1 . В честь поста, посвященного оплакиванию изгнания Адама. 2 . В честь Ниневийского поста 3 . По инициативе некого духовного вождя монофизитов Сергия (с историей о провозвестнике и его трагичной смерти). – Действительно, в субботу третьей недели до Великого поста армянами отмечалась память св. Сергия или Саргиса. 4 . Георгием Просветителем. Пост Арачаворк был весьма строгим – как и другие монофизитские посты – на одном хлебе и воде (μ λλο τι σθειν πρεξ ρτου κα δατος) 37 . Установленный свт. Григорием Просветителем пост называется «первым» или «передовым», поскольку появился ранее других постов 38 . А Сырная седмица соответстует «другой некой ереси», а именно, скорее всего, ереси четверобожников («тетрадитов») – тех восточных христиан, которые обвинялись в четверобожии как сторонники еще одной литургической традиции – прибавления прибавки «распныйся за ны» к Трисвятой песни и тем самым ее не триадологической, а христологической интерпретации 39 . Об этом одними и теми же словами говорится, в частности, в Типиконах монастыря св. Маманта (Константинополь) и Махерасе (Кипр) 40 . В более поздних типиконах будет сказано более общим и неопределенным образом – σατως κα τς τυροφγου δι τινας αρσεις 41 . Будет использоваться и формула «против неверных» 42 . Так или иначе, очевидно, что обычай вкушения яиц и сыра на сырной седмице восходит к древней восточной традиции поститься в течение 8-ми недель. 5. Дискуссия о строгости соблюдения среды и пятницы в праздничные дни/сроки как ключевая для понимания исторического характера сырной седмицы Парадоксально, что такое малое послабление, как разрешение вкушения молочных продуктов по средам и пятницам после девятого часа в течение многих веков было своеобразным символом Православия вопреки традиции ведения поста у христиан-монофизитов. Однако, внутри Православной традиции строгость пощения в среду и пятницу и сама возможность отмены этой строгости в дни или в кануны больших праздников, включая длительные посты, неоднократно вызывала споры и длительные дискуссии – досточно вспомнить строгое отношение к соблюдению этих дней прп. Афанасия Афонского (X в.), вызывавшее неприятие со стороны его оппонентов 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

гл. 2 февр. ничего не говорится. Руководствуясь уставом, составленным для предпразднства Сретения Господня, случившегося в понед., вторн. и четв. Сырной седм., после изобразительных псалмов надобно петь блаженну праздника песнь рядовую на 4 и святаго песнь 6 на 4. По входе тропарь праздника, тропарь храма, если храм святаго, тропарь рядового святаго, кондак храма святаго, Слава, кондак рядового святаго, И ныне, кондак праздника. Прокимен, аллилуиарий и причастен праздника и святаго; апостол и евангелие рядовые и святаго. Кроме того, на основании указаний Типикона 8 сент., л. 49, вместо Достойно надобно петь ирмос 9 песни праздничнаго канона. Б. Если поразднство Сретения Господня случится в среду или пяток Сырной седмицы (10 мр. гл., Тип., л. 176 на об.). Вечером накануне того и другого дня после 9 часа отправляется вседневная вечерня так, как в предпразднство, случившееся в те же дни. Если среда или пяток – первые дни попразднства и если накануне Сретения было всенощное бдение, то кафизмы нет; если же не первые или вообще если накануне не было всенощного бдения, то рядовая кафизма. Стихиры на Господи, воззвах праздника 3 и из Минеи святаго 3. Слава – святаго, если есть. И ныне – праздника. Если Славы святаго нет, то Слава, и ныне – праздника. Стихиры на стиховне Триоди: самоглассн дне 2 и мученичен 1 с обычными припевами. Слава – святаго, если есть. Если Славы святаго нет, то Слава, и ныне – праздника. По трисвятом тропарь святаго, если есть. И ныне – праздника. Если у святаго нет тропаря, то один тропарь праздника. В конце вечерни ектения: Помилуй нас, Боже..., три великие поклона и отпуст праздничный. Повечерие великое 586 . На нем после обычного начала – псалом: Внегда призвати ми... В конце повечерия поется первый утренний трипеснец Триоди 587 . По Достойне и трисвятом кондак праздника. Господи, помилуй 40 и т. д. По Честнейшую три великие поклона и прочее до конца, как в предпразднство (см. выше под буквой Б). Полунощница повседневная с тремя великими поклонами после Честнейшую...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Одним из практических средств стала сплошная седмица после Недели о мытаре и фарисее (автор XVI в. Дамаскин Студит именовал ее также «исповедальной» 24 ), другим – масленица, мясопуст или сырная седмица. 3. Из истории сырной седмицы или масленицы Первое упоминание о мясопустной седмице относится к 546 году: «…В этом году произошло разногласие относительно праздника св. Пасхи. Народ сделал мясопуст 4-го февраля, император же приказал продавать мясо еще одну неделю. Мясоторговцы заготовляли мясо и продавали, но никто его не покупал и не ел. Пасха же была, как повелел император, и таким образом народ пропостился одну неделю лишнюю» 25 . Несмотря на распоряжение императора Юстиниана народ не понял его и не захотел нарушать установленного Церковью канона 26 . Существует также версия, согласно которой сырная неделя или мясопуст была установлена императором Ираклием в Сирии 27 – после успешного возвращения из персидского похода при посещении Иерусалима в 629 г. 28 – как особое дополнительное покаянное время 29 . В сочинении прп. Иоанна Дамаскина «О святых постах» (VIII в.) говорится о традиции мясопустной «предпостной» седмицы как дошедшей из устного предания – на ней не вкушали мяса и ничего не вкушали до 9-го часа 30 . В начале X в. патриарх Николай Мистик в сочинении «О монашеской жизни» писал о том, что веком раньше его предшественник св. Никифор Константинопольский ввел сырную седмицу в противовес яковитам, которые всю масляную седмицу вкушали только хлеб и воду 31 . Действительно, в 4-м правиле свт. Никифора сказано: «Что подобает поститься монахам в среду сырной седмицы и в пятницу и после отпуста литургии преждеосвященных даров есть сыр, где бы они ни находились. Это правило опровергает учение Иакова и ересь тетрадитов» 32 . Таким образом, при свт. Никифоре Константинопольском в начале IX в. во время между 1-м и 2-м иконоборчеством появилась сырная седмица как таковая в противовес тем ересям, которые в ту эпоху были для Византии значительно менее актуальными, нежели в предшествующую эпоху. 4. Пост/разрешение поста как полемический прием

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

302). Следует еще обратить внимание на отсутствие в 5 мр. гл. 1 февр. указаний на молитву: Господи и Владыко... Говоря о праздничном богослужении в соединении с постовым, когда в постный день св. Четыред. случится какой-либо праздник, напр., Обретение главы Предтечи, и на различных службах, относящих к празднику, назначая три великие поклона (при означенном условии никогда не более), Типикон всегда умалчивает о молитве Ефрема Сирина . Умалчивает он о ней и тогда, когда говорит о богослужении среды и пятка Сырной седм. если в сии дни постовая служба соединяется со службой предпразднства, а равно попразднства Сретения Господня. 567 Из последующего будет видно, что, говоря о постовом богослужении св. Четыред. хотя бы в соединении с праздничным, Типикон в числе молитвословий, предшевствующих отпусту, никогда не указывает на песнопение: Утверди, Боже... Не указывает он на него и тогда, когда говорит о богослужении среды и пятка Сырной седмицы. 568 Кроме того, если Сретение Господне приходится в Сырный четверток, то во вторник (накануне среды) читается четверговый трипеснец (5 мр. гл. 2 февр., Тип., л. 174). 570 Так сказано в 5 мр. гл. 1 февр. Если это место Типик. свести с замечанием, высказанным в изд. Киевопеч. лавры (чит. выше – стр. 107 и 123), то здесь под литией надобно будет разуметь не литию о усопших, а выход в притвор, чтение там Оглашения Студитова и пение тропаря Феодора Студита , – что, как мы знаем из предыдущего (стр. 418), предписывается Типиконом по средам и пяткам Триоди Постной. 571 Точно так же и в пятки св. Четыредесятницы, когда почему-либо не совершается литургия преждеосв. даров, а вместо неё поется одна вечерня в слиянии в один состав с изобразительными, на ней после ектении: Помилуй нас, Боже... назначаются три великие поклона (см. в 43 гл. Типик. 2-е зри после 24 март., л. 200 на об.) где говорится о предпразднстве Благовещения пр. Богородицы, случившемся в субботы 3 и 4 седм. Вел. поста. См. также послед. пятка 1 седм., л. 319, и посл. пятка 5 седм., л.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Лumypriu в среду и пяток Сырные не бывает. Но если в среду или пяток Сырные случится праздник Сретения или храмовой праздники; то служба праздника совершается; только в конце вечерни, утрени и каждого часа бывает по 3 великих поклона; при этом, хотя в конце вечерни и бывают по 3 великих поклона, но вечерня полагается и малая и великая 256 (см. также 72 стр.). – Если в Сырную среду случится Сретение, то канон и трипеснец этой среды поются в четверток Сырный на повечерии; если же Сретение случится в Сырный пяток, то канон и трипеснец этого пятка поются в среду Сырную на повечерии. – О том, если Сырные среда и пяток случатся 30 янв. или 24 февр., см. 65 и 101 стр.; а если в эти дни случится предпразднство или попразднство Сретения Господня, – см. подр. в Уст. 1 и 2 февр. – О случившихся в среду и пяток Сырные днях Внсокоторжественных см. ниже, во II отд. В среду Сырную вечера (накануне четвертка) повечерие поем малое, и «поем канон минеи на ряду в субботу хотящаго прилучитися святаго». В пяток (накануне субботы) на малом повечерии «поем канон усопших, октоиха, на ряду гласа». В среду и пяток Сырные разрешается пост и дозволяется вкушать, как и в течение всей Сырной седмицы, сыр, яйца и рыбу, для противодействия яковитам (коптам), держащимся ереси монофизитской и постящимся в продолжение Сырной седмицы в воспоминание поста ниневитян, и тетрадитам, получившим свое название от того, что они не соблюдали поста в среды (тетрада – 4-й день седмицы), в продолжение целого года, а в продолжение Сырной седмицы постились. См. 178 стр. В субботу Сырную воспоминаются «преподобнии отцы и священноначальницы Господни, со священномученики и женами святыми 257 , именованнии и не именованнии вси» 258 , «в постничестве просиявшия светло, преподобно же пожившия». Подобно тому, как вожди пред ополченным войском и уже стоящим в строю, говорят о подвигах древних мужей и тем ободряют воинов: так точно св. Отцы вступающим в пост указывают на святых мужей, просиявших в посте, и научают что пост состоит не только в отчуждении снедей, но и в обуздании языка, сердца и очей (Синак.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

1 паремия – на сырной седмице в среду и пятницу 2 паремии – в седмичные дни Святой Четыредесятницы 3 паремии – на большинство праздников 4 паремии – если полиелей в четверг или субботу сырной, а также в день Благовещения в седмичный день поста. 5 паремий – накануне Благовещения (часто) 6 паремий – при совпадении праздника подвижного с неподвижным (например, вмч. Георгия Победоносца на Преполовение Пятидестяницы) 7 паремий – Благовещение в 3ю – 6ю субботы Великого поста 8 паремий – навечерие Рождества Христова, Благовещение в Неделю Ваий и в Великую Субботу 13 паремий – навечерие Богоявления 15 паремий – Великая Суббота 20 паремий – накануне Кириопасхи (Пасха в совпадении с Благовещением). Какие книги Библии используются в паремиях В современном богослужении в паремиях используются следующие книги Ветхого Завета: Бытие (36), Исход (12), Левит (1), Числа (2), Второзаконие (4), Иисуса Навина (3), Судей (3), 1 Царств, 3 и 4 Царств (9), Иудифь (1), Иова (5), Притчи (31), Премудрость Соломона (6), Премудрость Иисуса, сына Сирахова (2), Исаии (48), Иеремии (4), Варуха (1), Иезекииля (6), Даниила(2), Иоиля (3), Ионы (1), Михея (2), Софонии (2), Захарии (5), Малахии (1). Таким образом, из 50 книг славянского Ветхого Завета читается 26. Понятно, что Псалтирь стоит особняком, потому получается, что 23 книги не читаются в составе паремий и не используются в богослужении вообще Это следующие книги: Руфь, 2 Царств, 1 и 2 Паралипоменон, 1 Ездры, Неемии, Есфирь, 2 Ездры, Товита, Екклесиаст, Песнь Песней, Плач Иеремии, Послание Иеремии, Осии, Амоса. Авдия, Наума, Аввакума (эта книга не читается в виде паремии, но ее 3я глава поется как 4я библейская песнь), Аггея, 1, 2, 3 Маккавейские, 3 Ездры. Паремии праздников и святых: 186 ветхозаветных и 15 новозаветных. Паремии рядовых чтений Великого поста: 104 ветхозаветных (они не связаны с воспоминаниями тех дней, когда они читаются). Содержание паремий В паремиях должна быть прообразовательно раскрыта главная тема празднуемого события или, во всяком случае, указаны важнейшие ее аспекты. Например, в навечерие Рождества Христова среди паремий читается пророчество из книги пророка Исаии ( Ис.7:10-16 ; Ис.8:1-4 , Ис.8-10 ) о рождении от Девы Еммануила, т.е. Богочеловека; из книги пророка Михея – о рождении Христа в Вифлееме. На праздники Богородичные в одной из паремий говорится о лествице ( Быт.28:10-17 ), виденной Иаковом. Литература по теме Близкие понятия

http://azbyka.ru/paremiya

каноны: предпразднства с ирмосом на 6, ирмос по 2, святаго на 4 и Триоди на 4, а в тех песнях, в которых, кроме полного канона Триоди, есть трипеснцы, каноны: предпразднства с ирмосом на 4, ирмос по 2, святаго три стиха на 2 и Триоди на 8 и именно: из полного канона Триоди рядовая песнь (в среду 3, 8 и 2, в пяток 5, 8 и 9) на 4 и из второго трипеснца на 4, а в заключение песни на катавасию ирмос второго трипеснца. Песни Свящ. Писания вместе с канонами следует стихословить по отделу Ирмологиона: Поем Господеви. По 3 песни и ектении кондак и седален святаго, Слава, и ныне – предпразднства. По 6 песни и ектении кондак и икос предпразднства. По 9 песни и ектении светилен святаго. Слава, и ныне – предпразднства. Хвалитные псалмы, Слава, и ныне. Тебе слава подобает... Слава тебе, показавшему нам свет... Слава в вышних Богу... (читается). Ектения: Исполним утреннюю молитву... и т. д., как обычно. Стихиры на стиховне Триоди: самогласен дне 2 и мученичен 1 с обычными припевами. Слава, и ныне – предпразднства. Благо есть... 1. Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Яко твое есть царство... Аминь. Тропарь святаго. Слава, и ныне – предпразднства. Ектения: Помилуй нас, Боже... Возглас: Яко милостив и человеколюбец... Аминь. Три великие поклона и тотчас 1 час. На 1 часе тропарь предпразднства. Слава – святаго. По трисвятом один кондак предпразднства. После Честнейшую херувим... три великие поклона, молитва: Христе свете... и отпуст великий. По отпусте лития 570 . На прочих часах тропари и кондак такие же, как и на первом. На 6 часе, кроме того, „обычный тропарь и чтение“, т. е. тропарь пророчества, прокимен, паремия и еще прокимен. В конце каждого часа после Честнейшую по три великих поклона. Этим заканчиваются указания 5 мр. гл. 1 февр. (Тип., л. 170 на об.) касательно дневного богослужения среды и пятка Сырной седмицы при предпразднстве Сретения Господня, и прибавляется: „Вечерня же праздника бывает в свое время“. – Но здесь недомолвка. После молитвы 9 часа надобно отправлять последование изобразительных в таком порядке: Благослови, душе моя, Господа...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

д. Очевидно, что вместо: «Царю Небесный...» здесь надобно читать: «Христос воскресе…», трижды, потом «Слава в вышних Богу...» и т. д. § 43. Известно также, что и не во все дни обыкновенно служится у нас одинаковая литургия. А именно, кроме литургии Св. Иоанна Златоустог о, служится еще литургия Василия Великого в следующие 10 дней в году: во все недели Великого поста, кроме недели Вайи, в Великий Четверток и в Великую Субботу, в навечерие Рождества Христова и Богоявления и на память св. Василия Великого , 1-го января. Впрочем, если навечерие Рождества Христова или Богоявления случится в день субботний или воскресный, то в этот день служится обыкновенная литургия св. Иоанна Златоустог о, а совершение Васильевой литургии переносится на другой день, именно на самый праздник (См. о сем подробнее Уст. Церковн. на означенные праздники). Кроме сего в Иерусалимской Церкви в день памяти Св. Ап. Иакова совершается еще литургия, известная под его именем. Но это исключительный обычай одной Палестинской церкви (См. изъяснение Литург. протоиерея В. Нечаева, стр 9). Засим, о времени и порядке служения литургии преждеосвященных даров смотр. ниже Отдел IX. § 44. Кроме этого есть еще у нас такие дни, когда совершение литургии совершенно не полагается, а именно: 1) в среду и пяток сырной седмицы, если только в тот или другой день не случится праздник Сретения Господня или храмовой праздник какого-либо св. угодника Божия (Церков. уст. о сырной седмице и о празднике Сретения); 2) в великую пятницу, если в этот день не придется Благовещение Божией Матери (устав в в. пяток и о празднике Благовещ.); 3) в пятки пред праздниками Рождества Христова и Богоявления Господня, если навечерие этих праздников случится в день субботний или воскресный (Церков. уст. 25 декаб. сравн. уст. о храмах); 4) в понедельник, вторник и четверток первой недели великой четыредесятницы; и 5) наконец в понедельник и четверток 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й недель великого поста, если в эти дни не случится храмовой праздник (Уст.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Употребление Триоди Постной, как и употребление Октоиха, по указаниям Типикона (см. Зрячую Пасхалию), начинается в одни годы ранее, в другие позднее, в зависимости от времени Пасхи, и именно в срок от 11 января до 15-го февраля. В этих числах в разные годы бывает неделя Мытаря и Фарисея, в которую в первый раз и поются песнопения Триоди Постной вместе с песнопениями Октоиха, поемыми на очередной глас, что и обозначается в Зрячей Пасхалии словами: «Триодь начинается тогда-то». Потом бывает перерыв. Снова и во второй раз Триодь Постная поется в неделю Блудного и также с песнопениями рядового гласа Октоиха. Затем опять бывает перерыв. В Мясопустную субботу, если не случится Сретение Господне или храмовой праздник, в третий раз поется Триодь Постная. После этого дня перерывов более не бывает, хотя количество песнопений сильно сокращается в том случае, если в седмичные дни Сырной седмицы будут праздники Сретения Господня или храмовый 6 . Оканчивается же пение Триоди Постной в Великую субботу. При этом, в недели Мытаря и Фарисея, Блудного, Мясопустную, Сыропустную, 1, 2, 3, 4 и 5. Великого поста, в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток Сырной седмицы, в субботы Мясопустную, 2-й, 3-й и 4-й седм., накануне понедельников шести седмиц и накануне субботы 1-й седмицы Великого поста, она поется вместе с Октоихом; во все же остальное время без него, хотя, как выше сказано, некоторые немногие его песнопения, пере печатанный в других книгах, поются по сим последним. Песнопения Триоди Постной в Типиконе обозначаются словом: Триоди – иногда просто (напр., говорится: «канон Триоди»), иногда с указанием на составителей, или творцов (напр., говорится: «стихиры на Господи, воззвах Триоди три: две творение господина Иосифа и един господина Феодора»), иногда с присоединением слова: дне (напр., говорится: «Триоди самогласен дне»). Иногда молитвословия и песнопения Триоди Постной обозначаются одним словом: дне, т. е. без поименования Триоди (напр., говорится: «на стиховне самогласен дне»).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

На вечерне поются прокимны: А. Дне, именно – в седмичные дни. На каждый день седмицы есть особый прокимен. Эти прокимны находятся в Служебнике и Часослове. В Великом же посту на вторник, среду, четверток, пяток и субботу 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц и на вторник, среду и четверток Страстной седмицы прокимны вечерни находятся в Триоди. Они взяты из псалмов, по порядку их 366 в Псалтири. Таким образом, на каждый из указанных дней Великой Четыредесятницы и страстной седмицы положен особый прокимен. В среду и пяток сырной седмицы пред паремией положены прокимны дня, а по прочтении паремий – прокимны Триоди. Прокимны Триоди назначаются на вечерне пред той и другой паремией, и – на 6-м часе пред паремией и после паремии. В сих прокимнах в Великий пост как бы кратко поется вся Псалтирь. Итак, прокимны Триоди не имеют тесной связи с паремиями, кои следуют своему ряду, как прокимны – своему; прокимны не имеют тесной связи и с воспоминаниями службы дней седмичных. Посему они не суть прокимны в собственном смысле, бывают не только пред чтением, но и после чтения паремии (на 6-м часе). И пред чтением прокимнов чтец глаголет токмо глас, на который должно петь прокимен, а слово «прокимен» не глаголет 367 . Б. На праздники и в праздники поются великие прокимны. 368 : 1) На все Недели в году поется один и тот же великий прокимен: «Господь воцарися» 369 . 2) В вечер Недель: сырной, 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, и 5-й Великого поста (но не в Неделю ваий, в которую поется великий прокимен обычный, воскресный) поются два прокимна, попеременно: «Не отврати лица Твоего» ( Пс.68:18, 19, 30, 33 ) и: «Дал еси достояние» ( Пс.60:6, 3, 5, 9 ). Но если в понедельники 4-ой или 5-ой седмицы случится Благовещение, то в эти недели – прокимен дне (Тип., 25 март.). 3) Особые великие прокимны поются на вечерне во всю седмицу пасхальную (См. в Служебнике после месяцеслова). 4) В вечер Недель: Пасхи. ап. Фомы и Пятидесятницы. 5) В вечер праздников Господних: Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Вознесения, Воздвижения, если они случатся в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток. Если же эти праздники будут в субботу, то в субботу вечера поется прокимен: «Господь воцарися», а великий прокимен праздника поется на самый праздник, в пяток вечера (Тип., послед. 14-го сент.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010