Ученики Кондоглу Глиатас и Терзис расписали многочисленные храмы не только в Г., но и в США и Канаде, Ксинопулос - во Франции и Мозамбике. Среди наиболее интересных работ Георгакопулоса - фрески кафоликона мон-ря Благовещения Пресв. Богородицы на о-ве Инусе близ Хиоса (1963), Ксинопулоса - иконы кафоликона мон-ря св. Стефана в Метеорах, Вабулиса - иконы для иконостаса собора ап. Андрея в Патрах, Хохлидакиса - фрески кафоликона мон-ря Пендели и ц. Пресв. Богородицы в мон-ре Богородицы Икосифиниссы. Достаточно ярко проявили себя в светской живописи художники Энгонопулос (сюрреализм) и Царухис (сначала под влиянием народного искусства, модерна и Матисса, в 1966-1980 - западноевроп. мастеров Караваджо, Пуссена и Вермеера), пробовавшие свои силы и в церковной живописи, где их работы не отличаются творческой самостоятельностью и целиком следуют (с технической стороны - путем имитации) выбранным образцам разных периодов визант. и поствизант. искусства. Икона Божией Матери «Одигитрия». Мастер Й. Хохлидакис. 2-я пол. XX в. Икона Божией Матери «Одигитрия». Мастер Й. Хохлидакис. 2-я пол. XX в. Иконописец Василеос Лепурас (1930-1999) вместе с братом Никангелосом (1932-1995) одним из первых приступил к репродуцированию икон (первые иконы были отпечатаны в Бостоне в 1968). Ученица Кондоглу мон. Олимпиада (Василаки) сочетала в работах палеологовский стиль с традициями критской школы (росписи мон-рей Благовещения на Патмосе, ц. св. Фотинии в Ираклио, иконы кафоликона мон-ря Успения Пресв. Богородицы близ Микрокастро и др. храмов на Крите, Патмосе, Родосе и Сими). Многочисленные церкви в Г. были расписаны Р. Копсидисом, внесшим новаторские элементы в визант. живопись (род. в 1929; росписи: пронаос кафоликона мон-ря Пендели, правосл. церковь в мон-ре Шевтонь в Бельгии (1957), храм во имя ап. Павла в Правосл. центре К-польского Патриархата в Шамбези, Швейцария). П. Ренгос (1903-1984) привнес в неовизант. живопись элементы модернизма и создал свой стиль (росписи кивория над гробом вмч. Димитрия Солунского (1953), иконы для иконостасов в кафедральном соборе свт. Григория Паламы и соборе прп. Феодоры Солунской в Фессалонике). Яркой индивидуальной манерой отличаются росписи Й. Дукаса (род. в 1924), к-рый активно расписывал церкви по всей Г. в кон. 40-х - 60-х гг. ХХ в. Македон. школе следует в монументальных работах Я. Карусос (род. 1937; росписи нартекса кафоликона мон-ря Петраки в Афинах (1972), собор ап. Андрея в Патрах (1983-1993), ц. вмч. Пантелеимона на ул. Ахарнон в Афинах (1982 - до наст. времени) и др.). Я. Митракас (род. в 1936) привнес в церковную живопись элементы народного фракийского искусства (роспись храмов на о-ве Эвбея, фрески в ц. ап. Павла в Шамбези).

http://pravenc.ru/text/166461.html

За ковчегом, в белой мраморной тумбе, помещается запрестольный крест, обложенный серебром и вызолоченный чрез огонь; жертвенник, белого мрамора, утвержден на пьедестале из голубоватого мрамора. В ризнице хранятся два экземпляра серебряных вызолоченных сосудов и два больших евангелия, московского издания 1786 и 1836 г., в серебряных золоченых досках, тут же серебряный венок на гроб Н. С. Тургенева, присланный от студентов московского техническ. училища. 3) Третья, позднейшая по времени, церковь во имя Всех Святых, известная под именем Пономаревской церкви; она пятиглавая, четыреугольная, с полукружием алтаря, почти совсем закрыта деревьями. Длина ее с алтарем 10 саж.; ширина 6 саж. 2 арш., высота с крестом среднего купола 12 саж. Иконостас в 2½ яруса. Иконы писаны Пеше- хоновым. Икона Всех Святых, на горнем месте, писана Денисовым. Она – большего размера (4½ арш. высоты и 2½ шир.) занимает все пространство горнего места и отличается отчетливостью отделки. Иконы иконостаса в серебряных, больше 3 пудов весом, окладах, довольно грубой работы. Подобною грубоватостью отделки отличается и напрестольный ковчег, в виде Голгофы. Из свящ. предметов замечательны 1) потир в виде снопа пшеницы, поддерживаемого гроздями винограда, 2) праздничное Евангелие, в массивных серебряных золоченых досках и 3) праздничный напрестольный крест. Под церковью в склепах погребены лица из семейства Пономаревых и из др. фамилий, им родственных, как-то: Сивковых, Болдыревых, Алферовских. Сам строитель храма и его супруга погребены за правым клиросом; за левым клиросом погребен бывший их духовник протоиерей Владимирской церкви Михаил Никитич Малеин († 1867). Причт кладбища и его содержание Причт здешний сперва состоял из священника и дьячка. Первым священником был Алексей Георгиев, а дьячком – Сергей Алексеев; в 1761 г. прибавлен 2-й священник Иоанн Григорьев Малоземов; и 2-й дьячек Иван Степанов; первым диаконом был Семен Михаилов, из мещанской фамилии Тонких, родоначальник Данковых; в 1762 г. Михаилов определен священником на место умершего Алексея Георгиева, а в диаконы определен Иоанн Семенов Башилов; в 1774 году определен 3-й священник Иаков Славицкий, вскоре перешедший в Колтовскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

К. Мацан — Спасибо за столь обстоятельный ответ. В. Легойда — Это намек, что нужно отвечать короче? К. Мацан — Отнюдь, Владимир Романович, наоборот, я искренне сказал спасибо. Следующий вопрос — более обширный, чем предыдущий, но от того же автора. Елена, 31 год, Москва. «Однажды на радио «Вера», не знаю где, прозвучала мысль, высказанная одним из русских святых о том, что (немного перефразирую, пишет автор) немцы превосходят русских в сфере научно-техническ ого прогресса, потому что русский человек больше внимания уделяет духовной жизни. Я знакома с протестантской этикой, но меня такая постановка вопроса все равно смущает. Разве одно другому так уж мешает? Я имею в виду, добросовестный труд, изобретательство , экономический рост с одной стороны и духовную жизнь с другой. Не думаю, что именно этим, то есть вниманием русских к духовной жизни объясняется так часто встречаемая у нас халтура и лень, если называть вещи своими именами. Очень хочется услышать размышления Владимира Романовича Легойды по этой проблеме». В. Легойда — Я благодарен Елене за вопрос, вопрос очень серьезный, я боюсь, правда, что если мы сейчас зададимся целью услышать все мои размышления, то нам придется плавно перейти к празднованию Нового года, если вы его празднуете, и утром первого, может быть, переходить ко второй части размышлений, потому что я на эту тему давно думаю, кое-что читал у других людей, размышлявших на эту тему, это очень сложные такие вещи, которые связаны с представлением и о русском национальном характере, и о менталитете, менталитетах, как некоторые считают русского народа. Как это проявляется в культуре, литературе, прочее-прочее. Можно поговорить в этой же связи, я просто обозначаю горизонт, который я в состоянии видеть, поговорить о том, как это связано с Православием русских и славян, протестантизмом, католицизмом западного мира, где в большей степени рождественское христианство, у нас — пасхальное, и так далее. Конечно, можно при этом говорить, что здесь нет противоречия. Хотя, так или иначе, если анализировать характер русской святости, то здесь тоже много о чем можно поговорить. Святой, на первый взгляд, это вроде бы человек, который не проявляет социальной активности. С другой стороны, можно вспомнить святых, которые как раз её проявляли.

http://sinfo-mp.ru/svetlyj-vecher-s-vlad...

По всем этим и подобным качествам – это сыны проклятия ( Ин. 17:12 ; Пс. 108:17 ; Еф. 2:2 ): люди, подлежащие проклятию, или вечному осуждению (ср. Мф. 25:41 и прим.). 15 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, 16 но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка. 15–16. Страсть к любостяжанию у лжеучителей апостол поясняет примером Валаама, который из-за любостяжания едва не решился изречь проклятие на народ Божий и научил ввести в соблазн евреев, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали (ср. Числ. 22:8, 19, 38, 25:1 и далее; Числ. 31:16 ; Апок. 2:14 ). – Оставив прямой, или правый, путь: это – путь богооткровенной истины (ст. 2), или путь правды. Он называется еще путем Господним ( Быт. 18:19 ), путем мира ( Рим. 3:17 ), путем премудрости ( Притч. 4:11 ), путем жизни ( Притч. 10:17 ), путем спасения ( Деян. 16:17 ). Изречение показывает, что лжеучители прежде следовали истинному учению и правилам доброй жизни, но впоследствии отпали от истины и предались умственному и нравственному разврату и нечестию, заблудились, пошли неправильным путем, именно – идя по следам, или путем, Валаама, путем, который проложил, или которым сам шел, Валаам, путем любостяжания. – История Валаама рассказывается в 22 главе и далее книги Чисел. – Сына Восорова: по древнему произношению и чтению – Всорова. – Возлюбил мзду неправедную: эта мзда неправедная есть подарки, которые от лица царя Валака принесли, или поднесли, посланные от него Валааму ( Числ. 22:7 ), и неправедной называется эта мзда потому, что Валаам надеялся чрез нее сделать неправедное и безбожное дело (изречение проклятия на Израиля). Возлюбил: выражение несколько смягченное, впрочем, совершенно соответственное обстоятельствам, по повествованию. В рассказе не упоминается точно о любостяжании Валаама; представляется, что он действовал согласно воле Божией. Но из повествования видно и то, что когда он при втором посольстве получил еще более богатые подарки, то понудил посланцев подолее остаться у него, чтобы вновь вопросить Бога, чт ему нужно делать, и как бы вынуждал тем, или вымогал, у Бога позволение отправиться в путь с послами Валака, почему и воспылал гнев Божий на Валаама за то, что он пошел с ними ( Числ. 22:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

И не напрасно Церковь нам показывает всю святую мощь россиян, всю святую мощь российских исповедников, новомучеников, тех людей православных, кто не отдал Христа на поругание — вот это путь каждого крещенного русского православного человека. Помните практически — Бог нам все даст, все, что надо, только не ищите путем кулака, путем насилия, путем лжи, путем обмана своего мимолетного бытия. Не получится, не выйдет, Бог везде достанет. А когда пойдем, учась, вглядываясь: «А как же жили наши русские люди, не бандиты, не братки, не борцы в кавычках за свободу человека, а как они жили»? — так учитесь у них. Я сам у них учился, и меня, Слава Богу, Господь спас, сохранил, потому что я увидел их путь Христов, путь Христовой веры, и мне Господь даровал всё, что надо. Я не пошел путем зла, путем насилия, путем лжи, путем обмана, а это могло бы быть в трудные годы военного времени. Я боялся Бога, и вот я и вас призываю бояться Бога, не оскорбить Его Святость своим беспутным поведением. Не стремитесь искать путь прелести, ибо завтра издохните, а ищете путь веры, молитвы, путь радости, путь вечной жизни, куда приводят после креста каждого верующего православного христианина. Вот к чему нас призывает сегодня Господь наш Иисус Христос. Ищите прежде Царства Божия и правды его. Царство Божие есть. Это — вечность, и давайте жить по правде Христовой: то, что в наших силах нести, проповедовать и самим исполнять, и тогда не будет тех уныний, тех скорбей, тех слез, того отчаяния, тех криков к небу: «А зачем меня мать народила»? А что ты делаешь? Вот подумайте и с Божьей помощью, молясь в Храме Божьем, идите за Спасителем Мира. И Бог нам дарует здоровье, крепость, радость, благополучие, и не будет тех проклятий, которых так много в этом мире сегодня раздается. С Богом, за Христом! Аминь! Дай нам крепость, дай нам мужество, дай нам терпение, дай нам силу нести свет Проповедь, сказанная прот. Василием Ермаковым 7 июля 2003 года. в храме прп. Серафима Саровского. Серафимовское кладбище. Санкт-Петербург Есть у вас головка, есть ум, есть слух, есть глаза (а ты не слушаешь), а я давно вам говорил — хуже будет. Пока погибло 14. Слава Богу, у нас 300-летие прошло спокойно, а могло быть как при Сталине — все пошли, и тогда погибло тысяча человек — 9 марта 1953 года. Так и здесь могло быть, враг не дремлет. Почему-то зов толпы исполняется, а зов совести не исполняется, и наставления материнские не слушаются, Кати-Вани с Таней можно слушать, а мамку нельзя слушать. Она же кричит сердцем своим — горько будет, не делайте, не рвитесь в толпу, придется платить дорогой ценой. И почему они не идут туда, где чистота жизни, благодать, где молитва. Слава Богу, есть еще головка. Нет: «Не пойду, не буду». А виноваты вы. Вот надо держать (в кулаке)…

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Итак, полтораста лет господствовала иконоборческая ересь, пока, наконец, не была она сломлена окончательно. В день Торжества Православия мы торжествуем победу Христову над иконоборчеством и над всеми бесами. Крест Господень разделял верующих и неверующих, тех которые шли путем спасения и которые шли путем погибели. Также отвергают Крест Господень и нынешние иконоборцы-протестанты и другие, которые отрицают святые иконы. Они готовы допустить в своих жилищах красивые изображения каких-нибудь событий евангельских, но однако отвергают почитание святых икон, которые напоминают нам, что спасение приобретается путем тяжелым, узким путем, каким шел Сам Господь Иисус Христос, путем борьбы со своими грехами и пороками, путем пощения и молитв. Этого не признают те, которые желают видеть в христианстве только нечто розовое и прекрасное, когда можно без всякого усилия, без всякого напряжения себя, без всякой борьбы со своими грехами войти в вечное блаженство. Они идут тем путем, которым шел разбойник, висевший ошуюю: они отрицают все законы, которые дал Господь Своими устами и послал апостолов проповедовать их по всей вселенной; они отрицают те уставы и писания, которые свято хранит святая Православная Церковь . И вот через Крест одни спасаются к познанию богословия, к познанию Истины вечной, другие тяготой хуления снисходят в адские мучения. Такой путь пространный предстоит пред нами православными и здесь есть соблазны, которые разделяют верующих, если они хотят и желают идти тем путем, который им Христос указал. Все мы грешим, все мы нарушаем Христовы заповеди и законы святой Церкви, но одни сознают себя грешными в том, что они их нарушают и каются в своих прегрешениях, а другие, вместо того, отрицают сами законы и не хотят им покоряться, говорят, что законы эти устарели, законы уже не нужны, мы-де сами умней чем те, которые дали законы церковные, которые Сам Господь дал через апостолов и Своих святителей. Вот перед вами два пути – путь благоразумного разбойника и путь того, который тяготой хуления снизшел во ад.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

18 «Традиционная христианская идея гласит, что человек является человеком именно до той точки, которую он сам выбрал, и поэтому он становится морально ответственным. Все остальное он в той или иной мере разделяет со своими собратьями животными. Эта власть нравственного выбора и составляет образ Божий в человеке». Жак Провонша. Реальна ли смерть? Издательство «Источник жизни».1994. С 67.. 19 Пробудись. 8.05.1999. С. 9. 20 Жизнь — как она возникла? Путем эволюции или путем сотворения? 1992. С. 175. 21 Жизнь — как она возникла? Путем эволюции или путем сотворения? 1992. С. 177. 22 Жизнь — как она возникла? Путем эволюции или путем сотворения? 1992. С. 178. 23 Жизнь — как она возникла? Путем эволюции или путем сотворения? 1992. С. 190. 24 Десять ответов навязчивого незнакомца.//Прозрение. (3). 1999. (По работе Д.Б. Евменова. «История создания и учение «Общества Сторожевой башни»). С. 45. 25 На самом ли деле Бог заботится о нас? 1992. С.11 26 Согласно учению Восточных Отцов все животные до грехопадения Адама были бессмертными. (Петр Малков. Под главою Христа. М. 2000. С. 178–181. См. также. Шестоднев против эволюции. Сборник статей под редакцией диакона Даниила Сысоева. М. 2000.) 27 Вопреки мнению протестантов он вовсе не отменен в Новом Завете. 28 Действительно, вопрос о допустимости переливании крови одного человеку другому может дискутироваться в православной среде. Но то или другое понимание этой проблемы никак не связано с представлениями, что в акте переливания человек получает душу другого человека. 29 Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о человеке. М.1997. с. 24–25. 30 Моя первая книга библейских рассказов. 1993. С. 3. 31 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993. С. 93. 32 Свят. Филарет митр. Московский и Коломенский. Записки руководствующие к основательному разумению книги Бытия, заключающия в себе и перевод сея книги на русское наречие. Ч. 1.М. 1867. (Репринт) С.38. 33 Мы бы сказали, что имеет общий химический состав, так как состоит по телу из тех же атомов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2281...

Перед нами лежит путь спасения или путь погибели. О Крест споткнулись и христиане во время иконоборчества, когда стали гнать св. иконы, когда стали уничижаться и другие святыни и Крест Господень. И это те, которые называли себя правоверными, даже считали себя православными. Итак, полтораста лет господствовала иконоборческая ересь, пока наконец, не была она сломлена окончательно. В день Торжества Православия мы торжествуем победу Христову над иконоборчеством и над всеми бесами. Крест Господень разделял верующих и неверующих, тех которые шли путем спасения и которые шли путем погибели. Также отвергают Крест Господень и нынешние иконоборцы-протестанты и другие, которые отрицают святые иконы, они готовы допустить в своих жилищах красивые изображения каких-нибудь событий евангельских, но однако отвергают почитание святых икон, которые напоминают нам, что спасение приобретается путем тяжелым, узким путем, каким шел Сам Господь Иисус Христос, путем борьбы со своими грехами и пороками, путем пощения и молитв, – этого не признают те, которые желают видеть в Христианстве только нечто розовое и прекрасное, когда можно без всякого усилия, без всякого напряжения себя, без всякой борьбы со своими грехами войти в вечное блаженство. Они идут тем путем, которым шел разбойник висевший ошуюю: они отрицают все законы, которые дал Господь Своими устами и послал Апостолов проповедовать их по всей вселенной; они отрицают те уставы и писания которые свято хранит святая православная Церковь . И вот через Крест одни спасаются к познанию богословия, к познанию Истины вечной, другие тяготою хуления снисходят в адские мучения. Такой путь пространный предстоит пред нами православными и здесь есть соблазны, которые разделяют верующих если они хотят и желают идти тем путем, который им Христос указал. Все мы грешим, все мы нарушаем Христовы заповеди и законы святой Церкви, но одни сознают себя грешными в том, что они их нарушают и каются в своих прегрешениях, а другие, вместо того, отрицают сами законы и не хотят им покоряться, говорят, что законы эти устарели, законы уже не нужны, мы-де сами умней чем те, которые дали законы церковные, которые Сам Господь дал через Апостолов и Своих святителей. Вот перед вами два пути – путь благоразумного разбойника и путь того, который тяготою хуления снисшел во ад.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Иоанна и привлекавшая к нему многие души и располагавшая людей вручать о. Иоанну большие денежные суммы, заставляла его и отказываться от этих денег, если во свете лучей осиявающей его благодати он видел темноту, (греховность) тех путей, какими были приобретены вручаемые ему деньги. Однажды к о. Иоанну во время Богослужения в храм явилась роскошно одетая женщина и, простояв литургию, в конце ее, подходя ко кресту и получая из рук проницательного пастыря антидор, который он раздавал народу, пожелала передать какой-то толстый пакет. Когда отец Иоанн спросил ее, что в этом пакете, то эта женщина ответила, что в пакет вложено тридцать тысяч рублей, которые она жертвует на благотворительное дело, по усмотрению отца Иоанна Сергиева и в его распоряжение. Известно, что отцу Иоанну часто таким образом передавались довольно крупные денежные суммы. Этот раз великий наш православный пастырь, до денег не дотрагиваясь, спросил жертвовательницу: откуда у нее столь большие суммы денег? Прежде, чем принять от нее эти деньги, он желает и должен знать, каким путем она приобрела и, задавая ей вопрос, он посмотрел на нее таким до глубины сердца пронизывающим взглядом, под которым сказать неправду вряд ли кто решился бы. Женщина ответила, что она жертвует эти деньги от имеющегося у нее большого состояния, которое она нажила путем нечистым, промышляя пороком. Тогда отец Иоанн сказал ей, что такие деньги на чистое, доброе, святое дело он взять не может. В отчаянии, всенародно каясь, женщина, умоляла принять деньги, так как она бросила свое преступное ремесло давно, поклялась искупить свое прошлое, а кающегося грешника Господь Бог милует; но отец Иоанн все-таки этих денег от нее не принял, а затем научил ее, как нужно поступить в ее положении, чтобы быть угодным Богу и заслужить его милости и прощение. «Деньги, приобретенные злым путем, орошенные слезами, путем недостойным и преступным, – сказал великий праведник церкви, – на хорошее, чистое дело не годятся и не могут быть угодны Богу. Раз таким путем вы составили состояние, то раздайте его все без остатка, а затем, путем честного труда, чистые деньги заработайте, заработайте, хоть несколько копеек, сберегите их и как свою лепту на доброе дело принесите мне и верьте, что эти несколько копеек, вашим честным трудом заработанные, явятся жертвой, угодной Богу, вашей искупительной жертвой, которую я от вас с радостью могу принять, а этих денег, как добытых вами скверным, нечестивым путем, – указал отец Иоанн на пакет, который она держала в руках, – хотя и крупная сумма, я не приму.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Сложившаяся к нач. XVII в. певч. специализация Г. п. д. зависела от практики исполнения произведений строчного пения . Опись царской б-ки 1682 г. наполнена перечислением книг и тетрадей строчного многоголосия. Нек-рые из них написаны Г. п. д. в 1-й пол. XVII в.: 3 Стихираря путем и низом, Демественник «во все строки», Триоди путем и низом, избранные песнопения троестрочные написал Михаил Осипов; Стихирарь путем и низом, Триоди и Стихирарь троестрочные, Демественник и избранные стихиры низом и путем выполнил для б-ки Богдан Златоустовский; Стихирарь и Триоди верхом и путем, Обиход верхом, Стихирарь «старого роспеву» верхом, избранные песнопения верхом и путем и др. переписал Иван Никифоров; Стихирарь верхом в собрание был «взят после» Ивана Семёнова, попали сюда и тетради стихов покаянных путем и низом «письма» Григория Панфилова, а также рукописи др. певцов. Вместе с тем в описаниях Чиновников XVII в. строчное пение связывается чаще всего с соборными службами и обрядами, имевшими к.-л. особое значение. Следующие этапы в развитии рус. многоголосия также отразились в репертуаре Г. п. д. Сложившееся в посл. четв. XVII в. знаменное многоголосие фиксировано знаменной нотацией в виде партитур. В документальных записях нередко указывается, что певцы «стихиры пели знаменем четверогласные, а другие стихиры пели троестрочныя». Однако в это время распространялся также стиль партесного пения , и постепенно веками сложившийся репертуар песнопений с древнерус. нотаций переводился на нотолинейную. Обилием стилей не исчерпывается характеристика репертуара Г. п. д. В рамках каждого из стилей на один гимнографический текст часто создавались различные распевы, получавшие наименования по местностям возникновения и бытования либо по именам авторов. Из рукописей царской б-ки явствует, что особым почитанием у Г. п. д. пользовались распевы, созданные мастером московской школы Феодором Христианином (Крестьянином). Один из певцов особенно тщательно собирал то, что исполнял этот распевщик (в т. ч. его произведения): «Мастер пел Християнин лета 7108 марта 21»; «Сии ирмосы прибылныя взяты у Християнина, а писал он их сам на столпцы и знамя наложил на них он вновь лета 7114 августа» и т. д. (РГАДА. Ф. 188. 1585. Л. 1; 1586. Л. 1-2). Для Г. п. д. скорее всего создавал произведения и Иван Юрьев Нос, к-рый, пребывая с Иоанном Грозным «в слободе в Александрове», распел «Триоди», а также «святым многим стихеры и славники», «крестобогородичны и богородичны минейныя». Известны циклы песнопений царя Иоанна в честь св. митр. Петра и Владимирской иконы Божией Матери и распевы «Достойно есть» царя Алексея Михайловича и его старшего сына Феодора.

http://pravenc.ru/text/166319.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010