Молитва отпустная. Боже великий и вышний, един имеяи безсмертие. В свете живыи неприступнем. иже всю тварь мудростию сделав. разлучивыи посреде света и промежи тмы и солнце оубо положив в область нощи, сподобивыи нас грешных и в настоящем часе предварити лице твое, исповеданием и вечернюю ти службу принести сам человеколюбче Господи, исправи молитву нашу. яко и кадило пред тобою, и приими тую и воню благоухания. подай же нам вечер с и приходящую нощь мирну одеи нас оружием света избави от страха нощного и всякия вещи во тме преходящая, и дай же нам сон, егоже в покой немощи нашей даровал еси, всякого диявольского привидения премененным. ей владыко благих подателю, да и на ложих наших пооуверзаеми, поминаем и в нощи пресвятого ти имени и пооучением твоих заповедей просвещаеми в возрадовни душа. возстанем к славословию твоея Благости, молбы и моления твоему блогооутробию приносяще о своих согрешениих и всех людии твоих ихже молитвами святыя Богородица в милости посети. Взглаш. Яко благ и человеколюбец Бог еси. и тебе сла(ву) взсылаем Отцу и Сыну и святому Духу ныне. Мир всем. Диякон. Главы ваша Господеви преклон. Священник молится сице. Господи Боже наш. преклонивыи небеса и сшед на спасение рода человеча призри на рабы своя и на наследие твое тебе бо страшному и человеколюбивому судии, твои раби своя преклониша главы и своя покориша выя. не юже от человек чающе помощь, но твою пожидающе милость, и твое чающе спасение, ихже охрани на всяко время, и в настоящий вечер и в приходящую нощь, от всякого врага, от всякого спротивна действа. помыслы суетными поминании лукавыми. Буди держава царствия твоего благословена и прославлена. Отца и Сына и святого Духа. 3) Молитвы: в сосудохранительнице и в великой крестильнице. Ркп. Сол. библ. 725, ж. 117–118. Син. библ. 371, л. 93–95. Молитва окроугна глаголема в сосоудохранилищи. Диакону творяще диаконства. молится священник сице. Господи Боже наш. сокровище вечных благ. иже всего освящениа податель, создавыи нас на дела благаа. да в них шествоуим призри на смирение наше, и с твори нас сосоуд себе освященный, и благопотребный владыце. показатися на всяко дело благо, свершенный, наздавати на основании твоего познаниа. злато сребро камени честныа. божественыя и животворныа заповеди, жилище и пребывание твоеа благости, нашей быти души, яко да пребывая в нас. и шествоуа поут сотвориши нам и еже к вечного ти царствия поути славе. Взглаш. Яко свят еси Боже наш. и на святых почивавши и тебе славоу возсылаем. Отцю и Сыноу и святомоу Духоу ныне и присно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

11– я из 12-ти молитв Моск. Служебн. ­­ молитва псалмов 148–150 § без молитвы: Слава в вышних, Сподоби, Господи. вход в алтарь III) ектении оглашенных и верных в алтаре § молитва оглашенных § 1-я молитва верных § 2-я молитва верных 12– я из 12-ти молитв Моск. Служебн. ­­ 3-я молитва верных: «отпустная» молитва главопреклонная Служебника ­­ молитва главопреклонная Константинопольская Псалтырь 91 Константинопольская Псалтырь разделялась на 76 антифонов, состоящих из псалмов и библейских песен. 6 антифонов пелись ежедневно: Пс. 85 как 1-й предвечерний антифон, Пс. 140 как 8-й входной вечерний антифон, Пс. 3–62–133 как 1-й предутренний антифон, Дан. 3:57–88 как 8-й входной утренний антифон, Пс.50 и Пс.148–150 на утрени. 68 антифонов пелись по очереди: 6 на вечерне и 6 на утрени. Пелись все в одну неделю, но таким образом, что антифоны, пропетые в одну неделю на утрени, на следующей неделе пелись на вечерне, и наоборот. Пели два хора, называемые «А» и «Б», которые чередовались каждую неделю; по этой двухнедельной традиции поются до сих пор два воскресных тропаря после «Слава в вышних Богу» на утрени: «Днесь спасение миру» или «Воскрес из гроба». Нечетные антифоны пелись с «Аллилуиа» на каждый стих, как до сих пор поется на всенощном бдении «Блажен муж». Четные антифоны имели разные краткие припевы из трех только слов, как «Услыши мя, Господи» (осталось на «Господи, воззвах»), «Помяни мя, Господи», «Спаси мя, Господи» и т. п. См. порядок антифонов с припевами недели «А» для вечерни и для утрени, по изданию музыкальных рукописей Нац. Афинской Библиотеки (ЕВЕ) 2061 и 2061 профессора Козмы Георгиу, «Ежедневное антифонное распределение псалмов и песней для песненных последований вечерни и утрени». 92 Канон антифонов Великой Церкви (Св. Софии) приписывается патриарху Анфиму (535–536) 93 По Евхологию Paris gr. Coislin 213 94  существовали молитвы (теперь утеряны) для всех 74 антифонов Псалтыри и для 8 песней 95 . Припевы константинопольских антифонов, одновременно с разделением на палестинские кафисмы, намечены на полях знаменитой Хлудовской Псалтыри 96 , написанной и украшенной св. мучеником за почитание икон Лазарем. 97  Другие украшенные псалтыри этого типа: Paris (fond ancien) gr. 20 и Vatican. Barberini gr. 285.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2-ой элемент: прокимен и чтения. Разногласие существует между нашими службами по поводу прокимна: он находится перед малыми антифонами на Вечерне, после них на Утрене и на Тритоекти и еще на Литургии. Хотя прокимен часто помещается рядом с чтениями, он от них не зависит. Судя по рубрикам Вечерни-Литургии Великой Субботы, (когда Пс. 31 пелся с анти-трисвятым и заменял прокимен) прокимен есть тоже своего рода входной псалом, несомненно самый древний. Мы излагали нашу теорию о чтениях в VI главе (с. 251). Мы не будем здесь снова излагать ее. Только заметим что чтения помещаются в различных местах в ходе службы; на Утрене и на Тритоекти: после трисвятого и после входа в алтарь; в праздничной Вечерне: после просительной ектении; в постной же Вечерне: после входа и после прокимна, как на Утрене и на Тритоекти, имея в виду, конечно, что постная Вечерня не имеет малых антифонов (но мы подозреваем, что два прокимна и Да исправится ( Пс. 140 ) и есть самые «малые антифоны» постной Вечерни в другом, древнем, виде). 3-ий элемент: ектении с молитвами и главопреклонение. Этот элемент ектений и молитв оглашенных, 1-ой и 2-ой молитв верных, и «отпустной», вместе с молитвой-благословением главопреклонения – самый древний и самый постоянный. Его богословское содержание тоже самое глубокое. Тема молитвы об оглашенных, как на Вечерне так и на Утрене и на Тритоекти – откровение Иисуса Христа и «баня пакибытия». В Великом Посте прибавляется вторая молитва для тех, которые были уже близки к просвещению; она находится на Литургии Преждеосвященных. Молитвы 1-ая и 2-ая верных [XIII] и [XIV] – введение к молитве, которая завершается молитвой «отпуста» Текст этих трех молитв предполагает молитву самых верующих, не заменяемую ни иерейским, ни диаконским действием; молитва верующих сводится к Господи, помилуй или к той, которая таится в глубине сердца. Молитва необходима согласно указаниям Нового Завета. В этих трех молитвах находится также тема вечера и предстоящей ночи. В этом смысле, как мы уже заметили в II главе (с. 40), наша теперешняя «седмая» молитва, и «отпустная» или «3-ья верных », является как бы резюме всего вечернего богослужения, и она может сравниться с молитвой-сестрой, вечерней молитвой VIII книги Апостольских Постановлений. Молитва главопреклонная испрашивает божественный ответ на молитву верных: свет от лица Божия, который оживотворял и просвещал их на житейском пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но иногда в рукописях процесс помазания излагался таким образом, что давал право считать его совершавшимся уже после прочтения молитвы «Отче Святый». Например, в рукописи Публичной библиотеки из собраний Погодина 305 о процессе помазания больного елеем читаем: «Таже священник глаголет: Услыши мя, Господи. Услыши мя, Владыко. Услыши мя, Святый. Диакон: Господу помолимся. Священник глаголет молитву сию: Отче Святый... И приемлет священник святое масло, и мажет болящего крестообразно на челе, и на грудех, и на плечию, потом по лицу, и по рукама, и тако сожигает светилнице, им же мажет болящего 520 . Сама молитва «Отче Святый» в рукописях Софийской библиотеки 1063 и 1065, собраний Погодина 305, библиотеки Московской Духовной академии собрания Волоколамского монастыря 86 521 осложняется именами русских святых: Петра и Алексия, митрополитов Московских, Леонтия, Игнатия, Исаии, Ростовских чудотворцев 522 , Варлаама Хутынского, Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Димитрия Вологодского 523 . Это же самое присоединение имен русских святых замечается и по отношению к отпустной молитве «Владыко многомилостиве» в заключительной части, к изложению особенностей которой в рукописях данной редакции мы сейчас и перейдем. Именно, в рукописях Софийской библиотеки 1063 и 1065 в молитве «Владыко многомилостиве» воспроизводятся имена русских святых, свойственные у них и молитве «Отче Святый» 524 . Но в рукописи Публичной библиотеки из собраний Погодина 308 525 в молитве «Отче Святый», имевшей обычный круг святых, по отношению к отпустной молитве «Владыко многомилостиве» принимается довольно большое количество имен русских святых: Петра, Алексия, Ионы, митрополитов Московских, Леонтия, Ростовского чудотворца, Никиты, Иоанна, Евфимия и Ионы, архиепископов, Новгородских чудотворцев, Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского, Кирилла Белозерского, Димитрия Вологодского, Зосимы и Савватия, Александра Свирского . Отпуст же «Христос, истинный Бог наш» произносился в этих рукописях только с именами греческих святых, причем в рукописи собраний Погодина 308 количество их несколько увеличенное 526 по сравнению с рукописями Софийской библиотеки 1063 и 1065, принявшими состав имен святых, обычный для молитвы «Отче Святый».

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

А который Священник по повелению Князя или Боярина учнет в церкви священствовать без нашего благословения, таковый Поп по Правилом да будет чюж своего сана. 12. О отходящих Черньцов Так же и о Священноиноцех и о Мнихох, рекше о Чернцох, которыи з монастырей исходят без воли и отпустное Грамоты Игуменское, ино и о том заповед положихом: Священноиноци и Калугери Мниси з монастырей своих без воли Игуменское никакоже дане исходят, и без, отпустное Грамоты его нигде их да не примуют, и не священствуют без благословения Святительского. 13. О Божественныи Правила Правил Божественных мирским людем не подобает в (у) себе держати; занеже держаще их мирскии люди, не в которых делех Закон презирают и пастырей своих преслушаются; ино таковые по святому Апостолу Павлу глаголющу, сами себе законе бывают. Сице же мы не повелеваем от мирских людей Правил Божественных никому в (у) себе имети. Аще ли кто будет их держати, таковыи да будут в отлучении церковном, донележе их оставят. 14. О непослушенстве Епископском Некоторые Епископи не хотяще Великой Божей Церкви повиноватися и послушаниа к ней имети и о утверждении православныя Веры Закона нашего с нами в едино совещание на Собор збиратися и о паствине своей Христовых словесных овец попечение имети, и мирскии деи и справы на себе берут, и тыми делы омовляются (оговариваются) сицевым же, кроме некоторыя великиа нужда, по правильному завещанию и преданию завещаем без всякого прекословия на Собор всем збиратися по святому Апостолу Павлу, глаголющему: на что есмы звани, в том да пребывавм, а по Пророку глаголющему: кровь погибших от рук пастырей взыщу. Аще кто мирских ради дел и справ от священных Собор удалятися будут и паствину свою презирати и о ней попечение не имети; мы же о сицевых да будем безответни пред Богом и теж (также) на котории и иныи дела о Законе нашем рассуждали есмо с всем нашим освященным Собором. Которые ж под нуждею в нынешние времена на нас приходят некоторые развращения и от Закона нашего преступления, ино таковые дела по рассуждению да справуют Епископи и Великая Божиа Церкви по святых Апостол и Божественных Отец преданию с всяким дерзновением непостыдным. 15. О твердости уставления

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Другой класс правил составляют те, которые касаются поведения духовных лиц и отчасти мирян. Некоторые епископы, не желая повиноваться великой церкви (т. е. митрополичьей) и иметь к ней послушание, не приходили на Соборы для совещаний об утверждении православной веры и не имели попечения о своей духовной пастве, а принимали на себя мирские дела и теми делами оправдывали себя; иногда же без вины отнимали от игуменов и священников их церкви. Монахи исходили из своих монастырей без воли и отпустной грамоты настоятелей, и иеромонахи священствовали вне монастырей без благословения святительского. Вдовые священники мирские имели наложниц и продолжали священствовать, к величайшему соблазну мирян. Священники, подпадавшие под запрещение от своего архиерея, отходили в другие епархии и там получали благословение и священствовали. Равно и миряне, подвергшиеся за какие-либо духовные вины отлучению от своих епископов, уходили в иные епископии и там принимались в общение. А некоторые миряне, имея у себя «Божественные правила», не хотели слушаться своих пастырей и думали сами себе быть законом. Против этих нестроений Собор определил: 1) всем епископам без всякого прекословия, кроме великой какой-либо нужды, собираться на Соборы, а которые епископы ради мирских дел будут уклоняться от священных Соборов, презирать свою духовную паству и не иметь о ней попечения, таковые да будут безответны (правило 14). 2) От игуменов и священников не отнимать церквей без вины и без преступлений, указанных в их ставленой грамоте. Если же священник начнет свою церковь держать в небрежении, бесчинно, или церковные службы совершать не по уставу, или упиваться, у такого бесчинника отнять церковь и отлучить его на время. А если он не перестанет творить бесчиния, тогда епископу «соборне, с своим крылосом, с священноиноками и с попами» (вот имя и состав духовного управления и суда при тогдашних епархиальных архиереях!) запретить такому бесчиннику священнослужение (правило 7). 3) Монахам из своих монастырей без воли игуменской отнюдь не исходить и без отпустной грамоты от настоятеля нигде их не принимать, а священноиноки да не священствуют нигде без благословения святительского (правило 12). 4) Попам и диаконам, не имеющим своих жен, запрещается священствовать во всем пределе митрополии Киевской, и Галицкой, и всея Руси, как «и ныне Вселенская великая Константинопольская Церковь держит», последуя правилам соборным и отеческим и законам царским. А если бы митрополит или кто-либо из

http://sedmitza.ru/lib/text/436038/

Последние касались, главным образом, ограничения тех прав, которыми злоупотребляли светские лица при «подавании». В определениях Собора, касающихся поставления на священнические степени, между прочим говорится: «Некоторые в нашем (греческом) законе, презирая отеческое предание и заповеди, ради мирской славы и властительства, покупают себе еще при жизни епископов их кафедры и принимают эти кафедры без совета и согласия митрополии и епископов и без избрания от князей и панов нашего греческого закона». В том же обличает Собор настоятелей монастырей и священников. Против этих нестроений Собор постановил: «Никому, не подкупаться под живыми епископами, архимандритами и священниками, если же кто дерзнет на такое дело, то да будет отлучен; в епископы и в другие степени священства поставлять только достойных людей, после тщательной их проверки, людей же недостойных отнюдь не поставлять, даже если бы того требовал господарь (т.е. великий князь); не поставлять на священство дьяков из чужих епархий без поведенной грамоты и отпустных листов их епископов». Касательно поведения духовных лиц и мирян Собор постановил: всем епископам без всякого прекословия, кроме великой какой нужды, собираться на Соборы, а уклоняющихся же от Священных Соборов ради мирских дел и не заботящихся о своей пастве предавать ответственности; патронам у игуменов и священников не отнимать церквей без вины и преступлений; священнослужителей без отпустных грамот в чужие епархии не принимать; священникам без благословения епископского нигде не священствовать; священников и мирян, подвергшихся неблагословению и отлучению от своего епископа, отнюдь не разрешать и не допускать до церковного общения в других епархиях без воли их епископа. Соборные поставления коснулись и прав, или, вернее, произвола, подавания церковных должностей, до некоторой степени ограничив их. Постановления Собора по просьбе православных иерархов, влиятельного князя К.И. Острожского, православных князей и панов были утверждены королем Сигизмундом, но, как показало время, к делу почти не применялись.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

[ С 7 ]=3 -я молитва верных «отпустная» εχ τς πολσεως) [Г В ]=молитва главопреклонная εχ τς κεφαλοκλισας) Также он сопоставляет утренние молитвы современного Служебника с песненной утреней 485 : [ У 1 ]=молитва 1-го антифона [ У 2 ]=молитва 2-го антифона [ У 3 ]=молитва 3-го антифона [ У 4 ]=молитва 4-го антифона [ У 5 ]=молитва 5-го антифона [ У 6 ]=молитва 6-го антифона [ У 7 ]=молитва 7-го антифона [ У 8 ]=молитва 8-го антифона [ У 9 ] не читалась на утрене перед Евангелием, но только на Литургии 486 [ У 10 ]=молитва 50-го псалма (εχ το πεντηκοστο) [ У 11 ]=молитва «хвалитных псалмов» 148–150 (εχ τν ανων) [ У 12 ]=3-я молитва верных: «отпустная» Итак, можно увидеть, что первоначально современные пресвитерские молитвы вечерни и утрени употреблялись в так называемом песненном последовании. Корпус этих молитв был сформирован к веку, но далеко не все рукописи приводят тождественный современной богослужебной практике состав и расположение. «Борьба» Типиконов и синтез В эпоху становления Типикона нам известны несколько богослужебных традиций, основные из которых – константинопольская и иерусалимская. Результатом «противостояния» и взаимопроникновения этих двух Типиконов и является современный богослужебный Устав. В XIV веке святитель Симеон Солунский с сожалением констатирует тот факт, что песненное последование раньше совершалось во «всех кафолических Церквях мира» 487 , а в его время забыто практически повсеместно – полностью древний чин соблюдает лишь Фессалоникийская Церковь , а в Константинополе песненное последование совершают лишь по особым дням – в праздники Воздвижения Креста Господня и Успения Божией Матери и в день памяти святителя Иоанна Златоуста . Причин вытеснения устава Великой церкви Иерусалимским Типиконом святитель выделяет несколько: во-первых, «этот хороший и древнейший обычай» был оставлен после захвата Константинополя латинянами в 1204 году – настоящей трагедии для Византийской империи, одним из следствий которой явилось прерывание традиции богослужения; во-вторых, для совершения песненного последования необходимо большое количество священнослужителей и певцов, что было тяжело осуществимо на фоне всё большего ослабления мощи Византии, устав же преподобного Саввы Освященного в этом плане гораздо удобнее тем, что «его можно совершать и одному». Ввиду распространения этого монашеского богослужения святитель Симеон сделал в его в сторону некоторую уступку, а именно присоединил к песненному последованию «приятную приправу – пение канонов», только бы христиане «соблюдали этот чин всегда и это предание отцов сохраняли как некую Божественную искру» 488 , что, однако, как мы ныне можем видеть, в итоге не дало своего результата, и песненное последование после падения Византийской империи совершенно вытесняется Иерусалимским уставом, Церковь делает выбор в пользу богослужения «монашеского», а не «мирянского» 489 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОТПУСТ [Греч. πλυσις; церковнослав.  ], молитва, завершающая богослужебное чинопоследование. В совр. правосл. богослужении О.- священническая молитва-благословение, произносимая с амвона лицом к народу, начинающаяся словами:         (или праздничной формулой:       и аналогичными; о Христе в О. говорится в 3-м лице), содержащая упоминание Пресв. Богородицы и святых и заканчивающаяся фразой:                . История В древности функцию О. выполняли специальные молитвы, читавшиеся епископом или священником над оглашенными, непричащающимися или верными. Примерами таких молитв могут служить тайные главопреклонные молитвы Литургии свт. Иоанна Златоуста об оглашенных (              ), молитва после 2-й просительной ектении (        ; см.: Taft R. The Inclination Prayer before Communion in the Byzant. Liturgy of St. John Chrysostom//Ecclesia Orans. R., 1986. Vol. 3. P. 29-60). Аналогичной молитвой для верных является заамвонная молитва . В визант. послеиконоборческой литургической традиции заключительные священнические молитвы вечерни, утрени и др. служб входили в состав Евхология и могли иметь в рукописях название «отпустная» ( Арранц М. Молитвы и псалмопение по к-польскому песненному последованию. Рим, 1997. С. 25, 37, 41, 62, 73, 77; Желтов М., свящ. Чины вечерни и утрени в древнерус. Служебниках студийской эпохи//БТ. 2012. Вып. 43/44. С. 461). После перехода на палестинский Часослов отпустная молитва визант. Евхология постепенно потеряла свои значение и положение в конце службы ( Арранц М. Как молились Богу древние византийцы/ЛДА. Л., 1979. С. 49-50; Желтов М., свящ. Чины вечерни и утрени в древнерус. Служебниках студийской эпохи//БТ. 2012. Вып. 43/44. С. 454). В наст. время молитвы вечерни и утрени входят в число тех, к-рые читает священник во время Пс 103 или шестопсалмия (         для вечерни и       для утрени). Уже с IX в. в рукописях появились и в последующих веках распространялись дополнительные священнические благословения. Эти молитвы содержат слова о Боге в 3-м лице (см. возглас «Господь Бог наш да утвердит силою Своею...» в Евхологии X в. РНБ. Греч. 226. Л. 29; Успенский. 1997. С. 41-42) и произносятся после заамвонной молитвы.

http://pravenc.ru/text/2581721.html

Знаменательно, что они не представлены в Армянском лекционарии V в. Так и древнейший (xanmet’i) фрагмент Грузинского лекционария, содержание которого датируется V–VI вв., не включает последо­вательных чтений для той части года, к которой он относится, предпо­ложительно, к чтению Евангелия от Иоанна в период между Пасхой и Пятидесятницей. Lectio continua представлены в Грузинском лекционарии VIII в., но их нет в остальных свидетельствах 103 . Армянский обряд, который вводит lectio continua только после XII в. – по крайней мере, в случае с Евангелиями от Матфея и Иоанна 104 , – также не подтверждает древности lectio continua в Иерусалиме 105 . Вопрос датировки последовательных чтений четырех Евангелий очень сложный и требует детального исследования огромного количе­ства источников. A priori мы не можем исключать, что восьмигласовый воскресный Лекционарий является более древним по сравнению с по­следовательным порядком чтений на протяжении всего года. Даже в седмичные дни (samardiso, см. n. 100) на Литургиях (что на этой ранней стадии означает Литургию преждеосвященных Даров ап. Иакова) был представлен элемент восьмигласной системы: молитва отпуста. Как мы уже упоминали, в Sinai Georgian 12 содержится четыре таких молитвы. Рукопись только нумерует их, но несомненно использо­вание отпустных молитв Литургии преждеосвященных Даров, соглас­но литургической восьмигласовой системе, в древнем Часослове Sinai Georgian 12, где второй молитве отпуста службы Евхаристии дано над­писание плагального гласа (глас 3 плагальный) 106 . Мы подошли к третьей части литургического Октоиха – Гимналу. Октоих Иерусалимского гимнала. Воскресный Октоих Древнего Иадгари Наиболее впечатляющее произведение иерусалимской восьмигласовой системы – это, возможно, восьмигласовый воскресный Гимнал, «Вос­кресные гимны (Dasadebelni aydgomisani)» Древнего Иадгари. Он был опубликован более 25 лет назад на языке оригинала – грузинском – и был описан для западного мира в статье Питера Джеффри в 1991 г. С тех пор он стал доступнее благодаря французскому переводу одного из ма­нускриптов – Sinai Georgian 18 (X в.) 107 Замечательные комментарии и сноски автора, Дома Шарля (Афанасия) Рену, делают эту книгу отправ­ной точкой для исследования столь ранней воскресной книги гимнов Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010