Глава третья Малочисленность и вдовство епархий перед учреждением Св. Синода. Тяжелое положение местоблюстителя м. Стефана и неудовлетворительность епархиального управления в бывшей Патриаршей области, временно порученной ведению крутицкого митрополита. Мысль об учреждении Духовной Коллегии для исправления великих церковных дел. Работы Петра по введению коллегиального управления в Государстве и по второму переделу России на губернии (1719 г.), предшествующие учреждению Духовной Коллегии. Составление Регламента для духовной Коллегии и меры к упорядочению епархиального управления (епископские дела), выработанные составителем Регламента. Непригодность этих мер для достижения цели без увеличения числа самостоятельных епархий или, в крайнем случае, викариатств. Сомнительный проект увеличения числа русских епархий, приписываемый Петру историком В. Н. Татищевым. Открытие Св. Синода (14 февр. 1721 г.). Вопрос о состоянии епархий на первом заседании Св. Синода. Возвращение управления церковными вотчинами духовным властям, осложнившее епархиальное управление. Духовное инквизиторство, введенное Св. Синодом в целях упорядочения епархиальной жизни. Разделение епархий по двум протоинквизиторским округам. Вред от инквизиторства, ослабившего права епархиальных архиереев. Неосуществившийся проект учреждения викариатств у синодальных членов для заведывания земскими делами. Бывшая Патриаршая, теперь Синодальная, область в ведении Св. Синода, но без самостоятельного архиерея. Неудобства управления ей «чужестранных архиереев» и поручение её Леониду (Крутицкому). Сложность обязанностей последнего по управлению двумя епархиями. Увеличение состава Синодальной области по смерти м. Стефана Яворского (27 ноября 1722 г.) присоединением к ней от Рязанской епархии Тамбовской (1723 г.) и г. Борисоглебска от Воронежской, а также 19 ржевских приходов из Новгородской (1725 г.); образование в 1738 г. новой Ивановской десятины. Состав Синодальной области в 1724 году. Отношение донских казаков к Воронежской епархии в начале существования Св. Синода. Состав Воронежской епархии в 1724 г. и расширение южных пределов её вследствие колонизации придонских областей. Смежность границ Воронежской и Астраханской епархий в нижнем придонском бассейне. Расширение южных границ Астраханской епархии, особенно вследствие персидских походов, по побережью Каспийского моря. Малочисленность церквей Астраханской епархии. Спорное дело о вновь поселенных казачьих слободах, принадлежавших Астраханской епархии. Колонизация в пределах Казанской епархии (Оренбургский край). Состав Казанской епархии. Присоединение городов Синодальной области (Арзамас, Гороховец, Яропольч, Вязниковская слобода) к Нижегородской епархии. Колонизация в Приуралье и Вятская епархия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Глава шестая Мы не раз говорили о значении Евангелия от Иоанна, дополняющего и объединяющего сказания первых трех Евангелий, причем не выдвигаются на первое место многочисленные чудеса Господа, записанные (хотя тоже не все: ср. Ин. 21:25 ) тремя первыми Евангелистами, – но в особенности слова Господа и учение Его, раскрывающие нам тайну воплощения Бога-Слова. Так деяния Господа в Галилее все сжаты в немногих стихах второй и четвертой главы и в шестой главе. Но в шестой главе заключается, если можно так выразиться, сущность всех чудес Господа, – как целителя (ст. 2), – как даятеля благ (ст. 5–14), – как властителя над всеми силами мира (ст. 18–20). Но глава эта заключает в себе еще нечто высшее: она заключает в себе учение о хлебе жизни и хлебе с небеси (ст. 26–38); она раскрывает, Кто есть хлеб жизни вечной (35); она говорит о бесконечном милосердии Того, который «грядущего к Нему не изженет (ст. 37); об единстве Его со Отцом (38–40) и о великом таинстве вкушения плоти и крови Богочеловека, которые суть хлеб души (ст. 48–58). Глава шестая кончается сказанием об отпадении тех, которые не могли вместить этих глаголов (ст. 60–66) и завершается трогательным восклицанием Петра, исповедавшего от глубины души Господа Иисуса быти Христа. «Господи! к кому идем? глаголы живота вечного имаши»... «Ты еси Христос Сын Бога живого». Господи! повторяем мы с Петром, к кому пойдем, если Ты нас оставишь? Но ты сказал: грядущего ко Мне не изгоню! Но среди этого света веры, осиявшей Петра и других верных учеников, резко и мрачно выделяется несчастный, которого диавол наметил своей добычей, ибо он волею своею отдался ему (ст. 70–71). Ин.6:1 . По сих иде Иисус на он пол моря Галилеи Тивериадска: Евангелист Иоанн не говорит ничего о возвращении Господа из Иерусалима в Галилею, указывая только, что Господь «ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его» ( Uh. 7:I ). Так как он в 4 стихе настоящей 6 главы говорит, что приближалась Пасха 581 , то очевидно, что после исцеления расслабленного в купальне Вифезда и после обличения Иудеев, которые дошли до крайнего озлобления, Господь ушел из Иерусалима в Галилею и не был вовсе в Иерусалиме ни на вторую Пасху, ни даже до осеннего праздника кущей 582 , предшествовавшего третьей и последней Пасхе, т. е. месяцев семь, от конца Февраля (или начала Марта) до Сентября. Впрочем, так как мы не знаем времени исцеления больного в Вифезде, то мы и не можем наверное определить время пребывания Господа в Галилее, так как быть может исцеление совершено и осенью после первой Пасхи. Евангелист Иоанн не перечисляет всех событий, а только избирает из них те, которые подали повод к изложению важнейших истин учения Господа, и к таковым относится тот момент земной жизни Господа, когда Он излагает учение о хлебе жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

голови Синодального у справах Церкви на Президента з питань виховання 13 вересня 2012 р. 17:14 12 сентября 2012 года в Краснодаре Президент России  В.В. Путин провел совещание по вопросам духовного состояния молодежи и ключевым аспектам нравственного и патриотического воспитания. В мероприятии принял участие председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Бронницкий Игнатий . Молодые люди — предмет особой заботы Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий, а работа с молодежью — это работа во имя будущего России, необходимое условие духовного здоровья и социально-экономического благополучия нашей страны и народа. Юноши и девушки, вступая во взрослую жизнь и становясь полноправными членами общества, привносят в него те идеалы, которые усвоили в детстве от своих родителей, школьных педагогов, старших наставников. Становление взглядов молодых людей происходит очень быстро, и небрежение в области духовно-нравственного воспитания оборачивается появлением на свет «потерянного поколения», которое способно стать источником социально деструктивных явлений. Много, очень много сил нужно приложить, чтобы впоследствии исправить допущенные ошибки! На встрече с участниками форума «Селигер-2012», Владимир Владимирович, Вы сказали: «Нет ничего более важного в обществе, чем морально-нравственные принципы, на которых оно основано. Ничего. Все остальное вторично». Также и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в одном из своих недавних выступлений отметил, что «наша молодежь — отнюдь не потерянное поколение, и мы с вами ответственны перед Богом за то, чтобы все таланты, дарования, устремления нашего юношества послужили во благо страны и нашего народа». Положительные духовные и нравственные основы, заложенные в юную душу, со временем могут стать твердым фундаментом, несокрушимой скалой, возвышающей человека над бурными волнами житейского моря. Русская Православная Церковь однозначно разделяет заботу государственной власти России о молодом поколении, обращая особое внимание на развитие молодежного служения. Практически во всех выступлениях и обращениях Святейшего Патриарха Кирилла, в которых затрагиваются насущные социальные темы и вопросы духовно-нравственной жизни современного российского общества, неизменно пристальное внимание уделяется теме содействия делу воспитания духовно и нравственно здорового молодого поколения, взращиванию в детях и молодых людях чувств патриотизма, любви к Родине, отечественной истории и культуре. Только духовно и нравственно здоровое общество может успешно жить и развиваться.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2466106...

епископ Димитрий (Вознесенский) Кафизма IX LXIV Псалом Ст. 1: к исполнению. Псалом, песнь Давиду. Песнь Иеремиева и Иезекиилева: людей переселения, когда они хотели выходить (из плена). Надписание греко-славянской Библии, приведенное нами, настолько ясно, полно и отчетливо, что только странным должно представляться желание многих – непременно приписывать этот псалом Давиду, когда в самой Псалтири явно отнесен он – к людям, выходившим из переселения Вавилонского, а его составителями поименно выставлены общеизвестные пророки Иеремия и Иезекииль. Да по содержанию своему псалом этот также должен быть отнесен к их времени, особенно стихами 5 и 6-м, ибо такие выражения, как: „вселится во дворех Твоих. Исполнимся во благих дому Твоего: свят храм Твой, – дивен в правде, – по ближайшему смыслу, представляются тоже – самыми естественными в устах именно тех людей, кои храма в ту пору на деле были лишены и лишь сердцем к нему устремляются. Такой же характер носят и первые слова этого псалма: „Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе, и Тебе воздастся молитва во Иерусалиме... Но не только эта первая часть (ст. 2–6а), но и вторая (из трех) (ст. 6б–9), начинающаяся принятыми в наших службах и столь любимыми нами словами: „услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концей земли, и сущих в мори далече, как и далее, где изображается Божие мироправление по лицу всей земли и моря, также особенно естественны были у людей, от родных центров очень удаленных, и самою жизнью призванных раздвинуть горизонты своих прежних, Палестинских, интересов и перспектив. Остается 3-я, последняя часть (ст. 10–14), в светлых чертах изображающая благословение Божие над поверхностью земли, которое дает ей всяческое обогащение и обилие: и все данные урожая, и такое же обилие вод; тонкорунное одеяние „овнов овчих, и даже заполнение пустынных мест: „разботеют красная пустыни, и радостью холми препояшутся. Такого рода речь, конечно, возможна уже и уместна – во всех местах, краях и странах, как и во всех же временах. Но только основной смысл ее – опять-таки возводно-типологический, и полную силу указанные образы пророчества этого, конечно, получают в житах, туках и урожаях иного – духовного – порядка, а не материального: в последовавшем за воскресением Христа преуспеянии Церкви Божией, а не здесь, в благах земной жизни, как, вслед за самим „народом избранным 46 хотят разуметь современные толкователи. Сильно и ясно тогда – во дни апостольские – исполнились эти чаяния пророческие над Христовою Церковию: поистине, тут именно – „река Божия наполнися вод (благодатных): уготовал (Господь) пищу им, яко тако есть уготование». И таким естественным заключительным аккордом звучат тогда последние слова псалма: „воззовут, ибо воспоют, – конечно, люди, т. е. сыны Церкви воспоют, а не овны и не удолия, кои, по букве, перед этим в псалме упоминаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Епископ Якутский и Ленский Зосима ЖМП 5 май 2010 /  14 мая 2010 г. Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе Воспоминания о епископе Якутском и Ленском Зосиме игумена Иннокентия (Ольховского), эконома Данилова монастыря С будущим епископом Зосимой мы вместе прожили в Даниловом монастыре восемь лет. Многие отмечают его любовь и кротость. Для меня же особенно удивительными и радостными были, пожалуй, три черты его духовного облика. Во-первых, общение с ним дарило ясное ощущение — он монах от природы, Господь дал ему этот удивительный дар. Второе — его трепетное, неподдельно радостное и душевное отношение ко всем священническим обязанностям. И третье — его глубокая церковность. Монашество для епископа Зосимы было сознательным выбором. В нем епископ Зосима полностью раскрылся. В нем он чувствовал себя как рыба в воде. Он искренне говорил, что монашество — его естественное состояние. Конечно, монашество — это и сокровенный, внутренний труд. Если же говорить о внешнем, то в нем можно увидеть безрадостное, механическое выполнение монашеских обязанностей: чтение правила, поклоны, каноны. Но у владыки Зосимы и это всегда приобретало радостный посыл. Нередко он приглашал меня вместе почитать правило или, если это было Великим постом, то Евангелие. Все эти монашеские, можно сказать — не самые увлекательные — обязанности вызывали в его сердце живой отклик и всегда неподдельный интерес. Редко с кем монах может вместе прочитать свое правило. И начиналось для нас это еще в середине 1990-х, когда мы с ним поехали на море, в Бердянск (там наш знакомый священник имел небольшую хибарку на берегу) — ходили вдоль моря и читали вслух правило. И от этого испытывали неподдельную духовную радость.  Зосима не был каким-то особенным аскетом, хотя очень интересовался жизнью древних отцов и внимательно читал жития и поучения. Сам смысл монашества как попытки уйти от мирских страстей, но не от людей, раскрылся для меня в епископе Зосиме по-новому. К нему приходило множество людей за советом, и он совмещал свое естественное, Богом данное состояние монашества с интересом к их радостям и вниманием к их горю, хотя это далеко не каждый может.

http://e-vestnik.ru/obituaries/se_chto_d...

Закрыть itemscope itemtype="" > Долг христианина: тропою к свету и спасению Размышление по итогам молитвенного стояния в День памяти святых Царственных Страстотерпцев… 19.07.2021 1154 Время на чтение 14 минут « Россия, Русь! Храни себя, храни! Смотри, опять в леса твои и долы Со всех сторон нагрянули они, Иных времен татары и монголы.» /Николай Рубцов «Россия, Русь» (1962)/ В своем знаменитом стихотворении, по сути – завещании всем нам хранить и беречь свою Родину, истинно народный поэт Николай Рубцов под татарами и монголами подразумевал орды немецко-фашистских захватчиков, нахлынувших на нашу землю за 20 лет до написания этого литературного произведения. Минуло почти 60 лет, как оно было опубликовано. Сегодня нам приходится говорить с неподдельной тревогой в голосе об экспансии на нашу территорию многочисленных разнообразных полчищ сект, деструктивных субкультур, различных проявлений современного человеческого вырождения. Носители этих лжеучений и лжеидей и есть «татары и монголы иных времен». Описанием и расследованием их деятельности на профессиональном экспертном уровне занимался автор настоящего размышления. В День памяти святого Царя-страстотерпца Николая II , его семьи, преданных ему до последнего слуг мы стояли в храме ИК-11 во имя Семистрельной иконы Божией Матери, что на севере Краснодарского края неподалеку от Азовского моря. В места «не столь отдаленные» автора привел именно его успешный плодотворный труд на страже Отечества против одной из крупных разветвленных сетей всероссийского масштаба неопротестантского сектантского толка – «Национальный антинаркотический союз». При этом те, кто участвуют в преступных сговорах с заказчиками подобных «посадок», не важно, кем они организованы – сектантами, коммерсантами-конкурентами, «отжимающими» бизнес силовиками или ими же, делающими на обычных совсем не преступниках обывателях статистику по раскрываемости преступлений – они тоже всё те же кровожадные «иных времен татары и монголы». Это их предки-безбожники отдали на растерзание последнего русского Царя. Всё это промелькнуло в памяти, когда мы стояли в лагерном храме и вместе с приехавшим по случаю памятного дня священником читали акафист святым царственным страстотерпцам. Особый отклик в душе всегда производят слова из икоса десятого этого молитвенного посвящения памяти невинно убиенных новомучеников: « Стена и ограждение бысть Господь тебе, царю Николае, Ему же тепле молился еси, да сохранит державу Российскую от нашествия иноплеменник и братоубийственныя брани ». Все мы, христиане восточного обряда – православные, призваны хранить веру нашу исконную от извращения, от искажения и упрощения, что есть протестантизм.

http://ruskline.ru/analitika/2021/07/19/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Жизнь, отданная России 14.05.2004 324 Время на чтение 9 минут Бывают люди, которые всего себя отдают служению Отечеству. Именно таким человеком и был пламенный русский патриот, замечательный ученый и талантливый флотоводец Степан Осипович Макаров, со дня трагической гибели которого в апреле исполнилось 100 лет. В наше нелегкое, смутное время, когда определенными кругами в России русскому народу активно навязываются чуждые идеалы и западные стереотипы поведения, доблестный пример адмирала Макарова, бескорыстно и верно служившего Родине не за страх, а за совесть, особенно поучителен и актуален. Родился будущий великий флотоводец 27 декабря 1848 г. в приморском городе Николаеве в семье флотского поручика Осипа Федоровича Макарова, выслужившегося из матросов в боцманы, а потом в офицеры. Сама судьба предрекла маленькому Степе стать военным моряком. С раннего детства, вращаясь в морской среде, он мечтал о флотской службе, на которую поступили и оба его старших брата: Иван и Яков. В 1858 г. его отец получил назначение в Сибирскую военную флотилию и от теплых берегов Черного моря и города, названного в честь покровителя русских моряков - св. Николая, будущий адмирал вместе с отцом перебрался в дальневосточный Николаев - город Николаевск-на-Амуре, где поступил в морское училище, готовившее штурманов. Летом кадеты старших классов проходили морскую практику на судах Сибирской флотилии и кораблях русской Тихоокеанской эскадры, исполняя обязанности матросов и унтер-офицеров. Первым кораблем, на котором 12-летний Степан вышел в открытое море, был винтовой клипер " Стрелок " , а в 1863 г. юного Макарова назначили для практики в тихоокеанскую эскадру контр-адмирала А. А. Попова, сперва на клипер " Абрек " , а затем на флагманский корвет " Богатырь " . В США шла тогда гражданская война между промышленным Севером и рабовладельческим Югом. Англия и Франция поддерживали южан и одновременно под лицемерным предлогом защиты Польши, восставшей против Царя, готовили новую Крымскую войну, собираясь опять напасть на Россию. Вот тогда-то, чтобы русский флот не оказался блокированным в своих портах, Александр 2 заранее выслал в Атлантический и Тихий океаны для крейсерских операций против английских и французских военных и торговых судов эскадры адмиралов Лесовского и Попова, которые для базирования выбрали порты Северо-Американских Штатов, ставших в сложившихся условиях союзниками России. В результате этого военно-политического демарша Англия и Франция не решились на войну с Россией, а в США русская поддержка ускорила победу северян над южанами.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Из Москвы вышел Крестный ход «Александр Невский – имя России» 15 марта крестоходцы прибудут на станцию Дно, где совершат молебен в Царской часовне 14.03.2013 432 Время на чтение 3 минуты Ранее в рамках десятилетней программы «Александр Невский – имя России», в которой принимают участие известные православные патриотические организации, уже состоялись крестные ходы от Городца до Питера на корабле и на машинах от Питера до Переславля. Но последние 2 года крестных ходов во имя св. блгв. кн. Александра Невского не было. Зато были другие очень важные. Летом мы были в Пскове и стоя у копыт исполинского памятника Великому Князю, который был воистину духовным исполином, вместе с детьми решили продолжить программу «Александр Невский – имя России» и непременно организовать крестный ход во имя св. блгв. кн. Александра Невского для молитвы о защите нашей земли, семей, нашего жизненного и культурного пространства. Осенью мы проезжали Крестным ходом с иконой Песчанской Божией Матери по линии фронта Первой мировой войны . Таково было благословение Божией Матери, данное 98 лет назад. На участке от Печор до Мяделя нам было очень тяжело молиться и читать псалтирь. Все опытные крестоходцы падали после одной кафизмы или акафиста, видимо это было место особого духовного напряжения. Там 250 км вдоль нашей границы с Эстонией нет православных храмов. Во время того крестного хода я часто думала и призывала на помощь нам св. блгв. кн. Александра Невского, ведь эти места – места его ратных подвигов и побед над псами-рыцарями. 23-24 февраля 2013 г. мы организовали Крестный ход в Рязанскую епархию, п.Александро-Невский, в храм во имя св. блв. кн. Александра Невского. Были в Ряжске, на могиле героя России М.Д.Скобелева, а после соборной молитве Святому благоверному князю организовали крестный ход… по льду. С нашими большими иконами и прекрасными хоругвями, привезенными ребятами из Союза православных хоругвеносцев. Примечательно, что накануне этого крестного хода ко мне приехала одна женщина и рассказала про два явления св. блгв. кн Александра Невского в Сухуми и Питере. Одно было ее знакомой, слепой схимнице, которая поехала на Старый Афон, ее повели гулять, и она увидела св. блгв. кн. Александра Невского на берегу моря, очень большого роста, и он ей сказал «Что вы мне не молитесь? Я бы вам давно помог!». А второе явление было одному военному из Питера. Святой князь Александр Невский сказал ему: «Что не обращаетесь ко мне? Я бы давно помог бы вам войско собрать!». Нас это весьма вдохновило.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/03/14/iz...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мессина, Таормина и бюст русскому Царю По молитвам Царя Господь помилует Россию 14.07.2022 838 Время на чтение 12 минут Про золотую медаль русскому флоту от итальянцев за подвиг русских «ангелов с моря» – «героев милосердия и самопожертвования» – и про бюст святого Царя Николая II в городе Таормина В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге было совершено злодейское убийство святых Царственных мучеников. Многие их почитатели хотели бы возложить в эти дни цветы к памятникам тех, кто отдал жизнь свою за Отечество свое, но памятники последнему Императору России Николаю II и его многострадальной семье есть не везде. Если мы хотим спасения России, памятники Царю-миротворцу должны стоять в каждом населенном пункте, а весь народ должен покаяться в грехе цареубийства, совершенном с молчаливого согласия наших предков. «Не прикасайтеся к помазанным Моим» (пс 104, 15), – говорит Господь. Величайшее преступление, совершенное в отношении многострадальной семьи Царя Николая II, по словам святителя Иоанна Шанхайского, должно быть заглажено горячим почитанием его и прославлением его подвига. «Пред униженным, оклеветанным и умученным должна склониться Русь, как некогда склонились киевляне перед умученным ими преподобным князем Игорем, как владимирцы и суздальцы – перед убитым Великим князем Андреем Боголюбским! Тогда Царь-Страстотерпец возымеет дерзновение к Богу, и молитва его спасет Русскую землю от переносимых ею бедствий. Тогда Царь-Мученик и его сострадальцы станут новыми небесными защитниками Святой Руси. Невинно пролитая кровь возродит Россию и осенит ее новой славой!», – писал святитель Иоанн. Протоиерей Николай Гурьянов назвал почитание русским народом Царственных мучеников «Духовным щитом России». Слава Богу, в России появляются все новые и новые памятники Царской семье. И чем больше будет таких памятников, чем сильнее и горячее мы будем молиться нашему последнему Государю, те крепче будет духовный щит России. «Мне дана огромная власть помогать. Давно бы помог, да никто не просит», – прочитав на маленькой бумажной иконке эти слова святого Царя Николая II , я начала молиться ему и просить о помощи, после чего моя жизнь кардинально изменилась к лучшему. Об этом можно написать целую книгу.

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/15/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Спасти Святыню 01.12.2020 444 Время на чтение 5 минут Праведные Антоний и Феликс Корельские — святые XV столетия. Они были сыновьями богатых родителей, имевших немалые владения на Севере. Известно, что еще при жизни благочестивые братья благотворили монашеским обителям. Так, юный Феликс распорядился своим наследством в пользу Михаило-Архангельского монастыря и передал во владение иноков земли с тонями на берегу Белого моря. В 1418 году во время одного из плаваний по торговым делам отроки утонули в устье Двины. На двенадцатый день волны вынесли их тела на берег неподалеку от недавно основанного преподобным Евфимием Николаевского монастыря. Антония и Феликса похоронили в обители. Усопшим было 12 и 14 лет от роду. Безутешная мать братьев — новгородская боярыня Марфа — просила молиться в монастыре о своих погибших сыновьях. На их могиле она построила деревянную часовню, в которой для поминовения разместили портреты почивших. Всю оставшуюся жизнь Марфа благотворила обители, помогала восстанавливать ее после пожаров и набегов норвежцев. Боярыня пожертвовала Николо-Корельскому монастырю вотчины, сенокосные луга, тони и солеварни. Обитель, расположенная на берегу Никольского устья Северной Двины, стала морскими воротами Российского государства: через нее пролегал путь русских послов в Европу. Монастырь был крупным торговым портом, в иностранных источниках обозначавшимся как рейд Святого Николая, который с основанием Архангельска в 1584 году быстро потерял свое значение. А тем временем у гробниц Антония и Феликса стали совершаться чудеса. Уже в XVII веке они почитались как новые чудотворцы, над их могилой был построен храм в честь Сретения Господня. Спустя еще сто лет составили службу святым братьям, их память отмечалась 18 апреля (1 мая по новому стилю). В 1920-х годах древнюю обитель закрыли, деревянную стену с башнями разрушили. А с 1936 году на месте монастыря и вовсе началось строительство советского военного судостроительного завода, ныне это ОАО «ПО «Севмаш». В церковных постройках разместились общежитие, отдел кадров стройки, комитет комсомола, почта, позднее — производственные мастерские, склады и служебные помещения, а в бывшем братском корпусе — швейная мастерская. Позже из близлежащих поселков появился город Северодвинск.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/01/spasti...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010