15 сент. 1883 г. Г. был удостоен степени магистра богословия за соч. «Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники» (К., 1883), признанное «капитальным вкладом в русскую историческую науку» и удостоенное Уваровской (половинной) и Макариевской (полной) премий при Святейшем Синоде. Работа представляла собой всестороннее исследование истории Киево-Печерской лавры начиная с кон. XV в. и деятельности митр. Петра. Впрочем, критики (Голубинский, Н. И. Петров ) отмечали нек-рое «обеление» личности митрополита (см. отзывы: ЖМНП. 1884. Янв. С. 148-165; Протоколы КДА за 1883/4 учеб. год. К., 1885. С. 43-50; Отчет о 27-м присуждении наград гр. Уварова. СПб., 1885; ХЧ. 1886. Ч. 2. С. 239-252). В 1898 г. вышел 2-й т. исследования Г., в к-ром рассматривалась деятельность митр. Петра по вступлении его на первосвятительскую кафедру Западнорусской Церкви (1632-1647), положение правосл. паствы в Речи Посполитой. В приложении Г. опубликовал 85 архивных документов по истории Западнорусской Церкви (в т. ч. записи митр. Петра о чудесах, происходивших в лавре, о заседаниях Киевского Собора 1640 г.) с подробными научными комментариями. За это сочинение 17 марта 1899 г. Г. был удостоен степени д-ра церковной истории Советом КазДА и получил полные Макариевскую (академическую) и Уваровскую премии. Исследование о митр. Петре Г. считал главным трудом своей жизни, готовил к изданию 3-й т., а также исправленные и дополненные 1-й и 2-й тома, но это намерение осталось неосуществленным. Кроме того, Г. написал «Историю Киевской духовной академии: (Период домогилянский)» (К., 1886), отмеченную Уваровской и Макариевской (половинной) Учебного комитета при Синоде премиями. В этом сочинении Г. утверждал, что Могилянская академия явилась продолжением Киевской братской школы, с чем не согласился рецензент А. И. Соболевский (см.: ЖМНП. 1887. 3. Отд. 2. С. 38-50) . Одним из важнейших источников по истории Западнорусской Церкви Г. считал старопечатные книги, изучал вопрос о начале книгопечатания в Киеве, относя его к 1616 г. Выявлял и публиковал документы по истории КДА и Западнорусской Церкви, преимущественно XVII-XVIII вв. (в т. ч. крупное полемическое соч. «Лифос», 1644), в «Киевских епархиальных ведомостях» , «Трудах Киевской Духовной Академии» (ТКДА), «Чтениях в Историческом обществе Нестора-летописца», «Архиве Юго-Западной России» . В 1876-1877 гг. печатал в ТКДА известия церковно-археологического об-ва при КДА, составлял «Объяснительные параграфы на историю Западнорусской Церкви» (Киевские ЕВ. 1893. 3-5, 12, 24; ТКДА. 1904. 11; 1906. 12; 1910. 7-8). Осенью 1901 г. вошел в Комиссию для собирания и издания относящихся к истории КДА актов и для последующего написания на их основе полной истории КДА за 300 лет (работа не была завершена). Труды Г. расширяли источниковедческую базу и оказали значительное влияние на дальнейшую разработку истории Западнорусской Церкви и духовного образования.

http://pravenc.ru/text/165309.html

Письма Георгия, затворника Задонского монастыря, с присовокуплением кратких сведений о жизни его» Сост. П. Григорьев. М., 1844. 2 т.; 4-е изд. Воронеж, 1860. (Есть также современные репринтные издания). Подвижническая жизнь схимонаха Феодора. М., 1901. Порфирий, иеромонах. Жизнь и подвиги иеросхимонаха Иоанна, основателя Саровской пустыни. Муром, 1892. Поселянин Е. Очерки из истории русской церковной и духовной жизни в XVIII в. СПб., 1902; 2-е доп. изд. 1905. Поселянин Е. Русские подвижники XIX века. 2-е изд. СПб., 1901; 3-е изд. 1910. (Есть также современные репринтные издания.) «Русский паломник», 1992, 5, 6; 1993, 8. Сказание о жизни и подвигах старца Киево-Печерской лавры иеросхимонаха Парфения. К., 1898. Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти старца иеросхимонаха отца Стефана. Вятка, 1893. Симеон (Холмогоров), архимандрит. Схиархимандрит Гавриил, старец Спасо-Елиазаровой пустыни. СПб, 1996. Собеседник православных христиан. СПб, 1995. Соловьев А. Старчество по учению святых отцов и аскетов. Семипалатинск, 1900. Соль земли, то есть сказание о жизни старца Гефсиманского скита иеромонаха аввы Исидора, собранное и по порядку изложенное недостойным сыном его духовным Павлом Флоренским. Сергиев Посад, 1909 (см. также: Христианин. 1908, 10–12; 1909, 1, 5). Софроний, иеромонах. Старец Силуан. Париж, 1952 (эта книга была неоднократно выпущена и в России). Смолич И. К. Русское монашество. М., 1999. Старцы Брянской Белобережской пустыни по запискам иеромонаха Израиля/Орловские епарх. ведомости. 1909, 44–45 (главным образом о старце Феодоре). Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия. Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. Москва, 1913. «Странник», 1800, 7 (о старце архимандрите Агапите Нило-Столобенском). Субботин Н. И. Архимандрит Феофан, настоятель Кириллова Новоезерского монастыря. СПб., 1862 (воспоминания старца Феофана на с. 57–72). Тихон (Ципляковский), игумен. Историческое описание Темниковской пустыни Санаксарского монастыря. Темников, 1885.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Плодами этого изучения вышли в драгогоценные, более или менее обширные исследования и статьи его, помещенные за разные годы издания Кишиневских Епарх. Ведомостей под его редакциею. Таковы: 1) „75-ти летие Кишиневской семинарии» (1888 г. 4): – 2) ,.Материалы для истории Кишиневской семинарии» (тот же год, 6, 11, 12, 17, 20, 21; – 1890 г. 19 и 1892 г 12); – 3) „Состояние раскола и сектантства в Бессарабии (– 1888 г. 8 и 9; – 1889 г 8 и 9; – 1890 г. 14–16; – 1891 г. 16 и 17): – 4) ,,Меры к развитию просвещения в Бессарабии по присоединении ее к России в 1812 г.» (1888 г. 5). – 5) „Попытка открытия первого женского училища в Бессарабии (– там же, 6): – 6) „Записка И. С. Аксакова о Бессарабских раскольниках» (там же, 10); –7) „Положение православного духовенства (приходского) в Румынии» (– 1889 г 18–21 – большая статья): – 8) „Амфилохий, епископ Хотинский. (Материалы для истории Бессарабской епархии) " – (–1890 г. 21); – 9) „Бессарабская старина. О причинах нежелания жителей Бессарабской области строить церквей» (– 1891 г 6); – 10) „Румыны, получившие образование в русских духовноучебных заведетях» (– там же, 9–12 также большая статья) 7 ; – 11) „Бессарабская экзаршеская типография при Кишиневском архиерейском доме» (1892 г 1–2); – 12) „Материалы для истории Кишиневскаго архиерейскаго дома» (– 4): –13) „Архимандрит Анфим, игумен Киприяновского монастыря» (– 5): –14) „Матерталы для истории Киприяновского монастыря» (– 6 и 7); – 15) „Материалы для истории инославных исповеданий в Бессарабии (– 8 и 9); – 16) „Журнал секунд – майора фон-Раана о войне при завоевании Молдавии и Валахии в 1787–1790 годах» (отдельным приложением к 1–12); – 17) „Учреждение викариатства для Бессарабии и в Бессарабии. (Историческая справка)». (– 1893 г. 6); – 18) „Пронлаво-Измаильская епархия (Материалы для истории Бессарабской епархии)» 19 и 20); –19) „Воззвание Амфилохия, епископа Хотинского, к архимандриту Киево-Печерской лавры (Зосиме)» 22): –20) „Построение Болгарской церкви в г. Аккермане» (– 1894 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Предисловие В Бозе почивший преосвященнейший Михаил, епископ Курский, незадолго до своей кончины, решил издать в печати все свои академические чтения по св. Писанию Ветхого и Нового Завета, под общим заглавием: „Библейская наука“, в нескольких книгах. За постоянным недосугом, редактировать своих лекций владыка не мог и поручил это дело мне. Приступлено было к переписке лекций с подлинных тетрадей, собственноручно писанных, хотя и четко, но весьма мелко и со многими поправками. Но приблизившаяся неожиданно кончина владыки решительно приостановила дело и грозила намерению владыки остаться неисполненным. Но, при описи имущества почившего, душеприказчики его передали все лекции мне – по указанию присутствовавшего при похоронах архиепископа Литовского, высокопреосвященнейшего Алексия, который, как единственный и самый интимный друг преосвященного Михаила, хорошо знал его намерение в отношении его ученых произведений. Тем не менее, во избежание нареканий, недоумений и т. п., я обратился с просьбой за согласием издать лекции преосвященного Михаила в Киево-Печерскую лавру, которой отказаны его печатные, общедоступные труды. Духовный собор Киево-Печерской Успенской лавры журнальным определением, состоявшимся 20 января и утвержденным его высокопреосвященством, митрополитом Киевским 1 февраля 1893 года, предоставил мне право беспрепятственного издания в печати всех лекций преосвященного Михаила. О чем духовный собор лавры и уведомил меня отношением от 6 февраля того же 1893 года, за 1678. По получении мной известия из лавры о согласии на издание мною лекций преосвященного Михаила, мною скоро было приступлено к пересмотру и переписке, а затем и к печатанию лекций, первоначально по Ветхому Завету, под общим заглавием: „Библейская наука“. Так мною издано уже три книги „Библейской науки“: I. Краткий очерк истории толкования Библии . II. Пятокнижие Моисеево. III. Исторические книги Ветхого Завета. Теперь печатается IV. Учительные книги Ветхого Завета. Изданные книги нашли уже сочувственный отзыв в духовных журналах.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/a...

погибла значительная часть использовавшихся при богослужении книг и возникла потребность в новых. Прот. Димитрий Разумовский упоминает лаврский Ирмологион 1728 г., но не исключено, что в 20-х гг. XVIII в. было неск. подобных изданий (сохр. экземпляры, не совпадающие по тексту). Нотный стан и текст в них написаны от руки, а нотные знаки, ключи и декоративные украшения страниц напечатаны ( Ясиновський. 1994. С. 26). В контексте укр. традиции ирмолойного письма лаврские полупечатные Ирмолои 20-х гг. XVIII в. можно считать экспериментальными: примененная в некоторых из них ромбическая форма нот резко отличается от типовой квадратно-прямоугольной киевской нотации ( Шевчук. 2008). Опыт печати ромбическими нотами западноевроп. вида не получил продолжения, до кон. XVIII в. новых нотных изданий здесь не было. Появление изданий 20-х гг. не повлияло на традиц. графику рукописных Ирмологионов. Выход полупечатных Ирмологионов в Киево-Печерской лавре возобновился в нач. XIX в. (1811, 1820, 1852, 1854 и др.), в них вид нотного письма был возвращен к традиционному (прямоугольная наклонная форма киевской ноты). С кон. XIX в. лаврские певч. книги выходили в виде многоголосных партитур с круглой «итальянской» нотацией. Переложение напева Киево-Печерской лавры Л. Д. Малашкина на 4 голоса вышло в московской литографии В. Гроссе ( Малашкин Л. Д. Литургия св. Иоанна Златоустаго по напеву Киево-Печерской лавры. Ор. 40. М., 1887. М.: Юргенсон, 1898п; он же. Всенощное бдение: (По напеву Киево-Печерской лавры). Оп. 42. М., 1887). Новая редакция Обихода Киево-Печерской лавры была опубликована в 4 ч. лаврского издания (1910; ч. 4 - в 1915), 5-я ч. (Песнопения Пасхи и Цветной Триоди) была издана только в 2002 г. в московском изд-ве «Живоносный Источник». В XIX-XX вв. Львовский ставропигиальный ин-т издавал при Успенском храме (ромбической нотацией) певч. сборники 2 видов: Ирмологионы (1904-1906) и «Гласопеснец» (1893). Практическое и одновременно учебное назначение имел сб. «Псалтихия», составленный сыном прот.

http://pravenc.ru/text/293876.html

На рубеже XIX и ХХ вв. духовно-муз. произведения печатались также в приложениях к журналам. Кроме вышеуказанного ж. «Музыка и пение» приложения выпускали журналы «Хоровое и регентское дело» (одним из наиболее важных изданий является Литургия op. 31 для смешанного хора А. В. Никольского ), «Баян», «Гусельки яровчаты» и др. (см. ст. Журналы церковнопевческие ). В приложении к ж. «Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Синоде» в С.-Петербурге были выпущены «Главнейшие песнопения Божественной литургии, молебного пения, панихиды и всенощного бдения» в переложении для муж. хора С. В. Смоленского (СПб.: паровая скоропечатня П. О. Яблонского, 1893. 3 вып.), «Евангельские стихиры» для 4-голосного хора в переложении В. П. Войденова и «Аллилуиарии» (знаменного распева) в переложении Д. Н. Соловьёва (СПб.: литография П. К. Селиверстова, 1905). Издавались также нотные приложения к ж. «Руководство для сельских пастырей»: напр., в 1887 г. в литографии Гроссе в Москве - «Всенощное бдение: (По напеву Киево-Печерской лавры)» (Op. 42) в переложении Л. Д. Малашкина; к выпуску за 1906 г. там же - «Песнопения литургии св. Иоанна Златоуста» (греческого напева) для 4-голосного смешанного хора в переложении В. Г. Петрушевского ; к выпуску за 1916 г. в типолитографии и нотопечатне Чоколова в Киеве - «Сборник духовно-музыкальных произведений» для смешанного хора без сопровождения под ред. П. О. Гопцуса; в той же типографии к выпускам за 1914-1916 гг.- сборники духовно-муз. произведений, составленные Петрушевским, и т. д. По каталогам крупнейших нотных фондов страны, где хранится духовная музыка (РГБ, РНБ, Нотно-муз. б-ка МГК им. П. И. Чайковского, ГЦММК им. М. И. Глинки и др.), а также по указателю «Список книг, вышедших в России в [определенном] году», библиографическим указателям А. К. Шторха и Ф. П. Аделунга, В. С. Сопикова, М. Д. Ольхина, В. И. Межова, В. В. Сабанина и др., «Книжной летописи», «Нотной летописи» с 1772 по 1923 г. (после этого года в «Книжной летописи» сведения об изданиях духовно-муз. сочинений отсутствуют) выявлено 176 издателей церковной музыки, из них ок. 160 - орг-ции, занимавшиеся изданием и продажей духовно-муз. сочинений (массовые издания, подарочные экземпляры). До кон. XIX в. тираж в издании, как правило, не указывался, поэтому невозможно определить количество экземпляров, напечатанных в ранний период. 1878-1918 годы были самыми продуктивными в нотоиздании церковной музыки: было выпущено 843 наименования общим тиражом 2548 тыс. экз.

http://pravenc.ru/text/293876.html

Эти издания названы репринтными, однако из их текстов последовательно исключены моления за императора. В 1996–1997 гг. те же монастыри переиздали Минеи малого формата (с издания Киево-Печерской лавры 1893 г.), включив в них в качестве приложения ряд новых служб [Людоговский 2003: 503-504]. В 2008 году в малом формате была напечатана Минея дополнительная [МД 2008]. Оцифрованная версия Минеи малого формата и Дополнительной минеи вошла в церковнославянский подкорпус Национального корпуса русского языка http://ruscorpora.ru/ [Добрушина и Поляков 2003]. Таким образом, в современной богослужебной практике Минеи существуют в двух текстовых вариантах. Наконец в 2011 году появилась «Минея общая новомученикам и исповедникам Российским» [МО 2011], куда вошла Служба Собору новомучеников и исповедников Российских, а также общие службы святым, пострадавшим во время гонений советской эпохи. В разделе «Язык и поэтика новых служб» настоящей книги мы остановимся на особенностях поэтики и метафорики текстов, включенных в Минеи в XX – нач. XXI века. 5. Опыты создания истории русского литургического творчества Лишь в самое последнее время мы начинаем наблюдать рост интереса к православной гимнографии, ее истории и поэтике. И это закономерно. На рубеже XX и XXI веков с гимнографическими текстами происходит примерно то же, что веком раньше происходило с иконой. То, что еще совсем недавно казалось чем-то отжившим и неинтересным, вдруг начинает соотноситься с художественной жизнью современности. Чтобы не быть голословными, позволим себе небольшой исторический экскурс. Как известно, интерес любителей старины к русской иконе возник во времена Николая I и был в значительной степени мотивирован «теорией официальной народности». Икона прекрасно подходила на роль того национального православного искусства, которое было востребовано новой идеологией. Тогда же начинается расчистка икон и публикация альбомов отреставрированных образцов . При этом изменилось представление о цвете в древнерусской живописи.

http://bogoslov.ru/article/4562110

Определили: Поручить библиотекарю академии Николаю Колосову выписать означенные в записках книги для академической библиотеки и о последующем представить Правлению академии. XII. Донесение библиотекаря академии Николая Колосова: «Честь имею донести Совету академии о следующих пожертвованиях, поступивших в библиотеку: 1 . От Высокопреосвященнейшего Арсения, Архиепископа Казанского и Свияжского – его сочинения и издания: а) Его «Слова и речи» – 2 книги. б) Обозрение Высокопреосв. Арсением Рижской епархии в 1890, 1892, 1894 и 1895 гг. в) Празднование 25-летия Рижского Петропавловского Православного Братства. г) О миссионерстве вообще и в Рижской епархии особенно. д) Собеседования с именуемыми старообрядцами в г. Риге. е) Православная церковь в г. Кеммерне (Лнфл. губ.) и её нужды. ж) Свято-Троцкая женская община в г. Риге. з) Митавская Симеоно-Аннинская церковь и её освящение 14 ноября 1892 г. —376— и) Митавская Замковая церковь во имя Преображения Господня и её освящение 3 января 1893 г. i) Сказание о Пюхтицкой чудотворной иконе Успения Божией Матери. к) Страдания священномученика Исидора и с ним 72 мучеников в 1742 г. в г. Юрьеве, ныне Дерпте. л) Историко-статистическое описание церквей и приходов Рижской епархии, вып. I и II, ч. I. м) Путеводитель по св. местам Киево-Печерской Лавры, изд. 7-е. н) Выборка из сведений, доставленных Императорскому Московскому Археологическому Обществу православным духовенством по распоряжению Рижского архиепископа Арсения. о) Архимандрита Иоакима и свящ. Вл. Плисса. Высокопреосвященнейший Арсений (Брянцев) , архиепископ Рижский и Митавский, и десятилетнее управление его Рижской епархией; в двух экземплярах. 2 . От Преосвященного Димитрия, епископа Тверского – «Месяцеслов святых, чтимых всею русскою Церковью и местно», вып. 6-й (февраль). 3 . От Преосвященного Николая, епископа Алеутского, – его «Проповеди». 4 . От епископа Никанора Ружичича – его сочинения: а) «Die russisch-orthodoxen Heiligtümer in d. Städten Weimar und Wiesbaden», б) «Kirchlich religiöse Leben bei d. Serben» и в) «Gross Zupan Stephan Nemanja».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Во 2-й пол. XIX в. возникла иконография «Собор святых жен, просиявших в Русской земле». На хромолитографии из ц. во имя ап. Иоанна Богослова подворья Леушинского мон-ря в С.-Петербурге представлено шествие св. жен (справа налево), во главе к-рого кнг. равноап. Ольга, за ней в числе других Е. Икона была обретена в 2002 г. в дер. Дмитриево Череповецкого р-на Вологодской обл. на берегу Рыбинского водохранилища, возможно происходит из Леушинского мон-ря (см.: Рус. жены-мироносицы: Обретение уникальной иконы//Леушино: Газ. 2004. 8(85). 25 апр. С. 1-2). Прп. Евфросиния Полоцкая. Икона. Нач. ХХ в. (частное собрание) Прп. Евфросиния Полоцкая. Икона. Нач. ХХ в. (частное собрание) Образ Е. неизменно вводился в композицию «Собор Киево-Печерских святых», к-рая со 2-й пол. XVIII в. получила большое распространение в иконописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (15 гравюр с этим сюжетом указаны Д. А. Ровинским - Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-633. 1505-1520; Т. 4. С. 761-763. 1505а, 1517). Обычно фигура Е. в клобуке, со сложенными на груди руками, с четками помещена крайней справа в 1-м ряду, в группе преподобных, мощи к-рых почивают в Дальних пещерах, напр. на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР); в иконописном среднике 2-й пол. XIX в. 3-створчатого складня (ЦМиАР); на ростовской финифти в форме овала сер. XIX в. (ЦМиАР, см.: Рус. эмаль XVII - нач. XIX в.: Из собр. музея им. Андрея Рублева. М., 1994. С. 127-129, 227-228. Ил. 160-162); на большой эмалевой иконе 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии); на раскрашенном офорте 1-й четв. XIX в. (РГБ); на раскрашенной литографии 1883 г. из мастерской А. Абрамова в Москве (ГРМ, см.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. [СПб.], 1997. С. 169); на тоновой литографии 1893 г. и хромолитографии 1894 г. издания Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ) и др. На хромолитографии 1890 г. В. Васильева (Москва) (РГБ) Е. представлена во 2-м ряду правой группы святых; аналогичная иконография на хромолитографии 1882 г. (мастерская Кона и Одерфельда в Ченстохове) (РГБ). На иконе 2-й пол. XIX в. из собрания В. А. Бондаренко («И по плодам узнается древо...»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. оплечный образ Е. в схиме находится в верхнем ряду правой группы 1-й от центра. На живописной иконе «Собор преподобных отец, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия» (1890), выполненной в лаврской мастерской (находится при нижнем входе в Дальние пещеры), фигура Е. со сложенными на груди крестообразно руками помещена в 1-м ряду слева.

http://pravenc.ru/text/187879.html

Источниками для изучения предполагаемой Несторовой Летописи служат – Повесть врем. лет и Печерский Патерик. В повести вр. л. Сказание читается под 1051 годом 79 , Слово о первых черноризцах Печерских – под 1074, а о перенесении мощей – под 1091-м. Что касается Печерск. Патерика, то в (первоначальной) основной его редакции, как увидим после, читается одна только летописная статья – Слово о первых черноризцах Печерских, в том виде, в каком она сохранилась и в Повести вр. л. Сказания о начале Печерск. монастыре нет и в некоторых списках Арсениевской редакции Патерика, напр. Берсеньевском 80 и Казанск. дух. Академии 81 ; за то в других 82 оно читается с тою особенностью, что в тексте, как мы уже упоминали, нет слов «к нему же и аз придох».., после: « же живущу в монастыри... и всякого приходящааго к немоу»... Не целиком вошло в эту редакцию Патерика и Слово о первых черноризцах Печерск.: в одних рукописях 83 находим рассказ о Дамиане и Иеремии, а в других – только о Дамиане 84 . Наибольший интерес при изучении Несторовой Летописи представляют Кассиановския редакции Печерск. Патерика: первая и вторая. Последняя имеет целый ряд характерных особенностей и по сравнению с первой. Она же легла в основу всех позднейших изводов Печерск. Патерика: Иосифа Тризны 85 , Каллистрата Холошевского 86 , Сильвестра Коссова и славянских печатных изданий. Не много исторически–достоверных сведений имеется и о св. Симоне 87 . Постриженник Киево–Печерской обители, он был сначала игуменом Владимирского Рождество–Богородицкого монастыря 88 и духовником великой княгини, супруги Всеволода Юрьевича 89 , а потом – епископом Владимирским и Суздальским. Заняв великокняжеский престол, Юрий Всеволодович не пожелал быть в церковной зависимости от Ростова 90 – и в 1214 г. «посла Симона игумена от Рожества пречистыя Богородицы в Киев к Матфею Митрополиту Киевскому и всеа Русси ставитися в епископы в Суздаль и в Володимерь, и поставлен бысть в Суздаль и в Володимерь в епископы» 91 . Через год начались княжеские междоусобия, кончившиеся тем, что Юрий вынужден был удалиться в «Радилов градец», уступив «великое княжение Володимерское и Ростовское» старшему брату Константину Всеволодовичу: помолившись в церкви Пресв. Богородицы и поклонившись праху отца, князь «вниде в суды с епископом Симоном, и со княгинею, и с детми своими, и с людми, и с малою дружиною своею, и пришел вниде в Радилов градец» 92 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010