В заключительной части канона на Богоявление мы слышим, что, возводя человеческое существо к совершенству, Царь Безначальный дает ему нескончаемую жизнь ( ныне в безпрестаннем воздати житии). В каноне на Пятидесятницу, в 4–й песни, Преподобный говорит о бане пакибытия: Баню Божественную пакибытия… дождоточиши ми струю от нетленнопрободеннаго Твоего ребра, о Божий Слове, запечатлел теплотою Духа. В пасхальном каноне преподобный Иоанн молился о том, чтобы мы могли истее причащаться Христу в невечернем дни Его Царствия, и здесь — те же чувства вечной жизни, каждый раз имеющие различные оттенки. В этом единстве чувств и есть существо преподобного песнопевца. Наряду с канонами двунадесятых праздников преподобный Иоанн часто писал и стихиры на эти праздники. Так, имеются его стихиры на Рождество Христово, на Крещение Господне, на Успение Пресвятой Богородицы, а также на Сретение Господне. Все стихиры преподобного Иоанна отмечены печатью того же высокого дарования, которое характерно и для его канонов. Стихиры преподобного Иоанна часто являются основными выразителями главной идеи праздника, подобно литийной стихире на Рождество Христово Небо и земля или стихире на Сретение Господне Да отверзется дверь небесная днесь. Преподобным Иоанном писаны каноны и стихиры и на некоторые другие праздники, а также некоторым святым, как, например, святителю Василию Великому, сорока мученикам Севастийским и другим. По мнению архиепископа Черниговского Филарета, в богослужебных книгах не всегда упоминается имя преподобного Иоанна под той или иной стихирой; он перечисляет многих святых, в службах которым стихиры помечены именем Иоанна–монаха или именем Иоанна Дамаскина . Из служб Великого поста, согласно исследованию И. А. Карабинова о Постной Триоди, к трудам преподобного Иоанна Дамаскина относятся: канон святому великомученику Феодору Тирону в пяток 1–й седмицы и второй канон Лазаревой субботы, а также стихиры самогласны сырной субботы, Лазаревой субботы, Недели ваий и всех дней Страстной седмицы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

И раждаеши, и девствуеши, и пребывавши обоюду естеством Дева, — восклицает Преподобный в 4–й песни Великого канона, — рождейся обновляет законы естества… Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо, елика хощет . И еще образней изложение того же догмата дается в 8–й песни: Яко от оброщения (от состава) червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева внутрь во чреве Твоем плоть исткася . Но в Богородичнах этого канона наряду с высоким богословием обретаем и молитву преподобного Феодора о людях, о прощении их грехов. Она звучит уже в 1–й песни. Богородице, надежде и предстателъство Тебе поющих, — взывает Преподобный, — возми бремя от мене тяжкое греховное и, яко Владычица Чистая, кающася приими мя . Так же в других песнях и, в частности, в песни 6–й песнописец взывает о помощи к Божией Матери: Утроба Твоя Бога нам роди, воображенна по нам; Егоже, яко Создателя всех, моли, Богородице, да молитвами Твоими оправдимся . Те же молитвы к Божией Матери встречаются в полных канонах и трипеснцах Преподобного, но значительно реже по сравнению с теми тропарями, в которых он, отвлекаясь от вздохов о человеке и его грехах, воспевает тайну Богочеловечества Христова. Богородительнице Чистая, небесная двере, спасительная врата, всех христиан мольбу приими, Тебе блажащих во вся веки . Усердно молит Пречистую песнописец: Дево Мати, Отроковице Всесветлая, едина к Богу ходатайство, не престай, Владычице, молити спастися нам . Так же легко и радостно излагает он свою просьбу о людях: Еже радуйся, вещаем Тебе со Ангелом, яко воздвигла еси радость, Спаса мира; Егоже моли, Дево Всепетая . Иногда в Богородичных тропарях преподобного Феодора встречаются очень запоминающиеся выражения, наполненные большой искренностью и теплотой. Так, в трипеснце вторника 4–й седмицы, обращаясь к Пресвятой Деве, Преподобный говорит: Агница Твоя, Иисусе… взываше: что странное видение? Жизне, како умиравши? А в среду сырной седмицы преподобный Феодор, обращаясь к Богоматери и говоря о своих смрадных грехах, о невозможности воспеть Богородицу якоже подобает, заключает тропарь словами: Но убо, Пресвятая, прости мое дерзновение убогаго моего пения .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Отверженный Богом, грешник водим был дьяволом. По неизреченной любви к падшему человеку, Сын Божий спустился на землю, сделался человеком и открыл ему своим умением и примером новый путь к блаженству в вере в Бога, в смирении, посте, самоотвержении и других добродетелях и подвигах. Спаситель пострадал, умер, воскрес и вознесся на небо. По вознесении своем ниспослал Он Духа Святого на своих учеников и апостолов. Руководимые Духом Божиим, они проповедали миру Спасителя Сыном Божиим и Богом совершенным, и от всех концов земли призвали членов в царство благодати и славы. Таким образом, содержание триоди вкратце объемлет времена от сотворения мира до искупления его ходатайством Сына Божия. По неделям Четыредесятницы, заключающимся в триоди, она разделяется на Великопостную и Цветную. Посему недели и в продолжение года можно разделить на три последования, — на недели 1) Великопостной триоди, 2) Цветной и 3) на недели вне триоди. Недели Великопостной триоди. Как Господь по Крещении Своем удалился в пустыню и там в уединении, посте и молитве провел 40 дней, так Православная Церковь вскоре после праздника Крещения своим богослужением начинает приготовлять нас к подвигам Великого поста, со времени последования Великопостной триоди. Триодь Великопостная содержит седмицы от недели мытаря и фарисея до Пасхи и начинается постоянно за 70 дней до этого великого и светлого праздника. Но как для празднования Пасхи положены 35 дней, в которые она попеременно бывает, то и начало Великопостной триоди, зависит от времени празднования Пасхи, бывает между числами 24 (11) января и 28 (15) февраля. Сверх недель Великого поста триодь Великопостная заключает в себе и четыре предшествующие ему недели, назначенные Церковью для приготовления нас к подвигам св. Четыредесятницы — священными воспоминаниями, руководствующими к истинному покаянию, и постепенным водворением пощения, которое после сплошной, или первой приготовительной к Великому посту, седмицы, на следующей начинается двумя постными днями, и увеличивается на неделе сырной, или мясопустной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

При этом, он особенно указывал на то, что, кто состоит в законном браке, тот не считается Церковью нечистым. Так как могут возникнуть ситуации, когда верующий супруг будет смущен неверием своей второй половины, святой апостол Павел и дал подробное повеление относительно этого случая. Святитель Феофан Затворник дал подробный комментарий к этим словам апостола, которые призваны помочь обоим супругам: «Цель у апостола – успокоить смущение совести от непонимания, как поступать, и та еще, чтоб предотвратить разделения и распадения семейств, могущие много наделать шума и вредно повлиять на дело проповеди, и особенно та, что коль скоро муж и жена неверные не отвращаются от жены и мужа верных, то есть надежда, что и они со временем обратятся» с. 331]. В целом, необходимо отметить, что сам статус условных препятствий к браку говорит об определенных условиях, когда он не может быть заключен, но если эти условия изменятся, то Церковь может благословить данный брак (пример: неспособность к исполнению супружеских обязанностей, а затем дальнейшее выздоровление и т. п.). Когда не совершается браковенчание Несмотря на то, что Таинство Брака – это торжественное и важное событие в жизни каждого христианина, вступающего в брачный союз, тем не менее, необходимо знать, что для совершения данного Таинства Церковь установила определенное время. В церковном календаре существуют определенные временные периоды и дни, когда браковенчание не совершается. Таинство Брака не совершается в течение всех четырех постов в году. В великопостный период Таинство Брака не совершается начиная с мясопустной субботы, в течение сырной седмицы, самого Великого поста и Светлой Пасхальной седмицы. Не совершается Таинство Брака в Петров пост (до 12 июля), в Успенский пост (с 14 по 27 августа), в Рождественский пост и во время Святок (с 27 ноября по 20 января). Христианский пост – это, прежде всего, время сугубой молитвы, смирения, покаяния в совершенных грехах и особого уединенного предстояния души человека перед Богом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Эта Великая стихира преподобного Критского пастыря лишь позднее приобрела форму канона. При этом были написаны тропари преподобной Марии, поскольку и самое чтение Великого канона положено на день ее памяти на утрени в четверг 5–й седмицы Великого поста. Это преобразование Великой стихиры Святоградца в форму канона преосвященный Филарет Черниговский относит к трудам преподобного Иоанна Дамаскина , в то время как более поздний исследователь песнопевцев профессор И. А. Карабинов связывает эту работу с именем преподобного Феодора Студита . Ирмосы песен Великого канона преподобный Андрей брал, по–видимому, непосредственно из библейских песен, причем не опуская 2–й песни, которая имеет непосредственное отношение к глубокому чувству покаяния, чему посвящен и весь Великий канон. Кроме перечисленных произведений Критского пастыря, И. А. Карабинов относит к его трудам канон в среду сырной седмицы, указывая также, что многое из его произведений находится в рукописях, и упоминает, что несколько самогласных стихир на Неделю ваий, Великие Четверток и Пяток также принадлежат перу преподобного Андрея Критского . Преосвященный Филарет Черниговский говорит, что в рукописях находятся каноны преподобного Андрея на исход души и канон покаянный 6–го гласа . Исследователи творчества пастыря Критского единогласно признают, что произведения его были чрезвычайно пространны и позднее сокращались. Сокращены и трипеснцы, несмотря на их высокое достоинство. Имеются сокращения и в 9–й песни Великого канона. В практике церковного богослужения многие каноны святого Андрея Критского со временем были заменены появившимися позднее канонами преподобных Космы Маиумского и Иоанна Дамаскина. Возможно, что одной из причин этой замены было то, что каноны преподобного Андрея были чрезвычайно пространны. Воскрешая образ преподобного пастыря Критского в своем «Историческом обзоре песнопевцев… Греческой Церкви», преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский, говорит, что в его произведениях отмечаются «основательное знание и богатство учености, речь приятная и стройная» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

23.  Тогда же на литии, гл. 8. 24.  25 марта утро, канон, гл. 4, песнь 9. 25.  Пролог. Слово св. Иоанна Златоустаго на Благовещение. 26.  24 декабря, вечерня, на Господи, воззвах, гл. 2, самогласен. 27.  1 августа, вечер, на Господи, воззвах, rл. I. 28.  15 августа, вечер, на литии, слава, гл. 5, самогласен, Феофаново. 29.  Тогда же, и ныне, глас той же. 30.  Тогда же, великая вечерня, на стиховне, слава и ныне, гл. 4. 31.  15 августа, утро, канон, гл. 4, Иоанна Дамаскина, песнь 4. 32.  Типикон, глава 24, «О вжигании светильников». 33.  Припев праздника Успения на первый канон. 34.  То же на второй канон. 35.  То же на праздник Благовещения. 36.  То же на праздник Рождества Божией Матери. 37.  То же на праздник Введения, на первый канон. 38.  То же на второй канон. 39.  Св. Иоанн Дамаскин «Точное изложение Православной Веры» 4,13. M.P. g. t. XCIV, col. 1141–1145. 40.  Суббота сырной седмицы,вечер, на литии, слава, гл. 6. 41.  Епископ Феофан. Толкования на послания святого Апостола Павла к Римлянам, m. I. стр. 509. 42.  Ва-евиге-сна — через тебя, а не за тебя (Быт 3, 17). 43.  Прав. 1–21 Гангрского Собора 340 года. 44.  Молитва к Пресвятой Богородице на повечерии. 45.  Великий Пяток, утро, антифон 15 и 16. 46.  О любви 4 сотница, гл. 13 47.  Там же, гл. 14 48.  Добротолюбие, т. 3,стр. 233 ср. блаж. Диадоха, «Подвижническое слово», параграф 3, Добротолюбие, т. 3 стр. 12 и др. 49.  Литургия свят. Иоанна Златоустого. Молитва: С сими и мы блаженными… 50.  М. Скабалланович. Толковый Типикон, m. I, Киев, 1910 г. стр. 77. 51.  Епископ Феофан Вышинский, «Толк. на послание к Солунянам», стр. 525 и сл. 52.  5 августа, утро, на 2 кафизме, седален, гл. 4. 53.  Трипеснец, гл. 4, п. 1. 54.  6 августа, малая вечерня, стих. на стих., гл. 2. 55.  7 августа, вечерня, стих. на стих., гл. 6. 56.  6 августа, утро, канон, гл. 4, песнь 8, светилен. 57.  5 августа, утро, канон, гл. 4, песнь 9. 58.  6 августа, вечер, на Господи, воззвах, слава и ныне, гл. 6, Анатолиево. 59.  Da resurectione 1. I, c. 47, 6 — 8.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

28. Исповедание своих грехов весьма полезно, ибо оживляет человека, дарует ему большое рвение к Богослужению, словно ношу какую-то снимает с плеч. Поистине грехи и страсти греховные — тяжёлая ноша, которой не чувствует нерадивый человек; напротив, ему с грехами и в грехе весело, хорошо, приятно. Это и есть сон греховный, про который св. угодники говорили, что он и их души тяготил. Да, и святые Божии согрешали. Что сказать о нас? Мы утонули в бездне греховной и не кричим или худо вопием к Богу о помощи. 30. Наиболее надо стараться о том, чтобы держать знамя своего служения. Пусть все видят, что мы, иереи Божии, люди не от мира сего. И жизнь свою должны проводить мы не по обычаям мира многострастного. Хорошо бы так! Только мы, грешные, худо смотрим за собой, худо держим себя перед людьми. Заслужить внимание и любовь искреннюю от людей — дело для пастыря великое, тогда его словам все будут придавать особый вес. Таковы: отец Иоанн, Кронштадтский пастырь, о. А[лександ]р и другие ревнующие о Бозе.   Имеется в виду Великий пост. Василий Николаевич Соколов родился, таким образом, 17 января 1865 г. Вероятно, имеется в виду преподавание о. Василием Закона Божия в Боровецком земском училище. Очевидно, противоречие семейной жизни и подвижнического пути постоянно смущали о. Василия. «Собственника деревни Большого Двора умершего крестьянина Аристарха Стефанова Радичева жена вдова Анна Ивановна Радичева, 56 лет, умерла 2 февраля 1900 г. от чахотки, отпевал 4 февраля священник Василий Соколов» (Метрическая книга Воскресенской Боровецкой церкви за 1900 г.//ГАВО. Ф. 496. Оп. 38. Д. 8. Л. 236 об. – 237). Редкое упоминание о семье. Пятница Сырной седмицы. Прощёное воскресенье. Акафист читался каждую пятницу перед крестом, см. предисловие. Исключения не делалось даже постом. Боровецкое земское училище. Таким образом, дневник с самого начала писался в расчёте и на постороннего читателя. Николай Соколов скончался 23 апреля 1882 г. 18 июня 1889 г. Ильин день. 12 сентября – канун памяти обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее), престольный праздник в Воскресенской Боровецкой церкви.

http://bogoslov.ru/article/6174200

4. С. 74). Посты являются школой духовного воспитания верующих. В «Триоди Постной», содержащей песнопения Великого поста, говорится: «Всечестное воздержание начнем светло…», «Поста день, отложение греха да будет ти душе…», «Ныне наста время святых постов, начнем сего в добрых пребываниях…», «Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедание покаяния…», «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, отлагания лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть и благоприятный». Посты бывают многодневными или однодневными, начинающимися всегда в одно и то же время или в разные числа. Главнейшим и самым продолжительным постом является Великий пост, или Святая Четыредесятница. Великий пост — это особый пост, это наша духовная десятина, жертва и приношение Богу, что было заповедано еще в Ветхом Завете ( Втор. 26 ). Одновременно Великий пост есть подражание сорокадневному посту Христа Спасителя. Великому посту предшествуют три подготовительные недели. Они готовят сознание верующих к посту, к покаянию. За основу названий каждой недели положены евангельские притчи, читаемые на Литургиях соответственно в воскресные дни. Первая подготовительная седмица называется Неделей о мытаре и фарисее ( Лк.18:10–14 ). В эту седмицу отменяется пост в среду и пяток. Затем следует Неделя о блудном сыне ( Лк.15:11–32 ). А на последней Неделе — мясопустной, или сырной — вместе с отменой поста в среду и пятницу всю неделю уже не вкушают мясных продуктов, так как заговенье на мясо было в конце средней седмицы. Последний воскресный день перед началом Великого поста называется Прощеным воскресеньем, когда верующие испрашивают друг у друга прощения. В этот день совершается заговенье на всю остальную скоромную пищу: молоко, масло, яйца и даже рыбу. Непосредственно сам Великий пост длится шесть последующих недель. Первая — наиболее строгая из них. В Типиконе, содержащем богослужебный устав Церкви, так говорится о первых днях поста со ссылкой на афонскую традицию: «Святыя же Горы Типик в первый убо день отнюдь не повелевает ясти.

http://sueverie.net/arximandrit-makarij-...

( < < back 1) ( < < back 2) ( < < back 3) Иоанн Дамаскин скончался около 777 г., 104 лет от роду, и был погребен в лавре Саввы Освященного подле раки св. основателя Лавры. При императоре Византийском Ahдpohuke II Палеологе (1282–1328 гг.) св. мощи его перенесены были в Константинополь. ( < < back 1) ( < < back 2) ( < < back 3) Память преподобного Иоанна Поливотского Асийской Фригии, в VIII веке. с 717 по 741 г. Фригийской области. Житие и подвиги преподобного отца нашего Саввы Освященного или Младший, внук Феодосия Великого, Византийский император, царствовал с 408–450 г. Рождение преп. Саввы Освященного относится к 439 году. восточная область Малой Азии. Кесария — главный город Каппадокии. Муталаска — ныне Таласи — селение в 8 верстах от Кесарии. приморский город в Африке на северном берегу Египта, ведший обширную торговлю и бывший оплотом языческой учёности, а затем средоточием христианского богословия. Сканда отстояло от Муталаски на три стадии, т е. немногим более 1/2 версты (римская стадия равнялась 86 3/4 саженям) монастырь св. Иоанна Предтечи, в деревне Зиндзедере, на краю скалы. выражение. См. псалом 83, ст. 11. Византийский император, царствовал с 450–457 г. Св. Ювеналий — патриарх Иерусалимский с 420–458 г. Удаление преп. Саввы Освященного в монастырь аввы Пассариона последовало в 456 г. Преп. Пассарион — основатель одной из иерусалимских обителей, епископ и наставник преп. Евфимия Великого, подвизался в первой половине 5-го века. Память его совершается 11-го августа и в субботу Сырной седмицы. преп. Евфимия Великого, скончавшегося в 473 году, празднуется 20-го января. Им основаны две обители в пределах иерихонских: первая, которую Евфимий передал в управление друга своего и сподвижника преп. Феоктиста, находилась в 14 верстах от Иерусалима, на северо-востоке; вторая была основана преп. Евфимием в 4 верстах от первой и состояла под его собственным управлением. преп. Феоктиста, спостника преп. Евфимия Великого, празднуется 3-го сентября; преп. Феоктист преставился в 467 году.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

< >< back) > < >< back) > Прп. Исаак Сирин . Слова подвижнические. «Правило веры», М., 1998 (репринт, 1911) — сл. 11, 40, 89; сс. 52, 168, 419. ( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > Еп. Петр (Екатериновский) . Указание пути ко спасению. Сретенский мон., 1994 (репринт, 1905) — сс. 320–321. ( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > FB2 document info Document ID: Document version: 2 Document creation date: 130329154325690000 Created using: ABBYY FineReader 11, FictionBook Editor Release 2.6.6 software OCR Source: ABBYY FineReader 11 Document authors : Document history: Версия 2.0 — выполнена полная вычитка текста (Фещенко М. А., 02.08.14) Версия 1.0 — сканирование, создание файла .fb2, форматирование, фрагментарная вычитка. Нумерация страниц (начало каждой страницы) приводится в фигурных скобках. Создание fb2-фaйлa — 27-ого февраля 2014 года (четверг Сырной седмицы, память преподобного Авксентия (ок. 470), равноапостольного Кирилла Философа, учителя Славянского (869), преподобного Исаакия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1090)). About This file was generated by Lord KiRon " s FB2EPUB converter version 1.1.5.0. (This book might contain copyrighted material, author of the converter bears no responsibility for it " s usage) Этот файл создан при помощи конвертера FB2EPUB версии 1.1.5.0 написанного Lord KiRon. (Эта книга может содержать материал который защищен авторским правом, автор конвертера не несет ответственности за его использование) http://www.fb2epub.net http://code.google.com/p/fb2epub/ Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010