В 1840 году отец Вениаминов был поставлен епархиальным епископом Аляскинским и по принятии монашеского обета получил имя Иннокентия Иркутского. Под его руководством миссия была преобразована в официальную епархию с включением Камчатки. В Ситке была открыта миссионерская семинария для подготовки местных жителей к священническому служению на родине, и по всей обширной территории строились многочисленные церкви и часовни. Епископа Иннокентия интересовали не количественные и прочие впечатляющие показатели, а лишь евангельская проповедь и твердое наставление новообращенных. К несчастью, через несколько лет епархиальную резиденцию перевели на Камчатку, а викарного епископа направили на Аляску. Впоследствии епископ Иннокентий стал архиепископом Иркутским, а затем митрополитом Московским. Он сохранил живой интерес к миссионерской деятельности и стал первым председателем Императорского миссионерского общества. Миссионерская деятельность, столь славно начинавшаяся на Аляске, значительно сократилась после продажи Аляски и Алеутских островов Соединенным Штатам в 1867 году. Права и привилегии Православной Церкви были должным образом учтены в купчей, и миссионерская деятельность продолжается до сих пор. Но первоначальный импульс утрачен безвозвратно. В 1872 году епископская кафедра была переведена из Ситки в СанФранциско. В то время на территории Америки уже было значительное число православных эмигрантов, главным образом в Калифорнии. В 1870–1900-х годах число эмигрантов из разных православных стран, в основном славянских, постоянно росло. Одной из основных особенностей истории Православной Церкви в Америке является возврат славянских униатов к православной вере. Большое число униатов (католиков византийского обряда в подчинении Рима) прибывало в Америку из Австро-Венгрии. Они селились главным образом в Пенсильвании, в основном в горнодобывающих районах штата, но также и в приморских промышленных центрах. Они поступали в юрисдикцию местных римско-католических епископов, которые придерживались латинского обряда и плохо понимали особые привилегии униатов византийского обряда. Напряженность в отношениях с латинской иерархией росла, и большая часть униатских приходов в конечном счете возвратилась в лоно Восточной Церкви. Первый униатский приход отошел от Рима в Миннеаполисе, штат Миннесота, в 1891 году. Этот процесс продолжается. Так что многие русские приходы в Соединенных Штатах и Канаде прежде были униатскими. Большую часть русских православных в Америке составляют эмигранты не из императорской России, а из провинций бывшей Австрийской империи, особенно из Галиции и Карпатской Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Когда вспыхнул мятеж в Чечне, он занял твердую позицию защиты территориальной целостности России и стал получать угрозы от кавказцев, то семья предъявила ультиматум: «Уходи от нас, мы не должны страдать из-за твоего участия в конфликте с Кавказом». И Шатохин смиренно ушел, оставив нажитый им дом и все остальное. Ушел с портфелем в руках и стал жить, где придется, продолжая обличать бунтовщиков. Одно время он жил на даче своих знакомых в лесу в окрестностях Сергиева Посада. Добирался на наши конференции пешком – лесом и городом – до станции Сергиев Посад, потом на электричке до Ярославского вокзала. При этом успевал подготовить ценный научный доклад. Несколько лет не брал пенсию от воровского режима. В семьдесят с лишним работал со строителями, не прорабом – рабочим, прокладывая шоссейную дорогу. Словом, это был ум, честь и совесть нашего времени. Много ездил по стране, по Великой России. Всюду завязывал отношения с почвенниками и государственниками, сплачивая и вдохновляя на восстановление тысячелетней державы. Меня восхищают его работы по геополитике. В докладе «Пять мировых войн против России» Сергей Антонович пишет: «Мировые войны велись именно и только против России, никогда Россия не нападала сама, она только отвечала на вызовы». Крымская война, как он считает, называется не верно. Это была не Крымская, а Великая восточная война. Против нас воевали Англия, Франция, Турция, Сардиния (она же Италия), при негласной поддержке Австро-Венгрии и Германии. Четыре театра военных действий: Кавказ, Крым, Соловецкие острова, Камчатка. «И все против России. По тем временам – это глобальная война против России». «Продажу» за «семечки» Аляски Соединенным Штатам в 1867 году Шатохин называл уголовным преступлением, предательской сделкой. А в наше время «Иран, Ирак, Афганистан – все цветные революции – это все репетиции. Цель – Россия». Он обличал врагов внешних и врагов внутренних, например, тех, кто в 1992 году придумал Федеративный договор, по которому, скажем, Татарстан получил колоссальные полномочия, свойственные самостоятельному государству. И еще надо удивляться тому, что Татария не объявила независимость раньше советско-чеченского генерала Дудаева. А когда был расстрелян Верховный Совет России, только одна страна заявила протест против убийства парламента – Япония. Только у Японии нашлась совесть.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/11/19/za...

13 марта этого же года, Святейший Синод вынес решение: " Епископов, духовенство и верующих греко-католической Церкви " объединить с Православной Церковью Всероссийской " . 25 марта, в Великий Четверг, император Николай I написал: " Благодарю Бога и принимаю " . А на специально отлитой к этому событию медали были замечательные слова: " Отторгнуты насилием (1596), воссоединены любовью (1839) " . Следует ещё раз подчеркнуть необходимость канонизации св. Иосифа (Семашко) и объявить 12 февраля и 13 марта - день воссоединения, общецерковным праздником Русской Православной Церкви. Возвращение униатов всколыхнуло творческую мысль Западной Руси. В Вильно стали стекаться гонимые в подъяремной Галицкой Руси православные русские патриоты. В эти годы в Вильно переселился бежавший из Австро-Венгрии Яков Головацкий - знаменитый русский этнограф и лингвист. Яков Головацкий родился в 1814 году на Галицкой Руси, закончил униатскую семинарию во Львове, затем был главой кафедры русского языка во Львовском университете. Некоторое время Головацкий был ректором Львовского университета. Начиная со студенческой скамьи, Головацкий собирает малороссийский и червонорусский фольклор. Вместе с Маркианом Шашкевичем и Иваном Вагилевичем они образуют знаменитую " русскую тройку " , в 1837 году выпускают сборник народных песен " Русалка Днестровая " . В 1847 уже ставший униатским священником, Головацкий издаёт в городе р. Лейпциг своё знаменитое сочинение " Zustande der Russinen in Galizien " . - По словам известного галицко-русского просветителя О.А. Мончаловского, эта книжка была первой политической брошюрой в Червонной Руси и " произвела такое впечатление на немцев и поляков, что они её нарочно покупали, чтобы уничтожить, вследствие чего тогдашние русские семинаристы по ночам списывали с уцелевших экземпляров и рассылали списки на провинцию " . В 1867 году Головацкий принимал участие в Московском славянском съезде, на котором произнёс речь, посвящённую общерусскому национально-культурному единству. Эта речь послужила предлогом для Австрии начать гонения на Якова Федоровича, в результате которых он переселяется в Россию - в Вильно, тогдашний культурный центр Западной (Белой ) Руси. В Вильне Головацкий обрабатывает и издаёт свой главный труд - четырёхтомник " Народные песни Галицкой и Угорской Руси " , которые издаются Московским Обществом Истории и Древностей Российских " . В 1884 году Яков Федорович издаёт " Географический словарь западнославянских и югославянских земель и прилежащих стран " , а затем единственный в своём роде " Славянский географический словарь " - уникальное собрание славянских названий (дело в том, что во времена многочисленных оккупаций разных славянских земель ограниченное количество названий - городов, рек и т.д. переименовывалось), а затем " Славянский топографический словарь " .

http://pravoslavie.ru/5195.html

Дмитрий Александрович [наст. фам. Агренев, псевд. Славянский] (7.12.1833, Москва - 10.07.1908, Рущук, совр. Русе, Болгария), рус. хоровой дирижер, певец (тенор), собиратель народных песен. Род. в дворянской семье, по мужской линии восходившей к тверским князьям Вагреневым. С началом Крымской кампании в 1855 г. поступил на военную службу. Выйдя в 1857 г. в отставку в чине поручика, Д. А. до 1862 г. обучался пению в Москве, Петербурге (у Ф. Риччи), Милане, Флоренции (у П. Романи) и Париже. В 1862 г. начал выступать на оперных сценах Италии и Франции; в этом же году состоялся его дебют в России в концерте Петербургского отд-ния РМО. В 1867 г., будучи в Праге, он организовал муж. октет, исполнявший во время гастролей песни слав. народов; в 1868 г. им был создан смешанный хор («Славянская капелла»), состоявший из 25 мужчин, женщин и детей (на отдельных концертах численность хора достигала 300 чел.). За 40 лет капеллой было дано ок. 10 тыс. концертов в России, на Балканах и в различных странах Центр. и Зап. Европы, Америки и Африки. В Австро-Венгрии выступления капеллы воспринимались как политический манифест славян и запрещались властями. Известно, что Д. А. в течение ряда лет перечислял митр. Белградскому Михаилу часть выручки от концертов на нужды пострадавших старообрядцев. Д. А. сумел найти оригинальное исполнительское амплуа, созвучное идеям панславизма , став одним из первых популяризаторов слав. (гл. обр. рус.) народных песен и церковных песнопений. Церковную музыку капелла исполняла как во время богослужений, так и в концертах, в частности во время гастролей в Америке, где Д. А. осуществил издание неск. духовно-муз. сочинений для хора. Заметным событием стал концерт правосл. церковной музыки в аббатстве Кентербери (Англия), где рус. песнопения исполнялись по-английски. Духовной музыке посвящались концерты из сочинений Д. С. Бортнянского , М. С. Березовского , прот. П. Турчанинова , А. Ф. Львова , Н. И. Бахметева , Г. Я. Ломакина и др. Известно, что и сам он сочинял духовную музыку. На склоне лет Д. А. увлекся идеей создания центра слав. культуры, где были бы собраны славяно-рус. б-ка, муз. и лит. фольклорный архивы, учреждена первая русско-слав. консерватория. Однако строительство «Славянского двора», к-рый начали возводить на средства Д. А. в Киеве, не было завершено. Д. А. умер в Болгарии во время гастролей, откуда его тело было перевезено в Россию. Похоронено в семейном склепе в Ялте.

http://pravenc.ru/text/63370.html

Для Галиции, (которая, с 1772 года, как часть разделенной Польши, оказа-лась в рамках Австрии), после 1848 г. был сформирован, новый, ранее неизвест-ный, политический этноним " украинцы " . К нему, стараниями Австрии, была раз-работана " грамматика украинского языка " , затем открыт " в Лемберге " , (будущем Львове) кафедра нового " украинского языка " и дана автономия. Итак, в рамках Австрии1867 г. двуединой Австро-Венгерской монархии), отчётливо сформировались два разных этноса, два отдельные и признанные Веной народы: коренные русины под Карпатами и новый этноним " украинцы " и числа немногочисленной интеллигенции Галиции. Вследствие процессов формирования народов в конкретных условиях, русины Новгорода стали великороссами, русины Турова стали белорусами. Русины Киевской державы стали малороссами, а после 1918 года – украинцами большевистской Советской Украины. Русинская политическая нация [ 7 ] своего самоназвания испокон веков просто не меняла. К этому, она оказалась вне упомянутых процессов, и именно подкар-патские русины остались русинами и до сегодня [ 8 ]. Причём, согласно решению мирной 10 сентября 1919 г. Сен-Жерменской конференции, именно они остались единственными в мире юридически признанными " подкарпатскими русинами " , а их национальная территория зафиксирована в международных правовых доку-ментах Сен-Жермена, как национальная " территория русинов на юг от Карпат " . Чуть ранее, с 21 декабря 1918 года эта территория уже получила политическую автономию, будучи ещё в рамках Венгрии [ 9 ]. Просуществовала русинская государственность до 1945 года [ 10 ], как автономия в составе Чехословакии и как суверенное государство Закарпатская Украина-Подкарпатская Русь. После 1945 года она незаконно попала в состав Советской Украины. После развала СССР – не совсем легитимно она оказалась и в составе независимой Украины, поскольку последняя в грубой форме игнорирует и сегодня волеизъявление народа, проживающего на этой территории, высказанного на основополагающем для русинов и Украины референдуме-плебисците 1.12.1991 г.

http://pravoslavie.ru/37589.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРЛОВАЦКАЯ МИТРОПОЛИЯ [серб. Карловачка мumponoлuja], автономная правосл. митрополия, объединявшая в 1708-1920 гг. правосл. сербов и румын на территории Габсбургской империи (с 1804 Австрийской империи, с 1867 Австро-Венгрии). История Православие пришло на земли, на к-рых позже была учреждена К. м., благодаря миссии св. равноапостольных Кирилла и Мефодия, их учеников и греческих миссионеров. После Великой схизмы (1054) местное население перешло в юрисдикцию Рима, а принадлежность к вост. Православию приобрела национальный характер, т. к. его исповедовали переселявшиеся на эти земли сербы, румыны и греки (см. разделы «Христианство в Венгрии» и «Православие в Венгрии» в ст. Венгрия - ПЭ. Т. 7. С. 553-557, 562-565). Позиции православных были сильнее в южной части Венгрии, которая ранее находилась под властью Византии и Болгарии: напр., в кон. XII в. в Среме действовал латинский и несколько православных монастырей. Венг. кор. Лайош I (1342-1382) оказывал покровительство прозелитизму среди правосл. подданных, серьезным препятствием для к-рого было незнание латыни правосл. населением, поэтому к миссии часто привлекали францисканцев-славян из Боснии. Поддержку Православию в Венгерском гос-ве оказывали с 1219 г. Сербская архиепископия (с 1346 Патриархия) и сербы-переселенцы, среди которых было много священнослужителей, покинувших Сербию после османского завоевания. Переселение сербов. XIX в. Худож. Пайа Йованович (Национальный музей Сербии, Белград) Переселение сербов. XIX в. Худож. Пайа Йованович (Национальный музей Сербии, Белград) Предполагается, что хиландарский мон. Арсений (Богданович), которого возвел в сан игумена свт. Савва I Сербский, в 1225 г. основал в Банате монастырь Месич. Переселенцы охраняли венг. границы, поэтому власти в условиях активной экспансии Османской империи относились к их вероисповеданию толерантно. Верность Православию сохранили и ставшие венгерскими вассалами серб. деспоты Бранковичи , которые опирались на митрополитов Белграда, долгое время объединявших правосл. подданных Венгерского гос-ва. Помощь Белградской кафедре оказывал вел. кн. Московский Василий III, женатый на внучке подданного Венгрии серб. воеводы Стефана Якшича. В нек-рых венг. областях правосл. сербы имели ряд привилегий, напр. в Ковине (Банат) в 1428 г. кор. Сигизмунд разрешил им избирать духовенство.

http://pravenc.ru/text/1681083.html

М., 1892: [Рец.]. – Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, – 2 с. – Отт. из: Богослов, вестник. – 1893. 421 . О заслугах протоиерея Александра Васильевича Горского для славяно-русской филологической науки//Богослов, вестник. – Т. 3. – С. 442–455. 422 . Отзыв о сочинении И.Е. Евсеева «Книга пророка Даниила в древнеславянском переводе. Введение и тексты». М., 1905. -СПб.: Тип. Ими. Акад. наук, 1908. – 46 с. – Отт. из: Сб. отчетов о премиях и наградах, присуждаемых Имп. Акад. наук за. 1907 год. – СПб., 1909. – С. 68–113. 423 . Памяти архимандрита Леонида, наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. – М.: Унив. тип., 1892. – 33 с. 424 . Первоначальный Кирилло-Мефодиевский перевод Библии//Моск. церков. ведомости. – 1885. – 15. – С. 268–270. 425 . Погодинский 27 Апостол и Чудовская, усвояемая св. Алексию, рукопись Нового Завета. – СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1904. – 30 с, 3 л. Факс. 426 . Православные славяне в Австро-Венгрии: С прил. карты православных епархий в Австро-Венгрии. – СПб.: С.-Петерб. Славянское благотворительное о-во, 1913. -VIII, 206 с, 1 л. карт. 427 . Придворная и академическая проповедь в России 150 лет Назад. – М.: Унив. тип.. 1894. – 90 с. – Отт. из: Душеполез. чтение. – 1894. 428 . Сборник образцов чешского языка: Составлен по «Славянской хрестоматии» Г. Воскресенского. – Киев: Калита, 1915. – 36 с. 429 . Славянская хрестоматия: Сборник по славянским наречиям: С сведениями и замечаниями о памятниках и общими характеристиками наречий. – М.: Унив. тип. (Катков), 1882–1884. Вып. 1: Языки древний церковно-славянский и древнерусский. – 1882. – IV, 110, 111 с. Вып. 2: Языки болгарский, сербо-хорватский и словинский. – 1883. – IV, 292 с. Вып. 3: Языки чешский (с словацким), лужицкий и польский. – 1884. – 226 с. разд. паг. 430 . Славянские рукописи, хранящиеся в заграничных библиотеках: Берлинской, Пражской, Венской, Люблянской, Загребской и двух Белградских. – СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1882. – с. 431 Тысячелетие памяти св. Мефодия, архиепископа Моравского просветителя славян (885–1885 г., 6 апреля): Кирилло-Мефодиевский славянский перевод Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЬВОВСКИЙ СОБОР (8-10 марта 1946) Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ), принявший решение о ликвидации Брестской унии 1596 г. и о воссоединении с РПЦ. В решениях Л. С. нашли отражение как объективные процессы преодоления многовекового разделения правосл. Церкви на Украине, так и политика Советского гос-ва по отношению к УГКЦ в сер. 40-х гг. ХХ в. Навязанная правосл. населению Речи Посполитой Брестская уния препятствовала национально-религ. развитию белорус. и укр. народов, привела к тяжелым и продолжительным межконфессиональным конфликтам. На Полоцком Соборе 1839 г. произошло воссоединение с правосл. Церковью униатов Белоруссии, Волыни и Подолья, входивших в состав Российской империи. Однако на территории Галиции, ставшей частью Австрийской империи (с 1867 - Австро-Венгрии), уния была сохранена. С кон. XIX в. среди униатов развивалось движение против латинизации, за сближение с правосл. Церковью (такие тенденции не были чужды даже митр. Андрею Шептицкому , главе Львовско-Галицкой архиепархии УГКЦ с 1901); нередко происходили массовые переходы в Православие греко-католич. общин. Однако подобные процессы сдерживались репрессиями со стороны властей Австро-Венгрии, а с 1918 г.- Польского гос-ва, негативно относившихся к правосл. Церкви. После разгрома Польши гитлеровской Германией в сент. 1939 г. Зап. Украина была включена в состав СССР. Для Советского гос-ва в тот период была характерна политика подавления всех религ. конфессий. В Галиции происходили аресты и высылки греко-католич. священников, закрытие униат. изд-в, больниц и благотворительных учреждений, конфискация церковной собственности. Однако эти репрессивные акции не достигли масштаба гонений, к-рым подвергалась ранее в СССР правосл. Церковь. Не шла тогда речь и о запрете УГКЦ (хотя советские власти прорабатывали вопрос о возможности выведения униатов из-под контроля Ватикана). С началом в июне 1941 г. Великой Отечественной войны Зап. Украина оказалась под нем. оккупацией. В это время руководство УГКЦ активно сотрудничало с властями гитлеровской Германии и способствовало организации укр. националистических формирований. После освобождения в июле-авг. 1944 г. Зап. Украины советскими войсками отряды укр. националистов начали террор против местных органов власти и лояльного к ним населения. Ответственность за связь с гитлеровской Германией и вооруженным националистическим движением могла создать для УГКЦ серьезные проблемы во взаимоотношениях с советскими властями, однако к.-л. организованных репрессий по отношению к униат. духовенству сразу после освобождения Зап. Украины не последовало.

http://pravenc.ru/text/2561010.html

В 1848 во Львове встретился с Д. И. Зубрицким и А. С. Петрушевичем; участвовал в заседаниях «Головной русской рады». Неоднократно бывал в России. В 1849 был назначен окружным референтом и правителем канцелярии в Ужгороде, ввел в делопроизводство русский язык, занимался устройством земельных отношений крестьян, состоял депутатом сейма и др. В 1864 был назначен советником-докладчиком придворной канцелярии для Угрии в Вене, после ее упразднения в 1867 вышел в отставку. В 1867–70 руководил газетой «Свет», издававшейся «Обществом Святого Василия Великого ». В 1869–81 жил в своем имении (с. Чертеж в Карпатах), оказывал помощь угрорусским, галицко-русским и словацким изданиям, занимался вопросами истории Церкви (в т. ч. автономии угрорусской Церкви). Всю свою жизнь Добрянский-Сачуров «отдал на борьбу против мадьяризации русских и славян Австро-Венгерской империи. Фанатичный поборник славянской идеи, он неоднократно ездил в Россию, был в дружбе с Хомяковым, Аксаковым и всеми славянофилами. В славянофильских кругах его встречали не только радушно, но и с почетом, а в Австро-Венгрии он был признанным главой славянства и самоё его имя было «символом объединения славянства», как вспоминал внук Добрянского-Сачурова И. Э. Грабарь. В статье «О западных границах Подкарпатской Руси с времен св. Владимира» (Львов, 1880; Журнал Министерства народного просвещения, 1880, ч. 208). Добрянский-Сачуров доказывал, что между реками Дунай и Вислок находятся русские селения с русскими церквами и русским населением (св. 90 тыс. жителей). Отстаивал справедливость высказывания Зубрицкого, что Древняя Русь простиралась до Кракова; стремился сориентировать малороссов, словаков и др. славянские народы на Россию. В 1881 переехал во Львов, был избран председателем общества «Русское Касино», объединявшего галицко-русских деятелей. В 1882 был арестован вместе с дочерью Ольгой Адольфовной (по мужу Грабарь), И. Г. Наумовичем и др. по обвинению в государственной измене, в заговоре с целью отторжения русских и славянских земель от Австрии и присоединения их к России («процесс Ольги Грабарь»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Новое время АКТ О СУПРЕМАТИИ законодательный документ, окончательно закрепивший разрыв Английской Церкви с Римом в ходе реформации Генриха VIII АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.) БРЕДСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ обращение буд. кор. Карла II Стюарта к своим подданным, предшествовавшее его возвращению в Англию ВАХТАНГ VI БАГРАТИОНИ (1675 - 1737), правитель (джанишин) Картли (1703-1712), царь Картли (1716-1724), покровитель Православия и борец против укоренения в Грузии ислама; литератор и ученый ВИЛЬГЕЛЬМ III (1650 - 1702), принц Оранский, правитель Республики Соединённых провинций (Нидерландов) (1672-1702); кор. Англии (1689-1702) ГАБСБУРГИ династия, правившая в Австрии в 1282-1918 гг., в Чехии и Венгрии в 1526-1918 гг. (с 1867 - в Австро-Венгрии), в Испании и ее владениях в 1516-1700 гг., в Нидерландах (1477-1795) и нек-рых итал. землях (с XVI в. до 1866); императоры Римско-Германской империи (в 1438-1806, кроме 1742-1745) ИОАНН III [Юхан, Йохан] (1537-1592), кор. Швеции в 1568/69-1592 гг., с 1577 или 1581 г. вел. князь Финляндский, церковный реформатор ИОЗЕФИНИЗМ термин, употребляемый для обозначения политического курса правления императора Свящ. Римской империи герм. нации Иосифа II КАРЛ IX Ваза (1550-1611), регент Швеции с 1595 г., кор. Швеции (1604-1611), церковный реформатор и автор религ. сочинений КОНСТАНТИН ИВАНОВИЧ Острожский (ок. 1460 - 1530), сын кн. Ивана Васильевича Острожского, гетман Литовского великого княжества, член великокняжеской рады КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ Острожский (Василий) (1526-1608), кн. и магнат, воевода киевский, маршалок Волынской земли, покровитель правосл. Церкви в Речи Посполитой КРОМВЕЛЬ Оливер (1599-1658), политический деятель и военачальник, лорд-протектор Англии, Шотландии и Ирландии (с 1653) МАКИАВЕЛЛИ Никколо (1469-1527), секретарь Флорентийской республики, писатель, приобрел известность как основатель политической науки Нового времени

http://pravenc.ru/rubrics/123014.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010