О самоубийстве в собственном смысле слова можно говорить только тогда, когда был прямой умысел на лишение себя жизни, то есть когда погибший осознавал, что причиняет себе смерть, и желал наступления такого результата. Очевидно, что невозможно самоубийство с косвенным умыслом, когда человек осознает высокую вероятность собственной гибели в результате своих действий, но не желает этого или относится к этому безразлично, действуя с совершенно иной целью. Например, военный летчик идет на таран или солдат бросается с гранатой под вражеский танк не для того, чтобы покончить с собой, а ради выполнения своего воинского долга по защите Родины. Или человек соглашается участвовать в крайне рискованном научном медицинском эксперименте, где высока вероятность его гибели, для того чтобы полученные результаты смогли принести пользу другим больным. В этих случаях умысел косвенный: человек отнюдь не хочет умирать, но в определенных обстоятельствах любовь к ближним заставляет его пожертвовать собой. Смерть по неосторожности нельзя считать самоубийством. На это следует обратить особое внимание в связи с весьма распространенным в современном церковном сознании – и абсолютно необоснованным – отношением к некоторым разновидностям смерти как к самоубийству, в частности, к смертям в результате заболевания алкоголизмом или наркоманией. Понятно, что человек, злоупотребляющий спиртным или наркотиками, должен осознавать, что в перспективе это серьезно отразится на его здоровье и может привести к гибели. Однако трудно представить, чтобы кто-либо употреблял алкоголь и наркотики именно для того, чтобы лишить себя жизни. Таким образом, законодательство Православной Церкви, осуждая самоубийство и показывая своим членам всю тяжесть этого греха, не всякое лишение себя жизни квалифицирует как самоубийство, но в определенных случаях разрешает церковное поминовение, обращая внимание не только на само деяние, но и на душевное состояние погибшего, и на цели его поступка. 9 80-е годы IV века. Издания и переводы см.: CPGS 2520; подлинны только канонические ответы 1–15.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Автор справедливо ставит вопрос о разработке процедуры церковного развода, отвечающей современным условиям, а также гораздо более важный вопрос о создании в Церкви эффективной системы поддержки семей. Теперь попробуем сформулировать основные вопросы, о которых шла речь на заседании секции «Таинство Брака». На наш взгляд, эти вопросы могут быть изложены следующим образом: 1.      понятие брака и Таинства брака; 2.      венчание и его роль в христианском браке; 3.      соотношение религиозных и юридических аспектов брака (брак как Таинство и как правовой институт); 4.      сопоставление брака и девства как двух образов жизни. Очевидно, что в ходе работы секции получилось частично ответить на некоторые из этих вопросов. Так, была проанализирована история чинопоследования венчания, показана многоаспектность понятия брака, рассмотрена правовая сторона брака. В то же время, как мы полагаем, итоги заседания секции не позволяют, ни на шаг продвинуться в решении последнего из перечисленных вопросов; продолжает сохраняться традиционное представление о венчании как Таинстве брака, а с ним и формальное отношение к браку в целом. Хочется надеяться на то, что результатом работы секции «Таинство брака» станет осознание того, что имеются не только сугубо практические сложности с совершением этого Таинства, но и научно-богословские проблемы, касающиеся его понимания, и что без постановки и обсуждения этих проблем невозможно эффективное решение практических задач в данной сфере. А. Г. Бондач См. о большинстве из них: Monachisme//DSAM. T. 10. Col. 1524-1617, особенно col. 1551-1557 (об «архетипах» раннего монашества). См.: PL. Vol. 119. Col. 980BC. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/253592

Natural Law and Human Dignity/Transl. by D. J. Schmidt. Camb. (Mass.), 1986; Weinreb L. L. Natural Law and Justice. Camb. (Mass.), 1987; Четвернин В. А. Современные концепции естественного права. М., 1988; Viola F. Diritti dell " uomo: diritto naturale, etica contemporanea. Torino, 1989; Palladini F. Samuel Pufendorf discepolo di Hobbes: Per una reinterpretazione del giusnaturalismo moderno. Bologna, 1990; Diritto naturale e diritti dell " uomo all " alba del XXI sec.: Colloquio intern. (Roma, 10-13 gennaio 1991). R., 1993; Sériaux A. Le droit naturel. P., 1993; Ricken F., Wagner F. Naturrecht//TRE. Bd. 24. S. 132-185; Hervada J. Historia de la ciencia del derecho natural. Pamplona, 1997; Koaciski M. Dio fonte del diritto naturale: Linee di dibattito tra teologia morale e filosofia del diritto. R., 1997; Чичерин Б. Н. Философия права. СПб., 1998; Dijon X. Droit naturel: Les questions du droit. Vol. 1. P., 1998; Hall P. M. Narrative and the Natural Law: An Interpretation of Thomistic Ethics. Notre Dame (Ind.), 1998; Solinas S. Il diritto naturale secondo Giovanni Duns Scoto. R., 2000; Braybrooke D. Natural Law Modernized. Toronto, 2001; D " Ors A. Derecho y sentido común: Siete lecciones de derecho natural como límite del derecho positivo. Madrid, 20013; Tierney B. The Idea of Natural Rights: Studies on Natural Rights, Natural Law, and Church Law, 1150-1625. Grand Rapids, 2001; Engen J., van. Naturrecht//LexMA. 2002. Bd. 6. Sp. 1050-1054; Theron S. Natural Law Reconsidered: The Ethics of Human Liberation. Fr./M., 2002; Kainz H. P. Natural Law: An Introd. and Re-examination. Chicago, 2004; Long S. A. et al. Natural Law//NCE. Vol. 10. P. 179-196; Cattaneo M. A. Giusnaturalismo e dignima umana. Napoli, 2006; Hopkins P. D. Natural Law//Encyclopedia of Philosophy. Detroit, 2006. Vol. 6. P. 505-517; Römelt J. Menschenwürde und Freiheit: Rechtsethik und Theologie des Rechts jenseits von Naturrecht und Positivismus. W., 2006. А. Г. Бондач Рубрики: Ключевые слова: ЕРЕСЬ [греч. - выбор, направление, учение, школа], ошибочное учение, искажающее фундаментальные основы христ. веры АВАТОН греческий термин, обозначающий свод правил, запрещающих вход определенных категорий лиц за стены монастыря АДВОКАТ должность, предполагающая осуществление нек-рых властных полномочий и представительство сторон в суде

http://pravenc.ru/text/190261.html

(Продолжение следует) БИБЛИОГРАФИЯ Бондач 2008 – Бондач А. Библиографический указатель к «Деяниям Вселенских соборов». Ч. 1. Соборы I –III//БВ. 2008. 7. С. 401–436. [Bondach A. Bibliograficheskii ukazatel’ k “Deianiiam Vselenskikh soborov”. Chast’ 1. Sobory I–III (Bibliographic index to the “Acts of Ecumenical Councils”. Part 1. Councils I–III)//Bogoslovskii Vestnik (Theological Herald). 2008. 7. P. 401–436.] Бондач 2009 – Бондач А. Библиографическая роспись «Деяний Вселенских соборов». Ч. 1. Соборы I–III (продолжение)//БВ. 2009. 8–9. С. 507–550. [Bondach A. Bibliograficheskaia rospis’ “Deianii Vselenskikh soborov”. Chast’ 1. Sobory I–III (prodolzhenie) (Bibliographic list of the “Acts of the Ecumenical Councils”. Part 1. Cathedrals I–III (continuation))//Bogoslovskii Vestnik (Theological Herald). 2009. 8–9. P. 507–550.] Войку 2010 – Войку С. Иоанн Златоуст , свт. Сочинения. Приписываемые//ПЭ. 2010. Т. 24. С. 199–204. [Voiku S. Ioann Zlatoust, sviatitel’ Sochineniia. Pripisyvaemye (John Chrysostom, St. Works. Attributed)//Pravoslavnaia entsiklopedia (Orthodox Encyclopedia). 2010. Tom 24. P. 199–204.] Заболотный 2016 – Заболотный Е. История конфессионального разделения сирийского христианства и развитие христологии в IV–VIII вв. М., 2016 (Дисс.). [Zabolotny E. Istoriia konfessional nogo razdeleniia siriiskogo khristianstva i razvitie khristologii v IV-VIII vekakh (The history of confessional division in Syrian Christianity and the development of Christology in the IV–VIII centuries). Moscow, 2016 (Diss.).] Лященко Т., свящ. 1913 – Лященко Т., свящ. [еп. Тихон]. Св. Кирилл, архиеп. Александрийский. Его жизнь и деятельность. К., 1913. [Lyashchenko T., priest [bishop Tikhon]. Sv. Kirill, arkhiep. Aleksandriiskii. Ego zhizn’ i deiatelnost’ (St. Cyril, Archbishop of Alexandria. His life and work). Kiev, 1913.] Пантелеимон (Успенский) , иером. 2009 – Отзыв иером. Пантелеимона [Успенского] на студенческую (кандидатскую) работу В. Дмтириева «Перевод и анализ сочинения св. Кирилла Александрийского Περ τς ορθς πστεως τς ες τν Κριον μν ησον Χριστν»//БВ. 2009. 8–9. С. 142–150. [Otzyv ieromonakha Panteleimona [Uspenskogo] na studencheskuiu (kandidatskuiu) rabotu V. Dmtirieva “Perevod i analiz sochineniia sv. Kirilla Aleksandriiskogo Περ τς ορθς πστεως της εις τον Κριον μν ησον Χριστν” (Hieromonk Panteleimon’s [Uspensky] review of V. Dmitiriev’s student (candidate) thesis “Translation and analysis of St. Cyrils of Alexandria work Περ τς ορθς πστεως τς ες τον Κριον μν ησον Χριστν”)//Bogoslovskii Vestnik (Theological Herald). 2009. 8–9. P. 142–150.]

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Известие о созыве Константинопольским Патриархом Варфоломеем намеченного на 1 сентября 2011 года Синода Восточных Патриархов в Стамбуле при участии Архиепископа Кипрского породило разноречивые предположения о предстоящем событии как о попытке воссоздания пентархии. В свете этих событий А.Г. Бондач полагает своевременным проанализировать историю и возможное актуальное значение института пентархии, а также рассмотреть вопрос о месте в ней Московского Патриархата. Статья А.Г. Бондача в исторической ретроспективе рассматривает право Поместного Собора издавать церковные нормативно-правовые акты и избирать Предстоятеля Церкви. В редакцию Богослов.Ru поступил ответ А. Г. Бондача на критику его доклада на конференции " Православное учение о церковных таинствах " А. Н. Пономаревым. С удовлетворением отмечая развитие дискуссии по немаловажным вопросам, затронутым А. Г. Бондачем, редакция призывает всех желающих принять участие в их обсуждении. В ближайшее время на портале будет опубликована ещё одна реакция на доклад А. Г. Бондача. Преподаватель Московской духовной академии А.Г. Бондач излагает историю формирования одного из важнейших византийских правовых сборников - Номоканона в XIV титулах. Раскрывается процесс постепенного накопления правового материала в этом сборнике. Затрагивается вопрос взаимоотношений государственного и церковного законодательства в Византии. Статья Публикуя настоящий аналитический обзор работы секции «Таинство Брака» V-й Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах», редакция надеется на то, что он послужит поводом к серьезной церковно-научной дискуссии о тех проблемах, которые затрагивает автор. Прим. ред.: 20.12.2007 внесена дополнительная авторская редакционная правка. Статья Основная библиография к разделу Церковное право Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры.

http://bogoslov.ru/person/238684

Twelfth-Century Notices from Cod. Christ gr. 53//JÖB. 1992. Bd. 42. S. 221-228; Фонкич Б. Л., Поляков Ф. Б. Греческие рукописи Московской Синодальной библиотеки. М., 1993; Leone P. La tradizione manoscritta dell " Epitome historiarum di Giovanni Zonaras//Syndesmos: Studi in onore di R. Anastasi/A cura di A. Carile et al. Catania, 1994. Vol. 2. P. 221-262; Μενεβσογλου Π. Προλεγμενα//Ελληνικ πατρολογα. Αθναι, 1994. Τ. 137. Σ. ζ-λε; Любарский Я. Н. Еще один источник «Хроники» Иоанна Зонары//ΜΟΥΣΕΙΟΝ. СПб., 1997. C. 271-274; Grigoriadis I. A Study of the Prooimion of Zonaras " Chronicle in Relation to Other 12th-Cent. Historical Prooimia//BZ. 1998. Bd. 91. H. 2. S. 327-344; idem. Linguistic and Literary Studies in the Epitome historion of John Zonaras. Thessal., 1998. (Βυζαντιν κεμενα κα μελται; 26); Todt K.-P. Zonaras Johannes//BBKL. 1998. Bd. 14. Sp. 579-584; Τρωνος. Πηγς. Σ. 259-261; Павлов А. С. Курс церковного права. СПб., 2002. С. 69-75; Παδας Κ. Πληροφορες γι τ δκαιο το σλου στν Επιτομ Ιστοριν το Ιωννη Ζωναρ//Βυζαντιν. 2002/2003. Τ. 23. Σ. 125-142; Browning R. Zonaras John//NCE. 2003. Vol. 14. P. 934; Черноглазов Д. А. Хроника Иоанна Зонары и ее источники (IX-XI века)//ВВ. 2004. Т. 63 (88). С. 137-154; он же. О мировоззрении Иоанна Зонары и его современников//Визант. очерки. СПб., 2006. С. 187-204; он же. Римская история устами византийского хрониста XII в.: Еще раз о методе Зонары-историографа//ВВ. 2006. Т. 65 (90). С. 191-203; он же. Хроника Иоанна Зонары и ее источники: Методы работы Зонары-историографа: АКД. СПб., 2006; Бондач А. Г. К вопросу о биографии византийского правоведа-интеллектуала Иоанна Зонары//Вестн. ТюмГУ. 2009. 7. С. 54-65. А. Г. Бондач Рубрики: Ключевые слова: ДАНИИЛ († после 1489), митр. Смирнский (1470/71-1481), Эфесский (1478 - июль 1488), церковный деятель, писатель ЕВСТАФИЙ (ок. 1115, - после 1195), митр. Фессалоникийский (после 1178 - до 1196/97); визант. ученый, филолог, историк, писатель, свт. (пам. греч. 20 сент.) ИОАНН АПОКАВК (ок. 1155-1233), митр. Навпактский (1199/1200-1232), визант. церковный и политический деятель Эпирского деспотата, канонист, писатель

http://pravenc.ru/text/471214.html

Андрей, Новосибирск 21 февраля 2008г. 19:44 Альберт Григорьевич, если чем Вас обидел, то прошу простить. Доклад я Ваш читал, участие в Таинстве через представителя не понимаю, не принимаю, но и хулить не буду. На мой скромный взгляд, для души не очень полезен чрезмерно юридический, законнический подход к вопросам церковного права. Идя по этому пути, можно скоро дойти до подсчета количества анголов, умещающихся на острие иглы. А на счет опасности опозориться, то говорят, иной раз это бывает полезно - с тщеславием помогает бороться ;) Альберт Бондач, Рим 21 февраля 2008г. 21:16 Дело не в личных обидах, а в том, что серьезные вопросы, поставленные (на конкретном фактологическом материале) в моем докладе, пока что остаются без ответа. И дальше будут оставаться при подобном подходе: " участие в Таинстве через представителя не понимаю, не принимаю, но и хулить не буду " (кстати, а как, по-Вашему, совершалось Таинство брака до IV века, когда чинопоследования венчания вообще не было?). А " чрезмерно юридический, законнический подход к вопросам церковного права " - что это такое? Значит, " для души полезен " (я-то по наивности думал, что ученый должен заботиться о поиске истины, а не о собственной душевной пользе) _неюридический_ подход к церковному _праву_? Хорошо, но в таком случае давайте перестанем называть его " правом " и придумаем ему какое-нибудь другое название. Артем, Иркутск 23 февраля 2008г. 14:28 А вот с точки зрения выдающегося британского юриста Гарольда Бермана источником западной традиции права является т.н. " Папская революция " XI-XII вв. т.е., выражаясь словами свт. Илариона Киевского, предпочтение " Закона " Благодати Божией. Попытка связать всех членов Церкви некими обязательно-правовыми нормами, автономными по отношению к законодательству страны проживания, есть прямое следование католическому пути, когда верующих учат больше полагаться не на Христа, а на бумагу с печатью. Русским это скучно. Альберт Бондач, Рим 23 февраля 2008г. 15:40 Уважаемый Артем, где Вы в моем докладе нашли " попытку связать всех членов Церкви некими обязательно-правовыми нормами, автономными по отношению к законодательству страны проживания " (акцент на слове " автономными " )? И на каком основании Вы описываете события " Папской революции " в категориях трактата митр. Илариона? Если же Вам вообще не по душе существование церковного права - добро пожаловать в компанию Рудольфа Зома. И не забудьте в этом случае определиться со своим типом правопонимания (нежизнеспособная смесь позитивизма с юснатурализмом, наверное...). Ну, а вздорный отзыв о католиках (насчет " бумаги с печатью " ), да еще с некоей претензией на особую русскую духовность ( " русским это скучно " ), пусть остается на Вашей совести.

http://bogoslov.ru/article/285812

В таком «протокольном» варианте записи решений главным является не принцип объединения однородного правового материала, а принцип хронологии, фиксирования факта. В пользу подобных предположений говорит характер составления правил Карфагенского собора. Составленные ранее 2-127 каноны (в нумерации Афинской Синтагмы) были изложены по хронологическому порядку принявших их до 419 года соборов, за исключением 5, 25-28, 34 и, вероятно, 29-33 правил (см. таблицу соотнесения канонов с утвердившими их соборами в: ΠαλοςΜενεβσογλου, μητροπ . Ibid. Σ. 470-474). Σπρος Ν. Τρωινος . Οι πηγς του Βυζαντινο δικαου. Αθνα, 1999. Σ. 69. Об этом же говорит другой современный учёный Б. Штольт. Рассуждая о множестве сборников церковного права, он пишет: «The manuscripts preserve this material in a great variety of collections; each of them reflects the ideas of its compiler, since the Church never issued an authoritative Corpus iuris canonici» ( Stolte, B. Justice: Legal literature//The Oxford handbook of Byzantine stidies; ed. by E. Jeffreys with J. Haldon and R. Cornack. Oxford university press, 2008. P. 694). Современный исследователь А. Г. Бондач сообщает, что в литературе считается, что в 920 г. Поместный собор в Константинополе признал общеобязательный характер редакции Номоканона в 14 титулах, принадлежащей святителю Фотию, хотя и не запретил применение иных церковно-правовых сборников (Еп. Никодим. Правила Православной Церкви с толкованиями. М., 2001. Т. I. С. 444; Щапов Я.Н.Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI–XIII вв. М., 1978. С. 99 примеч. 187 (ссылки на А. В. Соловьева и С. В. Троицкого). По этому поводу он пишет: «Думается, что текст соборного постановления ( τος ν καταφρονσει τιθεμνοις τος ερος κα θεους καννας τν μακριων πατρων μν… νθεμα — «анафема пренебрегающим священными и божественными канонами блаженных отцов наших…» [Rhalles–Potles. T. 5. 1855. Σ. 10]), в силу слишком общего характера, не дает оснований для подобных выводов» ( Бондач А. Г. Номоканон XIV титулов как памятник византийского церковного права. Тюмень, 2005. Диплом, машинопись. С. 37-38).

http://bogoslov.ru/article/1630224

А.Г. Бондач Суицид в каноническом праве Западной церкви Исторически более пристальное внимание самоубийству уделялось в западном церковном законодательстве. В начале V века блаженный Августин подвел богословскую базу под осуждение самоубийства. В произведении «О граде Божием» он отмечает, что христианки, в отличие от язычниц, не совершают самоубийств, если подверглись насилию, и далее обосновывает недопустимость самоубийства вообще: «Человеку непозволительно убивать самого себя, коль скоро в заповеди „Не убий“, к которой не сделано никакого дальнейшего добавления, никто не представляется исключением, даже и сам тот, кому это заповедуется» 1 . Вскоре после этого начали появляться соответствующие соборные каноны. Около 450 года в Арле был составлен канонический сборник (впоследствии приписанный II Арльскому собору), где суицид впервые был объявлен преступлением, а те, кто его совершают, – «объятыми диавольским безумием» 2 . В 533 году II Орлеанский собор запретил церковное поминовение самоубийц из числа осужденных преступников 3 , поскольку, убивая себя, они обманывают закон, уходят от положенного наказания. Вскоре карательные санкции были распространены на всех самоубийц. Согласно постановлению I Бражского собора 563 года самоубийцы, а также казненные за преступления, лишались церковного погребения и поминовения 4 . В дальнейшем была установлена ответственность и за покушение на самоубийство. XVI Толедский собор 693 года принял решение, что христианин, который в отчаянии попытается покончить с собой, но по какой-либо причине потерпит неудачу, должен быть отлучен от причастия на два месяца 5 . Во второй половине XIII века Фома Аквинский, основываясь на упомянутом выше сочинении Августина, вновь осудил самоубийство с религиозно-нравственной точки зрения. Аргументы и контраргументы Фомы в основном сжато повторяют рассуждения Августина: самоубийцы нарушают заповедь «Не убивай», которая не ограничена по объекту, ибо не сказано: «Не убивай другого» 6 . Продолжали появляться и церковноправовые нормы об ответственности за самоубийство. В 1284 году Нимский собор лишил самоубийц – наряду с отлученными от церкви, еретиками и подобными лицами – права на церковное погребение 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Бриллиантов 1998 – Бриллиантов А. И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. 2 М., 1998 ( 1 СПб., 1898) БТ – Богословские труды (М.) БУ ДВС – Бондач А. Г. Библиографический указатель к «Деяниям Вселенских Соборов». Ч. 1. Соборы I-III//БВ 7 (2008), 401–436 1–144]; 8/9 (2008/2009), 507–550 145–193]; Ч. 2. IV Вселенский Собор//БВ 10 (2010), 455–491 194–346д]; БВ 13/14 (2012; готовится к печати) 347–403]. При ссылке указывается номер описания Василий (Кривошеин) 1996 – Василий (Кривошеин), архиеп. Богословские труды 1952 [sic!] – 1983 гг. Нижний Новгород, 1996 ВВ – Византийский временник (М.) Вилинский 1906 – Вилинский С. Г. Послания старца Артемия. Одесса, 1906 Добротолюбие, V- Добротолюбие/[В рус. пер. еп. Феофана Затворника ]. Т. 5. М., 3 1900 (репринты и переизд.) Дунаев 2002 – Прп. Макарий Египетский . Духовные слова и послания: Собрание типа I (Vatic. graec. 694)/Изд. подг. А. Г. Дунаев. М., 2002 (готовится расширенное переизд. в 2012 г. в серии Σμραγδος Φιλοκαλ ας) ИАБ – Исихазм: Аннотированная библиография/[Сост.: А. Г. Дунаев и др.;] общ. ред.: С. С. Хоружий. М., 2004 (римские цифры отсылают к разделам, арабские – к номерам описаний) Космос и душа 2005 – Космос и душа: Учения о вселенной и человеке в античности и в средние века (исследования и переводы)/Ред.: П. П. Гайденко и В. В. Петров. М., 2005 Леонтьев 1898 – Аскетические творения святых отцов: Каллиста Катафигиота О божественном единении и созерцательной жизни; Иоанна Карпафийского Слово подвижническое/Пер. с греч. Н. А. Леонтьев. Шестой выпуск патрологического отдела журнала «Православный собеседник» за 1898 год. [Т. 2. 7/8. С. 1–110]. Казань, 1898 Лосев 1997 – Лосев А. Ф. Имя. Сочинения и переводы. СПб., 1997 Мейендорф 1997 – Мейендорф И. , протопресв. Жизнь и труды святителя Григория Паламы : Введение в изучение/Пер. Г. Н. Начинкина под ред. И. П. Медведева, В. М. Лурье. СПб., 1997 (Subsidia Byzantinorossica; 2) Небольсин 2007 – Изречения Секста/Пер., вступ. ст. и комм.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010