Лаки (Горянка). Церковь Луки Евангелиста. Церковь Святого Апостола и Евангелиста Луки Церковь. Не действует.   Престолы: Луки Евангелиста Год постройки:1904. Адрес: Республика Крым, Бахчисарайский район, на месте бывшего села Лаки (Горянка), между сёлами Кудрино (бывшее Шуры) на реке Кача и Высокое (бывшее Ашага-Керменчик). Координаты: 44.665437, 33.95285 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм был построен и освящен во имя святого апостола и евангелиста Луки в 1904 году взамен обветшавшей церкви, по решению схода жителей села Лаки. В Лаках жили греки ещё со времён раннего средневековья. Сейчас села Лаки (позднее Горянка) не существует. У него была трагическая судьба. В годы Великой Отечественной войны деревню вместе с жителями, за связь с партизанами, сожгли каратели.  Страшная история села, на месте которого распаханное поле (немногочисленные уцелевшие жители села, именовавшегося уже Горянкой, были выселены отсюда в 60-е годы XX столетия в процессе ликвидации малых деревень). Церковь Св. Луки – типичное крестовокупольное однонефное строение, ориентированное абсидой на восток. Купол сооружен на световом барабане, который посредством парусов и подпружных арок опирается на четыре встроенных в стены пилона, образующих подкупольный квадрат в средокрестье. Главный западный вход в храм оформлен порталом. Над дверным проёмом портала надпись-дата – «Год 1904». А на нижней арке надпись: «Храм святого евангелиста Луки». В интерьере утрачена орнаментальная роспись пилонов. В настоящее время храм требует серьёзной реставрации, но несмотря на это в храм назначен священник из Евпатории, который проводит здесь по большим праздникам Богослужения. По материалам сайта http://www.palomnik.crimea.ua/ Церковь во имя святого апостола и евангелиста Луки была выстроена в греческом селе Лаки в 1904 году, как сообщает архивная справка, " взамен ветхой, существовавшей со времени владения крымских ханов " , на благотворительные пожертвования. Основные средства на её строительство дал видный общественный деятель, предприниматель и меценат, купец второй гильдии, почётный гражданин Бахчисарая Дмитрий Ильич Пачаджи (1851-1912). В 1936 году церковь была закрыта, и через шесть лет от прекрасного храма остались только руины. День 23 марта 1942 года стал последним в жизни " Крымской Хатыни " , как называют селение Лаки: за связь с партизанами она была сожжена гитлеровцами, а 38 её жителей расстреляны. В 2004 году полуразрушенное здание церкви было передано Симферопольской и Крымской епархии. В 2009 году рядом с ней открылся мужской монастырь в честь святого апостола и евангелиста Луки.

http://sobory.ru/article/?object=08807

Российский институт истории искусств (Санкт-Петербург) Пути Северного Афона к «симфонии» древнерусских и византийских певческих традиций. 11:30–11:45 – КОФЕ-БРЕЙК ГЕРЦЕН Александр Германович НАУМЕНКО Валерий Евгеньевич Таврическая академия Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского (Симферополь) НАБОКОВ Артур Игоревич Институт археологии Крыма РАН (Симферополь) К изучению исторической топографии Мангупа золотоордынского времени. «Церковь 2015 г.» и некоторые синхронные находки из раскопок дворца. БАЙБУРТСКИЙ Аркадий Михайлович Институт археологии Крыма РАН (Симферополь) Средневековые храмы бассейна реки Черной в горной части Юго-Западного Крыма: материалы к археологической карте. ЮРОЧКИН Владислав Юрьевич Институт археологии Крыма РАН (Симферополь) Новое «пещерное» поселение в Юго-Западном Крыму. ЛЫСЕНКО Александр Владимирович ТЕСЛЕНКО Ирина Борисовна Институт археологии Крыма РАН (Симферополь) Исследования архитектурно-археологического комплекса «Храм Ай-Андрий» (итоги работ 2005 г.). ГАНЦЕВ Валентин Константинович Таврическая академия Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского (Симферополь) Скальные винодавильни в районе монастыря Челтер-Коба и Сюреньского укрепления: современная источниковедческая база и перспективы изучения. КАТЮШИН Александр Евгеньевич Научно-исследовательский центр истории и археологии Крыма Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского (Симферополь) К вопросу о водоснабжении средневекового города на плато Эски-Кермен. МОИСЕЕВ Дмитрий Анатольевич Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник (Бахчисарай) КОРЖЕНКОВ Андрей Михайлович ОВСЮЧЕНКО Александр Николаевич Институт физики Земли им. О. Ю. Шмидта РАН (Москва) Сейсмические деформации в стенах храма Ай-Триада (с. ЛакиКерменчик, Крым). КАРНАУШЕНКО Элла Николаевна ХАРИТОНОВ Сергей Владимирович (Севастополь, Санкт-Петербург) Обследование и калькирование фресок некоторых средневековых пещерных храмов Юго-Западного Крыма. ИОЖИЦА Дарья Васильевна

http://pravoslavie.ru/115725.html

Закрыть itemscope itemtype="" > В Крыму тоже есть своя Хатынь 23 марта 1942 г. жители деревни Лаки были заживо сожжены крымско-татарскими пособниками фашистов 28.03.2010 593 Время на чтение 5 минут «Деревню подожгли, громко залаяли собаки, людей охватила паника. Всю «черную» работу делали предатели из числа крымских татар. Тетю Юрия Михайловича привязали к кровати, а ее восьмимесячного ребенка, как тряпку, кинули в огонь. Женщина кричала до тех пор, пока на нее не обрушилась горящая кровля. Огонь уничтожил все 87 дворов. Тех, кто остался в живых, в том числе и Юрия Спаи, в сопровождении крымско-татарских «добровольцев» отправили через Бахчисарай в Октябрьское. Не ищите значения слова «Лаки» в топонимических словарях - его там нет; такого населенного пункта, как село Лаки, не найдете на современных картах. В Лакской долине царит мёртвая особенная тишина. Ни шелохнется травинка, ни пропоёт птичка, ни залает собака. Только преследует дикий, удушающий запах крапивы и щавеля. О чем молчат выжженные солнцем меловые горы? Почему дикими кровавыми маками заросло поле? Почему поросла травой заброшенная церковь? Откуда эта тишина? О чем молчат усыпавшие долину кроваво-красные маки? Где жители? Куда делись прихожане? Трудно поверить, что когда-то тут кипела жизнь. Издавна жили здесь потомки славных «листригонов». Была в этих местах между горами Татар-Ялта и Ай-Илья частица древней Эллады. Не только синее небо, крутые скалы вдали, зеленые склоны гор и воздух, искрящийся солнцем, роднили эту землю с Элладой. Под защитой горы святого Ильи с незапамятных времен жили греки, потомки феодоритов - жителей православного княжества Феодоро, до последнего бившихся с турецкими захватчиками. В районе Лаки обнаружены следы двух небольших поселений VI-VII веков. Греки редко покидали свои любимые Лаки. А что им было делать за их пределами, если плодородная долина давала всё необходимое для жизни: на лугах пасли скот, под солнцем вызревал виноград, а местный табак славился на всю Тавриду... В окрестностях села сохранились остатки церкви Святой Троицы, возведенной еще в начале XV века; рядом кладбище, могилы жителей Лаки из семей Спаи, Лели, Арваниди, древняя могила 1362 года. Тихо и мирно текла жизнь села Лаки. Самым крупным событием начала ХХ века стало построение в 1904 году каменного в византийском стиле храма Св. Евангелиста Луки.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

За внешними фасадами и куполами обителей порою сокрыта самая главная их духовная ценность и незаменимое предназначение — призывать милосердие Бо- жие на весь человеческий род и на каждого человека в отдельности. Православные христиане знают, что пока стоят монастыри и молятся монахи, держится человечество». На сегодняшний день на участке монастыря ведутся строительные работы. Построен небольшой корпус, устроена трапезная, оборудованы кельи для монахов. Действует деревянный храм в честь св. прп. Лазаря Муромского. Возрождение обители продолжается. Монастырь во имя ап. и ев. Луки в дер. Лаки расположен недалеко от Бахчисарая, в Качин- ской долине. Дорога плавно поднимается к перевалу Лаки. Словно орлиное гнездо, приютилась эта деревня на скалистой земле у перевала между горами Татар-Ялта и Ай-Илья. Человек, впервые попавший в уютную Лакскую долину, поражается ее тишиной. Эта тишина какая-то особенная, такой больше нет нигде в Крыму. Молчаливо стоят выжженные солнцем меловые горы. Не раскачивает деревья ветер. Не слышно жужжания пчел. Лишь одинокий заяц пробежит по усыпанному огромными красными маками полю. Природа молчит. Мимо рукотворного озера, мимо поклонного креста путь ведет к старинному храму. Рядом с ним — небольшое кладбище. Поодаль — крошечный скит. Чуть ниже, в долине, хорошо сохранившиеся бассейны с подернутой ряской черной водой. До трагедии, произошедшей во время Великой Отечественной войны, сохранялась в этих местах частица древней Эллады. Считается, что название «Лаки», или «Лака», в переводе с греческого означает «бассейн». Есть и другая версия происхождения этого топонима. Исследователь А. Л. Бертье-Делагард полагал, что оно происходит от имени св. Луки. Места эти обитаемы с давних времен. В районе деревни Лаки обнаружены следы двух небольших поселений VI—VIII вв. До недавнего времени неподалеку находились остатки храма Св. Троицы — небольшой крестово-купольной церкви XIII — начала XIV вв., представляющей по форме куб с равными ветвями креста, тремя апсидами и четырьмя восьмигранными колоннами, а недалеко от нее — развалины еще более древнего храма с остатками кладбища.

http://azbyka.ru/fiction/svyatoj-krym-dr...

23 марта 1942 года в тихое село Лаки пришла беда. Историк Пантелеймон Кесмеджи в книге «Греки Крыма» приводит слова командира Бахчисарайского партизанского отряда Михаила Андреевича Македонского (ставшего затем командиром Южного соединения партизанских отрядов Крыма). Он рассказывает, что его отряд своим существованием был обязан жителям Лаки, которые оказывали партизанам помощь едой, одеждой, а в морозы устраивали на постой. Вокруг было много других сел, но в каждом из них жили хотя бы несколько предателей, а в Лаках - ни одного. Каратели решили стереть Лаки с лица земли. Были разрушены и сожжены все дома, склады, ферма, клуб. Каратели не смогли разрушить до основания только храм. Свидетелем уничтожения непокорной деревни был Юрий Михайлович Спаи, племянник Николая Константиновича Спаи, разведчика Карасубазарского партизанского отряда, выполнявшего особые поручения центрального штаба. Тогда, в 1942-м, он был тринадцатилетним мальчиком. «Когда фашисты разгромили партизанский отряд, те, кто остался жив, пришли в нашу деревню. 23 марта 1942 года деревню окружили немцы и добровольцы - крымские татары из карательного батальона, - рассказывал Юрий Спаи. - Всех жителей собрали перед сельсоветом, обыскали. Видимо, оккупантам поступил донос, так как, несмотря на то, что ничего подозрительного они не нашли, в сторону сразу же отогнали более тридцати мужчин. Среди них были мой дядя и два брата. Я, тогда еще наивный подросток, подошел и спросил: «Дядя Митя, а вы чего здесь?» А он мне по-гречески, чтобы не поняли стоящие рядом предатели из числа крымских татар, ответил: «Юра, уходи, а то и тебя тоже убьют. Нас ведут на расстрел». Такое забыть нельзя...» Другая свидетельница, свояченица председателя совхоза Владимира Лели, 90-летняя Екатерина Лели рассказывала об этом событии так: «Деревню подожгли, громко залаяли собаки, людей охватила паника. Всю «черную» работу делали крымско-татарские пособники фашистов. Тетю Юрия Михайловича привязали к кровати, а ее восьмимесячного ребенка, как тряпку, кинули в огонь. Женщина кричала до тех пор, пока на нее не обрушилась горящая кровля. Огонь уничтожил все 87 дворов. Тех, кто остался в живых, в том числе и Юрия Спаи, в сопровождении крымско-татарских «добровольцев» отправили через Бахчисарай в Октябрьское. Во всех окрестных деревнях оккупанты выбирали старосту и заставляли местных жителей вооружаться против партизан. Но в селе Лаки все как один наотрез отказались выбирать старосту и воевать против своих. Нам угрожали: если не возьмем в руки оружия против партизан - нас сожгут. И в марте 1942 года фашисты и их холуи взяли село в окружение. Заходили в каждый дом и давали команду: «Оставить открытыми двери и окна! Всем собраться у магазина! С собой ничего не брать!»

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Докладчики рассказали монашествующим о событиях прошлого, которые не могли не взволновать потомков людей, спасших нашу Отчизну и весь мир от фашизма. В Инкерманском монастыре в 1942 году располагался штаб 25-й Чапаевской стрелковой дивизии, которая держала оборону Севастополя, защищая каждый метр земли. Осталось военное кладбище на территории монастыря, и братия за ним ухаживает. В селении Лаки Бахчисарайского района, среди отвесных скал Качинского каньона есть мужской монастырь святого апостола и евангелиста Луки. Лаки – древнее место IV века в горах, где проживали греки. Весной 1942 года каратели сожгли это селение полностью и уничтожили его жителей за то, что они обеспечивали едой и одеждой партизан, активно их поддерживали. Там остались только руины храма. Но сейчас монастырь возрожден, возрождена в нем монашеская жизнь. В этой обители я начинал послушником, затем по благословению митрополита Лазаря занимался оформлением самого монастыря, его восстановлением. И вот уже 14 лет являюсь его наместником.      Лаки еще называют «Крымской Хатынью». Это одна из известных трагических и героических страниц той войны. Ваше Преосвященство, а Вы одновременно возглавляете несколько обителей? На сегодняшний день я являюсь наместником четырех мужских монастырей. Двух севастопольских – Свято-Климентовского Инкерманского (где подвизается 30 человек братии) и Свято-Георгиевского Балаклавского на мысе Фиолент (там 20 насельников). Плюс два горных монастыря – Новоспасский в селе Терновка Балаклавского района и святого апостола Луки в селе Лаки Бахчисарайского района. В горных обителях братии немного, туда я стараюсь регулярно выбираться – живу в них какое-то время, служу. Сам принимаю монашествующих, послушников, трудников в эти обители. Кроме того, с 2010 года Вы несете послушание благочинного по делам монастырей Симферопольской и Крымской епархии. По какому принципу посещаете их? Бываю в них по графику. Раз в две недели «по кругу» посещаю каждый из них. Примером для меня и братии является наш владыка митрополит, который постоянно объезжает все монастыри – даже горные, куда сложно подняться.

http://pravoslavie.ru/127027.html

На одном из надгробных камней надпись, датируемая 1362 годом. В 15 км от поселения Лаки находилась столица княжества Мангуп-Феодоро. Представьте себе, как выглядела эта местность веков шесть-семь назад. На вершинах гор, у подножий холмов, возле родников видны купола храмов. Это потрясающий факт: на пространстве не более четырех километров было 14 православных храмов. Известны названия одиннадцати из них: Св. Троицы, Успения Богородицы, святых Космы и Дамиана, Феодора Стратилата, Евфимия, Иоанна Предтечи, Максима, Ильи, Луки, две во имя Феодора Тирона. Какой же мощный колокольный звон разносился по окрестностям во время великих праздников! Наиболее почитаемой была церковь святых Космы и Дамиана, из-под алтаря которой бил чудотворный источник. Источник этот местное население считает священным и сейчас. Называют его Ай-Кузьма и говорят, что там самая лучшая вода в округе. И вся эта красота и святость были уничтожены временем и злыми людьми. В настоящее время нельзя писать, нельзя говорить о греческой деревне Лаки без глубокой душевной боли… «Сегодня 24 марта (1942 г.), разведчики сообщили страшную весть: 23 марта сожжена и полностью уничтожена деревня Лаки. Немецко- фашистские мерзавцы и их подлые наймиты сожгли дотла всю деревню, разрушили клуб, школу, здание сельсовета, магазин, жилые постройки колхозников и даже церковь, а 16 женщин, стариков и детей, в том числе Елену Гавал- ло с ее 8месячным ребенком, расстреляли. Трупы расстрелянных бросили в один из погребов, облили бензином и сожгли». Это — строки из книги «Пламя над Крымом» бывшего командира Бахчисарайского отряда, а затем Южного соединения, впоследствии Героя Социалистического Труда, директора совхоза «Коктебель» Михаила Андреевича Македонского. Фашисты старались полностью стереть с лица земли деревню Лаки, но каратели так и не смогли разрушить до основания церковь. В мае 2004 года на средства греческой общины в Лакской долине был установлен обелиск невинно убиенным. На гранитной плите много свободного места — сюда будут вписывать фамилии, по мере того как их будут устанавливать поисковики.

http://azbyka.ru/fiction/svyatoj-krym-dr...

– Давайте попробуем объяснить это изображение с точки зрения техники живописи. Можно предположить, что в дерево за сто лет впитались краски и лаки, которые и создали образ? – Как пишутся иконы? Сначала на доску натягивается холст, потом наносится грунт, живопись идет тонкими слоями от темного к светлому, и нижние слои красок более впитывают в себя лаки и смолы, в верхних слоях больше белил. Эта икона была сделана без ткани, и у нее наложен очень тонкий грунт, можно предположить, когда покрывалось олифой, вот эти теневые участки больше впитались в дерево. Но удивительно, что впитались они ровно по очертанию контура лика святого. Прочитываются даже выражение глаз, изгиб бровей и несколько суровое выражение лица Батюшки Серафима. Почему они впитались таким образом? В этом и загадочность изображения. Если просто пропитались лаки, то почему так, что показано основное – лик Святого, его благословляющая рука, и уже не совсем главные детали становятся более прозрачными, и весь рисунок переходит в ткань дерева. – Какое чувство испытываете, работая над этой иконой Преподобного Серафима? – Спокойствие и благоговение…От иконы пахнет тонким запахом ладана и еще разными запахами, которые говорят о храме. – Можно назвать проявившийся образ чудом? – Чудо это или нет, не могу сказать… Видела я одно – на дереве был образ, который не рисовал никто из земных иконописцев. – Вам не жаль было земными красками зарисовывать нерукотворный образ? – Да, было немного… сверлило такое чувство в душе… Но этот образ и появился, вероятно, для того, чтобы написали икону уже земные художники, для простых земных людей и во имя их утверждения в вере. Чтобы в минуты радости и скорби мы пришли к Батюшке Серафиму, который таким чудным образом показался на старой отшлифованной доске. Татьяна обещала вскоре показать уже готовую икону с того необычного наброска. Рейтинг: 9.9 Голосов: 266 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю:

http://pravoslavie.ru/38371.html

Фашисты старались полностью стереть с лица земли эту деревню, но каратели так и не смогли разрушить до основания церковь. После освобождения села Красной Армией в апреле 1944 года жители начали возвращаться в Лаки, но 20 июня того же года, по Постановлению ГКО, крымские греки были депортированы в Среднюю Азию и на Урал. 12 августа 1944 года вышло постановление Госкомитета обороны «О переселении колхозников в Крым», переселенцы из Орловской и Брянской областей направлялись в Бахчисарайский район, включая опустевшие Лаки. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 мая 1948 года село Лаки было переименовано в Горянку. В начале 1960-х годов село признано неперспективным и расселено.» (Источник: В этот день отмечается память жителей села, вот и 8 мая более 350 греков прибыли в монастырь почтить светлую память своих славных земляков, принявших мученическую смерть за други своя. Вечером этого же дня православные миссионеры посетили музей 35 артиллерийской батареи, расположенный в г. Севастополе. 9 мая 2016 г. делегация Войсковой Православной Миссии была принята Прокурором Крыма Натальей Поклонской. Решением Правления Ассоциации ветеранов боевых действий органов внутренних дел и Внутренних Войск - «За доблесть, честь и благородство, личное мужество, проявленное в защите граждан Российской Федерации, охране законности и поддержку ветеранского движения», прокурор Республики Крым государственный советник юстиции 3 - го класса Наталья Владимировна Поклонская была награждена орденом «За мужество и гуманизм» 1-й степени. Награду вручил советник Председателя Ассоциации ветеранов боевых действий ОВ и ВВ заслуженный юрист РФ Иван Николаевич Соловьев. Ассоциация ветеранов насчитывает в своих рядах более 55000 членов. 9 мая делегация Войсковой Православной Миссии вместе с работниками прокуратуры Республики Крым приняла участие в патриотической акции «Бессмертный полк» в г. Симферополе. «Я прошла вместе с Чудотворной мироточивой иконой Святого Страстотерпца Царя Николая II, которую накануне Дня Победы привезли из Москвы . В прошлом году, когда мы накануне Дня Победы посещали ветеранов Великой Отечественной войны, один из них рассказал мне историю. Во время боя ему было видение Великого Государя Императора Николая Александровича, который помог ему спастись. И ветеран просил меня, чтобы по возможности Николай II тоже принял участие в «Бессмертном полку». Вот это пожелание мы и выполнили сегодня.

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/17/...

Каратели нагрянули в четыре часа утра. Партизаны, как обычно, пришли ночью за продуктами и уйти не успели. Их взяли в плен. Среди них был и мой муж. Много погибло мужчин из семей Спаи, Дузовых, Берберов. И вот один из оккупантов начал читать список, называя фамилии партизан. Если не было мужа - жену расстреливали. В ту ночь не было Владимира. Из толпы отделили его жену Марию с грудным ребенком на руках. Ее расстреляли, а малыша бросили в пламя. Другую женщину вместе с ребенком привязали к кровати и подожгли. Но она не выдала своего брата. Крик этой женщины раздавался по всей долине. Мать Федора Арваниди была прикована к постели - ее сожгли прямо в доме. Взятых в плен партизан допрашивали, а затем казнили. Но как враги ни издевались, жители Лаки не выдали партизан. Когда моего мужа вели на допрос, он схватил одного из карателей за горло и задушил. За это тут же получил нож в спину. После допроса полуживых партизан бросили в подвал, облили бензином и подожгли. В селе уже полыхали огнем все дома. Стариков и женщин с детьми пешком погнали в Бахчисарай. За годы оккупации в Бахчисарайском районе были уничтожены все греческие колонии - более двадцати сел. Расстреляны тысячи человек. В память о всех погибших в годы Второй мировой православные священники 23 марта ежегодно служат панихиду на пепелище села Лаки. В мае 2004 года на средства греческой общины в Лакской долине был установлен обелиск невинно убиенным, а в 2005 году открыт мужской православный монастырь. На гранитной плите много свободного места - сюда будут вписывать фамилии по мере того, как их установят поисковики. Над главным входом храма Св. Евангелиста Луки - дата «год 1904» и надпись на новогреческом, слова Христа Спасителя: «Придите (ко мне) все труждающиеся и обремененные и я упокою (вас)». Внутри храма видны остатки фресковой росписи: изображения святых евангелистов едва различимы. В храме растет трава и вьют гнезда птицы. На сложенном из кирпичей аналое в центре - икона Спасителя. В алтаре - кирпичный Престол и большой деревянный крест. Естественно, иконостаса нет. Подсвечники - доски с просверленными дырочками, уже изрядно обгоревшие. Рядом со свечами, заботливо укрытыми пленкой на столе, - ящик.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010