1998. Сб. 34. С. 356-361; Обращения к представителям власти/Публ. и примеч. О. Косик//Богословский сб./ПСТБИ. 1999. Вып. 4. С. 225-252; Молитва всех вас спасет: Мат-лы к жизнеописанию свт. Афанасия, еп. Ковровского/Сост. О. В. Косик. М., 2000; Собрание писем свт. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского, исповедника и песнописца. М., 2001. Ист.: Епископы-укрыватели//Призыв. Владимир, 1922. 52. 21 апр.; К суду над епископами-укрывателями//Призыв. 1922. 66. 3 июня; Еп. Афанасий: Некролог//ЖМП. 1962. 12. С. 15-17; Трапани Н. В. Еп. Афанасий (Сахаров): (Восп.)//Вестн. РХД. 139. С. 195-217; Фудель С. И. Воспоминания. Гл. 7: Еп. Афанасий//Новый мир. 1991. 4; Вострышев М. Следственное дело 36960: (По архивам КГБ)//ЖМП. 1993. 3. С. 15-18; Житие свт. Афанасия еп. Ковровского, исповедника и песнописца (1887-1962). М., 2000; Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.: Обзор Деяний. 3-я сессия/Сост. А. Г. Кравецкий, Г. Щульц. М., 2000. С. 163-168, 177-178, 357; После Туруханской ссылки: Письма священномученика митр. Кирилла Казанского к священноисповеднику еп. Афанасию Ковровскому/Публ., примеч. и подгот. текста О. В. Косик//Богословский сб. 2001. Вып. 8. С. 352-363. Лит.: Крестный путь преосв. Афанасия (Сахарова)//Вестн. РХД. 1983. 107. С. 170-211; Кравецкий А. Г., Плетнёва А. А. Деятельность еп. Афанасия (Сахарова) по исправлению богослужебных книг//Славяноведение. 1996. 1. С. 114-124; Косик О. В. Из истории Владимирской епархии (1917-1923)//Богословский сб./ПСТБИ. 2000. Вып. 4. С. 26-75; она же. Церковная история перевернула страницу: (К истории письма священноисповедника еп. Афанасия Ковровского о воссоединении с Московской Патриархией, 1955 г.)//Ежег. Богосл. конф. ПСТБИ: Мат-лы, 2001. М., 2002. Рубрики: Ключевые слова: ВИКТОР (Островидов Константин Александрович;1878-1934), еп. бывш. Глазовский, священноисп. (пам. 19 апр., 18 июня, в Соборе Вятских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕРМОГЕН (Долганёв (Долганов) Георгий Ефремович; 1858 - 1918), еп. Тобольский и Сибирский, сщмч. (пам. 16 июня, 20 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Саратовских святых) ЛУКА (Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович 1877 - 1961), архиеп. Симферопольский и Крымский, ученый-медик, духовный писатель, священноисп. (пам. 29 мая, 5 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборах Архангельских, Крымских, Красноярских, Курских, Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/76846.html

Ложь ...Те, которые лгут, отвергают Господа, и не возвращают Ему залога, который получили; а они получили от Него дух нелживый. Если они возвращают его лживым, то бесчестят заповедь Господа и делаются похитителями (св. Ерм , 94, 182). Надобно остерегаться... обмана не только явного и очевидного, но и такого, который прикрыт тонким лукавством и хитростью (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 178). Источник. Бегай лжи, иначе она отгонит от тебя страх Божий (прп. Антоний Великий , 89, 103). Источник. Обучим язык наш славословию Божию, молитве и правде, чтобы избавиться от лжи (когда она изыдет нам в сретение) (прп. авва Исаия , 59, 91). ...Ложь рождается от любления славы человеческой; но кто удаляется оной со смирением, в сердце того возрастает страх Божий (прп. авва Исаия , 59, 214). Если кто солжет пред тобою, не гневайся, но скажи: прости мне (прп. авва Исаия , 89, 446). ...Привычка ко лжи делается матерью лжи, и искусившийся в воровстве легко отваживается на неправое дело, потому что предшествующий грех делается поводом к новому греху (свт. Василий Великий , 6, 273). Источник. Надобно ли лгать, имея в виду что-нибудь полезное? Сего не дозволяет сказанное Господом, Который решительно говорит, что ложь от диавола (см.: Ин. 8, 44 ), не показывая никакого различия во лжи (свт. Василий Великий , 9, 213–214). ...Злополучен и жалок, кто коснеет во всякой лжи, потому что диавол искони ложь есть (ср.: Ин. 8, 44 ). Кто коснеет во лжи, тот не имеет дерзновения, потому что ненавистен и Богу, и людям (прп. Ефрем Сирин , 30, 19–20). Источник. У дерзкое сердце, и он не закрывает сего; он охотно выслушивает тайны и легко открывает их; он умеет низлагать языком своим и тех, которые твердо стоят в добре (прп. Ефрем Сирин , 30, 20). человек ни в каком деле не заслуживает одобрения и во всяком ответе подозрителен (прп. Ефрем Сирин , 30, 20). ничего не говорит без клятвы и думает убедить многоглаголанием. Лжец многоизобретателен и изворотлив. Нет язвы глубже этой, нет позора выше этого. Лжец для всех гнусен и всем смешон. Поэтому будьте внимательны к себе, братия, не коснейте во лжи (прп. Ефрем Сирин , 30, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В нач. XX в. сщмч. Никодим (Кононов) составил «Диптих соловецких подвижников благочестия», в который внес имена «еще незримых миру подвижников благочестия», хранящиеся «в памяти обители». В числе других преподобных отцов, «в подвизех пустыннаго жития просиявших», он включил в него имена обоих учеников прп. Елеазара - Никифора и Н. (см.: Никодим (Кононов). 1900. С. 101). Ист.: Житие и чудеса прп. отца нашего Елеазара чудотворца, начальника Анзерского скита, собрано от многих и верных сказителей и списано вкратце//ПС. 1860. 1. С. 113-114; 2. С. 245; Жития Елеазара Анзерского//Прп. Елеазар, основатель Св.-Троицкого Анзерского скита/Изд. подгот.: С. К. Севастьянова. СПб., 2001. С. 123-124, 129-130, 143-144; Док-ты Соловецкого архива об Анзерском ските//Там же. С. 207; Вкладная книга Анзерского скита//Там же. С. 219, 237-238, 250. Лит.: Досифей (Немчинов), архим. Геогр., ист. и стат. описание ставропигиального Соловецкого мон-ря. М., 1836. С. 325, 332; Сырцов И. Прп. Елеазар, основатель и строитель Анзерского скита, принадлежащего Соловецкому мон-рю//Странник. 1873. Февр. С. 59, 80; Соловецкий патерик. М., 1873. С. 93, 106-107; Строев. Списки иерархов. 1877. Стб. 834; Ист. описание Св.-Троицкого Анзерского скита на Анзерском о-ве, с прил. Жития прп. Елеазара Анзерского, основателя Троицко-Анзерского скита. Архангельск, 1882. С. 24, 44-45; Никодим (Кононов), иером. Соловецкие подвижники благочестия в XVIII и XIX ст.//Странник. 1895. Окт. С. 178-179; он же. «Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, которые известны по описаниям» и ист. сведения о церк. их почитании: Агиол. очерки. СПб., 1900. С. 73, 86, 101; он же. Архангельский патерик: Ист. очерки о жизни и подвигах рус. святых и нек-рых приснопамятных мужей. СПб., 1901. С. 45-46; Прп. Елеазар, основатель Св.-Троицкого Анзерского скита. СПб., 2001. С. 30-34, 74, 406; Севастьянова С. К. Макарий//СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 322-323; она же. Библиотека Анзерского скита 1-й пол. XVII в.: Опыт реконструкции по описи 1676 г.//Там же. С. 155, 174; Соловецкий мон-рь: Анзер и его святыни/Сост.: В. П. Столяров. М., 2002. С. 14, 68, 74; Старицын А. Н. Анзерские старцы//Старообрядчество: История, культура, современность: Мат-лы Х междунар. науч. конф. (15-17 сент. 2011 г.). М.; Боровск, 2011. Т. 1. С. 5-13; Осипенко М. В. Соловецкая обитель: история и святыни: кн. паломника. Соловки, 2014. С. 92, 534.

http://pravenc.ru/text/2565568.html

Нило-Сорская пуст. и ее подвижники. Кириллов, 1914; Романенко Е. В. Первый скит России: Страницы истории XV-XX вв.//К свету. М., 1997. Вып. 15: Край Кирилла Белозерского. С. 83-87; она же. Иконография Нила Сорского: Традиции почитания//Рус. агиография: Исслед. Мат-лы. Публ. СПб., 2017. Т. 3. С. 159-175; Смирнова А. В. Книги из Нило-Сорской пуст. в собр. КБМЗ//Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 2001. Вып. 4. С. 117-118, 121-122, 124. Примеч. 19; Стрельникова Е. Р. Прот. Валентин Парамонов//Рассказ о Е. В. Тихоновой/Сост.: А. Е. Фёдоров. М., 2002. С. 178-181; Шевченко Е. Э. Служба и Житие прп. Нила Сорского, сост. в сер. XIX в. иеросхим. Нилом (Прихудайловым)//Рукописная книга Др. Руси и слав. стран: От кодикологии к текстологии. СПб., 2004. С. 166-186; она же. История создания Жития прп. Нила Сорского//Рус. агиография: Исслед., публ., полемика. СПб., 2005. С. 744-760; Прп. Нил Сорский и основанная им пустынь: К 500-летию со дня преставления святого: Кат. выст. Кириллов, 2008. С. 30-31. 35; С. 43. 59; С. 50. 74; С. 51. 75, 76; С. 52-53. 77-79; Подписные и датированные произведения церк. искусства: Кат. выст./Сост.: М. Н. Шаромазов. Кириллов, 2017. С. 10-11, 272-277, 282-285. Кат. 94, 97, 98. Е. В. Романенко Рубрики: Ключевые слова: ВИССАРИОН (Толмачёв Василий Максимович; 1808 - 1862), иеросхим., основатель и 1-й игумен Свято-Андреевского скита на Афоне ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ИЛАРИОН (Кириллов Иван Андреевич; 1776 - 1851), архим., настоятель Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы и тихвинского Большего в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рей, духовный писатель ИЛИЯ (1-я пол. XVI в.), новгородский иером., свящ. домовых владычных церквей, агиограф и гимнограф, миссионер, вероятно, архиепископский нотарий МАРКЕЛЛ (Безбородый?), игум., агиограф, гимнограф и распевщик (?), принадлежавший к писательскому кругу митр. Московского и всея Руси Макария МОИСЕЙ игум. киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила мужского монастыря (не ранее 1189 - нач. XIII в.), древнерусский писатель НИКОДИМ (Кононов Александр Михайлович; 1871-1919), сщмч. (пам. 22 окт., 28 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Белгородский, духовный писатель, агиограф

http://pravenc.ru/text/2577629.html

Большинство верующих в О. о.- православные. По данным Мин-ва юстиции РФ на дек. 2018 г., в О. о. зарегистрировано 209 религ. орг-ций, из к-рых 178 представляют РПЦ (входят в Орловскую митрополию ). Имеется по 1 орг-ции старообрядцев и католиков, 24 - протестантов, 3 - мусульман, 2 иудейские общины. Русская Православная Церковь Активное распространение Православия в регионе началось в кон. XI - нач. XII в. и было связано с проповеднической деятельностью среди вятичей. Одним из миссионеров стал сщмч. Кукша , убитый вятичами в 1-й четв. XII в. вместе с его учеником (по поздней версии, прмч. Никоном). Св. мощи «апостола вятичей» были помещены в Ближние (Антониевы) пещеры Киево-Печерского монастыря, где пребывают вплоть до наст. времени. Несмотря на активную миссионерскую деятельность, языческие верования в регионе еще долго сохраняли свои позиции. С нач. XII в. регион находился в юрисдикции Черниговской епархии (см. Черниговская и Новгород-Северская епархия ), центр к-рой после монг. нашествия переместился в Брянск. В сер. XIV - кон. XV в. сложная политическая история региона способствовала тому, что Брянская епархия периодически выходила из-под контроля митр. Киевского (с 1448 - Московского) и всея Руси, оказываясь полностью или частично в юрисдикции Литовской митрополии и Западнорусской митрополии . Вероятно, с этим связаны события, описываемые в «Сказании о крещении мценян в 1415 г.», к-рые Р. А. Беспалов отнес к ситуации, когда Мценск, находившийся под адм. властью литов. наместников, оказался на пограничной территории 2 митрополий. В этой связи проясняются мотивы похода московских и можайских войск на Мценск вместе с пресвитером митр. Киевского и всея Руси Фотия, который 7 июня совершил т. н. крещение мценян ( Беспалов. 2009. С. 30). После включения Верховских княжеств в состав Русского гос-ва (1494, 1503) зап. и юго-зап. районы совр. О. о. (зап. часть Карачевского у., затем вошедшая в состав Болховского и Дмитровского уездов Орловской губ.) оказались в юрисдикции Смоленской епархии, после 1611 г. перешли в состав Патриаршей обл., в 1721 г.- Синодальной обл., а в 1742 г.- Московской епархии. Основная часть совр. О. о. находилась до 1764 г. в юрисдикции Крутицкой кафедры , в т. ч. города Болхов, Ливны, Мценск и Новосиль с уездами. Города Кромы и Орёл с их уездами принадлежали Коломенской епархии (до 1657, 1667-1764) и входили в состав Патриаршей обл. (1657-1667).

http://pravenc.ru/text/2581553.html

Наружный серебряный оклад был изготовлен в 1844 г. на средства с.-петербургского купца Старчикова (Там же. Л. 25 об.- 26). Рядом с ракой прп. Мартирия находилось погребение митр. Корнилия. В 1912 г. была установлена новая мраморная гробница. У гробницы в деревянном футляре хранились мантия «светлокофейного цвета, богатой материи», клобук с жемчужным крестом и четки. На футляре имелась надпись: «Лета 7185 (1677) августа 6 дня переведен из Казани в Новгород Корнилий митрополит, а взят с Казань из Зеленецкой пустыни, а прежде того времени был на Тихвине архимандрит. И оставил митрополию, сошел с престола в Зеленецкую пустыню построения своего 7203 (1695) марта в 3 день, в 4 неделю Великого поста. На престоле был 20 лет 7 месяцев. Преставился 7206 (1698) года марта в 5 день на память св. мученика Конона Градаря, на сырной неделе в пяток, в 8 часов нощи и погребен в той же Зеленецкой пустыни Иовом, митрополитом Великого Новграда и Великих Лук, в субботу 3 поста марта в 26-й день, и после отшествия ко Господу в будущий век, положено на сохранение в предыдущие лета его архиерейства: мантия со источники, клобук и лестовка вязаная черная в сем ковчеге…» (Зеленецкий Троицкий мон-рь. 1883. С. 473-474). В З. м. хранились и др. вещи митр. Корнилия: епитрахиль «лазоревого бархата, затканная золотом и обложенная зеленою камкою; она по древнему обычаю составлена из ораря, сложенного пополам и состегнутого одиннадцатью пуговицами» (Там же. С. 474); костяной и деревянный посохи (3-й из сохранившихся в обители посохов, по преданию, принадлежал прп. Мартирию); наперсный крест с надписью: «Лета 7203 (1595), месяца октября, сей крест сребряной позлащен с мощами святых построил Великий Господин Преосвященный Корнилий митрополит Великого Новаграда и Великих Лук в Троицко-Зеленецкий монастырь своею келейною казною; весу в нем 178 золотников». В крест были вложены частицы мощей ап. Матфея, сщмч. Дионисия Ареопагита, свт. Григория Богослова, прав. Лазаря, мч. Феодора Тирона, священноисп. Михаила Синадского, вмц. Анастасии, мч. Иакова Персиянина, мц. Татианы, мч. Евстафия, прп. Евфимия Суздальского. Личными вещами митр. Корнилия считались складни в сребропозлащенных окладах «мерою в 5 вершков» Деисуса, арх. Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, преподобных Кирилла Белозерского, Антония Римлянина, Варлаама Хутынского и Александра Свирского, а также священноисп. Василия Анкирского и мц. Параскевы, к-рые, согласно монастырскому преданию, были небесными покровителями родителей митр. Корнилия. Ко времени, когда мон-рем управлял святитель, относили сооружение древних царских врат.

http://pravenc.ru/text/199709.html

Мелехов Д. Е. 1029 Мелехова Г. Н. 2932 Мелиоранский Б. М. 1483 Мелитон Сардский (Сардийский; ошибочно: Сардикский), (свт.) 331, 332, 2252 Мелхиседек (Лихачев), архим. 2293 Мельникас С., свящ. 2394 Мельникова Е. А. 1271 Мень А. В., прот. 28, 101, 107, 119, 168, 194, 201, 219, 221, 527, 887, 1011, 1012, 2037, 2822 Менькова И. Г. 1332 Меняйло В. А. 2481, 2537 Мерперт Н. Я. 238, 2873, 2874 Мерсенье Э. (Mercenier E.) 2246 Мерсер Н. 1590 Мертон Т., католич. монах-траппист 1838 Мессори В. 1834 Металлов В. М., прот. 3131, 3132 Мефодий (Ермаков), иером. 1524 Мефодий (Кульман) , еп. 2365 Мефодий Моравский, равноап., свт. 556, 616, 1241, 2388 Мефодий (Немцов), митр. Астанайский и Алма-Атинский 1114,1306, 1591, 2807 Мефодий Патарский , сщмч. 333, 334, 449–452 Мефодий (Смирнов) , архим. 21 Мецгер Б. М. 46, 47, 49, 50, 108, 178, 198 Мещерская Е. Н. 2514 Милле Г. 2560 Миллер Т. А. (крипт.: Т. М.) 124–126, 164, 290, 292, 306, 339, 350, 353, 433, 439, 1014, 1016, 1026, 1033, 1303, 1414, 1502, 1738, 2198, 2239, 2333 Минаков А. Ю. 2918 Минней (Минни) Р. 1553, 2030, 2632–2634, 2665 Миннера Р. 1828 Минуций Феликс 335 Миролюбов И. 729 Миронов А. 539 Миронова Е. М. 1139 Миронова Т. Л. 2955 Миронович И. П. 988 Мирчинк М. И., урожд. Залесская 1030 Мисиюк В. 587, 940 Мисюревич О. Е. 2897 Митропулос Н. (Mitropoulos N.) 2528 Митрофан (Шкурин), иером. 1064 Митрофан (Ярославцев), архим. 1192, 2331 Митрофанов Г., прот. 1133, 1344, 1642, 1751, 2676, 2689, 3093 Митрофанова Т. П. 311 Михаил (Грибановский) , еп. Таврический 230, 1399 Михаил (Десницкий) , митр. Новгородский и Санкт-Петербургский 62 Михаил Керулларий, патр. Константинопольский 1943 Михаил (Мудьюгин) , архиеп. Вологодский и Великоустюжский 210, 984, 1432–1434, 1479, 1484, 1829, 1878, 1902, 1963, 2068, 2169–2172, 2244, 2770 Михаил (Семенов), архим. (впоследствии старообрядческий епископ) 3129 Михаил Тверской, блгв. кн., св. 1286 Михаил (Чуб), архиеп. Тамбовский и Мичуринский 40, 333, 334, 449–452, 479, 1857, 2096 Михайлов Б., свящ. 1027,1065, 2618

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда умер Михаил Клопский и кто предсказал церк. карьеру новгородскому архиеп. Ионе?//Славяноведение. 2005. 4. С. 43-49; он же. К биографии и генеалогии Михаила Клопского//Средневек. Русь. М., 2006. Вып. 6. С. 178-209; Поляева Н. К. «Житие Михаила Клопского» - оригинальный памятник древнерус. лит-ры XVI в.//Традиции и новации в отеч. духовной культуре: Сб. мат-лов 3-й Южно-Уральской межвуз. науч.-практ. конф. Челябинск, 2006. С. 88-93; Великий Новгород: История и культура IX-XVII вв.: Энцикл. словарь. СПб., 2007. С. 176-177; Ранчин А. М. Житие Михаила Клопского//Лит-ра Московской и домосковской Руси: Аналит. пособие/Отв. ред. А. С. Демин. М., 2007. С. 355-362; СККДР. 2012. Вып. 2. Ч. 3. С. 146-148; Жуков Д. А. К истории текста Рассказа о предсказании Ионе Новгородскому архиепископства//Словне=Slovene. 2017 (в печ.). А. А. Турилов Иконография Прп. Михаил Клопский в молении Св. Троице на фоне Клопского мон-ря. Икона. Ок. 1865 г. (Успенская ц. в дер. Курицко Новгородского р-на) Прп. Михаил Клопский в молении Св. Троице на фоне Клопского мон-ря. Икона. Ок. 1865 г. (Успенская ц. в дер. Курицко Новгородского р-на) Облик М., описанный в толковых иконописных подлинниках, где содержатся сведения о форме бороды и об особенностях облачения, создает наглядное представление о внешности святого в ряду вселенских и рус. святых. Как в рукописях лицевых иконописных подлинников, так и в гравюрах календарных святцев в разные хронологические периоды (XVII-XX вв.) М. изображался иногда знаково-графично, иногда с элементами натурализма. Он имеет удлиненную, чуть суженную книзу бороду, образцом для которой служил чаще всего тип бороды, характерный для свт. Василия Великого, сщмч. Власия Севастийского, прп. Варлаама Хутынского. Так, в подлиннике XVII в. сказано: «Брада надседа, доле Василия Кесарийского, на конце поуже, риза худа преподобническая» (ИРЛИ. Бобк. 4. Л. 64, под 11 янв). В подлиннике 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524) описание М. приведено дважды, причем в одном случае его облик уподоблен облику прп.

http://pravenc.ru/text/2563470.html

Корнилию о высылке в Москву келейной рухляди бывшего архиеп. Н. Г. 1621, авг. 28//Там же. Ф. 1260. Оп. 1. 61; Арх. СПб ИИ РАН. Ф. 117: Коллекция П. И. Савваитова (челобитные Н. Г. царю Михаилу Феодоровичу 1614 г.: 40, 47, 49-51; грамоты и памяти Н. Г. разным лицам: 30, 39, 46, 55; челобитные и отписки Н. Г. разных лиц: 31, 45, 48, 59 и др.); РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 62. Л. 1294-1354. Соч.: Суворов Н. И. О присоединении Двины, Ваги и Каргополя от Новгородской к Вологодской епархии при царе Иване Васильевиче Грозном и вторично при царе Михаиле Федоровиче: [Две челобитные архиеп. Вологодского Нектария царю Михаилу Федоровичу 1613 г.]//Вологодские ГВ. 1862. 28. Ч. неофиц. С. 114-115; он же. Описание Вологодского кафедрального Софийского собора. М., 1863. Прил. С. 175-178. 40 (1-4) [Грамоты Н. Г. на Вологду]. Ист.: Грамота патр. Филарета Никитича Новгородскому митр. Макарию о разрешении Вологодского архиеп. Нектария, жившего на смирении в Новгородском Кириллове мон-ре, 1621, 24 мая//ЧОИДР. 1866. Кн. 3. Смесь. С. 8-10; РИБ. Т. 2. 190. Стб. 865-894; Т. 35. 347. Стб. 663-664; Гневашев Д. Е., Черкасова М. С. Жалованная грамота царя Михаила Федоровича Вологодскому архиеп. Нектарию: Янв. 1614 г.//Ист. архив. 2013. 1. С. 151-167. Лит.: Муравьёв А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Ч. 1; Суворов Н. И. О вторичном присоединении Двины, Ваги и Каргополя от Новгородской к Вологодской епархии в нач. XVII в.//Вологодские ГВ. 1862. 42. Ч. неофиц. С. 159-160; он же. Ист. сведения об иерархах Древне-Пермской и Вологодской епархии//Вологодские ЕВ. 1865. 20. Приб. С. 794-798; Каптерев Н. Ф. Ахридские архиепископы и подчиненные им иерархи разных кафедр, являвшиеся в Москву за милостынею в XVI, XVII и в нач. XVIII ст.//ПрТСО. 1888. Ч. 41. С. 105-152; Снегаров И. История на Охридската архиепископия. София, 19952. С. 194-196; Макарий. История РЦ. Кн. 6; Гневашев Д. Е., Черкасова М. С. Великокняжеские и царские жалованные грамоты Вологодскому архиерейскому дому XVI - нач. XVII в.//Ист. краеведение и архивы. Вологда, 2011. Вып. 18. С. 3-24; Черкасова М. С. Архивы вологодских монастырей и церквей XV-XVII вв.: Исслед. и опыт реконструкции. Вологда, 2012. И. А. Устинова Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/2564890.html

П., к-рая была составлена афонским мон. Геннадием Микраяннанитисом (Ακολουθα το σου Πατρς μν Ισδωρου το Πηλουσιτου κα το γου νδξου μεγαλομρτυρος Ισιδρου το ν Χ. Αθναι, 1966). Последование И. П., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 8-го гласа       (только в славянских); кондак 4-го гласа     (только в славянских); канон авторства Феофана Начертанного с акростихом Σ τν μοναστν τ κλος μλπω, πτερ (Тя, монашествующих славу, пою, отче) плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа ирмос: Ως ν περ (      ), нач.: Συντετριμμνης καρδας (    ); цикл стихир-подобнов; седален. Э. П. Л. Иконография В греч. иконописном подлиннике - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - описание облика И. П. приведено в разд. «Преподобные отцы наши отшельники» (Ч. 3. § 13. 22): «Святой Исидор Пелусиот, старец с остроконечною бородою, говорит: кто возненавидел мир, тот избежал сетей врага» (Ерминия ДФ. С. 171). В рус. иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) подчеркивается преклонный возраст И. П.: «…подобием вельми стар, сед, брада меньше Власьевой (сщмч. Власия Севастийского.- Э. Ш.), на концы вдвоем, риза преподобническая, испод вохра с белилом» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 265; то же см.: Большаков. Иконописный подлинник. С. 70). В. Д. Фартусов в «Руководстве к писанию икон» (М., 1910) вносит колоритные дополнения в характеристику образа святого: «...глубокий старец египетского типа, многоволос, т. е. обросший густыми волосами, с большой, на конце раздвоенной бородой, лицом и телом очень худ от поста и трудов; в мантии и епитрахили, как пресвитер или игумен. В руках хартия с надписью: Добродетельному человеку подобает не гордитися от добрых своих дел, но смиренная о себе мудрствовати» (С. 178). На миниатюре из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 371, 1-я четв. XI в.) И. П. изображен вполоборота вправо, его взор обращен к небесному сегменту, из к-рого исходят лучи, руки протянуты в молении; в пейзажный фон с горками и редкой растительностью включены архитектурные сооружения.

http://pravenc.ru/text/674914.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010