Закрыть itemscope itemtype="" > Всемирная задача славянства - создание содружества независимых славянских государств Речь председателя Президиума Всеславянского Союза Олега Платонова на открытии Юбилейного Всеславянского Съезда 19.06.2017 977 Время на чтение 13 минут Дорогие братья и сестры славяне! Безмерно рад нашей сегодняшней встрече. В эти дни мы собрались для того, чтобы отметить выдающееся событие в истории всемирного движения славянских народов - Славянский съезд 1867 года в Москве . Съезд проходил под лозунгом великой любви славян друг к другу и к России. Именно идеи, выработанные на этом съезде, вплоть до нашего времени и определяют главные направления в развитии славянского движения, особо показав свою силу и действенность в борьбе славян против фашистской Германии и ее западноевропейских сателлитов. В этой решающей схватке, погубившей десятки миллионов славян, идеи, объединившие их, доказали германо-романскому миру, что объединившийся славянский мир непобедим, а его духовные основы способны определять будущее. До сих пор спорят, какие цели ставили организаторы съезда 1867 года. По изучении его материалов и документов у меня не возникло сомнений, что цели эти были преимущественно политические (однако достигнуты они в полной мере не были). Главным итогом съезда стала духовная консолидация славян, была выработана общая идеология всемирного движения славянских народов за духовное единство и взаимность. В каких условиях проходил съезд, как и на каких основах развивались идеи славянских народов? Съезд 1867 года состоялся в ту пору, когда по всей Европе шли процессы национального возрождения и стремления к национальному единству. В Европе заканчивалось объединение разрозненных земель Германии и Италии в единые государства, какими мы знаем их сегодня. Вопрос объединения все чаще поднимался и славянскими народами. Особенно активно в этом направлении высказывались славянские народы, находившиеся под игом Османской империи - сербы, болгары... Похожие настроения были характерны и для других славянских народов. При росте угрозы германизации для одной части Австро-Венгрии и мадьяризации для другой пропаганда политической опоры на Россию являлась орудием борьбы за национальное существование славян в Габсбургской монархии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/i...

Мон-рь Гомионица близ Баня-Луки. XVI в. Мон-рь Гомионица близ Баня-Луки. XVI в. В 1856 г. в Сараеве и в 1859 г. в Мостаре были открыты российские консульства, к-рые старались отстаивать интересы местного правосл. населения. Первым сараевским консулом был назначен А. Ф. Гильфердинг . В 60-х гг. благодаря усилиям российских дипломатов удалось добиться изменения порядка финансирования Церкви. Был введен налог, запрещены незаконные поборы и др. В 1872 г. в Сараеве для контроля за деятельностью митрополитов была учреждена скупщина и принят церковный устав, согласно к-рому митрополит нес перед ней ответственность за свои действия. Через российские консульства осуществлялась помощь правосл. церквам и мон-рям. В 50-70-х гг. XIX в. деньги, книги, церковная утварь и облачения из России были направлены практически во все храмы БиГ. Со 2-й пол. XIX в. наметились положительные изменения в образовании. Открылись школы в Сараеве (с 1850), Есенице, Баня-Луке, Стари-Майдане, Чайниче, Бихаче (с 1865), Мостаре, Прняворе и др. городах. На деньги, поступавшие из России, были открыты учебные заведения для подготовки священников в мон-рях Тавна и Житомислич (1857), семинария в Баня-Луке (1867-1875). В нач. 1875 г. Герцеговину охватило самое крупное восстание, вызванное увеличением налогов, к кон. года оно распространилось на всю территорию БиГ, восставшие добились значительных успехов благодаря поддержке в южнослав. землях и в России, откуда приехали многочисленные добровольцы и поступала экономическая помощь. В 1876 г. Сербия, Черногория и Болгария объявили войну Турции, к черногорскому войску присоединились герцеговинские повстанцы. В восстаниях принимало участие и католич. население. В 1877 г. в войну с Турцией вступила Россия. После окончания военных действий по Сан-Стефанскому мирному договору 1878 г. за БиГ была признана автономия, но по решению Берлинского конгресса того же года она была оккупирована Австро-Венгрией. Под властью Австро-Венгрии Результаты Берлинского конгресса вызвали волнения среди как мусульм., так и христ.

http://pravenc.ru/text/153243.html

В XVIII в. в экономике Д. наступил кризис из-за ослабления торговой деятельности на Балканах, небольшие доходы поступали от перевозки грузов по морю. Во время русско-тур. войны 1768-1774 гг. корабли Д. участвовали в сражениях на стороне турок. В 1806-1807 гг. близ Д. произошло неск. сражений между русско-черногорским флотом, с одной стороны, и кораблями Наполеона, дубровчан и боснийцев - с другой. Русско-черногорские войска неск. раз занимали пригороды Д., но были вынуждены отступить. В 1808 г. французы упразднили республику и через год по Шёнбруннскому договору включили Д. в состав Иллирийских франц. провинций. Но в 1815 г. Д. в составе т. н. королевства Далмация вошел в Австрийскую империю. Особую роль в регионе играла слав. интеллигенция, благодаря к-рой Д. стал центром движения за воссоединение Далмации с Хорватией. Австр. власти не поддерживали это стремление: в 1867 г. при преобразовании империи в двуединую Австро-Венгрию Хорватия вошла в состав венг. Транслейтании, а Далмация - австр. Цислейтании. В кон. XIX в. из-за обострения экономических проблем национальное движение в Д. переживало упадок. В 1918 г., после распада Австро-Венгрии, Д. вошел в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 Югославия). Во время второй мировой войны Д. входил в состав Независимого гос-ва Хорватия (1941-1945), с апр. 1941 по сент. 1943 г. был оккупирован итал. войсками, затем немецкими. В окт. 1944 г. город освободили югославские партизаны. По Конституции Югославии 1946 г., Д. стал частью республики Хорватия. В 1979 г. исторический центр, Старый город, был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, что определило положение Д. как города-музея. После провозглашения Хорватией 25 июня 1991 г. независимости и начала военных столкновений 1 окт. 1991 г. погибло 114 чел., были разрушены или повреждены мн. архитектурные памятники. В 2005 г. в городе были завершены восстановительные работы, проводившиеся хорват. властями совместно с ЮНЕСКО. Христианство В церковном отношении Д. подчинялся Риму, даже когда находился в зависимости от Византии. Время возникновения епископской кафедры неизвестно. Согласно преданию, 1-м епископом был Иоанн, переселившийся с беженцами из Эпидавра. Кафедра в Рагузе упоминается в актах Соборов в Сплите (925, 928), подтвердивших ее принадлежность Сплитской митрополии.

http://pravenc.ru/text/180532.html

1868 г.), когда имеют венчаться лица разных вероисповеданий, брак может быть совершен безразлично священником того или другого вероисповедания и имеет законную силу, несмотря на то, если случайно иноверный священник и не огласит такой брак. Этим законом устранены все те страшные насилия и неприятности, которые прежде были чинимы над православными, когда хотели жениться на католичке, а особенно если невеста имела перейти в православную веру. Тем же законом 1867 г. положение православных священников уравнено с духовенством других исповеданий как в отношении священнических прав и обязанностей, так и в школьных делах. А последующими узаконениями (19 апр. 1885 г., 10 дек. 1887 г. и 1 янв. 1888 г.) уравнено и жалование духовенству православному с римско-католическим. Таково юридическое положение православной церкви в Буковинско-Далматинской митрополии. «Больших прав сравнительно с теми, которые ныне законом обеспечены православной церкви в Австро-Венгрии, нельзя найти ни в какой другой державе», – с благодарным чувством говорит автор вышеупомянутой статьи: «Иедна двадесетпетогодишьница». Но таково ли же положение православной церкви в Буковинско-Далматинской митрополии и на самом деле? К сожалению, совсем нет! Нужно заметить, что тем же основным законом империи обеспечена равноправность вероисповеданий и во всех других краях австрийской империи. Опыт, однако, показывает, что повсюду, где есть славянское православное население – в Галиции, в Венгрии, в Боснии и Герцеговине, оно весьма часто подвергается насилиям в делах веры и церкви, так что обеспеченная законом равноправность в действительности постоянно и резко нарушается. Не лучше и в Буковинско-Далматинской митрополии. Прежде всего, как в других краях, и здесь австрийское правительство старается всеми мерами и всеми возможными способами подавить национальный дух славянских племен, ему подвластных, при чем даже выдумывает различные якобы «руссофильские и москалефильские тенденции», которые опять-таки дают ему новый предлог угнетать славян.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАБСБУРГИ [нем. Habsburger], династия, правившая в Австрии в 1282-1918 гг., в Чехии и Венгрии в 1526-1918 гг. (с 1867 - в Австро-Венгрии), в Испании и ее владениях в 1516-1700 гг., в Нидерландах (1477-1795) и нек-рых итал. землях (с XVI в. до 1866); императоры Римско-Германской империи (в 1438-1806, кроме 1742-1745). В XVI в. императоры из рода Г. носили титул «защитников веры» (лат. defensor fidei). Родоначальником династии был предположительно Гунтрам Богатый († ок. 950) из В. Эльзаса. С 1090 г. Г.- графы, с 1135 г.- ландграфы на В. Рейне и в Ср. Швейцарии. В швейцар. обл. Аргау ок. 1020 г. еп. Страсбургским Вернером († 1028), одним из внуков Гунтрама, был построен замок Habsburg, от к-рого произошло название династии. Императорские регалии Габсбургов: корона имп. Рудольфа II, держава и скипетр кор. Матиаса. XVI — нач. XVII в. (Художественно-исторический музей. Вена) Императорские регалии Габсбургов: корона имп. Рудольфа II, держава и скипетр кор. Матиаса. XVI — нач. XVII в. (Художественно-исторический музей. Вена) В 1020 г. внук Гунтрама Богатого Ратбон основал близ Шафхаузена в Швейцарии мон-рь Мури. Др. внук Гунтрама, Рудольф († 1063), основал в В. Эльзасе мон-рь Оттмарсхайм и приказал построить там капеллу, в основных чертах повторявшую дворцовую капеллу имп. Карла Великого в Ахене. В 1049 г. мон-рь был освящен папой Римским Львом IX . В эпоху борьбы императоров с папами за инвеституру Г. чаще выступали на стороне первых. Поддержка со стороны Штауфенов способствовала укреплению политических позиций Г. и умножению их владений. В 1273 г. Рудольф Габсбург был избран герм. королем (Рудольф I, 1273-1291); победив чеш. кор. Пржемысла II Отакара в битве у Сухих Крут (ныне Дюрнкрут, Австрия) (1278), он в 1282 г. закрепил за Г. герц-ства Австрия и Штирия, к-рые вместе с присоединенными Каринтией, Крайной (обе с 1335) и Тиролем (с 1363) стали основой наследственных владений Г. О самостоятельной церковной политике Г. можно говорить после приобретения ими Австрии. Герцоги (с 1282 до 1453, с 1453 - эрцгерцоги) из династии Г. прилагали усилия, чтобы повысить статус австр. земель, входивших в то время в состав еп-ства Пассау . При герц. Рудольфе IV (1358-1365) была составлена подложная грамота «Privilegium majus» (1358), в к-рой декларировался особый, почти самостоятельный статус Австрии в составе Римско-Германской империи, а в 1359 г. Рудольф IV приступил к перестройке в столице герц-ства Вене собора св. Стефана как главной, «эрцгерцогской» церкви. В 1365 г. при храме был учрежден капитул. В том же году был основан Венский ун-т, 2-й старейший ун-т в Центр. Европе. При герц. Альбрехте III (1365-1395) открылся теологический фак-т (1384), к-рый стал одним из центров поздней схоластики в Европе.

http://pravenc.ru/text/161215.html

Герм. князей лишили права определять религ. принадлежность подданных. Была узаконена секуляризация церковных земель, произведенная до 1624 г., при этом значительная часть бывш. владений Римско-католической Церкви, секуляризованных после 1624 г., не была ей возвращена. Статус официально признанной религии наряду с католицизмом и лютеранством получил кальвинизм, но многочисленные секты преследовались местными властями. Т. о., в конфессиональной сфере В. м. все же не привел к полному утверждению веротерпимости. В. м., закрепивший победу антигабсбургской коалиции, имел большое международное значение. Попытка создания мировой «христианской» империи под эгидой испан. и австр. Габсбургов и планы подавления реформационного движения в Европе потерпели крах. Республика Соединенных провинций (по особому голландско-испан. договору) и Швейцарский союз получили международное признание своей независимости. Франция на длительное время обеспечила себе доминирующее положение в Зап. Европе. Папа Иннокентий X отказался признать условия мирного договора, рассматривая их как недопустимые уступки протестантам. Католич. монархи, стремившиеся быстрее завершить затянувшийся конфликт, не поддержали папу, что свидетельствует о начале секуляризации политики в Европе. Ист.: Acta pacis Westphalicae/Hrsg. M. Braubach, K. Repgen. Münster, 48 Bde. Лит.: Bosbach F. Die Kosten des Westfälischen Friedenskongresses. Münster, 1984; Dickmann F. Der Westphälische Frieden. Münster, 19926; Беляев М. П. Из истории Вестфальского мирного конгресса: Франко-имперские переговоры (1644-1648) о заключении Мюнстерского мира. М., 2000; Прокопьев А. Ю. Германия в эпоху религиозного раскола (1555-1648). СПб., 2002. А. Ю. Серёгина, А. В. Чупрасов Рубрики: Ключевые слова: ГАБСБУРГИ династия, правившая в Австрии в 1282-1918 гг., в Чехии и Венгрии в 1526-1918 гг. (с 1867 - в Австро-Венгрии), в Испании и ее владениях в 1516-1700 гг., в Нидерландах (1477-1795) и нек-рых итал. землях (с XVI в. до 1866); императоры Римско-Германской империи (в 1438-1806, кроме 1742-1745)

http://pravenc.ru/text/158270.html

лых людей, чтобы впоследствии они могли посвящать себя духовному служению в церкви. А один из наших сочленов, Η.П. Аксаков, указывает три цели для духовной школы: 1) быть проводником христианского религиозно нравственного просвещения в обществе; 2) подготовлять будущих пастырей к их служению; и 3) приходить на помощь духовенству в деле воспитания его детей. Не касаясь последней цели духовной школы, я остановлюсь на первых двух. Обе эти цели не находятся в противоречии одна с другой, а напротив первая пополняет вторую, потому что пастырское образование должно опираться на общее образование. Но осуществление этих двух задач через одно общее учебное заведение вредно отражается на той или другой задаче. Доказательством этого служат наши духовные семинарии, являющиеся по меньшей мере двухсторонними и вследствие этого ослабленными в самых основах своего строя. Два столь важных элемента образования при совместности не могут получить свойственного им развития, взаимно стесняя и мешая друг другу в раскрытии своего достоинства. Об этом свидетельствует крайне печальное состояние наших духовных семинарий. Почти единогласно и преосвященные, и семинарские, и училищные правления приходят к заключению, что две указанные цели должны быть разъединены: общее образование отделено от пастырского. Если мы их не разъединим, то результата никакого не достигнем. Я в этом случае не являюсь одиноким. При разборе уставе 1867 г. в таком смысле высказались ректор Киевской академии Филарет и инспектор Московской академии архимандрит Михаил. Я имею в виду и отзывы о заграничных школах. Протоиерей Мальцев в своем обстоятельном сообщении V Отделу о заграничных школах указал между прочим на то, что пастырскому образованию там предшествует общее. Позволяю себе также прочитать здесь выдержку из письма епископа Никодима (Милаша) к профессору И.С. Пальмову от 30 Марта сего года о духовно-учебных заведениях в Австро-Венгрии: «Духовно-учебные заведения у австро-венгерских православных устроены по образу подобных западных заведений и дов. хорошо ответствуют цели. В Сербии и Болгарии совсем не то, что в Греции, потому что в этих землях не тре-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Русин, он вместе со своим трехмиллионным народом, под гнетом Австро-Венгрии, исповедовал идею этнической общности славян, служил ей истово и неуклонно. Яростно протестовал против перевода школьного обучения с кириллицы на латиницу, затеянного, дабы «поставить преграду распространению великорусского языка». Писал: «…я не пошел за сепаратистскими мечтаниями малороссизма и противоборствовал против польских их подстрекателей украинофильства» Принадлежал к «старо-русской партии» писателей, как «партизан единства» вел ожесточенную войну с «ново-русской» – «заклятых украинофилов», приравнивая их к полякам Еще гимназистом (1834), разбирая древне-славянские рукописи, хранившиеся в замке графа Яна Тарновского, он убедился, что живой «настоящий, народный русский язык» Галиции «прост и красив и сходен с древним», но в «XVI и XVII вв. переделан на образец латинского», «очень ополонизовался и испортился». Это позволило юноше представить «себе могущественное государство на всем погории Карпатов, простирающееся от источников Немана до устья Дуная и Черного моря» Зрелый ученый, использовав топонимику, стал автором трудов: «Карпатская Русь. Историко-географический очерк» (1875) и «Географического словаря западно-славянских и югославянских земель и прилежащих стран» (1884). И – с полным основанием утверждал, «ревностно проповедовал " единство русской народности " от Карпат до Камчатки» Потому-то Ф.И. Тютчев, близко принимавший судьбу русских в Галиции, австрийский гнет, события в Австрии (см. письма А. И. Георгиевскому, 25 октября 1865, 7 мая 1866, 26 июня 1866; А. Ф. Аксаковой, 16 августа 1866, 20 декабря 1866; И. С. Аксакову, 7 октября 1866, 10 мая 1867 и др.), искренне, сердечно приветствовал Я.Ф. Головацкого в Петербурге письмом от 12 мая 1867 года: «Из всего сказанного и читанного на вчерашнем обеде ничто так заживо не задело русского сердца, как ваше задушевное русское слово, почтеннейший Яков Федорович... Да, одно уже это слово, это все выстрадавшее и все пережившее русское слово, есть своего рода трофей. Знамя изорвано, но не побеждено, и вы свято сберегли его на вашей израненной груди.

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/31/...

Как и Тютчев, Ламанский относил Россию к молодому, до конца себя еще не проявившему себя греко-славянскому миру, где важную роль играет Православие. Но в отличие от Тютчева, он впервые, еще до К. Н. Леонтьева, помимо славянских племен ввел в орбиту интересов России также греков и ряд мусульманских народов. В этом плане его вместе с Леонтьевым можно считать одним из предшественников евразийского учения. Одновременно с этим Ламанский, равно как Тютчев и славянофилы с Н. Данилевским, был горячим сторонником славянского единства под эгидой России и Православия. Он поддерживал Тютчева в мыслях о противодействии русофобии идеей империи, видя в этом позитивный смысл. Будучи авторитетным ученым-славистом, Ламанский был довольно заметной фигурой в общественной и культурной жизни второй половины XIX века. В шестидесятые годы он принимал активное участие в организации этнографической выставки и Славянского съезда в Москве 1867 года (где также участвовали Ф. Тютчев, Иван Аксаков, А. Ф. Гильфердинг, Юрий Самарин и др.). Был учредителем петербургского отделения Славянского комитета, в 1877 году преобразованного в петербургское Славянское благотворительное общество. В 1890 году разрабатывал проект устройства этнографического музея Александра III, в том же году основал этнографический журнал " Живая старина " (редактировал до 1910 года), где часто выступал против излишней русификации окраин империи и, в частности, насильственного насаждения русского языка в Литве (введенного, в том числе, А. Ф. Гильфердингом и отмененного в 1900 году). Умер Ламанский в ноябре 1914 года, застав начало Первой мировой войны и во многом предсказав ее начало в своих трудах и так и не дождавшись издания собрания своих сочинений. Еще в 1867 году, как отмечает его ученик Г. Князев, он указывал на опасность, угрожающую России с возникновением на " Балтийском и Немецком морях " сильного немецкого флота и стремлением немцев к объединению Северной и Южной Германии. Более того, в других своих работах он предвидел план совместной кампании Германии и Австро-Венгрии против России.

http://pravoslavie.ru/archiv/lamanskiy.h...

Фрайет (Фрайэт), Чарльз (1872–1916), капитан английского торгового судна «Брюссель», 14 (27).07.1916 расстрелян немцами; Франц Иосиф I (1830–1916), император Австрии и король Венгрии (с 1848), из династии Габсбургов; в 1867 преобразовал австрийскую империю в двуединую монархию Австро-Венгрию; Френ Христиан Данилович (Христиан Мартин) (1782–1851), историк-востоковед, создатель русской школы востоковедения и восточной нумизматики, академик Петербургской АН (1817). По происхождению немец, профессор восточных языков (1807–1817), декан историко-филологического ф-та (1815–1817) Казанского ун-та, директор Азиатского музея АН (1818–1842); Фридрих III (1657–1713), из династии Гогенцоллернов, курфюрст Бранденбургский (1688–1701), в 1701 короновался в Кенигсберге в качестве короля Пруссии под именем Фридриха I; Фруассар Жан (ок. 1337 – после 1404), французский хронист и поэт; Хвостов Александр Алексеевич (1857–1922), государственный деятель. И. д. юрисконсульта (1890–1892), юрисконсульт (1892–1895) Консультации при Мин-ве юстиции, правитель канцелярии министра внутренних дел (1895–1899), директор Хозяйственного департамента МВД (1900–1901), 1-го департамента Мин-ва юстиции (1901–1905). Товарищ министра юстиции (1905–1906), управляющий Мин-вом юстиции (6.07–30.09.1915), министр юстиции (30.09.1915–7.07.1916), министр внутренних дел (7.07–16.09.1916). Сенатор (1905), член Государственного совета (1912). После Октябрьской революции проживал в г. Ельце, занимался хозяйством; Хвостов Алексей Николаевич (1872–1918), политический и государственный деятель. Товарищ прокурора Тверского (1898–1900) и Московского (1900–1904) окружных судов. Минский (1904) и Тульский (1904–1906) вице-губернатор, и. д. губернатора (1906–1908), вологодский губернатор (1908–1910), нижегородский губернатор (1910–1912). Депутат IV Государственной думы, лидер фракции правых. Управляющий МВД (сентябрь–ноябрь 1915), министр внутренних дел (ноябрь 1915 – март 1916). После Февральской революции арестован, 5.09.1918 расстрелян;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010