Изречения „Имя Божие – то, что Бог явил о Себе людям. Первые четыре заповеди Закона Божия входят в первое прошение Молитвы». „Князь мира сего силится отвлечь внимание людей от имени Отца на земное и тленное». „Остерегайся людей, отговаривающих тебя от стремления к добрым делам на том основании, что совершенство недостижимо». (Рескин). Один священник сказал пред отпустом литургии: „вы думаете, что богослужение кончилось; нет оно только начинается», т. е. наша обыденная жизнь должна согласоваться с Евангелием и богослужением и прославлять имя Божие. „Всяк крестится, да не всяк молится». „Божница домашня, а душа продажна». Добрые дела, которыми христианин должен прославлять Отца Небесного, суть прежде всего дела моего призвания, моей должности, моего промысла. Следствием забвения этой истины является двоеверие, когда религиозная жизнь не отрицается (молитва, уставность), но в мирских делах дается простор язычества (Мысль † протопресв. И. Янышева ). „Несколько виновны в распространении неверия и сами верующие. Если бы люди, признающие себя религиозными, ярче проявляли свет своей веры, религиозного индифферентизма было бы меньше, и живая вера могла бы пробудить к духовной жизни и агностиков». (Проф. философии Уард). „Цель истории заключается в произведении святых. Появление святого имеет неизмеримо большее значение, чем существование какого-либо Университета». (Философ Ницше). Примеры Время и вечность. Когда один важный человек отговаривался от ежедневной молитвы тем, что ему не хватает времени, духовник ему сказал на это: – Вы бережете время, а губите вечность. Богу – лучшее. Александр Македонский не желал, чтобы его портрет был написан кем-либо, кроме Апеллоса, и чтобы его статуя высечена была кем-либо, кроме Лизиппа. Император Домициан требовал, чтобы его статуи делались только из золота и серебра. Бог, Царь вселенной, требует, чтобы мы Ему служили лучшими своими способностями. Научи же меня, Господи, приносить тебе лучшую часть моего существа и в лучшем виде. Да удалится от меня небрежение в деле Господнем. Если Ты и в ангелах усматриваешь недостатки ( Иов. 4:18 ), то смею ли я считать свое Тебе служение достаточным? Если я пою Тебе, то пусть это пение исходит от полноты сердечной и будет настолько мелодично, насколько это возможно для моего грубого голоса. Если мне дано проповедывать слово Твое, то не должен ли я усиленно готовиться к этому, так как Ты Сам будешь судиею и ценителем моего искусства спасать души.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 43. О причине страха Теперь мы исследуем причину страха, под каковым заглавием будет рассмотрено два пункта: 1) является ли причиной страха любовь; 2) является ли причиной страха слабость. Раздел 1. Является ли причиной страха любовь? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что любовь не является причиной страха. Ведь причина – это то, что приводит к некому результату. Но, как пишет Августин в своем комментарии на [первое] соборное послание Иоанна, «страх приводит к милосердной любви». Следовательно, страх является причиной любви, а не наоборот. Возражение 2 . Далее, Философ говорит, что «более всего боятся тех, от кого ожидают всяческих зол» 758 . Но страх перед обусловливаемым кем-либо злом скорее побуждает нас к ненависти к нему, нежели к любви. Следовательно, страх обусловливается скорее ненавистью, чем любовью. Возражение 3 . Далее, как уже было сказано (42,3), то, что совершается согласно нашему помышлению, не внушает страх. Но то, что мы делаем из любви, совершается согласно нашему самому сокровенному побуждению. Следовательно, страх не обусловливается любовью. Этому противоречат следующие слова Августина: «Нет ни малейшего сомнения в том, что мы боимся утратить то, что любим и чем обладаем, а также не обрести то, что мы надеемся обрести» 759 . Следовательно, все страхи обусловливаются нашей любовью к чему-либо и, таким образом, любовь является причиной страха. Отвечаю: объекты душевных страстей относятся к последним как формы – к естественным или искусственным вещам, поскольку душевные страсти получают свой вид от своих объектов точно так же, как вышеуказанные вещи – от своих форм. Но все то, что обусловливает форму, обусловливает также и установленную этой формой вещь, и потому что бы и как бы ни являлось причиной объекта, оно также является и причиной страсти. Затем, что-либо может выступать в качестве причины объекта либо как действенная причина, либо как материальное расположение. Так, объектом удовольствия является благо, которое схвачено как приятное и присоединенное. В этом случае действенной причиной является то, что обусловливает или присоединение, или приятность, или благость, или схватывание этого блага, тогда как причиной материального расположения является навык или какой-либо из видов расположения, благодаря которому это присоединенное благо становится приятным или же схватывается таковым.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Скачать epub pdf Пророк Иона – Когда жил пророк Иона, что известно о его происхождении и судьбе? Когда и кем была написана книга – им самим или иным автором? – Пророк Иона, сын Амафии, жил в первой половине VIII века до Р.Х., в период правления царя Иеровоама II Израильского, в Северном царстве. Об эпохе Иеровоама II и его предшественников рассказывает Четвертая книга Царств. Пророк Иона упоминается в главе 14 – как предрекший Иеровоаму, сыну Иоаса, восстановление пределов Израиля от входа в Емаф до моря пустыни, по слову Господа Бога Израилева (25). Там же сообщается, что Иона происходил из Гефхефера – видимо, небольшого селения, о котором больше ничего не известно. Когда и кем была написана книга Ионы? Здесь есть разные точки зрения. Вполне возможно, что автор этой книги – сам пророк Иона; в том, что он говорит о себе в третьем лице, нет ничего необычного. Но есть и другая версия: что книга была написана спустя три века после Ионы, после возвращения евреев из вавилонского плена, поскольку главное в ней – идея универсализма: Господь заботится о всех народах, а не об одном только избранном; язычники, иноплеменники (такие, как описанные в книге Ионы ниневитяне) для Него ничуть не хуже, ничуть не меньше значат, чем Израиль. Именно эта идея характерна для второй части книги Исаии – Второисаии. – В библеистике есть разные версии относительно историчности событий, описанных в книге Ионы: многие видят в ней лишь притчу или аллегорию. Какой версии здесь следует придерживаться, на Ваш взгляд? – Православная библеистика предполагает консервативный подход к Священному Писанию : события, отраженные в канонических книгах Библии, мы рассматриваем как реальные. Другое дело – что некоторые детали этой истории можно рассматривать как добавленные автором книги, если автор не сам пророк. Претензии тех, кто настаивает на неисторичности книги Ионы, связаны главным образом с описанными в ней чудесами: проглотившим Иону китом и растением, которое за один день выросло до размеров большого дерева, а затем мгновенно иссохло. Но чудеса ведь доказать невозможно, в чудо можно только либо верить, либо не верить. И если человек отвергает происходившие с Ионой чудеса, то ему не остается ничего, кроме как признать историю пророка притчей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Слово в день Воздвижения Креста Господня 22 Собравшись в сей св. храм для поклонения Кресту Господню, вы желали бы, братия, услышать что-либо от Распятого на нем для своего назидания. Он не безмолвствует, если хотите. Стоит только быть нам внимательными к Его язвам, и – услышим. Он говорит ими многое и важное для каждого. Вот что: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет ( Мф. 16:24 ). Не раз, думаю, вы читали об обязанности самоотвержения в Евангелии у себя дома, и не раз слышали о ней в храме, а потому не новое что слышите, а известное уже, и может быть освоенное с вашею мыслию и чувством. Но это не новое требует во всякое время нашего внимания, тем более ныне, когда покланяемся кресту и лобызаем Его. Вникнем же, братия, в заповедь Христову. Когда Господь Иисус призывает нас идти за Ним, это значит, что мы идем за другим кем-либо. За кем же? и куда? У нас главных три пути. Одним идем к наслаждениям и удовольствиям чувств, другим – к земным сокровищам, третьим к почестям и славе. Пути не одинаковы, но главная точка, от которой начинаются – одна, – это наше самолюбие и общий предел, у которого сходятся, – это погибель души. Не больно ли нашему Спасителю видеть нас, идущих путями плоти и мира к погибели? Быв проникнут скорбию о слепоте нашей, Он, как Создатель разумно свободных существ, приглашает нас идти за Ним. Но как? без всякого принуждения, без насилия для разума и свободы: иже хощет. Как вождь и Царь существ свободных, Он не хочет управлять никем насильственно: иже хощет. Как Основатель царства мира и любви, Он не хочет, чтобы кто входил в него из страха наказания: иже хощет. Что может быть кротче такого приглашения? кто не пойдет за Христом? Господь, призывая нас идти за Ним, требует от нас самоотвержения: иже хощет по Мне ити да отвержется себе ( Мф. 16:24 ). Что значит отвергнуться себя? – Не то, чтобы не любить себя совершенно; ибо Господь поставляет любовь к себе мерою любви к ближнему: возлюбиши ближняго твоего, яко сам себе ( Мк. 12:31 ); но чтобы не иметь приверженности к своей мудрости, к своим достоинствам, к своим благам и удовольствиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Вражда Не питай вражды ни к какому человеку, иначе молитва твоя будет неприятна Богу (прп. авва Исаия , 60, 95). Живущие во вражде между собою, если случится им в таком состоянии переселиться из тела, в час Суда найдут себе неумолимое осуждение... (прп. Ефрем Сирин , 31, 334). Источник. Как червь точит дерево, так вражда повреждает душу монаха (прп. Ефрем Сирин , 31, 586). Источник. Кто имеет вражду на брата и думает принести что-либо Богу, тот принят будет наравне с приносящим в жертву пса, или цену блудницы. Посему ничего не предпринимай делать без любви (прп. Ефрем Сирин , 32, 6). Источник. Не имей ни с кем вражды, если можно, даже и на один час; никогда не засыпай, имея с кем-нибудь вражду, чтобы ночь не разлучила вас друг с другом, и чтобы тебе не подпасть неумолимому осуждению (прп. Ефрем Сирин , 32, 371). Источник. Одну вражду узаконил нам Законоположник нашей жизни, разумею вражду ко змею, и ни в чем другом не повелел нам проявлять силу ненависти... (свт. Григорий Нисский , 25, 463). Источник. Если примиришься прежде вечера с ближним, получишь от Бога прощение, но если долее пробудешь во вражде, то неприязнь твоя будет знаком не увлечения от раздражительности и гнева, но злости, знаком души развращенной и преданной греху (свт. Иоанн Златоуст , 46, 231). Источник. С одним только повелено нам быть во вражде – с диаволом: с ним никогда не примиряйся (свт. Иоанн Златоуст , 46, 231). ...Вражда составляет и небывалые грехи, и у нее находят веру все клеветники – все, кто радуется чужому несчастию и разглашает чужие пороки (свт. Иоанн Златоуст , 46, 232). Источник. Если кто будет находиться в неприятных к нам отношениях, не станем еще более воспламенять его нерасположения, а кротостью и смирением в словах и делах будем умирять вражду и таким образом врачевать озлобленную душу (свт. Иоанн Златоуст , 48, 633). Станем все переносить, и делать, и терпеть, лишь бы врагов (наших) примирить с нами. Будем доискиваться не того, справедливо или несправедливо они злобятся на нас, а только того, чтобы они перестали враждовать против нас (свт. Иоанн Златоуст , 48, 838). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " В эти святые дни над нашей землей непостижимый мир и тишина — та самая, которая была в ту ночь над Вифлеемскими полями, и пение ангелов, возвещающих радость всем людям. И звезда стоит на месте, где родился Христос. И во всех православных храмах — ликование праздника: «Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу!» Поклонимся ему вместе со всею Церковью, всею жизнью и смертью своей, потому что Ирод сказал, что он тоже желал бы поклониться Христу, и старался выведать от волхвов, где Христос рождается. Мир на земле объявляют ангелы человечеству, и сразу же начинается кровопролитнейшая война. Вместе с ангелами поют об этом мире Вифлеемские младенцы, первые мученики Христовой Церкви — телохранители Господни, — как назвал их святитель Филарет Московский. Воистину, не мир пришел принести Христос, но меч, чтобы все узнали, какое величайшее благо есть мир, как он прекрасен и делом, и именем, что он Божий, что Бог есть его Бог, и Сам Бог именуется им, как говорит святой Григорий Богослов. «Милость и истина сретостеся» в день Рождества Христова, «правда и мир облобызастася». Где нет правды, там ложный мир. Хорошо всегда быть в мире, но с кем и с чем? С теми, кем объявлена война Самому Богу и Церкви Его? И вот мы видим сегодня триумфальное шествие зла, которое должно воплотиться, по учению Евангелия, в мировом правителе. Зло хотело бы заключить мир в первую очередь с Церковью. И это разновидность его войны с Богом — чтобы устранить все препятствия для себя, чтобы не было ему никакого сопротивления, чтобы усыпить бдительность всех. Есть война, которая кончится вечным миром, и есть мир, который кончится вечной войной. «Мир, мир, — говорят они, а мира нет. Скажи обмазывающим стену грязью, что она упадет», — предупреждает пророк (Иез. 13, 10—11). И святой Григорий Богослов говорит: «Когда дело идет о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требования времени и властителей, и вообще на все, нежели приобщаться лукавого кваса и прилагаться к зараженным. Всего страшнее бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю Истины стать предателем учения веры и Истины». А пытающиеся отсидеться в стороне, уклониться от этой войны все равно принимают участие в ней — только на чьей стороне?

http://moral.ru/война-и-мир/

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Посвящается моей духовной матери схиигуменье Георгии (Федотовой) † 10.03.2014 Свежий ветер избранных пьянил, С ног сбивал, из мертвых воскрешал, Потому что, если не любил, Значит, и не жил, и не дышал! В. Высоцкий 1. Введение «Бог есть любовь» ( 1Ин.4:16 ). После этих слов хочется поставить точку. Не потому, что мы наконец разрешили некий спор о том, кем Бог является, или кем Он не является. Нет, просто Бог открывался человеку постепенно, по мере того как тот «мог вместить». Вначале Он был Заботливым Создателем, потом Милостивым Промыслителем, и еще Праведным Судией, и еще Справедливым Мздовоздаятелем. И еще… можно много привести подходящих наименований, но все это было как бы «отчасти», как некоторый намек на некое совершенное, с приходом которого «то, что отчасти, прекратится». И это совершенное пришло и явилось в том, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). За время своего существования христианство сформулировало несколько различных пониманий значения Крестной Жертвы Спасителя. Это было и искупление от греха, и освобождение от проклятия, и победа над смертью, и победа над дьяволом. Но ко всем этим точкам зрения можно применить один простой вопрос: разве всемогущий Бог не мог совершить всего этого, не распинаясь на Кресте? Какая была необходимость вочеловечиться и пострадать? Бог воспринял человеческую природу, чтобы исцелить ее от греха, потому что по слову свт. Григория Назианзина : “Не воспринятое — не уврачевано”. Но разве Тот, кто первоначально сотворил эту природу одним хотением Своей Воли не мог ее также и исцелить? Бог воспринял человеческую природу ради ее обожения. Как сказал свт. Афанасий Великий : «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». А разве Тот, кто сотворил Адама богоподобным, не мог также, не воплощаясь, обожить природу падшего человека? Не умаляем ли мы всемогущество Божие и не ставим ли Бога в зависимость от чего-либо, когда говорим, что Боговоплощение и Крестная Жертва были совершенно необходимы для Бога, чтобы совершить наше спасение и обожение? Отвечая на все эти вопросы с совершенной необходимостью придется признать, что Бог мог спасти нас и не прибегая к Боговоплощению и, тем более, к крестной смерти. Но Он, тем не менее, это сделал. Зачем?

http://azbyka.ru/chto-znachit-lyubit-bog...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство ( 4  голоса:  5.0 из  5) Говорят, что если подобрать потерянный кем-то крестик, то тем самым ты возьмешь на себя крест этого человека — все его беды, проблемы, печали. На самом деле, конечно же, это нелепое суеверие. Крест каждого человека — его беды, печали и проблемы — это последствия его же грехов и страстей. Амвросий Оптинский говорил: «Как ни тяжел крест, который несет человек, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца». Поэтому было бы наивно полагать, будто от этого груза можно избавиться, потеряв нательный крестик. Тем не менее существует вполне реальный способ оказаться «наследником» такого наказания за чужие грехи. Правда, для этого совсем не нужно находить потерянный кем-то крестик. Преподобный Марк Подвижник пишет об этом так: «…Лишающий чего-либо ближнего своего, хотя и не желает, принимает на себя искушения лишаемого. Так же клевещущий — искушения оклеветанного им, лихоимствующий — лихоимствуемого, утомляющий — утомляемого им, оговаривающий — оговариваемого, презирающий — презираемого, лгущий принимает на себя искушение того, кого он оболгал, и, чтобы не перечислять всего порознь, скажу кратко: всякий, обижающий ближнего, соразмерно с обидою принимает на себя искушение обижаемого им». Говорят, что, если заказать поминальную службу по живому человеку, он умрет. На самом деле, тот, кто верит в подобные вещи, попросту не понимает, что такое Церковь ,  полагает, будто через ее Таинства можно манипулировать людьми. Это типичный пример магического мышления: «я сделаю некое ритуальное действие и получу власть над человеком». Но Церковь  — дом Божий. И если кто-то, придя в этот дом, словно вор, пытается творить в нем подобные магические беззакония, то навредить этим он может только себе самому и никому больше. Занимаясь магией, человек обращается к бесам, вступает с ними в контакт, делает себя сопричастным злым духам. А занимаясь магией в Церкви, по сути — лжет Богу, пытается Его обмануть, отказывается от Него. И тем самым лишает себя единственной возможности избавиться от воздействия демонов, которые получают над ним полную власть. Поэтому в смертельной опасности оказываются вовсе не люди, которых такие колдуны «помянули за упокой», а сами эти несчастные манипуляторы.  Говорят, что, когда церковная свеча коптит и гаснет в руках — это дурной знак.

http://sueverie.net/7-cerkovnyx-sueverij...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 7 «церковных» суеверий 6 мин., 30.05.2018 Дома упала икона, по дороге на работу встретил монаха, а сосед пригрозил помянуть меня «заупокой». Что делать? Разбираемся с самыми распространенными «церковными» суевериями. Говорят, что если подобрать потерянный кем-то крестик, то тем самым ты возьмешь на себя крест этого человека — все его беды, проблемы, печали На самом деле, конечно же, это нелепое суеверие. Крест каждого человека — его беды, печали и проблемы — это последствия его же грехов и страстей. Амвросий Оптинский говорил: «Как ни тяжел крест, который несет человек, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца». Поэтому было бы наивно полагать, будто от этого груза можно избавиться, потеряв нательный крестик. Тем не менее существует вполне реальный способ оказаться «наследником» такого наказания за чужие грехи. Правда, для этого совсем не нужно находить потерянный кем-то крестик. Преподобный Марк Подвижник пишет об этом так: «...Лишающий чего-либо ближнего своего, хотя и не желает, принимает на себя искушения лишаемого. Так же клевещущий — искушения оклеветанного им, лихоимствующий — лихоимствуемого, утомляющий — утомляемого им, оговаривающий — оговариваемого, презирающий — презираемого, лгущий принимает на себя искушение того, кого он оболгал, и, чтобы не перечислять всего порознь, скажу кратко: всякий, обижающий ближнего, соразмерно с обидою принимает на себя искушение обижаемого им». Говорят, что, если заказать поминальную службу по живому человеку, он умрет На самом деле, тот, кто верит в подобные вещи, попросту не понимает, что такое Церковь,  полагает, будто через ее Таинства можно манипулировать людьми. Это типичный пример магического мышления: «я сделаю некое ритуальное действие и получу власть над человеком». Но Церковь — дом Божий. И если кто-то, придя в этот дом, словно вор, пытается творить в нем подобные магические беззакония, то навредить этим он может только себе самому и никому больше. Занимаясь магией, человек обращается к бесам, вступает с ними в контакт, делает себя сопричастным злым духам. А занимаясь магией в Церкви, по сути — лжет Богу, пытается Его обмануть, отказывается от Него. И тем самым лишает себя единственной возможности избавиться от воздействия демонов, которые получают над ним полную власть. Поэтому в смертельной опасности оказываются вовсе не люди, которых такие колдуны «помянули за упокой», а сами эти несчастные манипуляторы.

http://foma.ru/7-tserkovnyih-sueveriy.ht...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance У больного раком мальчика был День рождения. И вот что придумали православные из замерзающего Техаса 5 мин., 22.03.2021 Господь слышит все наши просьбы, но подчас реагирует на них совсем не так, как мы ожидаем. Я верю, что это ведет к спасению, но подчас начинаю пугаться того, о чем сам же и попросил. Ведь иной раз выполнить то, что предложил Бог, не получается или трудно. На днях я попросил , чтобы мне стать ангелом хоть для кого-нибудь хотя бы на минуту. Мне казалось, что для этого нужно совершить какой-то значимый поступок или дать важный совет. Но получилось совсем иначе… Все сложилось словно само собой, без каких-либо усилий с моей стороны. Когда на американский штат Техас обрушилась небывалая по местным меркам буря, приведшая к гибели нескольких десятков человек, журналистское сознание подсказало тему: как православные техасцы помогают друг другу пережить стихию. Я понятия не имел, с кем можно связаться, но в Интернете словно невзначай нашел адрес настоятеля русского храма святого Николая в пригороде Далласа отца Серафима Холланда. Тот откликнулся и в красках поведал о случившемся, а в конце мимоходом рассказал, что у них в приходе есть семья, в которой мальчик болен раком. Из-за болезни и пандемии эти люди фактически заперты дома и не могут почти ни с кем общаться. У парня недавно был день рождения, и прямо накануне бурана несколько прихожан решили устроить ему «празднование проездом», то есть подъехать к дому и поздравить его прямо на улице, соблюдая все меры предосторожности. Мой сын несколько лет назад тоже перенес рак, поэтому мне хорошо знакомо, насколько важна поддержка других людей в такой ситуации. Я попросил отца Серафима дать родителям мальчика мои координаты на тот случай, если они захотят пообщаться. Мама откликнулась. Я предполагал, что она захочет услышать от меня какие-то «советы бывалого», но оказалось, гораздо важнее было просто выслушать ее. Кто пробовал это сделать, тот, наверняка, знает, как непросто порой бывает сдержаться от раздачи советов и рассказов о собственном опыте, тем более когда этого не просят.

http://foma.ru/u-bolnogo-rakom-malchika-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010