Слово 47. О том, чтобы не презирать никого Непозволительно презирать кого-либо, или уничижать, или превозноситься над кем-либо за то, что он простец, или некрасив, или неученый, или беспечный, или грешник, или по еще какому-либо поводу. Потому что тех, кого мы презираем, Бог избирает для Себя, и тех, кого мы уничижаем, Бог в меру [совершенства] возводит. Впрочем, если ты получил духовное дарование и слово премудрости или ведения, или [дарование] учения, или пророчества, или служения, – благословен Бог всебогатый, Бог, дающий всем просто и без упреков ( Иак. 1:5 ). [ Col. 1581 ] Так что ты не превозносись над ближним, потому что не останется у тебя благодати, ибо она не гнушается такими [которыми гнушаешься ты]. Имеешь дарование от Господа? Служи духовным, понимающим то, что ты говоришь, – что есть Господне, в назидание Христова братства со всяким смиренномудрием и кротостью; [это] то, что прекрасно и полезно людям. Ибо писано в Притчах: Не хвали человека за красоту его, и не имей отвращения к человеку за наружность его. Мала пчела между летающими, но плод ее – лучший из сластей ( Сир. 11:2–3 ). И опять-таки: Многие из властелинов сидели на земле, тот же, о ком не думали, носил венец ( Сир. 11:5 ). И в Первой книге Царств Господь говорит Самуилу о сыновьях Иессеевых: не зри на лице его, ниже на возраст величества его, яко уничижих его: понеже не тако зрит человек, яко зрит Бог: яко человек зрит на лице, Бог же зрит на сердце ( 1Цар. 16:7 ). И вывел Иессей семь сыновей своих могучих, и ни одного из них не избрал Господь, кроме мальчика Давида, у людей не избранного, у Бога же избранного – кроткого и смиренного, о котором и свидетельствовал Бог, говоря после этого: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева ( Деян. 13:22 ). И в Четвертой [книге] Царств сказал Езекии пророк Исаия: поругая тебе девица дщи Сионя, на тя главою покива ( Ис. 37:22 ). И продолжает: в город сей не вой дет. И пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч ( 4Цар. 19:34–35 ). Давид же: И аз бых поношение им: видеша мя, покиваша главами своими ( Пс. 108:25 ). И: Яко чудо бых многим: и ты Помощник мой крепок ( Пс. 70:7 ). И Иов: Ныне же гусли есмь аз им, и мене в притчу имут ( Иов. 30:9 ). И поскольку он был у них предметом разговора, то Бог возвысил его многократно. Приточник же: Богатство прилагает други многи: нищий же и от сущаго друга оставляем бывает ( Притч. 19:4 ). И это присуще льстецам и рабам чрева, которые взирают только на временное, мудрость же бедного и слова его в презрении не слышат. И это свойственно чванливым. И в Евангелии: И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосиф? ( Мф. 13:54–57 ). Непамятозлобный же Господь все это переносил. Ему же слава во веки. Аминь. [ Col. 1584 ]

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Слово Божие в этом случае как-бы так говорит: «Вы, желающие стать людьми духовными, домогайтесь своими молитвами достигать небесного, а именно чтобы стать вам наследниками небесного царства и чтобы важное приобретать вам, т.е. чтобы делается участниками высших благ; земное же и маловажное, в котором вы нуждаетесь из за телесных своих потребностей, даст вам Отец в меру необходимости». А так как у апостола в 1-м послании к Тимофею встречаются четыре выражения для означения четырех вещей, имеющих отношение к нашему трактату о молитве, то целесообразным нахожу привести здесь те его выражения и обсудить, как из тех четырех выражений каждое нужно понимать правило в собственном его значении. Апостол пишет: Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков ( 1Тим 2,1 ) 69 . Под молитвой 70 , по моему пониманию, разумеется здесь молитва упрашивающая, убеждающая, творимая в чем-либо нуждающимся, творимая в надежде недостающее получить. Молением 71 называется здесь молитва в возвышеннейшем настроении духа, не думающего о собственных пользах, творимая для прославления Бога за Его великие дела. Прошение 72 , это – ходатайство, кем-либо из более праводушных предпринимаемое перед Богом за кого-либо или за что-нибудь. Благодарение 73 , наконец, есть признание, что известные дары получены от Бога, при чем, благодарный проникается сознанием или действительного величия, оказанного ему благодеяния, или для испытавшего то благодеяния оно кажется великим. В качестве примера для первого выражения служит приветствие Гавриила, обращенное к Захарии, вероятно, молившемуся о даровании ему сына. Оно было таково: Не бойся, Захария; ибо твоя молитва ( δησις) услышана, и жена твоя Елисавета родит тебе сына и наречет ему имя Иоанн ( Лк 1,13 ). Далее, в Книге Исход, по поводу слития (золотого) тельца, замечено: И молился ( δεθη) Моисей к Господу, Богу своему, и сказал: Да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который силою великою и рукою крепкою вывел Ты из земли египетской ( Исх 32,11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o-molit...

Смотрите, как впали в соблазн, словно [обжегшись] солнцем, те плотские люди, которым проповедовал Христос о Плоти Своей, говоря: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:53 ). Примерно семьдесят человек сказали: какие странные слова! ( Ин.6:60 ) – и отошли от Него, остались двенадцать. Всех тех обожгло Солнце, и они отступили, [P. 142] не имея возможности снести силу слова. И вот, остались двенадцать. И чтобы люди не подумали вдруг, что они, веруя во Христа, оказывают милость Христу, а не Он дает им милость, Господь, когда осталось двенадцать, сказал им: не хотите ли и вы отойти? ( Ин.6:67 ), чтобы они знали, что Он нужен им, а не они Ему. И вот, те, которых не обожгло Солнце, ответили голосом Петра: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни ( Ин.6:68 ). Кто же те, кого обжигает Церковь , словно луна ночью? Это те, кто учинял раскол. Услышьте глагол, который использован у апостола: Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? ( 2Кор.11:29 ) 120 . Почему же нет соблазна в том человеке, который любит брата? Потому что тот, кто любит брата, терпит все ради единства, потому что в единстве любви пребывает братская любовь. Допустим, тебя оскорбляет какой-то человек. Он либо плохой, либо это ты думаешь, что он плохой, либо ты вообразил себе, что он плохой. И ты поэтому отворачиваешься от множества добрых. Какая же это братская любовь? Что за любовь проявилась у тех [донатистов]? Они, порицая африканцев, отвернулись от всего мира. Неужели во всем мире не было святых? И они, даже не будучи выслушаны, были осуждены вами? 121 О, если бы вы любили своих братьев, в вас бы не было соблазна. Послушай псалом, что в нем говорится: Велик мир у любящих закон Твой, и нет в них соблазна ( Пс.118:165 ). В нем сказано, что велик мир у любящих закон Божий и потому нет в них соблазна. Стало быть, те, кто введен в соблазн, разрушают мир. А о ком сказано, что они не подвергаются соблазну и не дают повода для соблазна? О любящих закон Божий. Стало быть, они пребывают в любви. Но кто-то скажет: «Он сказал это о любящих закон, а не о братьях». Послушай, что говорит Господь: Заповедь новую даю вам, [P. 144] да любите друг друга ( Ин.13:34 ). Что есть закон, если не заповедь? Каким же образом они не подвергаются соблазну? Конечно, со снисхождением относясь друг к другу. Как говорит Павел: снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира ( Еф.4:2–3 ). А то, что это и есть закон Христов, послушай этого же апостола, который передает этот закон: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов ( Гал.6:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Смысл стиха таков (ср. Рим.14:15 ; 1Кор.8:11 ): если Сын Человеческий пришел спасти погибших, то как человек может презирать тех, кого Сам Бог так высоко ценит, что послал Сына Своего для взыскания и спасения их? Св. Златоуст так изображает связь всей этой речи Спасителя: «видишь ли, как много побуждений представляет нам Господь, заставляя пещись о низких братьях наших... Он поставил дитя посреди и сказал: будьте как дети, и – кто примет таковое дитя, Меня примет ( Мф.18:5 ); а кто соблазнит, тот подвергнется жесточайшему наказанию, и, сказав: тому лучше было бы, если бы мельничный жернов повесить ему на шею и бросить его в глубину морскую ( Мф.18:6 ), не удовольствовался сим, но присовокупил: горе человеку тому, чрез которого соблазн приходит ( Мф.18:7 ), и повелел удаляться таковых, хотя бы они были для нас вместо рук и глаз. Потом и для ангелов, коим вверены сии меньшие братья, заставляет нас почитать их, и собственною волею и страданием побуждает к тому (ибо когда говорит: Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее, то указывает сим на крест), и волею Отца, что и Ему не угодно, чтобы кто-либо от малых погиб. И наконец употребляет общее доказательство, что и пастырь, оставив сохраненных им овец, ищет погибшей, и когда найдет ее, весьма радуется об обретении и спасении ее». Мф.18:12–14 . Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Тáк, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих. Чтобы нагляднее показать, как дорого в очах Божиих спасение человека, даже заблуждающегося, соблазненного кем-либо или чем-либо, Господь сравнивает Отца своего небесного с пастырем, который ищет одну заблудшую овцу, оставив целое стадо, и радуется об обретении ее более, чем о целом стаде. – «Сто»: определенное вместо неопределенного – много, целое стадо, в противоположность одной овце.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Специально в храм нести на освящение новую купленную одежду не нужно. При желании новую вещь можно окропить святой водой или осенить крестным знамением, а лучше сделать и то, и другое: набрать в ладонь или в чашку святой воды и крестообразно окропить ей вещь, произнося: « Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь ». В некоторых молитвословах можно найти молитву на освящение вещи: « Создателю и Содетелю человеческаго рода, Дателю благодати духовныя, Подателю вечнаго спасения, Сам, Господи, посли Духа Твоего Святаго с вышним благословением на вещь сию, яко да вооружена силою небеснаго заступления хотящим ю употребляти, помощна будет к телесному спасению и заступлению и помощи, о Христе Иисусе Господе нашем. Аминь ». Цитаты об одежде «Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию». 1Тим.2:8-10 «Одежда и осклабление зубов и походка человека показывают свойство его». Сир.19:27 «Тело должно быть украшено естественно и без излишеств, просто и скорее небрежно, чем взыскательно, не дорогим и великолепным одеянием, а обычной одеждой, так, чтобы всё было необходимым и благообразным и при этом ничего не добавлялось ради большей красоты». свт. Амвросий Медиоланский «Всякий, кто при использовании внешних вещей выходит за пределы норм, соблюдаемых теми добродетельными людьми, с кем ему доводится жить, либо делает это ради того, чтобы этим что-либо обозначить, либо же виновен в грехе, поскольку пользуется этими вещами ради чувственного удовольствия или хвастовства». «Не стоит спешить с тем, чтобы запрещать носить украшенные золотом или драгоценностями одежды. Ибо те, которые не состоят в браке и не желают в него вступать, должны заботиться о том, как угодить Господу, тогда как другим дозволено заботиться о мирском: мужу – как угодить жене, а жене – как угодить мужу».

http://azbyka.ru/odezhda

Среди святых, чем более кто-либо свят, тем более его молитва угодна Богу. Поэтому мы должны всегда обращаться к более великим святым для ходатайства за нас перед Богом, и никогда к менее великим. Возражение 3. Христос, и как человек, именуется «Святый святых» ( Дан. 9:24 ) и, как человек, способен молиться. Однако мы никогда не призываем Христа молиться за нас. Поэтому и других святых мы не должны просить делать это. Возражение 4. Когда одно лицо ходатайствует за другое по его просьбе, оно представляет свою петицию тому, пред кем оно ходатайствует. Но нет надобности представлять, что-либо Тому, которому открыты все вещи. Поэтому нет надобности делать святых нашими ходатаями перед Богом. Возражение 5. Не нужно делать какую-либо вещь, если, и не делая ее, мы достигнем точно также той цели, для которой она делается, или если мы вообще не достигнем этой цели и при делании этой вещи. Святые будут молиться за нас одинаково, или вообще не будут молиться за нас – независимо от того, просим мы их об этом или нет, ибо, если мы достойны их молитв – они будут молиться за нас, даже если мы не просили их об этом, а если мы недостойны, они не молятся за нас, даже если мы просили их молиться. Поэтому представляется совершенно ненужным призывать их молится за нас. Этому противоречит сказанное: «Взывай, если есть отвечающий тебе, и обратись к кому-нибудь из святых» ( Иов. 5:1 ; в рус. Библ. «и к кому из святых обратишься ты?»). В толковании на это место Григорий говорит: «Мы призываем Бога, когда мы умоляем Его в смиренной молитве» («Поуч.» ПЛ 75, 723). Поэтому, когда мы хотим взывать к Богу, мы должны обратиться к святым, чтобы они молились Богу за нас. Далее мы знаем, что святые, находящиеся на небе, более угодны Богу, чем те, которые еще на земле. Однако по примеру апостола, мы должны и святых, еще находящихся на земле, делать нашими ходатаями перед Богом: «Умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу» ( Рим. 15:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Старцы отправились и вскоре по указанию Божию достигли монастыря Анувиева. Преподобный вышел к ним навстречу, радостно приветствовал и, как человек прозорливый и исполненный Духа Святого, стал похвалятъ добрые дела каждого из них, которые были кроме старцев известны лишь одному Богу. Выслушав Анувия, один из старцев, именно Исаия, сказал ему: «Вот, тебе Бог открыл наши добрые дела, но знай, что и нам открыл Он о тебе то, что ты скоро перейдешь в мир горний. И мы пришли к тебе теперь за тем, чтобы и нам ты открыл твои постнические труды и дела добрые, которыми ты угождал перед Богом. Скажи же нам о них и не бойся порока тщеславия, ибо ты нам скажешь о своих добрых делах лишь для того, чтобы нас сделать подражателями тебе». Преподобный отвечал: «Не помню, чтобы я сделал что-либо доброе, но одно только благодатью Божией сохранил в себе. С тех пор, когда во время гонения я исповедал перед мучителями имя Спаса нашего, – с тех пор во всю мою жизнь ни одно слово лживое не вышло из уст моих; и, однажды возлюбив правду, я не изменял ей никогда и никогда не хотел сказать перед кем бы то ни было чего-либо неправедного и лживого». Вскоре после этих слов Анувий мирно и радостно предал Богу дух свой, и старцы увидели св. Ангелов, возносивших на небо душу его и услышали разлившееся по воздуху воссылавшееся ими Творцу славословие. Итак, пример св. Анувия ясно подтвердил нам истину того, что презирающие ложь и говорящие правду подлинно становятся наследниками царствия Божия. Как слышали, ненавидевший ложь и любивший правду Анувий был вознесен Ангелами на небо и они восслали за него и славословие Творцу. Но открывается ли, братие, из всего сказанного какое-либо поучение для нас? Да, открывается, и именно то, чтобы и мы ложь возненавидели и правду возлюбили. И это поучение становится понятным и само собой. Если говорящие правду идут в царствие небесное, то куда же идут говорящие ложь? Самое простое рассуждение скажет, что они идут в место, противоположное ему, а потому вместе и заставит всякого из нас презирать ложь и говорить правду.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Христос не желает, чтобы мы гневались даже за Него. Послушай, что Он сказал Петру: " Возврати меч твой в его место " (Мф. 26, 52) (43, 149). Для гнева не будет места, если ты освободишься от пристрастия к себе самому. Святитель Иоанн Златоуст (43, 169). Непозволительно гневаться как без причины, так и по основательной причине, ибо это воспрещено Господом. Преподобный Нил Синайский (49, 164). Как нет ничего выше любви, так, напротив, нет ничего хуже ярости и гнева. Лучше пренебречь полезным и необходимым, чтобы избежать гнева. Так же как лучше принимать и переносить все неприятное, чтобы сохранить спокойствие любви и мира, потому что нет ничего гибельнее гнева и скорби и полезнее любви. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (Авва Иосиф 53, 453). " Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду " ,-говорит Господь (Мф. 5, 22). Не гневайся ни на одного человека, хотя бы и сильно кем-либо был оскорблен: " Ибо гнев человека не творит правды Божией " ,- говорит апостол (Иак. 1, 20). " Солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4, 26), говорит апостол.- Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас " (Еф. 4, 31-32). Остерегайся даже и ненапрасного гнева, чтобы не помутить яростью своего душевного ока: " Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих " (Пс. 6, 8). Отнюдь не должен ты ни на кого ни за что гневаться, за исключением лишь случая, если бы кто отлучал тебя от Бога и любви Его. Если же никто не отлучает тебя, напрасно гневаешься. Но, как говорит апостол, от Бога и от любви Его никто отлучить не может, не только человек, но и скорбь, и меч (Рим. 8, 35, 39). Кто, в злопамятстве и беспамятстве гневаясь, совершил что либо благое? Кто, не имея кротости и долготерпения, показал какую-либо совершенную добродетель или победу? Никто! Ибо и апостолы, если бы неразумно раздражались и гневались на согрешающих, никого не наставили бы на путь спасения, никого не привлекли бы ко Христу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

11:19), — знаменуя крест; а чрез Давида: « дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом » (Пс. 68:22); и: « пронзили руки мои и ноги мои, делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий » (Пс. 21:17, 19); и чрез Исаию: « Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания » (Ис. 50:6)? Итак, знаешь, что все это совершилось на кресте. Пилатом Он был бит, рабом был заушен, беззаконными оплеван, воинами был пригвожден гвоздями на кресте, при чем они разделяли Его одежды и бросали жребий. Чрез многое предзнаменовавший Свое страдание, каким образом Он избегает его теперь? Для чего же Он говорит: « Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия » (Мф. 26:39)? Диавол не знал, кто Он был. Видя, что терпит жажду, голод, утомляется, видя и остальные действия Его домостроительства, подумал, что Он — простой человек, а видя Его божеские чудеса, догадывался, что Он — Бог; следовательно, усомнился относительно Его, не зная Его. Если бы он точно знал, что был Бог, то не дерзнул бы подойти к Нему, как говорит и Павел: « ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы » (1 Кор. 2:8). Итак, Господь прикрывает Себя робостью, привлекая того к Себе, чтобы он, придя к Нему, как к человеку, был обращен Им в бегство, и чтобы были искуплены все пленники. которые задерживались им. Подобно тому как какой–либо царь, намереваясь сразиться с каким–либо слабым тираном и зная, что этот побежит от него, выдумывает трусость, говоря своим войскам побежим, по-видимому, от лица его, чтобы он не убежал от нас, но стал преследовать, и таким образом, повернувшись, схватим его, — точно так же и Господь прикрывался робостью, чтобы диавол приблизился к Нему, как к человеку, и нашел Его Богом, имеющим одолеть его и освобождающим всех, находившихся во власти ада. Именно так говорится: « явися ангел и укреплял Его » (Лк. 22:43). Тот, Кому покланялись ангелы и пред Кем преклоняется « всякое колено небесных и земных, и преисподних » (Флп.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

12:16). Вместе с ними порицает также сокола (иктина) и породу его, ворона и породу его, коими весьма хорошо обозначается хищнический и хитрый в злодеянии род людей. Образ первого есть сокол, а второго — самый черный и темный ворон: темны и не для всех явны люди, острые на лукавство и невидимую для многих имеющие в себе самих злокачественность нравов; а недугующим проклятою гордостью всегда свойственно желание преимуществовать над кем только возможно, осаждать их многообразными изобретениями злобы и таким образом похищать, притом ненасытно. Посему тотчас прибавляет: «страуса, совы»; ибо это животные, думаю, самые ненасытные, и всегда собирают, что попадается. Затем говорит: «и ястреба с породою его, филина, рыболова и ибиса, лебедя». Эти могут изображать собою людей жестоко и зверски злоумышляющих на кого только могут, так что не отказываются подвергать даже жизнь некоторых опасности и страху: ястреб, например, стремительно нападает на всякую слабейшую птицу, устремляется и на малых птиц и, схватив, погубляет; рыболов же (лилик), ибис (ивин) и султанка лазоревая (порфирион), к тому прибавил бы я и пеликана, неистово бросаются на рыб и погибель (труп) их делают пищею себе: а таковы все насколько дело касается характера и грубости нравов, за ничто почитающие погубить кого-либо ради своего собственного удовольствия. Они отвергли закон взаимного доброжелательства, оскорбляют уставы любви и по всей справедливости должны услышать от нас: не своего ищите, но еже ближних (1Кор. 10:24); ибо любы, — сказано, — искреннему зла не творит» (Рим. 13:10). Отвращаться также должно, сказано, еще «совы, чайки и ястреба с породою его, филина, рыболова и ибиса, лебедя, пеликана и сипа, цапли, зуя с породою его, удода и нетопыря». Это, полагаю, любители ночи; они радуются тьме и в ней охотнее всего стараются летать, напротив ненавидят солнечный свет и не терпят что-либо делать при нем: таковы, очевидно, делатели зла; ибо истинно то, что сказал Христос: «ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010