Лаки (Горянка). Церковь Луки Евангелиста. Церковь Святого Апостола и Евангелиста Луки Церковь. Не действует.   Престолы: Луки Евангелиста Год постройки:1904. Адрес: Республика Крым, Бахчисарайский район, на месте бывшего села Лаки (Горянка), между сёлами Кудрино (бывшее Шуры) на реке Кача и Высокое (бывшее Ашага-Керменчик). Координаты: 44.665437, 33.95285 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Храм был построен и освящен во имя святого апостола и евангелиста Луки в 1904 году взамен обветшавшей церкви, по решению схода жителей села Лаки. В Лаках жили греки ещё со времён раннего средневековья. Сейчас села Лаки (позднее Горянка) не существует. У него была трагическая судьба. В годы Великой Отечественной войны деревню вместе с жителями, за связь с партизанами, сожгли каратели.  Страшная история села, на месте которого распаханное поле (немногочисленные уцелевшие жители села, именовавшегося уже Горянкой, были выселены отсюда в 60-е годы XX столетия в процессе ликвидации малых деревень). Церковь Св. Луки – типичное крестовокупольное однонефное строение, ориентированное абсидой на восток. Купол сооружен на световом барабане, который посредством парусов и подпружных арок опирается на четыре встроенных в стены пилона, образующих подкупольный квадрат в средокрестье. Главный западный вход в храм оформлен порталом. Над дверным проёмом портала надпись-дата – «Год 1904». А на нижней арке надпись: «Храм святого евангелиста Луки». В интерьере утрачена орнаментальная роспись пилонов. В настоящее время храм требует серьёзной реставрации, но несмотря на это в храм назначен священник из Евпатории, который проводит здесь по большим праздникам Богослужения. По материалам сайта http://www.palomnik.crimea.ua/ Церковь во имя святого апостола и евангелиста Луки была выстроена в греческом селе Лаки в 1904 году, как сообщает архивная справка, " взамен ветхой, существовавшей со времени владения крымских ханов " , на благотворительные пожертвования. Основные средства на её строительство дал видный общественный деятель, предприниматель и меценат, купец второй гильдии, почётный гражданин Бахчисарая Дмитрий Ильич Пачаджи (1851-1912). В 1936 году церковь была закрыта, и через шесть лет от прекрасного храма остались только руины. День 23 марта 1942 года стал последним в жизни " Крымской Хатыни " , как называют селение Лаки: за связь с партизанами она была сожжена гитлеровцами, а 38 её жителей расстреляны. В 2004 году полуразрушенное здание церкви было передано Симферопольской и Крымской епархии. В 2009 году рядом с ней открылся мужской монастырь в честь святого апостола и евангелиста Луки.

http://sobory.ru/article/?object=08807

Российский институт истории искусств (Санкт-Петербург) Пути Северного Афона к «симфонии» древнерусских и византийских певческих традиций. 11:30–11:45 – КОФЕ-БРЕЙК ГЕРЦЕН Александр Германович НАУМЕНКО Валерий Евгеньевич Таврическая академия Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского (Симферополь) НАБОКОВ Артур Игоревич Институт археологии Крыма РАН (Симферополь) К изучению исторической топографии Мангупа золотоордынского времени. «Церковь 2015 г.» и некоторые синхронные находки из раскопок дворца. БАЙБУРТСКИЙ Аркадий Михайлович Институт археологии Крыма РАН (Симферополь) Средневековые храмы бассейна реки Черной в горной части Юго-Западного Крыма: материалы к археологической карте. ЮРОЧКИН Владислав Юрьевич Институт археологии Крыма РАН (Симферополь) Новое «пещерное» поселение в Юго-Западном Крыму. ЛЫСЕНКО Александр Владимирович ТЕСЛЕНКО Ирина Борисовна Институт археологии Крыма РАН (Симферополь) Исследования архитектурно-археологического комплекса «Храм Ай-Андрий» (итоги работ 2005 г.). ГАНЦЕВ Валентин Константинович Таврическая академия Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского (Симферополь) Скальные винодавильни в районе монастыря Челтер-Коба и Сюреньского укрепления: современная источниковедческая база и перспективы изучения. КАТЮШИН Александр Евгеньевич Научно-исследовательский центр истории и археологии Крыма Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского (Симферополь) К вопросу о водоснабжении средневекового города на плато Эски-Кермен. МОИСЕЕВ Дмитрий Анатольевич Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник (Бахчисарай) КОРЖЕНКОВ Андрей Михайлович ОВСЮЧЕНКО Александр Николаевич Институт физики Земли им. О. Ю. Шмидта РАН (Москва) Сейсмические деформации в стенах храма Ай-Триада (с. ЛакиКерменчик, Крым). КАРНАУШЕНКО Элла Николаевна ХАРИТОНОВ Сергей Владимирович (Севастополь, Санкт-Петербург) Обследование и калькирование фресок некоторых средневековых пещерных храмов Юго-Западного Крыма. ИОЖИЦА Дарья Васильевна

http://pravoslavie.ru/115725.html

Особенно ярко византийское строительство видно на примере сравнительно хорошо сохранившейся Сюйренской (Сюреньской) крепости, расположенной на скалистом мысе Куле-Бурун над левым берегом р. Бельбек (севернее Мангупа, в 1 км к югу от с. Малое Садовое) 697 . Отсюда было удобно контролировать один из важнейших горных проходов второй гряды Крымских гор, откуда открывался путь к Доросу и Херсону 698 . Как заметил уже П.И. Кеппен, это было составное звено в ряду крепостей и других мест, которые начиная от Балаклавы почти прямой линией шли по направлению к северо-востоку (Чоргун, Мангуп, Чуфут, Бакла, Керменчик и др.) 699 . Кладка стен ее двух куртин общей длиной 110 м, отгораживавших 300-метровую вытянутую оконечность мыса площадью около 1,7 га, как и круглой двухэтажной башни высотой около 12 м и внешним диаметром 8 м, с парапетом и мерлонами, расположенной на стыке куртин рядом с боевой калиткой и сводчатыми воротами, очень близка кладке стен ранневизантийских крепостей Подунавья (два панциря квадров с соблюдением горизонтальности рядов в системе чередования точков и ложков с забутовкой между ними на известковом растворе с песком, уложенные местами на вырубленные в скале «постели») 700 . На это же указывает круглая форма башни с бойницами на этажах (более поздние византийские башни делались чаще всего прямоугольными или квадратными). А.И. Айбабин, ссылаясь на отсутствие находок керамики на мысе Куле-Бурун ранее второй половины VIII в. и на сходство с херсонскими и другими византийскими кладками оборонительных куртин и башен, возводившихся c IX в., относил создание здешних крепостных сооружений ко времени образования фемы Климата в Юго-Западном Крыму 701 . Однако следует обратить внимание, что уже Н.И. Репников предлагал датировать их «послеюстиниановской порой», вв., a А.Л. Якобсон подчеркивал схожесть здешнего типа кладки из хорошо отесанных квадров с кладкой ранневизантийских стен Мангупа, когда «совпадают даже размеры блоков и высота рядов» 702 . Последний обратил внимание также на сходство кладки Сюйрена с кладкой южной пристройки к баптистерию, входившему в комплекс Уваровской базилики, который, судя по последним уточненным данным, не мог быть построен раньше последней трети VI в. 703 Тонкость же культурного слоя на плато, где стоит крепость, ни о чем не говорит, поскольку поначалу оборонительное сооружение использовалось как убежище, от случая к случаю, и, очевидно, непродолжительное время, а в условиях, сложившихся в Таврике в VIII в., вообще могло оказаться невостребованным до тех пор, пока к концу IX в. на некоторое время вновь понадобилось византийским фемным властям 704 . Примечательно также, что у подножия плато уже с VII в. существовало поселение, возникновение которого, как и в случае с поселениями у Эски-Кермена и Чуфут-Кале, могло быть связано со строительством крепости 705 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Весьма давно в пределах древнего Булгарского царства были последователи Иудейства, которое проникло сюда с юга от Хозар, где оно некоторое время было сильно распространено. Не безызвестно было здесь и христианство 14 . Достоверная Летопись о Булгарском царстве начинается известием Арабского писателя Ибн-Фадлана, который жил и путешествовал в Булгарии в 922 году по Рожд. Христовом. Свою записку о путешествии в Булгарию он начинает так: «От царя Славян (так называл он Булгар) Влатаваца Алмуса, сына Шилки, было послано письмо к эмиру», (т.е. к Багдадскому Халифу, высшему повелителю магометанского Востока). В этом письме Булгарский царь просил эмира, чтобы он прислал ему наставника для научения исламу и людей, которые бы могли построить мечеть и крепость. Присланные Халифом исполнили просьбу Булгарского царя: научили Булгар магометанской вере и построили из дубового дерева вокруг главного города крепость, окопали ее рвом и валом. Впоследствии в этой крепости и около нее населился большой город Булгар, названный так по имени народа, основавшего его 15 . Вскоре потом здесь были построены мечети, из которых одна занимала самое видное место на рынке. Заведены были школы, явились муеззины, имамы – чины магометанства. Стали чеканить монету с изображением имама для выражения духовной зависимости от него. Кладбища стали устрояться тоже по-магометански. И вот началось постоянное, неослабное преображение края в магометанство. Город Булгар был царскою столицею; поэтому вскоре по примеру его стали строиться и другие города в Булгарском царстве: Биляр, Керменчуг, Кашан 16 , Жукотин, Сувар и другие. Вместе с внешним арабским просвещением заимствовалось и вероисповедание. Долго города строились на первый раз из дерева и камыша, а потом и из камней, особенно царские дворцы в г. Булгаре. Вокруг города обитали многочисленные Тюркско-финские племена, долго не принимавшие магометанства. Они не смешивались с Булгарами и управлялись особенными князьями, находившимися в зависимости от Булгарских царей, как сильнейших.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

467 ...Василей Дмитриевичь з братом своим со князем Юрьем Дмитриевичем... – Василий I Дмитриевич (1371–1425), великий князь московский с 1389 г., старший сын Дмитрия Донского. Присоединил к Москве Нижегородское и Муромское княжества, Вологду и Устюг. После разгрома Золотой Орды Тимуром в 1395 г. перестал платить татарам дань. С 1412 г. (после нашествия на Москву Едигея в 1408 г.) выплата дани была восстановлена. Юрий Дмитриевич Звенигородский (1374–1434), второй сын Дмитрия Ивановича Донского. Возглавлял успешные походы московских войск на новгородские земли в 1399–1400 гг., на татар в 1398–1414 гг. После смерти старшего брата боролся за престол с племянником – Василием II. В ходе борьбы дважды (1433 и 1434 гг.) занимал московский престол. 468 ...Казань, Болгары, Жукотин, Кеременчюк и Златую Орду повоева... – В данном рассказе, включая Казань в число завоеванных русскими городов, автор опирается на летописи. Однако, по мнению С. М. Шпилевского, Казань, основанная в 1401–1402 гг., в летописях названа ошибочно вместо малоизвестного на Руси города Кашана, находившегося в низовьях Камы. Болгары – г. Булгар, столица государства волжских болгар, современное село Булгары-Успенское в Татарстане. Жукотин, Керменчук – города, расположенные в нижнем течении Камы, ближе к устью р. Вятки. 469 ...по совету крымского царя Азигирея. – Ази-Гиреем автор называет крымского хана Хаджи-Гирея, основателя династии крымских Гиреев, ошибочно приписывая ему участие в событиях времени Василия I Дмитриевича: Хаджи-Гирей появился в Крыму только в 30-е гг. XV в. при сыне Василия I – Василии II Темном, где после продолжительной междоусобной борьбы в 1449 г. основал независимое от Золотой Орды Крымское ханство. 470 Бяше бо умирился крымъский царь Азигирей с... Васильем Дмитриевичем... – В действительности Василий Дмитриевич не совершал совместных походов на Золотую Орду с Хаджи-Гиреем. Сарайский хан Джелал-Эддин не был братом Хаджи-Гирея: первый был сыном Тохтамыша, второй – внуком Таш-Тимура, брата Тимура-Кутлу, современника и соперника Тохтамыша. Джелал-Эддин был убит в 1412 г., задолго до того, как Хаджи-Гирей стал крымским ханом. Борьба Хаджи-Гирея с Ордой относится к более позднему времени: в 1465 г. в правление Ивана III, благодаря параллельным действиям русского войска и войска Хаджи-Гирея, поход на Москву хана Большой Орды Сейид-Ахмета потерпел неудачу. Однако из источников неясно, насколько согласованными были действия русских и крымцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впоследствии ее заняли греки, а после греков завладели ею около 1365 г. генуэзцы и перестроили. Крепость эта была окружена тремя стенами с 8-ю башнями. Развалины ее и теперь видны на горе, на восточной стороне устья бухты. Генуэзцы имели в Балаклаве римско-католическую епархию и особых консулов, имена которых сохранились с 1381 по 1473 г. включительно. В 1475 г. турки отняли у генуэзцев крепость и заняли ее своим гарнизоном. Во время турецкого владычества в Балаклаве доживали свой век сверженные крымские ханы, которых турецкий султан не обязывал прибыть в Турцию. Сюда же заточен был крымским ханом Саидет-гиреем в XVI веке брат его, бывший казанский царь, Саит-гирей. 599 – По присоединении Крыма к России, Балаклава с 1784 г. представляла собою запустелую татарскую деревушку и назначена была, вместе с соседними деревнями – Кадыковкой, Каранью, Лаками, Керменчиком и Камарами, для помещения так называемого албанского полка или балаклавского батальона. Это был тот иррегулярный полк из греков, живших на разных островах Архипелага, который, по предложенью президента иностранной коллегии, графа Панина, в 1769 г. поступил на русский флот под начальство графа Орлова для содействия России в войне против Турции и с тех пор неоднократно служил на русском флоте во время турецко-русских войн (1769–73 г., 1778 г., 1787 г. и 1807 г.). Императрица Екатерина II предложила этим архипелажским грекам переселиться на выгодных условиях в Керчь и Эникале, и вверила их наблюдению береговую линию южной части Крыма, а потом перевела их в Балаклаву. В 1797 г. произошла с ними следующая перемена: 30 января греческий полк переименован в греческий батальон и принят в ведомство военной коллегии на правах донских казаков, 4 апреля расселен по берегу Черного моря от балаклавского Георгиевского монастыря и Балаклавы до Феодосии, а 29 октября служащие в нем наделены землею около Балаклавы, по берегу моря, и названы военными поселянами. 600 При Императоре Александре I они продолжали содержать кордонную стражу на южном берегу.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Нынешние греки Таврической губернии в большинстве – потомки архипелагских греков, переселившихся сюда по следующему поводу. В конце 1768 г. возникла война между Россией и Турцией. По сношении (22 января 1769 г.) графа П. Панина († 1789 г.) с начальником греческих легионов Стефаном Мавромихали, греки, жившие на разных островах Архипелага, составили особое войско из 8 батальонов, которое и поступило на службу в Русский флот, под начальство графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского († 1808 г.) и в 1769–73 годах принимали деятельное участие почти во всех сражениях русских с турками. По заключении Кучук-кайнарджийского мира (10 июля 1774 г.), Императрица Екатерина предложила этим архипелагским грекам, называвшимся тогда Албанским войском, за их услуги поселиться на выгодных условиях в Керчи и Еникале, уступленных России Турцией. Они поселились, и в 1779 г. из них сформирован был греческий полк, который впоследствии, по присоединении Крыма к России (1783 г.), перемещен был из Керчи и Еникале в Балаклаву, и ему вверена была охрана береговой линии Черного моря от Балаклавы до Феодосии. 355 Между тем вскоре после Кучук-кайнарджийского мира, греки, притесняемые в Крыму турками и татарами, по совету Игнатия, митрополита готфийского и кефайского, 16 июля 1778 г. отправили из Бахчисарая на Высочайшее имя прошение о принятии их в подданство России и отводе им мест и угодий под заселение. Императрица не только согласилась на исполнение их просьбы, назначив для поселения их Азовскую (ныне Екатеринославскую) губернию 356 , но и повелела освободить переселенцев от податей на 10 лет, а от рекрутской повинности навсегда, для бедных построить дома на средства казны и пр. Переселение греков началось в 1778 г. и окончилось в 1779 г. Переселилось греков в Азовскую губернию около 20000 и несколько тысяч армян. 357 Переселившиеся греки построили город и 20 новых селений. Город они назвали Мариуполем (Мариинский город) в честь иконы Божией Матери, которую они взяли с собою из Бахчисарайского Успенского скита, и в память своего селения Марианны, бывшего около того же скита, а некоторым новым селениям своим дали Крымские названия: Керменчик, Карань, Эски-Крым, Салгир, Мангуши и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

358 Но некоторые греки впоследствии возвратились в Таврическую губернию. В 1792 г. Высочайше повелено было правителю Таврической области Жигулину отводить близ Балаклавы места и для других греков, которые бы пожелали переселиться в Крым. 359 В 1794 г., 25 марта, дозволено было переселиться в Крым грекам с острова Занта и отвести для них близ Феодосии удобнейшую для хлебопашества, садоводства и скотоводства землю. 360 Греки могли приобретать права и преимущества русских дворян, если представят неоспоримые доказательства о своем благородном происхождении, а по Высочайшему указу 17 апреля 1816 г. такими доказательствами могли быть документы, полученные греками от Константинопольского патриарха, или засвидетельствование главных начальников флота в Архипелаге, на котором они служили до переселения своего в Крым. 361 Ныне греки живут преимущественно в городах – Симферополе, Керчи, Феодосии, Балаклаве, Бахчисарае и Бердянске, и в селениях – верхней и нижней Аутке, Лаках, Карани, Керменчике, Камари, Кадыковке. Дома у греков прежнего времени были небольшие с плоскими крышами, на которых сверх балок и досок была наносима и утрамбовываема земля. Здесь летом они сидели, беседовали и даже спали. В доме не было почти никакой мебели, кроме низкого круглого столика. Вместо кровати служило каменное возвышение. В углу был очаг, на котором почти не угасал огонь, а перед домом устраивалась под навесом печь для выпечения хлеба; зерновой же хлеб, вино и некоторые другие предметы хранились в комнате, именно в больших кувшинах, которые ставились в глубокие ямы, прикрытые плитами. Посуда хранилась на полках, прикрепленных к стенам комнаты. Земляной пол смазывался глиной. Ныне греки в городах строят дома на европейский образец, а в деревнях – большею частью по образцу татарских домов. 362 Но каковы бы ни были дома, в них наблюдается чистота и опрятность. Одежда у греков прежнего времени была не сложна. У мужчин – красная феска с небольшой кисточкой посредине, баранья шапка, широкие шаровары из толстого сукна, куртка с узкими рукавами и сандалии из воловьей кожи.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Чем объяснить это несоответствие, сказать трудно: ни в рукописи, ни в корректуре нет никаких вариантов, которые бы могли дать нить к разгадке и объяснению этой неточности. Когда был задуман и когда был начат рассказ «Севастополь в августе», Дневник Толстого не дает указаний; можно лишь предполагать, что замысел находился в близкой связи с писанием Донесения, т. е. относится к началу сентября 1855 г.; писание же начато в первой половине сентября. Дело в том, что со 2 сентября, когда писалось Донесение, до 17-го записей в Дневнике нет; 17-го после записи о цели своих литературных работ под впечатлением известия об изуродовании цензурой «Севастопольской ночи» (приведена в комментарии к рассказу «Севастополь въ ма »), Толстой записал о предположении уходить в отставку и о намерении на следующий день продолжать писание «Юности» и ничем не упомянул о новом Севастопольском рассказе; между тем под 19 сентября в местечке Керменчик близ Бахчисарая, куда перешел горный взвод Толстого, он отметил в Дневнике о писании «С. въ А.» — очевидно «Севастополь в августе», и не как о начале работы, а как о ее продолжении. Под 21 сентября, определяя себе цели жизни и ставя на первый план «добро ближнего», а на второй «образование себя в такой степени, чтобы я был способен делать его» — «славу литературную, основанную на пользе, добре ближнему», Толстой отмечает, что для второй цели он на завтра себе назначил заняться составлением плана статьи и писанием ее или «Юности», очевидно, под статьей разумея Севастопольский рассказ; и действительно 22-го (ошибкой в рукописи написано 23-го) в дневнике Толстой записал: «для 2 (т. е. для выполнения второй цели) составил план С. в Авг.» и на следующий день назначил себе писать «Юн[ость]» и «Се[вастополь] в А[вгуст ]», чего впрочем не выполнил, потому что ездил в штаб и отложил на 25-е и тоже не писал из-за недостатка бумаги; и так несколько раз он назначал себе на завтра писать рассказ и «Юность», и всё писать не случалось, хотя и бумага была заготовлена, главной причиной этого было «лениво-апатически-безысходное недовольное положение», как это он отметил 10 октября, видимо уже начиная чувствовать подъем, потому что тут же приписал; «моя карьера — литература — писать и писать! С завтра работаю всю жизнь или бросаю всё — правила, религию, приличия — всё».

http://predanie.ru/book/220794-sevastopo...

В помянутое возмущение (вскоре по взятии Казани) Черемис, Чуваш, Вотяков и др. сии инородцы – Арские Татары, побережные (д. б. прикамские) и луговые Черемисы в 1553 году, как пишет летописец, поставили себе город на Меше в 70 верстах от города Казани и землею стену насыпали, хотяще тут отсидетися (т. е. сделав насыпь, хотели в ней выдерживать осаду). Отсюда они непрестанно безпокоили горную сторону набегами. Но вскоре эта Мешенская крепость была сожжена и разорена Русскими 121 . Нет сомнения, что эта крепость было вышеописанное Таш-Кирменское городище на реке Меше. От Казани доселе считается именно 70 верст, и отселе мятежникам легко было волновать и безпокоить горную сторону или правый берег Камы и Волги. 23. Жукотинское городище В летописях наших неоднократно упоминается Болгарский город Жукотин. Первое о нем известие встречается в Никоновой летописи т. III, стр. 216 под 6868 (1360) годом, именно, что «сего лета из Великого Новгорода разбойницы приидоша в Жукотин и множество Татар побита и богатство их взяша». Это впрочем, по сказанию той же летописи, не прошло даром: во 1-х, в отмщение от Татар пограблены были христиане в Булгаре на Волге, во 2-х, Жукотинские князи жаловались на это разбойничество Ордынскому хану Хидырю, – и сей потребовал от Русских князей выдачи разбойников, которые и были выданы. – Когда в 1391 г. отправленный Тохтамышем царевич Бектут разорил Вятку, перебил и пленил жителей ее: Новгородцы, соединясь с Устюжанами и другими, все вместе в следующем 1392 г. поплыли на судах по реке Вятке и Каме в Болгарию, «и взяша Жукотин и Казань и пакы (т. е. далее) поидоша на Волгу и пограбиша гостей всех и тако возвратишася во свояси со многою корыстию и богатством» (там же т. IV стр. 198. 199.). Подобным образом в 1399 г. Вел. Князь Василий Дмитриевич, услышав о взятии Болгарами Нижнего Новгорода, отправил против них брата своего Юрия Дмитриевича; но сей, не нашедши их под Нижним, двинулся далее в Болгарскую землю «и взя город Болгары Великие, и град Жукотин, и град Казань и град Керменчюк (чит. Кременчюк) и всю землю их повоева и много Бесермен и Татар побиша» (Воскрес. летоп. в Пол. Собрании Рус. лет. т. VII, ч. 2 стр. 72). Наконец под 1411 г. Никонова летопись (т. V, стр. 36. 37) говорит о битве близ нынешнего села Лыскова князя Петра Дмитриевича Московского с Нижегородским Данилом Борисовичем и союзниками его Болгарскими князьями и Жукотинским. Этот ли самый Жукотинский князь назван далее царевичем Талычею, с которым Данил Борисович ограбил город Владимир, неизвестно, а скорее – иной. За сим в летописях о Жукотине вовсе не упоминается. Вероятно, в 1431 г. он разорен вместе с прочими Болгарскими городами Федором Давидовичем Пестрым. В Никон. летописи об этом походе говорится так: «тое же весны (6939 г.) Князь Великий Василий Васильевич посылал ратью на Болгары Воложския (Волжские) и Камские князя Федора Давыдовича Пестраго; он же шед воева их и всю землю их плени».

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

  001     002    003