выше); б) вместо ектении: «Помилуй нас. Боже», произносится: «Господи, помилуй» 40 раз; в) после возгласа иерея: «Сый благословен», вместо многолетия – «Небесный Царю»; г) полагаются 16-ть поклонов с молитвою; «Господи и Владыко живота»; д) после поклонов читается пред отпустом: «Трисвятое», «Отче наш», «Господи, помилуй», 12-ть раз. После вечерни сряду бывает великое повечерие. Но: а) на нем не поется как в Великом посту, после «Достойно», «Господи сил, с нами буди», а полагаются следующие тропари, обыкновенно бывающие на малом повечерии: тропарь дне и храма, затем: «Боже отец наших», «Иже во всем мире», на «Слава» кондак: «Со святыми упокой», на «И ныне» – «Молитвами, Господи, всех святых»; б) великое повечерие оканчивается малым отпустом (а не молитвою: «Владыко многомилостиве»). Полунощница бывает с поклонами (Триодь Пост., послед. среды сырной). На утрени: а) вместо «Бог Господь и засим тропарей святым и праздникам, поется «Аллилуиа» и троичны гласа; б) кроме трипеснцев, положенных в каждый день сырной седмицы, в среду и пяток сырные поются полные каноны. В которых песнях случится трипеснец (в среду З-й, 8-й и 9-й; в пяток 5-й, 8-й и 9-й песнях), в тех каноны Октоиха и Минеи не поются. Песни Октоиха совсем оставляются, но песни Минеи поются с другими песнями в тот же день (см. выше); в) по 9-й песни канона поется светилен троичен гласа; г) но «Благо есть», вместо ектении: «Помилуй нас, Боже», произносится: «Господи, помилуй» 40 раз; д) после возгласа иерея: «Сый благословен», вместо пения: «Благочестивейшаго, Самодержавнейшаго» и проч., читается: «Небесный Царю»; е) полагаются 16-ть поклонов, с молитвою: «Господи и Владыко живота моего». Часы совершаются великопостные, с великими поклонами. Но на них: а) в кампан не ударяют (см. выше); б) кафизмы не положено; в) тропарь: «Заутра услыши» (на 1-м часе) и подобные тропари на других часах не поются, а читаются (см. выше). После 9-го часа сряду бывают Изобразительные. Но они начинаются не пением «Блаженны», как в дни Великого поста, а самыми Изобразительными псалмами: «Благослови, душе моя» ( Пс.102 ) и «Хвали, душе моя» ( Пс.145 ), и затем следуют: «Блаженны», поскору (см.выше), читается также Символ веры .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Вот полный текст предписания: «В среду 1-й седмицы вечера, егда имать иерей священнодействовати преждеосвященную, вшед во святилище облачится во священническую одежду, яко же писася в литургиарии. И по 16 поклонех глаголем трисвятое, и Отче наш, Господи, помилуй 12, и молитву: Всесвятая Троице, посем Достойно есть, и отпуст по обычаю. И творит начало вечерни по обычаю» (л. 317). Не содержится ли здесь указания на то, что в среду 1-й седм. для отправления всех дневных служб должно быть одно только богослужебное собрание и вообще какой полный смысл этого предписания? Отвечаем. Во-первых, это предписание не требует того, чтобы пред наступлением времени 16-ти поклонов иерей непременно облачался и сейчас жо после отпуста изобразительных начинал вечерню с литургией, а только того оно требует, чтобы литургию преждеосвященных даров он совершал не в одной епитрахили, как часы, а в полном священническом облачении. Во-вторых, здесь предъявляется требование, чтобы в среду и вообще в те дни, в которые положена литургия преждеосвященных даров, к обычным молитвословиям изобразительных были присоединяемы еще некоторые другие, а именно: трисвятое, Отче наш, Господи, помилуй 12, и молитва: Всесвятая Троице, а когда дневные службы отправляются в двух богослужебных собраниях, то еще: Премудрость. Достойно есть. Пресвятая Богородице. Честнейшую херувим. Слава тебе, Христе Боже. Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови, – и отпуст, который, как мы уже видели и увидим еще ниже, не указывается в том случае, если означенные службы отправляются в одном только богослужебном собрании. В-третьих, здесь предписывается вечерню, когда она соединяется с литургией преждеосвященных даров, в отличие от вечерни понед., вторника и четверга св. Четыредеслтницы, начинать не с Приидите поклонимся, а с начального возгласа, который по Служебнику есть Благословенно царство... Но можно, по Типикону, в среду и пяток всех первых шести седмиц Великого поста, в четверток пятой седмицы, в понед., вторник и среду Страстной седмицы, все дневные службы отправить и в одном богослужебном собрании.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

и Слезами очистивше... Мр. гл. 9 марта под стихирами креста подразумевает те же самые, но, кроме того, и те стихиры, которые в последовании вторника 4 седмицы названы «подобными Триоди дне» и суть следующие: Посреде земли... Мертв был еси... и Его же древле Моисей... Из всех этих 6 песнопений для стихир на Господи, воззвах надобно взять 4. Остальные же два, по Типикону, надобно пропеть на утрене среды в хвалитных стихирах. На И ныне же хвалитных стихир можно петь богородичен вечерних стихир: Зрящи тя тварь..., так как он остается не пропетым во вторник, если совершается литургия преждеосвященных даров. – После стихир на Господи, воззвах – «вход, прокимен и чтения дне, и Да исправится молитва»... и т. д. Если же во вторник почему-либо не будет литургии преждеосвященных даров, то песнопения 40 мучеников поются только на вечернем богослужении понедельника, на утреннем и дневном вторника до изобразительных включительно. На вечерни же вторника они уже не употребляются; для стихир на Господи, воззвах в этом случае назначаются все 6 стихир креста. 2) Если 40 мучеников случится в четверток Великого канона, то служба их правится во вторник 5 седмицы Великого поста. 3) Если 40 мучеников случится в субботу Акафиста, то служба их правится в неделю 5-ю Великого поста. Отдел III. Глава 25. О богослужении Страстной седмицы Вечерня накануне понедельника. Хотя неделя Ваий есть господский двунадесятый праздник, но вечером этого дня после 9 часа отправляется не великая, а вседневная вечерня, подобно тому, как и в другие недели Великого поста. Порядок вечерни в неделю Ваий такой же, как и в сии последние. Отличие состоит 1) в том, что стихиры на Господи, воззвах полагаются на 6, а не на 10, и все из Триоди Постной. На Славу, а равно на И ныне поются песнопения из Триоди же. 2) Вместо великого прокимна произносится обыкновенный дневной: Се ныне благословите Господа... со стихом, причем, однако, вход после стихир на Господи, воззвах положен. 3) Для стихир на стиховне назначены особые припевы: Воспойте Господеви песнь нову...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

В субботу и воскресенье Первой Седмицы Великого поста полагается вареная растительная пища с растительным маслом. Чтение на Великом повечерии канона святого Андрея Критского 10 настраивает христиан на подобающее проведение святых дней поста. Поэтому очень рекомендуется в понедельник, вторник, среду и четверг Первой седмицы присутствовать на вечернем богослужении. Количество тропарей в Великом каноне в восемь раз больше, чем в обычных канонах годового богослужебного круга. Многочисленные примеры Ветхого и Нового Завета, содержащиеся в каноне, показывают, каким должен быть путь покаяния для каждого христианина. Кроме того, еще до начала Великого поста – со среды подготовительной Сырной седмицы начинается чтение особой покаянной молитвы святого Ефрема Сирина : Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (Земной поклон) Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. (Земной поклон) Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен ecu во веки веков. Аминь. (Земной поклон) Боже, очисти мя грешного. (Читается 12 раз и совершается столько же поясных поклонов) После этого молитва повторяется полностью: Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен ecu во веки веков, аминь. (Творится один земной поклон) Молитва Ефрема Сирина прибавляется во все седмичные дни Великого поста и к домашнему правилу христианина после чтения утренних и вечерних молитв. Под субботу и воскресенье эта молитва не читается, то есть ее чтение заканчивается в пятницу вечером, а возобновляется перед следующей неделей поста в воскресенье вечером. Окончательно прекращается чтение молитвы Ефрема Сирина вечером в среду Страстной седмицы. В пятницу вечером по обычаю совершается так называемая Общая исповедь. Здесь слово «общая» означает исповедь всех присутствующих в храме, но индивидуально каждого. Обычно священнослужители всех храмов совершают это Таинство над всеми подготовившимися к нему прихожанами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

К неподвижным дням богослужения принадлежат царские, дни, т. е. дни рождений и тезоименитств их императорских величеств и их императорских Высочеств, день празднования восшествия государя Императора на Всероссийский престол и день коронования и свящ. миропомазания их императорских величеств. Одни из царских дней празднуются в те самые дни седмицы, в которые они случатся. Так совершается празднование в дни рождений и тезоименитств 916 Их императорских величеств государя Императора и государыни императрицы и его императорского высочества наследника цесаревича, – в день празднования восшествия государя императора на престол 917 и в день коронования и свящ. миропомазания их императорских величеств 918 . На эти дни совершается всенощное бдение празднику или святым тех дней, точно так же, как бывает на храмовые праздники. Служба Месячной Минеи, если бывает нужно, добавляется службой из Общей Минеи (см. о том в Табели, изд. Св. Синодом). Если высокоторжественные дни случатся в среду или пяток сырной седмицы, то служба совершается по Сретенской главе (Тип., послед. 2-го февр., храм., глава 28). Если случатся в седмичные дни (понедельник, вторник, среду, четверток и пяток) Великого поста, кроме первой и страстной седмицы, то служба правится по Благовещенской главе (Тип., послед. 25-го марта). Если случится на первой седмице Великого поста, то служба правится по храмовой 33-й главе. Если случится в Страстную седмицу, то переносится на понедельник Пасхи и правится по Георгиевской главе (Тип. послед. 23-го апреля. Сн. храм, главы 45, 46). Другие царские дни, если они случатся в седмичные дни, совершаются в ближайшие воскресные дни (Указ 5-го февр. 1862 года). К этим царским дням принадлежат дни рождений и тезоименитств их императорских высочеств. При указании на ближайшие воскресные дни разумеется то, что если царский день случится в понедельник, вторник, среду, то он отправляется в предыдущее сим дням воскресение; если же царский день случится в четверток, пяток и субботу, то он празднуется в следующее за сим воскресение. Это подобно тому, как празднуется память Св. отец в июле (Тип., послед., 16-го июля) и октябре (Мес. Мин., 11-го октябр.). Но если царский день случится на 1-й седмице Великого поста, то он тогда лишь отправляется в предыдущую (сырную) Неделю, когда случится в понедельник; если же случится во вторник, среду, и т. д., то отправляется в субботу первой седмицы поста (См. Табель, изд. Св. Син., и Тип., храм. гл. 30, 31 и 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Повечерие малое. На нем по Достойно и по трисвятом кондак праздника 591 . Полунощница субботняя. На утрени на Бог Господь тропарь праздника 2. Слава – отцев, И ныне – праздника. Обычные кафизмы. После каждой малая ектения и седальны отцев по 2. Слава, и ныне – праздника. Чтение либо праздника, либо отцев. После Помилуй мя, Боже... каноны: праздника с ирмосом на 6, ирмос по 2, и отцев на 8; ирмос 2 песни канона отцев 1-ды (ср. 2-ю половину 5 мр. гл. 2 февр., л. 170 на об.). Вторую песнь надобно петь с припевом: Преподобнии отцы, молите Бога о нас (см. послед. Сырной субб. на утр., 49 гл. Тип., л. 304 на об.); прочие же со стихами из песней Свящ. Писания по отделу Ирмологиона: Поем Господеви. Катавасия праздника, а после второй песни на катавасию ирмос этой песни. После 3 песни и ектении кондак и икос праздника и седален отцев 2. Слава, и ныне – праздника. По 6 песни и ектении кондак и икос отцев. По 9 песни и ектении светплен отцев. Слава, и ныне – праздника. Всякое дыхание, хвалитные псалмы и стихиры на хвалитех праздника стиховенные того дня 3 и отцев 3. Слава – отцев. И ныне – праздника. Слава тебе, показавшему нам свет. Славословие великое (поется). Тропарь отцев. Слава, и ныне – праздника. Помилуй нас, Боже... Яко милостив и человеколюбец. Аминь. Исполним утреннюю молитву... Яко Бог милости... Аминь. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Господеви приклоним. Тебе, Господи. Твое бо есть еже миловати... Аминь. Премудрость. Благослови. Сый благословен... Аминь. Утверди, Боже... Пресвятая Богородице, спаси нас.. Честнейшую херувим… Слава тебе, Христе Боже... Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст праздничный. Многолетие, исхождение в притвор и час 1-й. На часах тропарь праздника. Слава – отцев. Кондак праздника и отцев попеременно. На литургии после изобразительных псалмов блаженна праздника песнь рядовая на 4 и отцев песнь 6 на 4. По входе тропарь праздника, тропарь отцев, тропарь храмового святаго, кондак храмового святаго. Слава, кондак отцев. И ныне, кондак праздника 592 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Рискнем предположить, что наша гомилия создавалась одновременно или незадолго до «Шестоднева», по мере сбора материала для последнего. В связи этим интересно отметить одну глоссу в рукописи X в., которая упоминается в издании бенедиктинцев в примечании к названию: In Reg[io] primo ita scripta invenimus: Οτος λγος ναγινσκεται τ β’ τς τυρινς («Это слово читается на второй день сырной седмицы»). Regius primus, о котором идет здесь речь, – это Parisinus 480 (=O2 Rudberg). К сожалению, ни в критическом издании гомилии, ни в диссертации 1953 г., посвященной рукописной традиции Василия, Рудберг никак не комментирует это добавление, и мы можем лишь e silentio заключить, что он не придал значения этой глоссе. Беглый поиск по электронным каталогам манускриптов (на серьезное исследование рукописной традиции мы не решились) показывает, что это добавление присутствует как минимум в еще одной рукописи XV в. 93 , где содержится excerptum brevissimum из нашей гомилии. Названия и инципиты рукописей, содержащих латинские переводы Руфина (IV в.) 94 , не содержат следов этого уточнения. Понадобилось бы подвергнуть ревизии всю рукописную традицию, чтобы выяснить судьбу этой глоссы, которую обошел вниманием Рудберг. Добавим, что А. Сметс и М. ван Эсбрук, издатели двух бесед «На сотворение человека», учитывают глоссу в Parisinus 480, понимая ее как указание на дату создания гомилии 95 . Мы полагаем, однако, что переписчик X в. указывает не на дату создания текста, а на порядок чтения Писания: λγος – это Втор.15:9 . Дальнейшее уточнении датировки должно быть связано с прояснением вопроса о том, каким был этот порядок в IV в. Мы оставляем этот вопрос на усмотрение специалистов по литургике. В этом свете «Внемли» предстает скорее как набросок к тому, чем должен был завершиться «Шестоднев»: рассуждением о человеке как венце и цели библейской космогонии. Если этот набросок, как утверждает глосса, был привязан к стихам Второзакония, читавшимся на сырной седмице, то речь идет о феврале – марте 378 г. 96 . В пользу автора глоссы заметим, что начало поста хорошо согласуется и с тем аскетическим звучанием, которую придает стиху из Второзакония свт. Василий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Другой праздник, или Первый блин комом Масленица — христианский, языческий или еще чей-то праздник? Кто такие «комы», для которых когда-то готовился первый блин? И можно ли вообще в преддверии Великого поста «пить до перхоты, петь до надсаду и плясать до упаду»? 21 февраля, 2012 Масленица — христианский, языческий или еще чей-то праздник? Кто такие «комы», для которых когда-то готовился первый блин? И можно ли вообще в преддверии Великого поста «пить до перхоты, петь до надсаду и плясать до упаду»? «А какого числа у нас в этом году Масленица ?» – этот вопрос мне регулярно задавала наша завуч по внеклассной работе: ей же план культурных мероприятий составлять надо. Впрочем, нет. «Какого числа» она уже не спрашивала после того, как я ей в первый раз ответил, что это не конкретный день, а целая неделя. В дальнейшем она просто спрашивала «когда?», помня, что это целая неделя, сама же имея в виду последнее воскресенье перед Великим постом, т.е. Прощеное воскресенье . Протоиерей Игорь Прекуп Что характерно, мои попытки загрузить ее информацией по сырной седмице и по Прощеному воскресенью не имели ни малейшего успеха. А зачем? Ей же не ликбез по основам русской культуры с детьми проводить, а Масленицу. Нечего отвлекаться на всякие посторонние темы! Причем тут сырная седмица? Масленица – это блины, катанья, игры, пословицы и поговорки, веселье, традиционной разновидностью которого являются кулачные бои (не-не, в рамках школьного мероприятия до этого не доходило), ну и, конечно же, ритуальное сожжение чучела Масленицы (зимы, Морены – богини смерти и холода). Чего еще заморачиваться какими-то сырными седмицами, чинами прощения? Школа у нас светская, мероприятия – народные, а религия – личное дело каждого, не надо клерикализировать наши праздники!.. – нет, прямо такого она не высказывала, но если бы я начал ей навязывать свое понимание смысла сырной седмицы, то вполне мог бы услышать много интересного. Казалось бы, ах, какая непоследовательность! Ведь если Масленица – праздничный период, привязанный к Пасхе и непосредственно предшествующий Великому посту , логично было бы говорить о нем в этом контексте… Логично? Для кого? Нет в этом никакой логики для секуляризованного мышления. Тут другая логика и с ней отчасти можно согласиться.

http://pravmir.ru/drugoj-prazdnik-ili-pe...

Неизреченным человеколюбием Твоим Христе Боже, желательнаго Твоего гласа нас сподоби, и сущим одесную Тебе сопричти, и помилуй нас, аминь. По несказанному человеколюбию Своему, Христе Боже, удостой и нас услышать желанный Твой глас и к стоящим одесную причисли и помилуй. Аминь.и помилуй нас. Аминь. Синаксарь в субботу Сырной седмицы, всех преподобных отцов, в подвиге просиявших Стихи: Душам праведным, ихже присно память пребывает, Жертвы покаяния приношу словеса. Стихи: Праведных душам, чья память вовек пребывает Слов приношенье взамен возлияний обычных творю. В сий день память совершаем всех в пощении просиявших святых, мужей же и жен: помалу бо предводительными нас праздники, богоноснии отцы наставивше, и готовы пред’устроивше в поприще, и пищи и сытости отведше, и будущаго Суда страхом нас наказавше: сыроястною же седмицею яко должно пред’очистивше, приятно два пощения положиша посреде 1 , да по малу нас к нему возбудят. Се и преподобно вся пожившыя, и инако, болезньми многими и труды, мужы же вкупе и жены, посреде предпоставиша, яко да памятию тех и борении, сильнейша нас сотворят к поприщу, имущих онех житие, образ некий и путь.И еже от онех пособие и помощь приемлюще, к духовным подвигом влечемся, помышляюще, яко и тии тогожде нам естества общишася. Якоже бо воеводы воинством ополченным, и уж е по чином стоящим, словесы и образы и древних мужей поминании, изрядно воевавших и храбровавших своя вои обощряют, и отсюду они укрепляеми, победы надеждею вседушно ополчаются. Тако и ныне богоноснии отцы мудре содевают: мужеский бо пол и женский, преподобне пожившими, к духовным подвигом укрепльше, сице к постному предводят поприщу, яко да к первообразному, незлобивому онех мы взирающе житию, многовидныя и различныя делаем добродетели, якоже комуждо сила есть. Предводительне убо любовь, и еже со умом бываемое ошаяние безчестных дел и деяний. И пост сей, не снедение убо точию, но и языка, и ярости, и очию, и просто рещи, всякого зла праздность и отчуждение. Ибо богоносные отцы, предыдущими праздниками постепенно нас научив и к пути приуготовив, от услаждения и объядения отклонив и страхом грядущего Суда наставив, да притом и сырной седмицей очистив как должно, своевременно предложили два однодневных пощения 1 , чтобы поощрить исподволь и к самому Великому посту.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

   Синаксарь в субботу сыропустную.    По словам блаженного Симеона Фессалоникийского. совершалась в среду и пятницу сыропустной седмицы Литургия преждеосвященных даров. Ответы на некоторые вопросы. В 5 веке о литаниях в неделю сыропустную упоминает Максим, епископ туринский. [triod-16] Слова эти произносятся в паремии среды сырной.    Синаксарь в сырную субботу.    Синаксарь в неделю сыропустную.    Исторические акты археографическ. экспедиц. об избрании Годунова, 1598 г., том 2, 7.    Беседа 4, de quadragesima.    Напр., в 1 Новгородской летописи, см. Полное собрание летописей русских. В греческом часослове говорится: τν πρτην βδομδα τς γας τεςςαραχοςτς μες χαθαρν χαλομεν.    Понедельник первой седмицы Четыредестницы, песн. перв. трипеснца на утрен.    О правилах пощения в первую седмицу Четыредесятницы см. выше.    О богослужении ежедневном в Четыредесятницу см. выше    Синаксарь в четверг 6 седмицы Четыредесятницы.    Феодорит. История, кн. 3, гл. 15.    Никифор, История, кн. 10, гл. 12.    Там же и синаксарь и чин богослужения в субботу первой недели св. Четыредесятницы.    См. Рождество Христово.    29 sermo catecheticus Theodori Studitae.    Последователи Манеса.    Стихир, на хвалитех в первую неделю Великого поста.    Theophan. chronograph, ad an. Isauri 7.    О монофизитах см. выше, Рожд. Хр.    Theophan. Chronograph, ad ann. Zenon. 16.    Монтанисты — последователи Монтана, лжеучителя, начавшего проповедовать в половине 3 столетия, что он есть обещанный Иисусом Христом Утешитель (Ин. 14:16, 26, 15:26, 16:7, 13). Так как главный город их был Пепуз во Фригии, то монтанистов называли также пепузианами, фригами, катафригами.    Theophan. Chronograph, ad ann. Leon. Isaur. 6.    Theophan. Chronograph, ad an. Isauri 9—10. Чет. Мин. 28 ноября. Житие св. Стефана Нового.    Евсевий. Церковная история, кн. 7, гл. 18.    См. празд. Нерук. Образа.    Чет. Мин. 12 мая. Житие св. Германа. Theophan. ad ann. Isauri. 13.    Bibliothec. orient, pag. 311.    Дамаск. Об иконах слов., 11, гл. 12. Чет. Мин. 12 мая. Житие св. Германа. Theophan. Chronograph, ad ann. 13.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010