Поскольку над телом первозданных стало властно тление, биологическое наследование его у их потомков является естественным и достодолжным [ 176 ]. Раз первозданные стали тленными, замечает в другом месте Иоанн Златоуст, «то мертвость вошла и в рождающихся по преемству» [ 177 ]. Поскольку грех имел следствием тление и смерть (духовную, телесную и вечную) и «поелику единожды примесилась к естеству смерть, то мертвость вошла и в рождающихся по преемству» [ 178 ]; тленность и смертность передались по наследству потомкам первозданных. Святитель Григорий Палама учит: поскольку Адам съел тлетворный плод и был побежден диаволом (Адам же есть «корень» человеческого рода), постольку он, «в свою очередь, произвел подверженные смерти отпрыски» [ 179 ]. Святитель Анастасий Синаит добавляет: так как Адам «рождал детей» после грехопадения, по естественной причине и «происшедшие от него как от тленного тленными произошли» [ 180 ]. Преподобный Никодим Святогорец замечает, что сказанное Богом Адаму: земля еси и в землю отидеши (Быт. 3, 19) — относилось и к Еве, «потому что и Ева явилась для Адама причиной преступления. Для всего «рода» было наказание, ибо через первозданных перешло на весь род человеческий» [ 181 ]. Ни один человек не избежал и не избежит смерти. Каждый смертный, который живет в этом мире, в землю пойдет, отнюдуже и создан бысть (Иов 34, 15). С того момента, как были услышаны страшные слова земля еси, и в землю отидеши, — брение снова возвращается в землю (Иов 10, 9) [ 182 ]. Пророк и царь Давид спрашивает: «Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти, избавит душу свою из руки адовы?» (Пс. 88, 49). Премудрый Сирах утверждает: …это приговор от Господа над всякою плотью. Итак для чего ты отвращаешься от того, что благоугодно Всевышнему? десять ли, сто ли, или тысяча лет, — в аде нет исследования о времени жизни (Сир. 41, 5–7). И хотя наше тело продолжает быть живым свидетельством особенной любви Божией — своей красотой, величием и гармонией, — оно очень недолговечно! Об этом убедительно говорит богодухновенный пророк, когда определяет наше тело как траву, которая утром цветет и зеленеет, вечером же опадает ее цвет, подсекается и засыхает (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Поэтому язычники Халдеи верили, что Божество ночью открывается во сне и дает предуказания касательно будущего. Господь явился во сне Авимелеху ( Быт.20:3 ), Лавану ( Быт.31:24 ), Соломону ( 3Цар.3:5–15; 9:2–4 ), пророку Даниилу ( Дан.7:1–28 ) и другим. Откровение Бога пророкам во сне признается обычной формой ( Чис.12:6 ). Божественное откровение в ночных видениях получали Авраам ( Быт.15:12 ), Самуил ( 1Цар.3:3 ) и Нафан ( 2Цар.7:4 ). В книге Иова 33:14–18 сообщение божественных откровений во сне и в экстазе считается обычным. И Валаам конечно не видел надобности оставлять этот общепризнанный способ вопрошения Божества 178 . И Вседержитель, созерцая пути спасения человечества, благоволил с целью испытания явиться Валааму: «и пришел Бог к Валааму, говорить выразительно» бытописатель, «и сказал: какие это люди у тебя». Это богоявление подобно явлению Бога Авимелеху ( Быт.20:3 ) и Лавану ( Быт.31:24 ); как там, так и здесь оно изображается словами: «и пришел Бог». Только там оно было неожиданно, здесь ожидалось с уверенностью. Там Он пришел во сне, здесь, по-видимому, в особом состоянии полузабытья, среднего между сном и бодрствованием. По своей форме это душевное состояние, может быть походило на то явление духа, о котором повествует один из друзей Иова Елифаз: «Среди размышлений, (говорить он), о ночных видениях, когда сон находить на людей, объял меня ужас и трепет, и потряс все кости мои. И дух прошел надо мною, дыбом стали волоса на мне. Он стал, но я не распознал вида его, только облик был пред глазами моими; тихое веяние, и я слышу голос»... ( Иов.4:13–16 ). Так или иначе, но Бог или Его Ангел явился Валааму 179 и, желая прямо показать Свое нерасположение к делу, по которому Валаам обращался, строгим тоном спросил: «какие это люди у тебя» ( Чис.22:9 ) 180 . Валаам отвечает кратким указанием на повод и цель прибытия моавитского посольства ( Чис.22:10–11 ), именно выставляет для снискания благоволения Божия несправедливое, якобы угрожающее Моавитянам поведение «вышедшего из Египта народа» и законное стремление Валака избавить свой народ от той горькой участи, которую только что вкусили от руки Израильтян Сигон Амморейский и Ог Васанский.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Правильное упражнение в добродетелях доставляет человеку блаженство на небесах. Это блаженство невозможно ни словом выразить, ни умом постигнуть, ни мыслью объять. 175. Ему же Сказано: не предавай меня на произвол врагов моих ( Пс. 26:12 ); так нам следует молиться об освобождении от нечистых страстей, которые суть души демонов. 176. Ему же Сказано Иаковом: Бог... даст мне хлеб есть и одежду одеться ( Быт. 28:20 ) – вот закон для монашеской жизни. 177. Ему же Самое великое благо – кротость; приобретя ее, великий Моисей видел Бога, как только возможно человеку. 178. Ему же В непорочности и чистоте подражай пророку Илии, который был подвижником и руководителем подвижников. Он первый показал нам целомудренную и равноангельскую 45 жизнь, за что и был восхищен на небо на огненной колеснице. 179. Ему же Называя нечестие самой тяжкой болезнью, ты не погрешаешь против истины. 180. Ритору Амфиктиону Получив большую прибыль, имея роскошную трапезу и почести, выше твоего достоинства, не беснуйся, но ожидай перемены и сократи свою надменность. Потому что нет ничего столь непрочного и жалкого, как удача человеческая. 181. Сенатору Иерию Как думаешь, многие ли сподобились блаженства слышать слово богомудрого Иоанна, Архиепископа Константинопольского 46 ? Ты, как пламенный любитель этих проповедей, можешь почитать себя блаженным. 182. Иподиакону Мариану К чему ты так щедро утучняешь свою плоть, которая еще немного – и станет пищей червей. 183. Иподиакону Гигантию Чтобы не утратить тебе дарований неустрашимости и совершенного бесстрастия и не поддаться печали, прислушайся к словам святого Моисея, который ободряет тебя, говоря: пошлю мир на землю [вашу], ляжете, и никто вас не обеспокоит, сгоню лютых зверей с земли [вашей], и меч не пройдет по земле вашей ( Лев. 26:6 ). Землей называется сердце человеческое, принимающее в себя добрые и плохие семена, а лютыми зверями – демоны и порочные помыслы. 184. Ему же Когда за терпение и молитву примем дарование свыше, тогда в состоянии будем обращать в бегство невидимых варваров, в трепете падающих под ноги наши. Как говорит пророк: те, кого боялись вы, ныне боятся вас. 185. Архидиакону Левкадию

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Притч. 24 :23. Это говорю я вам мудрым, чтобы знали: иметь лицеприятие на суде — не хорошо. Притч. 24 :24. Кто говорит нечестивому: «ты прав», того будут проклинать люди и ненавидеть народы. Притч. 24 :25. А обличающие 174 явятся лучшими, и придет на них доброе блогословение. Притч. 24 :26. Целуют уста, отвечающия добрые слова. Притч. 24 :27. Приготовь к окончанию дела твои, и соверши (их) на поле; ходи по следам моим и ты устроишь дом свой 175 . Притч. 24 :28. Не будь лжесвидетелем на ближнего твоего и не величайся своими устами. Притч. 24 :29. Не говори: как он поступил со мною, так и я поступлю с ним: отплачу ему за его обиду мне. Притч. 24 :30. Человек неразумный подобен полю, и человек скудоумный подобен виноградному саду. Притч. 24 :31. Если оставишь его, запустеет и весь заростет травою, будет брошен, и каменные ограды его обрушатся. Притч. 24 :32. Посему я раздумался, осмотрел (его) и извлек урок: Притч. 24 :33. «Немного дремлю, немного сплю и немного, сложивши, держу руки на груди». Притч. 24 :34. Если это делаешь, — придет, как прохожий, бедность твоя и нужда твоя, как хороший скороход 176 . Глава 25 Содержание. 1—7 ст. Правосудный и могущественный царь и его неограниченная власть над подданными; 8—17 — разсудительность, кротость и мудрость — украшение для человека; 18—21 — ссоры и вспыльчивость неприятны всем; 22—28 — блогодеяние врагам советуется праведному, а свары, переносы, самонадеянность — свойственны недостойным людям. Притч. 25 :1. Сии притчи Соломона, не приведенные в порядок, которые списали друзья Езекии, царя Иудейского. Притч. 25 :2. Слава Божия скрывает слово, а слава царя почитает дела 177 . Притч. 25 :3. Небо высоко, земля глубока, сердце же царя — неизследимо. Притч. 25 :4. Куй 178 неочищенное серебро и все начисто очистится. Притч. 25 :5. Не щади 179 нечестивых пред лицем царя, и престол его утвердится правдою. Притч. 25 :6. Не гордись пред лицем царя и на месте знатных не становись, Притч. 25 :7. Потому что лучше тебе, когда скажут «взойди ко мне», нежели когда понизят тебя пред лицем знатного.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Святитель Афанасий Великий говорит о псалме 23: «Настоящий псалом проповедует о Вознесении Господнем, о преподании учения язычникам и о том, как они соделаются достойными небесных селений». 176 Святитель Филарет Московский говорит, что этот псалом «написан Давидом после откровения о месте храма ( 1Пар. 21, 18; 22, 1 ), предварительно на случай внесения Кивота в будущее здание. Но новейшие толкователи относят псалом к перенесению Кивота в скинию Давида (2 Цар., 21). Как бы то ни было, в этом прообразовательном описании довольно ясно представлено шествие Божественного человечества Иисус Христова в нерукотворенную скинию небес». 177 Объясняя 1 стих псалма: «Господня – земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее на ней», святитель Филарет замечает, что это: «соответствует торжественному исповеданию Воскресшего, что Ему «дана всякая власть на небе и на земле» ( Мф. 28, 18 ). 178 Стих 7: «Поднимите врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь Славы!» Здесь толкователи видят пророчество о Вознесении Господнем. Святитель Афанасий толкуя слова «Возмите врата князи ваша», говорит: «Ангелы служат на земле Спасителю, при Вознесении Его, дают знать Небесным Силам, чтобы отверзли врата». 179 Стихи 8–10: «Кто сей Царь Славы? – Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани. Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь Славы! Кто сей Царь славы? – Господь сил, Он – Царь Славы». Святитель Афанасий так толкует эти слова: «Кто есть сей царь Славы? Вопрошают Горние Силы, изумевая пред чудесами домостроительства. Господь крепок и силен. Силы же дивятся тому, что видят Его во плоти, одушевленной душою разумною. Потому и вопрошают: кто есть сей Царь Славы? Господь сил, Той есть Царь Славы. Восшедшие с Господом Ангелы открывают Горним Силам тайну, что поправший врагов мысленных, Той есть Господь сил». 180 Псалом 30 «В псалме тридцатом, – говорит святитель Филарет Московский , – заключается последнее молитвенное воздыхание умирающего на кресте Иисуса Христа». 181

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Сихем, сын Еммора, любивший дочь Иакова Дину, прилепился к ней всей душой 176 . Книга Песнь Песней чрезвычайно наглядно изображает переливы чувств юношеской любви прекрасной Суламиты и ее возлюбленного в их взаимных обращениях друг к другу со словами ласки, насыщенными пламенной нежностью. «Да лобзает... меня (возлюбленный), – восклицает Суламита, – он между юношами, что яблонь между... деревьями. В тени ее я люблю сидеть.... Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною – любовь... Я изнемогаю от любви... Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему... На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя... и, не найдя... по улице и площадям города искала его, пока не нашла... и не привела его в дом матери моей... Голос возлюбленного моего! Он начал говорить: встань, возлюбленная моя... выйди!.. Пленила ты сердце мое... одним взглядом очей твоих... Не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно " 177 . В супружеской любви Библия отмечает не только наличие «услады», «нежности», дополнение недостающих качеств друг друга и силу чувства, но и явления, обременительные для взаимно любящих сторон 178 . По Библии, муж, любящий свою жену, как свое тело, как самого себя, нередко опечаливается то бесплодием жены, то язвительностью ее характера, чрезмерными требованиями, капризным плачем при неудовлетворении ее просьб 179 . Первая жена еврейского судьи Самсона неотвязно плакала пред мужем со словами: «Ты не любишь меня, потому-то не разгадаешь мне загадки». Вторая жена того же судьи, Далила, изводила его непрерывными требованиями открыть тайну его необычной силы, говоря ему: «Как ты говоришь: «Люблю тебя», а сердце твое не со мною?» 180 С другой стороны, и для жен супружеская любовь часто омрачается суровостью мужей, охлаждением их чувств, несправедливостью по отношению к детям 181 . Свои оттенки имеет, по Библии, также любовь учеников к своим учителям и наставникам. Любовь апостола Иоанна Богослова ко Христу Спасителю исполнена была нежности, глубины и поразительного внимания к Господню слову и действию. И себя этот апостол называет в своем Евангелии характерным именованием – ученик, которого любил Иисус 182 . На Тайной вечере он возлежал у груди Иисуса Христа 183 . Любовь к Спасителю привела апостола Иоанна Богослова, первого из апостолов, к вере в воскресение Христово и подсказала ему, по предчувствию его любящего сердца, что стоящий в виду апостолов на берегу Тивериадского озера есть действительно воскресший Господь 184 . Она же была причиной вручения Божией Матери попечительности девственного ученика распятым Спасителем 185 в последние минуты его земной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Сказал Иисус: «Истинно говорю тебе, что все эти звезды совершат все дела. Когда Саклас завершит время, назначенное ему, их первая звезда появится с родами, и завершат они то, что они сказали 176 . Тогда будут они блудить во имя Мое и убивать своих детей 177 , и будут они (…) и (…) (Пропущено несколько строк.) имя мое, и будет Он (…) твою звезду над (три)надцатым эоном». После того Иисус (засмеялся). Сказал Иуда: «Учитель, (почему Ты смеешься надо мною?)» Ответил (Иисус и сказал): «Я смеюсь не над (тобою), но над заблуждением звезд, ибо эти шесть звезд блуждают с этими пятью воинами, и будут они сокрушены вместе со своими творениями». Сказал Иуда Иисусу: «Что же будут делать те, кто крестился во имя Твое?» 178 Сказал Иисус: «Истинно говорю (тебе), что это крещение (…) имя Мое… (Существенный пропуск.) …Меня. Истинно говорю тебе, Иуда, те, кто приносит жертву Сакласу 179 (…) бог (…) все, что есть зло. Но ты превзойдешь их всех. Ибо ты принесешь в жертву мужа, облекающего Меня 180 . Уже рог твой вознесен, гнев твой воспламенился, звезда твоя воссияла ярко, и сердце твое (…) Истинно (говорю тебе,) твой последний (…) станет (…) горе (…) архонту, ибо будет он сокрушен. Тогда образ великого рода Адамова будет превознесен, ибо существует прежде неба, земли и ангелов тот род, который из вечных эонов 181 . Вот, Я рассказал тебе все. Подними очи твои и посмотри на облако, и на свет в нем, и на звезды, окружающие его. Звезда путеводная – это твоя звезда». Поднял Иуда очи свои и узрел сияющее облако и вошел в него. Стоявшие на земле услышали голос, пришедший из облака, говорящий, (…) великий род (…) образ (…) (Пропущено несколько строк,) (…) Первосвященники их роптали, ибо (Он) вошел в комнату для молитвы. Но некоторые книжники следили, чтобы схватить Его во время молитвы, так как они боялись народа, ибо все почитали Его пророком. Подошли они к Иуде и сказали ему: «Что ты делаешь здесь? Ты ученик Иисуса». Иуда ответил им, как они желали. И принял он от них деньги и предал им Его. Евангелие Иуды 182

http://azbyka.ru/iuda-i-evangelie-iisusa

Слова, с которыми бес обращается к Иисусу, выдают в нем существо, обладающее определенным знанием, которое, по крайней мере до времени, сокрыто от людей. Даже после того, как Иисус приобретает всеобщую известность, люди в своих мнениях о Нем разделяются, видя в Нем воскресшего пророка: либо Иоанна Крестителя, либо одного из древних пророков, например Илию или Иеремию ( Мф. 16:14 ; Мк. 8:28 ; Лк. 9:19 ). В рассматриваемом эпизоде люди представлены удивляющимися учению Иисуса: они явно не знают, кто Он такой, возможно, даже не знают Его имени. Бес, напротив, называет Его по имени и знает, что Иисус Назарянин – это Святой Божий 178 . В других описанных в Евангелиях случаях бесы также называют Иисуса по имени, употребляя по отношению к Нему выражения Сын Божий ( Мф. 8:29 ; Лк. 4:41 ) и Сын Бога Всевышнего ( Мк. 5:7 ; Лк. 8:28 ). Марк специально указывает, что духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий. Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным ( Мк. 3:11–12 ). Иоанн Златоуст отмечает: «Тогда как народ почитал Его человеком, бесы пришли исповедать Божество Его» 179 . Бесы, согласно Евангелиям, знают тот «секрет» Иисуса, который до времени скрыт от большинства людей 180 . В христианской традиции укоренено представление о том, что бесы верят в Бога. Апостол Иаков пишет: Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут ( Иак. 2:19 ). Однако вера для них не является спасительной, так же как и знание, которым они обладают. Согласно Иоанну Дамаскину , бесы иногда знают больше, чем люди. Однако если ангелы получают знание непосредственно от Бога, то бесы приобретают его собственными усилиями. Ни ангелы, ни бесы «не знают будущего, однако предсказывают: ангелы – когда Бог открывает им и повелевает предсказывать, почему их предсказания всегда сбываются, а демоны – иногда прозревая в отдаленные события, а иногда только догадываясь, почему они часто и лгут. Не должно им верить, хотя они… много раз говорят и правду» 181 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Смотри также Апост. 25. Правило 45 Если кто-то, приняв имя христианина, хулит Христа, нет ему никакой пользы от именования. Толкование Тот, кто уверовал во Христа и стал называться христианином 177 , должен и жить по заповедям Христа, в Которого он верует, чтобы через него прославлялся Бог , по сказанному: Так да светит свет ваш пред людьми – и т. д. ( Мф.5:16 ). Если же кто-то называется христианином, а заповеди Христовы преступает, то этим преступлением он хулит Самого Христа и только от того, что будет называться христианином, не получит никакой пользы, как сказал брат Божий Иаков: Что пользы, братия мои, если кто имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? (см. Иак.2:14 ). А Игнатий Богоносец так говорит в своем Послании к ефесянам: «Те, которые объявляют, что они Христовы, познаются не только из того, что они говорят, но и из того, что они делают, ибо дерево познаётся по плоду. Лучше молчать и быть, чем говорить и не быть. Царство Божие не в слове, а в силе 178 » 179 . Смотри также примеч. к Апост. 64 и Карфаг. 119. Правило 46 Та, которая по неведению вышла замуж за покинутого на время своей женой, а потом была им оставлена, потому что к нему вернулась прежняя жена, совершила блуд, но по неведению. Поэтому брак ей да не возбраняется, но лучше, если она останется так. Толкование Это правило дословно включено в VI Всел. 93, поэтому смотри его толкование там. Правило 47 Энкратиты, саккофоры и апотактики подпадают под одно и то же постановление, что и новациане, потому что о тех издано правило, пусть и в разных вариантах, а о первых умолчано. Мы таких перекрещиваем на том же основании, а если у вас такое перекрещивание запрещено ради некоей икономии, как и у римских отцов, – то все же пусть имеет силу наше слово 180 . Дело в том, что их ересь – это своего рода отрасль маркионитов, которые гнушаются браком, отвращаются от вина и создание Божие называют оскверненный. Поэтому мы не принимаем их в Церковь , если они не крестятся нашим крещением. Так что пусть не говорят, что крестились в Отца и Сына и Святого Духа, те, кто с Маркионом и прочими еретиками наравне считает Бога творцом зла. Таким образом, если будет это угодно, надлежит большому числу епископов собраться вместе и тогда изложить правило, чтобы и совершивший это был в безопасности, и отвечающий на вопрос о подобных предметах заслуживал доверия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Совсем незадолго до этого прочитано: «Не останется (non permanebit 175 ) Дух Мой в этих людях вовек» 176 . Он не говорит «не будет», но «не останется». Одного видел Иоанн Единственного, в котором Дух остался, и был [явлен] такой знак: «На Ком ты увидишь Духа нисходящего и почивающего (manentem) на Нем, тот есть Сын Божий». Вот [например, кто-то] послужил Слову Божию, когда сошел Дух; но спустя немного [времени] он [уже] грешит, немного позже он говорит порочные слова; да я и не знаю, остался ли бы он без греха. Считаешь ли ты, что возможно грешить, когда присутствует Дух? Итак, ни на ком [другом] не остался Дух Божий, согласно написанному: «Вышел жезл из корня Иессеева, и цветок взошел от корня его, и почиет на нем Дух Божий, Дух премудрости, Дух разума, Дух совета и крепости». Поэтому Он есть Ангел великого со­вета; поэтому Он усилился и, усилившись, вознесся; и удивляются силы [небесные] тому, что Он возносится, и говорят о Нем: «Он – Господь сильный и могучий в сражении» 177 . Итак, я еще буду говорить о Восшедшем на небеса, или о силе Его: «И почиет на Нем дух совета и крепости»; «крепость моя и слава моя Господь, и Он явился мне во спасение». Итак, почил на Нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и кре­пости, Дух ведения и благочестия, и исполнит Его Дух страха Божия 178 . III. Итак, [эти] женщины просят человека, на которого они притязают, и обступают его всемером. В первую очередь нам важно выяснить, когда семь женщин возьмутся (recipiant) за одного мужчину. – Когда твердыни Иерусалима будут унижены 179 , когда ларцы их будут плакать по украшениям 180 дочерей Сиона 181 , когда [Иерусалим] оставлен будет один, когда будет брошен на землю 182 , тогда возьмутся (apprehendent) семь женщин за одного мужчину, говоря: «Свой хлеб будем есть и в свою одежду будем одеваться, только именем твоим пусть будем называться» 183 . Так схватят Его и поистине удержат семь жен Человека Единого, Иисуса Христа Господа нашего: в соответствии с этим истолковывается мужчи­на, в соответствии с этим Он родился, в соответствии с этим Он принял тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010