В Евангелии от Иоанна тема имени Иисуса является лейтмотивом. Уже в прологе этого Евангелия говорится о Свете истинном, Который «пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» ( Ин.1:11–12 ). Далее упоминается о многих уверовавших «во имя Его» в Иерусалиме в праздник Пасхи ( Ин.2:23 ). В беседе с Никодимом Иисус говорит: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную… Верующий в Него не судится, а не верующий уже осужден, ибо не уверовал во имя единородного Сына Божия» ( Ин.3:16–18 ). Веровать во имя Сына Божия, таким образом, означает веровать в Сына Божия, то есть признавать Его Сыном Божиим, посланным от Отца. В Своей последней беседе с учениками Иисус трижды призывает учеников обращаться «во имя Его» с прошением к Отцу ( Ин.14:13–14 ; Ин.15:16 ; Ин.16:23–24, 26–27 ). Настойчивость, с которой Он говорит об этом, показывает, что этой Своей заповеди Он придает особое значение. В той же беседе Иисус дает ученикам обетование о Святом Духе, причем в первый раз говорит: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему» ( Ин.14:26 ); а во второй раз: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин.15:26 ). Здесь обращает на себя внимание то, что послание Отцом Духа Святого «во имя» Сына синонимично посланию Духа Святого Самим Сыном «от Отца». Имя Божие в Новом Завете – это имя Отца и Сына и Святого Духа. Оно звучит в последнем призыве Иисуса, обращенном к ученикам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя (ες τ νομα) Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» ( Мф.28:19–20 ). Характерно, что Спаситель не говорит об именах Отца, Сына и Святого Духа, но о едином имени, присущем всем трем Лицам. У Них единое имя, потому что Они – не три Бога, но единый Бог. Именно это единое имя, пречестное и великолепное, прославляется верующими на Литургии по окончании той части Литургии, которая содержит ходатайственные молитвы. Она завершается благословением предстоятеля:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И Он единственный (unicus), Кто явил недро Отца ( Ин.1:18 ), а не Сам Отец Своё собственное недро. И [если] апостол Иоанн Его же называет Агнцем Божиим ( Ин.1:29 ), то Сам Он не есть Тот, Чей Он [Агнец]. И поистине Он всегда был возлюбленным Сыном Божиим ( Мф.3:17 ), но Сам Он не есть Тот, Чей Он Сын. Именно Его познал (sensit) Нафанаил (как и в другом месте Пётр 77 ): Ты Сын Божий ( Ин.1:49 ). Да и Сам Он подтвердил правильность их веры, ответив Нафанаилу: Ты веришь, потому что Я [тебе] сказал: Я видел тебя под смоковницею ( Ин.1:50 ), как подтвердил Он и [слова] блаженного Петра, которому не плоть и кровь открыли то, что он познал также и Отца, но Отец (...) сущий на небесах ( Мф.16:17 ). Сказав это, Господь провёл различие между Обоими Лицами: Сыном, Который на земле и Которого Пётр познал как Сына Божия, и Отцом, Который на небесах и Который открыл Петру то, что Пётр познал Христа как Сына Божия. Кроме того, когда Христос вошёл в храм, Он как Сын назвал его домом Отца ( Ин.2:16 ). И когда Он сказал Никодиму: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). И далее: Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия ( Ин.3:17–18 ). И когда Иоанна [Крестителя] спросили что-то об Иисусе, Который крестил, он сказал: Отец любит Сына и всё дал в руку Его. Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём ( Ин.3:35–36 ). Далее, кем же Он представился самарянке? Если Мессией, то есть Христом ( Ин.4:25 ), то Он показал Себя Сыном, а не Отцом. И в другом месте Он назван Христом, Сыном Божиим ( Ин.20:31 ), а не Отцом. Поэтому и ученикам Он сказал: Моя [пища] есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его ( Ин.4:34 ). И Сам Он сказал иудеям об исцелении расслабленного: Отец Мой доныне делает, и Я делаю ( Ин.5:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

Объединение человека верою со Христом похоже еще на душевную неразрывность младенца с держащей его на своих руках матерью. Когда дитя обовьет руками шею матери, смотрит ей в глаза с нежной любовью и никак не хочет разъять рук из боязни разлуки с нею, тогда мать не противоречит ему и выражает ему взаимную теплую ласку. Подобно этому и Господь Спаситель на горячий порыв человеческой веры всегда отвечает неотступностью от верующего и живительными услаждающими действиями Своей спасающей силы. Изложенные нами мысли о спасающей вере на библейском языке передаются такими священными словами: «Сын Человеческий (Господь Иисус Христос ) вознесен (на крест, с тем), дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную... Воля Отца (Небесного), пославшего в мир Сына Своего, та, чтобы всякий видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную». А жизнь вечная есть горение человека благодатной любовию к Богу и ближним. Верующий в Сына Божия... и имеющий жизнь вечную не судится 56 . Мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасаемся, так как Бог верою очищает сердце... Веруй (каждый) в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой 57 . Спасающая вера – не одна лишь теоретическая уверенность в ниспослание благодати Божией, а вместе – и силы борений со страстями и производительница всевозможных добрых благоугодных дел. Кто имеет веру, а дел не имеет, может ли эта вера спасти его?.. Человек оправдывается делами, а не верою только... Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва 58 . Но и деятельная вера соблюдает верующего ко спасению и спасает 59 не сама по себе, а ради кровавой крестной жертвы умилостивления за мир воплотившегося Сына Божия. В силу этой жертвы Отец Небесный прощает грехи кающихся по вере их в Сына Божия – Искупителя и вменяет им в праведность эту веру, как некогда вменил ее в праведность Аврааму 60 . Из библейской истории известно, что праотец Авраам, имея от роду 99 лет, при обещании Божием даровать ему сына от престарелой его супруги Сарры, ничуть не изнемог в вере. Думы об омертвении тела его и жены не поколебали его веры в силу Бога, могущего исполнить обещанное. И эта вера вскоре подтвердилась фактами. Жена Авраама, несмотря на старость, получила силу к принятию семени мужа и родила ему сына Исаака. Впоследствии верою Авраам в намерении не пожалел принести Исаака в жертву Богу по Его повелению, будучи уверен, что Бог силен и из мертвых воскресить закланного сына 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Слова «рождена, несотворена» сказаны против ереси Ария и его сторонников, поскольку предвечное рождение Сына от Отца так же, как и исхождение Святого Духа, является свойством Божественной внутритроичной жизни, не имеющим ничего общего с сотворением, действием Пресвятой Троицы, направленным во вне. Святой Григорий Неокесарийский пишет: «Нет в Троице чего-либо сотворенного или служебного; нет чего-либо привнесенного, как бы прежде не бывшего, а впоследствии произошедшего». Истинность Божественного рождения Сына от Отца утверждается еще и словами: «единосущна Отцу». Сын Божий по существу Своему совершенно одинаков с Богом Отцом. Он есть истинный Бог. Он прежде всех веков рождается от истинного Бога Отца и пребывает с Ним вечно. Я и Отец — одно (Ин. 10:30), — говорит Сам Спаситель. Термин «единосущие» отцами Древней Церкви понимался так: «Единосущие — не совершенное совпадение, не только тождество свойств и определений, но неизреченное единство троичной жизни» (протоиерей Георгий Флоровский ). Всякое действование, от Бога простирающееся на творение, от Отца исходит, через Сына простирается и совершается Духом Святым. Сиг. Григорий Нисский Слова «Имже вся быша» означают, что посредством Сына Божия создано всё существующее — видимый мир и невидимый: И без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1:3), Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое (Кол. 1:16). Всё созданное — это творение Трех Божественных Лиц. Каждое из Лиц участвовало особым, свойственным именно Ему образом. «Всякое действование, от Бога простирающееся на творение, от Отца исходит, через Сына простирается и совершается Духом Святым», — говорит свт. Григорий Нисский . Действие Промысла Божия есть также действием всех Лиц Святой Троицы. Бог есть любовь (1 Ин. 4:8). Отец есть Источник любви: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (Ин. 3:16). Сын есть Явление любви, Откровение ее: Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего (1 Ин. 4:9). Святой Дух усваивает любовь Божию человекам: Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым (Рим. 5:5).

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Такая самоотверженная любовь к Богу проявлялась в Иисусе Христе и прежде. Так, когда Иисус Христос с опасностью для Себя изгнал из храма торгующих, то ученики Его вспомнили при этом слова псалма: ревность no доме Твоем снедает Меня ( Пс. 68:10 ; ср. Иоан. 2:17 ). С другой стороны, взаимная любовь Отца к Сыну дает Сыну крепкую уверенность, что воля Отца есть воля благая, что требуемая Им жертва, как бы ни была она тягостна, есть жертва необходимая и спасительная, что этою жертвою приобретается любовь Отца. Потому любит Меня Отец, говорил Иисус Христос, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее ( Ин. 10:17 ). Вообще принесение Иисусом Христом крестной жертвы из послушания Богу не означает того, чтобы жертва была принесена по принуждению. Где действует взаимная любовь требующего жертвы и приносящего жертву, там нет места принуждению. Действительно, апостол Павел говорит об Иисусе Христе, что Он предал Себя за нас в приношение и жертву Богу ( Ефес. 5:2 ). Сам Иисус Христос пред смертью сказал: Я отдаю жизнь Мою; никто не отнимает её у Меня; но Я Сам отдаю ее ( Ин. 10:17, 18 ). Вот пример того, как взаимная любовь совершает величайшие подвиги. – Но в крестной жертве Иисуса Христа обнаружилась не только любовь Сына к Отцу и Отца к Сыну, а также любовь Бога Отца к людям и любовь Сына Божия к людям. Любовь Бога Отца к людям побуждала Его найти средство для их спасения. Это средство, и притом единственное, заключалось в крестной жертве Богочеловека. Бог Отец потребовал от Сына принесения этой жертвы из побуждения любви к людям. Он Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас ( Рим. 8:32 ). Бог Свою любовь к мам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (5, 8). И не только доказывает, но и проявляет Свою любовь в высочайшей степени: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного ( Ин. 3:16 ). Слово так указывает на особенную силу и напряженность любви Божией, проявленной в предании Сына Божия на смерть Отцом. Хотя Бог Отец, побуждаемый правдою, наказывает грехи рода человеческого смертью Богочеловека; но, в сущности, наказывающая правда становится орудием любви Божией к миру, в сущности, не гнев Божий за грехи людей, а любовь Божия к людям повлекла Сына Божия на крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Таков смысл начальных слов Символа веры : «Верую во единаго Господа Иисуса Христа». А теперь от господства Христова мы должны перейти к исповеданию веры в Него как Сына Божия. Символ веры. Сын Божий Во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Такова та часть Символа веры , в которой издревле исповедуют христиане свою веру в Иисуса Христа, как бы отвечая на неизменный, через все века к ним обращенный вопрос: «Кто для вас Иисус Христос, в чем состоит ваша вера в Него?» В прошлой беседе я остановился на первом утверждении – на именовании Христа Господом. Уже в этом слове, говорил я, заключена и выражена вера в божественность Христа. Христос потому и Господь мира и жизни, что Он свыше, а не снизу, потому что этот мир – Его мир, а жизнь мира – Его дар. Сегодня мы переходим к развитию, углублению и уточнению этой веры в последующих выражениях Символа. Назвав Христа Господом, Символ веры далее называет Его Сыном Божиим Единородным, т.е. единственным. И тут мы подходим к самой главной, центральной тайне христианской веры. Слово «тайна» я употребляю совершенно сознательно, ибо для нас бесконечно важно, что вера в Христа как Сына Божия – не плод человеческих догадок, умственных построений и выводов, но именно тайна, которую Он Сам открыл нам. И мы верим в Него как в Сына Божия Единородного прежде всего потому, что верим Ему, Его словам. А Он сказал, и слова эти записаны в Евангелии: Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть ( Мф.11:27 ). И еще: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). И, наконец: Никто не приходит к Отцу, как только через Меня ( Ин.14:6 ). Такие примеры могут быть многократно умножены, но и этих достаточно, чтобы убедиться: Сам Иисус Христос в Своей проповеди называл Себя Сыном Божиим, и не в том только смысле, в каком могут зваться так все люди, сотворенные Богом, а в том единственном и исключительном, какой содержится в слове «Единороднаго», т.е. единственного, и усилен последующими словами: «От Отца рожденнаго прежде всех век». Так учил о Себе Сам Христос, и, следовательно, эту веру мы принимаем от Него Самого, и верим Ему, Его словам, Его учению о Себе, а потому – верим в Него. Именно тут проходит черта между теми, кто эту веру принимает, ею живет, и теми, кто ее отвергает на том основании, что Христос, хотя и принес людям замечательно возвышенное, поистине божественное учение, но Сам Он – человек, а не Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

10 Веруяй в Сына Божия имать свидетелство в себе: не веруяй Богови лжа сотворил есть его, яко не верова во свидетелство, еже свидетелствова Бог о Сыне своем. 11 И сие есть свидетелство, яко живот вечный дал есть нам Бог, и сей живот в Сыне его есть. 12 Имеяй Сына Божия имать живот: а не имеяй Сына Божия живота не имать. 13 Сия писах вам верующым во имя Сына Божия, да весте, яко живот вечный имате, и да веруете во имя Сына Божия. 14 И сие есть дерзновение, еже имамы к нему, яко аще чесо просим по воли его, послушает нас: 15 и аще вемы, яко послушает нас, еже аще просим, вемы, яко имамы прошения, ихже просихом от него. 16 Аще кто узрит брата своего согрешающа грех не к смерти, да просит, и даст ему живот, согрешающым не к смерти. Есть грех к смерти: не о том, глаголю, да молится. 17 Всяка неправда грех есть, и есть грех не к смерти. 18 Вемы, яко всяк рожденный от Бога не согрешает: но рожденный от Бога блюдет себе, и лукавый не прикасается ему. 19 Вемы, яко от Бога есмы, и мир весь во зле лежит. 20 Вемы же, яко Сын Божий прииде и дал есть нам (свет и) разум, да познаем Бога истиннаго и да будем во истиннем Сыне его Иисусе Христе: сей есть истинный Бог и живот вечный. 21 Чадца, храните себе от треб идолских. Аминь. Второе послание апостола Иоанна 1 Старец избранней госпоже и чадом ея, ихже аз люблю воистинну, и не аз точию, но и вси разумевшии истину. 2 за истину пребывающую в нас, и с нами будет во веки. 3 да будет с вами благть, милость, мир от Бога Отца, и от Господа Иисуса Христа, Сына Отча, во истине и любви. 4 Возрадовахся зело, яко обретох от чад твоих ходящих во истине, якоже заповедь прияхом от Отца. 5 И ныне молю тя, госпоже, не яко заповедь пишу тебе нову, но юже имамы исперва, да любим друг друга. 6 И сия есть любы, да ходим по заповедем его. Сия есть заповедь, якоже слышасте исперва, да в ней ходите: 7 зане мнози лестцы внидоша в мир, не исповедающе Иисуса Христа пришедша во Плоти, сей есть льстец и антихрист. 8 Блюдите себе, да не погубите яже деласте добрая, но да мзду совершенну восприимете.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=759...

He часто ли они видели, что не только злых, но и добродетельных поражают удары судьбы? Где же любовь и благость Божия? подумает каждый человек-нехристианин. Для ветхозаветного человека праведный страждущий Иов был загадкой. Но если бы люди и дошли до истины, что Бог есть любовь, они не могли бы сделать из неё полного приложения к своей жизни. Они не могли бы знать, что и человек должен осуществлять в своей жизни любовь и только любовь; едва ли бы они согласились с мыслью, что и человеческая любовь должна быть отражением любви Божественной, что и она должна быть беспредельной, подобно этой последней. Любовь ко врагам едва ли могла показаться естественной и позволительной, а о возвышенности её и обязательности для всех не могло быть и речи. – Только с явлением на земле Богочеловека до очевидности обнаружилось, что Бог есть любовь и что человек должен и может подражать Ему, что он должен и может проникнуться любовью в жизни и деятельности и во всем существе своем. В лице Богочеловека и во всей Его жизни проявилась беспредельная сила любви Божией и любви человеческой. Мы не будем распространяться о том, что самый факт воплощения Сына Божия есть доказательство безмерной любви к людям Бога Отца, пославшего в мир на страдание возлюбленного Сына Своего ради спасения людей. Приведем только следующие слова Апостола любви: Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга ( 1Иоан. 4:9–11 ). Ясно, что любовь Божия, то есть, самая сущность любви (в тот любовь), открылась со всей силой только в посланничестве Сына Божия в мир и что только с этого времени люди получили возможность и обязанность осуществлять в своей жизни эту святую любовь. He будем повторять и того, что в добровольном и покорном принятии этого посланничества Сыном выразилась беспредельная любовь Сына к Отцу, Которого Он послушался.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Но тогда учил Он через пророков, а теперь учит через Сына Своего " (еп. Феофан). Отсюда естественный вывод, что новое слово Божие не может не быть согласно с древним. Многократность и многообразие пророческих откровений тем самым указывает на неполноту их, в полноте же и во всем совершенстве истинное учение веры открыто через Сына Божия, Которого Бог Отец " поставил наследником всего " , то есть предал Ему все, сделал Его Господом всех, не только по Божеству, что Он имел и раньше, но и по человечеству, как сказал Сам Господь Иисус Христос по Воскресении апостолам: " дана Мне всякая власть на небе и на земле " (Мф. 28:18). " Все отдано в руки Господа Спасителя для осуществления цели воплощенного домостроительства, чтобы все силы небесные и земные направлять к сему одному и вокруг Себя собрать всех спасаемых " (еп. Феофан). " Чрез которого и веки сотворил " — здесь говорится о вечности Сына Божия. " Сими словами указал апостол на Божество Сына Божия, — говорит блж. Феодорит, — ибо творить только Богу свойственно, и вечность — тоже Божеское свойство " . " Сей, будучи сиянием славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную величия на высоте " (1:3) — это чрезвычайной важности догматическое учение о том, что Сын Божий есть совершеннейшее и полное отображение существа и личности Бога Отца, то есть Он равен и единосущен Богу Отцу. Подобно Отцу, Он не только Творец, но и Промыслитель мира, ибо " все держит словом силы Своей; Он и Первосвященник, принесший Самого Себя в жертву за грехи людей. Но Он же воссел " одесную величия на высоте " , вознеся тем взятое Им на Себя человеческое естество превыше всякой твари и обожив его. В следующих затем стихах первой главы св. апостол Павел приводит целый ряд ссылок на Ветхий Завет, главным образом изречения из псалмов, которые ясно показывают превосходство Сына Божия, даровавшего нам Новый Завет, перед Ангелами. В этих изречениях Мессии усвояются следующие имена: 1) Имя Сына Божия по существу (ст.

http://sedmitza.ru/lib/text/430658/

Но тогда учил Он через пророков, а теперь учит через Сына Своего» (еп. Феофан). Отсюда естественный вывод, что новое слово Божие не может не быть согласно с древним. Многократность и многообразие пророческих откровений тем самым указывает на неполноту их, в полноте же и во всём совершенстве истинное учение веры открыто через Сына Божия, Которого Бог Отец «поставил наследником всего», то есть предал Ему всё, сделал Его Господом всех, не только по Божеству, что Он имел и раньше, но и по человечеству, как сказал Сам Господь Иисус Христос по Воскресении апостолам: «дана Мне всякая власть на небе и на земле» ( Мф. 28:18 ). «Всё отдано в руки Господа Спасителя для осуществления цели воплощённого домостроительства, чтобы все силы небесные и земные направлять к сему одному и вокруг Себя собрать всех спасаемых» (еп. Феофан). «Чрез которого и веки сотворил» – здесь говорится о вечности Сына Божия. «Сими словами указал апостол на Божество Сына Божия, – говорит блж. Феодорит, – ибо творить только Богу свойственно, и вечность – тоже Божеское свойство». «Сей, будучи сиянием славы и образ ипостаси Его и держа всё словом силы Своей, совершив Собой очищение грехов наших, воссел одесную величия на высоте» (1:3) – это чрезвычайной важности догматическое учение о том, что Сын Божий есть совершеннейшее и полное отображение существа и личности Бога Отца, то есть Он равен и единосущен Богу Отцу. Подобно Отцу, Он не только Творец, но и Промыслитель мира, ибо «всё держит словом силы Своей; Он и Первосвященник, принёсший Самого Себя в жертву за грехи людей. Но Он же воссел «одесную величия на высоте», вознеся тем взятое Им на Себя человеческое естество превыше всякой твари и обожив его. В следующих затем стихах первой главы св. апостол Павел приводит целый ряд ссылок на Ветхий Завет , главным образом изречения из псалмов, которые ясно показывают превосходство Сына Божия, даровавшего нам Новый Завет, перед Ангелами. В этих изречениях Мессии усвояются следующие имена: 1) Имя Сына Божия по существу (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010