2. Но слуги были бы лжецами, а не посланниками Божиими, если бы Христос пришел не таким, каким, о Нем было предсказано, и не исполнил их слов. Посему Он говорил: «не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона и пророков, пока не исполнится все» ( Мф.5:17–18 ). И Он все исполнил пришествием Своим и еще исполняет в Церкви, до скончания (всего), предвозвещенный законом Новый Заветь. Так и Апостол говорить в послании к римлянам: «но ныне не зависимо от закона, явилась правда Божия. свидетельствованная законом и пророками; ибо праведный верою жив будет» ( Рим.3:21; 1:17 ; Авв.2:4 ). А это, что праведный верою жив будет, было предсказано пророками. 3. Откуда же пророки могли предсказывать пришествие Царя и предвозвещать даруемую Им свободу и все совершенное Христово, Его слова, дела и страдание и предрекать Новый Завет, если они получили пророческое вдохновение от другого Бога, не ведая, как вы утверждаете, неизреченного Отца и Его царства и распоряжений Его, которые Сын Божий, в последние дни пришел, исполнил на земле. Не можете вы говорить, что это случилось по некоторому случаю, так как будто бы пророками было говорено о другом лице, а подобное сбылось на Господе. Ибо все пророки предсказывали одно и то же, и это не сбылось ни с кем из древних. А если бы это исполнилось на ком-либо из древних, то бывшие после того пророки не говорили бы, что это сбудется в последние времена. Притом же никого нет ни из отцов, ни из пророков, ни из царей древних, над кем бы собственно исполнилось что-либо из того (предсказанного о Христе). Ибо хотя все пророчествовали о страданиях Христа, но сами были далеки от того, чтобы претерпеть страдания, подобные предсказанным. И предсказанные подробности страдания Господа не имели места ни в каком другом случае. Ибо не случилось при смерти кого-либо из древних, чтобы солнце зашло среди полдня, или завеса храма разорвалась, что произошло землетрясение, или камни распались, или мертвые воскресли, или кто из них сам восстал в третий день, или взят был на небо, или при взятии отверзлись небеса, или во имя кого-либо другого уверовали народы, или кто из них, умерши и воскресши, открыл Новый Завет свободы. Посему, пророки говорили не о ком другом, но о Господе, в Котором сошлись все прежде указанные признаки.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

1Мак.10:25 И послал им письмо в таких словах: «Царь Димитрий народу Иудейскому – радоваться. Царь Димитрий адресует свое послание не Ионафану, как Александр, а «народу Иудейскому». Это объясняется, вероятно, тем, что он уже не рассчитывал более на предпочтение к себе лично Ионафана и не терял надежды лишь на успех своих заискиваний в более доверчивых сердцах народа. Эта надежда проглядывает сразу в его послании, которое он начинает заискивающими выражениями благодарности за испытанную верность и неизменность его особе. Далее он сулит народу всевозможные льготы и подарки. Но эти посулы, представлявшие в своей оборотной стороне лишь длинный перечень крайних стеснений иудеев податями и поборами за последние десятилетия, показывали скорее то, как тяжка была их неволя и какой ненависти достойны их притеснители. С другой стороны, большинство этих новых посулов и льгот были простою отменою того, что теперь и без того было бы немыслимым злоупотреблением сирийской власти: таковы – возвращение городу Иерусалиму священного значения, возвращение законного назначения священным десятинам и храмовым сборам, доселе попадавшим в карман царя и т. п. Есть и бесспорно великодушные уступки Димитрия еврейскому народу, но по всему тону, с каким они даются, нельзя было не замечать, что все эти предложения слишком блестящие, чтобы заслуживать доверия, внушались более суровою необходимостью, и главное – ставились в сильную зависимость от еще не решившейся сомнительной участи Димитрия, которому народ имел основания не доверять – и за его личный двоедушный характер. 1Мак.10:26–27 Слышали мы и радовались, что вы сохраняете договоры наши, пребываете в дружбе с нами и не склоняетесь к врагам нашим. Продолжайте и ныне сохранять верность к нам, и мы воздадим вам добром за то, что вы делаете для нас: «Что вы делаете для нас…» – точнее слав.: «творите с нами». Греческое ποιεν μετ τνος есть перевод евр. – ... – обыкновенно в смысле: делать с кем-либо что-либо приятное для него, как в Nc CXXV: 3 : «возвеличил есть Господь сотворити с нами…» (ср. Pyф. II, 11 и Nc CVII, 21 по LXX). – В русском языке подобный оборот существует для выражения сделанной кем-либо неприятности: «что ты сделал со мной?» и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Господь в христианской вере даровал мне нетление и вечноблаженную жизнь: радуюсь и благодарю Бога. Прочее – земное – всё маловажно. Так научает нас смотреть на земное Господь: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить [ Мф 10, 28 ]. Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения [ Лк. 12, 15 ]. Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тело вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?.. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам [ Мф. 6: 25, 33 ]. Взирая на Распятого нас ради на кресте, поминай Его заветные слова: Сие заповедаю вам, да любите друг друга [ Ин. 15, 17 ] – и да держимся любви. Ибо любовь есть исполнение закона [ Рим. 13, 10 ]. Если кто погрешил против тебя, или паче против Господа, например напился пьян и просит у тебя милостыни, притворяясь непьющим, не озлобляйся на него, но, познав свои бесчисленные прегрешения, возгорись яростью на самого себя и на живущий в тебе грех и на виновника оного, а человека, этот образ Божий, насилуемого от дьявола, пожалей и окажи ему снисхождение. Всяк человек ложь [ Пс. 115, 2 ], говорит Псалмопевец. Итак, не верь себе, своему растленному сердцу, но когда почувствуешь в нем движение зла на ближнего, или зависти, или скупости и прочих страстей, говори себе: лжешь, лжешь – и ни на мгновение не следуй злу. Да и в других обличай зло без злобы. Благодарю Тя, Господи, за благодать, которую получил я в квартире раба Твоего Евграфа Андреевича Всеволжского, за их любезность, доброхотство. Какое у него в доме взаимное уважение – его и сестры, какая тишина! Даждь мне, Господи, благодать тако уважати домашних моих и всякого человека, приходящего ко мне, и иметь такой же мир в доме, какой у них. Да буду я как гость в доме, а домашние мои и гости как хозяева; даждь мне благодать с уважением и снисхождением относиться ко всякому человеку и не привыкать ни к кому до забвения важности и достоинства человеческого, не зазнаваться ни с кем. Даждь мне, Господи, мудрость Твою и силу Твою, простоту Твою жить по воле Твоей. Наипаче же ходить в незлобии сердца моего посреди дому моего и дому Твоего, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины ( 1Тим. 3, 15 ). Не попусти, Господи, да кем-либо пренебрегу, кого-либо презрю, возненавижу, изобижу, кому-либо пожалею чего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

ГРЕХ: ГРЕХОПАДЕНИЕ; СМЕРТНЫЙ ГРЕХ см. также ГРЕХИ МОЛОДОСТИ «Грех» — один из основных объектов библейской истории, заключающий в себе общую идею о противостоянии Господу, непризнании Его единым Сущим, нарушении Его заповедей и законов. Как одно из главных понятий текста Б . оно во всей конкретности раскрывается через оценки реального поведения и взаимоотношений людей, находит отражение в многообразной лексике и фразеологии. В современной разговорной речи закрепились как обороты, используемые в тексте Б., так и обороты, не связанные с ней текстуально, но отражающие все многообразное содержание понятия «грех» (зло, причиненное ближнему, жестокость, лживость, распущенность, жадность и проч.). Современный человек (и верующий, и атеист) использует всю совокупность выражений, образованных от понятия «грех», в их библейском смысле, что свидетельствует об общезначимости представлений о грехе и праведности. Среди них: погрешить, пригрешить, согрешить; грешник, греховодник (старый греховодник); грешные, греховные (мысли, помыслы, намерения, дела); грех (великий, непростительный, тяжкий, неискупимый); отпущение (прощение, искупление грехов); грешить на кого-либо, грешным делом, с грехом пополам, от греха подальше, как на грех, грех смеяться (над кем-либо), взять грех на душу (не бери греха на душу), за чужие грехи отвечать, расплачиваться, покрывать чужие грехи, водятся грешки (за кем-либо); не согрешишь — не покаешься, рад бы в рай — да грехи не пускают. Грехи молодости ГРЕХИ (ОШИБКИ) МОЛОДОСТИ: ГРЕХ Называя «грехами молодости» совершенные некогда проступки, предлагают снисходительно отнестись к ним, приняв во внимание свойственное юности неумение управлять своими страстями или недостаток разумения, несформировавшееся мировоззрение. Иов вопрошает Бога о своих грехах, потому что сам не видит их в себе, грехи же юности, в его представлении, не должно вменять человеку. «Сколько у меня пороков и грехов? покажи мне беззаконие мое и грех мой. Для чего Ты скрываешь лице Твое и считаешь меня врагом Тебе? Не сорванный ли листок Ты сокрушаешь и не сухую ли соломинку преследуешь? Ибо Ты пишешь на меня горькое и вменяешь мне грехи юности моей…» ( Иов.13:23–26 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Каково же было сердцу, и без того теряющемуся в смешении разных чувствований, когда, подходя к пещере, в коей положено было тело Иисусово, жены увидели, что камень – предмет смущения их – отвален от гроба! По нашим обычаям это составило бы неважное обстоятельство, но у Иудеев, как мы имели случай заметить, гробовой камень почитался неприкосновенным и отваление его происходило только в чрезвычайных каких-либо обстоятельствах. Видя его отваленным, надлежало посему предположить, что с телом Иисусовым произошло что-либо особенное. Что именно? Отрадной мысли о Воскресении Иисуса всего скорее надлежало бы при сем наполнить сердца скорбные. Но сия мысль по разным причинам была далека от последователей Иисусовых. Надлежало невольно предаться другой, печальнейшей мысли, что тело Иисусово взято кем-либо и положено в другом месте. Кем? – Другом или врагом? Для чего? И где положено? – Каждый из этих вопросов приходил сам собою и умножал недоумение. В этих мыслях жены (кроме Магдалины, которая обратилась назад) приблизились к пещере и, войдя в нее, не нашли тела Иисусова. Опять мысль за мыслью пробуждались в душе, чувство за чувством возникало в сердце. Ангела, сидевшего на камени, уже не было. Явились другие вразумители... «се, мужа два стаста пред ними в ризах блещащихся» ( Лк. 24:4 ). Вид сих вторых провозвестников Воскресения, по-видимому, более подходил к обыкновенному человеческому (посему они и названы «мужами», и у Марка ( Мк. 16:5 ) один из них – юношею; но внезапность, время и место появления их, самое свойство их неземного существа, само собой вселяли благоговение и трепет. С потупленными от страха глазами благочестивые Мироносицы ожидали услышать свой собственный приговор. О, как он был радостен для сердец, отягченных печалью и недоумением! «Не ужасайтеся! – сказал один из Ангелов. – Вы ищете Иисуса Назарянина распятаго? Напрасно. Зачем искать живого с мертвыми? Его нет здесь. Вспомните, как Он говорил вам, еще будучи в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешных, и быть распяту и в третий день воскреснуть» ( Лк. 24:5–7 ). Итак, Он воскрес, как сказал, вот место, где Он положен был. Смотрите. Идите же, – продолжал Ангел, – и скажите ученикам Его и Петру (хотя он отрекся от Учителя), что Он, Иисус, встретит их в Галилее. Там Его увидите, как Он сказал вам прежде» ( Мк. 16:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Но чтобы угождать кому-либо, мы должны наперед знать лицо, которому хотим угождать, и волю этого лица. Точно так же и чтобы угождать Богу нужно наперед иметь знание о Нем и о Его святой воле. Этому научает нас пример Фараона, который на возвещенное ему Моисеем повеление Господа отпустить народ израильский из Египта, отвечал: «кто такой Господь, чтобы я послушался голоса Его, и отпустил сынов Израиля? Я не знаю Господа, и Израиля не отпущу». Таким ответом Фараон ясно показал, что человек, не имеющий знания о Боге, не может угождать ему. Однако Бога не видел никто никогда. Он живет на небе, а мы – на земле, и слова, сказанные Иисусом Христом о Боге иудеям – «вы и голоса Его никогда не слыхали, ни лица Его не видали» – относятся и к нам. И мы никогда не слышали голоса Божия и не видели лица Его. Откуда же мы можем получать знание о Боге и о том, что требуется для угождения Ему? Есть люди, которые говорят: «нет Бога». Таких людей псалмопевец Давид называет глупцами. Свою глупую речь они оправдывают тем, что никто не видал Бога. То справедливо, что Бог – невидим; однако Он может быть усматриваем, а каким образом, – мы покажем сейчас. В 1 главе 19 стихе Послания к римлянам говорится: «ибо, что можно знать о Боге, явно для них: потому что Бог явил им». Таким образом, сокровенный и невидимый Бог Сам открылся. Как Он это сделал, показывает следующий стих: «ибо невидимое Его (существо), вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (то есть не могут иметь извинения в незнании Бога). Здесь говорится о язычниках, что они хотя не знали Бога, но могли знать Его, потому что Бог довольно ясно открыл Свое сокровенное существо через Свои творения. В самом деле, подумаем только об этом необъятном мире, о солнце, луне, миллионах звезд, из которых многие в миллион раз больше нашей земли; смотря на эти неизмеримые миры, не должны ли мы спросить: «кто же создал их?» Представим также себе какое-либо здание; могло ли оно явиться само собою? Нет, оно непременно должно быть построено кем-либо, например, архитектором. Здание самое мы видим, но архитектора не видим и, однако, не сомневаемся, что должен быть архитектор, построивший его. Неужели же теперь мог явиться сам собою мир – это великое строение Божие? О, никогда! Если уже для малого здания необходим архитектор, то тем более для мира необходим Творец. Так бытие мира доказывает бытие Бога, бытие видимого творения – бытие невидимого Творца. Это именно внушают нам следующие слова апостола Павла: «ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший все есть Бог». Нужно только смотреть на мир очами духа и тогда мы непременно усмотрим в нем сокровенного Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

25 . Если кто будет укорять тебя, не гневайся на него, но скажи: прости меня, впредь не буду. 26 . Не стыдись вопрошать твоего наставника. 27 . Если кто постучится в дверь келлии твоей в то время, когда ты занимаешься работой, оставь твое дело и постарайся успокоить пришедшего. 28 . Не говори ни с кем без нужды и не слушай ни от кого слов неполезных. 29 . Если наставник пошлет тебя куда-либо, спроси у него, как ты должен вести себя в пути, и поступай по заповеди его. Не переноси слов слышанных. Если будешь хранить зрение и слух, то не согрешишь языком твоим. 30 . Если будешь жить вместе с некоторым братом, веди себя по отношению к нему, как странник; не приказывай ему чего-либо, не показывай себя пред ним старшим, не обращайся с ним со властно. Если прикажет тебе нечто такое, чего ты не хочешь, отсеки в этом волю твою, чтобы не оскорбился он, и не нарушился между вами мир. Знай, что повинующийся есть больший. 31 . Если будешь жить с некоторым братом, и он скажет тебе, чтобы ты приготовил пищу, спроси его: чего он желает? Если же он предоставит это твоей воле, то приготовь пищу из находящихся у вас припасов со страхом Божьим. 32 . Когда встанешь от сна прежде, нежели коснешься до какого-либо дела, молись и поучайся в слове Божьем: потом без лености приступай к делу. 33 . С веселым видом встречай странника и приветствуй его, дабы взаимное свидание ваше не послужило к чему-либо неполезному. По приходе его, остерегайся спрашивать его тотчас о неполезном; но попроси прежде помолиться; и когда сядет, скажи ему: любезный брат! как ты пребываешь? и предложи ему какую-либо книгу для чтения. Если он изнемог от пути, предложи ему отдохнуть, и омой ему ноги. Если же он будет рассказывать что-либо неполезное, то скажи ему с любовью: любезный брат! прости меня, я немощен, и не могу переносить сего. Если одежда его будет худа, почини оную. Если он немощен, а платье его будет грязное, то вымой оное. Если он из числа праздношатающихся, а у тебя в это время будут люди благочестивые, то не допусти его взойти к ним, но окажи ему милость, и отпусти его. Если же он беден, то не отпусти его без чего-либо, но дай ему то, что пошлет тебе Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Isajja/duhovno...

Он же, приняв их, узнал от них, что просит у него Корнилий. И, «сойдя» с высоты, пошел к Корнилию (ср. Деян.10:21 ). Петр сошел, потому что Корнилий был ниже и стоял ниже его. Итак, Петр пошел в Кесарию. Войдя в дом Корнилия, он «нашел много собравшихся» ( Деян.10:27 ) и сказал им: «Бог открыл мне, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» ( Деян.10:28 ). Разве не видишь ты, что апостол Петр относит всех «четвероногих, пресмыкающихся и птиц» к людям и видит в показанных ему в спущенном с небес полотне человеческие существа? 5 . Но, возможно, кто-то скажет: да, что касается четвероногих, пресмыкающихся и птиц, свидетельства, согласно которым их должно понимать как людей, приведены; расскажи же и о «всех животных, которые в воде» (ср. Лев.11:9 ). Так как закон называет одних из них чистыми, а других нечистыми, я призываю всех вас не верить моим словам, если я не приведу веских доказательств. И чтобы показать, что о рыбах сказано как о людях, я призову в свидетели Самого Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, их Творца. Он говорит: «Подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон» ( Мф.13:47–48 ). Он ясно учит, что рыбы, попавшие в невод, суть либо хорошие люди, либо худые. Таким образом, это те, которых, согласно Моисею, называют либо чистыми рыбами, либо нечистыми. Итак, подтвердив все это авторитетом апостолов и Евангелия, посмотрим, как можно показать, что каждый человек чист или не чист. Каждый человек имеет в себе некую пищу, которую он дает своему ближнему, когда тот приходит к нему. Ибо не может такого быть, что когда мы приближаемся друг к другу как человеческие существа и вступаем в беседу, мы не делились бы между собой пищей, в виде либо вопросов, либо ответов, либо жестов. И если тот, от кого мы принимаем пищу, чист и здрав умом, то мы получаем чистую пищу; но если тот, с кем мы сообщаемся, нечист, мы получаем, как было сказано раньше, пищу нечистую.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Этим производством вполне сохраняется активный характер в значении nabi, а сам процесс образования nabi из naba, отглагольного существительного с активным характером, от глагола со страдательным значением, выясняет и те два различные момента, из которых в первом пророк является воспринимающим, страдательным, а во втором – передающим, активным. Отсюда во втором моменте своего состояния nabi, по самому существу дела, является как говорящий проповедующий, как оратор, проповедник; а так как он говорит чьи либо слова кому-либо, то он является посредником, говорящим за кого-либо. Такое понимание слова nabi имеет на себе ясные свидетельства Святого Писания. Так Иегова говорит Моисею: «Я поставил тебя богом Фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим nabi 37 Здесь очевидно Аарон называется nabi по отношению к Моисею потому, что он должен был слова Моисея, косноязычного, передавать Фараону. Такой же смысл заключается в следующем стихе: «И будет говорить он (Аарон) вместо тебя к народу. И так он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога» 38 . Здесь, следовательно, пророк является посредником между Богом и людьми, чтобы слова Иеговы понятно возвещались людям. Та же мысль последовательно заключается в тексте Второзакония 39 : «Я воздвигну им пророка, говорит Иегова Моисею, из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста его, и он будет говорить им всё, что Я повелю ему». К Иеремии Сам Иегова говорит: «будешь как уста Мои» 40 , определяя этим деятельность пророка, как посредника, долженствующего передавать Слова Иеговы людям. Итак, указанные места ясно подтверждают значение nabi как человека, предназначенного передавать людям сообщенное ему Богом. Отсюда понятен и перевод nabi у LXX словом πραφ της: этим словом они хотели именно выразить главное понятие о пророке, как о передающем чьи-либо слова, говорящем за кого-либо. Πραφ της от πρ φημι означает того, кто говорит за кого либо, перед кем-либо, говорит заранее, предсказывает. Все эти значения заключаются в этом глаголе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/vethoz...

22. Намереваюсь представить тебе пример в объяснение сказанного, но знаю, что он слаб. Ибо что видимое может служить примером Божественной и не видимой силы? Впрочем, мною, немощным, для вас, немощных, пусть будет сказано нечто и немощное. Представь, что какой-либо царь, имея сына царя и намереваясь построить город, построение сего города возлагает на соцарствующего сына, и он, взяв предначертание города, замышленное приводит к концу. Так, когда Отцу угодно было устроить все, по мановению Отца создал все Сын, чтобы мановение сие соблюдало полномочную власть Отцу, и Сын также имел власть над собственными Своими созданиями; и Отец не чужд был владычества над Своими созданиями, и Сын царствовал над тем, что создано, не иным кем, но Им Самим, потому что, как сказано, мир сей не Ангелы создали, но создал рожденный прежде всех веков Единородный Сын, по сказанному: ИМ ЖЕ ВСЯ БЫША, так что творчество Его простирается на всех без изъятия. И сие пока да будет, по благодати Христовой, сказано нами. 23. Возвращаясь же к изложению веры, прекратим на сей раз слово. Наименуешь ли Ангелов, или Архангелов, или Господства, или Престолы,– все сотворил Христос,– не потому, что Отец не был в состоянии создать Сам Собою, но потому, что благоволил Он, чтобы Сын царствовал над тем, что сотворено Им, Сам дав Ему предначертание устрояемого. Ибо Единородный, чтя Отца Своего, говорит: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего, ибо что творит Он, то и Сын творит также» ( Ин. 5:19 ). И еще: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (11). И при этом нет противоречия в делаемом, «ибо все Мое Твое, и Твое Мое» (17:10), говорит Господь в Евангелии. Сие ясно можно дознать из Ветхого и из Нового Завета. Ибо Изрекший: «сотворим человека по образу нашему и по подобию» ( Быт. 1:26 ), без сомнения, беседовал с кем-либо Соприсущим. Гораздо же яснее сказал Псалмопевец: «ибо Он сказал – и сделалось; Он повелел – и явилось» ( Пс. 32:9 ); так как Отец повелевает и глаголет, а Сын по мановению Его, все созидает. И таинственно выразил Иов: «Он один распростирает небеса и ходит по высотам моря» ( Иов. 9:8 ), давая этим знать разумеющим, что во дни явления Ходящий по морю еще прежде сего был Творцом небес. И Господь говорит также: «или ты брение взем от земли создал еси животно, и глаголиваго сего посадил на земли» ( Иов. 38:14 )?Потом, вслед за этим: «Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной» (17)?– давая сим разуметь, что Снисшедший по человеколюбию во ад и в начале создал человека из брения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010