Пектубаево. Церковь Рождества Христова. Рождественская церковь, Христорождественская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Каменный храм в честь Рождества Христова в Пектубаеве был построен в 1820 г. При нем действовала церковно-приходская школа. В церкви хранился ряд старинных книг: служебник 1701 г. с надписью “сия книга служебник Ея Императорского Величества из конторы новокрещенских дел в Царевококшайский уезд новостроящегося села Пектубаева священнику Иоанну Петрову. Генваря 14 дня 1744 г.”; Шестоднев 1744 года; Устав церковный 1745 г. Сохранился лишь первый этаж храма. Утрачены все верхние объемы. Храм был разрушен в советский период. mari-eparhia.ru Первая церковь в селе Пектубаево Яранского уезда Вятской губернии, деревянная и однопрестольная, была построена в 1734 году и освящена в честь Рождества Христова. Каменный храм выстроен в селе в 1820 году на средства прихожан по благословению епископа Вятского Авмросия (Вышезерова). К 70-м годам XIX века в церкви были освящены престолы в честь Рождества Христова (20 октября 1862 года), пророка Божия Илии (действовал с 1820-х годов), Покрова Пресвятой Богородицы (9 октября 1863 года). В 1915 году к храму были приписаны часовни в честь Рождества Пресвятой Богородицы (починок Дубовский), Сошествия Святого Духа на апостолов (починок Лемешево), святителя Николая Чудотворца (починок Новые Благородны), святых мучеников Флора и Лавра и великомученика Георгия Победоносца (починок Кугланур) и святых равноапостольных Константина и Елены (деревня Тимкино). Штат церкви состоял из 3 священников, диакона и 3 псаломщиков. На территории прихода располагались церковно-приходская школа в селе Пектубаево, школа Министерства просвещения в починке Кугланур, а также 7 земских школ в окрестных деревнях. В советское время духовенство и верующие храма не уклонялись в обновленчество, в 1930-е годы входили в состав Марийского викариатства Нижегородской епархии. Ревностно оберегал свою паству от заблуждений протоиерей Николай Титович Игнатьев, прослуживший в Пектубаево более 40 лет. Батюшка был арестован 26 апреля 1938 года, ложно обвинялся в участии в контрреволюционной организации, антиколхозной агитации, распространении слухов о скорой гибели советской власти. 25 сентября 1938 года на заседании тройки НКВД по МАССР протоиерей Николай был приговорен к расстрелу, приговор привели в исполнение 27 сентября в 20 часов вечера.

http://sobory.ru/article/?object=26308

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕОФИТ КАВСОКАЛИВИТ Неофит Кавсокаливит. Роспись б-ки каливы (келии) св. Акакия в Кавсокаливийском скиту. XXI в. Неофит Кавсокаливит. Роспись б-ки каливы (келии) св. Акакия в Кавсокаливийском скиту. XXI в. [Греч. Νεφυτος Καυσοκαλυβτης] (ок. 1713, Патры - 1784, Бухарест), иеродиак., филолог, церковный писатель, просветитель. Один из родоначальников афонского движения колливадов , возникшего в связи с дискуссией о приношении в храмы колива по воскресным дням в память об усопших. Н. К. одним из первых вступил в спор о перенесении заупокойного богослужения с субботы на воскресенье, однако в 1759 г. он удалился со Св. Горы и его дальнейшая деятельность проходила независимо от движения колливадов. Он до конца жизни находился в весьма непростых отношениях с такими авторитетнейшими представителями движения, как прп. Афанасий Паросский и прп. Никодим Святогорец . Н. К. род. в г. Патры (п-ов Пелопоннес, совр. Греция) в семье крещеных евреев (в лит-ре можно встретить т. зр., согласно к-рой Н. К. исповедовал иудаизм и крестился в сознательном возрасте, что не соответствует действительности). Тему его происхождения не раз обсуждали позднее его недоброжелатели. Сам он не отказывался от него и во всех написанных им самим документах и книгах к своему имени присоединял дополнение «Пелопоннесец из иудеев». Н. К. получил блестящее образование: окончил Патриаршую школу в К-поле, богословскую школу на о-ве Патмос (с 1737 по 1744), учился также в Янине у Евгения (Булгариса) (с 1744). Изучал философию, богословие и филологию, проявлял особый научный интерес к грамматике ( Πρντζιπας. 1985. Σ. 130-131). После завершения образования принял монашеский постриг и удалился на Св. Гору Афон, где жил в Кавсокаливийском скиту во имя Пресв. Троицы (см. в ст. Великая Лавра ). В 1749-1753 гг. был 1-м ректором (схолархом) Афонской академии (Афониады) при мон-ре Ватопед , учрежденной при патриархе К-польском Кирилле V (1748-1751; 1752-1757). Его преемником на посту ректора стал его учитель Евгений (Булгарис). Вскоре после ухода с поста ректора Н. К. на короткое время затворился в келье и занялся учеными трудами ( Μπαρτζελιτης. 2008. C. 262).

http://pravenc.ru/text/2565028.html

Свято-Троицкая Сергиева лавра была основана в 1337 г. как уединенная пустынь прп. Сергием Радонежским, великим русским подвижником, и его братом Стефаном. В 1355 г. в монастыре был введен общежительный устав. Новый порядок, а также увеличение числа иноков вызвали перестройку обители; возник деревянный городок из трех зон: общественной, жилой и оборонительной – эту планировку монастырь сохранил и по сей день. В 1408 г. монастырь был сожжен татаро-монголами и затем восстановлен преемником прп. Сергия прп. Никоном Радонежским. В 1422 г. состоялась канонизация прп. Сергия Радонежского, тогда же над его гробом был заложен белокаменный Троицкий собор. В 1608–1610 гг. монастырь выдержал 16-месячную осаду 30-тысячного отряда польско-литовских войск. В 1688 г. монастырь стал патриаршей ставропигией. При Императоре Петре I в нем были построены Царские чертоги, а в 1742 г. открылась Троицкая семинария на первом этаже чертогов. В 1744 г. монастырь удостоился статуса Лавры. В 1812 г. Лавра чудом избежала разорения от французского отряда, который заблудился в тумане и был вынужден вернуться а Москву. В 1814 г. в Лавру была перемешена из Москвы Славяно-греко-латинская академия, обосновавшаяся в Царских чертогах и переименованная в Московскую Духовную академию. В храмах Лавры, ее ризнице и церковно-археологическом кабинете Академии хранилось множество святынь и ценных реликвий. В начале XX в. братия Лавры составляла более 400 человек. При Лавре имелись больница, столовая для бедных, школы, мастерские, дом призрения, приюты для детей, типография, литография, фотография, две гостиницы. В 1919 г. советские власти устроили чудовищное вскрытие мощей прп. Сергия Радонежского, а затем Лавру закрыли. Часть братии перешла в Гефсиманский и Черниговский скиты, часть поселилась на частных квартирах в Сергиевом Посаде. С 1920 г. на территории Лавры располагается музей. Большинство строений Лавры занимали научные, учебные, административно-культурные учреждения; остальная часть была отдана под жилье. В 1946 г. Лавра снова стала действующим монастырем и восстановила свое значение духовного центра России. В 1971, 1988 и 1990 гг. в ней проходили Поместные Соборы Русской Православной Церкви. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры, включающий двенадцать храмов, складывался с XV по XIX вв. и в 1993 г. был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

протодиак. Сергий Голубцов Сокращения архим. архимандрит протоиерей Богословский Весник Правосл. Св.-Тихон. Богосл. Ин-т. Богословские Труды рукопись Гос. Архив Росс. Федерации священник дело (единица хранения) схии-д. схииеродиакон Епископ схимонах Журнал Моск. Патриархии инициала автора игумен Троице-Сергиева Лавра иеромонах Центр. Гос. Архив. Древних Актов. машинопись Центр. Гос. Архив Моск. Области Центр. Гос. Истор. Архив (Москва) Отдел Рукописей Гос. Б-ки им. Ленина ЧОЛДПр Чтения Об-ва Любителей Дух. Просвещения (ныне Росс. Гос. Библиотека – (РГБ)) Предисловие Становление Великого княжества Московского, начавшееся в условиях татарского ига в самом начале XIV-ro века при князе Данииле и святом митрополите Петре, было ускорено при Московском митрополите Алексии († 1378) и благоверном великом князе Дмитрии Донском, нанесшем сокрушительный удар полчищам татар на Дону в 1380 году. Духовным вдохновителем этой борьбы был игумен небольшой монашеской обители, удаленной почти на 70 верст на северо-восток от Москвы, Преподобный Сергий Радонежский (1314/1315–1392). С той поры значение этой обители в духовной и гражданской истории Русского народа росло и ширилось. Монастырь стал постепенно духовным центром, главной обителью, Лаврой1744 года) – для центральной Руси, в то время как для южной Руси значение духовного центра сохраняла Киево-Печерская Лавра. В начале XVII века Троице-Сергиев монастырь стал неприступной твердыней для польских интервентов, героически выдержавшей 16-месячную их осаду, а в 1682 и 1689 гг. послужил убежищем Петру 1-му, спасавшемуся от восставших стрельцов. К молитвенному предстательству Преподобного Сергия, как Печальника и Заступника Русской земли прибегают все русские люди на протяжении вот уже более шести столетий. Народные вклады и пожертвования бояр, князей и царей позволили создать уникальный комплекс монастырских храмов и зданий, собрать богатейшую ризницу, заключающую в себе разнообразную утварь, облачения, иконы и оклады к ним с драгоценными камнями. Художественным достопримечательностям Лавры посвящено немало изданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Киев. Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1106 и 1108. Адрес: Киев, ул. Лаврская, д. 9, корп. 1 Координаты: 50.434729, 30.555149 Проезд:на метро до остановки " Арсенальная " , далее автобусом 24, 25, 38ТР, 55, троллейбус 38 и маршрутном такси до остановки " Киево-Печерская Лавра " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Троицкая надвратная церковь Киево-Печерской лавры, 1106-1108 гг. Возведена над главным входом в монастырь — Святыми воротами. Расположена в уступе оборонительных монастырских стен, что позволяло оборонять ворота от неприятеля фланкирующим огнем. Образцом для ее сооружения, вероятно, послужила Благовещенская церковь над Золотыми воротами в Киеве (XI в.). После разрушения Успенского собора в 1240 г. приобретает значение главного храма монастыря. При ней был организован Троицкий больничный монастырь. В 1462 г. здесь создается наиболее полная редакция «Киево-Печерского патерика». В 1631 г. П. Могила открыл при Троицком монастыре школу, которую в 1632 г. объединили с Киевской братской школой, названной в 1633 г. Киево-Могилянской коллегией (с 1701 г.— Киевская академия). За время своего существования церковь претерпела ряд изменений. На гравюре 1677 г. изображена с тремя фигурными фронтонами, венчающими западный фасад, и трехъярусной колокольней с северной стороны. На гравюре И. Мигуры 1706 г. изображена трехглавой с более пышным декором. В 1731 г. церковь перестраивают. На древних стенах надстраивают фигурные фронтоны, барабан купола, с северной стороны - пристраивают притвор, а восточный и западный фасады мастер В. Стефанович украшает пышным лепным орнаментом, пол покрывают фигурными чугунными плитами, изготовленными на уральском заводе Демидова в 1732 г. Церковь двухъярусная. В первом ярусе проезд Святых ворот, по сторонам которого небольшие помещения для привратников. Проезд перекрыт коробовыми сводами. В церковь, расположенную во втором ярусе, через притвор ведет каменная лестница. Церковь сохранила свою первоначальную структуру: четырехстолпная крестовокупольная трехнефная, увенчанная куполом на высоком барабане. Особенностью церкви являются устроенные в толще восточной стены апсидные ниши. Кладка стен смешанная из плинфы и камня. Фасады, за исключением южного, украшены в стиле украинского барокко. Интерьер церкви в технике темперы расписан в 1734 г., а живопись в пристроенном приделе была закончена в 1744 г.  Главными исполнителями были руководители Лаврской иконописной мастерской художники Ф. Павловский, И. Максимович, А. Галик. Вместе с ними работали художники М. Якубович, И. Кодельский. Главным исполнителем росписей притвора был А. Галик.

http://sobory.ru/article/?object=05645

В нач. XX в. в Карулиях жили 30 рус. монахов в 11 келлиях, в 1934 г.- 24 монаха в 19 келлиях, в 1940-1941 гг.- 28 монахов в 18 келлиях. Из рус. старцев известны схим. Феодосий, в прошлом преподаватель КазДА († 2 окт. 1937), иером. Никон († 1961), бывш. офицер царской армии, схим. Никодим, телохранитель имп. Николая II, пришедший на Афон из России пешком и подвизавшийся здесь до своей кончины († 13 февр. 1984). Совр. карульский мон. Харитон Лавриот, известный афонский фотограф, по состоянию здоровья живущий в В. Л., ухаживал за старцем Никодимом и сохранил мн. карульские святыни и нек-рые рукописи. В 90-х гг. Карулии стали местом временного проживания ряда рус. монахов, постриженных в России, ныне они подвизаются в др. местах Св. Горы. В наст. время здесь живут 4 монаха в отдельных келлиях. Керасья (греч. Κερασι), древнейшее келлиотское поселение на Афоне, упоминаемое в Житии прп. Афанасия (Vita A// Noret. P. 97). Располагается на высоте 600-700 м над уровнем моря в горной долине шириной 2 км, куда ведет горная тропа, связывающая Кавсокаливийский скит с Большим скитом св. Анны. В античный период здесь было идольское капище, о чем свидетельствуют археологические находки ( Δωρθεος, μον. Τ. 1. Σ. 240). По описанию Григоровича-Барского (1744), в Керасье, в 5-6 богатых келлиях «мерное иноческое уединенное житие, а не скитское» ( Григорович-Барский. Второе посещение. С. 52). Самая древняя из сохранившихся келлий в честь прп. Антония была построена в XIV в. В более поздней келлии вмч. Димитрия Солунского подвизался в XIX в. известный подвижник Хаджи-Георгий со своим братством, состоявшим из 50 монахов. В середине поселения возвышается большая рус. келлия с храмом, посвященным вмч. Георгию (освящен 23 апр. 1901). С сер. XX в. в ней живут греч. монахи. Общее число келлий в Керасье - 11, монахов - 20. Св. Василий (греч. λδβλθυοτεΑγιος Βασλειος), келлиотское поселение, лишенное водных источников, с очень скудной растительностью. Скит с кириаконом в честь свт. Василия Великого, располагавшийся здесь в древности, со временем пришел в упадок. В 1744 г. Григорович-Барский застал здесь 7 бедных келлий, недавно построенных, в к-рых жили греки-караманлийцы из Каппадокии (М. Азия). В связи с их происхождением скит назывался «Караманийским» (Там же. С. 51). Они занимались изучением и переписыванием святоотеческих творений. В 1762-1764 гг. для прп. Паисия (Величковского) († 1794) были переписаны неск. книг аскетического содержания, к-рые он долгое время безуспешно разыскивал в др. обителях.

http://pravenc.ru/text/150059.html

Архитектор Петр Трезин, занятый в то время строением Успенской и Исаакиевской церквей и триумфальных ворот, был определен «для показания в Троицком Александро-Невском Монастыре при зачатии фундамента и прочих работ» 3251 . Новоназначенный архитектор Петр Трезин – Pietro Anto. Trezzinij 3252 – застал монастырское строение далеко не в блестящем состоянии. По осмотре, он нашел, что «близ верхней церкви в большой трапезе потолки весьма ветхи» и угрожают, при большом скоплении народа, провалом, в церкви пол весьма ветх. В 1743-м году вдобавок купол стал давать течь 3253 . Ризничий писал в сентябре 1743-го года: «в верхней каменной святого благоверного великого князя Александра Невского церкви от дождевых погод сквозь кровлю бывает весьма великая течь, от которой не токмо имеющимся в той церкви всяким вещам, но и месту императорскому, которое состоит посреди церкви, может учиниться немалый вред» 3254 . Соборная церковь дала трещины. Остальные ранее сооруженные строения были в состоянии обветшания. Внимание архитектора было направлено, поэтому, как на довершение постройки по плану, так, и на ремонт обветшавших сооружений и, наконец, на возведение новых сооружений в соответствие обнаруживающейся потребности. По-видимому, допущенные в действительности отступления от первоначального плана вызвали необходимость составления нового плана. В 1744-м году архитектор Петр Трезин составил «Невского Монастыря всему прежнему, где святые мощи лежат, и прочему зданию, тако ж и вновь начинающемуся, что строить надлежит», «в малом виде» план 3255 . С 1743-го года приступили к сооружению второй половины главного монастырского корпуса – «трех флигелей за соборной церковью» и малой церкви. В 1743-м году для новостроящихся «флигелей» и «малой церкви» прокладывали рвы, били сваи и клали брусья. Флигеля рассчитаны были длиною на 40 сажень 5 футов 10 дюймов, шириною с галлереями на 8 сажень; церковь – длиною 11 сажень, шириною 6 3256 . Предположено было возвести строения под крышу 3257 ; но это не удалось. Смета исчислена была следующая: 500 кубическнх сажень плитного камня, 3 1 / 4 миллиона кирпича, 13.597 бочек извести, 181 сажень крупного песку, белого Старицкого камня 15.890 пудов, 11.000 железных листов. Часть материалов была заготовлена, недоставало по смете на сумму до 18.000 рублей 3258 . Но оказалось, что развернуть работы в таком масштабе после долгого застоя не было возможности, и явилась мысль ограничиться сооружением в 1744-м году лишь фундамента 3259 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Однако, несмотря на тяготы, в мон-ре происходили положительные изменения. В нач. XVIII в. на средства К-польского Патриарха Иеремии III († 1735) была построена новая больница, на содержание к-рой делались пожертвования митрополитами Неофитом Артским и Навпактским (1744), Констанцием Критским, Иосифом Тырновским и еп. Нилом Метронским (ранее 1772). В 1713 г. на средства прокафигум. В. Л. Иосифа был построен параклис Богородицы Кукузелиссы, расписанный албан. мастером Давидом Селинидзиотисом из Авлона (1715, притвор) и мои. Дамаскином из Янины (наос, 1719) (Σμυρνκης. Σ. 383). В 1725 г. проигум. Тимофей построил поварню близ братской трапезной. В 1769 г. отремонтировано юж. крыло мон-ря, а в 1772 г.– 400 братских келлий. В 1744 г. Патриарх К-польский Паисий II подтвердил старинные привилегии В. Л. (νκδοτον σιγλλιον. Σ. 33–35). Валашский господарь Николай Маврокор дат (1716,1719–1730) и его сын Константин выплачивали В. Л. 6 тыс. аспр ежегодно. Молдав. господарь Григоре Гика в 1747 г. назначил ежегодную сумму в 8800 аспр, к-рую продолжал выплачивать Константин Раковицэ (1749–1751, 1753–1757), а впосл. Александр Скарлат Гика увеличил ее на 3200 аспр. В 1773 г. во владение В. Л. был передан скит Берзунци-Бакэу в Молдавии, приносящий 4 тыс. пиастров ежегодного дохода (Σμυρνκης. Σ. 383:390). В сер. XVIII в. иером. Макарий Тригонис из В. Л. составил «Проскинитарий Лавры», а вскоре после этого лаврский мон. Евфимий из Трапезунда написал «Проскинитарий Лавры» в стихах и Ж итие прп. Афанасия Афонского . Проигум. В. Л. Кирилл Пелопоннесский († 1806), писатель и гимнограф, составил хронику в стихах, освещающую события церковной истории с 1453 по 1794 г. В 1759 г. в В. Л. архим. Космой из Эпидавра была устроена типография и напечатана первая греч. книга на территории Османской империи – Сокращенная Псалтирь (’Εκλογ το Ψαλτηρου) прп. Неофита Кавсокаливита. Впосл. из-за вмешательства турок типография прекратила свою деятельность, и след, книга, подготовленная к изданию – «Проскинитарий Лавры» иером. М акария Тригониса,– была напечатана в Венеции в 1772 г. Лаврские монахи печатали свои книги в греч. типографиях Венеции, Вены и Бухареста.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

«Восходя от Арсаны к лавре с ближней приморской стороны, встречаешь несколько безмолвищ при водах обильных и сладких. Особенно обилен родник воды, называемый Давидов». (Кидон.). «В удоле между красным лесом, при источнике Давидовом, с камени текущем, изобильно и зело здраву воду имущем, новоздася (в 1744 году) келья от единого безмолвника: готовяхуся же по времени и церковь создати. Вода же Давидова проименовася от некоего древле с начала тамо насельшагося Давида пустынножителя. В томжде удоле низу над морем есть жилище с вертоградом виноградным лозием, и нарочно насажден сад померанцевых древес ради теплоты места, ибо там снег в зиме не досязает ради примория, аще же по случаю жестоких зим и падает мало, но абие исчезает от дыхания теплоты морской». (Барский). Выше вод Давидовых находится прекраснейшее безмолвище с церковью свв. царей Константина и Елены (Кидон). Отсюда немного далее красуется безмолвище с церковью св. Пророка Илии. (Кидон.). «На месте равном и веселом создан есть храм с преддверием св. пророка Илии, идеже суть четыре кипариса, един же паче всех краснейший; келья же еще не бяше (1744 г.), и никто тамо не жительствоваше, понеже еще бяше не многолетнее» (Барс.). А в 1772 году при Макарии Кидониате тут уже было жильё. Немного выше Ильинского безмолвища стоит келья с церковью трёх святителей. (Кидон.). Недалеко от пути великаго, уже простирается до всех монастырей страны восточной, есть жилище такожде лепотное с келиею и с храмом св. трех святителей. (Барс.). Отсюда мало выше расположено безмолвище с церковью св. Предтечи, которую вместе с покоями построил сам Афанасий Афонский , прежде лавры для царя Никифора Фоки, желавшего тут омонашиться. Там есть обильный родник воды целительной. (Кидон.). Об этом безмолвище упомянул Барский весьма кратко. «Есть жилище святаго Предтечи лепо с кипарисами виноградами, с плодоносными древесами и с источником водным». Выше Предтеченского безмолвища наискось, πλαγως, находится лучшее всех безмолвище с церковью св. Иоанна Златоустог о. Его устроил и украсил своим иждивением блаженной памяти вселенский патриарх Кир Дионисий Андросец. (Кидон). На высоком и веселом месте, между садовыми древесами и источниками водными есть церковь св. Иоанна Златоустог о с лепозданными кельями, в них же безмолвствуют всегда знаменитые люди. Создал же вся та от оснований бывший святейший патриарх Цареградский Кир Дионисий от Андра острова своим иждивением и насади место оное вертоградами, плодоносными древесами; отонуду же низу на восток зело лепо зрится аки на длани вся лавра с окрестными обстоянии, и архипелаг, или белое море далече со многими островами. (Барс.).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Афон, как громадный великан, стоит неподвижно и не кланяется мне. Но и я, не кланяясь ему, потому что покланяюсь Создателю его. Я лучше его. Он не рисует меня, а я описываю его остов и ребра, глуби и текущие по ним воды. Вот ещё вода – река предо мной с мостом над ней. Её назвали мне Мегали – Вела, т.е. большая стрела, а мост нарекли Веллàс, и поведали, что его некогда строил архиерей Веласский; и потому его называют так, как называют. Это правда. В Проскинтарии Лавры св. Афанасия Афонского , напечатанном в 1772 году, сказано, что этот мост был построен некогда бывшим епископом Велласским Кир Парфением: (π το ποτ πισκπου Βελλς κυρ Παρθενου). Его видел наш Барский в 1744 году и описал так: «на полчаса ходьбы от Лавры есть место на брезе моря, нарицаемое Велас, идеже есть мост каменноздан крепко и лепо верьху единаго и высокаго круга, под ним же с высоты течет речка мала». Итак, сей мост старше 1744 года. Что касается до названия реки, Вела – Стрела, то оно собственно не ей принадлежит, а большому отрогу Афона, который (отрог), подобно стреле, ниспускается тут от хребта сей горы к морю. Ведь мы-то горные рёбра называем отрогами, а древние Греки называли их стрелами. Так, поэт Никандр в своей Европее свидетельствовал, что Афон, как исполин, мечет две длиннейшие стрелы к противоположному мысу Канастрийскому. Подобных стрел на виденном мной с моста Дифоне, у которого стоит Лавра, я насчитал пять. От большого стрельчатого отрога Афона и от омывающей его реки считают один час езды до Лавры. Не более часа оттуда до сюда ехал и я, сперва по краю узкого отрога до речки, называемой Микра-Вела – малая стрела, по том по мосту, перекинутому через эту воду, и наконец по отлогостям Дифона, на коих там-сям растут виноградники. А всего времени, проведённого в пути от Филофея до Лавры, прошло не более 300 минут, или пять часов. К Лавре подъезжают с северной стороны. Тут у малого, открытого портика, я спешился и с благоговением вошёл в эту древнюю обитель через тройные железные ворота, из которых первые устроены между двумя крепчайшими башнями, а третьи – под высокой и крепкой башней, имеющей церковь успения пресвятой Богородицы. В третьих воротах встретил меня благообразный монах Лавры, принадлежащий к числу власть имущих, и ввёл в почтенный архондарик, устланный коврами и снабжённый всем нужным для невзыскательного богомольца. Тут я отдохнул немного, и дорожа временем, посвятил весь остаток дня обозрению обители св. Афанасия.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010