Cap.quing.I,23. 670 Cap.theol. I,99; II,72 [p.n.I,233,248]. Cap.quing. I,14. Quaest. ad Tahl. V, PG.90, 280A, p.21 [p.n.II,40–41]. Ambigua, PG.91, 1209А,1273В,1369В, f.181b. 209a. 248a. 671 Quaest. ad Tahl. III, PG.90, 273B, p.18 [p.n.II,36]; LXIV, 705B, p.257. Expositio in psalm. LIX, PG.90, 869B, p.342 [p.n.I,214]. Ambigua, PG.91, 1372C,1373A, f.248b. 672 Cap.de charitate II,41. 66 [p.n.I,113,116]. Quaest. ad Tahl. XXVI, PG.90, 341C,344B-C, p.58 (cap.quing. I,86), 59 [p.n.II,89] (I,90); schol.2, 349D, p.63 [p.n.II,246] (I,64); XLVII,428B, p.107 [p.n.II,143] (cap.quing.II,54.55). Quaest. et dubia 26, PG.90, 805C, p.310. В частности, и невольными страданиями человек очищается от вольных согрешений. – Указанные мысли часто встречаются у аскетов, особенно у преп. Марка. Без скорби не приобретается добродетель (преп. Марк Подвижник , De lege spir. 65,66, PG.65, 913В; р.п., с.19; De his qui putant 63.54 (р.п.70,58), 940В,937С; с.55,52–53; 144(157), 953A, с.72; 194,195 (207,208) 960D, с.82; блаж. Диадох, Лб-уо? Ьктхттпхбе, гл.94, с.49710); вольный труд – враг похоти (De his qui putant 77(84), 941В, с.57). Невольные скорби – милость Божия, избавляющая от будущего наказания (De his qui putant 130,175(139,187), 949В,957В, с.67,78; ср. преп. Нила, Γνωμαι απγ ουσαι 61, PG.79, 1245С; p.n.II.252). См. ниже, прим. 46. 673 Quaest. ad Tahl. LXV, PG.90, 756D, p.286 (cap.quing.V,44); LXIV, schol.54, 736A, p.273 (V,15). Ad Thomam, PG.91, 1032A, f.104a. Ср. Евагрия, Изречения, Добротолюбие I.4, 638 (гл.12) [с.119, гл.48]. 674 Ер.1, PG.91, 365C-D, р. 202–203. Ambigua, PG.91, 1172D, f.166a (Немезий, гл.44, PG.40, 800С, р.171). 682 Quaest. ad Tahl. XXXVI, PG.90, 380D-381A. B-C, p.81 [p.n.II,114–115] (cap.quing. II,14,15). Λγοι и τρποι добродетелей: Mystagogia 24, PG.91, 709A, p.522 [p.n.I, 180]; Quaest. ad Tahl. X, 288B, p.26 [p.n.II,49] (cap.quing.I,68); XXV, 333A, p.53 [p.n.II,85]; XXXIV, 377A, p.78 [p.n.II,110] (cap.quing.II,17); LXIII,673A, p.239. 683 См. с.118, прим.8. Λγοι заповедей: Quaest.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

8 См. у Mgr. G. Mercati в «The Journal of Theological Studies» XV, 59 (April, 1914), p. 453–454. 9 См. «The Journal of Theological Studies» XIII, 52 (July, 1912), p. 505 sqq.; XV, 57 (October, 1913), p. 53. 10 Проф. Наванаил Бонвеч поправляет еще указание П. А. Прокошева (на стр. 13), что в 1854 г. Делагард не «называл себя», а действительно «назывался» Paulus Bötticher (см. «Theologisches Literaturblatt» 1913, 18, Sp. 417), ибо «первоначально» это был Paul Anton Bo Bötticher и «Paul Anton de Lagarde er sich seit 1854 nannte» (см. Realencyklopädie von Herzog-Hauck XI, Leipzig 1902, S. 214). 11 См. «The Journal of Theological Studies» XV, 57 (October, 1913), p 54; Right Rev. E. Cuthbert Butter ibid. VIII, 30 (January, 1907), p. 305: «Funk " s... presentation may justly claim to be the best and only critical reconstruction of the original Didascalia. 13 Это подчеркивается и у Е. О. Butter " a в «The Journal of Theological Studies» VIII, 30 (January, 1907), p. 305. 16 См. Prof. F. Nau в Dictionnaire de théologie catholique, fasc. XXVIII (Paris 1909), col. 735–737, 746. 19 Cp. Prof. Dr. Otto Bardenhewer, Geschichte der altchristlichen Literatur II (Freiburg im Breisgau 1913), S. 255–256; Gerhard Rauschen в «Theologisehe Revue» 1906, 16, Sp. 479. 20 В опровержение Ахелиса, что в Дидаскалии не раскрывается апостольское происхождение епископа, проф. П. А. Прокошев ссылается на одно место в ней (стр. 157, 171), но последнее прямо отмечается и у немецкого ученого: см. Die syrische Didascalia übersetzt und erklärt von Hans Achelis und Johs. Flemming в «Texte und Untersuchungen» XXV, 2 (N. F. X, 2), Leipzig 1904, S. 270, 2. 22 Prof. Eduard Schwartz, которому С. Н. Turner усвояет (в «The Journal of Theological Studies» XVI, 64: July, 1915, p. 531) " profoundly anti-ecelesiastical bias», пишет: «die Alteste Kirche kennt keine geschriebenen Ordnungen und kann sie nicht kennen: ihre Aemter und ihr Recht entspringen aus den Charisma des Geistes, der in ihr lebendig ist», и это «die alte und naive Auffassung». См. в Schriften der Wissenschaftlichen. Gesellschaft in Strassburg, Heft 6 (Strassburg 1910): Ueber die pseudoapostolischen Kirchenordnungen, S. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Spanneut M., Le stoïcisme des Pères de l " Église, op. cit., c. 360, прим. 73 (библиогр.). Špidlik T., L’eternità e il tempo, .la zoé e il biôs, problema dei Padri Cappadoci, in Augustinianum 16 (1976) 107–116. Weil R., Aristote et l’histoire, Paris 1960 (дисс.). Богословский семинар в Фессалониках, Бог и история согласно традиции православия (на греч. яз.), Фессалоники, 1966. Апокатастазис Crouzel H., Apokatastasis, in Sacramentum mundi, vol. I, Freiburg-Basel-Wien 1967, 231–234. Daniélou J., L’apocatastase chez saint Grégoire de Nysse, RSR 30 (1940) 328–347. Daniélou J., Notes sur trois textes eschatologiques de saint Grégoire de Nysse, Там же, cc. 348–356. Méhat A., Apocatastasc, Origène, Clément d " Alexandrie, Art. 3,21, in Vigiliae Chnstianae 10 (1950) 190–214. Michaud E., S. Grégoire de Nysse et l’apocatastase, in Revue Intern. Théol. 10 (1902) 37–52. Mouhanna A., La doctrine de l " Apocatastase d " après saint Grégoire de Nysse, Roma 1973 (дисс. в Папском Восточн. ин-те). Müller G., Origenes und die Apokatastasis, in Theologische Zeitschrift 14 (1958) 174–190. Onings 1-, Adam, DS 1 (1937) 187–195. Riemann D., Die Lehre von der Apokatastasis, Magdeburg 1889. Scherwood C., The Earlier Amhigua of St. Maximus the Confessor.., Roma 1953, cc. 205–222. Siniscalco C., ποκαστημι et ποκατστσις nella tradizione della Grande Chiesa fino ad Ireneo, in Studia Patristica 3 (TU 76) 380–396. Эсхатология Balthasar H. Urs von, Eschatologie im Umriss, in Pneuma und Institution. Skizzen zur Theologie, vol. IV, Einsiedeln 1974, cc. 410–455. Bobrinskoy B., L " Esprit du Christ dans les sacrements chez Jean Chrysostome et Augustin, in Ch. Kannengiesser (ed.), Jean Chrysostome et Augustin.., серия Théologie historique 35, Paris 1975, cc. 247–275. Cornélis H., Les fondaments cosmologiques de l " eschatologie d " Origène, in Revue des sciences philosophiques et théologiques 43 (1959) 32–80. Florovsky G., Eschatology in the Patristic Age, in The Greek Orthodox Theological Review 2 (1956) 27–40; его же статья в сб.: Studia Patristica 2 (TU 64) 235–250.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Еще один важный мотив связан с фигурой Левитана – мотив чайки. Он впервые возник в записных книжках в пору, когда Чехов вернулся из поездки к Левитану, т. с. после июля 1895 г. (см. Зап. кн. I, стр. 64 – «В своих письмах она подписывалась Чайкой»). Мотив подстреленной птицы появился в письме Чехова Суворину из Мелихова 8 апреля 1892 г., где рассказывается о подстреленном в крыло вальдшнепе во время охоты Чехова и Левитана. Позднее Чехов даже собирался сделать очерк о художнике и сообщал название первой главы – «Тяга на вальдшнепов» (ПССП, т. XX, стр. 453–454). См. об этом: Сергей Глаголь (С. С. Голоушев). И. И. Левитан. – «Новое слово», М., 1907, кн. I, стр. 208. Близкая знакомая Левитана С. П. Кувшинникова рассказывала, как он убил чайку и потом раскаивался в жестокости («И. И. Левитан. Письма, документы, воспоминания». М., 1956, стр. 168–169). Вместе с образом Треплева на страницах записной книжки чуть позже появляется учитель Медведенко: «Пьеса: учитель 32 лет, с седой бородой» (Зап. кн. I, стр. 55). Эту запись можно датировать сравнительно точно: 27 ноября 1894 г. Чехов сообщал в письме Суворину: «Учитель получает 23 р. в месяц, имеет жену, четырех детей и уже сед, несмотря на свои 30 лет. До такой степени забит нуждой, что о чем бы Вы ни заговорили с ним, он все сводит к вопросу о жалованьи». Речь идет об учителе школы в Талеже Алексее Антоновиче Михайлове. Его письма к Чехову можно назвать своеобразной летописью житейских бед и лишений. Многие факты, отраженные в этих письмах, по-своему преломились в пьесе. И другие учителя обращались к Чехову со своими просьбами, жалобами на тяжелую жизнь – например, талежская учительница Александра Максимовна Анисимова. Трудно сказать, в какой момент зародился образ Нины Заречной. Первая запись к ней («актриса, увидав пруд, зарыдала, впомнила детство») сделана после возвращения Чехова из поездки к Левитану. Известно, что многое в судьбе Нины Заречной возводилось как к «первоисточнику» к Лидии Стахиевне Мизиновой, как ее дружески называли, Лике, к ее печальному роману с И. Н. Потапенко. Сама она писала Чехову после провала александринской премьеры: «Да здесь все говорят, что и „Чайка“ тоже заимствована из моей жизни и еще что Вы хорошо отделали еще кого-то» (намек на Потапенко) (ГБЛ). На то, что в «Чайке» отразился роман Лики и Потапенко, указывала сама Мизинова в беседе с Н. Н. Ходотовым (см. его кн. «Близкое – далекое». М.-Л., 1942, стр. 201). Еще более определенно об этом писала сестра Чехова Мария Павловна («Моя подруга Лика» – «Москва», 1958, стр. 214).

http://predanie.ru/book/221220-chayka-dy...

280 Это важно не только для эсхатологии и метаистории. Доверие Богу, полная преданность Ему – единственный фундамент, на котором Исраэль может и должен строить свою историю. Ср.: Willis J. T. The Structure of Micah 3–5 and the Function of Micah 5:9–14 in the Book. ZAW 81 (1969). P. 209 (вся статья – p. 191–214). Также: Scandroglio M. Ibid. P. 321. 281 Галич А. История о том, как Клим Петрович Коломийцев выступал на митинге в защиту мира (1967). 282 «Очищенный от ложной и обманчивой веры народ Божий сможет обрести сам себя в отношениях со своим истинным Господом и созерцать… ту победу над своими неприятелями, которой он тщетно стремился достигнуть другими средствами» (Scandroglio M. Ibid. P. 147). 284 Исследование о библейском запрете изображать Бога: Dohmen C. Das Bilderverbot. Seine Entstehung und seine Entwicklung im Alten Testament. Frankfurt am Main, 1987. 287 Об «отмщении YHWH» в Танахе см., напр.: Mendenhall G. E. The Tenth Generation. The Origins of the Biblical Tradition. Baltimore-London, 1973. P. 69–104 (глава «The «Vengeance of Yahweh " »). 290 О том, как проходил в древнем Исраэле и в чём состояли его процессуальные отличия, например, от см., напр.: Bovati P. Ristabilire la giustizia. Procedure, vocabolario, orientamenti (AnBib 110). Roma, 2005. P. 21–26, 67–69. Обобщая, можно сказать: – это тяжба двух сторон, связанных некими обязательствами по отношению друг к другу. Судья во время процесса должен определить, какая из тяжущихся сторон права, а какая виновна. Ср. также: Cucca M. et alii. «Quelli che amo io li accuso». Il rib come chiave di lettura unitaria della Scrittura. Alcuni esempi. Assisi, 2012. P. 15–33. В современных словарях русского языка слово «тяжба» обычно помечается как устаревшее, его синонимом считается словосочетание «гражданский суд». 294 Wolff H. W. Ibid. P. 174. Так же считает Скандрольо: Scandroglio M. Ibid. P. 156. О диалогической структуре см. также: Bovati P. Ibid. P. 64–67. 297 Синодальный перевод книги Д е варим в этих местах передаёт то «избавил», то через «освободил».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

355 Труд Wiesner 1938, посвященный погребальным обычаям в ранний период, до сих пор не потерял своей ценности; см. также ниже с. 105сл. 365 О значении этих слов см., например, Martin–Achard 1960, 36–46; Tromp 1969, Sawyer 1973; Barr 1992, 28–36; Day 1996, 231сл.; Jarick 1999; Johnston 2002, гл. 3. 375 По вопросу о том, понимают ли обитатели Шеола, что происходит, или нет, и наделен ли Яхве властью над Шеолом, см. Day 1996, 233сл. и другую перечисленную в этом труде литературу. 381 См., например, Hachlili 1992, 793; Rahmani 1981/2, 175сл. Кое–где в поздней раввинистической традиции распад тела связывался с искуплением грехов, чтобы кости были подготовлены к воскресению в новую жизнь (см., например, Rahmani 175). 402 Например, Мк 9:11–13 ; см. JVG 167сл. и другие ссылки там же. Greenspoon 1981, 316сл., вспоминает насмешки Илии над Ваалом в 3Цар 18:27 : быть может, говорит пророк, Ваал спит и его нужно разбудить. Если это аллюзия на Ваала как на умирающего и воскресающего бога, в словах Илии можно услышать (будь то его живая аудитория или аудитория 3 Цар, нам сейчас неважно), что ГОСПОДЬ не таков: ГОСПОДЬ – Бог, Который имеет власть над природным миром. 404 См., например, Goldin 1987; Barr 1992, 15сл.; Ginzberg 1998, 3.471–481. О весьма интересном толковании всего этого у Иосифа Флавия см. Tabor 1989. «Гробница Моисея» в Наби–Мусса в Иудейской пустыне есть, безусловно, позднее изобретение (см. Murphy–ÓConnor 1998 369сл.): она построена в 1269 году как святилище, с которого можно обозревать окрестности от Мертвого моря до горы Нево, затем предание начало считать это место подлинной гробницей Моисея. 413 Но нет, я знаю: Мой заступник жив, и в конце встанет над прахом Он, и, когда кожа моя спадет с меня, лишаясь плоти, я Бога узрю! Да, сам я узрю Его, мои не вчуже увидят глаза… (пер. С. Аверинцева ). 415 Так, например, у Martin–Achard 1960, 166–175; Day 1996, 251 сл.; Johnston 2002, 209–214. Hartley 1988, 296сл., предполагает, что, хотя отрывок, возможно, и не имеет прямого отношения к воскресению, он «построен на той же самой логике», которая в конечном итоге привела к первохристианскому мировоззрению. Среди тех, кто все же утверждает, что в этом отрывке предусматривается посмертное оправдание, например, Осборн (Osborne 2000, 932). Файал (Fyall 2002, 51, 64) полагает, предлагая выверенные и тонкие доказательства, что Иов делает «прыжок веры» к «жизни за пределами физического распада». Библиографию старых исследований см. в Horst 1960, 277.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

Olphe-Galliard. Cassien//DSp. Vol. 2 Col. 242–243. 352 Chadwick. John Cassian. P. 18–22. См. также Weber Н.-О. Die Stellung des Johannes Cassianus zur ausserpachomianischen Mönchstradition. 361 Cappuyns M. Cassien//Dictionnaire d’histoire et de géographie ecclésiastique, 11 (1949). Col. 1331. См. также Pichery. Vol. 2. P. 99, n. 1; Проспер. Ep. ad Ruf., 4. Относительно списка епископов, о которых говорят Чедвик и Каппюин, см. Duchesne L. Fastes Episcopaux, 1. Paris, 1894. P. 243–246. 362 Markus R The End of Ancient Christianity. Cambridge, 1991. P. 177–178. Маркус ссылается на Constitutiones Sirmondianae 6, Codex Theodosianus 15. 5. 62, 63, 64. 364 Markus. Р. 178–179; Markus. The Legacy of Pelagius: Orthodoxy, Heresy and Conciliation//The Making of Orthodoxy. Cambridge, 1989. P. 214–234. 367 Если Леонтий, упоминаемый в этих посвящениях, – это Леонтий, епископ г. Форум Юлия, то он был среди тех епископов, которым папа Целестин , по просьбе Проспера и Илария, сделал выговор в письме, в котором говорится, что они не контролируют вероучительные выражения своих пресвитеров. Очевидно, Леонтий принадлежал к сторонникам Кассиана, а не к августинианам. 368 Coll., 6.14. Относительно учения Кассиана об искоренении греха см. Munz P.John Cassian//Journal of Ecclesiastical History, 11 (1960). P. 1–22. 406 Ср. Coll., 18. 6 и 19. 2–3, 5–6. Недавно Роберт Маркус (The End of Ancient Christianity. P. 182) показал, как изменялись представления самого Кассиана по мере написания Собеседований, так что в заключение «преимущества [отшельнической жизни] осторожно, но радикально подверглись отрицанию». 421 Хотя Кассиан обращался к христианской элите, он в то же время говорил о разных характерах и степенях богослужения, некоторые из которых относятся к низшим чинам религиозного служения. См., например, Coll., 9.8–18. 422 Zumkeller A. Augustine’s Ideal of the Religious Life. New York, 1986. P. 164–165; Markus. The End of Ancient Christianity. P. 161–163; Lawless G. Augustine of Hippo and His Monastic Rule.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Ср. определение ипостаси как «субстанции со свойствами» или, в уточненной формулировке, «некоторой субстанции со свойствами» в Pamphilus . Quaestio I, ed. Declerck , p. 128, l. 7, and p. 130, ll. 53-54. Pamphilus . Quaestio VII, ed. Declerck , p. 174-175, ll. 46-50. Pamphilus . Quaestio I, ed. Declerck , p. 130, ll. 61-64. Здесь этот анализ ипостасей дополняется описанием их устроения, которое тоже происходит в два этапа: вид делится на индивидов, которые затем усваивают ипостасные свойства. Для Памфила «единство» вида – это, разумеется, только абстрактная идея, сама по себе не имеющая реального существования, см. ниже, прим. 62. Leontius of Byzantium . Epilyseis, 1945A; ed. Daley , p. 96, ll. 16-17. Ср. Basil of Caesarea . Epistula 214.4, ed. Y. Courtonne . Saint Basile, Lettres, vol. 2 (Paris, 1961), pp. 205-206. Пример употребления термина syndrom в этом смысле см. Pamphilus . Quaestio I, ed. Declerck , p. 130, ll. 58-60. F. Loofs . Leontius von Byzanz und die gleichnamigen Schriftsteller der griechischen Kirche (TU 3.1-2; Leipzig 1887), pp. 67-68; а также S. Otto . Person und Subsistenz. Die philosophische Anthropologie des Leontios von Byzanz, ein Beitrag zur spätantiken Geistesgeschichte (Munich 1968), pp. 24-28. См. неопубликованную статью Брайана Дейли The Christology of Leontius of Byzantium: Personalism or Dialectics (1979), где он показал, что Лофс не разобрался в грамматике и что в этом контексте enhypostaton не может означать «имеющий ипостась в ком-то другом». Затем Дейли сделал обзор других патристических текстов, в которых enhypostatos означает «реальный», или «конкретный». Изложение этой статьи см. в Lang . “Anhypostatos-Enhypostatos”, pp. 633-636, и Grillmeier . Jesus der Christus, 2.2, pp. 204-208, с цитатой в прим. 29: « Enhypostatos в таком чтении значит просто «ипостасный», имеющий конкретное существование, в противоположность anhypostatic , или чисто абстрактный». Отсюда Дейли сделал вывод (в своей более поздней статье), что вклад Леонтия в христологическую дискуссию был минимальным и далее при обсуждении онтологии Леонтия ограничился противопоставлением природы и ипостаси в конце этого отрывка. См. Daley . “A Richer Union”, p. 243 and pp. 246-251. Недавние исследования Карло дель Орсо не добавили чего-либо существенно нового. См. C. dell’Orso . Still on the concept of enhypostaton. Augustinianum 43 (2003), pp. 63-80; и C. dell’Orso . Cristo e Logos. Il calcedonesimo del VI secolo in oriente (Rome 2010), p. 131, где enhypostaton отождествляется с субстанциальными свойствами!

http://bogoslov.ru/article/6169306

212 См.: Robinson J. M. LOGOI SOPHON: Zur Gattung der Spruchquelle Q//Zeit and Geschichte: Dankesgabe an R. Bultmann/Hrsg. E. Dinkler. Tub., 1964. S. 77–96; Koester H. GNOMAI DIAPHOROI: The Origin and Nature of Diversification in the History of Early Christianity//HarvTR. 1965. Vol. 58. N 3. P. 279–318. 214 См.: Crossan J.D. The Historical Jesus: The Life of a Mediterranean Jewish Peasant. San Francisco, 1991. 215 Подробнее см.: Koester Н. Synoptische Uberlieferung bei den Apostolischen Vatern. B., 1957; Бокэм P. Иисус глазами очевидцев/Пер. с англ. М., 2011. 216 См.: Неклюдов К.В. Проблема Галилеи раннеримского времени, как культурного и политического контекста провозвестия Иисуса (по материалам западной историографии вв.): Часть 1//Христианское чтение. 2013. Т. 2. С. 133–169. 217 См.: Bauer W. Jesus der Galilaer//Festgabe fur Adolf Julicher. Tubingen, 1927. S. 16–34; переиздано: Idem. Aufsatze und kleine Schriften/Hrsg. G. Strekker. Tubingen, 1967. S. 91–108; Bertram G. Der Hellenismus in der Urheimat des Evangeliums//Archiv fur Religionswissenschaft. 1935. Bd. 32. S. 265–281; Grundmann W. Jesus der Galilaer und das Judentum. Leipzig, 1940,1941. 219 См.: Schurer E. The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ (175 B.C.-A.D. 135)/Ed. G. Vermes F. Millar, M. Black. Edinburgh, 1973. Vol. 1. P. 277. 222 «И отправился Симон в Галилею и провел много сражений с язычниками, и разбиты им язычники. Он преследовал их до ворот Птолемаиды... Также он взял с собою находившихся в Галилее и Арваттах [иудеев] с женами и детьми, и со всем имением их, и привел в Иудею с великой радостью» ( 1Мак. 5:21–23 ). См.: Bauer. Jesus der Galilaer. 1967. S. 93; Grundmann. Jesus der Galilaer. 1940. S. 169. 223 См.: Bauer. Jesus der Galilaer. 1967. S. 97; cp.: Grundmann. Jesus der Galilaer. 1940. S. 170–171. 225 См.: Мишна, Недарим. 2, 4 (18b); Вавилонский Талмуд. Песахим 112b; ср.: Берахот 43b; Эрувин 53b. 227 См.: Alt А. Galilaische Probleme//Palastinajahrbuch. 1937. Vol. 33. S. 52– 88; 1938. Vol. 34. S. 80–93; 1939. Vol. 35. S. 64–82; 1940. 36. S. 78–92; статьи переизданы в Idem. Kleine Schriften zur Geschichte des Volkes Israel. Bd. 2. Munchen, 1953. S. 363–435.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

Zinkeisen. Op. cit. Bd. III. S. 292. 199 Ламанский В. Могущество турок... С. 17. 200 Zinkeisen. Op. cit. Bd. III. S. 298. 201 Гервинус. Восстание и возрождение Греции. С. 15. 202 Zinkeisen. Op. cit. Bd. III. S. 299. 203 Mendelssohn-Bartholdy. Ор. cit. S. 4-5. 204 Zinkeisen. Ор. cit. Bd. III. S. 292, 365. 205 Ibid. 206 Дентон (священник Английской церкви). Христиане в Турции//Русский Вестник. 1864, март. С. 122. 207 Zinkeisen. Op. cit. Bd. II. S. 472. 208 Lamansky. Secrets d " état de Venise. Documents... P. XX (второй пагинации) et р. 48. Здесь, между прочим, читаем: in tota insula habitent tales homines, qui existentes amici Patriarchi reputari possint amici et benevoli Teucri. - St.-Petersb., 1884. 209 Ibid. Р. XX (второй пагинации) et р. 52. 210 Ibid. Р. XI (второй пагинации) et р. 145-146. 211 Elssner. Beschreibung der Griechischen Christen in d. Türckey. Berlin, 1737. S.327. 212 Ламанский В. Могущество турок... С. 11. 213 Он же. Об историческом изучении греко-славянского мира в Европе. СПб., 1871. С. 27. 214 Леонтьев К. Н. Восток, Россия, славянство. Т. I. С. 74. 215 Ламанский В. Могущество турок... С. 22-23. 216 Maurer. Ор. cit. Bd. I. S. 14-15. 217 Elssner. Beschreibung... S. 322-327; Гиргас В. Φ. Права христиан на Востоке по мусульманским законам. СПб., 1865. С. 89. 218 В таком виде без существенных изменений харадж взимался в XVII и XVIII вв. (Гиргас В. Ф. Указ. соч. С. 89, 91). В XIX столетии были уничтожены турецкие сборщики хараджа, а собирание и доставление его в казну возложено на старшин и вообще представителей самих христианских общин (Там же. С. 98. Ср.: С. 106). 219 Гервинус. Восстание и возрождение Греции. С. 12. 220 Там же. С. 13. 221 Heineccii Abbildung der alten und neuen Kirche. Anhang. Leipzig, 1711. S. 16- 19. В этом Anhang " e автор напечатал разные извлечения из исторических произведений. На указанных страницах (и далее) у него напечатано извлечение из какого-то рукописного труда Стефана Герлаха; Ср.: Christophori Angeli De statu hodiernorum Graecorum. Lipsiae, 1655. P. 64-65. 222

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010