Наш христианский шаг должен быть решительным, но не глупым Мы не должны спасать человечество — над этим иронизирует Христос 29 июля, 2018 Мы не должны спасать человечество — над этим иронизирует Христос 29 июля — неделя 9-я по Пятидесятнице, память святых отцов шести Вселенских Соборов. «Правмир» публикует отрывок из книги протоиерея Александра Абрамова «Жаждущий пусть придет. Беседы на воскресные и праздничные евангельские чтения», вышедшей в издательстве «Никея» . И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую. Мф. 14: 22—34 Сегодня Церковь предлагает евангельское чтение апостола Матфея о хождении по водам. Увидев Христа, идущего по воде, как по суше, Петр пожелал таких же дарований и незамедлительно их получил, но, испугавшись, начал тонуть. Христу приходится вытаскивать его. Церковнославянский текст употребляет глагол «взять», «поять» , очень активный. Проще говоря — Христос за волосы вытащил Петра. И когда все они — и Спаситель, и Петр, и другие ученики — оказались в лодке, прекратилась буря. Для нас сегодня очень примечательным является отрывок текста, предшествующий хождению Петра — такому сначала очень успешному, а затем бесславному — по воде. Когда ученики увидели Христа, идущего от берега к кораблю, они Его испугались: не призрак ли. И вот это «не призрак ли» определяет отношение современных христиан к Спасителю в каждодневной жизни.

http://pravmir.ru/nash-hristianskiy-shag...

Нименьга. Церковь Спаса Преображения. Преображенский храм Карта и ближайшие объекты Нименьгский приход (1896 г.). Состоит из 6 деревень, лежащих по берегам р.Нименьга и составляющих Нименьгское селение с приходским храмом; из д. Юдмозерской, с приписной в ней церковью, в 20 в. от приходского; Пнёвского выселка, в 50 верстах. Название пр-д получил от одноимённой реки, протекающей в его пределах и впадающей в Онежский залив Белого моря (Нименьгская Губа). До г. Архангельска – 269 вёрст, до г.Онеги – 37 вёрст, до ближайших приходов: Ворзогорскаго – 14 в., Малошуйскаго – 12 в. Жителей на 1.01.1895 г. : 574 м.п. и 678 ж.п., дворов 199. Время образования пр-да относится к 16(?) веку. О давности его свидетельствует то, что из имеющихся в настоящее время (1896г.) 6 Антиминсов для 6 – ти престолов один освящён в 1692 г. Новгородским митрополитом Иовом. Очевидно, что нынешнему Преображенскому храму, построенному в 1878 г. вместо прежняго, сгоревшего в 1875 г., предшествовал ряд храмов, история которых не представлена местным причтом. Преображенский храм деревянный, 2-этажный, не обшитый (на 1896 г.), с ветхой крышей, дающей течь. В нём 4 престола: в верхнем тёплом этаже, один с юга, - Преображения Г-ня, другой с севера, - в ч. Рождества Иоанна Предтечи; в нижнем этаже один – в ч. Благовещения Пресвятой Б-цы, другой – в ч. Климента, папы Римскаго. Утварью и ризницей ц-вь обеспечена. Средства на её содержание складываются из круж. – кошельк. сбора (1894г. – 42 р.) и свечной прибыли (4 пуда). Существует в приходе с 1892 г. попечительство, имеющее в своём распоряжении на 1894 г. – 294 р. Отдельно от ц-ви стоит колокольня, обшитая тёсом. На приходском кладбище стоит деревянная 1-престольная ц-вь во имя Иоанна Златоустаго, перестроенная в 1875 г. из бывшей часовни, обшитая тёсом, выкрашенная и без колокольни. В д. Юдмозеро, в 20 верстах от приходского храма, имеется ц-вь в ч. Тихвинской иконы Б.Матери, устроенная в 1863 г. из бывшей часовни, и при ней колокольня. В 1891 г. в приходе открыта церковно-приходская школа, в которой в 1894-95 уч. г. обучалось 34 мальчика и 7 девочек. Хотя по договору с крестьянами на момент открытия школы полагалось собирать по 88 р. ежегодно, но уже в 1892 г. была получена школой только половина этой суммы, а с 1893 г. и по сей день (1895 г.) – ничего не поступило. Обучение ведут члены причта, особенно священник, бесплатно. Причт состоит из священника и псаломщика, земли имеет ок. 7 десятин, с которой в плодородные годы получается дохода до 200 р. в год. Жалование – 210 р., другие доходы – до 200 р. в год. Для причта имеются 2 дома, устроенные в 1886 и 1889 гг.

http://sobory.ru/article/?object=15266

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Старец и игумен Савва Святогорец 26 апреля Старец и игумен Савва Святогорец   14/26 апреля 1821 года, в четверток на Святую Пасху, на 103 году жизни отошел ко Господу возобновитель Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря старец и игумен Савва Святогорец. Схиархимандрит Савва Святогорец по праву считается ктитором и строителем Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, так как именно при нем началось обустройство его на том месте, где он находится сейчас, — у самого берега моря. До 70-х годов XVIII века русский монастырь располагался в нагорной местности, в нынешнем Старом или Нагорном Русике. Из-за петровских реформ и бесконечных русско-турецких войн в течение всего XVIII века приток русских людей на Афон значительно уменьшился, соответственно, сократилось и число братии Пантелеимонова монастыря. Ко второй половине XVIII века в Русике подвизались почти одни только греки. Монастырь, не имея связей с Русью, пришел и в экономический упадок. В этих условиях греческая братия монастыря решила оставить нагорную обитель и переселиться ближе к морю, к пристани обители, где было намного легче организовать проживание. Однако, несмотря на это, упадок монастыря продолжался. Тогда в 1803 году Вселенскому Патриарху Каллинику от святогорского Протата поступил доклад о плачевном положении дел в русском монастыре, где высказывалась просьба к Патриарху совершенно упразднить монастырь. Однако Святейший Вселенский Патриарх Каллиник, по своей пастырской мудрости понимая, какое благодетельное значение имеет православная Русь для всего Востока, категорически отверг предложение Протата и даже предписал ему своей особой грамотой (1803 г.) непременно позаботиться о восстановлении Русской общежительной обители, обещая и со своей стороны помощь по сбору средств. Святейший Патриарх особо настаивал на восстановлении общежительного устава, впервые за 600 лет существования обители упраздненного в ней греческими иноками, поселившимися там с 1740 года.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2554

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Старец Савва Святогорец – возобновитель Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. Память - 27 апреля Старец Савва Святогорец – возобновитель Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. Память - 27 апреля 14/27 апреля 1821 года, в четверток на Святую Пасху, на 103 году жизни отошел ко Господу возобновитель Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря старец и игумен Савва Святогорец. Схиархимандрит Савва Святогорец по праву считается ктитором и строителем Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, так как именно при нем началось обустройство его на том месте, где он находится сейчас, — у самого берега моря. До 70-х годов XVIII века русский монастырь располагался в нагорной местности, в нынешнем Старом или Нагорном Русике. Из-за петровских реформ и бесконечных русско-турецких войн в течение всего XVIII века приток русских людей на Афон значительно уменьшился, соответственно, сократилось и число братии Пантелеимонова монастыря. Ко второй половине XVIII века в Русике подвизались почти одни только греки. Монастырь, не имея связей с Русью, пришел и в экономический упадок. В этих условиях греческая братия монастыря решила оставить нагорную обитель и переселиться ближе к морю, к пристани обители, где было намного легче организовать проживание. Однако, несмотря на это, упадок монастыря продолжался. Тогда в 1803 году Вселенскому Патриарху Каллинику от святогорского Протата поступил доклад о плачевном положении дел в русском монастыре, где высказывалась просьба к Патриарху совершенно упразднить монастырь. Однако Святейший Вселенский Патриарх Каллиник, по своей пастырской мудрости понимая, какое благодетельное значение имеет православная Русь для всего Востока, категорически отверг предложение Протата и даже предписал ему своей особой грамотой (1803 г.) непременно позаботиться о восстановлении Русской общежительной обители, обещая и со своей стороны помощь по сбору средств. Святейший Патриарх особо настаивал на восстановлении общежительного устава, впервые за 600 лет существования обители упраздненного в ней греческими иноками, поселившимися там с 1740 года.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2885

О войне Амасии с Идумеей подробно говорит ( 2Пар.25:5–13 ), рассказывая главным образом о найме Амасией 100 тысяч израильтян в помощь себе на войну против Идумеи и распущении их по слову пророка, причем раздраженные израильтяне на возвратном пути произвели ряд грабежей и убийств в пределах Иудеи. Целью похода Амасии в Идумею было новое подчинение Иудее этой, отложившейся от нее при Иораме ( 4Цар.8:20 ). С 300 тысяч войска ( 2Пар.25:5 ) Амасия сразился с идумеями в так называемой долине Соляной (евр. гей-гамелах, LXX: Γεμελδ, Vulg.: in valle Salinarum, слав. в гемеле), к юго-западу от Мертвого моря, в западной части ел-Гор, между Мертвым морем и заливом Акаба на Чермном море (ср. Onomast. 666; Robinson. Palast. III, 22–24). Здесь некогда Иоав поразил идумеев ( 2Цар.8:13 ; 1Пар.18:12 ; Ис.59:2 ): здесь и Амасия одержал полную победу над идумеями: 10 тысяч их было побито в сражении, а 10 тыс. взятых в плен варварским образом были казнены низвержением со скалы ( 2Пар.25:11–12 ). Кроме того, иудеи взяли идумейский город Селу (евр. села, LXX: πετρα, Vulg.: petra, слав. «камень»), позже известный под греческим названием Петра (евр. и греч. названия одинаково значат: «скала»), по Евсевию, лежавший в 10 милях от Елафа (Onomast. 763, 474). Победитель дал городу и новое имя в теократическом духе: Иокфеил (евр. йактеел, LXX: Ιεκθολ, Vulg.: Iectehel, слав.: Иефоиль). Из замечания (стих 7), что это имя новое остается за городом «до сего дня», можно вывести заключение, что источник, из которого взял свящ. писатель 4 книги Царств это сообщение, произошел около времени Амасии или сейчас после него, так как уже при Ахазе Идумея отпала от Иуды ( 4Цар.16:6 ), а вместе с тем, конечно, не удержалось и новое имя, выражавшее идею покорения (по Гезениусу, Иокфеиль – a Deo subactus, in servitutem subactus). Возвратившись с победой, Амасия, однако, не возблагодарил Бога, а напротив, стал совершать служение богам побежденного им Сеира или Едома, и пророк тщетно отклонял его от этого ( 2Пар.25:14–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

(Описание путешествия в Св. Землю, совершенного летом 1900 года преосвященным Арсением, епископом Волоколамским, Ректором Московской Духовной Академии, в сопровождении некоторых профессоров и студентов). Содержание Предисловие Воскресение. 4 Июня. По Черному морю. 5 Июня. Понедельник. На Босфоре. 6 Июня. Вторник. В Царь-граде. 7 Июня. Среда. На Принцевых островах. 8 Июня. Четверг. 9 Июня. Пятница. На Селамлике и у дервишей. 10 Июня. Суббота. В музее. Отъезд из Константинополя. 11 Июня. Воскресенье. На Афон. 12 Июня. Понедельник. В Пантелеймоновском монастыре. 13 Июня. Вторник. По Афону. 14 Июня. Среда. По Афону. 15 Июня. Четверг. – В Андреевском и Ильинском скитах. 16 Июня. Пятница. В Андреевском скиту и возвращение в Пантелеймоновский монастырь. 17 Июня. Суббота. Прощание с Афоном. 18 Июня. Воскресение. В Архипелаге. 19 Июня. Понедельник. В Средиземном море. 20 Июня. Вторник. По Средиземному морю. 21 Июня. Среда. В Триполи. 22 июня. Четверг. В Бейруте. 23 Июня. Пятница. В Яффе. Приезд в Иерусалим. 24 Июня. Суббота. Первый день в Иерусалиме: у патриарха; на русских раскопках; на Елеонской горе. 24 Июня. Суббота. На горе Елеонской. 25 Июня. Воскресенье. Архиерейское служение в Троицком соборе. Осмотр мечетей Омара и Эль-Акса. Поездка в Вифлеем и Бэт-Джалу. 26 Июня. Понедельник. Осмотр храма Воскресения; поездка в Иерихон. 27 Июня. Вторник. У Мертвого моря. На Иордане. 28 Июня. Среда. В мастерской архитектора Шика. Поездка в Хеврон, к Мамврийскому дубу. 29 Июня. Четверг. У дуба Мамврийского. На русских постройках. 30 Июня. Пятница. Поездка в Горнюю. У стены плача. Ночь в храме Воскресения. июля 1-го. Суббота. Служба в храме Воскресения. На Сионе. В обители Св. Саввы. 2 июля. Воскресенье. В Крестном монастыре. На акте в греческой семинарии. Последний обзор Иерусалима. Царские гробницы. Пещера пр. Иеремии. Приготовление к отъезду в Назарет. 3 июля. Понедельник. Литургия на Голгофе. Прощание с Патриархом. Напутственный молебен на русских постройках. Прощание с оставшимися спутниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Паримия из книги пророка Ионы, в Великую субботу В сей паримии, заключающей в своем составе все четыре главы книги пророка Ионы, содержится повествование о посольстве Ионы в Ниневию для возвещения гнева Божия на Ниневитян. Ион.1:1–2 . Бысть слово Господне ко Ионе сыну Амафиину, глаголя: востани и иди в Ниневию град великий, и проповеждь в нем, яко взыде вопль злобы его ко Мне. Наименование Ионы сыном Амафииным указывает на тожество его с Ионою, также сыном Амафииным, о котором упоминается в повествовании 4-й книги Царств о царствовании Иеровоама II, царя Израильского. По свидетельству этой книги, Иеровоам II расширил пределы Израильского царства от входа Емафскаго (долина между горами Ливаном и Антиливаном) до моря Аравского (Мертвого), по глаголу Господа Бога Исраилева, егоже глагола рукою раба своего Ионы, сына Амафиина, иже от Гефаховера ( 4Цар. 14:25 ), города в колене Завулоновом, в Нижней Галилее ( Нав. 19:3 ). Здесь идет речь об исполнении пророчества Ионы о восстановлении границ Израильского царства вследствие удачной войны Израильтян с Сирийцами, или о возвращении отнятых Сирийцами областей. Но когда произнесено было самое пророчество об этом, – неизвестно, в царствование ли Иеровоама II, продолжавшееся 41 год (835–791), или до вступления его на престол. Во всяком случае Иона является продолжателем деятельности пророка Елисея, по слову которого Иоас, отец Иеровоама II, победил Сирийцев в трех сражениях, но не поразил еще их окончательно ( 4Цар. 13:14–23 ). Последнее выпало на долю Иеровоама II, по слову пророка Ионы. Господь царь Израилев есть вместе царь всех народов. Избранный народ был предметом особенного Его попечения; но Он не несвидетельствованным Себя оставил и прочим народам, в качестве вседержавного Царя и Владыки, как это открывается между прочим из посольства Ионы в Ниневию. Господь повелевает Ионе идти в Ниневию, град великий. Ниневия, столица Ассирийского царства, основанная Нимвродом ( Быт. 10:11 ), находилась на левом берегу Тигра при слиянии его с рекою Ликом. Ниневия названа великим градом отчасти по необыкновенной громадности занимаемого ею пространства, о чем будет речь ниже ( Ион. 3:4 ) отчасти по многолюдству, отчасти по богатству, по обширности торговли, в ней процветавшей ( Наум. 3:16 ). – Господь посылает Иону в город Ниневии затем, чтобы возвестить ему: яко взыде вопль злобы его ко Мне. Как во всех богатых городах, так и в Ниневии господствовала злоба, т.е. великое развращение нравов. Пророк Наум обличает Ниневитян в кровожадности, вероломстве, хищничестве, чрезмерной роскоши, страсти к волшебству и гаданиям ( Наум. 3:1–4 ). Выражение: вопль злобы дошел до Господа означает, что грехи Ниневитян, умножаясь все более, наконец сделались вопиющими, т.е. такими, которые достигли крайней степени и громко, без слов, требовали праведного суда Господа, отмщения Его (сл. Быт. 18:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Кавсокаливия история Прп. Максим Кавсокаливит. Икона. XIX в.     Кавсокаливия история подробно:   (Кавсокаливии; греч. τ Καυσοκαλβια), особножительный, с 40 каливами, нек-рые не имеют храма, половина келлий в наст. время пустует. Находится за Пустынью, по дороге к В. Л., на скалах, на высоте 120 м над уровнем моря. Название («сожженные хижины») происходит от имени основателя - прп. Максима Кавсокаливита († 13 янв. 1365), к-рый всякий раз, когда рядом с его каливой поселялись др. монахи, сжигал ее, поднимаясь все выше в горы.     Около пещеры прп. Максима возникло монашеское поселение, его центром был храм Преображения Господня, располагавшийся выше к северо-западу от нынешнего скита (в наст. время представляет собой развалины). Вероятно, здесь произошла встреча прп. Григория Синаита с прп. Максимом. Первым биографом прп. Максима стал его сподвижник прп. Нифонт Кавсокаливит († 14 июня 1411), ученик преподобных Нила Эрихиотиса и Феогноста Кавсокаливита, известный своей подвижнической и созерцательной жизнью.   В кон. XVII - нач. XVIII в. монашеская жизнь в Кавсокаливиях была возобновлена прп. Акакием Новым Кавсокаливитом († 12 апр. 1730). 20 лет (с 1660) он подвизался в окрестностях храма Преображения, затем ниже по склону горы основал кириакон скита в честь Св. Троицы на месте, где в наст. время находится кладбищенский храм. По молитвам прп. Акакия был изведен источник, существующий до сих пор. Неофит, проигум. В. Л., назначил прп. Акакия дикеем (скитоначальником) и вручил ему жезл, но тот по своему смирению никогда не носил его. Последние годы своей жизни проигум. Неофит († 26 дек. 1732) провел в Кавсокаливиях, исполняя при прп. Акакии обязанности дикея и заботясь о благоустройстве скита.     В 1745 г. благодаря стараниям иером. Ионы († 1765), автора жития и службы прп. Акакию, был воздвигнут новый кириакон в честь Св. Троицы, расписанный в 1776 г. мон. Митрофаном. В мае 1746 г. лаврский игум. Исаия официально признал скит и утвердил его внутренний устав, регламентировавший отношения скита с В. Л. В 1759 г. было завершено строительство Успенского храма в пещере, где подвизался прп. Акакий. В 1790 г. вместе со мн. афонскими обителями скит пострадал от землетрясения. В 1804 г. к кириакону был пристроен экзонартекс (расписан в 1820), в 1897-1898 гг. на пожертвование К-польского Патриарха Иоакима III воздвигнута колокольня.

http://isihazm.ru/?id=594

Первое Послание к фессалоникийцам Основание Церкви фессалоникийской Фессалоника, или Солунь, прежде называвшаяся Фермы, теперь Салоники, главный город Македонии и Фессалии , находилась при Фермейском заливе Эгейского моря, была названа так Кассандром, полководцем Александра Великого, в честь своей жены Фессалоники; вела обширную торговлю и отличалась богатством и испорченностью нравов жителей, между которыми, кроме греков, было много римлян и евреев. Во время апостолов Фессалоника была главным городом второго круга Македонии и местопребыванием римского претора. Евреи имели здесь знаменитую синагогу, посещаемую даже греками. Во время Второго апостольского своего путешествия, именно по переходе из Азии в Европу, Павел сначала остановился в Филиппах, но, принуждённый удалился оттуда, перенёс своё местопребывание в Фессалонику ( Деян.12:1 ). Здесь в течение трёх Суббот он с Силой проповедовал в синагоге и обратил ко Христу многих иудеев и ещё больше язычников. В числе обращённых было немало знатных женщин. Но в то же время возрастало против апостола и негодование иудеев. С помощью подкупленных деньгами негодных людей они произвели возмущение против Павла и его спутников и обвинили их перед городскими начальниками, как зачинщиков мятежа; и хотя им не удалось предать проповедников Евангелия суду римской власти, но Павел должен был удалиться в Берию, а оттуда, преследуемый солунскими евреями, ушел в Афины ( Деян.17:2–15 ). Повод к написанию и цель Послания Семя слова Божия пало в Фессалонике на добрую почву и стало приносить обильные плоды, несмотря на отсутствие апостола; но свободному прорастанию этого семени грозили большие опасности. По удалении апостола, ненависть иудеев обратилась против новых последователей Христовых из солунян и причинила им много страданий ( 1Фес.2:14 ). Такое положение Церкви солунской сильно беспокоило апостола. Он желал сам возвратиться в Фессалонику для подкрепления новообращённых, но встречал к тому большие препятствия ( 1Фес.2:18 ). Оставив в Берии Силу и Тимофея с целью распространения проповеди и отправляясь в Афины, апостол через сопровождавших его македонян поручил Тимофею посетить Фессалонику для утверждения и утешения верующих ( 1Фес.3:5–7 ) и доставить ему в Афины сведения о состоянии Церквей македонских ( Деян.17:15 ); сам же вскоре перешёл в Коринф, где и ожидал прибытия Тимофея ( Деян.18:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Под 866 г. более прозрачное сообщение. «В лето 6374 иде Аскольд и Дир на греки и приидоша в 14-е лето Михаила царя (Михаил III 842–867 гг.)». И далее идет с небольшими изменениями буквы текста цитата из Продолжателя Г. Амартола или (по Васильевскому) из Симеона Логофета по древне-славянскому переводу: «царь же (Михаил) на агаряны изыде воевать... Дошедшю же ему Черные реки глаголемы, весть ему епарх посла, яко Русь на Костянтинград идуть. Темже царь прочь иде. Русь же внутрь» (тут несколько пропущенных слов счастливо восстанавливаются по сербской рукописи Моск. Синод. Биб-ки 148, л. 386 об.): «Руси же приспевше внутрь быти церкве». Явно, что здесь греческое выражение e " ndon tou i " erou:«. Тут iero " n не «святилище- церковь », а «святое» (заповедное для столицы место, т. е. Босфор с Золотым Рогом, отгороженное цепью)...»вшедше много убийств крестьяном сотвориша и во двою сту лодей Констянтин град оступиша. Царь же, дошед, в град вниде. И с патриархом Фотием сущии в церкви Святыя Богородицы во Влахернах всенощную мольбу сотвориша. Таже божественную ризу Святыя Богородицы с песнями износяще в море скут омочивше ( th falassh» a " kro_s prose " ba_psan), тишине же сущи и морю укротившуся, абие буря с ветром вста, и волнам великим воздвигшимся засобь (т. е. друг против друга), безбожных Руси лодья возмяте. И к брегу привержени и избиени, яко мало от них таковые беды избегнути, во свояси с побежением возвратишася (М. Синод. Биб. 732, л. 330)». Копируя тоже самое, Лев Грамматик вносит маленькие варианты: «Василевс, возвратясь (из сарацинского похода), пребывал с патриархом Фотием во Влахернском храме Божией Матери, где они умоляли и умилостивляли Бога. Потом, вынеся с псалмопением святой омофор Богородицы, приложили его к поверхности моря. Между тем, как перед этим была тишина и море было спокойно, внезапно поднялось дуновение ветров и непрерывное вздымание волн, и суда безбожных Руссов разбились. И только немногие избежали опасности». Другие хронисты говорят кратко, что «руссов постиг Божий гнев». Сам патр. Фотий в своей церковной проповеди сообщает, что риза Божией Матери была обносима по стенам города. О детали погружения ее в воду патр. Фотий не упоминает, чем деталь эта ничуть не исключается. В одной из двух своих церковных бесед на эту тему патриарх с обычным византийским красноречием дает нам не мало конкретных подробностей для живого представления тревожных переживаний византийцев, причиненных им этой осадой русских варваров:

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010