[нем. Quenstedt] Иоганн Андреас (13.08.1617, Кведлинбург, Саксония - 22.05.1688, Виттенберг, там же), протестант. теолог, классик лютеран. ортодоксии. К. был сыном Р. Квенштедта, одного из наиболее влиятельных граждан Кведлинбурга, каноника ц. Девы Марии в Хальберштадте, и Доротеи, сестры лютеран. богослова И. Герхарда . С 1637 г. он обучался в ун-те Хельмштедта, где его преподавателями были теологи Г. Каликст (1586-1656) и К. Хорнеюс (1590-1649). Каликст писал о преодолении всех «малозначительных» разногласий между лютеранами и кальвинистами и даже между протестантами и католиками на основе «согласия первых пяти веков» (consensus quinquesaecularis), т. е. безусловного принятия всеми христианами только догматики ранней христ. Церкви при свободном отношении ко всем более поздним догмам. Его взгляды на протяжении десятилетий обсуждались лютеранами в рамках т. н. спора о синкретизме; большинство отвергало подход Каликста. 3 янв. 1643 г. К. получил степень магистра философии и начал читать лекции по географии в ун-те Хельмштедта. С 18 окт. 1646 г. К. преподавал в Виттенбергском у-те на фак-те искусств и продолжал изучать богословие. В отличие от синкретической направленности Хельмштедтского ун-та Виттенбергский ун-т придерживался ортодоксального лютеранства. В 1648 г. между ун-тами завязалась дискуссия о принципах толкования Свящ. Писания. К. участвовал в ней на стороне Виттенбергского ун-та, но сохранял уважительное отношение к своим хельмштедтским учителям. 12 нояб. 1650 г. Виттенбергский ун-т присвоил ему степень доктора теологии. В этом ун-те было неск. профессоров теологии, к-рые нумеровались в порядке значимости; в 1660 г. К. стал «четвертым профессором» и достиг 1-го места (professor primarius) лишь в 1687 г. К. преподавал в ун-те помимо теологии также логику и метафизику; 4 раза он избирался на должность ректора ун-та. Был пробстом Замковой ц. в Виттенберге, знаменитой в истории Реформации, в ней он был похоронен. С 1684 г. К. был асессором Виттенбергской консистории. В 1656 г. его 3-й женой стала А. З. Шарф, дочь 1-го профессора теологии; в браке у них родились 12 детей. В документах содержатся упоминания о частых болезнях К., из-за которых он жил постоянно в Виттенберге, тогда как в его время университетские преподаватели часто выезжали с лекциями в др. ун-ты.

http://pravenc.ru/text/1684041.html

– Падшая природа Адама протестует со времен падения – и никогда не переставала протестовать. Через падение Адама нами, его потомками, была усвоена сатанинская гордость, из-за которой гораздо раньше пали ангелы, предводительствуемые Денницей. Суть этого всеобщего протеста страшна своей простотой: это протест против Творца. Там, где есть люди, есть и протест. Мы протестуем везде и всегда: в семье, в школе, на работе, на кухне и в министерстве, в путешествии и на больничной койке, в детстве и в старости… Против родственников, соседей, начальников, президентов, императоров, патриархов, епископов, против лета и против зимы, против дождя и засухи, против красного света светофора и (да-да!) против зеленого его света. Церковь, как мы знаем, это Богочеловеческий организм, и у человеческой его составляющей не может не возникать протест. И как бы он ни маскировался, он всегда останется протестом падшего Адама. По-другому быть не может – это надо признать – так же, как признаем мы наличие в природе, скажем, комаров или лесных пожаров, наводнений, болезней. Это есть… Против своих грехов, а не друг против друга должны бороться все мы, христиане – Но возможен ли здоровый протест в Церкви? И в чем его отличие от истеричного нездорового? Против чего все мы, христиане, должны бороться в Церкви? Или же всегда нужно «смиренно» кивать головой и всегда поддерживать даже откровенно смущающие, провокационные идеи, поступки, ссылаясь на то, что «наверху лучше знают»? – Здоровый протест в Церкви возможен – это, прежде всего, протест против собственных своих страстей. Протест против своих грехов. Против них, а не друг против друга, без сомнения, должны бороться все мы, христиане: неофиты, воцерковленные миряне, священнослужители, пастыри и архипастыри – весь народ Божий. Не одержав верха хотя бы над одним своим грехом, не победив хотя бы одной собственной страсти и начав при этом протестовать против чужих слабостей и немощей, мы сразу же уподобимся тем, кто хорошо различает сучки в чужом глазу. Учитывая, что мы с вами благодатных даров не имеем, начав такой, по нашему мнению, «здоровый, хороший, правильный» протест, мы и не заметим даже, что он и у нас тоже истеричный, совсем не здоровый и – безрезультатный.

http://pravoslavie.ru/105067.html

Процесс восстановления ун-та занял не один год. 12 июля 1813 г. по предложению Мин-ва народного просвещения было напечатано воззвание к благотворителям просвещения о пожертвовании книг и учебных пособий. На него отозвались как учреждения (АН, Публичная б-ка), так и частные лица. Лекции возобновились только 17 авг. 1813 г.; в том году было принято 129 студентов. 13 марта 1817 г. итал. архит. Д. И. Жилярди поручили восстановление главного университетского здания, торжественное открытие которого состоялось 5 июля 1819 г. Были возведены и новые здания - Анатомический корпус (1819), 2-этажный Аптекарский корпус (1822). Количество студентов росло и к 1825 г. достигло 876 чел. В 1828 г. в ун-те М. П. Погодин читал лекции по истории, М. Я. Малов - по уголовному праву, Ф. Л. Морошкин - по римскому праву. В 1832 г. открылась астрономическая обсерватория, в 1834 г.- кабинет сравнительной анатомии и физиологии. 26 июля 1835 г. был принят новый устав, вернувший прежнюю структуру ун-тов - фак-ты юридический, медицинский и философский, состоявший из 2 отд-ний - историко-филологического и физико-математического, вскоре ставших самостоятельными фак-тами, и уничтоживший университетскую автономию: управление ун-тами перешло к попечителям учебных округов, подчиненных Мин-ву народного просвещения. Кандидатуры ректоров утверждал император, профессоров - попечитель. Совет профессоров лишился самостоятельности в учебных и научных делах. Был введен 4-летний курс обучения, число кафедр увеличено до 34. Проблема преподавания богословских дисциплин была решена путем учреждения кафедры догматического и нравоучительного богословия, церковной истории и церковного законоведения, не относившейся ни к одному фак-ту, посещение занятий на кафедре было обязательным для всех студентов правосл. исповедания. Территория, занимаемая ун-том в 30-х гг. XIX в., не могла соответствовать его потребностям. Решено было приобрести соседний участок А. И. Пашкова по Моховой ул. В 1833-1837 гг. находившийся здесь дворец кон. XVIII в. под новый Аудиторный корпус ун-та перестраивал архит. Е. Д. Тюрин, в большом зале корпуса в 1838 г. разместился Музей натуральной истории. Также в бывш. владениях Пашкова была устроена и 12 сент. 1837 г. митр. Московским и Коломенским свт. Филаретом (Дроздовым) освящена ц. во имя мц. Татианы. В 1835 г. имп. Николай I повелел торжественно отмечать 12(25) янв.- день престольного праздника домового храма и день подписания указа об основании ун-та. Император посетил ун-т в нояб. 1837 г. в связи с окончанием строительства Аудиторного корпуса, беседовал с архит. Тюриным и выразил ему благодарность.

http://pravenc.ru/text/2564224.html

Школа языков и цивилизаций Др. Востока (École des langues et civilisations de l " Orient Ancien) была создана на теологическом фак-те в 1992 г. вместо существовавшей с 1914 г. Школы древних восточных языков. Школа имеет право присваивать степени бакалавра и лиценциата по специальности «философия и история Древнего Востока». В наст. время в школе ведется углубленное изучение древних и восточных языков и культур по секциям «Библейский мир» (евр., греч., лат. и арам. языки), «Христианский Восток» (араб., арм., копт. и сир. языки, а также греч. язык времени патристики) и «Древний Ближний Восток» (угаритский, аккад. и древнеегип. языки и культуры). В 2012 г. введено изучение древнеслав. языка. Среди получивших докторскую степень в Теологикуме - мн. католич. иерархи, богословы и историки, в т. ч. кард. Альфред Бодрийар, кард. Жан Мари Вийо , кард. Ж. Даниелу, Венский архиеп. кард. Кристоф фон Шёнборн , член Французской академии Клод Дажен, еп. Ангулема, и др. Докторантура Теологикума имеет договорные отношения на проведение совместных исследований с нек-рыми высшими учебными заведениями, в т. ч. с докторантурой «Древний и средневековый мир» при Сорбонне (ун-т Napuж-IV), с фак-тами богословских и религиозных знаний Ун-та Лаваля в Квебеке (Канада) и Монреальского ун-та (Канада), с теологическими фак-тами Лёвенского католического ун-та (Бельгия), ун-тов Тулузы и Яунде (Камерун), с Православным богословским ин-том прп. Сергия Радонежского в Париже. В Теологикуме выпускаются научные журналы, в т. ч. ежеквартально - «Recherches de science religieuse» (Религиеведческие исследования), «Revue des sciences philosophiques et theologiques» (Журнал богословских и философских исследований), «La Maison-Dieu» (Дом Божий), и серии книг; периодическая сер. «Theologia» (Теология) и др. В 1895 г. в связи с ликвидацией фак-та канонического права Сорбонны (Faculté de decret; лат. Consultissima decretorum) по распоряжению папы Льва XIII на базе юридического фак-та Парижского католического ун-та был создан фак-т канонического права. В знак преемства он сохранил лат. название «Consultissima iuris canonici». Дипломы фак-та канонического права признаются Папским престолом и Французским гос-вом. 1-й этап обучения рассчитан на 1 год. Диплом гос. образца, который выдается по окончании 2-го этапа обучения, рассчитанного на 3 года, позволяет поступить в докторантуру К. и. по специальности «каноническое право». Фак-т участвует в издании ежегодника «L " année canonique» (Канонический год).

http://pravenc.ru/text/1683913.html

§ 28. Противники исправления и образование раскола В русском обществе еще раньше сложилась слепая преданность обрядам в связи с безусловным уважением и доверием к церковным книгам, как священным 601 . Самый характер тогдашнего просвещения воспитывал в обществе такой именно склад, а общее невежество благоприятствовало ему укорениться. Отсюда – то в XVI в. подозрительное отношение ко всякому проявлению критицизма, отсюда – то и протест против книжных исправлений Максима Грека . Этот склад остался и теперь; мрак невежества также еще не был рассеян. Естественно было ждать, что и теперь всякое проявление критицизма – в книжных и обрядовых исправлениях – встретит подозрение и протест. Действительно так и случилось. Начавшийся протест наконец привел к образованию раскола, так называемого, старообрядства. Еще пр. Дионисий с сотрудниками нажили себе врагов книжной справой. То были невежественные иноки Сергиевой лавры, уставщик Филарет, головщик Логгин и ризничий Маркелл. Им казалось, что исправление славословий в молитвах и исключение слова «и огнем» есть злая ересь («марание Св. Троицы и непризнание, что Дух Св. огнь есть»). Собор московского духовенства во главе с Крутицким митроп. Ионой принял их сторону и осудил справщиков, как еретиков (1018 г.); а озлобленная чернь не раз бросала грязью в пр. Дионисия, крича, что он хотел вывести огонь из мира. Наиболее сильный протест встретили книжные и обрядовые исправления при Никоне, так как они были введены тогда со всею решительностью и новопечатными книгами настойчиво заменялись старые. К этому примешивалась и личная неприязнь многих к Никону. Протест обнаружился еще в 1653 г., когда была разослана известная память о поклонах и крестном знамении. Никона обвиняли в «непоклоннической» ереси. Во главе протестовавших были протопопы: Казанского собора в Москве Иван Неронов, Юрьевца Повольского Аввакум, муромский Логгин и костромской Даниил, проживавшие в Москве. Аввакум даже осмелился составить «самочинное сборище» единомышленников, совершая для них церковные службы в сушиле, как в церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Положение центра стало критическим: не зная чью сторону примет Иоанн, они не знали, куда склониться. Заволновалась и небольшая партия решительных сторонников Нестория. Общая опасность объединила тех и других: они, в числе 68, составили протест против открытия собора без Иоанна Антиохийского. 1375 Кандидиан, как сторонник Нестория, решился воспрепятствовать собору. Он явился вместе с депутатами от 68-ми к началу заседания и потребовал на основании сакры императора, ему лично врученной, ожидать Иоанна и прочих епископов. Отцы собора просили его в доказательство справедливости своих слов прочитать им эту самую сакру. Кандидиан, ничего не подозревая, прочитал сакру. „Последовало“, говорит Кандидиан, описывая дальнейшую картину заседания, „всеобщее рукоплескание, так что я подумал было, что в точности исполнено будет все, предписанное благочестивейшими императорами, – и возрадовался“. Но так как в сакре (мы уже передали её содержание) не только ничего непосредственно противоречащего открытию собора не было, но было даже как бы косвенное побуждение к ускорению соборных работ: император возлагал на Кандидиана заботу, чтобы „не замедлилось бы тщательное исследование истины“; 1376 то на требование Кандидиана не обращено было внимания; его даже попросили, на основании той же сакры, удалиться из заседания собора, так как должны были начаться догматические прения, в которых он не должен был принимать участия. 1377 Пришлось Кандидиану удалиться. Видя неудачу даже Кандидиана, депутаты „восточных“ не решились, кажется, читать собору принесенный протест и поспешили обратно. 1378 Положение центра стало еще более невыносимым. Между членами этой группы произошел явный раскол. Несмотря на то, что подписи под протест собирались очень настойчиво, 1379 не вся партия центра согласилась подписать его. 1380 Когда же заседание собора открылось, несмотря на протест Кандидиана и 68-ми, то началось бегство от Нестория к Кириллу: к собору присоединились к концу первого же заседания не только не подписавшиеся под протестом сторонники Нестория 1381 , но и 26епископов из подписавших протест, не считая двух, перешедших на сторону собора еще при открытии заседания 1382 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Татьяна Лупоносова , директор Псковского агентства информации. Великое несчастье . Фото из архива автора. – С.16; Алексей Белов , лидер рок-группы «Парк Горького», Москва. Спланированная акция . Фото Владимира Ештокина. – С.16; Тимофей Китнис , директор паломнического содружества «Севастия», историк, г. Трир, Германия. Ложь, лишающая Вечности . Фото из архива автора. – С.16; Андрей Исаев , председатель комитета по труду и социальной политике Госдумы РФ, Москва. Расплата за ошибки. Фото предоставлено пресс-службой А. К. Исаева. – С.17; Алексей Шестопал , заведующий кафедрой философии МГИМО (У), Москва. Благотворны революции духовные. Фото Евгения Самарина. – С.17; Андрей Зубов , доктор исторических наук, профессор МГИМО (У), Москва. Умножение насилия. Фото Евгения Самарина. – С.17. Тема номера. Социальный протест и христианская позиция: (на заставке – фото «РИА-Новости»/почтовая открытка 1905 г.) Трагедия справедливости . Вступление от редакции //Фома. - – май 2009. – (рубрика « Тема номера. Социальный протест и христианская позиция »). Революция делает из проблемы катастрофу. Церковь о формах борьбы за свои права. Беседа с председателем Синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиереем Всеволодом Чаплиным . Беседовал Алексей Соколов . Фото Владимира Ештокина и фото ИТАР-ТАСС//Фома. - – май 2009. – С.20-22. - (рубрика « Тема номера. Социальный протест и христианская позиция »). Взгляд с Запада . Мнение западных христиан о кризисе, путях его разрешения и формах борьбы за социальную справедливость//Фома. - – май 2009. – С.23. - (рубрика « Тема номера. Социальный протест и христианская позиция »). Свое мнение высказывают два видных специалиста в области социальных и экономических воззрений католического и протестантского мира: Католический священник Жан-Ив Кальвез , философ, теолог, участник подготовки Пастырской Конституции о Церкви в современном мире («Gaudium et spes»), принятой на Втором Ватиканском Соборе, иезуит, Париж. Мир – сам по себе ценность . Фото из архива автора. - С.23;

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-73-m...

Впрочем относительно Ипполита, как опять увидим ниже, есть некоторые основания предполагать, что он в последние годы жизни действительно уже не находился в оппозиции с папством. Только его обращение к оффициальной римской церкви едва ли могло совершиться так внезапно в страхе перед смертью , как это представляется в помянутых римских сказаниях. Как же однако мы можем представлять себе нравственное положение Ипполита в римской церкви? Положение это во всяком случае может возбуждать некоторые недоумения. Признав действительность распри, существовавшей между Ипполитом и Каллистом, и дошедшей до открытого раскола, мы должны признать, что в этой распре справедливость была на той или на другой стороне. Если мы признаем вполне справедливым протест Ипполита против Каллиста, мы должны будем признать Каллиста дурным человеком, безнравственным правителем церковным, еретиком, недостойным и незаконным епископом. Но в таком случае как же объяснить то обстоятельство, что римская церковь (т.е. большинство римских христиан) продолжала считать Каллиста до самой смерти законным папою, и после смерти причла его к лику святых, а протест Ипполита как бы отвергла и епископство его не признала? С другой стороны если мы признаем протест Ипполита несправедливым и станем на сторону Каллиста, сам Ипполит должен будет остаться в истории виновником распри, нарушителем мира церковного, вождем раскола. Тогда как примирить такое его положение с авторитетом признанного учителя церкви, признанного святого? Вполне твердого руководства самой истории для разрешения этих затруднений мы не имеем. Для суждения о распре между Ипполитом и Каллистом мы имеем показания одной стороны – самого Ипполита в IX книге его философуменов. Если мы примем эти показания во всей силе, с какою они выражены, то должны будем действительно признать не только самого Каллиста дурным папою, безнравственным человеком и даже еретиком, основателем особой отрасли монархианства Каллистиан; но вместе с ним должны будем признать заблуждавшеюся и еретичествовавшею и римскую церковь , которая несмотря на протест Ипполита продолжала считать Каллиста законным папою до его смерти, после смерти признала его святым, и в которой, по свидетельству самого Ипполита, и после Каллиста при его преемниках держались воззрения и направления Каллиста, по крайней мере до того времени, как были писаны философумены 153 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Такое явление, наблюдаемое обычно в жизни сектантских общин, станет понятным, если обратит внимание и проследить его внутренний психический генезис. Происхождение сектантства почти всегда стоит в связи с недостатками и пороками, наблюдаемыми в жизни православных и представляет собою протест против них. Выступая с протестом, сектанты, естественно, на первых порах стараются удаляться и избегать тех недостатков и пороков, какие они замечают и порицают в жизни православных. И насколько они этого достигают, настолько, действительно им удается осуществить в жизни своей Евангельские начала, настолько, конечно, сектанство не может не вызвать к себе некоторых симпатий. Но дело в том, что всякий протест имеет значение лишь тогда и постольку, поскольку он основывается па положительных данных и имеет под собою реальную почву. Между тем, начатый сектантами протест не удерживается в должных границах. Все более и более увлекаясь и руководясь духом оппозиции, сектанты, погрешая против правил логики, от части делают заключение к целому, от недостатков и пороков, наблюдаемых в жизни православных, они заключают, что и вся Церковь православная, как состоящая из людей порочных, есть церковь неистинная. Несправедливо, таким образом, обвиняя всю Церковь в том, в чем повинны некоторые ее члены, сектанты отделяются от нее и порывают с нею всякую связь. Теперь протест, доведенный до крайности, теряет под собою положительную реальную почву, переходит в одно голое, чистое отрицание и принимает характер явления болезненного, ненормального. Отделившись От Церкви и отвергнув тот широкий прочный авторитет общецерковного сознания, на котором они доселе утверждались, сектанты лишаются твердой точки опоры, теряют устойчивость и вступают на скользкий путь субъектизма. Не легко, не сразу происходит что отделение от Церкви, тяжелою внутреннею борьбою сопровождается оно. Естественное при всякой перемене религиозных убеждений возбуждение религиозного чувства сопровождается более строгим образом жизни, в котором сектанты, отделившись от Церкви и лишаясь ее освящающих благодатных действий, стараются найти для себя якорь спасения. И вот, взволнованное, тревожное, колеблющееся религиозно-нравственное чувство отщепенцев достигает сильной степени напряжения и дает пышный цвет. Но – это напряжение ненормальное, болезненное, и потому скоропереходящее. Этот цвет напоминает собою красивый цвет румяного яблока, сердцевину которого подтачивает червь. Это – пустоцвет, который, не успев расцвести, увядает…

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Ответ Святейшего Синода на протест геронтов был бы неминуемо перетолкован здесь в смысле преобладательных видов на Восточную церковь , и, вместо желаемого единства, произвел бы только взаимное охлаждение и недоверчивость между обеими церквами. 2) Великая церковь имеет одну главу, одного видимого представителя ее единства и цельности, константинопольского патриарха, носящего поэтому титул «вселенского». Правда, при нем существует синод; но этот синод есть не более, как только непременный совет патриарший, и не имеет самостоятельного существования. Поэтому, всякое действие синода в области церковного управления, которое было бы совершенно без участия патриарха, как главы церкви, и вне его власти, не может носить официального характера, и по самой сущности своей лишено всякой законной силы. А таков именно протест геронтов, на который здешняя церковь смотрит, не без основания, как на явную непокорность установленной власти вселенского патриарха. По той же логической последовательности, Святейший Синод, принимая этот протест и даже удостоивая его письменного овета, показал бы тем, что он признает в одностороннем и пристрастном воззвании пяти архиереев официальный характер и законную силу, что он принимает его, как бы за истинное выражение мнения самой великой церкви, и тем неминуемо поставил бы себя в прямую противоположность с патриархом и большинством других здешних иерархов, которые осудили протест геронтов, и в прочем никак не менее их ревнуют о неприкосновенности вековых прав Восточной церкви. Я имею твердое убеждение, что таковое действие Святейшего Синода было бы истолковано именно в этом смысле здешнею церковию, и произвело бы, вследствие того, ничем не не вознаградимый вред, тем более, что решение вселенской патриархии и после оного осталось бы неизменным. А если принять во внимание, что афинские газеты и теперь уже, предваряя событие, объявляют во всеуслышание, что Святейший Синод отвечал геронтам с полным сочувствием и благосклонностию, то надлежит опасаться, что, когда этот письменный ответ будет действительно послан к геронтам из С.-Петербурга, он не замедлит появиться печатно в тех же афинских газетах, и разномыслие нашей церкви с константинопольскою получить чрез то самую вредную гласность.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010