1648, Июня. Инд. 1. Карак. Сигил. П. Мифодия о правах ставропигии, данных им м. Троицкому, построенному Г. Саули на кладе близ Ясс и завещанному им м. Ксиропотамскому. 1671, Февр. Ксироп. Сигил. П. Дионисия о возведении м. Ксиропотамского в достоинство ставропигии. (Есть выметка). Грамота П. Дионисия о благочинии в ските Св. Анны. (Замечено содержание). 1687, Сент. 26. Скит Анны. Сигил. П. Серафима о том, что метоха Св. Николая на Комитиссе принадлежит м. Иверскому, а не Ватопедскому. (Замкчено содержание). Есть сигил. П. Паисия о том, что все игумены Афонских монастырей имеют право посвящать чтецов и поставлять Духовников в своих монастырях. (Мы не видали сего акта). Около 1740. Лавра. Сигил. П. Паисия о возобновлении древних преимуществ Лавры. 1744, Ноябр. 8 дн. Лавра. Сигил. П. Кирилла о благочинии в ските Св. Анны. (Замечено содержание). 1753, Июля. Ск. Св. Анны. Сигил. П. Феодосия о коливадах Афонских. 1772, Июля. 37) 38) Сигиллионы П. Софрония о границах м. Григориевского. (Замечено одно содержание). 1775, Декабр. 1776, Октяб. Григориев. Сигил. П. Софрония о коливадах Афонских. 1776, Июня 9. Ск. Анны. Сигил. П. Софрония о Никольском метохе м. Каракальского в Измаиле. (Замечено содержание). 1778, Август. 11 дня. Каракал. Сигил. П. Гавриила об учреждении киновии в м. Ксенофонтском. 1784, Декаб. Инд. 3. Ксеноф. 42) 43) Сигиллионы П. Григория о границах м. Григориевского. (Замечено содержание). 1794 Мая. 1798. Григориев. 44) 45) Сигиллионы П. Григория о Симонопетрском метохе на острове Лимносе, называемом Триги. (Замечено содержание). 1797, Декаб. Инд. 1. 1798, Генв. Инд. 1. Сигил. П. Каллиника об учреждении киновии в м. Симонопетрском. 1801, Декаб. Инд. 5. Симон. Его же сигил. Об учреждении киновии в м. Руском. 1803, Август. 9. Его же сигил. О податях с скитников Афонских. (Замечено содержание). 1805, Сент. Инд. 9. Св. Анны. Сигил. П. Кирилла об учреждении киновии в м. Каракальском. 1813, Сент. 2. Карак. Его же сигил. О метохе м. Есфигменского Флорешти, в Молдавии, и о стовропигиальном достоинстве оного.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Вид на Киево-Печерскую лавру. Кон. XVIII в. Гравюра Л. Тамзевича В окт. 1735 г. Синод по рассмотрении изданных в лаврской типографии «Календарей, или Месяцесловов» приказал отменить их печатание во избежание «нарекания и бесславия духовному чину», т. к. они представляли собой «перевод с польских календаришков» с различными сведениями и астрологическими «и прочими тем подобными бреднишками», к-рые к тому же «и теми самыми астрологишками за суетна и ложна признаваемы суть и потому весьма ни к чему годны». Архим. Роман в представлениях Синоду указывал на их распространенность и разнообразие. Скончавшийся 13 сент. 1736 г. архим. Роман был погребен у зап. стены Великой церкви. 13 дек. архимандритом лавры был избран и 2 янв. 1737 г. утвержден Иларион (Негребецкий; † 8 янв. 1740). 17 марта 1740 г. духовный собор К.-П. л. избрал архимандритом Тимофея (Щербацкого) , проявившего себя энергичным администратором. При нем 25 июня 1742 г. лавра получила право пострига монашествующих без получения предварительного разрешения Синода, лишь с донесением в Синод погодно. В 1744 г. К.-П. л. посетила имп. Елизавета Петровна, она остановилась в архимандричьих покоях. Императрица пожертвовала на украшение Успенского собора 10 тыс. р. С 1752 г. К.-П. л. возглавлял архим. Лука (Белоусович (Билоусович)), поддерживавший тесные связи с лаврскими пострижениками, пребывавшими в сане высших иерархов, в т. ч. с митр. Тобольским свт. Павлом (Конюскевичем) и еп. Нижегородским Феофаном (Чарнуцким) . При нем в К.-П. л. приняло монашество не менее 30 выпускников Киево-Могилянского коллегиума. В 1761 г. состоялись последние выборы архимандрита. Мон-рь возглавил старец Зосима (Валкевич). При нем были обновлены почти все церкви и колокольни как Верхней, так и Нижней территории лавры, украшен позолоченным серебром престол и жертвенник Успенского собора, раки преподобных Антония и Феодосия Печерских. Время настоятельства архим. Зосимы стало тяжелейшим в истории лаврской типографии. Монастырю пришлось сократить небывалый до этого объем книгопечатания (в 1765 типография ежедневно печатала 4 тыс. листов). 6 нояб. 1766 г. Синод повелел «впредь во оных типографиях печатать и в продажу употреблять одни ти книги, которыя в Московской типографии с апробации Св. Правительствующаго Синода печатаются и в продажу производятся». В 1768 г. Синод обнаружил «погрешности» и несходство с московскими изданиями в напечатанных лаврой Октоихе и Псалтири. В 1769 г. неисправными оказались лаврские Шестоднев и Библия. В том же году Синод запретил лавре издавать Букварь. Однако вопреки синодальным постановлениям в 1767 г. архим. Зосиме удалось напечатать Месяцеслов, где упоминались Печерские святые. Продолжала издаваться и учебная лит-ра: в 1774 г. издана грамматика, в 1775 г. вышел Букварь для солдатских детей, в 1779 г.- Букварь с катехизисом.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Свято-Троицкая Сергеева Лавра, в 60 верстах от Москвы, в Дмитровском уезде, недалеко от бывшего древнего города Радонежа (в настоящее время село Городок, в 14 верстах от Лавры, по направлению к Москве), в Сергиевском посаде, около железнодорожной станции Сергиево. Основана преподобным Сергием Радонежским (см. 25 сентября). По мере возрастания славы преподобного Сергия, как подвижника, возрастала и слава его обители. Получив известность, монастырь «иже в Маковце» (первоначальное наименование его от положения на горе, округленной с трех сторон), стал устраиваться и расширяться. После кончины преподобного Сергия мирно возраставшая обитель была в 1408 году сожжена татарским ханом Едигеем, но, менее нежели через 3 года, была возобновлена и восстановлена. В XV веке, особенно после открытия мощей преподобного Сергия (см. 5 июля), обитель уже владеет селами, угодьями и вотчинами, жалованными от великих и удельных князей, и начинает весьма благоустраиваться и процветать. Она становится «богомольем» русских государей, куда они часто отправлялись пешком, чтобы поклонится святым мощам преподобного, и щедро благотворили обители. В 1561 году Троицкий монастырь, возведенный на степень архимандрии, был поставлен выше всех прочих монастырей Московской митрополии. В начале XVII века сокровища монастыря, собранные веками, и усилия иноков вместе с патриархом поддержать в Москве верность народа избранному царю Шуйскому привлекают к себе польские шайки Лжедмитрия II под начальством Сапеги и Лисовского. В 1608 году, 23 сентября, войска польские и литовские, с русскими приверженцами самозванца, разбив высланное против них войско Московское между Рахмановым и Воздвиженским, обложили монастырь численностью до 30000 человек, при 63 орудиях. Число же защитников было невелико: в нем было 300 человек братии и отряд войска в 500 человек, присланный царем Василием Шуйским, под начальством князя Григория Борисовича Долгорукого-Рощи и Алексея Ивановича Голохвастова; кроме того, были еще в монастыре слуги и жители окрестных селений, успевшие укрыться в нем. Всех защитников монастыря было 3000 человек. Обыкновенные человеческие средства защиты не обеспечивали обители: она не могла положиться ни на число воинов, ни на крепость стен, которые в некоторых местах были «утлы» (то есть худы от ветхости), ни на довольство запасов. Только благодаря молитвам и заступничеству пр. Сергия, обитель стойко выдержала 16-ти месячную осаду (с 23 сентября 1608 года — 12 января 1610 года), мужественно отражая все приступы неприятеля и нанося ему урон частыми вылазками. Сильно пострадав от осады, монастырь был окончательно восстановлен в конце XVII века. В 1688 году он был сделан патриаршиею ставропигией; в 1702 году поставлен вторым по Киево-Печерском; в 1744 году, 8 июня, было утверждено за ним наименование Лаврою.

http://sobory.ru/article/?object=00497

Андрея Первозванного, получив при этом несколько поместий на Украине и в Московской губернии. В 1744 г. он получил графство, а в 1756 г. стал фельдмаршалом (подробнее см.: Русский биографический словарь. Притвиц-Рейс. СПб., 1910, с. 427–436). 32 По преданию, именно в Перове в 1742 г. происходило венчание Разумовского с Елизаветой Петровной. Сюда императрица приехала в 1749 г. и каждый день участвовала в охотах. 33 Троице-Сергиева лавра под Москвой была излюбленным местом богомолья русских царей и цариц и популярнейшим (после Киево-Печерской лавры) местом богомолья вообще. 34 (Льгово) было одним из апраксинских имений. Здесь еще в XVII в. стояли двухэтажные каменные хоромы, послужившие Апраксину основой для постройки роскошного дома (архитектором был Ф. И. Компорези). Дом стоял посреди большого английского парка с несколькими прудами. Здесь был и театр, где ставились пьесы французских авторов – Мольера, Бомарше, Реньяра. Выступали на его сцене сама хозяйка дома E. В. Апраксина, В. Л. Пушкин, Π. А. Вяземский и другие московские театралы. 35 У новгородского губернатора Григория Ивановича Орлова (ум. 1746) было девять сыновей; из них пятеро достигли зрелого возраста: Иван, Григорий (1734–1783), Алексей (1737–1807), Федор (1741–1796) и Владимир (1743–1831). Здесь же речь идет о служивших при Елизавете Петровне Григории, Алексее и, вероятно, Федоре, который, по словам историка, «был исполнителем велений Григория и Алексея» (см.: Корсаков, с. 382). 36 Явная перекличка со словами из «Моей родословной» (1830). У A. С. Пушкина: «Попали в честь тогда Орловы…» Имеется в виду особая роль Орловых в дворцовом перевороте 28 июня 1762 г. Историк писал об этом: «Кроме Орлова (т. е. Г. Г. Орлова . – Т. О .) с братьями, по свидетельству самой Екатерины, в конной гвардии двадцатидвухлетний офицер Хитрово и семнадцатилетний унтер-офицер Потемкин «направляли все благоразумно, смело и деятельно» (...) соумышленники разделялись на четыре группы, и вожди групп собирались для решений, настоящим же секретом владели трое братьев Орловых» (см.: Соловьев, кн. 13, с. 89). После переворота «Григорий Орлов был сделан камергером, Алексей Орлов – секунд-майором Преображенского полка, оба получили Александровские ленты, брат их Федор сделан капитаном Семеновского полка, все трое получили по 800 душ крестьян» (там же, с. 104).

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Церковная библиотека, состоящая из журналов и других книг духовного содержания, заведена протоиереем Флоровским. В церковном архиве хранятся: 1) указ о выдаче сборных книг на постройку каменного храма, От 30 октября 1742 г., за 889, выданный духовным правлением С.-Петербургским; 2) указ об освящении этой церкви, данный священнику Дубянскому, от 10 января 1744 г., от епископа Никодима; 3) чертеж и полевая записка на церковную землю – губернского землемера Белова, от 20 июня 1850 г.; 4) дарственная запись на 584 кв. саж. усадебной земли, данных крестьянами села Рыбацкого для помещения причта, от 28 ноября 1880 г. и – вводный лист во владение тем участком, совершённый судебным приставом петербургского окружного суда от 30 января 1881 г., за 170; 5) планы и фасады церкви, церковной ограды и церковного дома. Планы церкви составлены в 1824 г. – Агафоновым и в 1861 г. – Карповым; план ограды Буланова – в 1872 г., план дома, его же, в 1878 году; 6) план местности церковного дома, составленный архитектором Булановым 15 марта 1878 г.; 7) план части села Рыбацкого, с показанием участка усадебной земли, уступленного крестьянами, писанный Булановым 8 мая 1878 г. Метрические книги существуют с 1765 года, но в целости находятся только с 1810 года. Исповедные росписи существуют с 1757 года, а в целости – только с 1839 г.; клировые ведомости – с 1803 года, но также не в целости до 1838 года. Обыски существуют с 1766 года, а в целости – с 1803 года. Есть еще ревизские сказки за 1815, 1834, 1850 и 1857 годы. По штату 1811 г. причт состоял из священника, двух дьячков и просвирни; с 1843 г. причт составляли: священник, диакон, дьячок, пономарь и просвирня; с 1876 г. – причт состоит из священника и двух псаломщиков. Из прежних священников известны: Василий Алексеев, (1742–1757 г.), Ераст Тимофеев (1757–1763 г.), Алексей Яковлев, бывший прежде здешним дьячком и диаконом и служивший здесь с 1765 по 1772 год; Иоанн Иоаннов (1772–1777 г.), Иоанн Никитин (1777–1784 г.), Алексей Ефимов (1784–1788 г.), Иоанн Павлов (1788–1801 г.), Николай Яковлев (1801– 1808 г.), из философского класса новгородской духовной семинарии, служивший сперва диаконом при разных церквах; Лавр Степанов Зотиков (1808–1812 г), из окончивших курс семинарии, служивший сперва в Доможирке (Гдовского уезда). Он известен заботами об охранении здешнего прихода от раскола. Когда в 1803 г. появился в нем раскол Федосеевцев, тогда о. Лавр, кроткими вразумлениями успел удержать в повиновении церкви тех, которые начали уже колебаться под внушениями раскольников. Никита Фомин (1812–1839 г.), также из окончивших курс семинарии. Он был зятем о. Лавра и служил в то время, когда о. Лавр был в болезненном состоянии; Федор Андреев Флоровский, из студентов с.-петербургской духовной семинарии, служащий с 1839 г. до настоящего времени. 1879 г. марта 4 дня произведен в протоиереи.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В писцовых книгах 1584-86 годов Спасо-Преображенский монастырь был описан так: " Троице-Сергиева монастыря монастырь Преображенье Спасово на рчк. на Всходне; а на монастыре церковь Преображенье Спасово камена, да церковь камена ж святого мученика Ондрея Стратилата, ставят ново, не доделана; а в церкве Преображенье Спасово, образы, и свечи, и книги, и колокола и всякое церковная строенье старого вотчинника Андакана Тушина с братьею... " . Таким образом, в середине XVI века в монастыре находились два каменных храма, один из которых Преображенский был трапезным, а другой - Андрея Стратилата только строился. А сам монастырь был приписан к Троице-Сергиевому монастырю (с 1744 года - Лавра). Можно с большой уверенностью предположить, что посвящение храма в честь святого мч. Андрея Стратилата связано с небесным покровителем Андрея Тушина, которому до 1562-1563 годов принадлежало село Тушино. В Смутное время 1 июня 1608 года войско самозванца Лжедмитрия II подошло к Москве и остановилось в соседнем со Спасом селе Тушине. Вблизи монастыря, на Тушинском поле (до недавнего времени - лётное поле Тушинского аэродрома, ныне застроенное жилыми домами), расположился лагерь Польско-Литовских интервентов. Ежедневно из Тушинского лагеря в разные стороны отправлялись отряды для грабежа местного населения, опустошавшие ближние и дальние сёла и деревни. Так, Спасо-Преображенский монастырь и окрестные селения были подвергнуты полному опустошению. С приходом Романовых на Царский Престол, разграбленная монастырская вотчина ещё долго не могла справиться после разгрома, о чём имеется описание имений бывшего монастыря в 1614 году: " Что было сельцо Тушино на речке Всходне, да к нему же припущена была в пашню пустошь Городище ... по новому дозору всё стало впусте... " . Монастырь так и не возродился. В документах того времени село Спас числится как " село, что был монастырь Всходня " . Из монастырских построек оставались на территории только каменная церковь во имя Андрея Стратилата и разорённая Преображения Господня, о чём свидетельствует описание 1623-1624 годов. Преображенскую церковь окончательно снесли к середине XVII века. Храм Андрея Стратилата был обращён в приходской с переосвящением в честь Преображения Господня, по названию бывшего здесь монастыря. При ней была устроена деревянная трапезная, которую в 1804-1808 годах разобрали, а на её месте построили новую, более вместительную каменную. С западной стороны к трапезной пристроили также каменную многоярусную колокольню. В 1849 году трапезную несколько перестроили, устроив алтарь и разместив в ней придел во имя преподобного Сергия Радонежского.

http://sobory.ru/article/?object=60903

Но в 1758 году это определение изменено, и указом св. Синода (июня 15) повелино требовать священно-и-церковно-служительских детей из всех монастырских отчин. Отговоркою не могло служить и то, если дети духовных лиц из монастырских отчин отдаваемы были в местную епархиальную семинарию: в 1759 году находим приказ властей Троицкого монастыря в отчины, состоявшая во владимирской епархии, чтоб духовенство сел, приписанных к лавре, отнюдь не отдавало детей своих в суздальскую, а присылало бы их в троицкую семинарию. Для побуждения к выполнению приказа, лавра употребляла решительные меры: посылка солдат в монастырские отчины для набора учеников продолжалась во весь период. Иногда были для сей цели посылаемы и учители Троицкой семинарии: так в 1761 году отправлены в костромскую и суздальскую епархию учитель иеромонах Варлаам, а в переславскую епархию соборный иеромонах Авксентий и учитель риторики Игнатий Калинин. Посылка учителей с таковыми поручениями, конечно, была полезнее: учитель экзаменовал детей и смотрел, способны ли они к учению. Если дети не обучены грамоте, учитель обязывал отца подпискою обучить их к данному сроку. Учителю давалась инструкция, как поступать при выборе учеников 22 . При приеме в семинарию служних и крестьянских детей возник вопрос о том, могут ли такие ученики быть изъяты из податного состояния. Вопрос этот поднят первоначально московскою славяно-греко- латинскою академиею. В 1744 году, когда назначена вновь генеральная ревизия, порученная в московской губернии генерал-лейтенанту Хрущеву, св. Синод исходатайствовал у сената, чтоб ученики академии, как духовного звания, так и всякого чина людей дети, поступившие в науку, были записаны в особой ведомости, и в службу не были отдаваемы, и ни к кому не приписаны. Это распространено и на семинарии, находившиеся при домах архиерейских и при знатных монастырях 23 . Когда же стали составлять ревизионные ведомости в канцелярии ревизии московской провинции, то, в числе податных записав захребетников и служителей Троицкого монастыря, вместе с ними вписали в ведомость и детей их, которые учились в Троицкой семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Царь Михаил Феодорович в 1616 г. указав быть Сергиеву монастырю подведомственным во всех делах Приказу Большого дворца, даровал ему многие преимущества, кои утвердили и умножили сыновья его Алексей и Феодор. В лествице Настоятелей, по Уложению 1649 г. Троицкий Сергиевский монастырь, назначен первым. В 1672 и 76 г. Царь Алексей Михайлович, уничтожив тарханы, повелел брать таможенные пошлины со всяких промыслов сего монастыря. С Петра I помещены в нем на пропитание инвалиды, так и в другие обители. В 1713 г. по Ландратским книгам показано в Троицком монастыре всех монахов 487: служебных старцев, священников, диаконов, головщиков, конархистов, псаломщиков, гробовых, пономарей, будильников, просвирняков, звонарей, рядовой братии, искусников, вытчиков, мукосеев и пр. Между старцами упоминаются: соборный, посельский, житничный, подкеларник, чашник, конюшичей, хлебенной, ружейный, крепостной, поваренный, трапезный, казенный, уставщик, ризничей. Власти составляли собор; вотчинами управляли приказчики и служки монастырские. Избытками своими обитель Сергиева делилась с бедными и помогала в нуждах Государству. В 1744, Июня 8, Троицкий монастырь наименован Лаврою. В 1746 году случившийся в посаде пожар нанес Лавре великий урон, все деревянное в ней сгорело, даже самим храма угрожала опасность, так что св. мощи Сергия были выносимы вне ограды. Но она вскоре возобновлена. Обители благочестия также суждено быть рассадником просвещения. В 1742 г. Императрица Елисавета основала в ней Семинарию для образования пастырей и учителей Церкви; Александр I учредил Московскую Духовную Академию, преобразованную в 1814 г. из бывшей в Москве Славяно-греко-латинской Академии. В начале царствования Екатерины второй с учреждением новых Штатов Троице-Сергиев монастырь лишился более ста тысяч крестьян, называвшихся Чудотворцевыми; в замену сего дарованы ему были особые и преимущественные оклады. С Платона Митрополиты Московские стали именоваться Архимандритами Троицкой Лавры. В 46 лет его управления она более возобновлена была, украшена и обогащена разными памятниками, чем тогда, как владела сотнею тысяч крестьян; редкий памятник в ней не запечатлен именем Платон, как увидим при частном обозрении оных. Попечения его не ограничивались одной внешностью, но простирались на устроение Семинарии Троицкой, где он на свое иждивение воспитывал беднейших и даровитых учеников, из которых вышли достойные пастыри и учители Церкви. Управление Лаврою Митрополита Филарета ознаменовано как поддержанием и украшением оной, так особенно учреждением в ней человеколюбивых заведений, кои подают с христианским радушием руку помощи страждущему человечеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

21. В 1810 году в Троицком Собор в олтаре над престолом, устроен отличной работы и искусства балдахин, или сень серебреная кованая гладкая и местами золоченая, на четырех круглых столбах, с прекрасно сделанными виноградными серебреными и позлащенными ветвиями и кистями, весом серебра 6 пудов 29 фунтов 87 золотников, золота 3 фунта 40 золотников. 22. В том же году в Троицком Соборе вышиты золотом и серебром и разными шелкам, две хоругвии, на оба лица в отменном вкусе. 23. В 1813 году в Троицкой Собор, прекрасно сооружен хорос Греческий или паникадило круглое серебреное гладкое из двух круглых карнизов, кои украшены шанданами и отлично написанными образами, весом серебра 4 пуда (...) (Текст неразборчив – примечание электронной редакции) фунтов 64 золотника, золота 2 фунта. 24. В том же году сделаны отменной работы креслы для Архиерейской кафедры, чеканные серебреные весом серебра 2 пуда 13 золотников, золота 53 золотника. 25. В 1814 году в Лавре над всею Городовою стеною крыша покрыта листовым черным железом. Все сие устроено Лаврским иждивением. 26. В том же году месяца Октября 1 дня, на место семинарии по Высочайшему Имянному Указу, открыта Московская духовная Академия. 27. В 1744 году Июня 8 дня Именным Ея Императорского Величества Указом, блаженныя и вечной памяти достойныя Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, данным Святейшему Синоду, велено сей Монастырь именовать Лаврою, хотя он и прежде уже в печатных книгах и от Святейшего Синода именован был Лаврою, как-то сие видеть можно в грамотах данных от Святейшего Синода. Тем же Указом повелено, по требованию Лавры, монашествующих отовсюду отпускать, из каких бы ни было Епархий, также и из Киевопечерской Лавры, кого именно, или сколько числом Лавра потребует. 28. Не можно оставить и сего без примечания, что все бывшие Российские Великие Князья и Цари, начиная от Димитрия Иоанновича Донского, каждый год посещали Обитель или на Троицын день, или на память Преподобного Сергия, а иногда и в оба те дни, естьли только войною, или другими чрезвычайными случаями удерживаемы не были. Часто же совершали сие путешествие пешеходно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Заметим, что новопоставленному архиепископу в это время было только 33 года. Так как в качестве члена Св. Синода Арсению большею частию приходилось жить в Петербурге, то по его словесному докладу в Зимнем дворце Елизавета Петровна 17 февраля 1746 года изустным указом Св. Синоду велела епископу Серапиону быть епископом Можайским и Волоколамским и коадъютором Переславской епархии. Одновременно с быстрыми служебными повышениями Арсения Могилянского увеличивались и его материальные средства. Разумеется, это явление обычное. Но к этому обычному присоединялось много и необычного, что исключительно зависело от расположения к Арсению государыни. Очень богатый Переславский Горицкий монастырь со всеми его доходами, денежными и хлебными, отданный для содержания Арсению Могилянскому, как архиепископу, освобожден был от всякого рода казенных повинностей (исключен из ведомства Коллегии Экономии). Троице-Сергиева лавра была в данное время своего рода митрополией, к которой приписано было до 15 монастырей и во владении которой были многие села, деревни, приселки и разного рода угодья. Одних сел за лаврой числилось до 80, крестьянских душ около 100,000. 8 июня 1744 года именным императорским указом, данным Правительствующему Сенату, Елизавета Петровна повелела, не в пример прочим монастырям, Троицкой-Сергиевой лавре на все приписные монастыри и вотчины..... для неподвижного впредь сей лавре владения, сочинить жалованную грамоту в подтверждение прежних. (О важном значении для лавры этой грамоты см. у о. Шпачинского стр. 69 и след.). В том же году, в бытность государыни в лавре, но ходатайству Арсения, повелено было: 1) дозволить вывоз в лавру из Малой России трех тысяч ведер вина беспошлинно, или, вместо того, покупать в Великороссии по подрядной цене без прибыльных в казну; 2) убавочные у монахов и приказчичьи половинные деньги (которых собиралось в Коллегии Экономии до 1460 рублей, на наши деньги около 11 1 / 2 тысяч) из лавры не брать, а давать их на аптеку и семинарию, а также не посылать отставных офицеров для пропитания к лавре; 3) оставить в пользу монастыря мельницы Вору и Ратову, не взимать недоимок и вовсе исключить мельницы из оклада и т. д. (стр. 72–73).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010