Осенью 1928 г. здоровье А. ухудшилось. Предчувствуя близость кончины, он послал священника к митр. Сергию, испрашивая у него прощения и церковного мира, а также заявляя о своем безусловном подчинении. 2 окт. А. пожелал принять таинство Елеосвящения. При совершении таинства он почувствовал себя бодро и радостно, будто приблизились светлые пасхальные дни. Подозвав еп. Любимского, вик. Ярославской епархии Варлаама (Ряшенцева), А. сказал: «Передайте всем - и духовенству, и мирянам - мое благословение, у всех прошу прощения, если кого обидел или огорчил, и сам всех прощаю, ни на кого ничего не имею, прошу у всех святых молитв». «Молитесь и вы о нас Богу»,- просили присутствующие. «Да, если получу дерзновение у Господа, буду и я молиться»,- ответил митрополит. 16 окт. в половине 11-го утра А. скончался. Погребен в склепе под храмом свт. Леонтия Ростовского в Ярославле. 12 нояб. 1998 г. были обретены мощи А., к-рые в наст. время находятся в храме во имя свт. Леонтия Ростовского. Канонизирован на Архиерейском Соборе РПЦ 2000 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 74. Лит.: Высокопреосвященный Агафангел, архиепископ Литовский и Виленский. Вильна, 1910; Иоанн (Снычев), митр. Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия... Сортавала, 19932. С. 80-121, 175-177; Дамаскин. Кн. 2. С. 370-400. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АНДРОНИК (Никольский; 1870-1918), архиеп. Пермский и Кунгурский, сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, В Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе святых Пермской митрополии, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Ростово-Ярославских святых) ЕВГЕНИЙ (Зернов Семен Алексеевич; 1877 - 1937), митр. Горьковский, сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Новомучеников и исповедников Радонежских, Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.) АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/63200.html

В Гжатске К. возобновил контакты со своими единомышленниками. Епископы Афанасий (Сахаров) и Дамаскин (Цедрик) приезжали к нему лично, с архиеп. Серафимом (Самойловичем), еп. Парфением (Брянских) и др. общение было через посыльных. В дек. 1933 г. архиеп. Серафим (Самойлович), находившийся в ссылке в Архангельске, подготовил проект «Деяния», которым митр. Сергий объявлялся лишенным молитвенного общения со всеми правосл. епископами Русской Церкви и предавался церковному суду с запрещением в священнослужении. Управление православной Церковью в России за невозможностью обращаться к местоблюстителю митр. Петру до возвращения его из заключения должно было, согласно этому проекту, перейти к старейшему иерарху, т. е. к К. (Деяние нового сщмч. Серафима Угличского/Публ., примеч.: Н. Савченко//Правосл. Русь. Джорд., 1999. 9. С. 7). К. ответил, что быть явочным порядком заместителем митр. Петра без его о том распоряжения он не может, но если митр. Петр добровольно откажется от местоблюстительства, то он в силу завещания патриарха Тихона исполнит свой долг и примет тяготу местоблюстительства, хотя бы митр. Петр и назначил себе др. преемника. По мнению К., православный епископат не должен был признавать превышенных полномочий митр. Сергия, но он был против разрыва с теми, кто их признавали. Он полагал, что «иерархи, признающие своим Первоиерархом митрополита Петра, возносящие его имя по чину за богослужением и не признающие законной преемственности Сергиева управления, могут существовать до суда соборного параллельно с признающими; выгнанные из своих епархий, духовно руководя теми единицами, какие признают их своими архипастырями, а не выгнанные, руководя духовной жизнью всей своей епархии, всячески поддерживая взаимную связь и церковное единение» (Акты свт. Тихона. С. 700). Сщмч. Кирилл (Смирнов). Фотография. Москва. Лубянская тюрьма. 1934 г. Сщмч. Кирилл (Смирнов). Фотография. Москва. Лубянская тюрьма. 1934 г. В апр. 1934 г. по предложению архиеп. Серафима (Самойловича) К. составил программный документ, с к-рым ознакомил нек-рых своих единомышленников, таких как еп. Дамаскин (Цедрик), но широко распространить не успел или не захотел. В этом документе К. систематизировал все свои прежние аргументы, высказанные в полемике с митр. Сергием. К. считал, что, когда «дело митр. Петра окончилось» и возможность сношений с ним как с церковным центром прекратилась, автоматически должно было вступить в действие постановление 362 от 20 нояб. 1920 г., но митр. Сергий «вместо того, чтобы самому встать под действие сего указа и призвать к тому же всех архипастырей… измыслил чисто католическую теорию непрерывности патриаршей власти и совершенной тождественности местоблюстительских и отсюда заместительских прав с патриаршими».

http://pravenc.ru/text/Кирилл ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Павлович Тетюев (10.03.1879, с. Салтаново Чердынского у. Пермской губ.- 3.10.1937, г. Чердынь Пермской обл.), сщмч. (пам. 20 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Род. в семье потомственных пермских священнослужителей. Учился в соликамском городском уч-ще, но за озорство отправлен отцом на исправление в соликамский Свято-Троицкий мон-рь , был послушником у архим. Хрисанфа (Клементьева). Сдал экзамены экстерном и в 1901 г. поступил учителем в церковноприходскую школу с. Мошева, через год перешел в с. Усть-Ныроб. По совету архим. Хрисанфа оставил преподавание и в 1903 г. был рукоположен во священника, стал настоятелем церкви в с. Лекмартове. Вскоре переведен священником в собор в честь Воскресения Христова в г. Чердынь. Арестован в 1920 г. за отказ сотрудничать с ЧК, около года провел в чердынской тюрьме. В 1928 г. А. отказался сослужить с обновленцами, захватившими Воскресенский собор, и перешел в ц. в честь Успения Богородицы, остававшуюся правосл., за пастырем перешли и все прихожане. По доносу обновленцев А. был вновь арестован (1929) и обвинен в «возбуждении религиозной вражды между верующими», приговорен к году заключения, к-рое отбыл в тюрьме с. Усолья. После заключения вернулся в Чердынь и продолжил священническое служение. На уговоры родных снять сан и перейти на гражданскую службу в условиях разворачивавшихся широкомасштабных гонений отвечал решительным отказом. 5 авг. 1937 г. снова арестован, обвинен в антисоветской агитации, расстрелян по приговору от 27 сент. 1937 г. Погребен в общей могиле. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Лит.: Дамаскин. Кн. 2. С. 139-144; Королёв. Исповедники. С. 219-225. Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН Артёмович Бояршинов (1858-1918), свящ., сщмч. (пам. 22 авг., в Соборе Пермских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) КОНСТАНТИН Михайлович Юрганов (26.12.1877 - - 15.11.1918), свящ., сщмч. (пам. 2 нояб., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/64166.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ ДАМАСКИН [араб.; Юсуф ибн Джирджис Муса ибн Муханна аль-Хаддад] (15.05.1793, Дамаск - 10.07.1860, там же), сщмч. (пам. в Антиохийской Православной Церкви (АПЦ) 10 июля вместе с др. жертвами Дамасской резни ), прот. И. Д. был младшим из 3 сыновей в семье ткача. Получив начальное образование, он был вынужден прервать учебу, чтобы помогать отцу, но продолжал заниматься по ночам. Изучил араб., греч. и евр. языки, риторику (под руководством известного мусульм. учителя); сличал араб. перевод Библии с Септуагинтой. Рукоположен во диакона и священника Антиохийским патриархом Серафимом по ходатайству дамасских христиан в 1817 г. (по др. сведениям, ок. 1821 - см.: Порфирий (Успенский). 1894. С. 255). Следующий патриарх, Мефодий (1823-1850), возвел И. Д. в сан протоиерея и назначил его экономом Патриархии. Сщмч. Иосиф Дамаскин. Икона. XX в. (часовня апостолов Петра и Павла в Антиохийской деревне, Пенсельвания, США) Сщмч. Иосиф Дамаскин. Икона. XX в. (часовня апостолов Петра и Павла в Антиохийской деревне, Пенсельвания, США) И. Д.- один из видных деятелей возрождения АПЦ в XIX в. Он активно занимался научно-просветительской деятельностью: в течение мн. лет произносил проповеди в кафедральном соборе Дамаска, за что получил прозвание Второй Златоуст; сверял араб. переводы богослужебных книг с греч. оригиналами; перевел на араб. язык «Катехизис» свт. Филарета (Дроздова) , митр. Московского; издавал святоотеческие творения; содействовал подготовке лондонского издания араб. перевода Библии 1857 г.; участвовал в диспутах с мусульманами, протестантами и мелькитами-униатами (см. ст. Мелькитская католическая Церковь ). С 1836 г. И. Д. возглавлял Патриаршую школу в Дамаске, носившую впосл. его имя, и сделал ее крупнейшим образовательным центром для правосл. христиан Сирии и Ливана. Нек-рое время (между 1833 и 1840) преподавал также в богословской школе Баламанда . В 1852 г. открыл высшее богословское учебное заведение по образцу крупнейших правосл. семинарий того времени; однако после кончины И. Д. оно прекратило существование. Иерусалимский патриарх Кирилл II (1845-1872) приглашал И. Д. для преподавания араб. языка в церковной школе в Иерусалиме, предлагая ему хорошее жалованье, однако И. Д. предпочел трудиться на родине. Учениками И. Д. были большинство иерархов АПЦ 2-й пол. XIX - нач. XX в., в т. ч. Антиохийский патриарх Мелетий II (1899-1906). С И. Д. встречались нек-рые российские церковные деятели и востоковеды (архим. Порфирий (Успенский) в 1843, Н. И. Ильминский в 1853), оставившие о нем похвальные отзывы.

http://pravenc.ru/text/673667.html

По почину еп. Василия часть архиереев, сосланных на Соловки, составила отзыв на «Д.», в к-ром, поддерживая сам факт обращения к советскому правительству с заверениями в лояльности к нему Церкви, заявляла о невозможности принять и одобрить послание митр. Сергия по следующим причинам: «а) ...мысль о подчинении Церкви гражданским установлениям выражена в такой категорической и безоговорочной форме, которая легко может быть понята в смысле полного сплетения Церкви и государства. [...] б) Послание приносит правительству «всенародную благодарность за внимание к духовным нуждам православного населения». Такого рода выражение благодарности в устах главы Русской Православной Церкви не может быть искренним и потому не отвечает достоинству Церкви. [...] в) Послание Патриархии без всяких оговорок принимает официальную версию и всю вину в прискорбных столкновениях между Церковью и государством возлагает на Церковь. [...] г) Послание угрожает исключением из клира Московской Патриархии священнослужителям, ушедшим с эмигрантами, за их политическую деятельность, т. е. налагает церковное наказание за политические преступления, что противоречит постановлению Всероссийского Собора 1917-1918 гг. от 3(16) августа 1918 г., разъяснившего всю каноническую недопустимость подобных кар и реабилитировавшего всех лиц, лишенных сана за политические преступления в прошедшем...» (Там же. С. 516). Нек-рые из архипастырей, недовольные курсом церковной политики Заместителя Местоблюстителя и его Синода, отраженным в «Д.», отказывались принимать новые назначения и по собственной воле уходили на покой. Так, в частности, поступил Серпуховской еп. Арсений (Жадановский) . Дмитровский еп. сщмч. Серафим (Звездинский) в ответ на требование митр. Сергия прочитать перед паствой текст «Д.» сказал, что морально не способен делать то, чего хотят не любящие Христа, и тут же еп. Серафим и присутствовавший при этом Тамбовский архиеп. сщмч. Зиновий (Дроздов) подали составленные заранее прошения об увольнении на покой. Не был согласен с митр. Сергием исполнявший во время его ареста полномочия Заместителя Местоблюстителя Угличский архиеп. Серафим (Самойлович) . Осуждал «Д.» и церковную политику Патриархии Волоколамский архиеп. Феодор (Поздеевский) , впрочем не одобрявший уже и линии, выбранной Патриархом Тихоном после освобождения из тюрьмы. Самым непримиримым в этой группе архиереев был Глуховский еп. сщмч. Дамаскин (Цедрик) , к-рый обратился к митр. Сергию с резким посланием: «За что благодарить? За неисчислимые страдания последних лет? За храмы, попираемые отступниками? За то, что погасла лампада преподобного Сергия? За то, что драгоценные для миллионов верующих останки преподобного Серафима, а еще ранее останки святых Феодосия, Митрофана, Тихона и Иоасафа подверглись неимоверному кощунству? За то, что замолчали колокола Кремля? За кровь митрополита Вениамина и других убиенных? За что?..» (цит. по: Виноградов. 1950. С. 45).

http://pravenc.ru/text/171618.html

Иван С. Вадиму 7 апреля 2019, 02:02 «Призываю своих оппонентов еще раз внимательно прочитать приведенный текст из 95-го правила Трулльского собора.» Ув. Вадим, вы думаете, что ваши оппоненты учившие крестить латинян, а именно: св. Симеон Солунский Мистагог сщмч. Косьма Этолийский преп. Никодим Святогорец св. Макарий Коринфский св. Афанасий Париос св. Симеон Мироточивый преп. Паисий Величковский сщмч. Ермоген, патриарх Московский св. Филарет патриарх Московский сщмч. Иларион Троицкий св. Лука Войне-Ясенецкий, а также св. Иоанн Дамаскин, по учению к-рого латинян нельзя считать крещенными, и многие другие святые и преп. отцы не читали 95-е правило Шестого Вселенского Собора (Трулльского), и вы единственный поняли это правило? Иван С. Вадиму 7 апреля 2019, 01:57 «Следовательно, крещение у некоторых признается действительной вещью. И эта действительность закреплена в правиле одного из Вселенских соборов.» Ни одно правило, ни одного Вселенского Собора не говорит о действительности крещения еретиков. Наоборот, Шестой Вселенский Собор запечатлел Святым Духом, что «Крещение — одно и единственное, и оно существует только в Православной Церкви». Просто, вы путаете вопросы действительности «таинств» еретиков и домостроительства Церкви Христовой. Еще раз очень советую вам ознакомиться с учением Церкви о акривии и икономии преп. Никодима Святогорцв в Пидалион. Пидалион Никодима монаха (Святогорца). Апостольское правило 46. apologet.spb.ru/ru/богословие/3207 Вадим К. 6 апреля 2019, 13:29 И эта действительность закреплена в правиле одного из Вселенских соборов. Кто-то может с этим не соглашаться и быть более принципиальным, чем отцы того собора. Другие в свою очередь могут из соображений икономии не обращать внимания на эту принципиальность, ставя мир и единство выше разногласий в этом уж точно второстепенном вопросе, но факт останется фактом: не все крестятся Церковью при приеме в число ее верных чад, и это закреплено в правиле, а потому есть канон. Кстати, допускающий в качестве икономии и свое ужесточение. Если вернуться к патр. Досифею, у меня остается недоумение: зачем он обсуждает вопрос о перекрещивании еретиков, если подразумевается, что они уже крещены в Православии?

http://pravoslavie.ru/120312.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Nemp Дамаскин, сщмч. прп. Описания иконы Петр Дамаскин, сщмч. прп. - житие (12 в.) – монах, мученик, аскетический писатель, один из авторов Добротолюбия. «В нем виден писатель, не заимствовавший только слова у других, как он говорит о себе, по глубокому своему смирению, но сам, по собственному опыту, ясно познавший истины внутренней жизни, уразумевший множество тонких сетей, окружающих внутреннюю и внешнюю деятельность христианина-подвижника; виден ратоборец, выходивший из них неуловимым, и потому неложно указывающий путь другим, желающим подвизаться» (Ювеналий Литовский, из предисловия 1901 г.). Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-2699

Любовь к ближнему ...Все вступившие в сожительство с Богом, уважайте друг друга, и никто не взирай по плоти на своего ближнего, но всегда любите друг друга во Иисусе Христе. Да не будет между вами ничего, что могло бы разделить вас; но будьте в единении с епископом и председящими во образ и учение нетления (сщмч. Игнатий Богоносец , 94, 281). Ничего нет более и совершеннее среди добродетелей, как любовь к ближнему. Признаком же ее служит не то только, чтобы не иметь вещи, в которой другой нуждается, но и смерть за него претерпеть с радостию, по заповеди Господней, и считать это своим долгом. Да и справедливо, ибо мы должны не по праву только природы любить ближнего до смерти, но и ради пролитой за нас Пречистой Крови заповедавшего то Христа (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 152). Таковы души святых! Они врагов любят более, нежели самих себя. Потому и в нынешнем веке и в будущем во всем предпочитают ближнего, хотя бы он и враг им был по злому своему произволению; святые не ищут воздаяния от тех, кого они любят, но – как сами получающие – радуются, когда отдают другим все свое, чтобы угодить чрез то Благодетелю и, по силе своей, подражать Его человеколюбию, ибо Он благ и к неблагодарным и грешным (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 173). Когда есть какое дело с мздовоздаянием, пусть приобщится к нему с тобою и брат твой... (прп. авва Исаия , 89, 289). Любите... братий своих любовию святою и блюдите язык свой, чтоб не выпустить слова неподобающего, которое могло бы уязвить брата (прп. авва Исаия , 89, 315). Возлюби верных, чтоб через них получить милость (прп. авва Исаия , 89, 348). Сделать какой-либо вред ближнему, или оскорбить его к ущербу веры, хотя бы поступок по особенной какой причине дозволяем был Писанием, значит не иметь Христовой любви к ближнему (свт. Василий Великий , 7, 311). Источник. Что свойственно любви к ближнему? – Искать не своих выгод, но выгод любимого к пользе душевной и телесной (свт. Василий Великий , 7, 417). ...Кто о грехе ближнего источил горячие слезы, тот исцелил себя самого тем, что оплакивал брата (свт. Василий Великий , 8, 73). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР (Похвалинский Александр Андреевич; 4.03.1865-11.12.1937), архиеп. Богородский, вик. Горьковской епархии. Род. в семье диакона. В 1886 г. окончил Нижегородскую ДС. 26 февр. 1889 г. был рукоположен во священника, впосл. пострижен в монашество. 26 июня 1922 г. хиротонисан во епископа Павловского, викария Нижегородской епархии. 12 апр. 1925 г. подписал акт о передаче высшей церковной власти митр. Крутицкому сщмч. Петру (Полянскому). С 26 сент. 1929 г. епископ Богородский, викарий Нижегородской епархии. До 11 февр. 1934 г. временно управлял Нижегородской епархией и жил в Горьком, поскольку Нижегородский митр. Сергий (Страгородский), являясь Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, находился в Москве. 2 окт. 1932 г. назначен епископом Подольским, викарием Московской епархии. Возведен в сан архиепископа. С 20 окт. 1934 по 24 июля 1937 г. архиепископ Богородский, викарий Горьковской епархии. 3 нояб. 1937 г. арестован, 2 дек. 1937 г. осужден тройкой при УНКВД СССР по Горьковской обл., расстрелян. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 82; Дамаскин. Кн. 1. С. 58; Акты Святейшего Тихона. С. 416, 914, 939, 941, 959; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 46. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/64278.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010