173 Светилен праздника Крещения Господня. 174 Великий Прокимен, глас 7. 175 Прп. Косма Маюмский, Канон праздника Крещения Господня, песнь 8. 176 Ирмос 5-ой песни канона праздника Крещения Господня. 177 Блаженны Октоиха на воскресной Литургии, глас 1. 178 Втор. 5:21: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего». 179 Быт. 2:17: «От древа познания добра и зла — не ешь от него». 180 См.: св. Григорий Богослов, Слово 4, 113. PG 35, 649; Слово 20, 12. PG 35, 1080. Рус. пер.: Творения, т. 1, с. 116; 305. 181 Ирмос 5-ой песни канона праздника Крещения Господня. 182 Блаженны Октоиха на воскресной Литургии, глас 1. 183 Св. Григорий Богослов, Слово 4, 113. PG 35,649; Слово 20, 12. PG 35, 1080. Рус.: Творения, т. 1, с. 116; 305 184 В основе трисоставного деления души лежит рассмотрение трех ее основных способностей — разумной, раздражительной и вожделевательной, причем последние две обозначаются как неразумные и противопоставляются первой, которая должна господствовать над ними. Подробное учение об этом старец Иосиф излагает в своей книге: σκηση.   Μητρα  το  γιασμο. (Ψυχωφελ  Βατοπαιδιν  7)  .  Μ.  Βατοπαιδου, 1998, σ. 50—52. В своем изложении Старец полностью следует св. Иоанну Дамаскину: О добродетелях и пороках (заимствованная у св. Ефрема Сирина). PG 95, 85—97. См. также: Ватопедские Оглашения, с. 143 (Примечание). 185 Ср.: «Если Крест призрак, то призрак и Воскресение» (св. Кирилл Иерусалимский, Поучения огласительные, 13, 37. С. 200). 186 Здесь аллюзия на слова Христа: И как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому (Ин. 3:14). 187 Ср.: Моисей возопил ко Господу, и Господь показал ему дерево, и бросил его в воду, и вода сделалась сладкою (Исх. 15:24). 188 Стихира на Стиховне, Октоих, глас 5: вторник вечера, четверг вечера. 189 Эксапостиларий седмичный, самогласен: среда, пятница. 190 Ср. прп. Максим Исповедник: «Ум, сочетающийся с Богом и пребывающий в Нем через молитву и любовь, становится мудрым, благим, сильным, человеколюбивым, милосердным и долготерпеливым. И просто сказать: он носит в себе почти все божественные свойства. А удаляясь от Бога и отдаваясь материальным вещам, он становится сластолюбивым, скотоподобным и звероподобным, воюя с людьми из-за этих вещей» (Главы о любви, 2, 52. TLG 2892 008. Ср. рус.: Творения, кн. I, с. 114).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3418...

174 Дорофей, прп. Душеполезные поучения и послания. Поучение первое: Об отвержении мира. Репринт. М., 1991. С. 26–27. 178 «…С избытком даст тебе Господь Бог твой успех во всяком деле рук твоих… если будешь слушать гласа Господа Бога твоего, соблюдая заповеди Его и постановления Его, написанные в сей книге закона, и если обратишься к Господу Богу твоему всем сердцем твоим и всею душею твоею. …Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. …Если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им, то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле, для овладения которою ты переходишь Иордан. Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое». 179 См.: Аверинцев С. С. Тема чудес в Евангелиях: чудо как деяние и чудотворчество как занятие//Связь времен: Собр. соч./Под ред. Н. П. Аверинцевой и К. Б. Сигова. Киев: Дух I Лimepa, 2005. С. 145. 183 В Евангелии от Иоанна чудеса Христовы называются «делами» или «знамениями» (это не всегда отражено в русском переводе, но очевидно в греческом и церковнославянском тексте). В синоптических Евангелиях понятие «знамение» используется в негативном смысле: знамения требуют противники Христа ( Мк. 8: 11 ), в будущем лжехристы и лжепророки будут творить «чудеса и знамения» ( Мк. 13: 22 ); в Евангелии от Иоанна в таком же смысле понятие знамение употребляется один раз в требовании иудеев после насыщения пяти тысяч дать им знамение ( Ин. 6: 30 ). В синоптических Евангелиях чудеса Христовы чаще рассматриваются как проявления божественной «силы». 185 См.: Прокопчук А., иерей. Лекции по Евангелию от Иоанна. М.: Изд-во храма Трех Святителей на Кулишках, 2009. С. 7. 198 Впрочем, во многих греческих рукописях Евангелия от Луки (и в новых переводах) стоит не «осел», а «сын» (например, в Синайском кодексе). И в толковании блж. Феофилакта на этот фрагмент употребляется именно слово «сын».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

176. Один отец говорил об авве Иоанне: «Кто сравнится с Иоанном, который своим смирением повесил весь Скит на одном малом пальце своем?» 177. Кто-то из отцов спросил авву Иоанна Колова: «Что есть монах?» Он отвечал: «Труженик. Ибо монах всегда работает до утомления. Вот что есть монах!» 178. Авва Иоанн Колов рассказывал. Один старец, исполненный Духа, сделался затворником, и был знаменит в городе, и имел великую славу. Ему было открыто: «Вот один из святых скоро разрешится от тела, пойди простись с ним, прежде нежели он почиет». Старец размышлял сам в себе: «Если я выйду днем, то соберется народ, много будет молвы обо мне и после я не найду покоя. Итак, я пойду вечером, в сумерках, и никто не увидит меня». Он вышел из кельи вечером, думая укрыться. И вот два Ангела со светильниками посланы от Бога светить ему. И потом весь город сбежался смотреть славу его. И чем более он хотел убегать славы, тем более прославился. Здесь исполняется слово Писания: а унижающий себя возвысится (Лк. 14: 11). 179. Авва Иоанн Колов сказал: «Нельзя выстроить дома сверху вниз, но надобно строить от основания к верху». Спрашивают его: «Что значит это изречение?» Авва отвечал: «Основание есть ближний; его ты должен приобретать, и с этого начинать». Ибо сказано: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим… сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя, на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22: 37–40). 180. В Киновии жил один брат, весьма сильный в подвигах. Братия в Скиту, услышав о нем, возжелали видеть его; и пришли в то место, где он работал. Он приветствовал их, потом отвернулся и стал работать. Братия, видя, что он сделал, говорят ему: «Иоанн, кто тебя облек в схиму? Или кто тебя постриг в монахи? Видно, он не научил тебя принимать от братий милоть и говорить им: «Помолитесь» или «Сядьте». Он отвечал им: «Грешный Иоанн не имеет времени для таких дел». 181. Некоторые отцы пришли к авве Иосифу в Панефос спросить у него, как принимать братий, приходящих издалека? Должно ли, из снисхождения к ним, беседовать с ними свободно? Еще они не успели спросить его, как старец сказал своему ученику: «Смотри, что я теперь буду делать, и не мешай».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

178 И тот и другой Заветы произвел один и тот же домохозяин – Слово Божие, Господь наш Иисус Христос , который говорил с Авраамом и Моисеем, а в последние времена возвратил нам свободу 179 ». Св. Кирилл Александрийский , объясняя избранные места из Пятикнижия Моисеева, пишет: «Израилю дано благословение – Закон, данный чрез Моисея 180 . Он был словом Христовым, данным чрез посредство Ангелов... А что Закон есть Его собственные слова, показал и Сам Спаситель, говоря: ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из Закона, пока не исполнится все. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут... 181 » 182 Он же говорит, что Христос «был с нами под тем же Законом, хотя, как Бог, есть законоположник. А что Он был под Законом, это без труда можно видеть из того, что Он был обрезан в восьмой день, уплатил и дидрахму, хотя по естеству и свободен был, как Сын» 183 . «Святой Златоуст, поясняя слова Господа – «Всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей старое и новое» 184 , говорит: «Видишь ли, что Христос не исключает Ветхий Завет, но хвалит и превозносит, называя его сокровищем?» 185 Опять же св. Феофан, толкуя слова ап. Павла: «А все утверждающиеся на делах Закона, находятся под клятвою» 186 , поясняет: «Этого безусловно принимать нельзя, иначе будет выходить, что самый Закон дан для нанесения клятвы. А так нельзя рассуждать, ибо Закон от Бога, Божии же учреждения все благи и идут ко спасению. Почему и написано: исполняя которые (заповеди, данные Богом – а. Л.), человек жив будет через них. 187 ...Подвергались клятве те, которые не исполняли Закона, и, нарушивши его в чем либо, не приносили покаяния и не спешили очиститься в Законе же указанными способами». «В Законе же содержатся постановления, как предотвращать клятву... Кто принесет соответствующую его греху жертву, тот очищается от греха... Скажете: а! Так, стало быть, Закон дает все нужное: указывает – как жить, а когда согрешим, дает способ очищения в принесении соответственной греху жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

178. Почему о Сыне Божием также сказано, что Он «вочеловечился»? В Символе веры после того, как о Сыне Божием сказано, что Он воплотился, добавлено также, что Он вочеловечился . Сделано это для того, чтобы кто-либо не подумал, что Сын Божий принял только тело (плоть), но чтобы признавали в Нём совершенного человека, состоящего из тела и души. 179. Об этом есть свидетельство Священного Писания. Апостол Павел пишет: «Един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» ( 1Тим. 2:5 ). 180. Сколько естеств в Господе Иисусе Христе? В Господе Иисусе Христе не одно естество (т. е. природа). В Нём находятся нераздельно и неслиянно два естества, – Божественное и человеческое, и, соответственно этим естествам, – две воли. 181. Сколько лиц в Господе Иисусе Христе? В Господе Иисусе Христе не два, а одно лицо, Бог и человек вместе, одним словом – Богочеловек . 182. Что в Священном Писании говорится о воплощении Сына Божия от Святого Духа и Девы Марии? В Священном Писании о воплощении Сына Божия от Святого Духа и Девы Марии повествует евангелист Лука. Когда Дева Мария спросила ангела, предвозвестившего Ей зачатие Иисуса: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» то Ангел сказал Ей в ответ: «Дух Святый найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и раждаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк. 1:34–35 ). 183. Кто была Дева Мария? Пресвятая Дева Мария происходила из племени Авраама и Давида, из рода которых надлежало произойти Спасителю, по обетованию Божию. Она была обручена Иосифу, из того же племени, чтобы он был Её хранителем, т. к. Она была посвящена Богу с обетом пребывать всегда Девой. 184. Почему мы именуем Её Приснодевой? Пресвятая Мария действительно всегда пребывала и пребывает Девой – прежде рождения, во время рождения и после рождения Спасителя и поэтому Она называется Приснодевой. 185. Почему мы именуем Деву Марию Богородицей? Православная Церковь почтила Пресвятую Деву Марию ещё одним великим именованием – Богородицы . 186. Это наименование взято из Священного Писания, из следующих слов пророка Исаии:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

1 . Горе пишущим лукавство, ибо пишущие пишут лукавство 175 , 2 . Устраняя убогих от правосудия и похищая права у бедных из народа Моего, так что вдова ими расхищается и сирота грабится. 3 . И что они будут делать в день посещения? Ибо скорбь придет к вам издалека и к кому прибегнете за помощию (вам) 176 и где оставите славу 177 вашу, 4 . Чтобы не подверглась расхищению? И они падут между убитыми. И при всем этом не отвратится ярость Его, но рука Его еще высока. 5 . Горе ассириянам! Жезл ярости Моей и гнев – в их руках. 6 . Гнев Мой пошлю 178 на народ беззаконный и у народа Моего повелю произвести расхищение и пленение 179 : опустошить города и повергнуть их в прах. 7 . А он 180 не так помыслил и в душе не так рассудил, но ошибочно подумает 181 истребить народы немалые. 8 . И если скажут ему: ты ли один князь? 9 . Он ответит: не взял ли я страны 182 выше Вавилона и Халани, где построена башня, и не взял ли я Аравию, и Дамаск, и Самарию? 10 . Как эти (страны) взял 183 , так и все царства возьму. Возрыдайте, изваяния Иерусалима и Самарии! 11 . Как я поступил с Самарией и ее идолами, так поступлю и с Иерусалимом и идолами его. 12 . И когда Господь окончит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, он наведет (гнев) 184 на великий ум, на царя Ассирийского, и на высокомерие очей его. 13 . Ибо он сказал: силою руки моей сделаю и мудростью разума (моего) 185 отниму пределы народов и силу их пленю. 14 . И потрясу населенные города, и всю вселенную обойму рукою моею, как гнездо, и как оставленные яйца – возьму, и никто не убежит от меня и не скажет мне против, не откроет рта и не пискнет 186 . 15 . Прославится ли секира без секущего ею? Поднимется ли пила без двигающего ее? Так же и жезл и дерево, если кто-либо не возьмет их 187 , не так ли? 16 . Но пошлет Господь Саваоф на твою честь бесчестие, и на твою славу горящий огонь воспламенится. 17 . И будет свет Израиля огнем, и освятит его огнем горящим, и пожрет, как сено или кустарник 188 . 18 . В тот день исчезнут горы и холмы и дубравы, и пожрет (огонь) от души до плоти; и убегающий побежит, как от разжигаемого пламени.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

1) когда Он исцелил человека, слепого от рождения ( Ин.9:35–37 ); 2) перед воскрешением Лазаря ( Ин.11:4 ); 3) когда Он беседовал с иудеями, обвинявшими Его в богохульстве, потому что Он называл Себя Сыном Божиим ( Ин.10:36 ); 4) когда Он стоял как подсудимый перед еврейским первосвященником ( Лк.22:70 ). 177. Что сказал Господь Иисус Христос прозревшему слепому? Прозревшего слепого Господь Иисус Христос спросил: «Ты веруешь в Сына Божия?», на что исцеленный ответил вопросом: «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» На это Господь Иисус Христос сказал: «И видел Ты Его, и Он говорит с тобою». Прозревший же сказал: «Верую, Господи!» и поклонился Ему. 178. По какому поводу Господь Иисус Христос назвал Себя Сыном Божиим, стоя на суде перед еврейским первосвященником? Перед еврейским первосвященником Господь Иисус Христос назвал Себя Сыном Божиим, когда в синедрионе собрались старейшины иудеев и книжники и с криком спрашивали Его: «Итак, Ты Сын Божий?», на что Иисус ответил: «Вы говорите, что Я». 179. Называл ли Господь Иисус Христос Себя также Единородным Сыном Божиим? Господь Иисус Христос называл Себя также Единородным Сыном Божиим в разговоре с тайным учеником Своим Никодимом ( Ин.3:16–18 ). 180. Что значит – «Единородный Сын Божий»? Название «Единородный Сын Божий» значит, что Господь Иисус Христос – единый и истинный Сын Божий, имеющий одинаковое естество с Богом Отцом. 181. Говорил ли Господь Иисус Христос о Себе, что Он был прежде сотворения мира? Господь Иисус Христос говорил, что Он был прежде сотворения мира на Последней Вечере словами, обращенными к Небесному Отцу: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» ( Ин.17:5 ). 182. Какими еще словами открыл Господь Иисус Христос, что Он от вечности? Что Господь Иисус Христос от вечности, Он открыл это еще словами: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» ( Ин.8:58 ). 183. Говорил ли Господь Иисус Христос, что у Него такое же естество, как у Бога Отца?

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

24) Некогда сказал Иисусу Христу Иоанн: Наставник мы видели человека, Именем Твоим изгоняющаго бесов, и запретили ему, потому, что он не ходит с нами; Господь на сие ответствовал; не браните ему, никтоже бо есть, иже сотворит силу о имени моем, и возможет вскоре злословити Мя: иже бо несть на вы, по вас есть; и далее: всяк сад, егоже не насади Отец мой искоренится 178 . 25) Некогда Иисус Христос проходил по городам и селениям уча и направляя путь к Иерусалиму; здесь некто сказал Ему: не ужели мало спасающихся? Господь на сие ответствовал: подвизайтесь внити сквозь тесныя врата: яко мнози, глаголю вам, взыщут внити и не возмогут, отнележе возстанет дому владыка, и затворит двери, и начнете вне стояти, и ударяти в двери, глаголюще: Господи, Господи, отверзи нам; и отвещав речет вам: не вем вас откуду есте; тогда начнете глаголати: ядохом пред Тобою, и пихом, и на распутиих нагиих учил ecu и речет: не вем вас откуду есте; отступите от Мене еси делателие неправды, ту будет плач и скрежет зубом 179 . 26) Когда Иисус Христос исцелил в субботу разслабленнаго при овчей купели, то Фарисеи на Него за сие вознегодовали; Господь обличая их злобу сказали им: Отец мой доселе делает, и Аз делаю; сии слова увеличили негодование так, что некоторые хотели Его убить, поскольку Он именовал себя равными Богу; Господь желая показать им, что Он есть истинный Бог, и что к Нему относились все ветхозаветные пророчества рек: испытайте писаний, яко вы мните в них имети живот вечный, и та суть свидетельствующа о Мне, и далее: аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и Мне, о мне бо той писа 180 . 27) Когда Иисус Христос насытил 5000 пятью хлебами и двумя рыбами, и потом прибыл в Капернаум, здесь некоторые вопросили Его: что нам делать, чтобы мы могли творить дела Божии? Господь ответствовал: се есть дело Божие, да веруете в Того, егоже посла Он, и далее: делайте не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в живот вечный, еже Сын человеческий вам даст, и далее: Аз есмь хлеб животный: грядый ко Мне, не имать взалкатися, и веруяй в Мя не имать вжаждатися никогдаже 181 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-v...

33 . Итак, тот, кто желает исполнить Божию заповедь и не может, в действительности уже имеет добрую волю, но пока что малую и немощную; однако сможет исполнить, когда будет иметь великую и крепкую. Ибо когда мученики исполняли великие заповеди, они исполняли их при помощи великой воли, то есть великой любви, о которой сам Господь говорит: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих 176 . Поэтому и апостол говорит: Ибо любящий ближнего исполнил закон. Ибо заповеди: «Не прелюбодействуй», «Не убивай», «Не кради», «Не пожелай» и все прочие заповеди заключаются в этом слове: Люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла, потому любовь есть исполнение закона 177 . Этой любви еще не имел апостол Петр, когда из страха трижды отрекся от Господа. Ибо в любви нет страха, как говорит в своем Послании евангелист Иоанн, но совершенная любовь изгоняет страх 178 . И все же была в нем любовь, пусть малая и несовершенная, когда говорил он Господу: Душу мою за Тебя положу 179 , ведь он считал, что может сделать то, желание сделать что чувствовал в себе. И кто начал давать ему эту, хотя бы и малую, любовь, если не Тот, Кто предуготовляет волю и содействуя усовершает то, чему положил начало действуя? Ибо именно Тот, полагая начало, делает так, что мы хотим, Кто, усовершая, содействует хотящим. Поэтому апостол говорит: Я уверен, что делающий в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа 180 . Итак, без нас делается так, что мы желаем, но когда мы уже желаем, и так желаем, что делаем, – это делается вместе с нами; однако без Бога, или делающего, чтобы мы желали, или содействующего, когда мы уже желаем, мы вовсе неспособны к делам благочестия. О том, что Он делает, чтобы мы желали, сказано так: Потому что Бог производит в вас и желание 181 . А о Его содействии, когда мы уже желаем и делаем желаемое, апостол говорит: Мы знаем, что любящим Бога все содействует во благо 182 . Что значит все, если не самые ужасные и жестокие страдания в том числе? Ведь то бремя Христово, которое тяжко для немощного, делается легким для любящего. Ибо Господь говорит, что бремя Его легко 183 , – [легко] для таких людей, каким стал Петр, когда пострадал за Христа, а не для таких, каким был он, когда отрекся от Христа. Какова эта любовь?

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

4 174 Ибо не мечом своим приобрели отцы наши землю, и не мышца их спасла их, но десница Твоя, и мышца Твоя, и сияние лица Твоего, ибо Ты благоволил к ним. 5 175 Ты Царь мой и Бог мой, дарующий спасение Иакову! 6 С Тобою врагов наших пронзим, будто рогами, и именем Твоим уничтожим восстающих на нас! 7 Ибо не на лук мой надеюсь, и меч мой не спасет меня; 8 Ибо спас Ты нас от гонителей наших и ненавистников наших посрамил. 9 Восхвалять Бога будем всяк день и прославим имя Его вовеки. 10 176 А ныне отринул Ты нас и посрамил нас самих, и не шествуешь, Боже, во главе ополчений наших. 11 Обратил Ты нас вспять пред врагами нашими, и ненавистники наши расхищали наше добро. 12 177 Отдал Ты нас, будто овец, на съедение, и среди язычников рассеял нас. 13 178 Отдал народ Твой, как не имеющий никакой цены, и уже немного нас, взывающих к Тебе. 14 Предал нас на поношение соседям нашим, на посмеяние и поругание живущим окрест нас. 15 179 Соделал нас притчею у язычников, кивают на нас головой народы. 16 Всяк день позор мой предо мной, и стыд на лице моем 17 От голоса обидчика и клеветника, от речей врага и гонителя. 18 180 Все это постигло нас, но не забыли мы Тебя и не нарушили завета Твоего. 19 181 И не отступило вспять сердце наше, хотя и отклонил Ты стези наши от пути Твоего. 20 Ибо смирил Ты нас там, где постигли нас беды, и покрыла нас тень смертная. 21 Если бы забыли мы имя Бога нашего, если бы простерли руки наши к богу чужому, 22 Не Бог ли взыскал бы за это? Ибо Он ведает тайны сердца. 23 Но за верность Тебе умерщвляют нас всяк день, для них мы, как овцы, отданные на заклание. 24 182 Восстань, – что опочил Ты, Господи? Восстань и не отринь нас до конца! 25 Что отвращаешь Ты лицо Твое? Забываешь нищету нашу и скорбь нашу? 26 Ибо унижена в прах душа наша, и на землю повержено тело наше. 27 Восстань, Господи, помоги нам и избавь нас во славу имени Твоего! 1 183 В конец, об имеющих измениться, сынов Кореевых, в поучение, песнь о Возлюбленном, 44. 2 184 Изрекло сердце мое слово благое, говорю Всевышнему Царю о соделанном мною; язык мой – трость книжника-скорописца.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010