Против мнения, что мощи угодников сохранены искусственно, как египетские мумии, не свидетельствует ли то соображение, что во время гонений на последователей Христа вся забота язычников была уничижить, истязать и уничтожить этих последователей, но никак не нести большие расходы, чтобы сохранить и прославить их истерзанные тела. Самим же гонимым едва ли было до того, чтобы бальзамировать тела убитых сотоварищей, да и были ли у них и средства для того? Приписывать нетление угодников свойству грунта земли не значило ли, отвергая одно чудо, признавать другое, что там, где только угодники легли в землю, а легли они по всем странам и весям, там вдруг ни с того, ни с сего, почва делалась способною сохранять именно их тела нетленными, а не всех остальных людей, похороненных с ними рядом. Людям, любящим блеснуть вольнодумным остроумием, следовало бы отвергнуть тот факт, что нетленные тела повсеместно, во всех странах и весях, оказались принадлежащими именно тем людям, которые всем и каждому были известны своею святою жизнью и твердым исповеданием Христа, и что мощи этих людей, кроме нетления, проявляли и чудеса, засвидетельствованные очевидцами всего мира. Не все же не верить, да не верить. Нужно же когда и чему-нибудь и поверить, на что же и вложена в человеческую душу способность веры. Не все же между этими свидетелями были невежды и слепые фанатики; встречаются между ними люди и высокообразованные, и высокопоставленные, заслуживающие полного доверия. Коснувшись дела веры, в смысле доверия, остается разобраться и в вопросе: Евхаристия – таинство ли Божие, или нечто в роде колдовства и волшебства религий Тао, Браминов и других восточных народов? И какую это чашу спасения Царь Давид предлагал людям? «Чашу спасения прииму, Имя Господне призову. Вкусите и видите, яко благ Господь. Блажен человек, который уповает на Него» ( Пс.38:9; 115:4 ). Взгляните на небо, – и, если ничем не поразитесь, спросите астрономов: сколько там необъятных чудес математики и механики? Оглянитесь вокруг себя, – и если очи ваши притупились от ежедневного созерцания и пользования рассыпанными благами и чудесами, спросите ботаников, зоологов, физиков, химиков, медиков, биологов, бактериологов, – не чудною ли, изумительною гармонией устроено все в природе, – «все премудростию сотворил еси», поется в наших церквах, – все живет, цветет, благоухает!

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

Как рыбаки не имели никакой цены, поставленные рядом с Сократом, и Гермесом Трисмегистом 535 , и Зороастром 536 , и Буддой, и Конфуцием 537 ; и как вифлеемская пещера не имела ровно никакой цены в сравнении с языческими храмами и пагодами или с палатами черных фараонов египетских и гнусных кесарей римских, так – вот именно так!– и слезы не имели никакой ценности в языческом мире до выхода на сцену мировой истории Сына Божия, Мессии и Господа нашего Иисуса Христа, сердобольного и сострадательного. Не только не имели никакой ценности, но считались повсюду слабостью, от которой следует избавиться. Лишь ветхозаветные пророки и праведники, каждый по-своему предсказавшие Спасителя мира, несколько ценили слезы. «Слезы мои были для меня хлебом день и ночь» ( Пс. 41, 4 ), пел псалмы под арфу царь Давид во дворце во Иерусалиме и слезами поливал струны под перстами, как сербские гусляры, когда поют о Косове, о кресте честном и свободе золотой. Иисус заплакал . Заплакал ли когда-нибудь Юпитер 538 , или Осирис, или Брама, или тао? 539 Нет даже и намека на подобное явление. Слезы связаны с милостью и любовью. Где нет милости и любви, нет и слез. И еще слезы связаны со сродством: сродник о сроднике плачет. Где нет сродства, нет и слез. Добрый хозяин может увидеть слезы в глазах верного пса, или вола, или коня, но никто никогда не видел слез в глазах змеи. До Христа Человеколюбца весь мир был опоясан змеем. И слезы означали слабость. На могилах Эллады, правда, существовали плакальщицы, но лишь для самых близких кровных родственников, и по ним только они лили слезы. Не по богам, и не по вельможам, и не по жрецам, философам, художникам, ни по каким вождям народным в этом мире. Слезы считались физической слабостью, а не добродетелью; делом старух, а не героев. Начиная со Христа слезы получают ценность и становятся добродетелью: слезы покаяния, слезы сожаления о грехе, слезы радости о Христе Человеколюбце, слезы братания и побратимства, слезы милости и духовной радости, слезы неплотской любви, слезы сострадания и слезы молитвенные. Песок египетский расцвел от слез многих тысяч монахов, и Гора Афонская озеленилась и зеленеет сегодня – какое чудо! – среди сухих окрестностей своих; всё от слезы и благодаря слезе Христа ради.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Бана              Пекрашени В XIX и XX столетиях к разрушениям от времени и набегов прибавилось и кладоискательство. Во многих соборах, опустошенных, заброшенных, можно найти следы работы кладоискателей, и, хотя в Турции подобная деятельность запрещена, местные жители продолжают вести раскопки, поскольку бытует поверье, что в могилах захороненных здесь грузинских царей и князей спрятаны богатые сокровища. Этим наносится огромный ущерб церквям и прилегающим территориям, ведь ценность этих храмов определяется не драгоценными металлами и камнями, а тем, что там похоронены епископы, священники и другие известные люди, чьи могилы в данный момент фактически уничтожены. Но, несмотря на такие печальные выводы, и сейчас можно было бы проводить восстановительные работы, если бы на это было разрешение. – Как мы знаем, Владыко, между Грузией и Турцией заключено соглашение о восстановлении храмов на территории Тао-Кларджети, и, согласно этой договоренности, Грузия взяла на себя обязательства восстановить мечети в городе Батуми. Интересно, кто был инициатором заключения данного соглашения? – Действительно, между правительствами Грузии и Турции была достигнута такая договоренность. Я не могу точно сказать, чья именно это была инициатива, но, поскольку этот вопрос был актуален, обе стороны пришли к выводу, что надо искать какие-то пути решения данной проблемы. Дело в том, что на территории Грузии построено много мечетей, и этот договор дал мусульманскому населению страны возможность или реставрировать мечети или строить новые и в городах, и в деревнях. Но вопрос строительства в Батуми мечети султана Азиза, жившего в начале XIX века, не был согласован с местным населением. Вполне естественно, что люди выразили свой протест по этому поводу, тем более, что строительство мечети было запланировано в центре города, на том месте, где находятся могилы грузин, погибших в стычке с большевиками, а также в борьбе с турками, стремившимися в 1918 году оккупировать Грузию. Кроме того, местная мусульманская грузинская община заявила о том, что они не желают вмешательства турецкой стороны во внутренние дела Грузии. После этого и представители православного духовенства высказали мнение, что мусульманское население Грузии должно само, по соглашению с местной властью, определять, когда и где нужно строить мечети.

http://pravoslavie.ru/61530.html

Католикосат был крупным землевладельцем. Образование его обширной территории происходило на протяжении неск. веков. Главным источником приобретения земель и крепостных была царская власть: пожалования царей собору Светицховели (т. е. Мцхетскому католикосу, М. К.) имели публично-правовой характер и выражали их офиц. политику по отношению к Церкви. В виде завещаний и вкладов Светицховели получал земли от представителей феодальной знати, от католикосов (католикосов-патриархов) и священнослужителей разного ранга. Храм занимался также покупкой земель, хотя они составляли наименьшую долю. Точные сведения о владениях М. К. в раннее средневековье отсутствуют; однако нек-рые косвенные данные источников и свидетельства документов более позднего времени дают возможность проследить, какие обстоятельства способствовали увеличению владений М. К. как в Картли, так и за ее пределами. В отличие от епархий, адм. границы к-рых совпадали с определенными географическими образованиями, в отношении М. К. этот принцип был нарушен: Католикосат (кроме близлежащих Мцхете сел, крепостей и угодий) включал нек-рые отдаленные горные зоны. Так, М. К. принадлежали земли в исторических провинциях Триалети, Джавахети, Квемо-Картли, Кахети, а также пограничные территории на юго-западе (Тао-Кларджети) и юго-востоке Грузии (Эрети). Такая структура владений была продиктована задачами внутренней и внешней политики гос-ва, в процессе решения к-рых царская власть нуждалась в активной поддержке институтов католикоса и М. К. Сложившаяся по этому принципу политическая география М. К., естественно, часто меняла очертания в зависимости от внешних или внутренних факторов. Напр., юж. часть провинции Кларджети неоднократно (в IV-V, VII-VIII вв.) находилась под властью Византии, но когда груз. цари ее отвоевывали, вновь входила в М. К. Расширение географических границ М. К. в период раннего средневековья соответствовало политическим стремлениям картлийских эрисмтаваров (вел. князей) восстановить царство Картли в его прежних границах. Т. о., юрисдикция М. К. распространялась на присоединенные регионы. Такие случаи в период араб. господства (VII-X вв.) имели эпизодический характер; в кон. VIII в., когда М. К. лишился политического покровительства эрисмтаваров и на территории бывш. царства Картли было образовано неск. политических единиц, возможности М. К. закрепить свое присутствие на периферии были ограниченны.

http://pravenc.ru/text/2564526.html

Все с важнейшими вопросами, касающимися истин сверх естественного, нравственного порядка, решение которых всегда составляло насущную потребность человека, обращались к преданно, надеясь в нем услышать ответ на них; в нем одном надеялись получить самый верный и удовлетворительный ответ, – ответ Самого Бога. Почему? Потому, что все были уверены, что религия и истина – произведение не человеческое, а Божие, что это – растения не земные, а небесные, что Сам Бог при сотворении первого человека положить начало религии и открыть истину, которая потом преемственно от первого человека переходила ко всем людям. «Мудрецы востока», замечает один историк, «славились своими превосходными правилами нравственности и своим глубоким уважением к древнейшему преданию. Это замечание равносильно может быть отнесено ко всем древним мудрецам – персидским, вавилонским, бактрийским, индийским и египетским. Конфуций великий философ и знаменитейший моралист китайский не имел притязаний на оригинальность преподанных им превосходных правил нравственности, а сознавался, что он ими обязан древним мудрецам, особенно славному Пунгу (Pung), жившему до него за тысячу лет, который в свою очередь говорит, что во всем следовал учению своих предков, – и – еще обязан двум славнейшим законодателям, китайским: Тао и Ксюн (Tao et Xun), живым, по счислению хронологии китайской, раньше чем за пятнадцать веков до Конфуция. Может быть эта хронология не совсем точна, но во всяком случае несомненно то, что нравоучение мудрецов Китая имело в своей основе древнее, предание, восходящее к самым отдаленным, временам, в которые наука и философия не имели еще большого прогресса 1 . В этом глубоком уважении к древнему преданию мудрецов востока выражалось общее направление религиозной жизни народов восточных! Нельзя сказать, чтобы в этом отношении и религиозная жизнь народов запада – отличалась от религиозной жизни народов востока. Постоянное обращение первых с последними, лишь владетелями древнего предания и истины, перенесение многих верований их в свою религию, преобразования самых религий по религиям восточным – показывают, что жизнь религиозная народов запада питалась тем же корнем, на котором утверждалась жизнь народов востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

6. Ответ на 5., Lucia: редакционная политика в целом ясна...х.Абсолютно. Вы полагаете? А вот мне не совсем. Фактически, в этой статье, закамуфлированной под оголтелый ура-сталинизм, содержится простая мысль: Сталин- морально-нравственный урод, который цинично, расчетливо и осознанно подставил, использовал втёмную и обрёк на смерть сотни тысяч своих собственных солдат летом 41-го исключительно ради того, чтобы Вашингтон и Нью-Йорк прислали ему тушенку и студебеккеры. 5. Ответ на 3., рудовский: редакционная политика в целом ясна...х. Абсолютно. 4. Re: Защитник Отечества товарищ Сталин! Автор кратко пересказывает содержание книжки " историков-дилетантов " (как они сами себя позиционируют) Верховского и Тырмос " Тайный " сценарий " Сталина " . Дескать, Сталин знал с 18 декабря 1940 года весь план " Барбаросса " , но сознательно подставил, пожертвовал и т.д. Разумеется, ничего общего с реальностью это не имеет, это такой же подлый антисталинский миф, как и миф о " Грозе " , а, может быть, ещё подлее. Если автор действительно уважает Иосифа Виссарионовича, пусть задумается над тем, что написал. 3. Re: Защитник Отечества товарищ Сталин! страшные потери в процессах коллективизации, индустриализации и политической борьбы следует относить не к мнимому самодурству, а к неизбежным боевым потерям фактически уже наступившего военного времени (с) Чудовищная логика. По сути дела, антилогика, полностью противоречащая и христианской традиции и просто здравому смыслу. Дико читать такое в России. Еще более дико читать такое на народной линии... хотя уже и не удивительно... редакционная политика в целом ясна... хотя в то время ему только 71 - смешной возраст для современных политиков. (с) В смысле смешной? Вы много президентов в США 70-летних видели за последнюю четверть века? А Ельцин в 70 - он что, полон сил был? Я устал, я ухожу, епрст... Чуркин недавно умер - ему было 64. Ху Цзинь Тао освободил свой пост в 70. Меркель стала канцелом в 50. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

—67— тому или другому божеству, напр., к Варуне, древнейший ариец называл его высшим всех богов, царем всех богов и людей; так же он называл Митру, Индру и др., когда обращался к ним с молитвой. Многобожие, очевидно, тогда еще не установилось; боги суть только различные выражения или откровения единого Божества. Макс Мюллер называет такую религию не политеизмом, а генотеизмом (от ες, ν), в отличие от старого монотеизма. Генотеизм представляет собой переходную степень от монотеизма к политеизму. Геродот говорит, что и древнейшие обитатели Греции, пеласги, также не знали различия между богами; следовательно, находились в колебании между пантеизмом и политеизмом, т. е. были генотеистами. Во-вторых, следы возвышенного монотеистического учения о Боге встречаются в древнейших верованиях язычников. У китайцев верховное божество Тао было известно гораздо ранее Лаодзы. Платон называет очень древним то учение, что Бог заключает в себе начало и конец всего сущего и всем управляет. Он говорит еще: «учение элеатов (философов, так называемой элеатской школы) о происхождении всех вещей от единого духовного начала существовало в Греции еще прежде Ксенофана, основателя этой школы». В позднейшие времена язычества неоплатоники держались мнения о первобытности монотеистической религии, некогда общей всем народам. Следы монотеизма сохранились, как остатки первобытной религии. Наконец, у современных дикарей, при их фетишизме, встречаются следы возвышенного учения о едином Боге. Так: негры называют своих фетишей детьми Бога, признают бытие великого духа, равно как и дикие племена Америки. Из всех народов древнего мира монотеизм существовал, как религия в собственном смысле, исключительно у одних евреев. «Слыши, Израиль, Господь Бог ваш, Господь един есть» ( Втор.6:4 ), говорит Моисей. Учение о Едином Боге у евреев не было только отвлеченным понятием, которое у язычников стояло совершенно вне их мифологий; оно было основным, существенным пунктом религиозных верований евреев, выражалось в целом строе богослужебных действий и обря-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Чамлыямак. Собор Иоанна Предтечи. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Собор. Не действует.   Престолы: Иоанна Предтечи Год постройки:приблизительно 963 - 973. Адрес: Турция, пос.Чамлыямак Координаты: 40.613942, 41.542523 Проезд:пос.Чамлыямак находится недалеко от трассы Юсуфель-Эрзурум Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Тао-Кларджети — собирательное название районов южной Грузии, образовавших средневековое княжество, соседствовавшее с древней Иберией и подчинявшееся ей. В 8 веке земля была захвачена арабами, царь оказался в багдадской тюрьме, и Грузия, как национальное государство, фактически сократилась до размеров княжества Тао-Кларджети, этой некогда окраины грузинской земли. На границе первого и второго тысячелетий царь Тао-Кларджети Давид III Великий стал одним из самых значимых правителей на Кавказе. При нем был построен один из четырех Великих Кафедралов — храм в Ошки. Чтобы представить масштаб этого строения и его значение для страны в то время, только напишу названия остальных Кафедралов, они общеизвестны: Храм Баграта в Кутаиси, Светицховели в Мцхете и Алаверди. Ошкский кафедральный собор Святого Иоанна Крестителя был построен первым и получается, что в какой-то момент являлся самым большим на Кавказе. Со смертью бездетного Давида Великого фактически кончилась независимость Тао-Кларджети, сначала княжество было поглощено Византией. Область погрузилась на несколько лет в смуту. Баграт III, бывший племянником Давида (а согласно некоторым источникам и приемным сыном), царствовал в Абхазии, его отец Гурген был царем в областях к северу от Тао-Кларджети. После смерти отца Баграт получил его земли в наследство, присоединил к своим, расширив царство до границ Тао, и заявил свои права на княжество, в результате чего имела место Византийско-грузинская война (1014—1023). Война закончилась поражением, территория осталась за Византией. И была возвращена уже при Давиде Строителе и царице Тамаре, когда Византийская империя ослабла и теряла влияние. Грузины остались без одного из своих культурных и религиозных столпов, поскольку эта вроде бы окраина была центром монашеского движения, бурно развившимся в VIII-XI веках (выходцы Тао основали за рубежом — в Византии, Палестине, Сирии, — грузинские монастыри, среди них — монастырь Креста в Иерусалиме). Давид Вартумашвили. http://vartumashvili.com/hahuli Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=36416

На Берлинском кинофестивале будет показан фильм о Тао-Кларджети — исторической области Грузии, ныне принадлежащей Турции 14 февраля 2007 г. 09:56 На открывающемся вскоре 57-м Берлинском кинофестивале будет показана документальная лента режиссера Нико Цуладзе «Цвета солнечной ночи». В этой конкурсной работе рассказывается о культурном наследии и, в первую очередь, памятниках церковного зодчества исторического края Грузии Тао-Кларджети, ныне находящегося на территории Турции. По сообщению газеты «Версия», европейская премьера фильма уже состоялась в Голландии, Бельгии, Франции и Германии. В последние годы интерес грузинских кинодокументалистов и ученых к памятникам культуры Тао-Кларджети заметно возрос, что, по словам Нико Цуладзе, не случайно, так как на этой территории сосредоточены выдающиеся творения храмовой архитектуры V-X вв. — такие как Бана, Церковь четырех, Опиза, Ошки, Ишхани и другие — всего более двадцати церквей и монастырей. После установления непосредственного дружественного контакта между Грузией и Турцией изучение этого наследия грузинскими исследователями и деятелями культуры стало гораздо более доступным, чем во времена СССР, когда доступ на территорию Тао-Кларджети был практически закрыт. Информационному вакууму в научных кругах Европы, который сопутствовал историко-культурному наследию этого края, был положен конец исследованиями немецкого ученого-искусствоведа Бруно Баумгартнера, еще с 80-х гг. прошлого века собиравшего материалы по Тао-Кларджети и защитившего на их основе докторскую диссертацию. «Цель фильма — рассказать не только грузинскому, но и зарубежному зрителю об историческом прошлом этого края, о его сегодняшнем дне. С Тао-Кларджети напрямую связаны три книги, ставшие фундаментом грузинской нации — это Библия, «Житие Картли» и «Витязь в тигровой шкуре». Именно они создают эмоциональный фон фильма», — сказал Нико Цуладзе. По словам режиссера, все поколения и религии объединяет феномен культуры. И в фильме есть сцена, где мусульмане идут на молитву в христианский храм в Хахули, обращенный в мечеть. Этнические грузины, проживающие в Хахули, убеждены, что именно это решение позволило спасти выдающийся памятник архитектуры, находившийся на грани разрушения. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/196393.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010