное, хотя бы только с совещательным голосом, хотя бы только в комиссиях. Требовался послушный состав, который был бы, кроме общей церковной дисциплины, связан еще прямой зависимостью в порядке канонического подчинения. Что касается самого делопроизводства на соборе, то уже сказано что булла о созыве собора не содержала никаких указаний о действительном предмете обсуждения, а внесенная в декабре 1869 г. «схема» также не позволяла еще его предугадать. Нужна была инсценировка той видимости, что новый догмат, ради которого собор и созывался, как показало его дальнейшее течение, является голосом идущим снизу, от паствы. Однако, уже одно опасение, что внесен будет догмат о непогрешимости папы, вызывало величайшее волнение и протесты в католических кругах, начиная с 1867 года, но реально с его опасностью, по-видимому, все-таки не считались. В «shema constitutionis dogmaticae de ecclesia», внесенной на собор с прямого соизволения папы, IX глава de ecclesiae infallibilitate, излагающая учение о непогрешимости церкви, даже не упоминает о папе. 39 Глава XIderomanipontificisprimatu также ничего не содержит о папской непогрешимости. Такое умолчание в данный момент, конечно, непонятное и соблазнительное по существу, было делом сознательного расчета, заранее установленный механизм работал с точностью часов. Уже в начале январе 1870 г. последовала петиция к папе по инициативе епископов Мартина и Сенестрея, сразу получившая большинство членов собора и тем предрешившая вопрос до обсуждения. В ней шла речь о провозглашении высшего и непогрешимого авторитета папы в делах веры. На это последовала немедленно контр-петиция 46 членов собора из Австро-Венгрии и Германии (к которым присоединились 38 французских епископов, 27 американских, 17 восточных и 7 итальянских) 40 с просьбой не допускать этого вопроса до обсуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАГРЕБ [хорват. Zagreb; нем. Agram; венг. Zágráb], столица Республики Хорватии, центр католич. архиеп-ства. Из 1,6 млн чел., проживающих на территории архиеп-ства, 1,4 млн - католики (An. Pont. 2008. P. 827). История города Впервые ряд поселений (Градец, Каптол) на р. Сава, объединенных в нач. XVII в. под названием Загреб, упоминается в грамоте Эстергомского архиеп. Фелициана (1134) в связи с основанием здесь епископской кафедры в 1094 г. Резиденция епископа находилась в поселении Каптол (от лат. Capitul). С X в. эти земли входили в состав Хорватского королевства (см. ст. Хорватия ). В 1557 г. З.- главный город Хорватии и Славонии. В 1776 г. из Вараждина в З. перенесли заседания хорватского королевского вече, при австр. имп. Иосифе II (1765-1790) город стал центром Вараждинского и Карловацкого генеральства, в 1867 г.- главным городом Хорватии в составе Транслейтании. 29 окт. 1918 г. в З. было провозглашено создание независимого от Австро-Венгрии Гос-ва словенцев, хорватов и сербов (с 1 дек. 1918 Королевство сербов, хорватов и словенцев). В 1941 г. З.- центр созданного фашистами на территории Хорватии и частично Боснии и Герцеговины Независимого гос-ва Хорватия (НГХ); 8 мая 1945 г. после освобождения от фашистов - столица республики Хорватии в составе Федеративной Народной Республики Югославии (ФНРЮ, затем Социалистическая Федеративная Республика Югославия), с 25 июня 1991 г.- столица независимой Республики Хорватии. Архиепископство В 1094 г. венг. кор. Владислав I (Ласло) воспользовался смутой в Хорватском королевстве и захватил Славонию. Для укрепления венг. влияния в междуречье Савы и Дравы он основал в З. кафедру в составе архиеп-ства Эстергом . Первым епископом был поставлен чеш. пресв. Дух, с его именем связывают неск. сохранившихся литургических книг. В результате заключенной в 1102 г. между Венгерским и Хорватским королевствами унии Загребская кафедра с 1180 по 1852 г. находилась под юрисдикцией венг. Калочайской митрополии. В XII в. в З. началось строительство кафедрального собора во имя венг. кор. св. Стефана I , к-рый был освящен в 1217 г. еп. Степаном I (1215-1225) в присутствии венг. кор. Эндре II (1205-1235). В 1220 г. здание собора сильно пострадало при пожаре, в 1242 г.- от набега татар, богослужения совершались в капелле св. Стефана Первомученика (ее строительство было завершено в 1250; в наст. время часть комплекса архиепископского дворца). В 1258 г. папа Римский Александр IV разрешил еп. Филиппу (1248-1262) построить новый собор в честь Успения Пресв. Богородицы и во имя венг. кор. св. Стефана I в более защищенном месте (строительство продолжалось до XVI в.).

http://pravenc.ru/text/182461.html

Отношение к нему Сербской Церкви и современное положение во Всемирном Совете Церквей». Высокопреосвященнейший Митрополит Амфилохий начал с того, что он перенял любовь и уважение к митрополиту Антонию (Храповицкому), основателю Русской Православной Церкви Заграницей от своего аввы преподобного Иустина Поповича. Он также с любовью вспомнил ряд русских преподавателей, у которых он учился богословию. Митрополит Амфилохий сказал, что Сербия веками была раздираема внешними и внутренними врагами. К великому сожалению, не исключено, что будет потеряна святая сербская земля, «сербский Иерусалим» – Косово. Докладчик вспомнил церковные смуты сербской старины, связанные с Печской Патриархией и Карловацкой митрополией в Австро-Венгрии в 18-19 веках. С 1766 по начало 20 века царил канонический беспорядок. Церковь в центральной Сербии получила от Вселенского Патриарха автокефалию лишь в 1867 году. Тем не менее, духовная жизнь народа продолжалась и Церковь была жива. Вторая мировая война принесла сербскому народу новые и более страшные испытания. Многие епископы и священники пострадали. В Ясиновице фашисты-униаты казнили 80 тысяч сербов. В это же время коммунисты убили 115 священнослужителей Сербской Православной Церкви. Положение Сербской Православной Церкви и сербской диаспоры в 20 веке напоминает положение Российской Православной Церкви и русской диаспоры. Сербские патриархи в коммунистическом периоде были избраны не без влияния властей. Это вызвало у многих сербских иммигрантов недоверие к Церкви в Югославии. В 1960-х годах произошел раскол, который продлился до 1992 г. В это время были совершены в Сербской «Свободной» Церкви ряд сомнительных епископских хиротоний. Но новый сербский патриарх Павел проявил крайнее снисхождение и любовь и признал эти хиротонии, благодаря чему раскол был преодолен, а евхаристическое общение – восстановлено. После живого обмена мнениями по поводу первого сообщения митрополита Амфилохия, высокий гость перешел к следующей теме – об отношении Сербской Церкви к экуменизму. Докладчик сказал, что в 1966 г. Сербская Православная Церковь стала последней из Поместных Церквей, ставшей членом Всемирного Совета Церквей. В 1997 году епископ Рашко-Призренский Артемий выступил с докладом, в котором рекомендовал Сербской Церкви выйти из ВСЦ на том основании, что эта организация все меньше интересуется межхристианским диалогом и все больше исповедует синкретическую идеологию. Сербская Церковь пока остается во ВСЦ, чтобы не потерять возможность вести диалог с внешним миром на благо сербского народа. 09/05/2006 Смотри также: Новости    версия для печати Также в этом разделе:

http://pravoslavie.ru/news/060509182643....

– 1906. – 26, 209 с. Вып. 3, 4, 5: Послания св. Апостола Павла к коринфянам 2-е, к галатам и к ефесянам по основным спискам четырех редакций рукописного славянского Апостольского текста с разночтениями из пятидесяти шести рукописей Апостола XII-XVI веков. – 1908. – 396 с. разд. паг. 412 . Древний славянский перевод Апостола и его судьбы до XV века: Опыт исследования языка и текста славянского перевода Апостола по рукописям XII-XV веков. – М.: Унив. тип. (М. Катков), 1879.–344, 4 с. 413 . Евангелие от Марка по основным спискам четырех редакций рукописного славянского Евангельского текста с разночтениями из ста восьми рукописей Евангелия XI-XVI веков. – Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1894. – 404, IV с. 414 . Из церковной жизни южных славян: 1–6. – Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, – Отт. из: Богослов, вестник. – 1893–1896. Из церковной жизни болгар. – – 38 с. Из церковной жизни сербов. – – 45 с. Из церковной жизни черногорцев. – – 20 с. Православная славянская Церковь в Боснии и Герцеговине. – – 44 с. Православная славянская Церковь в Австро-Венгрии. – 11896]. – 33 с. То же. – – 86 с. 415 . История славянского перевода Символа веры . Соч. А. Гезе-на. СПб., 1884: Рец. – [СПб.]: Тип. Имп. Акад. наук, Ценз. 1886. – 17 с. – Из: Отчет о двадцать восьмом присуждении наград графа Уварова... 416 . К вопросу о новом пересмотре славянского перевода Библии//Богослов, вестник. – 1903. – Янв. – С. 226–246. 417 . К вопросу о славянском переводе Евангелия: Критическая заметка. – СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1886. – 41 с. 418 . Кирилло-Мефодиевский славянский перевод Библии//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1885. – Май. 419 . Ломоносов и Московская Славяно-греко-латинская Академия: (К 125-летней годовщине Ломоносова): Речь, произнесенная на публичном акте Московской Духовной Академии 1 окт. 1890 г. – М.: Тип. Волчанинова, 1891. – 112, 32 с. 420 . Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Труд святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси. Фототипическое издание Леонтия, митрополита Московского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первая епархия на Американском континенте была создана на Аляске в 1840 году и канонически зависела от русского Святейшего Синода в Санкт-Петербурге. Она в церковном отношении осталась в Русской Церкви и после продажи Аляски Соединенным Штатам в 1867 году, когда она распространила свою юрисдикцию и деятельность на весь континент, центр же ее был перенесен в Сан-Франциско (1872), а затем в Нью-Йорк (1903). Главная особенность этой епархии в том, что она всегда была многонациональной и многоязычной. В ее среде иммигранты из Российской империи составляли очень незначительное меньшинство. Она всегда именовала себя миссией – сначала миссией среди народностей Аляски, у которых было свое, туземное духовенство и богослужение на своем языке, а затем среди славянских «униатов», иммигрантов из Австро-Венгрии, сотнями и тысячами возвращавшихся в Православие, основываясь в Америке. Эта епархия принимала иммигрантов всех стран. В Нью-Йорке был хиротонисан викарным епископом араб Рафаил Хававини. В 1905 году архиепископ Тихон представил Санкт-Петербургскому Святейшему Синоду доклад, содержавший предложение создать независимую американскую Церковь , которая признавала бы при этом национальный характер различных этнических групп. 667 Не идеализируя картину (ибо были, конечно, и несуразности, и недостатки), можно сказать, что линия поведения этой первоначальной православной епархии Америки была в то время верна, по крайней мере по своим намерениям, истинно соборному аспекту церковной миссии. Православная миссия в Америке распалась только после русской революции. Новые волны иммигрантов объединялись церковно на чисто этнических принципах, несмотря на некоторые пророческие голоса, например Вселенского патриарха Мелетия Метаксакиса, который в 1921 году в своем обращении при возведении на кафедру говорил об установлении «Американской Православной Церкви». 668 Предварительным условием осмысленного свидетельства Православия на Западе, особенно в Америке, является преодоление на деле этнических разделений и совместная деятельность единой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/pravos...

Неведенский. Катков и его время. СПб., 1888, стр. 280–281). 424 …я понимаю абсолютизм, конечно, не по-кошелевски — Кошелев А. И. (1806–1883) — публицист славянофильского направления, считал необходимым создание совещательного земского собора при царе, но был против парламентской системы. 425 Горчаков А. М. (1798–1883) — русский дипломат и государственный деятель, с 1867 года — государственный канцлер. 426 Возятся со славянским вопросом…— обсуждение в русской публицистике положения славян в Австро-Венгрии и Турции. 427 …как леди Макбет…— В трагедии Шекспира «Макбет» леди Макбет говорит: «Все еще пахнет кровью. Все ароматы Аравии не омоют этой маленькой руки» (действ. V, явление 1. Перевод А. Кронеберга). 428 …она дошла по книжке Пельтана. — Имеется в виду книга Э. Пельтана (1813–1884), французского либерального журналиста «Хартия домашнего очага» (1864). 429 Почтовый люстратор — по воспоминаниям Лескова («Нескладица о Гоголе и Костомарове (Историческая поправка)», «Петербургская газета», 1891, человека с подобной визитной карточкой он встречал в молодости в Киеве: «Статский советник Блюм. Киевский почтовый люстратор». Здесь у Лескова, по-видимому, ошибка памяти или намеренная игра слов. Люстратор — это чиновник при палате государственных имуществ в западных губерниях России (1830–1860 годы), который занимался люстрацией (переписью и учетом земельных угодий и хозяйственного инвентаря). Никакого отношения к перлюстрации (то есть к вскрытию частной корреспонденции) люстратор не имел. 430 Перлов — прототипом для этой фигуры повести послужил (см. А. Лесков. Жизнь Николая Лескова. М., 1954, стр. 115) генерал-лейтенант Степан Александрович Хрулев (1807–1870) — прославленный герой Севастопольской обороны. Чин генерал-лейтенанта получил в 1853 году за взятие крепости Ак-Мечеть в Средней Азии. В войну 1853–1856 годов отличился при осаде крепости Силистрия на Дунае. Как участник обороны Севастополя показал себя решительным и беззаветно храбрым воином. У Лескова Хрулев выведен под собственным именем в рассказе «Морской капитан с Сухой Недны» («Яхта», 1877, февраль — март) и в его переделке «Бесстыдник» (наст.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

привилегированных сословий. Лица духовного сословия получили возможность полноценного участия во всех сторонах жизни России, доступ в духовное сословие был открыт лицам всех сословий. В 1867-1869 гг. был принят ряд уставов духовных учебных заведений. В царствование А. началось издание ряда правосл. журналов, «Епархиальных ведомостей» практически во всех епархиях, что привело к возрождению интереса общественности к нуждам Церкви. После длительного перерыва (1826-1858) настоянием свт. Филарета (Дроздова) была возобновлена работа над переводом Свящ. Писания на рус. язык, к-рая завершилась изданием нового перевода Библии в 1876 г. В 1864 г. А. утвердил «Правила» о старообрядцах. Старообрядческим толкам, лояльным к светской власти, дозволялось свободно отправлять богослужение, открывать школы, занимать общественные должности, выезжать за границу. По существу произошла легализация «раскола» и прекратились гонения на старообрядцев, происходившие при имп. Николае I. Приоритетами европ. политики А. были восточный вопрос и пересмотр итогов Крымской войны, обеспечение общеевроп. безопасности. А. ориентировался на союз с центральноевроп. державами - в 1873 г. был заключен «Священный союз трех императоров», Австро-Венгрии, Германии, России. В царствование А. была завершена Кавказская война (1817-1864), присоединена значительная часть Туркестана (1865-1881), установлены границы с Китаем по рекам Амур и Уссури (1858-1860). Благодаря победе России в войне с Турцией (1877-1878), проводившейся Россией для оказания помощи единоверным слав. народам в их освобождении от тур. ига, получили независимость и начали суверенное существование Болгария, Румыния и Сербия. Победа была одержана во многом благодаря воле А., настоявшего в самый трудный период войны на продолжении осады Плевны, что способствовало победоносному ее завершению. В Болгарии А. почитается как Освободитель. Кафедральным собором Софии является храм-памятник св. блгв. вел. кн. Александра Невского (небесного покровителя А., см.

http://pravenc.ru/text/64318.html

Массовой была и миграция карпатороссов из Австро-Венгрии. В период с 1891 года до Первой мировой войны с Русской Православной Церковью в Америке воссоединилось около 120 униатских карпаторосских приходов. К 1918 году Американская епархия, объединявшая к тому времени до 300 тысяч верующих, располагала четырьмя викариатствами — Аляскинским, Бруклинским, Питтсбургским и Канадским, насчитывала три миссии (Албанскую, Сирийскую, Сербскую), 271 храм, 51 часовню, 31 благочиние, 257 священнослужителей, около 60 братств; имела Свято-Тихоновский монастырь в Саут-Канаане, штат Пенсильвания, сиротский приют при монастыре, духовную семинарию, церковные школы; располагала собственными печатными изданиями. Эти данные важны для исторического сравнения, так как до 1918 года никаких епархиальных греческих структур в Америке не было вовсе. Распространение Православия в Америке и греческая диаспора Греческих колоний, в силу известных исторических обстоятельств, в Америке никогда не было. Но сами греки, конечно, активно мигрировали в Америку вскоре после начала ее колонизации. В 1750 году во Флориде, в городке Санкт-Августин появилась первая греческая часовня. Первая значимая греческая община сформировалась в Луизиане к середине XIX века и к 1866 году уже имела свою церковь в Новом Орлеане. Сравним: на 1850 год, в Северо-Американской и Алеутской епархии Русской Церкви имелось: 9 церквей, 37 молелен, 9 священников, 2 дьякона и полный штат причетников, количество пасомых – 15 тысяч человек. В 1844 в Ситхе была открыта богословская школа, которая тогда же была преобразована в Семинарию и получила устав Российских Духовных школ с учётом специфики служения в этом регионе. Учебная программа новой семинарии была разработана святителем Иннокентием и утверждена Священным Синодом. Русские промышленники в 1867 году построили православный приход в Сан-Франциско, который объединял между собой русских, греков, сербов и сирийцев. В 1870 году открывается приход Русской Церкви в Нью-Йорк Сити, который объединяет греков, сербов, арабов-сирийцев. Его настоятелем становится перешедший из католицизма о. Николай Бьерринг, профессор философии и истории, который начинает издание «Восточного Церковного Журнала». «Если в 1899 г. всех приходов в епархии было 29, то в 1905 г. их насчитывалось уже 60. Число прихожан за это время возросло с 30 до 55 тысяч» («Патриарх Тихон и русское Православие в США»).

http://pravoslavie.ru/136993.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ ΙΙ († 25.05.1868, Баня-Лука), митр. Дабро-Босанский в 1860/61-1868 гг. Сведения о жизни И. до избрания на кафедру не сохранились. Впервые его имя упоминается в послании К-польского патриарха Иоакима II пастве Дабарской епархии (см. ст. Дабро-Босанская епархия ) о необходимости строительства дома для владыки, избранного на кафедру 20 нояб. 1860 г. На следующий год его избрание подтвердили власти Австро-Венгрии, об этом свидетельствует греческая печать: «Игнатий, 1861, смиренный митрополит Боснии». В 1863 г. Свящ. Синод К-польского Патриархата признал законной жалобу на И. относительно суммы пожертвований: полученные митрополитом излишки в размере 1 тыс. австр. дукатов были направлены на открытие семинарии в Баня-Луке. Рус. консул в Сараеве Е. Р. Шулепников в донесении от 16 нояб. 1865 г. рус. послу в К-поле Н. П. Игнатьеву отличительными чертами характера И. назвал «слабость, трусость пред турецкой властью и сребролюбие» и просил ходатайствовать об удалении «из Сараевской епархии митр. Игнатия» и об избрании на кафедру митр. Зворникско-Тузланского Дионисия II (Илича) . В мае 1866 г. в епархии были распространены листовки с осуждением поддержки правящим владыкой школьной реформы, в результате к-рой были сожжены серб. книги, а из школ изгнаны мн. серб. учителя. В 1867 г. паства вновь подала жалобу на И. тур. властям. При этом серб. источники содержат противоречащие друг другу сведения. Они сообщают как о проблемах И. с пополнением казны и о его борьбе с нерадением священников, так и о защите священства от притеснений тур. властей и о рассмотрении епископом жалоб церковных общин на священников. Арх.: Архив САНУ. Ucmopujcka збирка. 7628-7634/1-7, 7636, 7637. Ист.: Д. Кроз jeдhy збирку hobujux акта Цариградске nampuapшuje о Београд, 1933. 8. 2. С. 120; Освободительная борьба народов Боснии и Герцеговины и Россия, 1865-1875: Док-ты. М., 1988. С. 32-33, 53, 64. Лит.: Попов Н. А. Православие в Боснии//ПО. 1873. 4. С. 713-716; С. Просветна делатност mpojuцe грчких владика у Босни//ГлСПЦ. 1951. С. 114-115; Ucmopuja. 2. С. 456; Српски jepapcu. С. 192. В. И. Косик, Н. Радославлевич Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков

http://pravenc.ru/text/293487.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010