Н. Ломоури Св. Евстафий Мцхетский. Роспись ц. Эртацминда. XVII в. Иран не довольствовался вассальным положением закавк. стран и превращал их в провинции. По сведениям Прокопия Кесарийского, Кавад I решил силой обратить иверов в маздеизм и повелел царю Гургену (506-523), «чтобы они исполняли все обряды персидские... не хоронили бы в земле мертвые тела, но бросали бы их на съедение птицам и псам» ( Procop. Bella. I 12). Гурген вел переговоры о поддержке с визант. имп. Юстином, но, когда грузины в 523 г. восстали, из Византии прибыл только небольшой отряд, Гурген не вступил с иранцами в бой и бежал в Эгриси, отразившую натиск Ирана. Царская власть в Картли была упразднена, и Картли управлял марзпан, к-рого окружали «картлийские мтавары» (местная знать): католикос, мамасахлиси и питиахш (Ibid. II 208). В 571/2 г. в Картли и Армении было поднято восстание, к-рое поддержал визант. имп. Юстин II (565-578), и до 577 г. Картли находилась под покровительством Византии. В 80-х гг. Картли вновь отошла в ведение Ирана, однако иран. шах Ормизд IV (579-590) признал Гургена (571-586) эриставом Картли. Известна монета Гургена, датированная 7-м годом правления Ормизда IV, на к-рой соседствуют изображения зороастрийского священного огня на алтаре и креста над плечами Ормизда ( Пахомов. Монеты Грузии. 1970. С. 18; Капанадзе. Груз. нумизматика. 1950. С. 36). Положение преемника Гургена Степаноза (586/90-602/3) было уже более независимым: Степаноз получил от визант. императора титул патрикия и возобновил церковное строительство. При нем на горе над Мцхетой, где стоял крест св. Нины, был возведен выдающийся памятник искусства - храм Джвари . К VI в. относится мученичество 9 Колайских мучеников (с. Кола в Тао, Юж. Грузия). Священник по просьбе детей крестил их в р. Мтквари, родители-язычники, узнав об этом, силой пытались заставить их отречься от Христа. По истечении 7 дней детей забили камнями. Мученичество св. Евстафия Мцхетского , перса по происхождению, обосновавшегося в Мцхете и принявшего крещение от католикоса Картли Самуила IV (582-591), датируется 589 г. Он был обезглавлен, ночью тело святого, выброшенное на съедение птицам, вывезли в Мцхету, похоронили под престолом Светицховели. Прибытие в Грузию сирийских отцов; 1-й этап монастырского строительства

http://pravenc.ru/text/638558.html

Значительный вклад в изучение памятников региона внес венецианский мхитарист Нерсес Саргисян. В 1843-1853 гг. он путешествовал по М. Азии, по территории древней Армении и по Причерноморью в поисках арм. старины. Он собрал богатый эпиграфический материал, тщательно копируя не только арм., но и груз. надписи. Образцы груз. эпиграфики, куда вошли в основном надписи Ишхани и Ошки , он передал крупнейшему историку-ориенталисту того времени М. И. Броссе, который опубликовал материал, снабдив его соответствующими комментариями (Inscriptions géorgiennes… 1864). Т. о. мн. груз. надписи X-XI вв., имеющие исключительное историческое значение, вошли в научный оборот. Для груз. общественности и ученых того времени мн. памятники церковного зодчества, упоминаемые в издании, оказались неизвестны. Сам Броссе признавался, что об Ошки он впервые узнал от Саргисяна, поскольку название этого мон-ря не упоминалось в доступных ему источниках. В 1874 г. регион посетил военный топограф и фотограф Д. И. Ермаков, сделавший фотографии Ошки, Ишхани, Хахули , Отхтаэклесиа. Особое значение для изучения истории И. е. имеют 2-я и 3-я экспедиции Такаишвили. В 1907 г. ученый исследовал Олтисский участок, провинцию Кола, побывал в храмах Чанглы и Бана. В 1917 г., воспользовавшись тем, что «русская армия Южного фронта заняла значительную часть Анатолии, вследствие чего Чорохский бассейн оказался целиком в тылу русской армии», экспедиция Такаишвили, организованная на средства Грузинского об-ва истории и этнографии и груз. духовенства, смогла обследовать юж. районы Тао-Кларджети: Тао, Тортоми, Испири. В экспедиции приняли участие инженер-архит. А. Н. Кальгин, художники Ладо Гудиашвили, Д. Шеварднадзе и Михаил Чиаурели (впосл. груз. кинорежиссер, народный артист СССР), худож. и писатель И. М. Зданевич (первооткрыватель живописи Нико Пиросмани), настоятель мон-ря Вардзиа иером. Ипполит. Были исследованы, сфотографированы, подробно описаны и произведены замеры Ошки, Хахули, Ишхани, Отхтаэклесиа, Пархали и др.

http://pravenc.ru/text/1237983.html

В 1907 и 1917 гг. Е. организовал экспедиции в Тао-Кларджети, Шавшети, Кола-Артаани и описал такие архитектурные памятники, как Ошки , Бана, Хандзта , Хахули и др. (Археологическая экспедиция 1917 г. Тбилиси, 1952). Прав. Евфимий Такаишвили. Фотография. 40-е гг. XX в. Прав. Евфимий Такаишвили. Фотография. 40-е гг. XX в. В 1907 г. по инициативе Е. было создано Историко-этнографическое об-во Грузии, председателем которого он был до 1922 г. В течение ряда лет оно было единственным академическим учреждением, занимавшимся собиранием, хранением и изучением груз. исторических, лит., этнографических, археологических и антропологических памятников; оно организовывало экспедиции, публичные лекции, диспуты, выставки ( Метревели, Бадридзе. 1962. С. 26). Материалы и исследования членов общества выходили под ред. Е. в серийных изданиях «Древняя Грузия» (1909-1915) и «Грузинские древности» (1899-1910). Е.- действительный член Российского имп. (апр. 1894) и Московского (дек. 1906; с сент. 1901 чл.-кор.) археологических об-в, секретарь Кавказского отд-ния Московского об-ва (февр. 1905). 15 июля 1906 г. он был произведен в статские советники. В 1918-1921 гг. заведовал кафедрой археологии ТГУ. Со дня основания Кавказского историко-археологического ин-та Российской АН (1917) и до 1921 г. Е.- зам. директора института Марра, жившего в Петрограде. «За усердную службу» на педагогическом поприще Е. был награжден орденами св. Анны 3-й степени (1 янв. 1909) и св. Станислава 2-й степени (1 янв. 1917); в марте 1911 г. имп. Российское археологическое об-во присудило ему Большую золотую медаль. Е. принимал активное участие в политической жизни Грузии: в 1905-1906 гг. он поддерживал движение за восстановление автокефалии ГПЦ, в 1906 г. вместе с прав. Илией Чавчавадзе, Г. Гвазава, С. Кипиани выступил инициатором создания Национал-демократической партии Грузии, делегатом I Учредительного съезда к-рой он стал в июне 1917 г., в окт. 1918 г. был избран в Национальный совет (парламент) Грузии, в февр. 1919 г. стал членом Учредительного собрания Грузии, товарищем (заместителем) председателя и председателем библиотечной комиссии.

http://pravenc.ru/text/187687.html

2926       Беридзе В. Архитектура Тао-Кларджети. Тб., 1981. С. 11 (франц. пер., несколькосокращенный: Bèridze V. Architecture de Tao-Klardjetie. Tbilissi, 1981. C. 207–334). 2928       Такайшвили E. Христианские памятники: Экскурсия 1902 г. M., 1909. (Мат-лы по археологии Кавказа. Т. XII). C. 1–117; Он же. Археологические экскурсии, разыскания и заметки. Т. 1–5. Тифлис, 1905–1915. 2929       Такайшвили E. Археологическая экспедиция в Кола-Олтиси и Чанглы. Париж, 1938 (на груз. яз.). 2930       Такайшвили E. Археологическая экспедиция 1917-го года в южные провинции Грузии. Тб., 1952. 2931       Zdanevitch I. L’intinéraire géorgien de Ruy Gonzales de Clavijo et les églises aux confines de l’Atabégat. P., 1966. 2932       Mapp Н.Я. Дневник поездки в Шавшетию и Кларджетию. СПб., 1911. (Тексты и разыскания по армяно-грузинской филологии, VII). 2933       Уварова П.С. Коллекции Кавказского музея. Т. V: Археология/Под ред. Г. Радде. Тифлис, 1902. Бóльшую часть археологической коллекции Кавказского музея составляли материалы, полученные во время разведок и раскопок, которые организовал A.C. Уваров в 1879–1881 гг. в связи с подготовкой V археологического съезда в Тифлисе. 2934       Айналов Д. Кавказ и его древности. Харьков, 1902. Отд. отт.: Мирный труд. 1902. Вып. 3. С. 8. 2935       Платонова Н.И., Мусин А.Е. Императорская Археологическая Комиссия и ее преобразование в 1917–1919 гг.//Имп. Археологическая Комиссия… С. 1065–1115. 2937       Медведева М.В., Мусин А.Е. Императорская Археологическая Комиссия и охрана памятников культуры//Имп. Археологическая Комиссия… С. 1005. 2938       Формозов A.A. Русские археологи в период тоталитаризма: Историогр. очерки. M., 2006. С.273–274. 2940       Формозов A.A. Русские археологи в период тоталитаризма… С. 280–288; Проданные сокровища России/Под ред. И. Ильина , Н. Семеновой. M., 2000; Williams В. Russian Art and American Money: 1900–1940. Cambridge (MA); L., 1980. P. 191–228, 147–190. 2941       Гриневич К.Э. За новый музей: Херсонесский музей – первый опыт применения марксистских идей в музейном строительстве. Севастополь, 1928.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К этому времени позиции В. и. в Закавказье были в значительной мере ослаблены, Византия сохранила формальный сюзеренитет над Тао-Кларджетским (Картвельским) царством, правители к-рого традиционно получали придворные титулы (куропалата, магистра, антипата и др.). После смерти Баграта III (1014) царем стал его малолетний наследник Георгий I (1014-1027). Воспользовавшись длительной войной имп. Василия II с болгарами, он перешел визант. границу и присоединил зап. часть Тао, Басиани и окрестности оз. Ван. По инициативе Георгия была сформирована антивизант. коалиция, в к-рую в т. ч. вошли егип. султан аль-Хаким и правитель Кахети-Эрети Квирике I Великий. В 1018 г., после поражения Болгарского царства, Василий II получил возможность заняться кавказскими делами. В 1021 г. он двинул в Грузию войска. По мирному договору 1022 г. В. и. полностью присоединила территорию царства Давида Куропалата, провинции Зап. Тао, Кола, Артаани и Джавахети. На присоединенных землях имп. Василий II создал фему Ивирия (Ιβηρα). Однако Георгий I не прекратил борьбу. В 1026 г. он предпринял попытку создания новой антивизант. коалиции, установив связь с визант. полководцем Никифором Комнином. Параллельно велись переговоры с осетинским царем, результатом к-рых, вероятно, стала женитьба Георгия I на дочери царя - Алде. Планы груз. двора были нарушены смертью Никифора Комнина, а затем кончиной самого Георгия. Новое вторжение В. и. произошло при малолетнем сыне Георгия, Баграте IV. Положение осложнялось тем, что мн. крупные феодалы (азнауры) перешли на сторону империи. Изменение политической обстановки в К-поле (смерть имп. Константина VIII в 1028) и решение имп. Романа III Аргира установить мир на Востоке дали возможность недолгого перемирия. Византийцы признали Вост. Тао собственностью груз. династии Багратиони, а имп. Роман III отдал свою племянницу Елену в жены Баграту IV. По существовавшей в Грузии в позднее средневековье традиции именно Елена привезла в Грузию Оконскую чудотворную икону. Успехи Баграта IV в деле объединения земель (присоединение Тбилиси, арм. Ани) продолжали политику вытеснения В. и. с Кавказа. Однако в новой войне, начатой визант. имп. Константином IX Мономахом против Анийского царства, на стороне к-рого выступил Баграт IV, Грузия потерпела поражение. В 1054 г. Баграт явился в К-поль «с повинной».

http://pravenc.ru/text/372678.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КОЛАЙСКИЕ МУЧЕНИКИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Девять мучеников братьев-колайцев Гурам, Адарнасе, Бакар, Ваче, Бардзим, Дачи, Джуаншер, Рамаз и Парсман Колайские ( VI в.), отроки, мученики Память 22 февраля (Груз.) В VI веке в селе Кола, расположенном у истоков реки Мтквари (Куры) в регионе Тао в Южной Грузии (ныне провинция Карс на северо-востоке Турции ), бок о бок жили христиане и язычники, которых было большинство. Целыми днями дети язычников и христиан играли вместе. Когда же колокольный звон оповещал о начале службы, христианские дети отправлялись в храм. За ними всегда увязывались девять отроков-язычников: Гурам , Адарнасе , Бакар , Ваче , Бардзим , Дачи , Джуаншер , Рамаз и Парсман . У церковных врат их всегда останавливали, однако дети столь настойчиво упрашивали разрешить им войти внутрь, что однажды христиане сказали им: " Если вы так хотите ходить к нам в церковь, примите веру Господа нашего Иисуса Христа, креститесь и причаститесь Тайн Христовых, и тогда будете с нами " . Отроки с радостью согласились. Христиане сообщили о желании братьев священнику. Не убоявшись ожидаемого гнева язычников, тот в суровую зимнюю ночь повел детей на реку и, троекратно погрузив их в ледяную воду, крестил. Во время крещения произошло чудо: вода потеплела, и отроки увидели святых ангелов. Получив от ангелов укрепление в вере и твердость духа, дети не захотели возвращаться к родителям-идолопоклонникам и остались с христианами. А родители, узнав о крещении своих детей, силой увели их из церкви и с проклятиями, криками и побоями повели домой. Братья стойко переносили все оскорбления, унижения и мучения. В течение семи суток, голодные и холодные, они твердили одно и то же: " Мы христиане и не отвергнемся Господа нашего Иисуса Христа " . Разгневанные язычники решили побить упрямых отроков камнями. У истока реки, там, где они приняли крещение, всем селом вырыли огромную яму и бросили туда детей. Первыми взяли в руки камни родители, их примеру последовали другие, и вскоре яма была заполнена камнями доверху. У истоков реки Мтквари (Куры): Яндекс.Карта , Google-kapma Использованные материалы Редакция текста от: 04.01.2015 10:58:40 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13671500.h...

В 1029-1031 гг. М. составил завещание, известное как «Грамота [Дацерили] Мцхетскому собору», в этом тексте он упомянут как католикос-патриарх. Грамота содержит полный список всего того, что М. пожертвовал Светицховели: неск. икон (в т. ч. золотую икону, подаренную ему имп. Константином VIII, и икону Божией Матери - дар ему имп. Василия II), неск. крестов и др. церковную утварь, богослужебные книги, Евангелия, неск. книг Псалтири, жития святых и др. М. приобрел и пожертвовал Светицховели с. Задкареки в груз. исторической пров. Тао (ныне Задгерех близ г. Назрван, Армения), с. Схлуани в пров. Кларджети (предположительно, ныне с. Пейнирли близ г. Артануч, Турция), с. Схлобани в пров. Шавшети (ныне с. Пынарлы близ г. Шавшат, Турция), с. Тонтиой в пров. Джавахети (ныне с. Каурма, муниципалитет Ниноцминда, Грузия), с. Диди-Оротани в пров. Кола (ныне с. Урут, вилайет Ардаган, Турция), мон-рь Палавра с 4 селами в пров. Картли, с. Махарони близ оз. Паравани (предположительно, ныне на территории с. Владимировка, муниципалитет Ниноцминда, Грузия), село и Катехскую церковь в пров. Эрети (ныне в Белоканском р-не, Азербайджан), с. Зиари в пров. Эрети (ныне с. Зарнав, Гахский р-н, Азербайджан), часть с. Ахатани (возможно, на территории муниципалитета Телави, Грузия) и деревню Носорана в пров. Кахети (ныне урочище в ущелье р. Лопота близ с. Лапанкури, муниципалитет Телави, Грузия), а также крепостных в разных селах (ПГП. 1970. Т. 3. С. 19, 22-23). В грамоте указано, что М. выбрал себе в Светицховели место упокоения и назвал имя своего воспитанника свящ. Иоанна, к-рый должен был отслужить по нему заупокойную литургию. Причислен к лику святых ГПЦ 12 окт. 2002 г. Лит.: Мусхелишвили Л. Древние надписи Мцхетского собора Светицховели и их отношение к завещанию католикоса Мелхиседека//Картули хеловнеба (Грузинское искусство). Тб., 1942. Т. 1. 133-142 (на груз. яз.); Гамбашидзе Г. Лапидарная надпись XI в. католикоса-патриарха Грузии Мелхиседека I из христ. храма «Ткобай-йерда» (Ингушетия)//Мировые культурно-ист. процессы и Грузия: Сб. ст. Тб., 1993 (на груз. яз.); Абашидзе З. Мелхиседек I//Католикосы-патриархи Грузии. Тб., 2000. С. 43-44 (на груз. яз.); Силогава В. И. Патриарх Картли и всего Востока в Пархальской надписи X в.//ЕжБК. 2006. Т. 1.

http://pravenc.ru/text/2562936.html

58. 1014 год Битва при Клейдионе. Цель – разгром противника и установление контроля над его территорией. Это была кульминация почти полувековой борьбы между византийским императором Василием II и болгарским императором Самуилом в конце 10-го и начале 11-го веков. Результатом стала решающая победа Византии. 59. 1018 Византийское завоевание Болгарии. Цель – разгром противника, полный захват Византией Западно-Болгарского царства. Царица Мария договорилась с византийским императором о выгодных условиях капитуляции. Все местные лорды были ассимилированы в византийском обществе. Болгария потеряла свою независимость и оставалась подвластной Византии до 1185 года. Упразднение автокефалии Болгарской Церкви, которая стала архиепископией с центром в Охриде. 60. 1021–1022 Походы Василия II против Грузии. Установление контроля в стратегических районах византийско-грузино-армянской пограничной полосы. В 1022 году Василий II в битве при Свиндахи одержал сокрушительную победу. Проигрывая на суше, и ожидая вторжения с моря, Георгий I запросил мира в 1023 году, и передал Василию II Тао-Кларджети, Кола, Ардахан и Джавахети, и отдал в заложники своего малолетнего сына Баграта. 61. 1027 Набег печенегов на Балканы. Завоевание территорий противника. Печенеги разбиты визант. полководцем Константином Диогеном. 62. 1030–1032 Война против мусульман в Сирии. Ликвидация мусульманского мipa. Император Роман III потерпел поражение, но Георгий Маниакес захватил Эдессу. 63. 1032–1036 Операции против возобновившихся мусульманских пиратских набегов. Византийский флот, включающий большой варяжский контингент, одерживает победу. Ликвидация мусульманского мipa, защита суверенитета и территориальной целостности. 64. 1038–1043 Кампании Георгия Маниакеса на Сицилии и в Южной Италии, до его собственного восстания против Константина IX. Ликвидация мусульманской угрозы. Частичное отвоевание Сицилии у арабов. Хотя арабы вскоре вернули остров, успехи Маниакеса там позже вдохновили норманнов на вторжение в Сицилию. Достижения Маниакеса на Сицилии были в значительной степени проигнорированы императором, и он восстал против Константина IX, после чего был убит в бою.

http://azbyka.ru/shemy/vizantijskie-vojn...

В грамотах XVI в., возобновляющих старые пожертвования М. К., часто упоминаются владения М. К. в Тао-Кларджети, к-рые могли сформироваться гораздо раньше, в период единой монархии (XI-XIII вв.). Так, в этот период М. К. принадлежали: ц. во имя Апостолов и могила царя св. Ашота I Великого († 826) в г. Тухариси, села Схалта, Квакрили, Гиоргицминда в Кларджети; Артануджская крепость и села Ахалдаба, Цихисдзири, Долискана, Саванети, Нигозети, Джвари, Агара в Артануджи; села Хева, Ахалубани, Агара в Тао; села Земо-Чинчари, Квемо-Чинчари, Джвари (с 40 дымами), гора Корошети, ц. во имя св. Иоанна Предтечи в с. Кола в Артаани; села Тавипаравани, Пока близ Ахалкалаки, Оками, Толоши на берегу Куры, Гормаке в Джавахети (НА Грузии. Ф. 1449. Д. 1588). Эпиграфические памятники XIII-XIV вв. подтверждают принадлежность М. К. сел в Джавахети: Тамалиа, Тагвети, Тези, Бешкенашени. На юго-востоке даже в период владычества монголов М. К. сохранял обширную паству: в Иорском ущелье в Эрети ему принадлежали приграничные поселения Цахури, Как-Элисени, Куми, Лекаре, Зиари, Вардиани, Ганухи, Хишнухи, Варташени (Колофон 1310 г. Магалашвилевского Четвероевангелия// Кекелидзе. 1945. Т. 2. С. 315). В грамотах сохранились сведения о владениях М. К. в Квемо-Картли и Триалети (села Сабацминда, Цкаромравали, Цинубани, Пудземарги, Квелта, Мтаварангелози), в Лори (села Амучи, Дисарги); в Ахтале М. К. имел 10 дымов армян и с. Вардисубани, мон-рь во имя вмч. Георгия близ Сиони, села Тавмргвала, Гогиа, Аластани, Земо-Гоми, Диеши, Бнела, Коранта (НА Грузии. Ф. 1449. Д. 1312). Более последовательные сведения о состоянии владений М. К. сохранились в грамотах XIV-XV вв. В 1355 г. царь Грузии Давид IX (1346-1360) закрепил за Светицховели села в зап. части Шида-Картли - Хведурети и Имерхеви (Корпус груз. 2013. С. 47). Царь Грузии Георгий VII в 1393 и 1399 гг. возобновил Светицховели пожертвованные собору ранее владения в Шида-Картли - села Метехи и Цихебдави. Сразу же после 6-го нашествия Тамерлана в 1401 г. цари и знать Картли, а также мелкие землевладельцы, отдельные церковные деятели, частные лица возобновили пожертвования на восстановление утраченного имущества М. К. Обращает на себя внимание увеличение числа малых пожертвований (виноградники, 2-3 дыма, небольшие земельные участки и т. д.) (Корпус груз. 2013. С. 65, 71, 74, 79, 80, 81, 89, 104).

http://pravenc.ru/text/2564526.html

Имен детей в первоисточнике нет, они были внесены в календарь ГПЦ в XX в. Нек-рые имена имеют персид. происхождение и стали употребляться в Грузии после перевода на груз. язык произведений персид. художественной лит-ры в XVII-XVIII вв. К. м. были родом из сел. Кола, находящегося в груз. исторической пров. Тао (ныне на территории Турции), у истоков р. Мтквари (Кура). Здесь проживали как христиане, так и язычники, их дети вместе росли. К. м., будучи детьми язычников, неоднократно видели, как по вечерам с колокольным звоном дети христиан уходят в храм на богослужение. Они стали просить сверстников взять их с собой, но те отвечали отказом, говоря, что в дом Божий могут войти только сыны Божии. Тогда К. м. захотели принять таинство Крещения и христиане привели их к местному священнику. Тот понимал, что переход детей в христианство вызовет гнев их родителей, однако, опираясь на слова Христа о том, что оставивший свой дом и своих родителей наследует жизнь вечную (Мф 19. 29), он тайным образом ночью окрестил детей в р. Мтквари. При совершении таинства случилось чудо: дети увидели ангелов, воспевавших «Аллилуия», и ледяная зимой вода в реке прогрелась. Согласно Мученичеству, 9 ангелов стали восприемниками крещаемых и одели их в белоснежные ризы. Когда родители узнали о том, что произошло, они потребовали, чтобы дети вернулись в язычество и принесли жертвы идолам, но те наотрез отказались. Родители избивали К. м., предлагали красивую одежду и игрушки, но они были непреклонны и провели неск. дней без еды. Их упорство вызвало раздражение среди жителей селения: на 7-й день родители и односельчане-язычники вырыли большую яму рядом с тем местом, где было совершено таинство Крещения, бросили в нее детей, закидали их камнями и засыпали землей. Священнику «причинили жестокие увечья почти до смерти и изгнали из своего владения», его жилище было разгромлено, имущество поделено между односельчанами. Ист.: Мученичество отроков Колайцев/Груз. текст, пер. на рус. яз.: Н. Я. Марр//ТРАГФ. 1903. Т. 5. С. 55-61 (на груз. и рус. яз.); Мученичество св. отроков, числом девять, которые были духовными братьями от св. купели Крещения, а рождены были каждый от своей матери// Каричашвили Д. Алфавит хуцури. Тифлис, 1914. С. 11-17 (на груз. яз.); То же// Абуладзе И. Взаимоотношения груз. и арм. литератур IX-X вв. Тбилиси, 1944. С. 184-186 (на груз. яз.); То же// Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 72-73 (на груз. яз.); То же/Сост.: И. Абуладзе//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 183-185 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/1841728.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010