Сведения об облике О. представлены в Строгановском толковом иконописном подлиннике кон. XVIII в., где содержатся описания Собора Киево-Печерских святых (имена 130 преподобных, все без указания дней памяти): «Сед, брада Сергиева (прп. Сергия Радонежского.- Авт.), на главе кавтырь или клабук черной, риза преподобническая, испод вохра, руце у сердца сложены вместе» (БАН. Строг. 66. Л. 311 об.- «правая страна», 19-й, назван пустынником; то же в т. н. Клинцовском подлиннике - РНБ. Тит. 4765, кон. XVIII в.). Согласно этому, зафиксированному в подлиннике варианту «соборной» иконографии Киево-Печерских чудотворцев, фигура О. находится в левой группе святых, почивающих в Ближних пещерах, к-рую возглавляет прп. Антоний Печерский, и замыкает «пятерицу» с образами преподобных (Сисоя Затворника, Феофана Постника, Нестора Летописца (диакона) и Анастасия Затворника) в 7-м ряду снизу. Такое местоположение О. остается действительным для всех традиц. станковых композиций Собора Киево-Печерских святых, в т. ч. для самых ранних гравюр с этим изображением - кон. XVII в. (грубой работы, на нижнем поле следы счищенных надписей) и 1-й пол. XVIII в. (без монограммы гравера) ( Ровинский . Народные картинки. Кн. 3. С. 623. 1506, 1507). В составе «пятерицы» святых, куда входит образ О., могут быть разночтения (напр., Симон Затворник (см.: Там же. С. 622) вместо Сисоя Затворника). Характерной чертой образа О. является максимальный разворот его фигуры, к-рая представлена в профиль и обращена вправо, к центру; голова покрыта куколем, взор направлен вверх. К памятникам, воспроизводящим данный вариант иконографии, относится ряд гравюр (почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского (Там же. С. 621. 1505); Мартина Нехорошевского, сер. XVIII в. (Там же. 1509); Иоанна Кончаковского, 1771 (1774?) (Там же. 1510); Герасима Проценко, 1821 (Там же. С. 623. 1511) и мн. др. (Там же. 1512-1518; Кн. 4. С. 761. 1505а; С. 761-763. 1517)); икон (напр., из Киево-Печерской лавры, 2-я пол. XVIII в., НКПИКЗ; из мастерской Киево-Печерской лавры, сер. XIX в., Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове; иконописца из посада Клинцы Суражского у. Черниговской губ. (ныне город в Брянской обл.), 2-я пол. XIX в., собрание Ф. Р. Комарова, и мн. др.); литографий (напр., 1893 г., ГЛМ; на хромолитографии кон. XIX - нач. XX в., Почаевская Успенская лавра) и мн. др. В большинстве случаев в нимбе при имени содержится указание на пустыннический подвиг святого, как, напр., на иконе 1-й трети XIX в. (КБМЗ): «П. Онисимъ Пустын.».

http://pravenc.ru/text/2578417.html

В композиции «Собор Киево-Печерских святых» И. обычно писали в центральной (княжеской) группе справа, возле чудотворцев Дальних пещер, как правило, 1-й в 3-м ряду напротив вмц. Варвары, с десницей на груди. Изображение ее одежд и головного убора на иконах и эстампах варьируется. Иногда И. показана с непокрытой головой, как на иконе 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ); чаще ее голова покрыта платом и увенчана короной: на гравюре В. Белецкого (1751, РГБ), на иконе посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ), на палехской иконе 1-й пол. XIX в. из частного собрания (Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. статей: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87). Обычно св. княжна изображена просто в княжеском венце или в небольшой короне: на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР), на раскрашенных гравюрах 1-й четв. и 1-й трети XIX в. (РГБ, ГЛМ), на эмалевом образе 3-й четв. XIX в. из Нововалаамского мон-ря (Финляндия), в иконописном среднике 2-й пол. XIX в. на 3-створчатом складне с резными праздниками на створках (ЦМиАР), на иконах посл. четв. XIX в. из ризницы СДМ и из ц. Воздвижения Креста в Женеве (Швейцария), на хромолитографии 1903 г. московской мастерской И. Д. Сытина (ц. вмц. Варвары в Казани). На иконе 2-й пол. XIX в. из частного собрания И. находится справа в самом дальнем (последнем) ряду вместе с др. св. женами («И по плодам узнается древо...»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. на овальном эмалевом образе 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР) - ближе к центру; на раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ) И.- первая в 5-м ряду правой группы. В поздней тиражной графике, особенно в произведениях мастерской Киево-Печерской лавры, образ И. помещен в левой части композиции среди чудотворцев Ближних пещер (в 3-м ряду), напр. на тонолитографии 1893 г. и хромолитографии 1894 г. (ГЛМ, РГБ), а также на хромолитографии кон. XIX - нач. XX в. (Почаевская Успенская лавра).

http://pravenc.ru/text/1237853.html

В К.-П. л. почитается список одного из древнейших в обители образов - Печерской иконы Божией Матери (ок. 1288, ГТГ) с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими. Список был сделан во 2-й пол. XIX в. При закрытии обители в 1-й пол. XX в. икону удалось спрятать, а позже передать лаврскому насельнику архим. Спиридону (Лукичу; в схиме Дионисий). В 1991 г. он завещал образ К.-П. л.; его установили на горнем месте в алтаре ц. Всех святых Киево-Печерских (с 2002 - в киоте за левым клиросом). В Иоанно-Богословском приделе Успенского собора находилась Игоревская икона Божией Матери. Согласно «Повести о убиении блаженного Игоря» ( Бережков. 1893. С. 37-38), перед этим образом молился перед кончиной блгв. вел. кн. Киевский Игорь (Георгий) Ольгович , убитый киевлянами в 1147 г. Икона, вывезенная в 1941-1943 гг. в Германию, по одной из версий, сгорела в февр. 1945 г. в имении Вильденхоф возле Кёнигсберга (ныне Калининград) ( Полюшко. 2012. С. 22-25). Серебряные риза чудотворной иконы 1-й пол. XVIII в. и рама работы ювелира А. С. Стрельбицкого 1833 г., найденные после 1943 г. при разборке руин Успенского собора, хранятся в НКПИКЗ. В Крестовоздвиженской ц. находятся киевская Барская икона Божией Матери , переданная в лавру в 1992 г. В Зачатиевском храме хранятся чтимые Иверская икона Божией Матери и образ свт. Николая Чудотворца (1-я пол. XVIII в.), переданные в лавру в 1988 г. Ранее иконы находились в семье сына прот. А. Глаголева, настоятеля ц. Николы Доброго на Подоле. В К.-П. л. находятся также чтимые иконы, возвращенные или пожертвованные обители в XX в., после возобновления монашеской жизни. Крест прп. Марка Гробокопателя. Медь. 1090 г. Древней святыней К.-П. л. является крест прп. Марка Гробокопателя, изготовленный во 2-й пол. XI в. в Византии (НКПИКЗ). На лицевой стороне (утрачена) медного креста-энколпиона размещалось изображение Распятия с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном Крестителем, вверху - прп. Марка ( Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киево-Печерской лавры. К., 1831. С. 320). Сохранилась оборотная часть креста с изображением Спасителя в центре, 12 апостолов на горизонтальной ветви (по 6 с каждой стороны), св. Феодора вверху и вмч. Георгия Победоносца внизу. Крест, полый внутри, по преданию, служил прп. Марку сосудом для питья. Позднее богомольцам позволялось пить из него воду. В 1701 г. московский свящ. Иоанн Лукьянов писал: «И ходихом по пещере… И пихом воду с Маркового креста, что на себе нашивал преподобный» ( Лукьянов И., свящ. Путешествие в св. землю//РА. 1863. Вып. 1. Стб. 40-44). В 1621 г. было отмечено исцеление теряющего зрение кн. Павла Курцевича, который, вняв совету братии лавры, омыл глаза водой из креста на мощах прп. Марка (Дива печер лаврських. 1997. С. 76-77). К 1830 г. крест хранился при мощах прп. Марка, а к 1868 г.- в ризнице Успенского собора. В кон. XIX в. крест предлагался для целования на выходе из пещерной Введенской ц.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Используя в качестве образца византийские и русские храмы, Николаев создал или реконструировал ок. 20 киевских церквей. По воле вел. кнг. Александры Петровны (в иночестве прп. Анастасия) на Вознесенском холме над Подолом был возведен киевский в честь Покрова Пресв. Богородицы женский монастырь - крупнейший в К. ансамбль в русском («московско-ярославском») стиле. Сохранились построенные Николаевым Покровская ц. (1889-1890) и Никольский собор (1896-1911; эскиз сделал сын прп. Анастасии, военный инженер вел. кн. Петр Николаевич) - самый большой по площади киевский храм. Вероятно, при проектировании Никольского собора архитектор применил плановое решение и декор одного из предыдущих своих сооружений - небольшой Александро-Невской ц. в Галаганах (1891-1892, разрушена в 1936). Из др. его храмовых построек уцелели Трапезная ц. преподобных Антония и Феодосия в Киево-Печерской лавре (1893-1895), сочетающая черты рус. и визант. стилей, и Вознесенская ц. на Байковом кладбище в визант. стиле (1884-1888). Его сыном, городовым архит. И. В. Николаевым, была спроектирована Покровская ц. на Соломенке (1893-1897) в формах узорочья XVII в. Преемником В. Николаева на посту киевского епархиального архитектора был Е. Ф. Ермаков, спроектировавший множество храмов и церковно-административных зданий в киевских монастырях, особенно активное строительство под его рук. развернулось в Киево-Печерской лавре, где им было возведено 11 зданий, включая митрополичью Крестовую Благовещенскую и больничную церкви, б-ку митр. Флавиана (Городецкого). В богатой отделке митрополичьего корпуса оригинально сочетаются русский стиль и барочные элементы старого здания. Его храмовые сооружения - ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Голосеевской пуст. (1910-1912, воссоздана после 1997) и собор Свято-Пантелеимонова монастыря в Феофании (1905-1912), последний киевский собор, построенный перед Октябрьским переворотом, а также Покровская ц. на Приорке (1899-1906). Особой выразительностью отличалась доминировавшая в районе вокзала Ильинская ц.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

Митрополит Онуфрий освятил престол трапезного храма Киево-Печерской Лавры 11 апреля, 2014. Новостная служба Храм преподобных Антония и Феодосия Печерских реставрировался в течение полугода 11 апреля. ПРАВМИР. Местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры митрополит Буковинский и Черновицкий Онуфрий освятил престол трапезного храма в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Митрополиту Онуфрию сослужили викарный архиерей епископ Климент и братия обители в священном сане, сообщает официальный сайт УПЦ . Последние полгода в храме велись реставрационные работы. Церковь уже почти готова к богослужениям. Храм преподобных Антония и Феодосия Печерских построен в византийском стиле. Первая каменная трапезная монастыря, согласно летописи, была построена именно на этом месте в 1108 году. Во время землетрясения 1230 года она была практически полностью разрушена. В 1893-1894 гг. известный русский архитектор В.Н. Николаев построил трапезную палату и церковь, освященную во имя преподобных Антония и Феодосия. Художественное оформление интерьера церкви и трапезной палаты было осуществлено в 1903 году. Росписи выполнили художники Г.И. Попов, А.А. Лаков и И.С. Ижакевич по проекту архитектора А.В. Щусева. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 26 февраля, 2019 18 января, 2019 5 июля, 2021 25 мая, 2020 26 апреля, 2020 17 апреля, 2020 14 апреля, 2020 13 апреля, 2020 13 апреля, 2020 26 февраля, 2019 18 января, 2019 5 июля, 2021 25 мая, 2020 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/mitropolit-onufriy-osv...

КУТБЕРТ (ок. 635 - 687), еп. Хексема (684-685) и Линдисфарна (685-687), св. (пам. в Соборе святых в земле Британской и Ирландской просиявших; пам. зап. 20 марта, 4 сент.); почитается как покровитель Сев. Англии ЛАВРЕНТИЙ († после 1183), еп. Туровский, свт. (пам. 29 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ЛАВРЕНТИЙ († 1-я треть XII в.), прп. Киево-Печерский, затворник (пам. 20 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ЛАВРЕНТИЙ (Князев Евгений Иванович; 1877 - 1918), еп. Балахнинский, сщмч. (пам. 24 окт., во 2-ю неделю сентября - в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛАВРЕНТИЙ (Левченко Стефан Иванович; 1893 - 1937), иером. , прмч. (пам. 12 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявщих) ЛАВРЕНТИЙ (Никитин Леонтий, 1872 - 1918), иером., прмч. (пам. 28 авг. в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛАВРЕНТИЙ Дмитриевич Когтев (1880 - 1937), мч. (пам. 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и 10 июня - в Соборе Рязанских святых) ЛАЗАРЬ (1733-1824), иеросхим. , прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в 4-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских святых) ЛАЗАРЬ († 8.03.1391 (?)), прп. , Мурманский (Муромский), Олонецкий (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЛЕВ Евфимиевич Ершов (1867 (по др. данным, 1866) - 1918), свящ., сщмч. (пам. 20 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе святых Пермской митрополии)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_31.html

К., 1909. С. 52-108; Спорные вопросы о древней топографии Киева//ТКДА. 1910. 5. С. 107-138; Панегирик Киево-Печерскому архим. Елисею (Плетенецкому) 1618 г.//Там же. 6. С. 296-350; Память митр. Петра Могилы в Киев. акад. 31 дек. 1754 г.: (К истории рус. проповедничества за 2-ю пол. XVIII ст.)//Там же. 12. С. 628-684; Старый корпус Киев. академии (Мазепин) и его «репарации» при архиеп. Рафаиле Заборовском//Там же. 1913. 6. С. 275-324; Киево-Выдубицкий мон-рь: (Домонг. время)//Там же. 10. С. 204-246; 11. С. 339-352; 12. С. 523-565; Киево-Выдубицкий мон-рь: (Эпоха польско-литов. гос-ва XIV-XVII вв). К., 1917. Публ.: Панегирик, поднесенный в 1591 г. Львовским братством Михаилу Рогозе//Киевские ЕВ. 1874. 5. С. 113-133; 6. С. 145-157; Exegesis Сильвестра Коссова//Там же. 23. Прил. С. 1-49; 2 драматические пиесы прошлого ст.//ТКДА. 1877. 9. С. 577-665; Очерк истории лит-ры Церкви Западнорус. за XVI-XVIII ст.//Киевские ЕВ. 1877. 4. С. 96-115; 5. С. 138-149; 6. С. 161-173; 7. С. 190-204; 11. С. 310-325; 12. С. 354-359; 17. С. 437-452; 20. С. 516-540; 21. С. 573-590; 1878. 1. С. 22-36; 4. С. 130-144; 6. С. 191-194; 9. С. 266-274; 11. С. 321-335; 14. С. 409-418; «Лифос», полемич. соч., вышедшее из Киево-Печерской типографии в 1644 г. К., 1893. (АрхЮЗР; Ч. 1. Т. 9); Памятники лит. полемики правосл. южноруссов с протестантами и латино-униатами в 16 и 17 ст. К., 1914. (АрхЮЗР; Ч. 1. Т. 8. Вып. 1). Лит.: Протоколы заседаний Совета КДА за 1873/4 учеб. г. К., 1874. С. 77-79; Протоколы КДА за 1883/4 учеб. г. К., 1885. С. 159-165; [Лебединцев П. Г. ] По вопр. о нач. Киев. академии: (Ответ С. Т. Голубеву)//Киев. старина. 1885. 2. С. 268-281; Титов Ф. И. , прот. Разъяснительные параграфы по истории Западнорус. Церкви//ТКДА. 1907. 6. С. 275-311; Kpaйhiй К. К. Icmopuku лаври XIX - поч. ХХ ст. К., 2000. С. 150-175. Т. А. Богданова, А. К. Клементьев, К. К. Крайний Рубрики: Ключевые слова: АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик

http://pravenc.ru/text/165309.html

В Ближних пещерах рядом с окошком у места затвора М. находится икона с его поясным изображением. Ко 2-й пол. XIX - нач. XX в. относятся изображения М., выполненные в академической или близкой к ней манере. В росписи интерьера храма Христа Спасителя образы М. и прп. Иеремии Прозорливого представлены в ряду 34 Киево-Печерских святых на стене лестницы, ведущей из нижнего коридора на хоры юж. части зап. крыла, в нижнем ряду (70-е гг. XIX в., худож. К. А. Горбунов, см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 85-86). В росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновлена в 70-х гг. XX в., ок. 2010; художники - иеродиаконы Паисий и Анатолий), М. входит в группу святых XI в. В росписи Всехсвятской ц. Киево-Печерской лавры, выполненной в 1906 г. под рук. И. С. Ижакевича учеником лаврской иконописной школы Ф. З. Коновалюком, парные образы М. и Иеремии Прозорливого помещены на откосе одного из окон в зап. части храма. В композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова) , на иконах 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (2 в ризнице ТСЛ, СДМ) и на списках иконописцев кон. XX - нач. XXI в. (храм Христа Спасителя, ц. свт. Николая в Клённиках и др.) образ М. показан в нижней части композиции в группе чудотворцев Ближних пещер. Киево-Печерский инок Афанасий Кальнофойский в «Тератургиме» (К., 1638. Л. 18) среди мощей святых, почивающих в Ближних пещерах, упоминает имя еще одного М.: также «…чудотворный монах, который имел дар пророчества». На последующих планах Ближних пещер имя этого святого не встречается; его церковное почитание неизвестно. Однако существование 2 преподобных с именем Матфей нашло отражение и утвердилось в иконографии Собора Киево-Печерских святых, известной как минимум c кон. XVII - нач. XVIII в. Каждый из преподобных занял свое неизменное для классической схемы этой иконографии место в соответствующем ряду «пятериц» святых. Немаловажным является то, что в иерархии изображений образу 2-го М. отведено более важное место, нежели первому. Он показан в 4-м снизу ряду, замыкающим «пятерицу» с преподобными Кукшей, Илией Муромцем, Марком Гробокопателем и Григорием Чудотворцем. Как правило, в нимбе указано только имя («    » - напр., на гравюре Белецкого, 1756, РГБ; на иконе 1-й трети XIX в., КБМЗ). Вариант извода - на иконе 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР): последним в ряду изображен прп. Лука, перед ним М., образ прп. Григория отсутствует, остальные без изменений. В кон. XIX в. встречаются примеры замены образа М. образом др. святого, напр., на литографии 1893 г. (ГЛМ) вместо М. представлен прп. Савва.

http://pravenc.ru/text/2562634.html

690 . Священное Писание у христианских женщин и библейская редкость у благочестивейшей государыни императрицы Марии Александровны/А[рхим.] П[орфирий] (У[спенский]). – СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1864. – 74 с. – Авт. установлен по изд: Обзор жизни и трудов покойных рус. писателей/Д.Д. Языков – СПб., 1889. – Вып. 5. – С. 125. 691 . Сирийская Церковь . – [СПб., 1850]. – 30 с. – Авт. установлен по изд: Указатель к поврем, изд. М-ва нар. просвещения с 1803 по июнь 1864 г. -СПб., 1865. – Ч. 2. – Из: Журнал М-ва нар. просвещения. – 1850. – 9. 692 . Сирия: Антиохийские патриархии в арабском списке священника Иоанна Жеми, 1756 г. – Киев: Тип. Еремееева, 1875. – 96 с. – (Восток Христиан.). – Из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1875. – Март. 693 . Сказание о внешнем виде святых мужей и жен по возрасте их. – Киев: Тип. Киево-Печерской Лавры, 1867. – 47 с. – Из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1867. 694 . Список образчиков книжной живописи, собранных покойным преосвященным епископом Порфирием, почетным членом С.-Петербургской Духовной Академии, и поступивших в церковно-археологическую коллекцию при названной Академии. – [СПб.]: Тип. Елеонского, 1889. – 8с. – Отт. из: Христиан, чтение. – 1889. – Июль – авг. 695 . Успехи и неудачи немецких миссионеров во внутренней Африке. – Киев: Тип. Киево-Печерской Лавры, 1866. – 16 с. – (Восток Христиан.). – Из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1866. 696 . Участие России в судьбе Абиссинии. – Киев: Тип. Киево-Печерской Лавры, 1866. – 28 с. – Из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1866. Переводы, составительство 697 . Даниил (свящ.). Книга о живописном искусстве Даниила священника, 1674 года: (Вторая Иерусалим, рукоп.)/Пер. с ново-греч. – Киев: Тип. Киево-Печерской Лавры, 1868. – 48 с. – Из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1867. 698 . Псалмы (76–150): Пер. с греч. рукописной Псалтири 862 года. – Киев: Тип. Еремеева, 1875. – 104. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1875. – Авг. – нояб. 699 . Псалтирь в русском переводе с греческого епископа Порфирия. – СПб.: Синод, тип., 1893. – 242 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

101 Ibid. 2, с. 52 и дал. В этой митре изображен свт. Неофит еп. Урбнисский в «Рае Грузии» – М. Сабинина. Подобная митра хранится на Кавказе в ц. Сатлем, см. «Материалы по археологии Кавказа». Вып. III. М. 1893 г., Экспедиция на Кавказе 1898 г. А. М. Павлинова, с. 7. 103 По «Описи» 16 и 17. Митра под 16 осталась в Киево-Михайловском монастыре после архимандрита Алексия Петрина, настоятельствовавшего в этом монастыре с 1722 по 1736 г. 110 «Опись памятников древности в некоторых храмах и монастырях Грузии» – Н. Кондакова и Д. Бакрадзе, СПб. 1890 г., с. 41, N 29. 111 По «Описи 626, 1. Считаем долгом принести искреннюю признательность о. екклисиарху Киево-Печерской Лавры игумену Анфиму за его любезное содействие по детальному ознакомлению с предметами древности в ризнице Киево-Печерской Лавры и по изготовлению снимков с некоторых из них в лаврской фотографии. 116 Du Cange – «Glossarium ad scriptores mediae et infimae graecitatis». Uratislaviae, 1891 an. 1 v., σκουφ α. Голубинский, цит. соч., с. 272. 117 «Ист. Рус. Церкви», т. I, вторая половина тома, с. 687. Потом кресты и иконы воображенные стали достоянием уже одних великосхимников, как указывается, напр., в уставе патр. Алексия по славянской рукописи Моск. синод. библ. N 330 (по «Описанию» Горского и Невоструева 380) XII века: (л. 224). 120 Вот слова Иоанна Кантакузина , De statu patriarchae Joannis Glicis, lib. 3, сар. 36: κα τν π τς κεφαλς καλπτραν, ν τος πατριρχας θος φρειν, ν μ το τγματος σι τν μοναζ ντων, θ ν λευκ περιειλημμνην πρ τερον, ατς κατεκ σμησε χρυσ, ε κ νας ατ το τε Σωτρος μν γγρφας Χριστο ησο, κα τς τεκοσης ατν Θεοτ κ υ, κα ωννου το Βαπτιστο. Du Cange – «Glossarium ad scriptores med. et inf. graecitatis», t. I. Uratislaviae. 1891 an., col. 561. 121 Митр. Евгений – «Описание Киево-Софийского собора», с. 95 и дал. – грамота патр. Иоакима митр. Гедеону. 122 «Русская историческая библиотека, издаваемая Археографической комиссией», т. III. СПб. 1876 г., с. 210–211.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010