Ст. 15. …Если же неугодно вам служить Господу; то изберите себе ныне, кому служить, богам ли (Месопотамским), или богам Аморреев... Это предложение Иисуса не то значит, чтобы он разрешал беспрепятственно служить богам языческим, если бы кому из Евреев это вздумалось. Такая нечестивая измена Иегове ни в каком случае не могла быть дозволена вождем народа Божия. Своим предложением он хочет только расположить к свободной решимости вступить в союз с Иеговой и заключить с Ним завет верности, давая чувствовать, как был бы этот завет малоценен, если бы совершился лицемерным и принужденным свособом!... ... а я и дом мой будем служить Господу (ибо Он свят)… Своей собственной ревностью и чистотою веры, а также и дома своего, Иисус Навин хочет возжечь ревность к Иегове во всем народе Израильском. И слова его не остались без действия. Народ с жаром высказывает свою готовность служить Иегове, благодарно воспоминая великие знамения милости Его, явленные во время странствования по пустыне 178 . Ст. 19–20. …Иисус сказал народу: не возможете служить Господу Богу (и вместе – языческим богам), ибо Он Бог... ревнитель, не потерпит беззакония вашего., и истребит вас после того, как благотворил вам… Этими словами Иисус Навин усиливает свои предыдущие предостережения и старается внушить Евреям, чтобы они основательнее взвесили свое теперешнее религиозное одушевление, и дабы их решимость и обещание служить Иегове – были основаны не на минутном порыве, а на спокойных и здравых основаниях; ибо завет, в который они намерены вступить, сопряжен для них с весьма серьезными последствиями, или благодетельными, или злополучными. На все эти предостережения народ снова повторил свою решимость и готовность служить Иегове 179 . Ст. 25. Тогда то заключил Иисус с народом еврейским завет, и дал ему постановления и закон в Сихеме…, т. е. вслух прочитал те условия, которые народ Божий клятвенно обещал исполнять по отношению к Иегове. По всей вероятности, это было Второзаконие, или же избранные места из закона Моисеева. Так же полагать должно, что по заключении клятвы, принесены были обычные в таких случаях жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

«Сыновья матери моей против меня» 169 . Надо рассмотреть, как Невеста говорит это: «Сыновья матери моей воевали против меня», и когда началась война братьев против нее. Вспомни Павла, гонителя Церкви 170 , и поймешь, как «сыновья матери ее воевали против нее». Гонители Церкви раскаялись, и противники ее, повернув знамена к сестре, «благовествуют веру, которую прежде истребляли» 171 . Об этом ныне воспевает Невеста, духом пророческим говоря: «Сражались со мной, поставили меня стражем в виноградниках, своего же виноградника я не сберегла» 172 . Я, Церковь , я, Невеста без пятна и порока 173 , поставлена сторожить многие виноградники сыновьями матери моей, которые некогда воевали против меня. Связанная заботами и тревогами о множестве виноградников, своего я не уберегла. Посмотри на Павла и других святых, заботящихся о спасении всех, и поймешь, как он, сторожа чужие виноградники, своего не сберег, как, приобретая чужих, сам в чем-то терпел ущерб и, «будучи свободен от всех, всем поработил себя, дабы всех приобресть, для иудеев стал как иудей, для подзаконных как подзаконный, для чуждых закона как чуждый закона» 174 и т. д., и мог бы сказать «Виноградника моего я не сберег» 175 . Затем она ищет взором Жениха, который удаляется из виду. В Песни не раз описываются такие вещи, которые невозможно понять, не пережив самому. Бог свидетель, я часто чувствовал, что Жених грядет ко мне, что Он уже здесь, рядом со мной; но так же внезапно Он исчезал, и я не знал, где Его искать. Желаю нового Его прихода – и иногда Он является вторично: но когда уже вижу Его и могу коснуться руками, Он снова ускользает и снова возвращается, и так много раз, пока, наконец, я не удержу Его и не взойду ввысь, «опираясь на брата моего» 176 . «Скажи мне, ты, которого любит душа моя, где пасешь ты? где отдыхаешь в полдень?» 177 . Не спрашиваю об ином времени: о вечере, рассвете, закате; о том времени вопрошаю, когда расцветает день, когда Ты – в полном блеске величия Своего. «Скажи мне, ты, которого любит душа моя, где пасешь ты? где отдыхаешь в полдень?». Посмотрим внимательно, где упоминается полдень. В истории Иосифа братья едят с Иосифом в полдень 178 , в полдень ангелы испытывают гостеприимство Авраама 179 и т. д. Смотри – и увидишь, что в Божественном Писании нет ни единого слова случайного и напрасного. Как ты полагаешь, кто из нас достоин достичь полудня и увидеть, «где пасет жених, где отдыхает в полдень»? «Скажи мне, ты, которого любит душа моя, где пасешь ты? где отдыхаешь в полдень?». Если же Ты не скажешь мне, побегу разыскивать Тебя и буду скитаться возле чужих стад, закрывая лицо от стыда; ибо я, Невеста, – прекрасна и не хочу никому показывать лицо, кроме Того, Кто уже целовал меня.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

Творение это узконаправленно, и поэтому, полемизируя с иконоборцами, Дамаскин стремится прежде всего объяснить Писание в пользу иконопочитания, оставляя в стороне не относящиеся к теме его труда объяснения. Этот памятник для евреев должен был стать навсегда священным мемориалом, напоминающим сынам Израиля о чудесном переходе Иордана, о долге израильтян по отношению к Яхве. Универсальное же значение памятника должно было состоять в том, чтобы все народы земли познали, что рука Господня сильна (4:24). Обрезание в Галгале (5:1–9) Чудесный переход народом израильским Иордана вселил ужас в обитателей Палестины, хананеев и аморреев, ослабело сердце их, и не стало уже в них духа против сынов Израилевых (5:1), что сделало их неспособными предпринять какие-либо военные действия против израильтян. Это был подходящий момент для совершения обрезания, болезненной операции, требующей нескольких дней выздоровления для того, над кем она совершена. Обрезание не является исключительно еврейской традицией. Оно практиковалось и практикуется у многих народов 177 . Изначально оно было связано с ритуалом инициации, перехода к взрослой жизни, дававшим среди прочего право жениться. Характерно, что еврейское существительное hatan (]tx), означающее «жених», «зять» является однокоренным арабскому hitan, обрезание. Однако, единственным местом Библии, где обряд обрезания как-то связан с браком, является Быт. 34 . Все прочие места Писания придают обрезанию исключительно религиозное значение 178 . В Ветхом Завете обрезание является знаком завета с Богом и восходит к самому праотцу Аврааму: «И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол. Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола…» ( Быт. 17:9–12 ). Жизнь Авраама и его потомков– в руках Божиих. Вступившие в завет с Богом должны доверить Ему жизнь, свою и своих потомков 179 . В этом состоит религиозное объяснение обрезания крайней плоти того органа, который воспроизводит жизнь. Также, завет не бывает заключаем с Богом без пролития крови ( Евр. 9 ). В крови – жизнь человека, как и всякого живого существа: «Душа всякого тела есть кровь его, она душа его» ( Лев. 17:14 др.). Только проливший пред Богом кровь обрезания может быть причислен к народу Божию и участвовать в Пасхе и во всей жизни общины.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Тимофей был существенным приобретением: на долгие годы он станет ближайшим помощником Павла и его доверенным лицом. Павел будет посылать его в миссионерские поездки, Тимофей no поручению Павла посетит церкви для решения трудных ситуаций и проповеди Евангелия ( 1Кор. 4:17; 16:10 ; Флп. 2:19 ; 1Фес. 3:2:6 ). 178 Ему Павел адресует два послания, в одном из которых поблагодарит за многолетнюю верность и стойкость в гонениях: «А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь» ( 2Тим. 3:10–11 ). В других посланиях Павел упоминает Тимофея в качестве своего сотрудника ( Рим. 16:21 ; 2Кор. 1:19 ; Евр, 13:23), называя его своим «возлюбленным и верным в Господе сыном» ( 1Кор. 4:17 ). Из четырнадцати посланий Павла шесть написаны от имени Павла и Тимофея ( 2Кор. 1:1 ; Флп. 1:1 ; Кол. 1:1 ; 1Фес. 1:1 ; 2Фес. 1:1 ; Флм. 1 ). В Послании к Филиппийцам Павел говорит о Тимофее: «Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас, потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу. А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании» ( Флп. 2:20–22 ). Эти слова демонстрируют доверие Павла к своему духовному сыну и его отеческую привязанность к нему. 179 Одновременно они содержат выпад против тех ненадежных сотрудников, которые «ищут своего». He называя никого конкретно, Павел мог иметь в виду тех, кто в разное время бросал его, предпочитая участию в его миссии какие-либо иные проекты. Об особой близости Павла к Тимофею и его семье свидетельствует и следующий текст, из которого мы также узнаем, что Павел рукоположил Тимофея: Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью, и желаю видеть тебя, вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике: уверен, что она и в тебе. По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение ( 2Тим. 1:3–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Ты немного имеешь силы» – малое значение в жизни народов Христианской религии и незначительное внешнее значение Церкви в общественной жизни. «Вот Я сделаю, что (гонители) придут и поклонятся пред ногами твоими». Лживое якобы признание Церкви и затем переход на тонкия формы борьбы с Нею. «Се, гряду скоро» – ты почти доживешь до конца мира, твое время предпоследнее. (Откров. III, 7–11). 177. Почему Символ Веры называет Церковь единой? Потому что Церковь есть одно духовное тело, имеет одну главу – Христа, и оживляется единым Духом Божиим . " Одно тело, один Дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение« ( Eф. IV, 4–6 ). Церковь , которой назначено жить до конца времен, должна иметь во главе вечно пребывающаго. Это Иисус Христос. Господь говорил об одном стаде, одной виноградной лозе, одной церкви. « Церковь разселена по всей вселенной, но соблюдает веру, как будто занимает она один дом» (Св. Ириней Лионский ). 178. Может ли Церковь не быть единой и разделиться в существе православной веры и вытекающого из нея учения? Церковь всегда остается единой и нераздельной, потому что глава ее Иисус Христос и потому, что едина Истина дома Божия. " Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?« ( 1Kop. I, 13 ). ». . если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может« ( 2Tuм. II, 13 ). »... Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины« ( 1Tuм. III, 15 ). 179. Нарушалось ли все-же единство в истории Церкви? Единство Церкви не может быть утрачено . Но от Церкви отпадали еретики и тоже отделялись раскольники; также отдалялись единичные грешники. 180. Что такое ересь и что раскол? Ересью называется учение, искажающее православную веру и которому Церковь провозгласила осуждение. Расколом называется отделение какой-то части от общения с Церковью и отказ от послушания ей, о чем, после увещаний, Церковь объявила . Отдаление единичных грешников, главным образом по гордости ума, имеет разныя формы; возвращение их в лоно Церкви всегда возможно через покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Что же касается телесных мук и смерти на кресте, то, по словам М. Антония, Господь не мог их страшиться и «взирать на телесную смерть, как на что-то ужасное» 174 . Он пишет: «Должно опровергнуть ходячее представление о Гефсиманской молитве Христовой, – как будто бы внушенной Ему страхом предстоящих телесных страданий и смерти. Это было бы крайне недостойно Господа, Которого рабы потом (да и раньше – Маккавеи) шли на мучения, радуясь и ликуя среди терзаний их телес» 175 . Поэтому слова Гефсиманской молитвы: «да мимоидет от Мене чаша сия» 176 , относятся, как заявляет М. Антоний, «не к предстоящему Ему (Христу) распятию и смерти, а именно к этому, совершенно было подавившему Его настроению 177 глубокой скорби за столь любимый Им грешный человеческий род... эта-то скорбь и была «чашею», пронести которую мимо Он просил Небесного Отца» 178 . Для подтверждения своего толкования Гефсиманской молитвы М. Антоний ссылается на слова святого Ап. Павла: «Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему...» и проч. «Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитву и моление 179 . Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение» 180 . «Видите, – говорит М. Антоний,– ... Господь молится не об избавлении от распятия и смерти, ибо тогда нельзя было бы сказать, что Он был услышан, так как распятие и смерть Он все же претерпел. Он молился об облегчении одолевавшей Его скорби за греховное человечество: эта-то скорбь и была «чашею», пронести которую мимо Он просил Небесного Отца. Он молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей» ( Мк.14:37 ; ср.: Мф.26:39–42 ; Лк.22:42 ). Из этих изречений не видно, что Господь молился о предстоявших Ему страданиях, а не о том, что Он переживал «в час сей», то есть, в час самой молитвы. Но как же Он был услышан при нашем толковании события? – К Нему явился Ангел и подкреплял Его... Вот в каком смысле Он был услышан, и дальнейшие слова апостола подтверждают наше истолкование Гефсиманской молитвы, как первосвященнической: «Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию и, совершившись, сделался для всех, послушных Ему, виновником спасения вечнаго, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека» ( Евр.5:8–10 ). «Слова эти, заключает М. Антоний, буквально подтверждают то, что мы писали выше: именно, сострадающая любовь Христова является в сердцах наших силою освящающею, и в этом смысле Он наш первосвященник» 181 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Это говорит о том, что благодать Божия действительно сошла на Иакова. Исаак ошибся, но Бог ошибиться не может. Человеческая хитрость исправила человеческую слабость – неразумное пристрастие Исаака. Хотя Исаак был одним из величайших праведников в истории человечества, хотя он был прообразом Христа, так как Авраам хотел принести его в жертву на горе Мориа, однако же он ошибся: человеческая близость и любовь между ним и Исавом ничего не дала. Благодать Божия сошла на того, кто был ее достоин. Поэтому не нужно искать через человека близости к Богу. Человек – это средство в нашем спасении, кем бы он ни был: духовником, настоятелем, епископом или патриархом. Смирение состоит в том, чтобы не искать возвышения при посредстве людей. Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими 177 . В Евангелии от Марка сказано еще более выразительно (прочитаю по-славянски): Иисус же призвав их, глагола им: весте, яко мнящиеся владети языки соодолевают им и велиции их обладают ими 178 . Нужно обратить внимание на слова мнящиеся владети языки: то есть те, которые мнят о себе, что они владеют народами. На самом деле народами владеет Бог . Тех или иных властителей, президентов или царей, как они ни называются, Он использует как орудие в управлении человечеством. А им кажется, что они владеют народами. На самом деле, скорее, ими самими владеют страсти. Человек думает, что он повелевает народами, а на самом деле он раб страстей, раб диавола, слепо исполняющий его повеления, поддающийся желанию обогатиться или иметь власть над множеством людей. Иногда бывает так, что люди, мнящиеся владети языки, бывают одержимы самыми ничтожными, отвратительными страстями. Например, какой-нибудь человек, обладающий почти беспредельной властью, может быть пьяницей и позорнейшим образом смиряться с этой унизительной страстью. Но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом 179 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Это принятие Отца и Сына станет возможным благодаря Св. Духу 177 . В Первом соборном послании апостол Иоанн пишет, что Св. Дух «сообщает» ученикам Сына ( 1Ин 3:24; 4:13 178 ). Можно ли усмотреть несоответствие в том, что в начале главы Мы слышали, что необходимость ухода Иисуса Христа связана с приготовлением для учеников обителей в доме Отца (14:2), а в ст. 14:23 говорится, что верующие сами станут обителью Отца и Сына? Вспомним первые слова Прощальной беседы: Бог прославлен в Сыне Человеческом (на земле), а потому Бог прославит Его «в Себе» (на небе) (13:31 – 32). Эта полярность земли и неба проходит через всё евангельское повествование (3:13, 8:23). Люди населяют землю, и здесь Бог будет жить в них; а Бог обитает на небе, и там люди будут пребывать в Нём. Обетование мира Разумеется, то, что Иисус сейчас сказал апостолам, скорее всего, им непонятно (14:25). Поэтому Утешитель должен будет напомнить и разъяснить всё то, что Он говорил им: «Утешитель же, Дух Святой, которого пошлет Отец во имя мое, Он вас научит всему и напомнит вам все, что сказал вам Я» (14:26). Оканчивая вечерю, глава семейства произносил: «Мир». Уход, о котором Иисус рассказал ученикам, поселил в их душе замешательство и страх. Поэтому Иисус оставляет им мир в смысле внутреннего спокойствия и невозмутимости в принятии предстоящего 179 : «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не робеет» (14:27). Их не только не должны тревожить наступающие события, но, наоборот, им нужно радоваться тому, что Сын возвращается к отцу: «Вы слышали, что Я сказал вам: “ухожу и приду к вам». Если бы Вы любили Меня, вы возрадовались бы, что Я иду к Отцу, потому что Отец больше Меня» (14:28). Указание «больше» объясняется в церковной традиции: 1) «в значении причины. Поскольку начало Сыну от Отца, поскольку Отец и более, как виновник и начало» ( Василий Великий ); 2) тем, что божественное бытие Отца свободно от тех ограничений и уз, которые принял на Себя воплотившийся Сын ( Флп 2:5 – 7). Но времени для продолжительного разговора не осталось: «Я не буду много говорить с вами» ( Ин 14:30 ). Иуда Искариотский уже направился с воинами в Гефсиманский сад. Поэтому Иисус приглашает учеников покинуть горницу: «Встаньте, пойдем отсюда». Эти слова показывают Его готовность идти туда, где Его арестуют. И хотя диавол руководит Иудой, это не значит, что Иисус покоряется замыслу диавола. Князь мира не властен над Ним («Во Мне не имеет ничего»), ибо Сам Иисус не принадлежит миру (17:4). Предстоящая смерть должна явить миру любовь и послушание Сына Отцу и привести учеников к вере 180 (см. 19:35; 20:8, 29): «Но чтобы мир узнал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так творю: вставайте, идем отсюда» (14:31).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Этот приточный образ вновь обращает слушателей к книге Второзакония и образу Христа как нового Моисея. Господь заканчивает Нагорную проповедь так же, как Моисей завершил изложение Закона – учением о двух путях: человек может услышать и сделать, или услышать и не сделать (см.: Втор. 30: 9–10, 15–19 178 ). «И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» ( Мф. 7: 28–29 ). 2.2.2. Чудеса Христовы как свидетельство о Царе и Сыне Божием В проповеди в Назаретской синагоге Свое служение Господь Иисус Христос охарактеризовал словами пророка Исаии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» ( Лк. 4: 18–19 ; Ис. 61: 1 ). Позднее, отвечая посланным Предтечей ученикам о том, действительно ли Иисус и есть обетованный Мессия, Он указывает на очевидное исполнение этих обетований: «Идите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне» ( Мф. 11: 4–6 ). Основным евангельским чудом является Боговоплощение, остальные евангельские чудеса являются своего рода следствием прихода Бога в мир. Евангелисты записали лишь малую часть чудес, совершенных Христом; описать их все, по свидетельству ап. Иоанна Богослова, невозможно (иначе «самому миру не вместить написанных книг» – Ин. 21: 25 ). Как заметил С. С. Аверинцев , чудеса являются неким фоном евангельской истории, Господь совершает их по ходу, не только реагируя на страдания и скорби людей, но самим фактом пребывания в мире являя божественную силу 179 . Среди евангельских чудес можно выделить чудесные события в жизни Самого Спасителя (Рождество, Крещение, Преображение, Воскресение и др.), общие указания евангелистов на совершение Иисусом чудес: «При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. И весь город собрался к дверям. И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями» ( Мк. 1: 32–34 ), а также описания исцеления или воскрешения конкретных больных.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Но почему Господь одни наши прошения принимает, а другие отвергает? Отвечая на этот вопрос, Преподобный пишет: «Юность одно имеет ввиду, а именно, что Бог, по всемогуществу Своему, все может сделать, но не знает, что во всем действует Бог премудро, хотя все для Него возможно, однако же творит одно то, чему нужно совершиться» (5, 176). Прежде всего, сами люди приземляют свои молитвы, если просят лукаво – «не как должно» (5,176). Посему Преподобный учит: «Ты, намереваясь просить, прежде нежели прибегнешь к Подателю, рассмотри прошение свое, чисто ли оно, внимательно вникни в причину, побуждающую к прошению... Всякий, кто просит, должен уподобляться Подателю. Он может дать нам все, но не дает того, что пагубно» (5,177). Преподобный замечает, что многие, понадеявшись на собственное разумение, «подверглись заблуждению» (3,99). Чтобы сего не случилось, надобно прошения наши предоставлять «воле Истинного и Милосердного» (5,179). «Проси не так, чтобы непременно получить от Него, но предоставляя сие вместе Ему и Его воле» (3, 301). Иногда Бог медлит исполнить наши прошения. И здесь действует Его премудрая воля – «отказывает для того, чтобы дар стал драгоценнее для приемлющих, и чтобы приемлющий был прилежнее в молитве. Если бы дар подаваем был тотчас, то прекратилась бы молитва» (5,179). Благой Податель смотрит не только на прошения, но и на время. Как снятый преждевременно плод вреден, так и не вовремя данный дар «причиняет вред, а впоследствии он же полезен. Если прошение неблаговременно, то Податель медлит исполнить его» (5,178). Преподобный восхваляет Того, Кто все слышит, но у Которого есть для всех прошений горнило – правда. «Прошение истинное» она одобряет, потому что «в нем сокрыта жизнь для просящих», а прошение лживое – осуждает, ибо «в нем таится смерть для просящего» (5,179). Сирский Пророк напоминает ту общеизвестную истину, что все прошения всех людей не могут быть исполнимы. «Если бы исполнялись все прошения, то произошло бы пагубное неустройство, потому что просящие стали бы своими прошениями вредить друг другу» (5,178–179).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010