Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН (Григорович; 20.12. 1696, г. Сосница, ныне поселок в Черниговской обл.- 3.12.1760 (по др. сведениям, 1759), Москва), свт. (пам. 11 сент.- в Соборе Святогорских святых; 22 сент.- в Соборе Тульских святых), еп. Крутицкий (Сарский и Подонский). В 1714 г. покинул родной дом и ушел в Киев, в 1721 г. окончил Киево-Могилянскую академию. В том же году в киевском Братском в честь Богоявления монастыре принял монашеский постриг, к-рый совершил иером. Иосиф (Волынский). И. был оставлен преподавателем при академии, затем переведен в Харьковский коллегиум в качестве проповедника, а также учителя риторики и философии. В 1726 г. рукоположен во иерея и назначен префектом коллегиума. При нем по повелению имп. Анны Иоанновны б-ка коллегиума пополнилась книгами покойного Рязанского митр. Стефана (Яворского) . Слово архим. Илариона (Григоровича), сказанное им в день рождения вел. кн. Петра Феодоровича. М., 1744 (РГБ) Слово архим. Илариона (Григоровича), сказанное им в день рождения вел. кн. Петра Феодоровича. М., 1744 (РГБ) 29 июня 1733 г. И. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Святогорского мон-ря (см. Святогорская в честь Успения Пресв. Богородицы лавра ). Отличался требовательностью к себе и братии, нек-рые насельники во главе с иеродиак. Иоасафом писали на него доносы в Белгородскую духовную консисторию, обвиняя в излишней строгости, неправильном ведении монастырского хозяйства. Но иеродиак. Иоасаф, вызванный следственной комиссией на допрос, бежал из консистории, а доверенные лица братии иером. Софоний, иеродиак. Арсений и мон. Ефестион объявили, что «не знают вины» за И. Он входил в состав организованной архиеп. Досифеем (Богдановичем-Любимским) комиссии по расследованию обстоятельств возможного хищения денег из Белгородской епархиальной кассы ( Лебедев А. С. Белгородские архиереи и среда их архипастырской деятельности. Х., 1902. С. 37-38). В 1738 г. назначен настоятелем белгородского Николаевского монастыря на р. Северский Донец, 3 дек. 1739 г.- Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . С 16 февр. 1741 г. И. занимал должность в Канцелярии синодального правления.

http://pravenc.ru/text/389119.html

В писцовых книгах 1584-86 годов Спасо-Преображенский монастырь был описан так: " Троице-Сергиева монастыря монастырь Преображенье Спасово на рчк. на Всходне; а на монастыре церковь Преображенье Спасово камена, да церковь камена ж святого мученика Ондрея Стратилата, ставят ново, не доделана; а в церкве Преображенье Спасово, образы, и свечи, и книги, и колокола и всякое церковная строенье старого вотчинника Андакана Тушина с братьею... " . Таким образом, в середине XVI века в монастыре находились два каменных храма, один из которых Преображенский был трапезным, а другой - Андрея Стратилата только строился. А сам монастырь был приписан к Троице-Сергиевому монастырю (с 1744 года - Лавра). Можно с большой уверенностью предположить, что посвящение храма в честь святого мч. Андрея Стратилата связано с небесным покровителем Андрея Тушина, которому до 1562-1563 годов принадлежало село Тушино. В Смутное время 1 июня 1608 года войско самозванца Лжедмитрия II подошло к Москве и остановилось в соседнем со Спасом селе Тушине. Вблизи монастыря, на Тушинском поле (до недавнего времени - лётное поле Тушинского аэродрома, ныне застроенное жилыми домами), расположился лагерь Польско-Литовских интервентов. Ежедневно из Тушинского лагеря в разные стороны отправлялись отряды для грабежа местного населения, опустошавшие ближние и дальние сёла и деревни. Так, Спасо-Преображенский монастырь и окрестные селения были подвергнуты полному опустошению. С приходом Романовых на Царский Престол, разграбленная монастырская вотчина ещё долго не могла справиться после разгрома, о чём имеется описание имений бывшего монастыря в 1614 году: " Что было сельцо Тушино на речке Всходне, да к нему же припущена была в пашню пустошь Городище ... по новому дозору всё стало впусте... " . Монастырь так и не возродился. В документах того времени село Спас числится как " село, что был монастырь Всходня " . Из монастырских построек оставались на территории только каменная церковь во имя Андрея Стратилата и разорённая Преображения Господня, о чём свидетельствует описание 1623-1624 годов. Преображенскую церковь окончательно снесли к середине XVII века. Храм Андрея Стратилата был обращён в приходской с переосвящением в честь Преображения Господня, по названию бывшего здесь монастыря. При ней была устроена деревянная трапезная, которую в 1804-1808 годах разобрали, а на её месте построили новую, более вместительную каменную. С западной стороны к трапезной пристроили также каменную многоярусную колокольню. В 1849 году трапезную несколько перестроили, устроив алтарь и разместив в ней придел во имя преподобного Сергия Радонежского.

http://sobory.ru/article/?object=60903

Заметим, что новопоставленному архиепископу в это время было только 33 года. Так как в качестве члена Св. Синода Арсению большею частию приходилось жить в Петербурге, то по его словесному докладу в Зимнем дворце Елизавета Петровна 17 февраля 1746 года изустным указом Св. Синоду велела епископу Серапиону быть епископом Можайским и Волоколамским и коадъютором Переславской епархии. Одновременно с быстрыми служебными повышениями Арсения Могилянского увеличивались и его материальные средства. Разумеется, это явление обычное. Но к этому обычному присоединялось много и необычного, что исключительно зависело от расположения к Арсению государыни. Очень богатый Переславский Горицкий монастырь со всеми его доходами, денежными и хлебными, отданный для содержания Арсению Могилянскому, как архиепископу, освобожден был от всякого рода казенных повинностей (исключен из ведомства Коллегии Экономии). Троице-Сергиева лавра была в данное время своего рода митрополией, к которой приписано было до 15 монастырей и во владении которой были многие села, деревни, приселки и разного рода угодья. Одних сел за лаврой числилось до 80, крестьянских душ около 100,000. 8 июня 1744 года именным императорским указом, данным Правительствующему Сенату, Елизавета Петровна повелела, не в пример прочим монастырям, Троицкой-Сергиевой лавре на все приписные монастыри и вотчины..... для неподвижного впредь сей лавре владения, сочинить жалованную грамоту в подтверждение прежних. (О важном значении для лавры этой грамоты см. у о. Шпачинского стр. 69 и след.). В том же году, в бытность государыни в лавре, но ходатайству Арсения, повелено было: 1) дозволить вывоз в лавру из Малой России трех тысяч ведер вина беспошлинно, или, вместо того, покупать в Великороссии по подрядной цене без прибыльных в казну; 2) убавочные у монахов и приказчичьи половинные деньги (которых собиралось в Коллегии Экономии до 1460 рублей, на наши деньги около 11 1 / 2 тысяч) из лавры не брать, а давать их на аптеку и семинарию, а также не посылать отставных офицеров для пропитания к лавре; 3) оставить в пользу монастыря мельницы Вору и Ратову, не взимать недоимок и вовсе исключить мельницы из оклада и т. д. (стр. 72–73).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

В XIV-XV вв. Переяславль, возможно, стал одним из центров книгописания Сев.-Вост. Руси (см.: Вздорнов Г. И. Искусство книги в Др. Руси: Рукописная книга Сев.-Вост. Руси XII - нач. XV вв. М., 1980. С. 155; Лифшиц А. Л. К вопросу о центрах книгописания Древней Руси: Рукопись нач. XV в. из Переславля-Залесского//Архив РИ. М., 1995. Вып. 6. С. 181-195; и др.). М. В. Печников Титулярный Переславский епископ (1721-1727) 5 марта 1721 г. во епископа Переславского (Переяславского) в Троицком соборе Александро-Невского мон-ря (ныне Александро-Невская лавра ) был хиротонисан архим. свт. Иннокентий (Кульчицкий) , назначенный начальником духовной миссии в Китае. Титул по названию русского, а не китайского города был выбран Синодом во избежание обострения отношений с действовавшими в Китае иезуитами . Еп. свт. Иннокентий носил титул «Переславский» до 1727 г., когда был определен на Иркутскую кафедру. Переславская (Переяславская, Переславльская) и Дмитровская епархия (1744-1788) Кафедральный собор в честь Владимирской иконы Божией Матери в Переславле-Залесском. 1740 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев Кафедральный собор в честь Владимирской иконы Божией Матери в Переславле-Залесском. 1740 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев 18 июня 1744 г. Синод постановил подать доклад имп. Елизавете Петровне о выделении из образованной в 1742 г. Московской епархии (в к-рой к лету 1744 насчитывалось более 5 тыс. церквей и более 200 мон-рей) ряда других епархий, в т. ч. и Переславль-Залесской. Выбор кафедральных городов учреждаемых епархий объяснялся, в частности, тем, что в «тоя Московской епархии некоторых городех наперед сего Епископы были». Архиерею, пребывание к-рого намечалось в «знатном» г. Переславле-Залесском, полагалось «писаться Переславским и Дмитровским». При учреждении епархии в нее помимо Переславля-Залесского с уездом (где действовали 253 церкви) предлагалось включить «Александрову слободу, Дмитров, Можайск со Гжатью, Верею, Волок Ламской, Рузу». В этих городах с уездами было 605 церквей, 15 мужских и 10 женских монастырей. Переславль-Залесский архиерей должен был пребывать в переславском Горицком мон-ре, к-рый предполагалось именовать кафедральным; на содержание архиерея и при нем «имеющих быть духовных, светских разных чинов и приказных служителей» должны были выделяться средства из доходов Горицкого мон-ря (обители принадлежало 1114 крестьянских дворов и ок. 5 тыс. душ вотчинных крестьян).

http://pravenc.ru/text/2580008.html

Свято-Троицкая Сергеева Лавра, в 60 верстах от Москвы, в Дмитровском уезде, недалеко от бывшего древнего города Радонежа (в настоящее время село Городок, в 14 верстах от Лавры, по направлению к Москве), в Сергиевском посаде, около железнодорожной станции Сергиево. Основана преподобным Сергием Радонежским (см. 25 сентября). По мере возрастания славы преподобного Сергия, как подвижника, возрастала и слава его обители. Получив известность, монастырь «иже в Маковце» (первоначальное наименование его от положения на горе, округленной с трех сторон), стал устраиваться и расширяться. После кончины преподобного Сергия мирно возраставшая обитель была в 1408 году сожжена татарским ханом Едигеем, но, менее нежели через 3 года, была возобновлена и восстановлена. В XV веке, особенно после открытия мощей преподобного Сергия (см. 5 июля), обитель уже владеет селами, угодьями и вотчинами, жалованными от великих и удельных князей, и начинает весьма благоустраиваться и процветать. Она становится «богомольем» русских государей, куда они часто отправлялись пешком, чтобы поклонится святым мощам преподобного, и щедро благотворили обители. В 1561 году Троицкий монастырь, возведенный на степень архимандрии, был поставлен выше всех прочих монастырей Московской митрополии. В начале XVII века сокровища монастыря, собранные веками, и усилия иноков вместе с патриархом поддержать в Москве верность народа избранному царю Шуйскому привлекают к себе польские шайки Лжедмитрия II под начальством Сапеги и Лисовского. В 1608 году, 23 сентября, войска польские и литовские, с русскими приверженцами самозванца, разбив высланное против них войско Московское между Рахмановым и Воздвиженским, обложили монастырь численностью до 30000 человек, при 63 орудиях. Число же защитников было невелико: в нем было 300 человек братии и отряд войска в 500 человек, присланный царем Василием Шуйским, под начальством князя Григория Борисовича Долгорукого-Рощи и Алексея Ивановича Голохвастова; кроме того, были еще в монастыре слуги и жители окрестных селений, успевшие укрыться в нем. Всех защитников монастыря было 3000 человек. Обыкновенные человеческие средства защиты не обеспечивали обители: она не могла положиться ни на число воинов, ни на крепость стен, которые в некоторых местах были «утлы» (то есть худы от ветхости), ни на довольство запасов. Только благодаря молитвам и заступничеству пр. Сергия, обитель стойко выдержала 16-ти месячную осаду (с 23 сентября 1608 года — 12 января 1610 года), мужественно отражая все приступы неприятеля и нанося ему урон частыми вылазками. Сильно пострадав от осады, монастырь был окончательно восстановлен в конце XVII века. В 1688 году он был сделан патриаршиею ставропигией; в 1702 году поставлен вторым по Киево-Печерском; в 1744 году, 8 июня, было утверждено за ним наименование Лаврою.

http://sobory.ru/article/?object=00497

Царь Михаил Феодорович в 1616 г. указав быть Сергиеву монастырю подведомственным во всех делах Приказу Большого дворца, даровал ему многие преимущества, кои утвердили и умножили сыновья его Алексей и Феодор. В лествице Настоятелей, по Уложению 1649 г. Троицкий Сергиевский монастырь, назначен первым. В 1672 и 76 г. Царь Алексей Михайлович, уничтожив тарханы, повелел брать таможенные пошлины со всяких промыслов сего монастыря. С Петра I помещены в нем на пропитание инвалиды, так и в другие обители. В 1713 г. по Ландратским книгам показано в Троицком монастыре всех монахов 487: служебных старцев, священников, диаконов, головщиков, конархистов, псаломщиков, гробовых, пономарей, будильников, просвирняков, звонарей, рядовой братии, искусников, вытчиков, мукосеев и пр. Между старцами упоминаются: соборный, посельский, житничный, подкеларник, чашник, конюшичей, хлебенной, ружейный, крепостной, поваренный, трапезный, казенный, уставщик, ризничей. Власти составляли собор; вотчинами управляли приказчики и служки монастырские. Избытками своими обитель Сергиева делилась с бедными и помогала в нуждах Государству. В 1744, Июня 8, Троицкий монастырь наименован Лаврою. В 1746 году случившийся в посаде пожар нанес Лавре великий урон, все деревянное в ней сгорело, даже самим храма угрожала опасность, так что св. мощи Сергия были выносимы вне ограды. Но она вскоре возобновлена. Обители благочестия также суждено быть рассадником просвещения. В 1742 г. Императрица Елисавета основала в ней Семинарию для образования пастырей и учителей Церкви; Александр I учредил Московскую Духовную Академию, преобразованную в 1814 г. из бывшей в Москве Славяно-греко-латинской Академии. В начале царствования Екатерины второй с учреждением новых Штатов Троице-Сергиев монастырь лишился более ста тысяч крестьян, называвшихся Чудотворцевыми; в замену сего дарованы ему были особые и преимущественные оклады. С Платона Митрополиты Московские стали именоваться Архимандритами Троицкой Лавры. В 46 лет его управления она более возобновлена была, украшена и обогащена разными памятниками, чем тогда, как владела сотнею тысяч крестьян; редкий памятник в ней не запечатлен именем Платон, как увидим при частном обозрении оных. Попечения его не ограничивались одной внешностью, но простирались на устроение Семинарии Троицкой, где он на свое иждивение воспитывал беднейших и даровитых учеников, из которых вышли достойные пастыри и учители Церкви. Управление Лаврою Митрополита Филарета ознаменовано как поддержанием и украшением оной, так особенно учреждением в ней человеколюбивых заведений, кои подают с христианским радушием руку помощи страждущему человечеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Пища семинаристов, как видно из расходных книг, была не скудная: в праздничные дни им выдавались пироги братские, семга, зернистая икра; во дни мясоястные покупалось для них мясо, а в постные лавра снабжала их рыбою. В первые годы на 90 человек в некоторые месяцы выходило говядины 29 пуд. 10 фунт., баранины 23 пуд. 25 фунт., коренной белуги 14 пуд. 31 фунт, башек коренных 9 пуд. 34 фун., осетрины малосольной 1 пуд. 8 фун. В 1758 году ученикам первых четырех школ выдавалось мяса в день по фунту, а прочих школ по ½ф. В ведомости замечено, что по просьбам семинаристов выдаваемо им было пиво и мед; в 1757 году выдано им 214 ведр пива и 6 ведр меду. При таком содержании семинаристов общий расход на них был довольно значителен: так в 1744 году издержки на них по пище простирались до 1429 рублей, а все содержание семинарии с издержками на учителей и на 80 – 90 учеников стоило в том году 4957 рублей 16 коп., – сумма в то время очень не малая. Для вспоможения лавре в содержании семинарии Императрица Елисавета Петровна указом от 8 июня 1744 года повелела: «платившиеся из Троицкой лавры в прежде бывшую коллегио экономии вычетные у монахов и служителей жалованные и прикащиковые половинные деньги по 1459 р. 49 к. в год, в тое коллегию не брать, а оставить оной лавре на содержание аптеки и семинарии 18 . 3) Набрать учеников в новооткрытую семинарию, несмотря на строгие распоряжения властей лавры, стоило не малого труда. Прежде всего, принялись за детей служителей лавры, и архимандрит Кирилл приказал собрать их и отдать всех без изъятия в семинарию. В тоже время он указом требовал, чтоб священно-и-церковнослужители и приказные и слуги всех монастырских отчин прислали в лаврскую канцелярию подробные известия, сколько у кого детей и каких лет. и не обучается ли кто из них в местной епархиальной семинарии: если не обучается, то препровождать в Троицкую семинарии. Справки были присланы отовсюду; но детей своих духовенство и даже слуги монастырские, особенно из отдаленных отчин, в лавру не отпускали.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Но потом стали называть у Греков лаврами, как и в настоящее время называют, всякие большие и многолюдные монастыри. У нас в России название лавра с древнего времени употреблялось в смысле монастыря большого, знатного, богатого и значило то же, что именитый, преименитый (словущий, пресловущий) монастырь (а по злоупотреблению – о монастырях особножитных, которые, имея сходство с лаврами по внешнему устройству, не имели ничего общего с ними по существу). В старое время были величаемы у нас лаврами и сами себя так величали очень многие монастыри, а в виде комплимента, или любезности, можно было употребить это название и о всяком мало-мальски порядочном монастыре. В сейчас указанном смысле Троицкий монастырь называем и величаем был лаврой с самого древнего времени, именно так называет и величает его уже жизнеописатель преподобного Сергия монах Епифаний, составивший его житие в непродолжительном времени после его кончины. Но в позднейшее время названию лавра было усвоено официальное значение и оно предоставлено было как особое отличие только некоторым весьма немногим монастырям (в настоящее время таких монастырей всего четыре: Киево-Печерская лавра, Троицкая Сергиева лавра, Александро-Невская лавра и Почаевская лавра). Когда было усвоено названию лавра официальное значение, сказать не можем, но думаем, что с конца XVII века, с царской и патриаршей грамоты Киево-Печерскому монастырю от апреля и мая 1688 года, которыми монастырь делается патриаршею ставропигиею и в которых он официально называется лаврой. Троицкому Сергиеву монастырю офицальным образом усвоено название лавра указом Елизаветы Петровны от 8 июня 1744 года 142 . Богатство монастырей в старое время составляли вотчины, населенные крестьянами, собственное хлебопашество с содержанием коровьих стад и конских табунов, рыбные ловли и соляные варницы. Сам преподобный Сергий, как с вероятностию надлежит думать, еще не имел населенных крестьянами вотчин, а имел только вокруг монастыря свои пахотные поля, или свое под монастырем хлебопашество (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

У нас в России название лавра с древнего времени употреблялось в смысле монастыря большого, знатного, богатого и значило то же, что именитый, преименитый (словущий, пресловущий) монастырь (а по злоупотреблению – о монастырях особножитных, которые, имея сходство с лаврами по внешнему устройству, не имели ничего общего с ними по существу). В старое время были величаемы у нас лаврами и сами себя так величали очень многие монастыри, а в виде комплимента, или любезности, можно было употребить это название и о всяком мало-мальски порядочном монастыре. В сейчас указанном смысле Троицкий монастырь называем и величаем был лаврой с самого древнего времени, именно так называет и величает его уже жизнеописатель преподобного Сергия монах Епифаний, составивший его житие в непродолжительном времени после его кончины. Но в позднейшее время названию лавра было усвоено официальное значение и оно предоставлено было как особое отличие только некоторым весьма немногим монастырям (в настоящее время таких монастырей всего четыре: Киево-Печерская лавра, Троицкая Сергиева лавра, Александро-Невская лавра и Почаевская лавра). Когда было усвоено названию лавра официальное значение, сказать не можем, но думаем, что с конца XVII века, с царской и патриаршей грамоты Киево-Печерскому монастырю от апреля и мая 1688 года, которыми монастырь делается патриаршею ставропигиею и в которых он официально называется лаврой. Троицкому Сергиеву монастырю офицальным образом усвоено название лавра указом Елизаветы Петровны от 8 июня 1744 Богатство монастырей в старое время составляли вотчины, насе-ленные крестьянами, собственное хлебопашество с содержанием коровьих стад и конских табунов, рыбные ловли и соляные варницы. Сам преподобный Сергий, как с вероятностию надлежит думать, еще не имел населенных крестьянами вотчин, а имел только вокруг монастыря свои пахотные поля, или свое под монастырем хлебопашество (см. выше, в жизнеописании, с. 43–44). Но со времени его преемника, преподобного Никона, монастырь усердно начал приобретать вотчины посредством покупки и начал усердно быть обогащаем ими посредством вкладов.

http://sedmitza.ru/lib/text/438567/

14-го июня 1744-го года заведывавший работами поручик Королев писал в Канцелярию от строений, что, по заявлению архитектора Трезина, под строение флигелей и малой церкви «между свай и брусьев разбучено» и «фундаменту и закладке надлежит быть вскоре». Об этом Королев докладывал преосвященному Никодиму, но владыка заявил, что «церкви без именного Ее Императорского Величества указу закладывать не можно, для того что как оную церковь именовать при закладке, о том не известно». Королев добавлял: «а флигели уповаю, что на сей неделе заложены будут конечно». Решено было, в фундаменте церкви «то место, где при самой закладке именованно той церкви быть должно, оставить до того времени, как указ воспоследует», и работы по сооружению фундамента производить «с поспешением», «не упуская летнего удобного времени» 3260 . В 1744-м году поднято было в двух флигелях фундамента у лицевых стен по своды, «а простенки по тесаную плиту». В малой церкви фундамент выведен был с трех сторон на поверхность земли. Работы эти были произведены «для того, чтоб до подлинной закладки земля не оплывала». Оплывание земли в ранее сделанных рвах вызвало в 1744-м году затрату на очистку рвов около 250 рабочих силодней. На этом работы остановились и затем не очень спешно только готовился строительный материал: тесаный камень, рамы, двери 3261 . В 1745-м и 1746-м годах рабочие были заняты покрытием на осень и зиму начатых работ и складыванием разваливавшегося кирпича 3262 . Впрочем, по сообщению историка Петербурга Богданова, 9-го августа 1745-го года «заложена» была верхняя церковь во имя святого Иоанна Златоуста . «Плита, на которой подписана надпись, изъявляющая время основания сих церквей», вырезана была на свинцовой доске, которую резали при Академия Наук 3263 . В истории Лавры архимандрита Амвросия указан тот же срок закладки верхней церкви, но она названа, как и у Богданова в другом месте, посвященной в честь святого благоверного князя Феодора Ярославича Новгородского, брата святого Александра Невского 3264 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010