555 Ad Eust.//GNO. III.1. P. 14.18–15.3; cp. Ad Abl.//GNO. III.1. P. 44.7–16; 49.4–7; 50.13–51.6. 569 C. Eun. III.2.36.1–7; cp. Ref. conf. Eun. 101.3–5; 135.6–10; 165.8–166.1; Adv. Maced.//GNO. III.1. P. 100.3–11; De an. et res.//PG 46. Col. 41BC. 572 In Hex.//PG 44. Col. 69A; cp. C. Eun. II.1.228.9–229.6; De an. et res.//PG 46. Col. 124B; In Cant. VIII//GNO. VI. P. 255.13–17. 578 Adv. Maced.//GNO. III.1. P. 100.7–11; cp. Ad Abl.//GNO. III.1. 47.24–48.2; 48.20–49.1; 49.20–50.5; 50.13–51.21; Ref. conf. Eun. 101.3–5. 588 См. De tridui spatio//GNO. IX. P. 286.1–9; In Hex.//PG 44. Col. 85C; 120AB; См. также Несмелов. С. 345–346; 350–353. 602 См. In Hex.//PG 44. Col. 76D; Or. Cat. 6.7–17; C. Eun. I.1.295.1–8; In Cant. VI//GNO. VI. P. 173.7–174.20; De inf.//GNO. III.2. P. 78.2–7. 603 To есть человеческую, См. De or. Dom. IV//Oehler. S. 274.1–10; De an. et res.//PG 46. Col. 69D–72A; V. Moys. II.209). 621 См. In Cant. VI//GNO. VI. P. 173.7–174.20; C. Eun. I.1.271.1–272.1; 273.1–275.1; De op. hom. 16; Or. Cat. 21.6–10; См. также Несмелов. C. 311–313. 626 См. C. Eun. I.1.306.5; II.1.391.1; III.10.11.4–12.1; De or. Dom. IV//Oehler. S. 274.25–276.6; Adv. Apoll.//GNO. III.1. P. 152.2–4; In Cant. II//GNO. VI. P. 55.3–8; Or. Cat. 6.78–79. 635 In Cant. XV//GNO. VI. P. 445.13–446.1; cp. C. Eun. I.1.307.1–4; 310.1–311.6; 313.7–9; In Cant. VI//GNO. VI. P. 182.6–9. 658 Or. Cat. 6.30–42; ср. De or. Dom. IV//Oehler. S. 274.1–23; De inf.//GNO. III.2. P. 78.1–79.2; De op. hom. 2; 8; 16; De an. et res.//PG 46. Col. 60AB; In Cant. II//GNO. VI. P. 333.13–334.2. 668 См. Or. Cat. 5.67; De beat. III//PG 44. Col. 1225D; In Cant.//GNO. VI. P. 448.1–2; De op. hom. 11; 12; 16; См. также Несмелов. С. 384. 672 Or. Cat. 5.66–68; cp. De beat. III//PG 44. Col. 1225D–1228A; V//PG 44. Col. 1253D; In Cant. XV//GNO. VI. P. 448.1–2; De op. hom. 16. 675 См. De op. hom. 4, 5, 9; 11; 16; Or. Cat. 5.100–110; In Cant. II//GNO. VI. P. 55.3–7; См. также Daniélou. 1944. P. 54; Несмелов. C. 385–386. 685 См. De op. hom. 16–17; In Cant. VII//GNO. VI. P. 213.1–9; De virg. IV.8.9–15; подробнее См. ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

За сим из последних изданий – Tertulliani opera, quae supersunmю omnia. Edidit F. Oehler. Lipsiae 1851–54, в трех тома; третий тем содержит cmamьu–dissermamiones: Jac. Pamelii–Vita Tert. P. Alix–Vima TerL Nic. le Nourry-Apolog., ad Nationes, et unam ad Seapul. dissert. Laur. Mosheïm disquisit. Chronolog. Got. Centnerus-omnia in Montanismo scripta. Jo. Aug. Noesselt–de Vera aetate. Semler–de Varia et incerta indole librorum. Joh. Kaze–de Tertull. et ejus script. Oehler, кроме того, в заключение издал в Лейпциге небольшое собрание текстов. TeHulUam opera ex recensione Aug. Reifferseheul et Georgii Wissma. Pars I. Viudoboaae, Pragne, Lipsiae. 1890. Как vol. XX. Corpus’a scriptor, ecclesiastic. lat Oehler’ckoe издание, как мы уже заметили, до появления нового издания Reifferscheid Wissowa, заслуживает полнейшего внимания и может служит образцовым текстом. F. Отдельные издания I. Apologeticum. Venetiis, per Bernardinum Benalium, без года (1483). Mediolani per Uldericum Senizinzeler. 1493. Вместе с Лактанцием : Венеция, 1494, Париж, 1500 и далее 1502, 1509, 1511, 1513, 1515. 1535. Apologet, cum commentar. Desiderii Heraldi. Parisiis. 1613. Apologetic. et ad. Scapul. liber вместе с Oct. Minue. Felix’oм Cantabrigiae. 1686. Apologetic. ed. S. Havercampius. Lugd. 1718. Apolog. ed. Ritter, Elberfeld. 1827. Apolog. et ad Nationes libri duo, ed. F. Oehler. Halae 1849. Apolog. ed. Joh. Kavser, Padeborn. 1865. Apolog. ed. T. Herbert. Bindley. Oxford. 1889. II. De Praescriptionibus adv. haeret. Parisiis (apud Wechelum). 1561. Coloniae, 1601. Cracoviae, 1605. Bruxellii (eum scholiis Christ. Lupi). 1675. Romae. 1702 и 1769. Salisburgi. 1752. In Assisi. 1784. III. De Pallio. Lugduni Batav. 1595. Parisiis. 1600 (cum notis et. interpet gallica). Parisiis. 1614. Parisiis. 1622; Claudius Salmasius recens. Относительно спора, возникшего между этим и Anton. Kerkoemius’oм по поводу текстов, см. Ebert, Allgem. Bibliogr. Lexikon, Nr. 22574. Lugduni. 1626. Lugduni Batav. 1656. IV. Ad Nationes. Genevae. 1625 (cum notis Jac. Gothofredi).

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

174  Advers. Marcion. IV. 22 (Migne II. 413) „Gratiae convenit ecstasis, id est amentia. In Spiritu enim constitutus, praesertim quum gloriam Dei conspicit, vel quum per ipsum Deus loquitur, necesse est excidat sensu, obumbratus scilicet virtute divina”. Ср. de anim. cap. 6. Кроме того, об этом, вероятно, говорилось в трактате Тертуллиана „de ecstasi”, который утерян. Ср. Alzog. Patrologie. Aufl, 3. Seit 183 и у блаж. Иеронима в „Catalogus scriptorum”. 178  Филарет, архиепископ Черниговский. Историческое учение об отцах Церкви. СПб, 1882 стр. 57. Ср. praefacio Marini (М. VI. стр. XIV. р. 188). 180  Eccles. Histor. о Милтиаде Lib. V. 17; об Аполлонии: V. 18; О Серапионе: Lib. V. 19. Бл. Иероним отождествляет анонима с Родоном, который составил: „Adversum Phrygas insigne opus: temporibusque Commodi, et Severi flornit”. Lib. de vir. illustr; cap. XXXVII. T. II p. 863 (Edit. Vallars. Veron. 1734); Ср. cap. XXXIX. 865. См. также Routh „Reliquiae Sacrae” T. II. p. 195; t. I p. 437. 184  Hom. XVII, 14. (Editio Coteler. T. I.) Hom. XVII. 18 (у Coteler; p 743). Слова его, несомненно, направлены против монтанистов. (Ср. Schliemann. De Clementinen nebst den verwandten Schriften und der Ebionismus. p. 547). 188  По Даушу, Афинагор и Феофил представляли состояние пророков пассивным. См. его „Die Schriftinspiration” P. Dausch. Freiburg. 1890 Seit. 50.51. 191  De anima, cap. 24 (T. II. Editio Oehler. p. 594): „Multa documenta divinationem animae probaverunt. Sed nec quisquam hominum non et ipse aliquando praesagam animam suam sentit aut ominis aut periculi aut gaudii augurem” Ad. Marc. II, 9. (T. II. Editio Oehler. p. 95). „In hoc erit imago minor veritate et afflatus spiritu inferior, habens illas utique lineas. Dei qua immortalis anima qua libera et sui arbitrii, qua praescia plerumque, qna rationalis, capax intellectus et scientiae”. 197  Мнение Рудельбаха о взглядах апологетов на состояние св. писателей – самопротиворечиво. С одной стороны, он позволяет себе говорить о пассивности, с другой – о полноте жизни. См. Zeitschrift für die gesamte luth. Theol. 1840. Quart. I. Seit. 27.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

82 Chr. Schoettgenii Horae II, p. 963=Jesus der wahre Messias, S. 734, F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 334=Judische Theologie, S. 349. Brooke Foss Westcott, An Introduction to the Study of the Gospels, London 1888, p. 143. Cp. Трактат I, стр. 48 к прим. 97. 83 F. Weber, Die Lehren des Talmud. S. 334=Jüdische Theologie, S. 348. Oehler †(v. Orelli) в «Real-Encyklopdie» IX, S. 665. A. Edersheim, The Life and Times of Jesus I, p. 169. 84 S. Schechter, The History of Jewish Tradition в «Studies in Judaism», р. 245: согласно иудейской традиции «во дни Мессии Израиль опять получил свою национальную независимость». Ср. J. Hamburger, Real-Encyclopadie des Judenthums III, 3, S. 17. Prof. E. Schürer, Die Predigt Jesu Christi in ihrem Verhaltniss zum Alten Testament und zum Judenthum. Darmstadt 1882, S. 9. Н. Переферкович, Талмуд I, стр. 80. Подобные воззрения выражаются и в апокрифических иудейских памятниках, где рисуется лишь «теократия, господствующая над миром, имеющая свой центр в Иерусалиме и воплощенная в избранном народе, возвышенная до абсолютного преобладания. Химера политического величия заставляла забывать или даже презирать все ожидания характера менее земного» (Eug. de Faye, Les Apocalypses juives, p. 74). Так, и в Псалмах Соломона говорится, что Мессия ниспровергнет господство язычников, сокрушит нечестивых правителей и изгонит надменных грешников из наследия Божия, а затем оснует всемирное царство Израиля на фундаменте мудрости и справедливости: см. H. Ed. Ryle and M.R. James, Psalms of the Pharisees, p. LIII. LVII. Конечно, были суждения и противоположные: J. Hamburger, Real-Encyclopdie des Judenthums III, 2. S. 25. 85 F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 363=Jüdische Theologie, S. 380. J. Hamburger, Real-Encyklopadie des Judenthums I, S. 750 Oehler (r. Orelli) в «Real-Encyclopdie» von Herzog-Hauck IX, S. 664. Prof, Frz Delitzch, Ein Tag in Kapernaum, Lpzg 1886, S. 108, 150. Doc. Eug, Ehrhard, Der Grundcharakter der Ethic Jesu, S. 27. 87 Eug, de Faye, Les Apocalypses juives, p. 32. A Study of St. Paul: his Character and his Opinions. By S. Baring-Gould. London 1897. P. 99. F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 364 flg.=Jüdische Theologie, S. 382 flg.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

343 Aug. Wünsche, Die Leiden des Messias, S. 74. J. Hamburger, Real-Encyclopädie des Judenthums II, S. 737. 344 Aug. Wünsche, Die Leiden des Messias, S. 61. J. Hamburger, Real-Encyclopädie des Judenthums II, S. 738. 345 G.H. Dalman, Der leidende und der sterbende Messias, S. 43. J. Schoettgenii Horae hebraicae et talmudicae II, p. 546–547, 971. 346 Книга Еноха XL, 19 по переводу проф. о. А.В. Смирнова на стр. 443–444=Das Buch Henoch von A. Dillmann, S. 63; The Book of Enoch by R.H. Charles, p. 254. 347 Кн. Еноха LXIII у о. А.В. Смирнова на стр. 366–367=A. Dillmann, S. 34–35; R.H. Charles, p. 166–169. 348 Кн. Еноха XXXVIII, 5–6 у о. А.В. Смирнова на стр. 324=A. Dillmann, S. 18–19; R.H. Charles, p. 113–114. 349 Кн. Еноха XLI, 11 у о. А.В. Смирнова на стр. 450=A. Dillmann, S. 66; R.H. Charles, p. 267–268. 350 Br. F. Westcott, An Introduction to the Study of the Gospels p. 114, из IV Ездр. (сл.-русск. 3 Ездр.) XIII, 31 у Ad. Hilgenfeld, p. 175, и O. Fr. Fritzsche, p. 66. 354 J. Schoettgenii Horae hebraicae et talmudicae II, p. 509 sequ. 513 sequ. J. Hamburger, Real-Encyclopädie des Judenthums II, S. 486. Oehler † (v. Orelli) в «Real-Enzyklopädie» von Herzog-Hauck IX, S. 666. F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 336. 349=Jüdische Theologie, S. 351. 365. Cp. W.H. Bennett, The Mishna, p. 114–115. 355 Так, страдания, о которых говорится, например, в Ruth Rabba, состоят во временной утрате царской власти уже выступившим Мессией: G.H. Dalman, Der Leiden de und der sterbende Messias, S. 51. 356 Br. F. Westcott, An Introduction to the Gospels, p. 125. 126; cp. даже O. Pfleiderer, Das Urchristenthum, S. 17. 357 V.H. Stanton, The Jewish and the Christian Messiah, p. 124: «Messiah Ben-Joseph... is not according to the original conception of his character a sufferer, but a warrior. Though he falls, there is nothing specifically atoning in his death» (ср. сноску 339: «Отсюда понятна и смерть Мессии...»). 359 J. Hamburger, Real-Encyclopadie des Judenthums II, S. 486. J. Schoettgenii Horae hebraicae et talmudicae II, p. 969. Oehler † (v. Orelli) в «Real-Encyklopadie» von Herzog-Hauck IX, S. 665.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

244, Lange. Genesis, s. 244. Keil. Genesis, u. Exodus, s. 225. 329 Только уже в. следующий период – пророческий в библейском воззрении на ангелов выступает и эта сторона их служения людям. 330 Таково мннние Oehler Theologie d. А. Т. I, s. 212 u Hofmann, Schriftbeweis I Bd., s. 378, и др. 331 Rosenmüller. Scholia, p. I. v. II, p. 209. Iehovah et , distinguuntur. ut res diversae. 332 π στει πεπο ηκεν τ πσχα κα τν προσχυσιν το α ματος να μ λοθρεων τ πρωτ τοκα θ γ ατν, т.е., верою совершил (Моисей) пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их. 335 A. Dillmann. Exodus u. Levitic. (1880), s. 114. Clericus I, in Exod. p. 60: Hic inducitur Deus, aut qui Dei personam sustinet, secum alios angelos ducens, quos in aedes Aegyptorum immittit, ut eorum primogenitos occidant. Rosenmüller, Scholia in V. T p. IV, p. 2201. Grotius. Annot. vol. I, 399. 340 Gesenius, Handwörterbuch. s. 260. Cp. De-wette, Lengerke, Hofmann к этому месту; иначе Schultz, Alttestamentliche Theologie, Bd. II. s. 131. 341 lac. Ode. Commentarius de angelis (1739), p.73I: Deum ad puniendos malos homines mittere bonos angelos et ad casdgandos pios usurpare malos. 342 Hengstenberg. Psalmen, Bd. III z. ps. 78, 49. Delitzsch (Riehm " " s Handwört. d. B. A. Bd. I s. 382). H. Oehler. Die Engelwelt (1898), s. 32. 346 По раввинским сказаниям, и искушение Авраама ( Быт. 22 ) было посредствуемо злым духом – Саммаэлом. Вопроса об отношении Божественной причинности ко злу нравственному и физическому мы имеем коснуться, еще при изложении библейскаго учения о диаволе. 348 Cornel, a Lap.: per angelum hunc, id est, nintium intellige vel demonem vel carnificem, qui rebelles plectit, etc. Таково же мнение Гитцига; cp. Fr. Delizsch. Bibl. Comm. Th. IV, Bd. III, s. 280. Migne. Curs. Compl. sacr. script, t. XVI, p. 1093–4. 350 Касательно указанных Гофманном случаев предания грешника сатане можно сказать, что наказующее действие добрых ангелов в них не исключается, предание же сатане выдвигается только для выражения нравственной противоположности царства Божия и области сатаны (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

1319 Ср. Schnedermann у Prof. G. Н . Schodde в «The Bibliotheca Sacra» No. CXCVIII (April, 1898) p. 212: «в иудействе, Мессия не имел контролирующего значения с достоинством чрезвычайного божественного посланника, а рассматривался лишь в качестве слуги (servant) народа Божия». 1320 J. Chr. С. Döpke, Hermeneutik I, S. 164. A. Fr. Gfrörer, Das Jahrhundert des Heils II, S. 153 flg. Oehler † (v. Orelli) в «Real-Encyclopädie» von Herzog-Hauck IX, S. 665. F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 333–334=Jüdische Theologie. S. 348. J. Hamburger, Real-Encyclopädie des Judenthums II, S. 167. 519. 1321 F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 334=Jüdische Theologie. S. 349. J. Hamburger, Real-Encyclopädie II, S. 486. 1322 Chr. Schoettgenn Horae hebraicae et talmudicae II, p. 534=Jesus der wahre Messias, aus der alten and reinen jüdischen Theologie dargethan und erläutert, Lpzg 1748, S. 750. J. Hamburger, Real-Encyclopädie des Judenthums I, S. 329. 1323 Chr. Schoettgenii Horae hebraicae et talmudicae II, p. 969. J. Hamburger, Real-Encyclopädie II. S. 523. Самое замедление в пришествии Мессии происходит затем, чтобы за свое терпение и долгое ожидание иудеи получили тем большую награду: F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 335=Jüdische Theologie, S. 350. 1324 Chr. Schoettgenii Horae hebraicae et talmudicae II, p. 969. Aug. Wünsche, Die Leiden des Messias, S. 70. 1325 Снг. Schoettgenn Horae II, p. 963=Jesus der wahre Messias, S. 734. F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 334=Jüdische Theologie, S. 349. Brooke Foss Westcott, An Introduction to the Study of the Gospels. London 1888, p. 143. Cp. трактат I, к прим. 644. 1326 F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 334=Jüdische Theologie, S. 348. Oehler † (v. Orelli) в «Real-Encyclopädie» IX, S. 665. A. Edersheim. The Life and Times of Jesus I, p. 169. 1327 S. Schechter, The History of Jewish Tradition в «Studies in Judaism», p. 245: согласно иудейской традиции «во дни Мессии Израиль опять получит свою национальную независимость». Cp. J. Hamburger, Real-Encyclopädie des Judenthums III, 3, S.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Другие издания: Faustus Sabaeus, Florence 1543 (ed. princeps); Bas. (Frobenius) 1546; Paris 1580,1666,1715; Antw. 1582; Rom. 1583 ; Genev. 1597; Lugd. Bat. 1598,1651; Orelli, Lips. 1816; Hildebrand, Halle 1844; Migne, «Patrol. Lat.», v. 1844, col. 350 sqq. Fr. Oehler [в Gersdorf, «Bibl. Patr. Lat.»), Lips. 1846. о тексте см. вступления к Oehler и Reifferscheid. Английский перевод – A. Hamilton Bryce и Hugh Campbell, в Clark, «Ante–Nic. Libr.», vol. XIX (Edinb. 1871). Немецкий перевод – Benard (1842), Allerer (1858). (II.) Иероним: De Vir. ill. 79; Chron. ad ann. 325 (xx. Constantini); Ep. 46, 58, ad Paulinum. (III.) Ученая Dissertatio praevia бенедиктинца Le Nourry в Migne, ν. 365–714. Neander: I. 687–689. Möhler (католик): Patrol. I. 906–916. Alzog (католик): Patrologie (3 rd ed.), p. 205–210. Zink: Zur Kritik und Erklärung des Arnob.; Bamb. 1873. Ebert: Gesch. der christl. lat. Lit. I. 61–70. Herzog в Herzog 2 1. 692 sq. Moule в Smith and Wace, I. 167–169. Арнобий, пользовавшийся успехом учитель красноречия, у которого было много учеников (один из них – Лактанций ), сначала был врагом, а потом стал защитником христианства. Он жил в Сикке, важном городе на Нумидийской границе к северо–западу от Карфагена, в конце III – начале IV века. Он был обращен в христианство взрослым, как и его выдающиеся соотечественники–африканцы Тертуллиан и Киприан. «О слепота! – восклицает он, описывая эту великую перемену. – Только недавно я поклонялся образам, вышедшим из кузницы, богам, форму которым придали наковальня и молот… Видя гладкий камень, пахнущий елеем, я молился ему и обращался к нему, как будто в нем обреталась живая сила, и умолял бесчувственный пень о благословении. И я тяжко оскорблял даже богов, которых считал таковыми, принимая их за дерево, камень и кость или воображая, что они живут внутри подобных вещей. Теперь великий учитель наставил меня на путь истины, я знаю, что все это такое, думаю достойно о Достойном, не оскорбляю Бога и воздаю всем должное… Разве Христос не должен считаться Богом? Разве Тот, Кто во всех остальных отношениях может почитаться величайшим, не должен быть почтен поклонением как Бог, от Которого мы уже при жизни приняли такие великие дары и от Которого в день грядущий мы ожидаем даров еще больших?» 1618

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

480 См. Mechilta 23b; Schabbath 63a; Sanhedrin 91b; см. Weber, Die Lehren d. Talmud, стр. 354–355. 482 По словам К. Гоффмана, число 70 должно было иметь в глазах иудеев тем большее значение, что оно уже в книге Бытия служит общим обозначением всех народов земли (Zeitschr. d. D. Morgenl. Gesellschaft, 1852, В. II, стр. 82). 484 Подробное объяснение символической истории пастырей см. в нашем издании – Книга Еноха, стр. 143–162. 485 Grfrorer – Jahrhundert d. Heils, 1, стр. 104–108; Wiesler, Die 70 Jahrwochen d. Daniel, стр. 166 и далее.: его же статья в Zeitschr. d. D. Morgenl. Gesellschaft. 1882. стр. 190 – 192; см. наше издание – Книга Еноха, стр. 162 – 103. 486 Aboda Sara 9а; Bab. Sanhedr. 97а: см. Oehler. Real – Enc. Herzogs, IX. стр. 665; Weber. Die Lehren des Talmud, стр. 334 и далее. 487 В разговоре с Трифоном касательно пророчества Даниила о царе, который восстанет против Всевышнего и которому будут преданы святые «до времени и времен и полувремени» (7, 25), Иустин говорит: «время вы полагаете в 100 лет» (гл. 32; Творения св. Иустина Фил., перевод Преображенского, стр. 194). Несоответствие между седьминами книги Еноха и библейским летосчислением объясняется между прочим тем, что автор книги Еноха обосновывается на общей схеме, мало заботясь о её соответствии с библейской хронологией. 488 Ewald, Ueber d. athiop. Buch Henokh, стр. 86 и далее.; Dillmann, Buch Henoch, стр. 298–301; см. наше издание – Книга Еноха, стр. 163–164. 490 Последние слова в издании Гильгенфельда (Messias Jud., стр. 179) читаются по латинскому переводу так: supersunt antem ejus duae (т. e; duae partes saeculi) post dimidium decimae partis. 491 Очевидно для устранения этого противоречия Ангер вместо протекших 9,5 частей читает 11,5; Vorlesungen ub. die Gesch, der mess. Idee, стр. 86. 496 Aboda Tara 9b; см. Schbttgenii, Horae hebr., II, стр. 509; Weber – Die Lehren d: Talmud, стр. 335; Шавров, – О третьей кн. Ездры, стр. 153. 498 36) См. Oehler – Real. Enc. Herzog’s, IX, стр, 665; Lewis – Moral., relig. und messian. Lehren, стр. 145; Weber, стр, 335.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

8 Нумерация глав по изданию А. Рейффершейда (Corpus script, eccles. latin. Vol. IV. Vindob., 1875). 11 Некоторые ученые объясняют молчание Лактанция об Арнобии желанием «уклониться от критики сочинения своего учителя, критики неизбежной и, разумеется, неблагоприятной для Арнобия при тех требованиях, которые предъявлял Лактанций к апологетическим произведениям и с точки зрения которых оценивал он труды прежних апологетов» ( Садов А. И. Указ. соч. С. 35–36, примеч. 1). Произведение Лактанция «Divina» Institutiones» было начато в 304 г. и окончено после Миланского эдикта о веротерпимости (313); в частности, VI книга была написана до 311 г., т. е. до появления эдикта Галерия о веротерпимости, а V книга – еще раньше (см.: Teuffel. Gesch. d. röm. Literat. III Bd. 6 Aufl. Lpz., 1913. S. 200). Апология же Арнобия написана, как увидим ниже, не раньше конца 303 г. и не позже первой половины 311 г. 13 См.: Садов A. И. Указ. соч. C. 13; 144, примеч. 3; 174, примеч. 3; 259–260.– Некоторые ученые признавали (без достаточных оснований) непосредственное использование Лактанцием апологии Арнобия (см.: Там же. С. 35–36, примеч. 1; с. 80 и др.). 18 См.: Besnard. Des Afrik. Arnobius sieben Bücher, übers u. erläut. Landsh, 1842. S. 19; Oehler. Arnobii Adv. nat. Lips, 1846. Proleg. P. X-XI; Leckelt. Ueber d. Arnobius Schrift Advers. nation. Neisse, 1884. S. 4. 21 См.: Ibid. S. 415; Teuffel. Op. cit. S. 198; Monceaux. Op. cit. P. 289; Садов A. И. Указ. соч. C. 9. 22 Trithemius. De script, eccles. P. 53; cm.: Oehler. Op. cit. P. XIX–XX; Bardenhewer. Op. cit. P. 465. 34 Hieron. Epist. 58 ad Paulin.: Arnobius inaequalis et nimius est et absque operis sui partitione confusus. – В словах «absque operis sui partitioned мы видим исключение относительно общего плана (см.: Monceaux. Op. cit. P. 250), a не указание на отсутствие разделения в произведении Арнобия. 48 Cm.: Kettner. Op. cit.; Röhricht. Op. cit. S. 30–42; Niggetiet. De Cornelio Labeone. Münist., 1908. 49 Так, Рейффершейд и Буреш признают рассматриваемое нами мнение несостоятельным (см.: Schtanz. Op. cit. S. 192, 444–445); Веснер считает гипотезу вероятной (Berlin. Philog. Wochenschr. 1910. 18, S. 558), Барденгевер – также лишь за догадку (Bardenhewer. Op. cit. S. 467, η. 1); Эргард говорит о невозможности доказательства того, что Лабеон действительно был одним из главных источников для Арнобия, так как все сочинения Лабеона утрачены (Ehrhard. Die altchristl. Litterat. und ihre Erforschung von 1884–1900. Freiburg, 1900. S. 483). Подобного рода взгляд выражает и Мейзер (Meiser. Op. cit. S. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010