Диадох , еп. Фотики в Эпире, учитель церкви 5 века. Канон сырн. субб. Христ. Чт. т. 1827 г. XXVII. Додо , ученик Давида гареджийского, грузинский святой, в среду святой недели память его. Дометиан , ученик пр. Саввы освященного. Канон сырной субботы. Евандр . Была во имя его церковь в Царьграде, в коей погребен иконописец Лазарь (17 нояб.). Евпраксия , отличная от фиваидской (25 июля). Сырн. субб. канон. Евфимий сорбский. Царственник. Евфимий, последний патриарх болгарский, во 2 половине 14 века. Паис. Елевферий , патриарх антиохийский с 1012 года. Совершил многие чудеса. Список патриархов у преосв. Порфирия. Труды Киев. Академии 1874 г. июнь. Емилия , баба Васидия В., † 375 г. Филарета: Подвижницы. Зоил , преп. скитский 5 века. Канон сырн. субб. Луг I. Мосха, 171 гл. Игнатий тудевский. Царственник. Исаия пр. отшельник египетский 4 века. Канон сырной субб. (Пролог. 3 июля). Иеремий , ученик пр. Саввы. Канон сырн. субб. Иоаким III, патриарх болгарский при царе Асене I (1185–1195). Паис. Иоанн евхаитский † ок. 1100. Ему написад канон Феодор Цетонит. См. Филар. учение об отцах § 306 и Алляция против Готтингера стр. 180. Иоанн раифский и Иоанн Савваит в Лествице. Канон сырн. субб. Лествица ст. 4, гд. 110. Иоанн , патриарх болгарский при царе Асене I (1185–1195). Паис. Иоанн ктитор монастыря Предтечи, Богом богатого в Царьграде. Мощи его добызал Стефан новгородец. Каллия константинопольская. † 891. Филарета: Подвижницы. Паломник Зосима. Каллист пр. Канон сырной субб. Кандида константинопольская, † 418 г. Филарета: Подвижницы. Константин из мусульман новомуч. 2 июня 1819 г. Солов. Ласкарис св. царь. Мощи лобызал в Царьграде паломник Антоний. Лука племянник Иоанна рыльского. Житие I. рыльского. Магна кесарийская, † 425. Филарета: Подвижницы из I. Мосха. Макарий , патриарх антиохийский, † 1012. Труды Киев. Акад. 1874 г. июнь. Манассий , габровский муч. Паис. Мария егисская, † 607 г. Филарета: Подвижницы из 1. Мосха. Мария пред. константиноп. † окт. 886. Филарета: Подвижницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

– А что можно сказать о практике чтения паремий в течение Святой Четыредесятницы? – Чтение паремий во времена, когда не были столь доступны книги, носило учебный характер, особенно это касается паремий, читаемых Великим постом. Начиная с IV века, Святая Четыредесятница была временем подготовки оглашенных ко крещению, и они как бы прослушивали курс: читалась Книга Бытия, Притчи Соломоновы – как правила нравственной жизни, и Книга пророка Исаии – как пророчество о Христе. «Дидактический курс», если так можно выразиться, продолжается и на Страстной седмице, однако книги здесь уже берутся другие: книга Иезекииля на 6-м часе, книги Исхода и Иова на вечерне. В нашем богослужении все эти византийские паремии сохранились и являются рудиментом древней традиции оглашения. – Что можно сказать о количестве паремий на отдельно взятом богослужении? – В целом же количество паремий на отдельно взятом богослужении может иметь следующие значения: все числа от 1 до 8, далее 13, 15 и 20. Если говорить о праздниках, то у нас есть три праздника, богослужение которых содержит большое число паремий, тогда как остальные великие и двунадесятые праздники включают по три паремии. А так статистика может выглядеть следующим образом: 1 паремия – на сырной седмице в среду и пятницу 2 паремии – в седмичные дни Святой Четыредесятницы 3 паремии – на большинство праздников 4 паремии – если полиелей в четверг или субботу сырной, а также в день Благовещения в седмичный день поста. 5 паремий – накануне Благовещения (часто) 6 паремий – при совпадении праздника подвижного с неподвижным (например, вмч. Георгия Победоносца на Преполовение Пятидестяницы) 7 паремий – Благовещение в 3-ю – 6-ю субботы Великого поста 8 паремий – навечерие Рождества Христова, Благовещение в Неделю Ваий и в Великую Субботу 13 паремий – навечерие Богоявления 15 паремий – Великая Суббота 20 паремий – накануне Кириопасхи (Пасха в совпадении с Благовещением) – Давайте поговорим о том, в какой степени тексты праздничных паремий связаны с событиями соответствующих праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

8 . Воскресе из мертвых 8 . Премудрости 2 Доме Евфрафов 21 Служба праздника Объяснение терминов «Все отложше» – стихира свв. бессребреников Космы и Дамиана (1 ноября). «Дал еси знамение» – стихира Октоиха 4 гл. на стиховнах утрени; «Тридневен» – стихира Октоиха 6 гл. в неделю на утрени хвалитна 4-я. «Доме Ефрафов» – стихира 24 декабря, если оно приходится на воскресенье. «Небесных чинов» – богородичен понедельника для 1 гл. в конце Минеи. «Удивися Иосиф» – богородичен воскресных седальнов 4 гл. «Красоте девства» – богородичен воскресных седальнов 3 гл. «Собеначальное» – воскресный тропарь 5 гл. «Яко добля» – стихира вмч. Георгию; в древних рукописях была такая стихира и вмч. Феодору (Стратилату или Тирону -неизвестно) и именно она служила подобном (ср. подобен «Радуйся»). «Лик ангельский» – седален Сретения по 1-й каф. «Гроб Твой» – воскресный седален 1 гл. «Вокресе из мертвых» (по нынешним книгам «Воскресл еси») – воскресный седален 8 гл. «Премудрости» – кондак Триоди недели сырной. «Вознесыйся» – кондак Воздвижения. «Благоутробия сущи», «Надежда (ныне «Упование») мира» и «Скоро предвари» – богородичны Октоиха будничные по кафисмах и тропарях (последний и на 1-м часе). Праздник Воздвижения, как еще только Рождество Христово и Крещение, имеет особые субботы и недели (воскресенья) перед собой и после себя. Эти субботы и особенно недели составляют предпразднство и попразднство праздника для тех, кто не может бывать на будничных службах. Но в противоположность Рождеству Христову, имеющему для этих недель целую особую службу, Воздвижение, как и Крещение, отмечает эти недели только особыми апостольскими и евангельскими чтениями. Иногда с особыми прокимнами и аллилуариями. В субботу перед Воздвижением воскресный прокимен 3 гл. «Пойте Богу нашему», стих «Вси языцы восплещите руками», восхваляющие с особенной торжественностью Бога как Царя, так как Христос именно через страдание свое получил всякую власть на небе и на земле. Апостол 1Кор. 5:6–9 (зачало 126) – о премудрости Божией, в тайне сокровенной, от неразумения которой люди распяли Господа. Аллилуарий – воскресный 5 гл. «Милости Твоя, Господи, во век воспою», указывающий на плоды искупления. Евангелие Мф. 10– 11 (зачало 39) – о самоотверженной любви ко Христу и о последовании Ему в крстоношении и вообще о всецелой преданности Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

По 1-м стихословии глаголем седальны Октоиха (писаны наряду в Осмо- гласнике, по 1-м стихословии). По 2-м стихословии глаголем седальны Триоди. Посем, Господи помилуй (3), Слава и ныне, и глаголем псалом 50-й. Канон В канон добавляется трипеснец Триоди, песни 2-я, 8-я и 9-я: Песнь Тропари Тропари Тропари Катавасия Октоих Октоих Октоих Триодь Триодь Триодь Триодь Октоих Октоих Октоих Малая ектения. Седален Минеи. Слава и ныне, Богородичен 4 Октоих Октоих Октоих Октоих Октоих Октоих Октоих Октоих Октоих Малая ектения. Кондак и икос святаго Минеи. 7 Октоих Октоих Октоих Триодь Триодь Триодь Триодь Триодь Триодь И абие: Достойно есть: Малая ектения. Ексапостиларий Октоиха: Предтечу Иоанна: Слава, святому Минеи. Аще ни: Слава, и ныне, Богородичен: Сладость Ангелов: Хвалитные псалмы, Слава, и ныне: Тебе слава подобает: И славословие вседневное, от чтеца. Ектения просительная. На стиховне стихиры Триоди, глас 3: Любезно людие пост облобызаим: Стих: Исполнихомся заутра: и поем паки туже стихиру. Стих: И буди светлость: Мученичен: Царей и мучителей: Слава, и ныне, Богородичен: Богородице, предстательство всех молящихся: Посем, Благо есть: Трисвятое, по Отче наш: тропарь святаго Минеи. Слава и ныне, Богородичен от менших, еже писано: В конец утрени. Ектения сугубая Возглас: Премудрость: Сый благословен: И присоединяем час 1-й, и бывает совершенный отпуст. Часы обычные, тропарь и кондак святаго рядового. На Литургии все последование обычное. Во вторник вечера По предначинательном псалме кафисму чтем 9-ю. На Господи воззвах: стихиры Осмогласника 3 и Минеи 3. Слава Минеи, аще есть. Аще же ни, Слава и ныне, Крестобогородичен Минеи. Свете Тихий. Прокимен дне: Милость Твоя, Господи: И абие Сподоби Господи: Ектения просительная, по обычаю постовым распевом. На стиховне поем стихиры Триоди самогласны, глас 1: Радостно приимем вернии: Стих: К Тебе воздвигох: Та же стихира. Стих: Помилуй нас Господи, помилуй нас: Мученичен: О, добрыя купли вашея, святии: Слава, и ныне, Крестобогородичен: Дева Нескверная:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Примечание 1. Употребляемая ныне форма возношения при богослужениях, как на эктениях, так и в прочих случаях, Высочайших Имен Августейшей фамилии утверждена в 27 день декабря 1875 г. (ук. Св. Син. 22 янв. 1876 г. 6). Примечание 2. Когда высокоторжественные дни случатся на первой седмице великого поста, то празднование их переносится в неделю православия, а если на страстной или на первый день Пасхи, то праздновать в светлый понедельник (см. уст. о праздн. св. велик. Георгию); празднование дня восшествия на престол Его Императорского Величества, если случится в неделю православия, то молебствие православия отправляется пред литургией, a молебствие о восшествии на престол – после литургии (ук. Св. Син. 28 янв. 1875 г. и 22 янв. 1862 г.). Если высокоторжественный день случится на сырной неделе в среду или пятницу, то накануне совершать всенощное бдение, а в самый день праздника литургию Златоустого в свое время, как в день праздника Сретения Господня (см. уст. о сем празд.). Если Высокоторжественный праздник случится на 2, 3, 4, 5 и 6 неделе великого поста – то всенощную и литургию Златоустого совершать но Марковым и Благовещенским главам; но если этот праздник случится в воскресный день 2, 3, 4 и 5 недели вел. поста – то литургия должна быть Василия Великого . По полученным телеграммам о событиях в царствующем Доме, не ожидая указа в епархиальных и уездных городах одновременно, когда подлежащие начальства обратятся с письменными в указанном порядке требованиями, совершать торжественное богослужение во всех церквах города одновременно. Требования эти должны быть с приложением копий с телеграмм надлежаще засвидетельствованных. Многолетие в сих случаях возглашать применительно к событию объявленному в телеграмме. По получении же указа о том событии уже в тех церквах, в которых богослужение совершено вследствие полученной телеграммы – не совершать в другой раз (ук. Св. Син. 23 февр. 1867 г. 10). 3 . В память чудесного спасения жизни Их Императорских Величеств и Августейшего их Семейства 17 октября 1888 г. в день сей ежегодно во всех церквах совершать торжественное служение Божественной литургии а после оной молебствие с коленопреклонением.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XI в. С именем Е. связано одно из открытий самого последнего времени - небольшого греч. антилат. трактата, надписанного: «Τ δοθν ϒϒραφον Εφραμ το θεοφιλεσττου μητροπολτου Ρωσας ες θραμβον τος Λατνοις τελουμνων παρ τ κρατον ν τ καθμς ϒ το Θεο καθολικ κα ποστολικ κκλησ ξ εαϒϒελικν κα πατρικν παραδσεων» (Данное написание Ефрема, боголюбивейшего митрополита Росии, на посрамление, совершаемого латинами, вопреки [правилам], действующим в нашей святой, вселенской Божией Церкви по евангельским и отеческим преданиям). Текст, известный в единственном списке, был обнаружен И. С. Чичуровым в составе сборника канонического содержания Vat. gr. 828. Fol. 361r - 362r, XIII-XIV вв. «Данное написание...» представляет собой перечень из 28 обвинений против латинян, к-рым ставятся в вину: 1) прибавление Filioque к Символу веры; 2) употребление опресноков; 3) участие священнослужителей в войнах; 4) посты по субботам; 5) начало Великого поста в среду 1-й седмицы; 6) отсутствие сырной седмицы; 7) разрешение есть в Страстную пятницу яйца, сыр и молоко; 8, 9) недостаточное почитание святых икон; 10) уничижительное именование Пресв. Богородицы св. Марией; 11) общедоступность алтаря; 12) употребление в пищу удавленины, крови и проч., а также мяса медведей, шакалов и др.; 13, 14) разноцветные шелковые одежды священнослужителей, ношение ими перчаток и перстней; 15, 16) вложение соли в уста крещаемому и др. уклонения в обряде крещения; 17) повторное крещение, т. е. конфирмация; 18) употребление вместо крещальных имен в честь святых наименований животных (львов, волков, медведей и проч.); 19) очистительные обряды, как то принято у иудеев; 20) сложение перстов при крестном знамении; 21) отложение пения аллилуия от среды 1-й седмицы Великого поста до Пасхи; 22) безбрачие диаконов и священников; 23) признание только 3 богослужебных языков: еврейского, греческого, латинского; 24) уклонения в обряде погребения архиереев (пребывают непогребенными в течение 8 дней, руки укладываются не крестообразно, а вдоль тела, как у иудеев, и др.); 25) допущение многократного служения литургии одним священником в один и тот же день; 26) допущение браков между свойственниками; 27) послабления в запрете на мясоедение для архиереев и др.

http://pravenc.ru/text/182105.html

«Царевическая Иванова царица инока Леонида» (смотри Шведский столп 1609 г., 2 2 ). Царица Ирина Феодоровна постриглась и наречена Александрой 7106 года января 15-го дня; а в 6-е лето по представлении царя Феодора Иоанновича скончалась. Годунов 3 царь избран в Новодевичьем монастыре, 1598 г. февр. 21-го во вторник на Сырной неделе; а февр. 26-го шествовал из монастыря в Кремль, где и наречен, и провозглашен царем. 1605-го апр. 13-го смертоносным зельем упоил себе. Сын его июня 10-го удавлен от Отрепьева. Гришка Отрепьев во иноцех Герман 4 1605 г. июля 21-го в неделю сел на Московском государстве. 1606 мая 9-го сочетался браком; того же мая 17-го убит. 1606 мая 19-го избран во цари на Лобном 5 месте Василий Иванович Шуйский. Июнь 1-го в неделю святых коронация его. 1606-го июня 3-го мощи Димитрия царевича привезены в Москву. 1608-го янв. 14-го женился на княжне Марье Петровне Буниносовой (sic). 1610-го июля 18-го сведен с престола и пострижен. В сен. месяце взят из Чудова монастыря с братьями его князем Дмитрием и князем Иваном, и с женой князь Дмитриевой княгиней Екатериной и повезен в Осипов монастырь, а оттуда в Литву. 1635 июн. 10-го привезено из Польши тело его и на другой день 6 погребен в Архангельском соборе. Царица Елена умре 7133-го. 1610-го сен. 21-го, гетман Жолкевский впущен в Москву с польским войском. 1611-го мар. 19-го разорение и мятеж. Фев. 17-го, патриарх Гермоген удушен. Мая 26-го Смоленск взят. Июля 16-го Новгород взят. 1612-го окт. 26-го установлено праздновать об освобождении Москвы. Wladislavus Polonus et carol. Philip. Svecus vocati, sed non adepti. 1613-го февр. 21-го избрание на царство Михаила Феодоровича, был тогда 18 лет. Июля 11-го коронован. 1621-го в сен. на 25-м году возраста посылал в Данию посольство для сватовства на племяннице королевской. Хотел жениться на Хлоповой Марье Ивановне 7 , дочери Ивана Ивановича. Она жила в Верхних хоромах и нарекли ее царицей, и имя ей дали Настасья, за болезнью от рвоты (был собор) и сослана она с Верху в Нижний 7124 сент. 14-го. 7133-го окт. свадьба с княжн. Марьей Владимировной Долгоруковой, которая скончалась генваря 6-го. 1626 фев. 5-го свадьба с Евдеей (sic, Евдокией) Лукьяновой Стрешневой, которая скончалась августа 18-го 1645-го.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Когда литургия бывает после вечерни, тогда вечерня большей частью совершается сряду за часами и за нею – литургия. В день, когда литургия совершалась после вечерни, повечерие бывает одно, без вечерни. Великое повечерие вообще совершается на дни великой Четыредесятницы на вторник, среду, четверток, пяток и субботу, и на вторник, среду Страстной седмицы, в прочие дни – повечерие малое. Накануне праздников, например, Благовещения пресвятой Богородицы, храмовых, если они случатся во вторник, среду, четверток, пяток Четыредесятницы, повечерие бывает великое. Тогда им начинается бдение (точно так бывает на дни Рождества Христова и Богоявления, в какие бы дни эти праздники ни случились). Вечерня Вседневная Великая В дни года, кроме Великой Чстыредссятницы В дни Великой Четыредесятницы Отдельно от утрени В соединении с утренею, т.е. на бдении Совершается только пред бдением, которое начинается вечернею, но не повечерием. Совершается на всякий день, в который не случается праздника с полиелеем или бдением. Также – на праздники с полиелеем (21 февраля) или бдением (30 января, в четверток сырной недели), если они случатся в седмицу сырную. Совершается в неделю (воскресение), понедельник, вторник и четверток Великой Четыредесятницы, т.е. в те дни, когда вечерня не соединяется с литургиею. Соверш ается: 1) накануне тех дней (от недели св. ап. Фомы до недели мясопустной), в которые на утрени поется полиелей (Также на день преполовения, на 1 и 13 сентября, хотя на утрени и не положено полиелея); 2) в день Пасхи и во все дни пасхальной седмицы и в неделю (воскресение) св. ап. Фомы; 3) в самые господские дванадесятые праздники Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Вознесения Господня, Пятидесятницы, Воздвижения Креста Господня; 4) в навечерия Рождества Христова, Богоявления, в Великую пятницу. Совершается, по указанию Типикона, около 70 раз в году (Тип., гл. 6). Устав о малой вечерне находится в Типиконе, в 1 главе; иногда в Служебнике (Киевского издания) и в Октоихе простом.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Профессор Э. Челидзе сообщает также о двух своих ценных наблюдениях относительно дня памяти блж. Диадоха. Во-первых, в грузинском «Синаксаре» прп. Георгия Афонского 11 (†1065) датой памяти блж. Диадоха установлено 5 марта, вместе с памятью прп. Марка Подвижника . Во-вторых, как пишет грузинский эрудит, «Православная Церковь вспоминает святого Диадоха в каноне… в субботу Сырной седмицы вместе с другими отцами-пустынниками» 12 . Руководствуясь первым сообщением Э. Челидзе, мы публикуем ниже древнегрузинский текст и русский перевод фрагмента «Синаксаря» прп. Георгия Афонского, содержащий чтение на 5 марта. Это чтение было издано с сокращениями в грузинском Церковном календаре на 2003 г 13 . в древнегрузинском оригинале и современном грузинском переводе, однако напечатанный текст не содержит упоминания о прп. Диадохе. Из нескольких древних грузинских рукописей, содержащих «Синаксарь» 14 , мне были доступны две: 1) Athous, Iviron, georg. 30 15 , 1071 г., f. 282v–283r; 2) Sinai, georg. 4 16 , XI в., f. 120r–v. Из публикуемого отрывка видно, что в основе грузинского текста лежат сведения «Синаксаря» Константинопольской церкви 17 , которые были переработаны и дополнены грузинским переводчиком с использованием неизвестных ныне агиографических корпусов, откуда, по всей видимости, и была заимствована память блж. Диадоха. Отметим, что синаксарное житие Марка Подвижника основано на сообщении «Лавсаика» Палладия 18 и «Церковной истории» Созомена 19 и в действительности повествует о Марке Келлиоте, подвижнике IV века 20 . 3. Греческая схолия о Диадохе и Марке В упомянутых греческих и грузинских памятниках память блж. Диадоха связывается с памятью прп. Марка Подвижника . Профессор Христу объясняет эту связь тем, что имена Марка и Диадоха стали восприниматься неразрывно благодаря тому, что аскетические сочинения Марка и Диадоха часто соседствовали в рукописях 21 . Своеобразное подтверждение этого предположения содержится в схолии анонимного автора (не позднее XII в.), в которой дается аллегорическое толкование имени и титула блж. Диадоха 22 . Автор схолии придает соседству текстов Марка и Диадоха в рукописях мистическое значение и воспринимает их как единое целое в том смысле, что тексты Диадоха дополняют сочинения Марка. К. Попов издал греческий текст схолии и 41 главу парафраза упомянутого безымянного автора в своей монографии 23 . В Приложении 3 к настоящей статье мы публикуем русский перевод схолии. Заключение

http://azbyka.ru/otechnik/Diadoh_Fotiki/...

Таким образом, анализ акафиста заставляет искать происхождение памяти субботы пятой седмицы Великого поста в празднике Благовещения. Сюда же направляют и некоторые древние уставные предписания, которые касаются данной памяти. Раньше она не была привязана непременно к субботе пятой седмицы. Память субботы являлась как бы предпразднством Благовещения. Связь ее с Благовещением видна и из того, что многие ее песнопения берутся из службы на данный праздник. То есть в рассматриваемой памяти приходится иметь дело с перенесенным праздником Благовещения. Возобновляя разговор об историко-событийной подоплеке празднования акафиста, надо констатировать: оно, в соответствии с разнообразной аргументацией И.А. Карабинова, находится в связи не с осадой Константинополя, а со всей Персидской войной императора Ираклия, точнее, с ее финалом, благополучным для византийцев . Неслучайно данное событие по числам почти совпадает с праздником акафиста и Благовещением. Свидетельствуют об этом паримии (из пророка Исаии), читаемые как раз на четвертой и пятой неделях Великого поста, к которым, в свою очередь, содержательно примыкают чтения среды и пятка Сырной седмицы. Следовательно, исторически память окончания Персидской войны праздновалась вместе с Благовещением: с одной стороны, поскольку война кончилась почти в этот день, а с другой – поскольку Богородица считалась покровительницей Константинополя, где данный праздник был первоначально положен. Когда Трулльский Собор разрешил установить Благовещение в его собственное число, за субботой акафиста закрепилась память войны. Причем со временем произошло смещение и сужение событийно-хронологических пластов, в результате чего актуальной стала осада Константинополя 626 года, поскольку была наиболее памятным эпизодом большой войны, которая по преимуществу велась вдали от столицы. Закрепление праздника акафиста за субботой пятой недели Великого поста окончательно произошло достаточно поздно – лишь после XI века. Рейтинг: 9.7 Голосов: 436 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/34566.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010