Был некоторое время редактором „Дабро-босанского Ис­точника» и ректором рельевского богословского училища. После смерти жены в 1907 г. принял монашество в мо­настыре Житомыслич и вскоре возведен в сан архи­мандрита. Отличен кавалерским крестом ордена Франца Иосифа. 28 сентября 1908 года в Банялуке совершена была его хиротония тремя босно-герцеговинскими митропо­литами – дабро-боснийским Евгением, герцеговинско-захолмским Петром и зворнико-тузланским Григорием. 3. Митрополия герцеговинско-захолмская. Кафедра в Мостаре. Митрополит Петр Зимонич (с 1903 года) 159 . Митрополит Петр – сын славного в свое время воеводы протоиерея Богдана Зимонича, родился в 1867 г. в Гра­хове, принадлежавшем в то время Герцеговине, а ныне присоединенном к Черногории. В 1884 г. он поступил в только что открытую рельевскую семинарию и потом на богословский факультет черновецкого университета, где пробыл с 1887 до 1892 г. и сдал два государственных экзамена. Затем год был слушателем юридических наук в венском университете. В 1893 г. получил место преподавателя в рельевской духовной семинарии, через два года пострижен в монашество в монастыре Житомыслич, в 1899 –1900 г. временно исполнял долж­ность ректора семинарии и получил звание протосинкслла, с 1900 г. состоял членом сараевской консистории. – Хиро­тония и интронизация новоназначенного митрополита совер­шены 27 мая в мостарском соборном храме при участии всех трех митрополитов Боснии и Герцеговины: дабро-боснийского Николая, зворняко-тузланского Григория и бahялVцko-бuxaчckoro Евгения, в присутствии представителей местных и окружных оккупационных властей военных и гражданских, в большинстве неправославных, и при почти полном отсутствии народа. Это последнее обстоятель­ство (отсутствие народа) объясняется из тех печальных и крайне-тягостных условий народно-церковиых отноше­ний, остающихся без перемены, при которых состоялось избрание нового митрополита. Известно, что в оккупирован­ных землях у православного народа отнято его старинное право – избирать себе духовных пастырей, принимать уча­стие в церковно-просветительных вопросах, в распоря­жении народно-церковными средствами. Все эти права нахо­дятся ныне в руках политического комиссара, который пользуется ими по указанию свыше и чаще всего по своему усмотрению, мало соображаясь с пользами православной церкви и потребностями народными. Народ огорчен, него­дует, жалуется, ищет правды и защиты у высших церковных и гражданских властей, но все напрасно. Вот почему народ, в своем лучшем большинстве, не смотря на нескрываемые симпатии к новоизбранному, сыну общенародного любимца-героя, остался в выжидательном положении.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

в) Православное духовенство за рубежом — при посольствах, дипломатических миссиях, некоторых консульствах и при дворах членов царствующего дома, проживавших за пределами России, — принадлежало к ведомству Министерства иностранных дел, а в церковном отношении с 1867 г. подчинялось Петербургскому митрополиту. Его назначение и увольнение производились Святейшим Синодом по соглашению с министром иностранных дел, в руках которого согласно штатам 1867, 1875 и 1910 гг. находилось содержание зарубежного духовенства. Число русских церквей за границей в XIX в. стремительно росло. На 1911 г. в Западной Европе насчитывалось 22 посольских церкви, 30 церквей в курортных местах, 8 часовен на местах погребения членов царской фамилии, 7 церквей братства святого Владимира в Берлине и 12 частных часовен. С 1907 г. при митрополите Петербургском существовало особое викариатство по делам заграничных церквей, за исключением храмов в Афинах и Константинополе, которые находились под местной юрисдикцией  . Первая русская зарубежная церковь в Западной Европе возникла в русском торговом доме Рисгарден в Стокгольме и предназначалась для русских купцов по договорам 1617 и 1661 гг., но собственно церковное здание было построено лишь в 1765 г.  В Варшаве с 1674 г. существовала посольская церковь, находившаяся в ведении Киевского митрополита  . В 1716 г. была открыта посольская церковь в Лондоне. Среди служивших там священников следует особо отметить протоиерея Е. И. Попова (1842–1875), который много способствовал ознакомлению англиканской Церкви с православием  . Первая православная церковь в Берлине была открыта в 1718 г. В XIX в. в Германии существовало уже много церквей: на курортах, а также надгробных и частных часовен. Некоторые из служивших там священников прилагали усилия к тому, чтобы распространять знания о православии среди немецких протестантов. К таковым относился протоиерей И. И. Базаров в Висбадене и Штутгарте (1844–1895), протоиерей И. Ф. Серединский в Берлине (1859–1886) и, конечно же, протоиерей А. П. Мальцев, также в Берлине (1886–1914), который перевел на немецкий язык важнейшие литургические книги и открыл много православных церквей. В 1890 г. он основал благотворительное общество и братство святого Владимира, открыл Александровское подворье (Alexanderheim) в Тегеле (пригороде Берлина. — Ред.) и устроил здесь русское кладбище с относившейся к нему церковью, которая была освящена в 1908 г. В 1913–1914 гг. он издавал журнал «Церковная правда», где помещались статьи по истории православных церквей за границей и по вопросам реформы Русской Церкви  . Много церквей возникло в Австро–Венгрии. С 1762 г. в церкви при русском посольстве в Вене служил постоянный священник. По инициативе протоиерея М. И. Раевского (1845–1884) и при поддержке обер–прокурора К. П. Победоносцева здесь на государственные средства была построена большая церковь, освященная в 1899 г. Были открыты храмы в Карлсбаде, Мариенбаде, Франценсбаде и Праге  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Ф. 19. 115)), послушники (Варнава - Манявский скит, 1684 (ЦГББ. Слав. 10845)), реже светские лица, дьяки (Иоанн Залавский - 1674 (Б-ка САНУ. 64)), крестьяне или городские жители («мищанчуки»), члены братств («братчики»). Большинство дошедших до нас рукописных И. анонимны. Отсутствие упоминания о переписчике отражает идущую от средневековья традицию умалчивания имен исполнителей богоугодных дел. Известны владельцы нек-рых И., напр. игум. Щеплотского монастыря Исаакий (ЛНБ. Ф. 3. 36), игум. Мелетий (Смоленск (?); келейный И.- ГИМ. Увар. 807). В некоторых И. указано их назначение, напр. 2 одинаковых экземпляра для правого и левого клиросов, написанные послушником Киево-Печерской лавры Ианнуарием Салухой (НКПИКЗ. Кн. 2084, 2087, 1852 г.). Иногда указана обитель как место создания И. Хотя братии не благословлялось менять без причин место постоянного пребывания, иногда обстоятельства к этому принуждали, поэтому мн. книги перевозились владельцами и теперь находятся вдалеке от мест их написания. Принцип составления И.- компактное изложение певческих моделей годового репертуара - оказался удобным и в литургической практике, и в процессе обучения пению. То, что в И. был включен репертуар из неск. певч. книг, разных по содержанию и структуре (Обиход, Октоих, Ирмологий, Минея, Триодь), обусловило его синтетическую структуру, использование во всех богослужебных циклах и в результате более чем 300-летнее применение в певч. практике. Традиция составления И., сложившаяся к нач. XVII в., приобрела на протяжении XVII-XIX вв. устойчивость. На нее не повлияли сложные конфессиональные изменения ни в нач. XVII в., когда стало активно распространяться униатство (преимущественно на белорус. землях), ни в нач. XVIII в., когда Греко-католическая Церковь утвердилась на всем правобережье Днепра, ни в XIX в., когда укр. и белорус. Церковь на днепровском правобережье возвратилась к Православию (за исключением галицких и закарпатских земель в составе Австрийской империи (с 1867 Австро-Венгрии)). После принятия Брестской унии в 1596 г.

http://pravenc.ru/text/674075.html

  Пять епископов, во главе с Михаилом Рогозой, принявшим католический догмат при сохранении православного обряда, были отвергнуты православными. А крестьяне в деревнях, поскольку обряд оставался прежний, на местном языке (в отличие от католических служб, которые велись на латыни) так ничего и не поняли: что там филиокве – кто это из крестьян знает такие богословские тонкости. А потом, когда узнавали, в ужас приходили, что они, оказывается, теперь подчиняются Римскому Папе, а не Вселенскому Патриарху. И вот такой буфер – не католик и не православный, а униат, – это сгусток, который побуждал ненавидеть друг друга. Именно он родил вот это политическое украинство. Кстати, украинцами называли перед Первой мировой войной только униатов. Остальные были малороссами. Этот феномен греко-католика – ни русский, ни поляк, самостийник, украинец – основа того самого галицийского индентитета, а потом и москвофобской версии украинской идеи. Щедро субсидируемая Веной и Ватиканом, эта церковь и родила политическое украинство. Особенно ярко это проявилось уже во второй половине XIX века, когда польский провинциальный историк Францишек Духинский в Париже для невежественной в славистике публики на кафедрах витийствовал о том, что москали, русские, – это помесь финно-угров с татарами и не имеют ничего общего с арийцами Украины.   И что якобы ради того, чтобы приукрасить свое варварство, московиты украли и киевскую историю, и присвоили себе Софийские Ризы, и что вообще это совершенно разные народности, даже этнически.   На мой сайт еще в 90-е годы заходил какой-то щирый украинец, все время оскорблял. У него с моими читателями была полемика. В конце ее он написал: «Ишь, мордва зашевелилась!». Когда русская армия по просьбе австрийского правительства перешла Карпаты и спасла во время революции 1848 года Австрийскую империю (тогда она еще не Австро-Венгрия была, она в 1867 году провозглашена была двуединой дунайской монархией) от неминуемого распада, потому что в Венгрии благодаря присутствию русских войск восстание потерпело крах и армия возвращалась. И проходила через галицийских русинов, которые тогда себя называли Галицкой Русью. Трудно сейчас представить, что в этом оплоте самых москвофобских настроений тогда зародилось необычайно москвофильское течение среди интеллигенции.

http://ruskline.ru/opp/2022/07/23/istoki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ЦЕРКОВНЫЙ СОБОР [серб. Благовештенски сабор], проходил в Сремски-Карловци под председательством Патриарха Карловацкого Иосифа (Раячича) с 21 марта по 8 апр. 1861 г. Был созван для обсуждения вопросов, связанных с изменившимся положением воеводинских сербов в Австрийской империи (см. ст. Белградско-Карловацкая митрополия ). Представителем австр. имп. Франца Иосифа на Б. ц. С. был генерал-майор И. Филипович; в работе Собора приняли участие епископы Темишварский Самуил (Маширевич), Вршацкий Емилиан (Кенгелац или Кенджелац), Бачский Платон (Атанацкович). Своих делегатов (мирян и священнослужителей) прислали протопресвитериаты Кикиндский, Бечкерекский, Темишварский, Вршацкий, Чанадский, Чаковецкий, Нови-Садский, Сомборский, Суботицкий, Карловацкий, Шидский, от мон-рей Фрушка-Горы присутствовали архимандриты Крушедолский Никанор (Груич), Беочинский Лукиан (Николаевич), Герман (Анджелич), архидиак. Феофан (Живкович). Основным из требований Б. ц. С. было восстановление в рамках Венгерского королевства автономии серб. Воеводины, включающей Срем, Бачку, Банат и Военную границу, где проживало ок. 300 тыс. сербов. В решениях Собора, переданных имп. Францу Иосифу, выдвигалось предложение по новому территориальному устройству автономной Воеводины с центром в Темешваре. Делегаты требовали, чтобы все школьные и церковные вопросы находились в ведении сербов. Собор принял конституцию и устав, предусматривавшие равенство вероисповеданий, создание собственной администрации с воеводой во главе, утверждение герба, знамени, введение кириллической азбуки. Однако предложения Б. ц. С. не были приняты императором, и в результате австро-венг. (1867) и венгеро-хорват. (1868) соглашений воеводинские сербы остались без автономии, оказавшись подданными Венгрии и Хорватии. Лит.: Д. J. Срби у Bojboдuhu. Нови Сад, 1990. 3. С. 310-314; Ucmopuja. 2. С. 169-170; Р. , jepej, д-р. Српска Црква у мисао. [и др.], 1997. С. 97. В. И. Косик Рубрики: Ключевые слова: АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.)

http://pravenc.ru/text/149297.html

При нем 6 ноября 1870 г. установлена еще одна новая-боко-которская, дубровницкая и спичанская епархия, к которой отошла южная часть Дал­мации и далматинской епархии. Резиденция епископа в г. Которе. Преемник многозаслуженного Стефана Кнежевича преосвященный епископ далматинско-истрийский, доктор богословия, Никодим Милаш управлял епархией с 10 июля 1890 г. до конца 1911 года, когда он вынужден был оставить свою епархию и перейти на пенсию. Преосвя­щенный Никодим получил образование в гимназии, а за­тем в карловецкой духовной семинарии, по окончании которой слушал в 1866–7 году лекции на философском факультете венского университета: затем в августе 1867 года он отправился в Россию, где поступил в киевскую духовную академию, которую окончил в 1871 году со сте­пенью кандидата богословия и с правом получения степени магистра без новых устных испытаний. В 1874 году, по представлении в совет киевской духовной академии своей магистерской диссертации („Дocmojahcmba у npabocлabhoj цркви до XIV bujeka“), он получил степень магистра, а от православного богословского факультета черновецкого университета впоследствии получил степень доктора богословия. Возвратившись из России на родину, он поступил в начале 1871–2 учебного года в свою родную семинарию сначала в качестве преподавателя церковного права и практического богословия, а затем служил в ней в качестве ректора до 1890 г., когда был избран во епископа далматинско-истрийского. Между прочим, небольшой про­межуток своей учебно-педагогической деятельности он по­святил единоплеменной Сербии. В 1888 г. он был пригла­шен сербским правительством в Белград и назначен ректором белградской духовной семинарии. Эту должность он исполнял всего один год и в 1887 году уехал обратно в Далмацию. Епископ Никодим пользуется весьма большою известностью, как ученый церковный историк-исследова­тель и знаток канонического права 96 . За свои ученые труды избран почетным членом с.-петербургской (1894 г.), мо­сковской (1899 г.) и киевской (1911 г.) духовных академий 97 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Украине) пропагандировала идею единой Украины. Возникли культурно-просветительские орг-ции укр. направления («Npocbima», основана в 1868; «Наукове товариство iмehi Т. Г. Шевченка», возникло после реорганизации об-ва им. Т. Г. Шевченко, основанного в 1873). Рус. направления придерживалось об-во им. М. Качковского (основано в 1874). В нач. XX в. одним из лидеров рус. движения являлся О. А. Мончаловский, укр. партию возглавлял М. С. Грушевский , оба деятеля входили в приходской совет львовской правосл. ц. во имя вмч. Георгия. На фоне ухудшавшихся взаимоотношений России и Австро-Венгрии австр. правящие круги делали ставку на укр. движение в Галиции, подавляя в нем лишь крайние социалистические тенденции. «Москвофилы» постоянно встречали враждебное отношение австр. администрации. В 1867 г. Головацкий принял участие в этнографической выставке и слав. съезде в Москве, после чего был изгнан из Львовского ун-та и в 1868 г. уехал в Россию. В 1882 г. был начат судебный процесс против Наумовича, А. И. Добрянского-Сачурова , В. М. Площанского, О. А. Грабар и др., к-рых обвиняли в панславизме и гос. измене. Поводом для суда над ними было их участие в попытке жителей с. Гнилички перейти в Православие (что не было запрещено законом). Обвинение провалилось, но за «нарушение публичного спокойствия» подсудимые были приговорены к неск. месяцам тюрьмы. Наумович, кроме того, был лишен прихода, а затем отлучен от католич. Церкви. Добрянский-Сачуров был выслан под адм. надзор в Тироль, его дочь Грабар с семьей эмигрировала в Россию. В кон. XIX в. в униат. Церкви в Галиции произошли изменения. В 1882 г. василианские мон-ри (см. Василиане) были переданы под власть иезуитов. Против этой меры выступил униат. Львовский митр. Иосиф Сембратович , вскоре смещенный с кафедры. Его сменил Сильвестр Сембратович, поддержавший проукр. политику австр. администрации. В 1893 г. была закрыта галицко-рус. униат. ДС в Вене, под угрозой закрытия оказалась ДС во Львове, вместо к-рой предполагалось открыть неск. епархиальных ДС с пониженным образовательным цензом.

http://pravenc.ru/text/161541.html

В мае 1914 года архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) был перемещен на Харьковскую кафедру, а на его место назначен архиепископ Евлогий (Георгиевский). В первый год войны российские войска вошли на территорию Австро-Венгрии, ими были взяты Львов и Перемышль, – и архиепископ Евлогий был направлен устраивать церковную жизнь в Галиции и организовывать жизнь перешедших в Православную Церковь униатских приходов. Епископ Антонин (Грановский; 1865–1927). В 1903 году хиротонисан во епископа Нарвского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 1908 года на покое по болезни. С 1913 года – епископ Владикавказский. С 1917 года на покое по болезни, жил в Московском Заиконоспасском монастыре. В 1921 году запрещен в священнослужении патриархом Тихоном за введение литургических новшеств. В 1922 году председатель обновленческого ВЦУ, возведен в сан архиепископа, председатель Московского епархиального управления, настоятель Троицкого подворья в Москве, настоятель храма Христа Спасителя. В 1923 году участвовал во 2-м обновленческом Всероссийском Поместном соборе. В том же году объявил об автокефалии созданного им Союза церковного возрождения, который он возглавил, назвав себя митрополитом Московским и всея России. В том же году за богослужебные и литургические новшества запрещен обновленцами в священнослужении. Объявил о своем разрыве с обновленцами и, отказавшись от сана митрополита, стал именовать себя епископом Союза церковного возрождения. Скончался в 1927 году, погребен в Московском Новодевичьем монастыре. Епископ Макарий (Павлов; 1867–1925). В 1901 году был хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии. В 1909 году уволен на покой и назначен настоятелем Свияжского Успенско-Богородицкого монастыря. Во время его правления монастырь пришел в состояние духовной и материальной разрухи. В 1917 году он был назначен епископом Владикавказским и Моздокским. В 1919 году избран кандидатом в члены Высшего временного церковного управления на юго-востоке России во время гражданского управления этой территорией генералом А. И. Деникиным. В 1920 году привлечен Революционным трибуналом к суду, но был оправдан. В 1921 году вновь арестован и приговорен к пяти годам заключения, но был освобожден. В 1922 году, находясь в тесном контакте с ГПУ, перешел в обновленчество и возглавил духовенство Владикавказской епархии, большая часть которого присоединилась тогда к обновленцам. В 1923 году он был назначен «архиепископом» Пензенским и Саранским, членом обновленческого Священного Синода.

http://fond.ru/kalendar/1533/faddey/

В отличие от классического европейского конфессионализма этот «деноминациализм» в Америке не определялся вероучением. Он никогда не исключал различных форм «внеденоминационных» религиозных опытов: «оживления», пятидесятиничества, пантеистизма, деизма, национализма и т. п. Но американская религиозная сцена была богата и сектантскими явлениями, которые отвечали на широкий «деноминациализм» исключительностью, фанатизмом и ханжеством. Православная Церковь не могла принять ни «деноминациализм», ни сектантство американских религий. Она заявляла себя Истинной Кафолической Церковью, исключающей религиозный релятивизм, но берущей на себя ответственность и задачу «кафоличности». Это чувство ответственности и миссии, явно отличающее Церковь от секты, предполагает открытость ко всему истинному и доброму повсюду. Таким образом, обосновавшись окончательно в Америке, Православная Церковь столкнулась с трудной задачей: оставаться верной своему кафолическому самосознанию в плюралистическом обществе, не становясь при этом ни деноминацией, ни сектой. Первая епархия на американском континенте была создана на Аляске в 1840 г. и канонически зависела от русского Святейшего Синода в Санкт-Петербурге. Она осталась в юрисдикции Русской Церкви и после продажи Аляски Соединенным Штатам в 1867 г. и распространила свою деятельность на весь континент; епархиальный центр был перенесен сначала в Сан-Франциско (1872), а затем в Нью-Йорк (1903). Главная особенность этой епархии состояла в том, что она всегда была многонациональной и многоязычной. В ее среде иммигранты из Российской империи составляли очень незначительное меньшинство. Она всегда именовала себя «миссией»: сначала миссией среди народностей Аляски, у которых было свое туземное духовенство и богослужение на своем языке, а затем среди славянских «униатов», иммигрантов из Австро-Венгрии, сотнями и тысячами возвращавшихся в Православие после приезда в Америку. Эта епархия принимала иммигрантов всех стран. В Нью-Йорке был посвящен в викарного епископа араб Рафаил Хававини.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В 1838 г. он покидает Уналашку и уезжает в Петербург, в то время как его семья осталась в Иркутске. В Петербурге он принял монашеский постриг с именем Иннокентий, и в 1840 г. состоялась его хиротония во епископа Камчатского, Алеутского и Курильского. Епископская кафедра находилась на о. Ситха в г. Новоархангельске (административном центре русских владений, основанном в 1804 г.). В 1850 г. был возведен в сан архиепископа. Его епархия фактически простиралась на всю Восточную Сибирь и Америку, а в 1852 г. к его епархии была присоединена Якутская область. К 1850 г., благодаря трудам архиепископа Иннокентия, в Америке насчитывалось 8 храмов, на Камчатке – 4, и в Восточной Сибири – 7. В 1868 г. по решению Святейшего Синода архиепископ Иннокентий был назначен митрополитом Московским и Коломенским (ум. 1879). В марте 1867 г. Аляска и Алеутские острова были проданы царским правительством США за 7, 2 млн. долларов. Святитель Иннокентий все же смог настоять на включении в договор о продаже пункта, по которому все храмы и земельные участки, принадлежавшие Русской Православной Церкви в Америке, должны были оставаться собственностью русского духовенства. В 1870 г. Святейшим Синодом была учреждена епархия Алеутская и Аляскинская с кафедрой в Сан-Франциско. Первым епископом Алеутским и Аляскинским стал Иоанн (Митропольский) (1870 – 1876, ум. 1914). При нем и его преемниках миссионерская работа среди жителей Аляски и Западного побережья Америки продолжалась. В конце XIX в. началась массовая эмиграция украинских безземельных крестьян России в Канаду. Православные украинцы несли с собой православие. Объединяясь в приходские общины на новом месте, они воздвигали свои храмы и приглашали священнослужителей. В 1897 г. в Канаде, в провинции Адельберт, была совершена первая Божественная литургия, служили которую русские священники, присланные сюда из Сан-Франциско. В Канаду приезжали также карпатороссы-униаты из Австро-Венгрии. Испытывая социальную нужду, они уезжали из родных мест в Америку в поисках лучшей жизни. В 1891 г. они образовали православную общину в Миннеаполисе. Это произошло после их воссоединения с Православием, осуществленным епископом Алеутским и Аляскинским Владимиром (Соколовским). Данное событие послужило добрым примером возвращения карпаторосских униатов в Православную Церковь . В 1916 г. была образована карпаторосская православная епархия с центром в Питтсбурге (первый епископ – Стефан Дзюбай).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010