ИНАКОПЬ, инокопь, инокопоть - графическое выражение световых бликов (пробелов) тонкими линиями из листиков сусального золота, приклеенные при помощи ассиста. К КАНИТЕЛЬ - тонкая металлическая проволока, туго свитая в плотную спираль. Используется в золотном шитье. КИВОРИЙ - сень над престолом, поддерживаемая колоннами. К киворию крепились завесы, закрывающие престол в промежутках между службами. В иконописи изображение кивория символизирует алтарь. КИНОВАРЬ, кеноварь - сернистая ртуть, HgS, краска ярко-красного цвета, применяемая в иконописи. КИОТ, кивот - деревянный остекленный шкафчик ящик для икон. КЛАВ, клавий - нашивное украшение в виде вертикальных полос, идущих от плеч до нижнего края одежды; служили знаками отличия римских граждан. Обязательно изображается на хитоне Христа, а также на хитонах апостолов (Петра и Павла) и архангелов. КЛЕЕВАЯ ЖИВОПИСЬ - живопись красками, связующим которых служит клей. КЛЕЙМО - лаконичные композиции, окружающие средник житийной иконы, и отображающие наиболее значительные события, развивающее или поясняющие сюжет средника. КЛЕЯНКА - приспособление для варки клея на . КЛЯПИК, клепик - инструмент иконописца в виде тупого ножика с загнутым концом, применяемый для разравнивая левкаса. КОНТРАФАКЦИЯ - в искусствоведении подделка произведения искусства с целью введение в заблуждение покупателя: искусственное придание более древнего и ценного внешнего вида, либо имитация авторства конкретного художника. В применении к иконописи употреблялось выражение (см. фурение). КОРПУСНОЕ ПИСЬМО - в иконописи особый технический прием, когда краски накладываются плотными, непрозрачными слоями. КРАКЕЛЮР - трещины в слоях произведений живописи. КРАСНУШКА - разновидность икон, написанных народными умельцами. Преобладающий красно-коричневый колорит послужил основанием для названия таких икон. КРАСНЫЙ УГОЛ, передний угол - угол крестьянской избы с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. В красном углу устраивался домашний иконостас. Наиболее светлое и почётное место избы, символический аналог алтаря православного храма.

http://pravicon.com/text-24

Идея, согласно которой исполнитель военного приказа, и притом такого, который не относится непосредственно к делу палача в узком смысле, все равно виновен перед человечеством и собой, если вердикт мирового общественного мнения и его совесть не признают эту войну справедливой, чужда предыдущим векам. “Узурпатор” Наполеон мог быть виновным и с точки зрения традиционного монархизма, и с более либеральной точки зрения, как поработитель народов: но это нельзя было всерьез распространить на воинов “Grande Агтбее”, и недаром русский полководец Багратион за минуту до смертельного ранения на Бородинском поле успел крикнуть похвалу врагу — бесстрашно наступавшим французским гренадерам: “Bravo, bravo!” Уже начало Первой мировой войны сильно стимулировало тип дискурса, в контексте которого не только правящая элита враждебной стороны, но и вся связанная с ней цивилизация становились предметом систематических нападок, осуществляемых подчас лучшими умами воюющих стран, включая, например, Томаса Манна с немецкой и Шарля Пеги с французской стороны. Столь не сходные между собой Т. Манн и Честертон удивительно сходным образом доказывали, что именно Германия или, напротив, именно Англия представляет в конфликте благородство органической культурной традиции, а каждый раз противолежащая сторона — мертвую техническую цивилизацию; это было похоже на спор двойников, зеркально воспроизводящих жестикуляцию друг друга (причем никто из них не знал о другом…). Становление тоталитаризмов утилизировало для своих нужд эту тенденцию и резко усилило ее: для нацистского дискурса все противники были по самой своей природе недочеловеки, Untermenschen, для советского дискурса неограниченно морально виновен был, в принципе, каждый иностранец, не предпринимающий специальных усилий к тому, чтобы стать “другом Советского Союза” и через это искупить свою вину. А всех “своих” тоталитаризм стремился всеми средствами втянуть в ответственность за каждое из своих действий, в чем, собственно, и состояла его тоталитарность, то есть его отличие в худшую сторону от более архаических видов деспотизма, довольствовавшихся бессловесной покорностью подданных и не требовавших квазиспонтанного соучастия в виде имитации выборов, демонстраций с требованием расправ и т. п. Это создало специфический контекст для последующего. Речь должна идти не о некоем вневременном императиве, но, напротив, о его становлении на нашей памяти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Запад проявляет маниакальное стремление подавлять отличающиеся культуры, нации, государства, находя слабые (незащищённые) места противников и формируя в них очаги самоуничтожения и/или «добровольного» подчинения гегемону. В основном это происходит через взращивание и поддержку местной «элиты» - «оппозиционной» национальным интересам. Средств формирования такой элиты в арсенале современного Запада более чем достаточно, но главный из них, как ни странно, - мифотворчество. Совокупность ключевых мифов Запада: 1. Миф о христианском характере цивилизации Запада; 2. Технологический миф - о предопределённости развития общества его техническими изобретениями (экономическом прогрессе как основе развития общества) и передовом значении науки и техники Запада; 3. Миф об экономическом (рациональном, научном) человеке; 4. Миф о развитии стран мира через имитацию западного опыта. Все эти мифы объединяются и скрепляются европоцентризмом. Суть этой претендующей на универсализм, во многом расисткой и тоталитарной идеологии, возникшей вместе с капитализмом в недрах протестантского мироощущения, заключается в признании полноценными только тех, кто усвоил матрицу ценностей Запада и способен воспроизводить его опыт. Однако эта идеология ложна хотя бы в том смысле, что повторить путь Запада никто не способен, ибо для этого требуется жесточайшая эксплуатация «третьего мира». Значит, и пытаться реализовать на практике установки этой идеологии самоубийственно - как в нравственном смысле (уподобление алчному капиталисту), так и в политическом (Запад с конкурентами не мирится, а эксплуатирует или уничтожает их). Не меньше лукавства и в постулатах европоцентризма о том, что все народы и культуры проходят один и тот же путь и отличаются друг от друга стадией развития. Объясняется это тем, что единство пути развития всех культур в таком случае означало бы и единство их культуры, что очень далеко от истины. Показательно также, что европейская «свобода от», отчуждая человека от Бога и Церкви, от культуры и традиций, от природы и других людей, порабощает его. Человек как атом экономики и дерегулирование экономики становятся условиями искомой вседозволенности (полной «свободы от») предпринимателей и конкуренции под контролем частных монополий.

http://ruskline.ru/analitika/2017/06/09/...

Сейчас программисты разрабатывают 3D-мoдeлu будущих сенсоров. Они позволяют проводить имитационные испытания на предмет взаимодействия прибора с возбудителями, а также проверять эффективность генерации сигнала. В основу биосенсора положен метод поверхностного плазмонного резонанса (ППР). Он позволяет прибору в режиме реального времени выстраивать кривую взаимодействия исследуемого образца с сенсорным чипом. После окончания измерения рабочая поверхность обрабатывается регенерирующим раствором. В экспертном сообществе принято считать ППР весьма гибким инструментом при исследовании межмолекулярных взаимодействий. Метод «может легко подстраиваться под задачи того или иного эксперимента», говорится на сайте Центра коллективного пользования ИБГ РАН, одного из ведущих научных институтов в сфере нанотехнологий. «Метод регистрации ППР имеет преимущества перед классическими методами исследования межмолекулярного взаимодействия, поскольку не требует мечения реагентов ни радиоактивными, ни какими-либо ещё метками и позволяет определять равновесные параметры взаимодействия без разделения свободных и связанных форм», — указывают учёные РАН. Прототип биосенсора напоминает небольшую по размеру пластмассовую деталь. Внутри неё находится чувствительный элемент, который реагирует на попадание возбудителя. После успешных испытаний комплекса биологической разведки лаборатория «Эра» планирует приступить к созданию более габаритных мультисенсорных систем. «Методы, которые мы закладываем в наше устройство, имеют большое научное и практическое значение. Во-первых, это научно-технический задел в области создания приборов биологического мониторинга, которые превосходят существующие аналоги по быстродействию и массогабаритным характеристикам. Во-вторых, мы сможем мгновенно фиксировать вспышки инфекционных заболеваний. И самое главное — такая работа очень востребована в рамках стратегии национальной безопасности Российской Федерации, — заявил Молодченко. В беседе с RT вице-президент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка Тенгиз Борисов отметил, что изделие технополиса «Эра» будет широко востребовано в Вооружённых силах РФ. По его словам, биологическую разведку необходимо проводить во всех регионах, где находятся российские войска.

http://ruskline.ru/opp/2019/11/01/kak_ro...

В Санкт-Петербурге подписано соглашение о подготовке кадров для преподавания религиозной культуры в школах России 27 апреля 2012 г. 12:22 24 апреля 2012 года впервые в истории современной России состоялось подписание договора между учреждениями светской и религиозной систем образования о подготовке квалифицированных кадров для преподавания религиозной культуры в школах России. Договор подписали председатель Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии , ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Гатчинский Амвросий и директор Некрасовского педагогического колледжа Санкт-Петербурга И.О. Загашев. На подписании договора присутствовали представители Комитета образования Санкт-Петербурга. Для епископа Амвросия была проведена экскурсия по учебному заведению, где будут готовить учителей по направлению «Основы религиозных культур». Владыка высоко оценил профессиональный и технический уровень данного учебного заведения. Поступающим на данное отделение предлагается уникальная возможность стать связующим звеном между обществом и Церковью, приобщить подрастающее поколение к нравственным и культурным ценностям, хранимым в русском народе. Данное направление несет качественное практико-ориентированное образование, в течение всех лет обучения студенты проходят педагогическую практику в школах Санкт-Петербурга, где формируется и оттачивается их педагогическое мастерство. Обучение будет осуществляться на бюджетной основе. В образовательном процессе планируется использование инновационных технологий обучения: метод проектов, развитие критического мышления, тренинги, имитационное моделирование, дебаты, игровая технология и технология дистанционного обучения. Жизнь студента будет насыщена разнообразными формами работы, развивающими их самостоятельность и профессионализм. Некрасовский педагогический колледж имеет давнюю историю и берет свое начало от Санкт-Петербургского учительского института, открывшегося 25 октября 1872 года. Именно на его основе в 1918 году был создан «Петроградский педагогический институт им. Н.А. Некрасова», который в 1923 году был реорганизован в Педагогический техникум им. Н.А. Некрасова. Среди дисциплин, преподававшихся в Петербургском учительном институте были: Закон Божий, педагогика, русский и церковнославянский языки, арифметика, алгебра, геометрия, история, география, естественная история и физика, черчение и рисование, чистописание, пение и гимнастика. Таким образом, подписанием сегодняшнего документа Некрасовский педагогический колледж вернул дореволюционную традицию преподавания в своих стенах религиозных дисциплин. Сайт СПбДА /Патриархия.ru  Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Повышенное внимание к проблеме человека в современной философской мысли говорит, на наш взгляд, о том, что современный человек серьезно болен – болен не физически, а, так сказать, метафизически. Очень хорошо диагноз этой ситуации поставил М. Мамардашвили, назвавший современное состояние антропологической катастрофой: «Я имею в виду… перерождение каким-то последовательным рядом превращений человеческого сознания в сторону антимира теней или образов, которые, в свою очередь, тени не отбрасывают, перерождение в некое зазеркалье, составленное из имитаций жизни» 42 . В антимире теней человек обретает совсем иное ощущение бытия, точнее, бытие больше не ощущается им как бытие, перед которым человек должен нести некую ответственность. Человек из царя, владыки мира, управляющего творением, но и ощущающего ответственность перед ним, превращается в большого младенца, видящего смысл своей жизни лишь в игре, ведь игра – это именно тот вид деятельности, где человек может не нести никакой ответственности за результаты своих дел. А если жизнь – игра, то и правила в ней устанавливаются самими играющими. В мире «антропологической катастрофы», таким образом, необходимо исключается какая-либо вера в Бога. Вера в Бога мешает человеку играть, она возвращает его к реальностям бытия – смерти, любви, состраданию, страху. Человек бежит от Бога, бежит в выдуманный им мир, который он не может создать, но может придумать, – мир виртуальный, еще более углубляющий катастрофу, создавая в человеке иллюзию бытия, подменяя сном – явь. Поэтому задачей Церкви в современном мире становится пробуждение человека. И если во все предыдущие века сама жизнь с ее повседневными заботами, борьбой за жизнь и постоянной встречей со смертью не давала людям оторваться от своих онтологических основ, то современная цивилизация, в корне изменившая жизнь человека, требует и осмысления новых культурных реалий, понимания того, что жизнь человека радикально изменилась под влиянием научно-технического прогресса. Эти изменения настолько радикальны, что требуют самого серьезного анализа отношения Церкви к культуре, чтобы все позитивное, наработанное в науке и философии, смогло служить людям и Церкви. III. Апологетические очерки

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/fi...

Пролог Введение в типологическое изъяснение Пасхи ( Исх 12 ) 1 – 11 Типология еврейской пасхи а) Изложение и истолкование прочитанного 11 – 45 Краткое повторение прочитанного. Установление Пасхи 11 – 15 Риторическое развитие темы. Истребление первенцев в Египте 16 – 29 Типологическая интерпретация почему кровь овцы спасла Израиль 30–3 объяснение таинственного прообразования через художественную модель 34–8 ВЗ закон как модель НЗ 39 – 43 Заключение 44–5 [Книга 2(?)]. §§ 46–105 б) Икономия спасения Первородный грех как причина воплощения и страдания Господа Введение 46 Сотворение человека и заповедь 47 Грехопадение и его последствия 48 – 56 путь греха 49 – 53 смерть 54 разделение человека 55–6 Проображения страдания Господа в ВЗ событиях 57 – 60 и пророчествах 61–5 Пришествие и заклание Господа 66 – 71 Преступление Израиля Упреки Израилю неслыханное злодеяние 72 – 80 несправедливость и неблагодарность Израиля ко своему Благодетелю 81–6 риторическое развитие этой же темы 87 – 91 противоположное поведение язычников 91–2 Наказание Израиля горькие травы как прообраз наказания 93 всемирная скорбь при лицезрении Распятия и беззакония евреев 94–8 скорбь Израиля как следствие преступления 99 Эпилог Триумфальное Воскресение Христа и попрание смерти 100–2 Христос – спасение всех людей 103 Апофеоз Христа 104–5 2 Номера в фигурных скобках отсылают к литературе на с. 516–8. Систему обозначать начало и конец рукописи в аппарате разночтений с помощью incipit – desinit (deest для лакун), принятую в изд. Hall " a, мы преобразовали в более, на наш взгляд, удобную, введя дополнительную строку источников и ориентируясь в этом на ряд немецких и бельгийских изданий христианских авторов. Обратим внимание читателей, что цифра, уточняющая рукопись и указываемая в строке источников, используется в аппарате разночтений лишь в тех случаях, когда несколько рукописей одного языка отличаются друг от друга. 3 Отступление ad hoc. Такое игнорирование, все более и более встречающееся ныне, связано часто с модными сегодня утверждениями о его устарелости не только принципиальной – к чему мы вполне присоединяемся (хотя лучшего варианта пока нет), – но и стилистической, с чем мы никак не можем согласиться, ибо большинство новых переводов весьма близко к советско-американскому «новоязу» (благо, для НЗ вроде бы и оправдание под рукой – якобы имитация «коинэ», да к тому же «взята на техническое вооружение» и протестантская «теория перевода») и часто выдает профессиональную или литературную некомпетентность переводчиков, соответствующую зато – только в обратной пропорции! – их амбициям, самоуверенности и дерзости, грустному плоду нашего невежества и отсталости (тщательности подготовки к такого рода работе хорошо было бы поучиться современным «переводчикам», едва знающим грамматику, у того же еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Meliton_Sardij...

И. Адливанкин: Нет, врачи пришли к выводу, что никакой психиатрии там не было. И потом, это не единичный случай подобных рассказов. Да что тут такого невероятного, с христианской точки зрения? Мы же знаем, что в мире на духовном плане действуют разумные духовные силы. Вот они и открылись мальчику, те самые духовные силы, которые и привели его к зависимости от компьютера. Хочу подчеркнуть, что именно длительное общение с компьютерной системой, общение, которое перестраивает логику человека, его мышление, восприятие реальности, привело его к тому, что он смог это увидеть. То есть тесное общение с системой привело его к той стадии, когда у тех духовных сил, которые стоят за игровой компьютерной системой, появилась возможность открыться. Впрочем, это уже чисто духовная область… А если вернуться в область материального, то нужно понять очень важную вещь: чем игры совершеннее, чем ярче изображение, чем больше в игре возможностей, имитирующих реальность, тем сильнее такие игры втягивают в себя личность, которая ими увлечется. Однажды я, как партизан, проник в компьютерный салон, чтобы понаблюдать за ребятами. Признаюсь честно, я выдержал там минут пятнадцать и вынес четкое впечатление, что подростку с еще незрелой, неустоявшейся личностью бывает достаточно часа такого тесного контакта с виртуальным миром, чтобы у него изменилось сознание, изменились принципы взаимодействия с реальным окружающим миром. И, конечно, большинство компьютерных игр построено на имитации насилия со стороны игрока. Самые современные игры полностью имитируют человеческое тело, кровь — в общем, все, что сопутствует боевым сценариям. А ведь игрок не просто на это смотрит. Он управляет насилием. Я уж не говорю о порнографии в компьютерных играх. Страшно даже себе представить, какие катастрофы происходят с неустоявшейся личностью, которой предоставлены такие виртуальные возможности. Великим развратникам прошлого и не снилось то, что сегодня позволяет научно-технический прогресс. Это, так сказать, изнанка прогресса, в форпосте которого находятся компьютерные игры. Я нисколько не преувеличиваю! Это действительно форпост создающейся цивилизации, в основу которой положен принцип удовлетворения самых низменных страстей человечества.

http://azbyka.ru/zdorovie/novyj-vid-nark...

Композиторы Н. ш. нередко закладывали в основание муз. формы числовые закономерности, регулирующие ее пропорции и имеющие символическое значение (напр., троичность и др.). Так, считается, что Дюфаи спроецировал на временные пропорции частей своего мотета «Nuper rosarum flores», написанного к освящению 26 марта 1436 г. купола Флорентийского собора (архит. Ф. Брунеллески), некие пропорции храмовой архитектуры. Основными духовными жанрами в творчестве франко-фламанд. композиторов были лат. месса, «Magnificat», мотет. Вместе с тем их композиционно-технические приемы (в частности, имитационная полифония) распространились и на светскую музыку эпохи Ренессанса (итал. мадригал и фроттола, франц. шансон и нем. многоголосная песня) соответственно на франц., итал., фламанд., нем. и др. языках. Самым плодовитым композитором, отдавшим дань практически всем жанрам своего времени, традиционно считается представитель последнего поколения Н. ш. Лассо. Одна из особенностей его творчества, граничащего в нек-рых проявлениях с муз. маньеризмом следующего века,- то, что он не только сочинял во всех жанрах, но и в исключительных случаях смешивал их, вплетая в светские песни церковные напевы ради пародийного эффекта - уже в значении этого термина, характерного для Нового времени. Хотя понятие строгого письма по традиции относят к вокальной полифонии, по крайней мере светская музыка франко-фламандских композиторов подразумевала возможное участие инструментов. В XVI в. на праздничных службах инструменты могли поддерживать звучание вокального ансамбля. Влияние Н. ш. распространялось на европ. муз. культуру и после эпохи Возрождения. В полифонической технике франко-фламанд. композиторов идеи для творчества черпали мн. выдающиеся композиторы последующих эпох - И. С. Бах, Л. ван Бетховен, М. И. Глинка , С. И. Танеев , И. Ф. Стравинский , А. Веберн, А. Пярт и др. Лит.: Baini G. Memorie storico-critiche della vita e delle opera di Giovanni Pierlugi da Palestrina. R., 1828. Vol. 1; Kisewetter R. G. Die Verdienste der Niederländer um die Tonkunst.

http://pravenc.ru/text/2565198.html

«Второе», - продолжил он. - Мощная кадровая чистка всех тех, кто вообще имеет отношение к формированию массовой культуры, образования, средств массовой информации и так далее». По его словам, «нужно подбирать людей, которые действительно имеют другое убеждение. Талантливых среди людей, имеющих более традиционные и прогосударственные взгляды, достаточно большое количество. Вопрос в том, что им было трудно во все времена пробиться. Конечно, властям неудобны люди, имеющие убеждения. Человек, имеющий убеждения и верящий в то, что он делает сложнее, чем с тем, кто готов изображать всё что угодно за деньги. Он в этом смысле более операционный: сегодня он ставит оргию для души, а завтра пошёл снимать патриотический фильм за деньги. Заодно компратик на него есть». «Верующий убежденный человек в этом смысле сложнее. В режиме постоянной имитации, в режиме постоянного манипулирования в реальности всё равно проиграешь. И власть будет удержать сложнее, а главное, что процессы будут ложными изнутри, поэтому им никто не будет верить. Нужна серьёзная чистка кадрового состава этой самой творческой элитки и пересмотр принципов отношения власти с ней. Понятно, что у многих сложились личные приятельские отношения, потому что они много лет " тусили " на одних тусовках. Но ничего, пришло время – надо что-то менять. Никто не призывает их поставить к стенке или в Магадан отправить. Но, те менее, надо что-то менять, потому что жизнь изменилась – невозможно позволить такой роскоши - поощрять подобные разрушительные тенденции», - считает политолог. «Что касается Магадана, то здесь тоже могут найтись основания в отдельных случаях. То, что было описано – запросто может быть подверстано под статью об оскорблениях чувств верующих и под статью о пропаганде и под статью о порнографии», - заявил Сергей Михеев. «Напринимали законов – так надо их реализовывать. Надо механически и технически поставить этих людей в рамки. Если вы их не хотите репрессировать каким-то образом. На мой взгляд, беспочвенные репрессии не нужны ни в каких случаях, даже ради благих целей. Как минимум, лишите их государственных денег, лишите их публичности и поставьте их в рамки закона. Сказать им: слушай, дружок, раньше было вот так, а сейчас – так. Есть такие-то законы, поэтому то, что ты творишь – должно быть в рамках этих законов. Иначе у тебя будут проблемы. Если всё вот этот вот тотально не нравится, у нас границы открыты: езжай и реализуйся там. Если ты считаешь, что такой талантливый и неподражаемый – мы ждем, когда ты поставишь свою пьесу на Бродвее. Конечно, никогда не поставит, потому что такого " добра " там своего хватает! И даже может быть более качественного с точки зрения ремесла, чем здесь».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/17/nu...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010