Заключается номер рецензиями и отчетом о V Международной конференции РПЦ «Православное учение о церковных Таинствах» (Москва, 13-16 ноября 2007 г.). Рецензируются следующие книги (и один журнал): Бралевский С. Образ папства в церковной историографии ранней Византии. Лодзь, 2006 (на польском яз.) (с. 363-367, рецензент А. В. Бармин); Византийские мистики/Изд. подг. А. Риго. Турин, 2008 (на итал. яз.) (с. 368-371, рецензент А. Г. Дунаев); Григорий Палама, свт. Трактаты/Пер. с греч. и примеч. архим. Нектария (Яшунского). Краснодар, 2007. (Патристика: тексты и исследования) (с. 372-382, рецензент А. Г. Дунаев); Максим Исповедник, прп. Вопросы и затруднения. Quaestiones et dubia/Вступ. статья, пер. и комм. П. К. Доброцветова . М., 2008 (с. 383-391, рецензент Г. И. Беневич); Нинхёйс Д. Р. Не только Павлом: Формирование сборника Соборных Посланий и христианский канон [Священного Писания]. Вако (Техас), 2007 (на англ. яз.) (с. 392-397, рецензент А. А. Ткаченко); Галлахер К. Церковное право и церковное устройство в Риме и Византии: Сравнительное исследование. Алдершот, 2002 (на англ. яз.) (с. 398-405, рецензент А. Г. Бондач); Постановления Вселенских и всеобщих Соборов: Критическое издание. [Т.] I: Вселенские Соборы: От I Никейского до II Никейского (325-787)/Изд. подг. Дж. Альбериго и др. Тюрну, 2006 (язык предисловия и вступит. статей — англ.) (с. 406-412, рецензент А. Г. Бондач); Проповеди св. Геннадия II (Георгия) Схолария, патриарха Константинопольского/Пер. с греч., предисл. и комм. архим. Амвросия (Погодина) ; вступ. ст. и ред. перевода Г. М. Прохорова . СПб., 2007. (Библиотека христианской мысли. Источники) (с. 413-420; рецензент М. М. Бернацкий); Символ. Журнал христианской культуры, основанный Славянской библиотекой в Париже. 51. Париж; М., 2007 (с. 421-433; рецензент Н. П. Волох). Как уже было сказано, большинство рецензий носит критико-аналитический характер. Здесь нет никакой возможности остановиться подробно на каждой рецензии. Заметим лишь, что все три рецензента русских переводов сочинений византийских авторов (прп. Максима Исповедника, свт. Григория Паламы и Геннадия Схолария) приходят к неутешительным выводам о качестве переводов и издательско-редакционной работы в целом. В конце рецензии А. Г. Бондача на новое издание постановлений семи Вселенских Соборов находится таблица соответствий греческих и латинских текстов русскому переводу в «Деяниях Вселенских Соборов» (ДВС). Поскольку продолжение библиографической росписи ДВС (БУ ДВС) для IV Вселенского Собора уже готово и будет опубликовано в ближайших номерах БВ, можем указать здесь соответствующие номера русских текстов: по БУ ДВС это 278, 310, 344, 346а.

http://bogoslov.ru/article/492267

(Продолжение следует) БИБЛИОГРАФИЯ Бондач 2008 – Бондач А. Библиографический указатель к «Деяниям Вселенских соборов». Ч. 1. Соборы I –III//БВ. 2008. 7. С. 401–436. [Bondach A. Bibliograficheskii ukazatel’ k “Deianiiam Vselenskikh soborov”. Chast’ 1. Sobory I–III (Bibliographic index to the “Acts of Ecumenical Councils”. Part 1. Councils I–III)//Bogoslovskii Vestnik (Theological Herald). 2008. 7. P. 401–436.] Бондач 2009 – Бондач А. Библиографическая роспись «Деяний Вселенских соборов». Ч. 1. Соборы I–III (продолжение)//БВ. 2009. 8–9. С. 507–550. [Bondach A. Bibliograficheskaia rospis’ “Deianii Vselenskikh soborov”. Chast’ 1. Sobory I–III (prodolzhenie) (Bibliographic list of the “Acts of the Ecumenical Councils”. Part 1. Cathedrals I–III (continuation))//Bogoslovskii Vestnik (Theological Herald). 2009. 8–9. P. 507–550.] Войку 2010 – Войку С. Иоанн Златоуст , свт. Сочинения. Приписываемые//ПЭ. 2010. Т. 24. С. 199–204. [Voiku S. Ioann Zlatoust, sviatitel’ Sochineniia. Pripisyvaemye (John Chrysostom, St. Works. Attributed)//Pravoslavnaia entsiklopedia (Orthodox Encyclopedia). 2010. Tom 24. P. 199–204.] Заболотный 2016 – Заболотный Е. История конфессионального разделения сирийского христианства и развитие христологии в IV–VIII вв. М., 2016 (Дисс.). [Zabolotny E. Istoriia konfessional nogo razdeleniia siriiskogo khristianstva i razvitie khristologii v IV-VIII vekakh (The history of confessional division in Syrian Christianity and the development of Christology in the IV–VIII centuries). Moscow, 2016 (Diss.).] Лященко Т., свящ. 1913 – Лященко Т., свящ. [еп. Тихон]. Св. Кирилл, архиеп. Александрийский. Его жизнь и деятельность. К., 1913. [Lyashchenko T., priest [bishop Tikhon]. Sv. Kirill, arkhiep. Aleksandriiskii. Ego zhizn’ i deiatelnost’ (St. Cyril, Archbishop of Alexandria. His life and work). Kiev, 1913.] Пантелеимон (Успенский) , иером. 2009 – Отзыв иером. Пантелеимона [Успенского] на студенческую (кандидатскую) работу В. Дмтириева «Перевод и анализ сочинения св. Кирилла Александрийского Περ τς ορθς πστεως τς ες τν Κριον μν ησον Χριστν»//БВ. 2009. 8–9. С. 142–150. [Otzyv ieromonakha Panteleimona [Uspenskogo] na studencheskuiu (kandidatskuiu) rabotu V. Dmtirieva “Perevod i analiz sochineniia sv. Kirilla Aleksandriiskogo Περ τς ορθς πστεως της εις τον Κριον μν ησον Χριστν” (Hieromonk Panteleimon’s [Uspensky] review of V. Dmitiriev’s student (candidate) thesis “Translation and analysis of St. Cyrils of Alexandria work Περ τς ορθς πστεως τς ες τον Κριον μν ησον Χριστν”)//Bogoslovskii Vestnik (Theological Herald). 2009. 8–9. P. 142–150.]

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Ниоткуда, кроме этого места, не видно, чтобы на св. Иоанна Златоуста кто–либо возносил подобную клевету. Можно думать поэтому, что враждебная рука приводит здесь эту нелепую выдумку для того, чтобы навлечь новую тень на жизнь святителя. 99 Напротив, везде Златоуст пишет, что о таких–то людях и надобно жалеть. См. его письма: 82–е к Пеанию, 84–е к Ипатию и др. 100 Все, что ниже говорится о Спасителе и об апостолах, составляет сокращение 3–го, 4–го и 5–го отделов первого письма к Олимпиаде. 101 Знаменитый патриарх константинопольский Фотий обратил внимание в своей Библиотеке на настоящее место о преемнике Златоуста Арсакие. Правда, он старался объяснить неприличную его резкость переменой, происшедшею в положении приверженцев св. Иоанна Златоуста, не отвергая подлинности письма; однако заметил, что подобные выражения противоречат тому, что по другим указаниям внушал св. Иоанн Златоуст константинопольскому народу и клиру. Cm. Photii Biblioth. cod. 277 edit. Hoeschel. col. 1565. 102 Златоуст обыкновенно называет место своей ссылки неопределенно Армениею. Автор настоящего письма объясняет, что это — та Армения, которая называлась Таврокиликией. 103 То есть слезы, которые должны сделаться для них источником бессмертия. 104 Из Кукуза в 406–м году. 105 Писано, вероятно, в 406–м году. 106 Из Арависса в 406–м году. 107 Из Кукуза в 404–м году. 108 Из Кукуза, в 405–м году. 109 Писано в 406 году. 110 По всей вероятности, разумеется принятие святого крещения. 111 Разумеется опять принятие святого крещения и затем приобщение Евхаристии. Как предшествующее, так и настоящее выражение постоянно употребляются в творениях, известных под именем Дионисия Ареопагита, именно — в Церковной Иерархии. 112 Из Кукуза в 404–м году, как и следующее письмо к Диогену. 113 Из Арависса, в 406–м году, как и следующее письмо к чтецу Феодоту. 114 Писано, вероятно, в 406–м году. 115 Из Кукуза в 404–м году. 116 Между 404–м и 407–м годами. 117 Из Кукуза в 405–м году. 118 Вероятно, в 406–м году, как и следующее письмо к епископу Елпидию. 119

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

В таком «протокольном» варианте записи решений главным является не принцип объединения однородного правового материала, а принцип хронологии, фиксирования факта. В пользу подобных предположений говорит характер составления правил Карфагенского собора. Составленные ранее 2-127 каноны (в нумерации Афинской Синтагмы) были изложены по хронологическому порядку принявших их до 419 года соборов, за исключением 5, 25-28, 34 и, вероятно, 29-33 правил (см. таблицу соотнесения канонов с утвердившими их соборами в: ΠαλοςΜενεβσογλου, μητροπ . Ibid. Σ. 470-474). Σπρος Ν. Τρωινος . Οι πηγς του Βυζαντινο δικαου. Αθνα, 1999. Σ. 69. Об этом же говорит другой современный учёный Б. Штольт. Рассуждая о множестве сборников церковного права, он пишет: «The manuscripts preserve this material in a great variety of collections; each of them reflects the ideas of its compiler, since the Church never issued an authoritative Corpus iuris canonici» ( Stolte, B. Justice: Legal literature//The Oxford handbook of Byzantine stidies; ed. by E. Jeffreys with J. Haldon and R. Cornack. Oxford university press, 2008. P. 694). Современный исследователь А. Г. Бондач сообщает, что в литературе считается, что в 920 г. Поместный собор в Константинополе признал общеобязательный характер редакции Номоканона в 14 титулах, принадлежащей святителю Фотию, хотя и не запретил применение иных церковно-правовых сборников (Еп. Никодим. Правила Православной Церкви с толкованиями. М., 2001. Т. I. С. 444; Щапов Я.Н.Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI–XIII вв. М., 1978. С. 99 примеч. 187 (ссылки на А. В. Соловьева и С. В. Троицкого). По этому поводу он пишет: «Думается, что текст соборного постановления ( τος ν καταφρονσει τιθεμνοις τος ερος κα θεους καννας τν μακριων πατρων μν… νθεμα — «анафема пренебрегающим священными и божественными канонами блаженных отцов наших…» [Rhalles–Potles. T. 5. 1855. Σ. 10]), в силу слишком общего характера, не дает оснований для подобных выводов» ( Бондач А. Г. Номоканон XIV титулов как памятник византийского церковного права. Тюмень, 2005. Диплом, машинопись. С. 37-38).

http://bogoslov.ru/article/1630224

А.Г. Бондач Суицид в каноническом праве Западной церкви Исторически более пристальное внимание самоубийству уделялось в западном церковном законодательстве. В начале V века блаженный Августин подвел богословскую базу под осуждение самоубийства. В произведении «О граде Божием» он отмечает, что христианки, в отличие от язычниц, не совершают самоубийств, если подверглись насилию, и далее обосновывает недопустимость самоубийства вообще: «Человеку непозволительно убивать самого себя, коль скоро в заповеди „Не убий“, к которой не сделано никакого дальнейшего добавления, никто не представляется исключением, даже и сам тот, кому это заповедуется» 1 . Вскоре после этого начали появляться соответствующие соборные каноны. Около 450 года в Арле был составлен канонический сборник (впоследствии приписанный II Арльскому собору), где суицид впервые был объявлен преступлением, а те, кто его совершают, – «объятыми диавольским безумием» 2 . В 533 году II Орлеанский собор запретил церковное поминовение самоубийц из числа осужденных преступников 3 , поскольку, убивая себя, они обманывают закон, уходят от положенного наказания. Вскоре карательные санкции были распространены на всех самоубийц. Согласно постановлению I Бражского собора 563 года самоубийцы, а также казненные за преступления, лишались церковного погребения и поминовения 4 . В дальнейшем была установлена ответственность и за покушение на самоубийство. XVI Толедский собор 693 года принял решение, что христианин, который в отчаянии попытается покончить с собой, но по какой-либо причине потерпит неудачу, должен быть отлучен от причастия на два месяца 5 . Во второй половине XIII века Фома Аквинский, основываясь на упомянутом выше сочинении Августина, вновь осудил самоубийство с религиозно-нравственной точки зрения. Аргументы и контраргументы Фомы в основном сжато повторяют рассуждения Августина: самоубийцы нарушают заповедь «Не убивай», которая не ограничена по объекту, ибо не сказано: «Не убивай другого» 6 . Продолжали появляться и церковноправовые нормы об ответственности за самоубийство. В 1284 году Нимский собор лишил самоубийц – наряду с отлученными от церкви, еретиками и подобными лицами – права на церковное погребение 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Андрей, Новосибирск 21 февраля 2008г. 19:44 Альберт Григорьевич, если чем Вас обидел, то прошу простить. Доклад я Ваш читал, участие в Таинстве через представителя не понимаю, не принимаю, но и хулить не буду. На мой скромный взгляд, для души не очень полезен чрезмерно юридический, законнический подход к вопросам церковного права. Идя по этому пути, можно скоро дойти до подсчета количества анголов, умещающихся на острие иглы. А на счет опасности опозориться, то говорят, иной раз это бывает полезно - с тщеславием помогает бороться ;) Альберт Бондач, Рим 21 февраля 2008г. 21:16 Дело не в личных обидах, а в том, что серьезные вопросы, поставленные (на конкретном фактологическом материале) в моем докладе, пока что остаются без ответа. И дальше будут оставаться при подобном подходе: " участие в Таинстве через представителя не понимаю, не принимаю, но и хулить не буду " (кстати, а как, по-Вашему, совершалось Таинство брака до IV века, когда чинопоследования венчания вообще не было?). А " чрезмерно юридический, законнический подход к вопросам церковного права " - что это такое? Значит, " для души полезен " (я-то по наивности думал, что ученый должен заботиться о поиске истины, а не о собственной душевной пользе) _неюридический_ подход к церковному _праву_? Хорошо, но в таком случае давайте перестанем называть его " правом " и придумаем ему какое-нибудь другое название. Артем, Иркутск 23 февраля 2008г. 14:28 А вот с точки зрения выдающегося британского юриста Гарольда Бермана источником западной традиции права является т.н. " Папская революция " XI-XII вв. т.е., выражаясь словами свт. Илариона Киевского, предпочтение " Закона " Благодати Божией. Попытка связать всех членов Церкви некими обязательно-правовыми нормами, автономными по отношению к законодательству страны проживания, есть прямое следование католическому пути, когда верующих учат больше полагаться не на Христа, а на бумагу с печатью. Русским это скучно. Альберт Бондач, Рим 23 февраля 2008г. 15:40 Уважаемый Артем, где Вы в моем докладе нашли " попытку связать всех членов Церкви некими обязательно-правовыми нормами, автономными по отношению к законодательству страны проживания " (акцент на слове " автономными " )? И на каком основании Вы описываете события " Папской революции " в категориях трактата митр. Илариона? Если же Вам вообще не по душе существование церковного права - добро пожаловать в компанию Рудольфа Зома. И не забудьте в этом случае определиться со своим типом правопонимания (нежизнеспособная смесь позитивизма с юснатурализмом, наверное...). Ну, а вздорный отзыв о католиках (насчет " бумаги с печатью " ), да еще с некоей претензией на особую русскую духовность ( " русским это скучно " ), пусть остается на Вашей совести.

http://bogoslov.ru/article/285812

Twelfth-Century Notices from Cod. Christ gr. 53//JÖB. 1992. Bd. 42. S. 221-228; Фонкич Б. Л., Поляков Ф. Б. Греческие рукописи Московской Синодальной библиотеки. М., 1993; Leone P. La tradizione manoscritta dell " Epitome historiarum di Giovanni Zonaras//Syndesmos: Studi in onore di R. Anastasi/A cura di A. Carile et al. Catania, 1994. Vol. 2. P. 221-262; Μενεβσογλου Π. Προλεγμενα//Ελληνικ πατρολογα. Αθναι, 1994. Τ. 137. Σ. ζ-λε; Любарский Я. Н. Еще один источник «Хроники» Иоанна Зонары//ΜΟΥΣΕΙΟΝ. СПб., 1997. C. 271-274; Grigoriadis I. A Study of the Prooimion of Zonaras " Chronicle in Relation to Other 12th-Cent. Historical Prooimia//BZ. 1998. Bd. 91. H. 2. S. 327-344; idem. Linguistic and Literary Studies in the Epitome historion of John Zonaras. Thessal., 1998. (Βυζαντιν κεμενα κα μελται; 26); Todt K.-P. Zonaras Johannes//BBKL. 1998. Bd. 14. Sp. 579-584; Τρωνος. Πηγς. Σ. 259-261; Павлов А. С. Курс церковного права. СПб., 2002. С. 69-75; Παδας Κ. Πληροφορες γι τ δκαιο το σλου στν Επιτομ Ιστοριν το Ιωννη Ζωναρ//Βυζαντιν. 2002/2003. Τ. 23. Σ. 125-142; Browning R. Zonaras John//NCE. 2003. Vol. 14. P. 934; Черноглазов Д. А. Хроника Иоанна Зонары и ее источники (IX-XI века)//ВВ. 2004. Т. 63 (88). С. 137-154; он же. О мировоззрении Иоанна Зонары и его современников//Визант. очерки. СПб., 2006. С. 187-204; он же. Римская история устами византийского хрониста XII в.: Еще раз о методе Зонары-историографа//ВВ. 2006. Т. 65 (90). С. 191-203; он же. Хроника Иоанна Зонары и ее источники: Методы работы Зонары-историографа: АКД. СПб., 2006; Бондач А. Г. К вопросу о биографии византийского правоведа-интеллектуала Иоанна Зонары//Вестн. ТюмГУ. 2009. 7. С. 54-65. А. Г. Бондач Рубрики: Ключевые слова: ДАНИИЛ († после 1489), митр. Смирнский (1470/71-1481), Эфесский (1478 - июль 1488), церковный деятель, писатель ЕВСТАФИЙ (ок. 1115, - после 1195), митр. Фессалоникийский (после 1178 - до 1196/97); визант. ученый, филолог, историк, писатель, свт. (пам. греч. 20 сент.) ИОАНН АПОКАВК (ок. 1155-1233), митр. Навпактский (1199/1200-1232), визант. церковный и политический деятель Эпирского деспотата, канонист, писатель

http://pravenc.ru/text/471214.html

Однако Гудвин не ограничился в своих умозаключениях одним этим выводом. После нехитрых арифметических действий на вычитание он получил еще одну историческую дату – 406 год (разность из 1666–1260). Многие с Гудвиным согласились, ибо в лета, близкие 406 году, произошли весьма важные для Западной цивилизации события. В 401 г. вестготский варвар Аларих напал на Италию. В 405 г. в нее вторглись варвары Радагайса. В 406 г. варвары вторглись в Галлию и дошли до Пиреней. В 409 г. они осели в Испании. Эти и другие события, происшедшие в период с 401 по 412 гг., Гудвин перечисляет в своих работах для того, чтобы указать на конечность времени господства католической церкви, начало которого и пришлось на эти годы. Его последователь Д. Арчер, английский толкователь Библии и ее пророчеств, в своей книге «Личное царство Христа на земле», изданной в Лондоне в 1642 г., также относил начало господства католической церкви к 400 – 406 гг., а конец этого периода относил на 1666-й год. Помимо всего прочего Арчер рассчитывал, что около 1700-го года должно произойти Второе пришествие Христа. Эту дату Арчер открыл, сочетав 366-й год, когда, как он считал, случилось отступничество императора Юлиана, и 1335 лет, которые он получил из Книги Даниила. В последней говорится: «Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней» ( Дан. 12,12 ). В заключение своих пророчеств он открывает еще одну дату – 1656 год как сумму из двух чисел 366 и 1290. Последнее же он вычитал из той же Книги Даниила: «Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней» ( Дан. 12, 11 ). 1656-й год Арчер считал знаменательной датой – годом, когда из христианского мира язычники и паписты совместно изгонят евреев, а на следующий год – 1666-й падет сама римско-католическая церковь , что и будет знаменовать «начало конца» – Второе пришествие Спасителя, которое случится до 1700 г. В это время церковь очистится от неверных и наступит тысячелетнее царство Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

В конце помещены указатели «СРС – рус. пер.», " Mans и – рус. пер.» и «АСО – рус. пер.» к этой части росписи ДВС. Из указателей, между прочим, можно увидеть, что подавляющее большинство актов III Вселенского Собора, отнесенных в СРС к послесоборному периоду (СРС 8810–8867) 204 , не переведено на русский язык – даже с учетом того, что ряд писем блж. Феодорита был переведен вне ДВС 205 . При этом, однако, многие акты, переведенные в ДВС как послесоборные, в CPG отнесены к числу соборных деяний или документов, предшествующих собору 206 . В ДВС обнаруживаются и отдельные лакуны по сравнению с изданием послесоборных актов у Mansi 207 Так, например, остались непереведенными догматическое произведение свт. Кирилла Александрийского «Scholia de incamatione Unigeniti» (CPGS 5225) и гомилия еп. Павла Эмесского «Homilia de расе Alexandriae habita» (CPG 6367) 208 . Всего из 57 послесоборных актов, изданных у Mansi, остаются непереведенными (полностью или частично) 7. О соотношении ДВС и АСО следует сказать, что издатели АСО отнесли к послесоборному периоду в общей сложности 39 актов из различных сборников 209 . Из них в ДВС переведены 22 акта. Кроме того, один акт переведен вне ДВС 210 , а переводы еще двух актов готовятся к публикации в «Богословском вестнике» 211 . Остаются непереведенными 14 актов, которые (за единственным исключением 212 ) изданы в АСО в составе «Collectio Atheniensis». Таким образом, даже в пределах одной части деяний одного Вселенского Собора сохраняется значительное поле для работы переводчиков. Если иметь в виду количество актов, не учитывая их объем, то непереведенными остаются 29% послесоборных актов согласно CPG, 12% – у Mansi и 36% – в АСО. В одном из следующих номеров «Богословского вестника» планируется опубликовать вторую часть росписи ДВС, которая будет охватывать деяния IV и V Вселенских Соборов, и указатели к ней. III-3: [Документы послесоборного периода] 145 . Изъяснение двенадцати глав (т. е. анафематств), изложенное в Ефесе Кириллом, архиеп. Александрийским... С. 14–22 [Т. 1. С. 406–414]. Cyrilli Alexandrini Explanatio XII capitulorum (CPGS 5223t; cp. CPG 8664)//PG 76, 293–312. АСО I, 1, 5, 15–25 148). Mansi V, 1–20. 5000/1.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Достигший большего, тот, кто смирен, полностью предается воле Божьей, отсекая собственную волю (см. с. 452)·. Наконец, «душа, стяжавшая смирение, всегда помнит Бога...» (с. 361) и всегда воздает Ему хвалу (см. с. 372), ибо быть смиренным – значит признавать, что ты – ничто, а Бог – все и что именно Ему ты обязан всем – и тем, что ты есть, и тем, что ты имеешь. 5. Духовные плоды смирения Смирение – необходимое условие спасения (см. с. 330). Во-первых, «человек... смирился пред Богом – и Господь милостиво прощает ему все...» (с. 406). Посредством смирения человек приобретает или обретает вновь и хранит благодать Божью (см. с. 406, 453, 459, 503). «...Господь смиренным дает благодать Свою» (с. 328). «Если хочешь ощутимо иметь благодать Святого Духа, то смиряй себя, как Святые Отцы» (с. 458). Смирение позволяет человеку победить грех (см. с. 406). Оно дает ему силу торжествовать над своими духовными врагами, над бесами (см. сс. 324, 330, 433, 458, 465–466), и отдаляет их от него (см. с. 434), тогда как гордыня уподобляла его им и заставляла его их опасаться (см. с. 330). Ибо они боятся смирения (см. с. 503). «Кто смирил себя, тот победил врагов» (с. 330, 434). В духовной брани «“припасы” – это наше смирение» (с. 353). Таким образом, война против бесов трудна для гордых, «смиренным же легко» (с. 353). Смирение позволяет на всех уровнях духовной жизни расстраивать козни бесов. «Если душа возлюбит смирение, то все сети наших врагов порваны и все крепости их взяты» (с. 353). Оно охраняет человека, в частности, от опасного духовного заблуждения (прелести) и от ложных видений, которые, напротив, поощряются гордыней (см. с. 439–442). Смирение уничтожает недуги и страдания, которые человек терпит из-за гордости (см. с. 324–325). Оно подавляет и духовные страдания, которые человек испытывает, отчаиваясь в собственном спасении. «...Как только смиримся, так конец скорбям, ибо Дух Божий за смирение извещает душу, что она спасена» (с. 315). «...Скорби утопают в сердце смиренного, потому что с ним сила Господня» (с. 331).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010