А как та рож сжата, и в те поры покупали рожь четверть Московскую в полтину. И после того по государеву указу присыланы в Воскресенской монастырь от царя и великого князя думной дворянин Иван Баклановской, да дьяк Василей Зверев со многими людьми, с подьячими и с стрелцы. И Патриарху Никону говорили, чтоб Патриарх с Романом сделался; и Патриарх Никон говорил, что он Романовою землею не владеет, а владеет своею купленою, а Роман напрасно вклепывается. И они, думной дворянин Иван Баклановский и дьяк Василей Зверев, сказали: нам де та спорная земля велено отвести Роману, по ево сказке, да и поехали на землю отводить. И Никон патриарх пошел в святую Божию церковь с братьею, и пел молебен Святому и Животворящему Кресту Христову, и молитвы святыя говорил псаломския, пристойныя в напастех бываемым по уставу Афанасия Великого , архиепископа Александрийского. И во вторый день Патриарх с братьею пели молебен, по тому же чину. И в те поры был Роман в монастыре у молебна, и ничего не говорил. И после того, многое время спустя, Роман доводил на Никона патриарха: будто Никон патриарх проклинал государя царя с царицею и с царевичи и с царевны и со всем домом. И для того в 171 (1663) июля в 18 день присыланы в Воскресенской монастырь боярин князь Никита Одоевской, да околничей Родион Стрешнев, да думной диак Алмаз Иванов, да голова стрелецкой Василей Философов с стрелцами и с иными! многими людми. Да с ними Газской митрополит сказывался Паисеос Лигаридиус… Да с ними же были: Астраханской архиепископ Иосиф, Богоявленской архимандрит Феодосий. А приехали в вечерню, и после вечерни присылали к Патриарху Никону, что он боярин князь Никита Одоевской с товарищи и власти присланы от великого государя царя ко мне, Никону патриарху, для великого государева дела. И Никон патриарх говорил: коли они, боярин с товарищи, присланы от великого государя, и они бы шли. А с ними де есть сказывается Газский митрополит Паисей, и тот бы, буде у него есть вселенских патриарх грамоты отпустные, якоже правила святых отец показуют, да и к нам от братей наших вселенских патриарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/sv...

2 Последование крещение детем Молитва а55;. Знаменает детя по м55; дний. Господе Боже наш, въшеды по м55; дний с материю своею Мариею в церковь (40) законом, и на руку праведного Семиона пощен быв… и проч. (40 об.). 3 Глаголет. Господу помолимся. Молитву сию. Владыко Господи Боже наш, иже во четыредесятый день, младенец законному храму принесеся… (185 об.). И по амине став мати отричате пред святою иконою богородичною и творит поклоны, м55;. Священник же творит молитву отпустную, и тако отпускает их (186) 2098 . 4 глаголет молитвы сия. Молитвы баб. Егда принесен будет младенец крестити до м55;, дней. Молитва а55;. Господу помолимся. Владыко Господи вседержителю, исцеляя всяк недуг и всяку язю… и пр. (9 об.). Молитва в55;. Господу помолимся. Владыко Господ и Боже наш родивыися от пречистыя владычицы нашея Богородицы, и приснодевы Марии, и аки младенец в гаслях возлегий… и пр. (10). Таже молитва младенцу. Господу помолимся. Господи Боже наш, иже вчетыредесятый день младенец законно принесл еси; от Марии неискусобрачныя матере, и на объятиях симеона праведного прият был еси и пр… (10 об.). 1 Молитвы над оглашенными сиречь хотящим креститися Совлечет и изует и. и поставить ко востоку лицем и дунет нань. г55;. изнаменает ему чело и оуста и перси. и глт55;ь млт55;ву сию десятиш747;ь. И запрещенным г55; по десятиш747;ь. Во имя твое г761;59;и бе истинный, и единочадаго сп55;а твоего. и ст55;го твоего дх55;а. възлагаю руку мою на раба твоего сего имрк55;. сподобльщагося прибегнути… (л.91 об.–93). Запрещение а55;. Гу761;59; помоли. Запрещает ти гь747; дьяволе. Пришедый в мир и въселися в члв55;ки. да твое разорит мчни55;е и члв55;ки измет. Запрещение в55;. Гу761;59; помоле. Бе55; сты55;и И страшныи, и славныи, неодержимый о всех делах… Запрещение. г. Г761;59;у помоли. Ги761;59; саваофе б55;е изл55;в исцеляя всяк недуг, и всяку язю призри на раба твоего възищи посети и оцести… И сътъворше възъглашение 2 Скончав възглашение, свлечет и, изует и, и поставит к востоку лицем. И дунет на лице его, г-жды. крестообразно, такоже и рукою знаменает чело, и уста, и перси. И глаголет молитву сию а55;. Боже имя твое святое, и Господи Боже истиныи единого сына твоего, святого духа твоего, взлагаю руку мою, на раба твоего имрк. И пр. (41 л.). Молитва вторая томуже. Запрещает ти господь, диаволе, пришеды в мир и вселивыйса вчеловеки да твое разорить моучительство… и пр. 42 об. Г. Бог святыи, страшныи и славныи и неодержимыи в всех делех, и крепостью своею не исследованныи… и пр. (45). Молитва д55;. Господи Саваофе, Боже Иисраилев, исцеляя и всяк недуг и всякоу газю, призри на раба твоего… и пр. (47 об.). Молитва е55;. Ты Владыко Господи, сътворивыи человека, по образу своему и подобию… (48) от привидениа лукавого. И дунет на лице его, г-жды, крестообразно и знаменает

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

«Ныне же, глаголет Симеон Солуиский о песненном вечернем, за немощь и нерадение, антифон псалтыря не глаголется, разве во святой только Четыредесятнице и во всякой субботе вечера, в единой святой Софии, идеже, за еже роптати неким ленящимся, токмо Блажен муж, един псалом, с пением, по гласу, глаголати изобразихом... И абие пояй поет дневной прокимен, иже и конечный антифон глаголется, ради иных антифонов, глаголемых убо первее, оставленных же ныне. В субботу убо вечера глаголется: Да воскреснет Бог, и Слава и ныне, таже: Господи воззвах с прочими псалмы, к ним же в субботу вечера ко всякому стиху припевается: Живоносное Твое востание, Господи, славим. Во иные же дни припев: Спасительное Твое востание, Господи, славим. Сим псалмом поемым, иерей творит вход по обычаю. Входит иерей во святый олтарь, егда поется стих: Яко к Тебе Господи, Господи, очи мои, на Тя уповах, не отими душу мою. На входе благословение по обычаю. Песни воскресныя поются на амвоне, и тогда бывает каждение по чину, и по Слава и ныне, прокимен: Господь воцарися. По прокимне сугубая ектения и возглас: Яко милостив, и малая ектенья и возглас: Твое бо есть еже миловати, – и поются три антифона, именуемыя малыя, не вся псалмы, но по четыре стиха, по избранию, и: Слава и ныне. Первый антифон, стихи из псалма: Возлюбих, яко услышит Господь, с припевом: Молитвами Богородицы, Спасе, спаси ны. И по конце антифона ектенья малая: Паки и паки, и возглас: Благоволением и благодатию. Второй антифон, стихи из псалма: Веровах, темже возглаголах, припев: Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых поюшия ти, – или по празднику, или: Иже во святых дивен сый. Слава: Единородный, И ныне: Преславную Божию Матерь. Ектенья малая п возглас: Яко свят еси Боже наш. Третий антифон, стихи из псалма: Хвалите Господа вси языцы, – припев: Святый Боже, и Слава и ныне конечное. – и паки Трисвятое возгласно поется, всем стоящим непокровенным. На копьец сего знаменует трижды архиерей от престола: таже великая ектения: Исполним вечерния молитвы наша, и молитвы главопреклонению, и возглас: Буди держава царствия Твоего. И абие лития. На литии поются стихиры стиховенныя со стихами, и Слава и ныне, и прилежное моление, и Господи помилуй, и – по еже Услыши ны Боже, Спасителю наш, – отпустнтельныя и отпуст. А где литии не бывает, иерей во образ литии исходит за амвон, поему: Богородице Дево. Посем иерей возглашает: Господу помолимся, и молитва главопреклонения. Иерей возглашает: Яко ты еси священие наше, Христе Боже наш, и тебе славу возсылаем, – и тако отпуст бывает. Конечная же бывает молитва всех, главопоклонения же и отпущения, – и во утрени подобно».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Положение И. усугубляла тяжелая болезнь, которая примерно с 1508 г. приковала его к постели. В Великий пост 1509 г. архиеп. Серапион послал И. неблагословенную грамоту (не сохр.), в к-рой объявил переход Иосифова мон-ря под великокняжеский патронат без ведома и благословения архиерея «великим безчинием», а И. отлучил от священства (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 186). Кроме того, архиеп. Серапион обвинил И. в том, что он принимает черных священников из чужих епархий и разрешает им служить без предъявления ставленных и отпустных грамот (Там же. С. 332). Отлучение от Церкви волоцкого игумена наносило страшный удар по престижу мон-ря. Нек-рые иноки Волоколамской обители советовали И. принести повинную владыке (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 481). Он обратился с посланиями к вел. князю и митрополиту (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 186). В Москве состоялся церковный Собор, на к-ром отлучение с И. было снято, а архиеп. Серапион не позднее мая 1509 г. был сведен с кафедры (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 1. С. 92; Т. 6. Вып. 2. С. 386-388; Т. 24. С. 216; Т. 30. С. 176). Дело архиеп. Серапиона расследовалось на церковном Соборе в июле 1509 г. (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 224-226; АИ. 1841. Т. 1. 290). Сторону обвинения представляли Ростовский архиеп. Вассиан (Санин) и игумен московского Богоявленского мон-ря Нил Грек. Архиеп. Серапион обвинялся в том, что отлучил И., не поставив в известность вел. князя и митрополита, а также в том, что по делу архим. Алексия (Пильемова) одновременно выдал 2 грамоты: благословенную и неблагословенную. Обвинения в адрес архиеп. Серапиона приобрели политическую окраску, поскольку он упрекал И. в том, что тот «отступил от небесного, а пришел к земному», что было истолковано, как будто владыка Серапион «нарек князя Федора небесным», а вел. князя - «земным» (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 222-223). Архиеп. Серапион отверг обвинения в свой адрес, сославшись на то, что его не пустили в Москву, а его посла «зиму изволочив (по-видимому, в 1509.- Авт.), отпустили ни с чем» (Там же.

http://pravenc.ru/text/578410.html

С целью сбора денег на нужды патриархии он отправился в Россию, но на пути заболел и скончался; 634 в Москву же приехал лишь сопровождавший его великий протосинкелл Иосиф, нареченный Иоакимом на митрополию Кесарии Филипповой и посвященный почемуто в России. Этот Иосиф привез с собой в Москву послание патриарха Иоакима, в котором патриарх писал: «Иосиф, нареченный на митрополию Кесарии, да даст прощение грехом требующим от него и грамоту отпустную еже о гресех человеком». Другими словами, патриарх уполномочил своего поверенного раздавать от его (патриарха) имени разрешительные грамоты, нечто похожее на западные индульгенции. Указанное послание было написано в 1463 или 1464 г. 635 Точно так же в XVI столетии известен случай присылки в Москву в 1585 г. разрешительной грамоты из Иерусалима патриархом Софронием. Этот патриарх писал царице Ирине, супруге царя Феодора Ивановича, предпосылая ей благословение свыше, и по власти, данной от Господа ученикам Своим вязать и решить, прощал и разрешал ее, если что согрешила перед Богом. «Одним словом, — говорит А. Н. Муравьев, — это полная разрешительная грамота». 636 Гораздо богаче фактами рассматриваемого рода история XVII в. Константинопольский патриарх Афанасий III (Пателарий) был очень щедр на раздачу разрешительных грамот. Прибыв в Россию для обычного сбора милостыни, патриарх обратился с прошением к царю Алексею Михайловичу, в котором между прочим читаем: «Мне, богомольцу твоему, вели, государь, напечатать на своем дворе 500 разрешительных грамот, потому что как я ехал к тебе к Москве, через войско запорожских казаков, в то, государь, время приходили на исповедь многие черкасы и просили у меня разрешительной грамоты, и мне было в те поры послать в Киев напечатать разрешительные грамоты некого; а как я из Москвы поеду назад, запорожские казаки начнут у меня разрешительных грамот просить. Царь государь, смилуйся пожалуй». 637 Дело очевидное, что в начале XVII в. Афанасий раздавал разрешительные грамоты, ничтоже сумнясь. Еще более известий по этому же вопросу находим в истории известного Антиохийского патриарха Макария, дважды посетившего Москву в середине указанного столетия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

Теперь, если мы сопоставим сходство в апостольских и евангельских чтениях с различием в переводе других элементов, общих рассматриваемой редакции и Иерусалимскому уставу, то для нас станет ясно, что совпадение в переводе в первом случае объясняется не зависимостью перевода данной редакции от Иерусалимского устава, а тем, что и для Иерусалимского устава, и для рассматриваемой редакции служил один и тот же перевод апостола и евангелия, южнославянского происхождения. А вместе с этим решается вопрос и о том, что перевод апостольских и евангельских чтений для рассматриваемой редакции был взят готовым, и он южнославянского происхождения. Что же касается других частей чина елеосвящения – канона, тропарей, молитв и стихир, то перевод этих частей отличается от известной нам южнославянской редакции чина елеосвящения. И возможно, что он южнорусского происхождения. За это предположение говорит в некоторой мере полуустав раннейшей, приведенной выше рукописи Софийской библиотеки 1055, ничем существенно не отличающийся от полуустава сербского. А русский полуустав южнославянского типа и характерен, прежде всего, для южнорусского письма. В согласии с этим стоит и следующее обстоятельство. В указанной рукописи Софийской библиотеки 1055 в отпустной молитве «Владыко многомилостиве» обращает на себя внимание то, что к именам святых греческой церкви в рукописи присоединено одно имя из святых русской церкви – преп. Феодосия Печерского , и таким образом: «И святого великого отца и наставника нашего Феодосия». Это включение одного имени преп. Феодосия и название его «нашим наставником» дает понять, что автор рукописи – печерский монах. Далее, в согласии с этим стоят и характерные особенности перевода рассматриваемых частей данной редакции. Устойчиво употребляемые в чинах елеосвящения южнославянского происхождения слова «паличица» и «ужизьць» здесь совершенно не имеют применения. Вместо последнего слова указывается другое – «светило», а о помазании говорится: «И взем святое масло мажет...» Между тем, указанные выше слова составляют, видимо, характерную особенность чинов елеосвящения южнославянского происхождения. Они налицо и в Иерусалимском уставе чина св. елея, и в другой указанной выше редакции этого чина. А общее между тем и другим лишь их южнославянское происхождение. Это показывает, что слова «паличица» и «ужизьць» были свойственны вообще южнославянским оборотам речи. И, следовательно, отсутствие данных слов в рассматриваемой редакции говорит против южнославянского происхождения ее, и потому косвенным образом подтверждает высказанное выше предположение о южнорусском ее происхождении.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

л. 18 об. пустыню помолитися“. Воутрии же той сказа намъ видние се. Мы же всеусердно общахомся чудотворцу Макарию тако сотворити. И абие отверзошася двери темничния, и приидоша посланнии слуги от началника ихъ, и, вземше, поведоша насъ из темницы. Мы же отчаяхомся жития своего, чающе усченным быти. Приведоша же насъ к началнику. Онъ же даде намъ отпустное писание, да никтоже бы насъ не ялъ и не убилъ в их литовской 402 земли, и отпустиша насъ безбдно. Мы же о семъ благодаряще Господа Бога и Пречистую Его Богоматерь и великаго заступника чюдотворца Макария, тако с миромъ приидохом в домы своя. И токмо едину нощъ обнощевахом в домхъ наших, и, паки собравшеся, приидохом смо во святую л. 19 обитель, да исправим общание чюдотворцу Макарию, яко избавилъ насъ ис плнения и от напрасныя смерти». И тако отидоша в домы своя, прославляюще везд угодника Божия чюдотворца Макария. Чюдо 10 На праздникъ честнаго преставления чюдотворца Макария прежде реченный священник Герасим поиде ис Каргополя из дому своего с женою и з дтьми своими молитися в Хергозерскую пустыню. И тогда уже дорога проложена была чрезъ блата. Съ ними же идоша и иных людей множество, градских и волостныхъ. Идущымъ же путем тм, и поповы дти, млады суще, усташа вельми от путнаго шествия далняго. Рече же попъ дтем своимъ: «Вы устали есте, останитеся л. 19 об. зд на сем мст. Аз же поиду напред васъ ко обители и испрошу лошади у настоятеля под васъ. И привезут васъ во обитель. Вы же пождите зд». Идущымъ же попу Герасиму со многими людьми ко обители, срте их тоя Хергозерския пустыни старецъ и два работника с ним. Попъ же вопроси старца, камо идутъ. Отвеща старецъ: «От манастыря нашего конского стада ушла кобылица. И видхом, яко пошла по сему пути, и слд ея узрхом, но не можемъ ея постигнути». Попъ же рече: «Мы вси идохом путем симъ и никакоже видхомъ никакия лошади». Старецъ же и с работными возвратишася с ними во обитель. Оная же кобылица прииде на мсто, идже осталися поповы дти, ждуще л. 20 себ лошади, и ста у нихъ кротко и смиренно. Людие же, оставшийся с ними на пути, посадиша ихъ на тую кобылицу и повезоша ихъ во обитель. И доидоша до пустыни, и поповыхъ дтей привезоша, ещё попу не успвшу у настоятеля лошади просити. Привесшии же сказаша все поряду, како прииде к ним кобылица на пути, яко бы от кого нарочно послана ради младыхъ поповых дтей. И вси слышавшии сие начаша глаголати: «Воистинну, сие творится дйствием чудотворца Макария». И вси прославиша Бога, и праздноваша честно во всякой духовной радости, удивляющеся чюдесем преподобнаго отца 403 Макария.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда ваши Священники принимают к вам беглых Священников, то принимают самовольно, без всякого права, против всех правил св. Апостолов и св. Соборов. Ибо принять Священника, оставившего свое место, и дозволить ему совершать священные действия на таком месте, на которое он не поставлен, церковные правила запрещают под угрозою непременного лишения сана не только Священнику, но даже и Епископу без согласия того Епископа, от которого тот Священник ушел. Так 17 правило 6-го Вселенского Собора говорит: «Приемляй чуждого причетника, и поставляяй, с постановленным зде и сам да извержется». А в толковании сказано: «Никтоже от причетник, без воли своего Епископа, по иную церковь причтен быти мощен есть. Аще который Епископ чуждого причетника приимет без отпустныя грамоты своего Епископа, и в свою церковь причтет; аще в том сану, в немже бе, имать его, аще в больший степень поставит его, рекше Презвитера или Диакона, да извергутася оба» 587 . Полное же правило читается так: «...Определяем, дабы никто из клириков, в какой бы степени кто ни был, не имел права, без увольнительной от своего Епископа грамоты, определен быти к иной церкви. Не соблюдающий сего отныне, но постыждающий собою совершившего над ним рукоположение, да будет пзвержен и сам, и неправильно приявший его» 588 . Кроме сего Епископ не может дозволить совершать священные действия чужому, явившемуся к нему, Священнику и потому что явившийся к нему Священник, может быть, по какой-либо вине своим Епископом запрещен в священнодействии; а «отлученного причетника от своего Епископа ин Епископ, – как говорит св. правило, – не может разрешити» 589 . 5. Ваши наставники далее говорят: «Несть тако! Наши попы могут принять не точию приходящего к нам Священника, но и Епископа и Патриарха. Преподобные Отцы Савва освященный и Феодосий – Архимандриты, а не Епископы – Иоанна Патриарха Цареградского от ереси Севировой приняли, и присоединили к св. Церкви. Такожде преподобный Максим Исповедник – Игумен, не Епископ – принял Пирра Патриарха Цареградского от ереси Монофелитской и присоединил к св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Ввиду трудности исполнения в полном объеме предписания Типикона о чтении Четвероевангелия на часах обычно вычитывают часть Четвероевангелия заранее - на 6-й седмице Великого поста или даже в течение неск. седмиц поста. Эта практика появилась давно: так, греч. иерусалимский Типикон трапезундской редакции XIV в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 451) предписывает прочитывать на 6-й седмице, начиная со среды, половину Четвероевангелия; в Обиходнике Сийского мон-ря XVI в. (ГИМ. Син. 814) содержится указание читать Евангелия от Матфея и Марка на 6-й седмице, в понедельник, вторник и среду, а остальные 2 - на Страстной седмице ( Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в XVI в. Ч. 1. С. 205). В 1-й пол. XVII в. подобная практика бытовала в московском Успенском соборе, но была в 1661 г. запрещена царем Алексеем Михайловичем ( Голубцов А. П. Чиновники моск. Успенского собора и выходы Патриарха Никона. М., 1908. С. 108-109). Тем не менее в наст. время практика заранее вычитывать часть Четвероевангелия широко распространена, хотя она отчасти лишает чтение Четвероевангелия первоначального символизма, заключающегося в изображении проповеди Христа в храме в первые 3 дня Страстной седмицы. В конце изобразительных Вел. среды, после 12-кратного «Господи, помилуй» и молитвы Типикон предписывает читать вместо отпуста главопреклонную молитву «    » (из чина повечерия), а затем испрашивать друг у друга прощение за все прошедшее время Четыредесятницы. По свидетельству сохранившихся рус. Чиновников, чин прощения в этот день в практике соборного богослужения РПЦ в XVII в. совершался с большой торжественностью: во время 9-го часа начинался благовест, в храме собирались клирики и миряне, богослужение возглавлял епископ. Окончание изобразительных изменяли ради этого случая: молитва изобразительных «    » заменялась на молитву 9-го часа «              » (вероятно, из-за покаянного характера молитвы); прощение испрашивалось дважды: 1-й раз после отпустной молитвы «    », 2-й раз после ектении-помянника (заимствованной из окончания полунощницы и повечерия) и окончательного отпуста, и именно во 2-й раз в формуле прощения звучало особое прибавление: «...

http://pravenc.ru/text/150085.html

Далее литургия продолжалась, как у нас, с малою разницею в словах, которая нисколько не изменяет сущности сего тайнодействия. После призвания св. Духа на Дары, игумен Павел обмакнул свой указательный перст в кровь Христову, и ею помазал средину цельной просфоры, преложенной в тело Христово, потом тем же перстом, еще обагренным пречистою кровью, повел кругом по нижней стороне этой просфоры, и отломил от нее, сперва, кусочик вверху, потом внизу, за тем справа обломил весь край ее до средоточного креста, и тоже сделал слева, и наконец вынул среднюю часть (по нашему агнец), намазанную кровью, и вложил ее в чашу, вкусил малую часть тела Христова, и такую же преподал диакону, потребил еще частицу: а диакон кругом обошел св. трапезу слева направо и там вкусил еще одну частицу. В этом порядке причащение продолжалось до тех пор, пока оба они потребили все тело Христово. Потом священнодействующий причастил диакона из чаши кровью Христовою в три приема, как у нас, и дал ему употребить всю часть св. тела, вложенную в потир, сам же приобщился святой крови, по-видимому, в один прием. После причащения дискос и потир тщательно омыты были водою, которою служащий игумен брызнул вверх над престолом, не знаю, для чего. За сим последовало отпустное благословение предстоящих. Оно преподано было так: монахи благоговейно подходили к царским вратам, а священник, ничего не говоря, обеими руками своими прикасался к подбородку и к ланитам каждого из них. Наконец по предложению гуммоса Дауда я раздал монахам Антидор, не кусочками, а целыми просфорами. Они были еще теплые. Монастырь св. Антония После завтрака я подробно осмотрел монастырь 32 . Все здания в нем так же, как и в прочих обителях Египетских, расположены в одном углу северо-западном. Остальное же место внутри обширной ограды занято садом. Кроме келий монашеских, мрачных, тесных и неопрятных, кои размещены без всякого порядка, главные здания суть: соборная церковь с примыкающим к ней храмом св. Антония, ризница и вместе книгохранилище в зубчатой башне, братская трапеза и келарня в три яруса вышиной, домик для патриарха, отдельная церковь во имя св. Марка в северо-восточном краю сада, и водоем. Собор

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010