Е. изображается в композиции «Собор Киево-Печерских святых», в левой группе преподобных Ближних пещер (за прп. Антонием Киево-Печерским), обычно как средовек с непокрытой головой (клобук на плечах), русыми волосами и небольшой бородой. Он представлен, как правило, в 6-м ряду крайним справа, напр. на иконе 2-й пол. XIX в. (СГХМ), на эмалевом образе 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия), на тонолитографии 1893 г. и хромолитографии 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ - волосы на прямой пробор, окладистая борода, надпись на нимбе: «пр. Eллaдiй затворн.»). На раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ) святой поименован как «пр евлагги зат», на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) - как «пре ebлapiй затв.». На раскрашенной гравюре 1-й четв. XIX в. (РГБ) он показан в клобуке, повернувшимся к прп. Алексию Киево-Печерскому (надпись: «пре ebлapiu»). На раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ) Е.- 3-й слева, в клобуке, надпись: «пре. Eллaдiu». На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ) фигура Е. расположена в нижней части композиции в группе чудотворцев Ближних пещер, как и на списках образа 1997, 2002 гг. (ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках, ц. Воскресения Христова в Сокольниках в Москве) и др. Е. с непокрытой головой и руками возле груди (десница развернута ладонью) вместе с образами преподобных Онисима и Аммона Киево-Печерских введена под 4 окт. в лицевые святцы рус. святых, созданные мон. Иулианией после 1959 г. в виде прорисей (частное собрание). Лит.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-633. 1505-1520; Т. 4. С. 761-763. 1505а, 1517; Рус. мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 169; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; «Аз есмь Путь…»: Святыни путевые и паломнические: Кат. выст. Саратов, 2005. Кат. 45. Ил.; Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: Кат./Сост.: Л. И. Алёхина и др. М., 2006.

http://pravenc.ru/text/189883.html

Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 175; [Евгений (Болховитинов), митр.]. Описание Киево-Печерской лавры. К., 18473. С. 110, 293; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 345; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 18-19; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. 1896. Янв. С. 143-144; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 40. М. В. П. Иконография Описание облика М. есть в Строгановском толковом иконописном подлиннике (т. н. Клинцовском подлиннике) кон. XVIII в. (без указания памяти, в Соборе Киево-Печерских святых): «Сед, плешив аки Никола, на плечах клобук черной, руки у сердца, длани вверх, ризы преподобническия, узлом связаны, испод бакан, правою ногою стоит впрям» (кон. XVIII в.; БАН. Строг. 66. Л. 313 об.- «правая страна», 43-й). Над ракой со св. мощами М. в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры находится икона, созданная в лаврской иконописной мастерской под рук. иером. Иринарха в 40-х гг. XIX в. (под записью кон. ХХ в.). Святой представлен в мантии, с куколем на голове. У него темно-каштановая окладистая средней длины борода. Ладонь левой руки прижата к груди, на запястье - четки; ладонь правой руки лежит поверх левой. В композиции «Собор Киево-Печерских чудотворцев» образ святого находится в левой группе преподобных Ближних (Антониевых) пещер. Оглавное или оплечное (реже) изображение М. помещалось в 12-м снизу ряду левой группы преподобных, 2-м от края. Это расположение, как и типологические черты образа М., изображаемого с непокрытой головой, седым, является постоянным для данной композиции. Причем окружение святого может меняться. Так, на ранних памятниках М. представлен между преподобными Варлаамом Трудолюбивым и Еразмом: напр., на гравюрах И. Гошемского (работал в типографии Почаевской лавры, 2-я треть XVIII в.), М. Н. Нехорошевского (сер. XVIII в.), И. Кончаковского (1771, 1774), В. Белецкого (1751; 1756, РГБ) - волосы седые, слегка вьющиеся, лоб с залысинами, ладонь правой руки обращена к центру. На литографии 1893 г., выполненной в типографии Киево-Печерской лавры (ГЛМ), М. изображен так же и в том же ряду, но между преподобными Анатолием и Еразмом.

http://pravenc.ru/text/2561298.html

Петр (Другов Алексей Николаевич), еп. Смоленский и Дорогобужский Родился 13 марта 1858года в Москве. Первоначальное образование получил в 2-й Московской гимназии. В 1881 году окончил Московский университет по историкофилологическому факультету со степенью кандидата. В 1883 году сдал экзамен на магистра русской словесности. 23 марта 1884 года пострижен в монашество. 7 апреля рукоположен во иеродиакона, а 3 июня – во иеромонаха. В этом же году выдержал экзамен в Московской духовной академии на степень кандидата богословия и оставлен при академии. 28 янв.1885 года – инспектор Вифанской духовной семинарии. 27 янв.1889 года назначен ректором Владимирской духовной семинарии, 12 февраля возведен в сан архимандрита. 1891 г. – исполняющий обязанности инспектора Московской духовной академии. 23 апр.1892 года – ректор Киевской духовной семинарии. 19  сент.1893 года хиротонисан во епископа Сухумского. Хиротония состоялась в Успенской церкви Киево-Печерской Лавры. 17 янв.1895 года – епископ Сумский, вик. Харьковской епархии. 20  мая 1899 года – епископ Смоленский и Дорогобужский. 15 февраля 1908 года уволен на покой по болезни в Новоиерусалимской Воскресенский монастырь. Скончался в 1917–1913 годы. Литература: «Церк.Вед.» 1893, стр.285. -“- 1894, 20, стр.192. -“- 1895, 3, стр.21. -“- 1899, 23, стр.209. -“- 1908, 9, стр.45. «Приб. к «ЦБ» 1891, стр.1427. -“- 1893, 40, стр·1441–1442· “Церк.Вестн.” 1891, 15, стр.235. 1895, стр. 115. “Мисс.Календ.” 1907, стр.137/ “Состав Св.Прав.Всер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1917 год”, стр.352–353. “Списки архиереев Иерархии Всерос.» СПБ, 1896, 543, стр.82 и У. Булгаков, стр.1413, 1416. БЭС m.II, стб.2082, 2134. ФAMII, стр.8. Примечание : В Богословской Энциклопедии изд.Сойкина (БЭС) m.II, стб.2134, епископ Петр значится под фамилией Дроздов. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 5. Назарий (Андреев) – Руфим (Троицкий). – 1987. - 504 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

XVIII в. Иосифа Гочемского, гравюра 1771/74 г. работы Иоанна Кончаковского и ее копия 1821 г. работы Герасима Проценко (Там же. Кн. 3. С. 621-633. 1505-1518; Кн. 4. С. 761-763. 1505а, 1517), раскрашенная гравюра 1-й трети XIX в. (ГЛМ), офорт 1-й четв. XIX в. (РГБ), тонолитография 1893 г. (ГЛМ), хромолитография 1894 г. (ГЛМ, РГБ) и мн. др. В иконописи наиболее ранней соответствующей традиц. схеме иконографии «Собор Киево-Печерских чудотворцев» расширенного извода является икона 1766 г. (Харьков (частное собрание)); примеры икон: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ; см.: Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117); 1-й трети XIX в. (КБМЗ); сер. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове); 2-й пол. XIX в., ЦМиАР, в т. ч. на эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский монастырь, Финляндия). Вариант изображения П. в данной композиции: с покрытой клобуком головой, устремленным вверх взором святой представлен на иконе посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ - Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28). В полноте лет, с легкой проседью в бороде, с куколем на голове (просматривается схима) П. показан на иконе «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия» (1890), созданной в мастерской Киево-Печерской лавры и находящейся при нижнем входе в Дальние пещеры; полуфигура - в легком развороте влево. В монументальной живописи образ П. включен в роспись галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (художники иеродиаконы Паисий и Анатолий, кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010): в группе Киево-Печерских святых XIV в. (расположены в алфавитном порядке. П.- между преподобными Нестором некнижным и Паисием), видна лишь покрытая куколем опущенная голова, у святого - темно-каштановая борода без проседи. Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп.

http://pravenc.ru/text/2581807.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство ОШКИ муж. мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи (X-XVI вв.) Ишханской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ПАВЕЛ (Конюскевич (Канючкевич) Петр; 1705 - 1770), митрополит Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 4 нояб., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 28 авг. в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих,15 июля - в Соборе Киевских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Галицких святых) ПАВЕЛ (XIII-XVII вв.?), Киево-Печерский, Послушливый, прп. (пам. 10 сент., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ПАВЕЛ (X в.), прп. Ксиропотамский (пам. 28 июля - в Соборе Афонских преподобных), предполагаемый основатель мон-ря Ксиропотам ПАВЕЛ (1317-1429), основатель Павлова Обнорского во имя Святой Троицы мужского монастыря, прп. (память 10 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ПАВЕЛ I ИСПОВЕДНИК († 350 или 351), свт. (пам. 6 нояб.; пам. зап. 7 июня), еп. К-польский; занимал кафедру трижды (ок. 336/7 или 340-341, 342, 346-350), видный представитель правосл. партии в арианских спорах ПАВЕЛ (Моисеев Иван Яковлевич; 1849-1918), архим., прмч. (пам. 17 сент., в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ [Анба Була] († 40-е гг. IV в.), прп. (пам. 15 янв.; пам. копт. 2 амшира (27 янв.); пам. зап. 10 янв.) ПАВЛОВЕЦ Никита Иванов Ерофеев († 24.03.1677), иконописец, жалованный мастер Оружейной палаты Московского Кремля ПАИСИЙ (Гавренев Павел Иванович; 1397 (?) - 1504), Угличский, прп. (пам. 8 янв., 6 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых - 23 мая и в Соборе Тверских святых - в 1-е воскресенье после 29 июня) ПАИСИЙ (Яроцкий Прокопий Григорьевич; 1821 - 1893), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры, прп. (пам. 17 апр. и в Соборах Киевских и Полтавских святых), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры

http://pravenc.ru/rubrics/123062_53.html

Алексий (Готовцев), еп.Рыльский, вик.Курской епархии Родился в 1891 году в семье протоиерея Димитрия Готовцева Донской епархии. В 1916 году окончил Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом. В 1916 году пострижен в монашество в Киево-Печерской Лавре и рукоположен во иеромонаха. Был благочинным и членом Духовного Собора Лавры. До закрытия Академии занимал должность помощника инспектора в Киевской Духовной Академии. Его духовным отцом был иеромонах Алексий (Шепель), знаменитый подвижник Киево-Печерской Лавры. В 1920 году был наместником Киево-Братского монастыря в сане архимандрита. 8.V.1921 хиротонисан во епископа Звенигородского, вик.Киевской епархии (с настоятельством в Михайловском Златоверховском монастыре). С 1923 по 1927 г. – епископ Серпуховский, вик.Московской епархии. С II.1926 до IV.1927 временно управлял Московской епархией. С IV.1927 епископ Рыльский, вик. Курской епархии. В 1928 году временно управлял Курской епархией, будучи епископом Рыльским. С 1932 года епархией не управлял, но проживал в Москве и состоял на гражданской службе. Скончался в 1936 году в Москве. Погребен на Пятницком кладбище. Скончался в страшных мучениях от ползучей экземы. Отпет был, как мирянин. О судьбе епископа Алексия старые монахи Киево-Печерской Лавры передают предсказание иеромонаха Алексия (Шепеля) так: «Когда старца спросили, какова будущность этого молодого монаха-студента Академии? Он ответил: – будет Московским митрополитом, но потом... и старец с видом ужаса, закрыв лицо руками, добавил: – не хочу говорить». На основании этого предсказания, среди братии Лавры ходили разговоры, основанные на слухах, что еп. Алексий, якобы, женился, имел двоих детей и, наконец, где-то умер... от проказы. Все это, конечно, очень сомнительно. Литература: ФПС I, 116, стр.5· ФПС III, cmp.I. ФАМ I, 12, стр.2. Заметки и дополнения Е.М. 13. Исправления и дополнения A.A. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Сергий (Ланин Константин Иванович), архп. Ярославский и Ростовский Родился 20 июля 1852 года в семье купца г. Москвы. Окончил Московскую гимназию и Московскую духовную семинарию. В 1878 году поступил в Московскую духовную академию. В 1860 году, будучи студентом, принял монашество. 16 июня 1882 года рукоположен во иеромонаха. В этом же году окончил академию со степенью кандидата богословия и назначен смотрителем Дмитровского духовного училища. В 1884 году – соборный иеромонах Московского Донского монастыря. С 1885 года – ректор Костромской духовной семинарии в сане архимандрита. С 1890 года – ректор Симбирской духовной семинарии. С 1893 по 1896 год – наместник Киево-Печерской Лавры. 2 июня 1896 года хиротонисан во епископа Уманского, вик. Киевской епархии. Хиротония состоялась в Успенской церкви Киево-Печерской Лавры. 16 марта 1902 года – епископ Псковский и Порховский. 5 дек.1903 года возведен в сан архиепископа и назначен архиепископом Ярославским и Ростовским. Скончался 5 августа 1904 года. Погребен в Ярославском кафедральном соборе. Оставил о себе добрую память своей энергичной деятельностью на пользу епархии. Усердный и благоговейный совершитель службы Божией, ревнитель чинности и благолепия церковного. Труды: „Беседы по поводу недоразумений, касающихся Православной Церкви, высказанные в письме неизвестного” Киев, 1902. «Речь Высокопреосв. Феогносту, митр. Киевскому и Галицкому». ТКДА, 1900, окт., стр.141. «Высокопреосв. Феогност, митр. Киевский и Галицкий. Его кончина и погребение». Киев, 1903. Литература: “Церк. Вед.” 1896, 19–20, стр.163. -“- 1898, II, стр.53. -“- 1902, 12, стр.61. -“- 1903, 50, стр.391. «Приб. к «ЦВ» 1903, 50, стр.1975–1976. -“- 1904, 5, стр.169–172. -“- 1904, 8, стр.269, 312. Булгаков, стр.1403, 1410, 1418. БЭЛ т. II, стб.1936, 2404. БЭЛ т. Х, стб.622. «Душеп. Собес.” 1891, вып. XII, стр.376. «Юбилейный сборник» 1915, стр.181. «Русск. Паломн.» 1904, 2, стр.32–33. - " - 1904, 34, стр.589. «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1904 год», стр.76–77. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви ПАИСИЙ Паисий (Величковский Петр; 1722 - 1794), архим., писатель, переводчик, прп. (пам. 15 нояб., во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), архим., писатель, переводчик ПАИСИЙ (Гавренев Павел Иванович; 1397 (?) - 1504), Угличский, прп. (пам. 8 янв., 6 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых - 23 мая и в Соборе Тверских святых - в 1-е воскресенье после 29 июня) ПАИСИЙ (Яроцкий Прокопий Григорьевич; 1821 - 1893), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры, прп. (пам. 17 апр. и в Соборах Киевских и Полтавских святых), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры ПАИСИЙ ВЕЛИКИЙ Паисий Великий (IV - нач. V в.), прп. (пам. 19 июня; пам. копт. 8 эпепа/абиба (2 июля)), егип. подвижник ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1924-1994), церковный деятель, проповедник, писатель, один из наиболее известных монахов и духовных наставников Св. горы Афон кон. XX в. , прп. (пам. 29 июня) ПАИСИЙ ХИЛАНДАРСКИЙ (Хилендарский)(в миру Петр или Пенко; ок. 1722 - после 1775), прп. (пам. 19 июня), болг. иером., просветитель ПАКТОВИЙ мч. Севастийский (пам. 3 нояб.) - см. в ст. Евдоксий, Аттик, Агапий, Катерий и др. мученики Севастийские ПАЛАМОН (III-IV вв.), прп. (пам. в Неделю всех преподобных отцов; пам. греч. 12 авг.; пам. зап. 25 янв.; пам. копт. 30 тобе (25 янв.); пам. эфиоп. 17 сане (11 июня)), египетский подвижник, наставник прп.Пахомия Великого ПАЛЛАДИЙ (ок. 364 - между 420 и 430), еп. Еленопольский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) ПАЛЛАДИЙ Иванович Попов (1879 - сент. 1937), свящ., сщмч. (пам. 10 сент., в Соборе Коми святых и Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАЛЛАДИЯ мц. (пам. 24 мая) - см. ст. Мелетий Стратилат, Стефан, Иоанн, Серапион Египтянин, Каллиник волхв, Феодор, Фавст ПАМВА (ок. 303 - 373/4), прп. Нитрийский (Египетский) (пам. 18 июля; пам. зап. 1 июля), подвижник и наставник монахов ПАМВА (Памво; 2-я четв. XIII - 1-я треть XVII в. (?)), прп. (пам. 18 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, иером., затворник, Послушливый, в Дальних пещерах почивающий

http://pravenc.ru/rubrics/122336_75.html

1875. 1. С. 1-6; 3. С. 95-102; 4. С. 131-138; 6. С. 213-221; 10. С. 343-351; 13. С. 423-433; 24. С. 814-821; Киево-Печерская обитель в XVI и нач. XVII ст.//Там же. 1876. 1. С. 1-13; 3. С. 91-107; О составе б-ки Петра Могилы//Там же. 8. С. 253-262; Библиогр. замечания о нек-рых старопечатных церк.-слав. книгах, преимущественно кон. XVI и XVII ст.//ТКДА. 1876. 1. С. 121-161; 2. С. 359-398; По поводу 2 сообщ. о кн. К. И. Острожском//Там же. 1877. 10. С. 182-191; Мат-лы для истории Западнорус. правосл. Церкви (XVI и XVII ст.)//Там же. 1878. 1. С. 197-219; 3-12. Прил. С. 17-416; Попытки к соединению униатов с православными, бывшие в 1-й пол. XVII ст.//РукСП. 1878. Т. 1. 2. С. 56-65; 6. С. 171-178; 14. С. 471-483; О первых временах Киево-Богоявленского братства и школы при нем//ТКДА. 1882. 3. С. 233-254; О начале книгопечатания в Киеве//Киев. старина. 1882. 6. С. 381-400; Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники. К., 1883. Т. 1; 1898. Т. 2; О первопечатных церк.-слав. книгах, изданных в Кракове, 1491 г.//ТКДА. 1884. 2. С. 257-268; По поводу рец. в ЖМНП на кн.: Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники. Т. 1//Там же. 3. С. 416-484; Древние и новые сказания о начале Киев. акад.//Киев. старина. 1885. 1. С. 85-116; К биогр. фундаторши Киево-Братского мон-ря Е. В. Гулевичевны и ее ближайших родственников//ТКДА. 1886. 9. С. 4-42; Очерки из истории КДА за XVIII ст. К., 1889; В защиту Киевского митр. Петра Могилы//Киевские ЕВ. 1893. 9. С. 227-239; 10. С. 258-267; 11. С. 282-298; Западнорус. Церковь при митр. Петре Могиле//Киев. старина. 1898. 1. С. 1-34; 2. С. 240-264; 3. С. 397-420; 4. С. 26-50; 5. С. 202-221; 6. С. 309-346; Неизвестное полемич. соч. против папских притязаний в Юго-Зап. России (1633 г.)//ТКДА. 1899. 2. С. 300-341; Гедеон Одорский: (Бывш. ректор Киев. акад. в нач. XVIII ст.)//Там же. 1900. 10. С. 147-190; 12. С. 567-628; Киев. акад. в кон. XVII и нач. XVIII ст.//Там же. 1901. 11. С. 306-407; Неск. страниц из новейшей истории КДА. К., 1907; 800-летие Киево-Михайловского Златоверхого мон-ря//В память 800-летия Киево-Михайловского Златоверхого мон-ря.

http://pravenc.ru/text/165309.html

Прп. Илия Муромец. Икона. 1992 г. Иконописец И. в. Сухов (ц. мучеников Гурия, Самона и Авива в Карачарове) Прп. Илия Муромец. Икона. 1992 г. Иконописец И. в. Сухов (ц. мучеников Гурия, Самона и Авива в Карачарове) И. М. представлен в композиции «Собор Киево-Печерских святых» в левой группе, за прп. Антонием Печерским, в ряду чудотворцев Ближних пещер. Наиболее ранней (кон. XVII - нач. XVIII в.) является гравюра на меди Иосифа Гочемского (монограмма I. g.; работал в тип. Почаевской Успенской лавры) из собрания Д. А. Ровинского (ГМИИ, см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 621-623), на которой святые предстоят образу Успения Богородицы, в центре изображен собор Киево-Печерской лавры. Изображение И. М. присутствует на повторениях данной гравюры, напр. В. Белецкого 1751 г., М. Нехорошевского XVIII в., И. Кончаковского 1771, 1774 гг., Г. Проценко 1821 г. и др. (РНБ, ГМИИ; известно более 15 гравюр и ряд литографий). Как правило, святой помещен в 4-м ряду 4-м слева, с непокрытой головой или в некоторых случаях в клобуке. Представлен средовеком или старцем с окладистой бородой, с волосами на прямой пробор, в надписи нередко именуется «Муромец» - гравюры (в т. ч. с раскраской), кон. XVIII - 1-й трети XIX в., тоновые и хромолитографии 1893 и 1894 гг. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ). На раскрашенной литографии А. Абрамова 1883 г. (ГРМ) И.- 3-й слева в 4-м ряду (Рус. мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 169). Известны иконы, складни, эмали с изображением Собора Киево-Печерских святых XVIII-XIX вв., близкие по иконографии к эстампам. К ним относится, напр.: икона посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ - Иркутские иконы: Кат./Сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28) - И. без клобука, с проседью; образ 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) - с вьющимися русыми волосами и большой бородой; палехская икона 1-й пол. XIX в. (частное собрание); киевская икона XIX в. ( Хведченя. 2005. Вкл.); образ посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Женеве). На иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание, см.: «И по плодам узнается древо...»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. святой с именем Uлiя представлен в правой части (за прп. Феодосием, но рядом с др. подвижниками Ближних пещер) в 4-м ряду 2-м от центра, в клобуке, с русой бородой. Его образ имеется на большом эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский монастырь в Финляндии).

http://pravenc.ru/text/389413.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010