По мере накопления православной традицией богатой палитры приёмов опровержения оппонентов, в выборе методов и тактик межконфессиональной полемики наблюдается некоторая путаница. Это рождает потребность в систематизации полемического опыта Православной Церкви. Она послужит необходимой платформой для понимания неизбежности одних и необходимости других имеющихся практик. На сегодняшний день мы имеем возможность выделить три основных метода опровержения, которые применяются в практике межконфессиональной дискуссии. С целью классификации, при необходимой в таких случаях доле условности, мы будем называть их: эмоциональный , рациональный и онтологический методы сопоставления православия с протестантизмом. 2.1.1 Эмоциональный метод опровержения Основой эмоционального метода является нарочитое или неумышленное усвоение образу оппонента или его учению негативных эмоций, которые послужили бы ограждением от его влияния. Основным инструментом этого метода является эмоциональное предубеждение. Наделяя оппонента ярко негативной эмоциональной окраской, такой метод полемики предупреждает усвоение членами Церкви учений иных конфессий. Негативные эмоциональные высказывания в адрес идейных оппонентов можно встретить и в Священном Писании, и в святоотеческой литературе. Так апостол Пётр увещевает нас, говоря: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет» ( 2Пет.2:1-3 ). Ап. Павел называет их: «Люди, развращённые умом, невежды в вере. Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми» ( 2Тим.3:8-9 ); «Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые дома, уча, чему не должно, из постыдной корысти» ( Тит.1:10-11 ). По свидетельству свт. Афанасия Великого : «Каждая ересь имеет отцом собственного измышления искони совратившегося человекоубийцу и лжеца – диавола и… прикрыв какою-то лестью своё изобретение, сама делается человекоубийцею введённых в заблуждение». 237 Свт. Киприан Карфагенский : «Ереси происходили и происходят часто оттого, что строптивый ум не имеет в себе мира, и, посевающее раздор, вероломство не держится единства». 238

http://azbyka.ru/teoreticheskie-osnovy-i...

Помимо учения, которое было предано Церкви апостолами, в Церкви должны сохраняться благодатные дары Духа Святого, которые Церковь в лице апостолов получила в день Пятидесятницы. Это преемство даров Святого Духа передается через священное рукоположение, поэтому вторая сторона апостольской Церкви — это непрерывное преемство от апостолов богоучрежденной иерархии, которая верна апостольскому Преданию в учении, в священнодействии и в основах церковного устройства. 4.8. Богоучрежденная церковная иерархия По мнению протестантов, иерархия есть не более чем церковное представительство, достаточно выбрать наиболее достойных людей и доверить им служение учительства, священнодействия и управления. Протестантское учение о церковной иерархии отличается от православного следующими основными положениями. 1. Согласно протестантскому учению, иерархия есть не Божественное учреждение, а человеческое и существует только для удобства. Иерархии может и не быть, при этом в Церкви ничего существенно не изменится, поскольку в случае нужды любой мирянин может совершить любое священнодействие или таинство. 2. Служители Церкви избираются и поставляются людьми. 3. Рукоположение, т. е. возведение человека на иерархическую степень, — это только видимый знак поставления на служение; в нем не сообщается никаких благодатных даров, которые отличали бы клирика от мирян. Эти положения протестантского учения о священстве, несомненно, находятся в противоречии с данными Божественного Откровения. Так, ап. Павел говорит, что иерархическое служение в Церкви установлено Самим Господом: " ...Он поставил одних Апостолами, ...иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения... " (Еф. 4, 11—12). Священство предполагает избранничество свыше: " Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас... " (Ин. 15, 16), и " И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон " . (Евр. 5, 4) Какой бы высоконравственной жизни не был человек, какое бы ни имел образование, он не сможет стать хорошим священнослужителем, если не будет иметь соответствующего призвания свыше. Что касается третьего положения протестантов, то возражения против него будут рассмотрены несколько позднее.

http://sedmitza.ru/lib/text/443341/

Поэтому что это означает? Это означает, что понимание протестантское 20 главы книги «Исход» ошибочное. Интересный момент, что хотя они все время приводят эти цитаты, что никакого изображения - ни того, что на небе, ни того, что на земле, ни того, что под землей – делать нельзя, при этом их издания протестантские, и не только протестантские, но и свидетелей Иеговы пестрят ярко раскрашенными  изображениями. Как же так, ребята? Вы говорите нам, что мы не должны изображать ничего и напоминаете словами, а сами изображаете? И более того, уже можно не говорить, что у каждого из них есть паспорт, в котором имеется его собственное изображение. Это что такое, как не изображение? Если вы говорите, что изображений не должно быть вообще, то их не должно быть вообще. В том числе и в ваших книгах и текстах. Потому что в 20 главе говорится вполне определенно: не делай никакого изображения того, что на небе наверху и того, что на земле внизу. Ничего изображать, получается, нельзя. Но, конечно, это понимание ложное. А ложное понимание -  что нельзя изображать святых, Господа Иисуса Христа. Потому что перед этими словами Господь говорит: да не будет у тебя других богов перед лицом Моим. И после этого уже идут слова: не сотворите себе кумира и никакого изображения. То- есть именно изображения других Богов, именно - изображения идолов, которые почитаются вместо Бога. Изображения ложных богов Господь делать запрещает. А наше иконографическое изображение не изображают никакого иного Бога, не изображают никаких идолов. Они изображают либо воплотившегося Бога Слова Иисуса Христа, либо же тех святых, которые жили в древности и в наши дни. А совсем новые святые, например, они уже жили в ту эпоху, когда возникла фотография. И у нас сохранились фотографии святого Иоанна Кронштадтского и других святых. И иногда просто даже эти фотографии  люди тоже имеют у себя и почитают их как иконы. Поэтому здесь с нашей стороны никакого нарушения нет. Можно привести такой пример. Если муж увидит, что его жена в кошельке хранит его фотографию -  для него это будет хороший и добрый знак, что она его любит, она его помнит. Это знак ее любви к нему. А если муж увидит, что  она у себя в кошельке хранит изображения других мужчин, то в этом случае, конечно, он будет испытывать негативные чувства.

http://radonezh.ru/text/peredacha-apolog...

Поэтому что это означает? Это означает, что протестантское понимание 20 главы книги пророка «Исход» ошибочное. Хотя они все время приводят эти цитаты, что никакого изображения, ни того, что на небе, ни того, что на земле, ни того, что под землей. При этом их протестантские издания и не только протестантские, но и свидетелей Иеговы пестрят изображениями. Как же так, ребята? Вы говорите нам, что мы не должны изображать ничего и напоминаете словами, а сами изображаете? И более того, там уже можно не говорить о том, что у каждого из них есть паспорт, в котором есть его собственное изображение. Это что такое, как не изображение? Если вы говорите, что изображений не должно быть вообще, то их не должно быть вообще. В том числе и в ваших книгах и текстах. Потому что в 20 главе говорится вполне определенно: не делай никакого изображения того, что на небе наверху и того, что на земле внизу. Ничего изображать, получается, нельзя. Но, конечно, это понимание ложное. А ложное понимание - что нельзя изображать святых, нельзя изображать Господа Иисуса Христа. Потому что перед словами Господь говорит: да не будет у тебя других богов перед лицом Моим. И после этого уже идут слова: не сотворите себе кумира и никакого изображения. То есть именно изображения других Богов, именно изображения идолов, которое почитается вместо Бога. Изображения ложных богов Господь запрещает делать. А наше иконографическое изображение они не изображают никакого иного Бога, не изображают никаких идолов. Они изображают либо воплотившегося Бога Слова Иисуса Христа, либо же тех святых, которые жили в древности и в наши дни. А совсем новые святые, например, они уже жили в ту эпоху, когда возникла фотография. И у нас сохранились фотографии святого Иоанна Кронштадтского и других святых. И иногда просто даже эти фотографии. Люди тоже имеют их у себя и почитают их как иконы. Поэтому здесь с нашей стороны никакого нарушения нет. Можно привести такой пример. Если, допустим, муж увидит, что его жена у себя в кошельке хранит его фотографию. Конечно, для него это будет хороший и добрый знак того, что она его любит, она его помнит. Это знак ее любви к нему. А если муж увидит, что она у себя в кошельке хранит изображения каких-то других мужчин, то в этом случае, конечно, он будет испытывать негативные чувства.

http://radonezh.ru/text/peredacha-apolog...

Прежде всего, о Матери Мессии имеются пророчества в священных ветхозаветных книгах ( Быт.3:15 ; Пс.44:10–18 ; Ис.7:14 ; Мих.5:3 ). Это однозначно указывает на то, что в многовековой истории спасения человечества Ей отведено особое место. Поэтому явившийся к Ней архангел Гавриил, извещая об этом великом событии, называет Её благодатной. Слово это во всей Библии ни к одному лицу больше не применяется. Архангел прибавил слова, в которых заключено свидетельство о том, что Матерь Мессии отмечена особым избранничеством: благословенна Ты между женами ( Лк. 1:28 . В ответ на эти слова Дева Мария смутилась и стала размышлять, что значит это приветствие. Архангел Гавриил сказал: Ты обрела благодать у Бога.Греческое evres harin точно соответствуют еврейскому masa hen (находить благоволение). В Ветхом Завете эти слова значили Божественное избрание определенного лица в планах спасения людей. Можно твердо и решительно сказать, что почитание Божией Матери началось еще при Её жизни. Об этом свидетельствует евангелист Лука, когда описывает посещение Матерью Божией дома святой Елизаветы. Они были близкие родственники, и отношения между ними были привычными, но сошедшая на Деву Мария благодать Святого Духа настолько возвеличила Её, что Елизавета воскликнула громким голосом: И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? ( Лк. 1:43 . Как только приветствие Её дошло до слуха Елизаветы взыграл младенец радостно во чреве ее. Есть ли что-либо общее между холодными рассуждениями о Божией Матери протестантов и возвышенными словами о Деве Марии святой Елизаветы: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! ( Лк. 1:42 . Это не были лишь выражением восторженных чувств праведной Елизаветы. В ответ на её слова Матерь Божия воспела: величит душа Моя Господа( Лк.1:46–47 ). Она говорит: отныне будут ублажать Меня все роды ( Лк. 1:48 . Исполняется ли это евангельское слово у протестантов? Разве православные христиане сами установили почитание Божией Матери? Именно в святом Евангелии мы находим слова: сотворил Мне величие Сильный ( Лк. 1:49 . Почему Спаситель сказал: «Отец Мой более Меня»?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Прелюбодействует тот, кто отпустит жену свою и женится на другой, не состоящей в замужстве – вдове или девице. Прелюбодействует тот, кто, не имея жены своей, женится на разведенной. Прелюбодействует тот, с кем жена развелась, когда он женился на ком-бы-то на было. Все эти четыре случая приложимы и к жене А потому всех случаев прелюбодеяний, при расторжении брачных уз, получается не меньше восьми. Общая же картина такова: при живом муже или жене выходить замуж или жениться, значит прелюбодействовать. Брак расторгается только смертию кого-либо из супругов. Об этом ап. Павел так говорит: «Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Почему, если при живом муже выйдет за другого, «называется прелюбодейцею, если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, вышедши за другого мужа» 175 . Сказанное апостолом о жене, с одинаковою силою, относится и к мужу. И выражая свою мысль, апостол не делает каких-либо ограничений или исключений. Раз муж или жена живы, то формальный развод, без всяких оснований, не спасает от прелюбодеяний второй брак, при живом муже или жене есть не брак, а прелюбодеяние. И это высказывает ап. Павел не как свое личное мнение или толкование, а как положительную заповедь Господню «Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь; жене не разводиться с мужем; если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим и мужу не оставлять жены своей» 176 . X. Протест апостолов против нерасторжимости брака Протест апостолов против нерасторжимости брака. Ответ Христа с указанием случаев расторжения брака. Духовное самооскопление. Сущность его и законное основание для него. Физическое самооскопление противоречит учению Христа при духовном – оно становится излишним, ненужным, а без духовного – нецелесообразным и безусловно вредным. Св. Златоуст и бл. Феофилакт о самооскоплении. При общей нравственной распущенности, при легкости развода такой взгляд на нерасторжимость брака представляется странным и ужасным. Сами апостолы испугались слов Иисуса и сказали Ему: «Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться». Очевидно, они имели в виду, не толь ко строптивость некоторых жен, о которых сказал древний мудрец еврейский, что лучше с змеей жить, чем с женой строптивой, но и законные поводы к обязательному расторжению брака, в роде болезни, неспособности к брачной жизни и чадородию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

Преподобномученица Елизавета: тайна свидетельства о Христе до крови Ее осуждали, обличали в тайном протестантизме. Но у Великой княгини, которую злые языки звали «немкой» и «англичанкой» — у любимой внучки королевы Виктории, была русская душа. 1 ноября, 2011 Ее осуждали, обличали в тайном протестантизме. Но у Великой княгини, которую злые языки звали «немкой» и «англичанкой» — у любимой внучки королевы Виктории, была русская душа. «Я же приняла это не как крест, а как дорогу полную света, которую указал мне Господь после смерти Сергея, и стремление к которой уже много-много лет назад появилось в моей душе. Не знаю когда — кажется, мне с самого детства очень хотелось помогать страждущим, прежде всего тем, кто страдает душой… О, это не новое чувство, оно всегда жило во мне, Господь был так милостив ко мне». Великая Княгиня Елизавета Федоровна. Двадцатый, жестокий и немилостивый век, что остался за спиной у человечества, все еще считающего годы от Рождества по плоти Бога Слова, напомнил о начале. О Ранней Церкви. О поре юности — «… вот, и Я увлеку ее, приведу ее в пустыню, и буду говорить к сердцу ее…в преддверие надежды; и она будет петь там, как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской… И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа. И будет в тот день, Я услышу, говорит Господь, услышу небо, и оно услышит землю… » (Ос.2:14-20) Она, дева-Церковь, лишенная всего и поруганная, будет петь – это свирель мартирии Ранней Церкви, свирель мученического свидетельства. «Новомученики», «неомартиры» — так теперь называют тех христиан, кто был убит за имя Христово. В античной традиции слово «неос» перед именем означало, что та же сила, что была, по мнению язычников, в том или ином древнем божестве (Зевсе, Аполлоне, Дионисе) теперь явилась в данном человеке, происходило как бы «возвращение бога». В византийской традиции слово «новый» ставилось перед именем мученика, который пострадал позже своего тезки. Христос является в страданиях Своих свидетелей, мартиров, мучеников – снова и снова.

http://pravmir.ru/prepodobnomuchenica-el...

Приведу конкретный пример: обстановка в семье моего знакомого сделалась совершенно невыносимой из-за спонтанно возникшей религиозности его жены. Большую часть свободного времени она теперь проводит вне семьи, посвятив себя послушанию духовнику, но и находясь дома, неизменно «проповедует»: мол, батюшка говорит так, батюшка говорит этак… Помимо прочих проблем серьезнейшим испытанием для ее мужа стало заявление супруги о прекращении интимных отношений в период всех четырех постов, накануне среды, пятницы и воскресенья в течение всего года, а также в дни ее подготовки к причастию. Правомочен ли протест нормального мужика против такой религиозности своей жены? – Я неоднократно сталкивался с ситуацией, когда мужчины говорят: «Я вообще-то человек верующий, православный, но в храм не хожу, потому что туда ходит моя жена…» Этот парадокс может быть обусловлен различными факторами. Первый раздражитель состоит в том, что жена присваивает себе функции религиозного «паровоза» и духовного руководителя семьи, что, вообще-то, не свойственно женщине. Достаточно вспомнить слова святого апостола Павла: Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих ( 1Кор.34–35) или: Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем ( Еф.5:23–24 ). А что происходит на самом деле? Не успеет муж переступить порог церкви, как жена тут же начинает его подзуживать: «Теперь тебе нужно исповедоваться и причаститься, раз уж ты в кои-то веки до храма дошел!»; «Ну, ты исповедался, наконец? Теперь мы должны повенчаться!»; «Раз уж ты стал регулярно участвовать в богослужениях, то должен мяса не есть!» Взрослому мужчине, который призван самостоятельно, пусть и под руководством духовника, нащупывать и проходить свой жизненный путь, навязывается роль младшего сына в семье, которому все считают нужным указывать, что и как он должен делать. С христианской точки зрения это абсолютно неправильно. Повторю еще раз: мужчина в православной семье – это царь, священник и пророк, и низведение этих ответственнейших предназначений до уровня «принеси, подай» неизбежно вызовет у него протест.

http://azbyka.ru/semya/muzhskoj-razgovor...

Проповеди Алексия Уминского Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 27 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная Евангелие, которое всегда читается в третью, Крестопоклонную неделю Великого поста, говорит о том, как следовать за Христом: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее… (Мк 8:34–9,1). Невозможно слушать эти слова без внутреннего содрогания. Они действительно как меч пронзают человеческую душу и страшат. Кто может эти слова принять? Кто может отвергнуться себя, жизнь свою перечеркнуть до конца и пойти за Христом так, как Он велит? Кто может выслушать эти слова и сказать: да, я готов всё погубить ради Христа и Евангелия, чтобы не отречься от Него. Это очень страшные слова. Страшнее только то, что говорится о распятии Христовом. И вот перед нами лежит Крест Животворящий. В сегодняшний день мы этому Кресту поклоняемся, как бы принося эту клятву, что да, мы идём за Тобой, готовы себя отвергнуться до конца, готовы всю жизнь нашу забыть ради Тебя, погубить её и не постыдиться Твоих слов. Готовы ли? По-настоящему ли это так? Действительно ли мы так хотим жить со Христом? Действительно ли мы так можем? Конечно, кто же может ответить на эти слова — да? Кто может сказать — могу? Никто на свете этого не может сказать. По человеческим силам, наверное, совершенно невозможно услышать эти слова, пойти за Христом и сделать так, как Он хочет. Сердцем человек может этого и желать, но всё в нём восстаёт и протестует. Как же можно всё забыть? Как же можно всего лишиться? И вот, действительно, такой парадокс: мы носим на себе Крест Честной Животворящий, мы крестились во имя Христово, спогреблись Ему крещением в смерть, чтобы этот крест взять и нести и сораспясться Христу. А с другой стороны, — мы не можем, — говорит нам всё наше существо. Не можем! — протестует наша воля. Не можем! — говорит наш ум, и сердце наше страдает от этих слов. Но и по-другому мы тоже не можем… Потому что клятвы-то принесены… Слово-то сказано… Уже обеты даны Богу… И обратной дороги нет…

http://pravmir.ru/propovedi-uminskogo/

Протестантское истолкование противоречит слову Божию о приснодевстве Девы Марии Слова: «и не знал Ее. [Как] наконец Она родила» некоторые понимают как намек на то, что после Рождества Христова Иосиф жил с Марией. Но подобное протестантское истолкование противоречит слову Божию, и в частности пророчеству Иезекииля о приснодевстве (вечном девстве) Девы Марии. Сказано: «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез. 44: 2). Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Что тебе нужно было узнать от него (то есть от евангелиста. – прот. О.С .), то он и сказал, то есть что Дева была неприкосновенной до рождения. А что [само собою] видно из сказанного как явное следствие, то предоставляет твоему собственному рассмотрению, то есть что такой праведник (как Иосиф) не мог решиться познать Деву после того, как Она столь [дивно] стала Матерью, удостоилась родить неслыханным образом и произвести необыкновенный плод» . В одобренных Эфесским Собором [двенадцати] анафемах Кирилла сказано: «Если кто не исповедует, что Еммануил есть истинный Бог, а потому и Святая Дева – Богородица, ибо Она плотски родила Слово Божие, соделавшееся плотью, да будет анафема». Ибо во Христе мы исповедуем Его истинное Божество и Человечество в едину ипостась. Имя Иисус означает: «Бог (Ягве) спасет». Позже именно об имени Иисус будет записано в Новом Завете: «Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4: 11–12); и еще: «Имя Господа – крепкая башня: убегает в нее праведник – и безопасен» (Прит. 18: 10). Спаси вас Христос! Рейтинг: 9.9 Голосов: 320 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1  См.:  Иоанн Златоуст , святитель. Гомилии на Евангелие от Матфея. 2  См.:  Иероним Стридонский , блаженный. Толкование Евангелия. 3  См.:  Иоанн Златоуст , святитель. Гомилии на Евангелие от Матфея.

http://pravoslavie.ru/92819.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010