В Абхазии к моменту приезда туда К. была довольно сложная политическая обстановка. После вхождения этих территорий в состав России здесь, как и на остальных груз. территориях с нач. XIX в., произошли значительные изменения: появление рус. переселенцев способствовало увеличению количества незнакомого с местными обычаями русскоязычного духовенства, возникновению нетипичных для данных мест храмовой архитектуры, церковного пения, иконописи и т. д. В Абхазии усиливалось культурное влияние русских, и оно было благосклонно воспринято кавказскими народностями, которые противопоставляли себя груз. этносу, стремившемуся к объединению груз. исторических территорий и груз. этнографических групп. К. противопоставил свою деятельность российской политике, не признававшей особого права грузин на территории в Абхазии. Жандармский надзор за К. снят не был. Так, помощник начальника Кутаисского губернского жандармского управления в Сухумском окр. в донесении 178 от 17 февр. 1907 г. писал, что К.- «одна из главных поддержек существующей в названном округе партии социалистов-федералистов», он добивается введения грузинского языка в народных школах и за богослужением, принимает участие в издании материалов, доказывающих принадлежность этого региона Грузии (ГАРФ. Ф. 102. Оп. 1908. Ед. хр. 72. Ч. 11. Л. 17). К. считал, что его назначение на Сухумо-Абхазскую епархию обусловлено необходимостью удовлетворения религ. и национальных требований и умиротворения местного населения. К. не только восстановил богослужение и обучение на груз. языке, что до него было полностью запрещено еп. Сухумским Арсением (Изотовым) (1895-1905), но и ввел аналогичные права для абхазской паствы. Обстановка в Тифлисе также была накалена, вопросы об автокефалии ГПЦ, о возрождении груз. монархии и об отделении Грузии стали открыто обсуждаться в печати. В 1905 г. еп. Имеретинский сщмч. Леонид (Окропиридзе) образовал «Братство восстановления независимости (свободы) Грузинской Церкви»; по данным полиции, братство начало сотрудничать с революционными орг-циями леворадикального толка (анархистами). Одновременно сформировалось праворадикальное движение рус. националистов, что усилило взаимную нетерпимость населения Закавказья ( Хижий. 2006). 10 авг. 1905 г. братство обратилось к груз. духовенству с воззванием о поддержке движения автокефалистов (ЦГИАГ. Ф. 1458. Ед. хр. 173. Л. 16; РГИА. Ф. 1579. Оп. 1. Ед. хр. 170. Л. 1-15).

http://pravenc.ru/text/1840501.html

в С.-Петербурге, а 2 июня 1913 – Православного Карельского братства св. вмч. Георгия. Неоднократно приезжал в Петрозаводск, в том числе в июне 1912 для возглавления крестного хода в с. Поросозеро, в ноябре 1916 – на погребение епископа Никанора. В 1919 был временно управляющим Олонецкой епархией и 3–5 октября посетил Петрозаводск. См.: «Дело» митрополита Вениамина (Петроград, 1922 г.). М. 1991; Бовкало А., Галкин А. Священномученик митрополит Вениамин. (Доклад, прочитанный на научной конференции, посвященной 250-летию Санкт-Петербургской епархии, 7 сентября 1992 года).//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. вып. 11. С. 65–71; Бовкало А., Галкин А. Родился сын Василий... Установлена точная дата рождения св. митрополита Вениамина.//Вечерний Петербург. 1995. 148 (14. VIII). С. 3; Бовкало А. А., Галкин А. К. Св. митрополит Вениамин и Петроградский Богословский институт.//Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Материалы. М. 1999. С. 350–356; Бовкало А. А. Вениамин (Казанский), сщмч.//Православная энциклопедия. Т. VII. С. 617–623. Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Вып. 32 38, 64, 68, 150, 162, 171, 172, 178, 182, 184, 187, 193, 194, 195, 197, 203, 205, 207, 208, 216, 217, 218, 219, 221, 224, 225, 226, 228, 233, 234, 236, 237, 243, 245, 246, 247, 248, 249, 251, 252, 256, 262, 263, 264, 270, 271, 273, 276, 277, 279, 303, 307, 473, 487 Вениамин (Муратовский Василий Антонович); (18 апреля 1855 – 6 мая 1930). Окончил Казанскую ДС (1877). С 1877 – надзиратель Казанского ДУ. С 1 декабря 1877 – священник казанской Духосошественской церкви. В 1892 поступил в Казанскую ДА, которую окончил в 1896, к. б. Пострижен в монашество, возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Череменецкого монастыря С.-Петербургской епархии. С 26 октября 1897 – епископ Ямбургский, викарий С.-Петербургской епархии, с 3 декабря 1898 – Гдовский, с 10 июля 1901 – Калужский и Боровский, с 31 декабря 1910 – Симбирский и Сызранский. С 6 мая 1915 архиепископ. Член Собора 1917–1918 года. С 13 июля 1920 архиепископ Рязанский и Зарайский. В 1922 уклонился в обновленчество. С сентября 1923 митрополит Ярославский. Участник обновленческих соборов 1923 и 1925. С 8 января 1924 – митрополит Ленинградский, 9 сентября 1925 утвержден митрополитом Северо-Западной области. С 19 мая 1927 – митрополит Московский и Коломенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А. опубликовал более 100 статей и брошюр, оставил множество сочинений в рукописях, созданных в 20-30-х гг. и посвященных полемике с обновленчеством («Можно ли верить обновленцам? Житие обновленческого епископа Зосимы-Александра-Зосимы», «Десять писем о церковном обновлении» и проч.), церковно-гос. и внутрицерковным отношениям («Письма о церковно-общественной жизни», «Об истинно-церковной жизни и о подделках ее (о православии со взломом)», «О радостях митрополита Сергия», «О модернизированной Церкви, или О сергиевском «Православии»», «О Церкви легальной и о церквях легальных» и проч.), духовной жизни христиан в условиях господства атеизма («О формах жизни и ее содержании», «О покаянии и посте», «О деятельном христианстве», «О простоте и чистоте христианской жизни», «О жизненности христианства», «О содержании веры» и проч.), старообрядчеству («Десять писем о старообрядчестве», «История моего старообрядчества» и проч.). А. имел многочисленных почитателей среди клириков и мирян - «андреевцев», настроенных антиобновленчески и «антисергиански». Являлся автором термина «истинно православные христиане» и одним из вдохновителей движения ИПХ, к катакомбной Церкви присоединилась значительная часть тайно хиротонисанных А. архиереев: Вениамин (Троицкий) , сщмч. Иерофей (Афонин) , Макарий (Васильев) и др. А. почитается в Уфимской и Казанской епархиях РПЦ. В 1981 г. канонизирован Русской Православной Церковью за границей . Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 86; ЦА ФСБ. Д. Н 4296; Ф. Арх.-след. дел. Д. 123373; ГАРФ. Ф. 353. Оп. 2. Ед. хр. 712; Ф. 8419. Оп. 1. Д. 43; ОР РГБ. Ф. 178. К. 9806. Ед. хр. 1-4. Соч.: Царь и народ: Русь православная в Сарове. Каз., 1903; О любви Божией на Страшном суде Христовом. Каз., 1904; Да обновится православная Русь. Каз., 1905; О мерах к охранению Казанского края от постепенного завоевания его татарами. Каз., 1908; Доклад IV Киевскому миссионерскому съезду. Каз., 1908; Наставление послушникам Покровской крещено-татарской общины. Каз., 1909; Письмо к крещенным татарам.

http://pravenc.ru/text/115256.html

P., 1975. Vol. 15. P. 211-213). Среди др. построек 2-й пол. XVII в. следует назвать новую больницу (1673) (Γεδεν. 1885. Σ. 178). В 1675 г. И. м. получил от К-польского патриарха Парфения статус ставропигиального (Idem. 1906. Σ. 18). В. И. Силогава, В. Г. Ченцова XVIII в.- 1821 г. В XVIII в. И. м. приобрел мон-ри-подворья в Корнофолеа (Корнофолье) (1747, близ Суфлиона, Фракия), в Мелнике (1760, Болгария), на о-ве Самотраки (1774-1780), в Вевекионе на Босфоре (1796) и в Триги на о-ве Лемнос (1797). В Македонии И. м. имел подворья в Каламарии и на п-ове Халкидики, во Фракии - в Дидимотихоне, Адрианополе, Ираклице и оливковую рощу на о-ве Тасос (Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 327). До нач. XIX в. груз. цари, духовные лица и вельможи делали И. м. пожертвования: в 1769, 1772, 1791 гг.- царь Картли-Кахети Ираклий II; в 1757 г.- царь Имерети Соломон I и др. Сохранился подтвержденный Ираклием II дарственный акт 1775 г. жителя г. Телави сапожника Д. Темурашвили о пожертвовании себя и своей семьи с потомством И. м. (Натроев. 1909. С. 281-298, 306-308). К нач. XX в. у И. м. насчитывалось в общей сложности 29 подворий: 22 - в Турции, 3 - в Греции, 3 - в Грузии и 1 - в России (Γερσιμος (Σμυρνκης), ρχιμ. 1903. Σ. 480). В кон. XVII - нач. XVIII в. в И. м. работал иером. Афанасий Ивирит, переписчик рукописей и преподаватель певч. искусства, впосл. проигумен этого мон-ря. Его ученик проигум. Неофит Ивирит называл его «лучшим из музыкантов» (Ath. Iver. gr. 1096, 1717 г.). В 1745 г. иверский проигум. Христофор из Янины издал на свои средства в Венеции «Проскинитарий Св. Горы» Иоанна Комнина. В И. м. подвизались ученые монахи Неофит, бывш. митр. Нафпактский († 1740), прп. Иерофей Иверский († 1745) и его ученик библиотекарь Мелетий, сщмч. Григорий V, патриарх К-польский († 1821), мон. и дидаскал Онуфрий (Кундуроглу) из Димицаны († 1833), а также нмч. Константин с о-ва Идра, прислуживавший в архондарике († 1800), преподобномученики Лука Митилинский († 1802), Иларион Микраяннанит († 1804), Евфимий Новый из Димицаны († 1814) и нмч. Константин Кавсокаливит († 1819). В 1740 г. пожар уничтожил значительную часть мон-ря (40 келий и 2 храма), но не распространился далее благодаря своевременной помощи: до тысячи чел. собралось на тушение пожара. В 1758 г. с приморской стороны была заново построена стена. После пожара 1804 г. патриарх Григорий V участвовал в закладке фундамента зап. корпуса и одной из 3 башен (ωρθεος. 1986. Τ. 1. Σ. 268; Γερσιμος (Σμυρνκης), ρχιμ. 1903. Σ. 465). В 1819-1821 гг. был перестроен весь сев.-зап. угол (Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 177).

http://isihazm.ru/1/?id=748

арм. литургий принадлежат к разным типам: анафоры Григория Просветителя (=арм. редакции краткой версии анафоры свт. Василия Великого), св. Исаака Великого, свт. Кирилла Александрийского (1-я и 2-я арм. редакции пространной версии анафоры свт. Василия), свт. Иоанна Златоуста, свт. Афанасия Великого принадлежат к визант. (к-польскому) типу; анафоры ап. Иакова и сщмч. Игнатия - к сиро-антиох.; рим. канон - к рим.; наконец, анафора свт. Григория Богослова (и отчасти свт. Кирилла) - к оригинальному арм. ( H ä nggi, Pahl. P. 319; Τρεμπλας. Σ. 372-374). Последний очень близок к визант., его особенности: после institutio имеется дополнительный текст, прославляющий Сошедшего во ад и Воскресшего Царя Христа; за анамнесисом следует молитва о священнослужащих ( H ä nggi, Pahl. P. 329-345). Порядок основной арм. анафоры свт. Афанасия ( (?) · . P. 178-189; H ä nggi, Pahl. P. 319-326; СДЛ. Т. 2. С. 202-218): вступительный диалог (почти как в визант. анафорах, отличия: начальное благословение предстоятеля - не точная цитата, а парафраз 2 Кор 13. 13; возглас «Горé имéим сердцá» произносит не священник, а диакон , причем предваряет его словами «Двери, двери», к-рые в к-польской литургии находятся перед Символом веры); praefatio (содержащее краткие повествования о сотворении мира и о воплощении Сына Божия); Sanctus (в полной форме); post-Sanctus (содержащий рассказ о соделанном Христом домостроительстве спасения); institutio, после 2-го возгласа (о Чаше) к-рого хор поет особое песнопение Богу Отцу (в конце institutio цитируются слова из Лк 22. 19: «Сие творите в Мое воспоминание» - и завершается рассказ о домостроительстве спасения); анамнесис (близок к тексту анамнесиса анафоры литургии свт. Василия), после к-рого священник преподает мир всем молящимся и хор поет особое песнопение Сыну Божию; эпиклеза (с призыванием Св. Духа), после к-рой поется особое песнопение Св. Духу; intercessio и диптихи (состоящие из многочисленных возглашений священника и диакона и ответов народа; их непоследовательность (моление об усопших, о живых, опять об усопших и живых и обо всех) отражает смешанное влияние визант. обряда и иерусалимского богослужения); заключительное славословие . Литургия оглашенных

http://pravenc.ru/text/76130.html

М., 1978. С. 24-31; Макарий. История РЦ. 1995. Кн. 3. С. 18, 73-74, 199, 482-485, 640; Кн. 4. Ч. 1. С. 35, 39, 43, 52, 57, 59, 85, 106-108, 114, 116, 177, 178, 196, 213, 306; Голубцов С. А. Московское духовенство в преддверии и начале гонений, 1917-1922 гг. М., 1999; он же. Церковная Московия в 1935-1965 гг.//ЦИВ. 2004. 11. С. 5-71; Салмина М. А. Сказание о зачатии Москвы и Крутицкой епископии//СККДР. Вып. 3. Ч. 3. С. 392; Григорьев А. П. Сборник ханских ярлыков рус. митрополитам: Источниковед. анализ золотоордынских док-тов. СПб., 2004. С. 45-54; Орлова М. Л. Сарайская (Сарская) и Подоницкая епархия в XIV-XVIII вв.//Макарьевские чт. Можайск, 2005. Вып. 12. С. 58-63; Макарий (Веретенников), архим. Свт. Макарий, митр. Московский, и архиереи его времени. М., 2007. С. 335-372; Соловьёв И., свящ. Крутицкое подворье в прошлом и настоящем. М., 20072; Елсуков А. В. Приходские организации РПЦ в 1945-1964 гг.: Религ. и гражданская деятельность на мат-лах г. Москвы и Моск. обл.: Канд. дис. Иваново, 2012; Кифа - Патриарший Местоблюститель сщмч. Петр, митр. Крутицкий: Сб. ст. М., 2012; Сурков С. А. Митр. Николай (Ярушевич). М., 2012. (МИЦ; 48). М. В. Печников, В. Г. Пидгайко Крутицкое подворье История Крутицы - древнее название левобережных возвышенностей р. Москвы, простирающихся от р. Яузы до Ст. Симонова мон-ря. В исторической лит-ре XVIII-XIX вв. содержатся сведения (без ссылок на источники) о том, что уже в кон. XIII в. вел. кн. Даниил Александрович Московский на этом месте основал мон-рь с храмом во имя св. апостолов Петра и Павла, к-рый был освящен греч. еп. Варлаамом. А. Ратшин писал, что храм был освящен ок. 1272 г., в Истории Российской иерархии приводится дата ок. 1300 г. Крутицы упоминаются также в одном из вариантов «Сказания о создании царствующего града Москвы» (т. н. Предание о Букале) в пересказе А. П. Сумарокова сер. XVIII в. Согласно этому тексту, вел. кн. Даниил основал Москву на месте хижины некоего Букала, а затем «наехал» в горы и решил там поставить себе дом, но обнаружил хижину некоего «римлянина» Подона, к-рый предсказал, что на этом месте суждено быть храму и архиерейскому дому.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН († 761), сщмч. (пам. греч. 4 июня), игум. Монагрийский. Упоминается в Житии прмч. Стефана Нового († 767) в числе пострадавших от иконоборцев: по приказу имп. Константина V Копронима его утопили в море, посадив в мешок и привязав к нему камень. Точное местонахождение Монагрийского мон-ря (греч. τς Μοναγρας) неизвестно. Среди участников Вселенского VII Собора (787) упоминается Григорий, игум. мон-ря Монагр (Μονγρος) ( Mansi. T. 13. P. 152). Вероятно, речь идет об одной и той же обители. Болландисты считали, что Монагрийский монастырь находился близ Кизика на горе Сигриан, по соседству с монастырями Мегас-Агрос и Микрос-Агрос. Дж. Хакетт высказал предположение (поддерживаемое кипр. исследователями), что И. был игуменом мон-ря арх. Михаила в с. Монагри на Кипре. По мнению Р. Жанена, эта обитель была расположена в Вифинии, хотя исследователь не исключал возможности, что речь шла об одном из кипрских мон-рей. На Кипре И. особо чтится в соседнем с Монагри Амасгу Богородицы женском монастыре , где находится совр. икона святого, написанная П. Фотиу в 1992 г. Память И. содержится в визант. стишных Синаксарях, где, несмотря на мученическую кончину, он назван преподобным (напр., Paris. Coislin. 223, 1301 г.). Кипрской Православной Церковью И. чтится как преподобномученик. Из стишных Синаксарей память и двустишие И. были внесены в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца , а при переводе визант. Синаксарей на слав. язык - в стишные Прологи (напр., ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.) и из них - в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. С. 210 (2-я паг.)). В совр. календаре РПЦ память И. не отмечена. Ист.: BHG, N 1666; Analecta Graeca. P., 1688. P. 507; PG. 100. Col. 1165; SynCP. Col. 729, 1018; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 178. Лит.: ActaSS. Oct. T. 8. P. 130; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 167; Hackett J. Ιστορα τς Ορθοδξου Εκκλησας Κπρου/Transl. Χ. Παπαωννου. Αθναι, 1923. Τ. 2. Σ. 195; Janin. Grands centres. P. 168; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 227; Μακριος, ρχιπ. Κπρου. Κπρος Αγα Νσος. Λευκωσα, 1997 2. Σ. 34; PMBZ, N 3051; Καππας Δ. Χ. Οι μρτυρες της Κυπριακς Εκκλησας. Λεμεσς, 2000. Σ. 87-88. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/469035.html

Елевферий (Богоявленский), митр. Об искуплении. Письма митрополиту Антонию (Храповицкому) в связи с его сочинениями: «Догмат искупления» и «Опыт христианского православного катехизиса». Париж: Совет по учреждению монашеско–миссионерского братства, 1937. С. 178–196. Иларион (Троицкий) , сщмч. Богословие и свобода Церкви. О задачах освободительной войны в области русского богословия//Богословский вестник. 1915. Т. 3. С. 98–134. Иларион (Алфеев) , еп. Православное богословие на рубеже эпох. К.: «Дух i 2002. Корзо М. «Православное исповедание веры» Петра Могилы : к вопросу о западном влиянии на киевское богословие XVII в.//Сравнительная история: методы, задачи, перспективы/Сб. статей. М., 2003. С. 33–56. Корзо М. А. Украинская и белорусская катехетическая традиция конца XVI–XVIII вв.: становление, эволюция и проблема заимствований. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2007. 672 с. Серафим (Соболев) , архиеп. По поводу сочинения иеромонаха Тарасия «Великороссийское и малороссийское богословие XVI и XVII веков»/Репринт: Московское подворье Свято–Троицкой Сергиевой Лавры, 1997//Искажение православной истины в русской богословской мысли. София, 1943. С. 260–290. Серафим (Соболев) , архиеп. По поводу статьи митрополита Антония (Храповицкого) «Догмат искупления»/Репринт: Московское подворье Свято–Троицкой Сергиевой Лавры, 1997//Искажение православной истины в русской богословской мысли. София, 1943. С. 5–110. Сильвестр (Стойчев), игум. К вопросу о западном влиянии в богословском наследии святителя Петра Могилы //Труды КДА. К., 2012. 17. С. 103–112. Тарасий (Курганский), иером. Перелом в древнерусском богословии (Великороссийское и малороссийское богословие XVI–XVII вв.). Варшава, 1927. Флоровский Г., прот. Западные влияния в русском богословии//Православная беседа [Электронный ресурс]/URL: Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. К., 1991. Хондзинский П. В. «Православное учение о спасении» архим. Сергия (Страгородского) и его критика священноисповедником Виктором (Островидовым) и архиеп. Серафимом (Соболевым) //Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 2 (57). С. 98–113.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

В 484 г. в К. П. произошло восстание самаритян, которые провозгласили некоего Юстасу своим царем и начали грабить К. П., Неаполь (ныне Наблус) и ряд других мест Палестины; в К. П. сожгли ц. св. Проба. Восстание вскоре было подавлено ( Ioan. Malal. Chron. P. 382; Chron. Pasch. P. 603-604). Еще более кровопролитное восстание самаритян и иудеев произошло в 529 г.; когда город вновь был ими разграблен, мятежники подверглись жестоким преследованиям ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. P. 171-173; Ioan. Malal. Chron. P. 445-447; Theoph. Chron. P. 178). После подавления восстания общины самаритян в К. П. не были уничтожены; видимо, в городе сохранилась ситуация противостояния христиан и иудеев. В 541 г. еп. К. П. Сергий направил петицию имп. Юстиниану с просьбой о смягчении правительственных мер против самаритян, к-рая была удовлетворена императором (Novell. Just. 129), но тем не менее примирения сторон не было достигнуто. Последним известным епископом К. П. ранневизант. эпохи был Иоанн, участвовавший в V Вселенском Соборе в К-поле в 553 г. Далее сведения о К. П. появятся только в эпоху персид. и араб. завоеваний. В 613 г. город был захвачен персами и разграблен, как и другие византийские города. Под власть Византии К. П. была возвращена по мирному договору 629 г., однако уже вскоре на Палестину напали арабы-мусульмане. Благодаря усилению гарнизона и существованию морского сообщения К. П. выдержала несколько длительных осад. Последняя блокада города араб. войском Амра ибн аль-Аса продолжалась с осени 639 до весны 641 г.; после захвата города ок. 7 тыс. защитников были перебиты, множество ремесленников уведено в плен ( Theoph. Chron. P. 332, 336; Большаков О. Г. История халифата. М., 1993. Т. 2. С. 161-163). Известные епископы К. П. ап. Филипп евангелист (сер. I в.), Закхей, сщмч. Корнилий сотник, Феофил, Закхей (ок. 160; Praedestinatus. 11. 13//PL. 53. Col. 590-591), Феофил (189 - после 197), Феоктист (между 216 и 257/8), Домн (257/8), Феотекн (ок. 260 - ок. 303), Агапий (ок. 303 - ок. 313), Евсевий Памфил (ок. 313 - ок. 339), Акакий (340-366, арианин), Филумен (366, арианин), Кирилл (кон. 60-х - 70-е гг. IV в., арианин), Евзоий (до 379, арианин), Геласий (нач. 70-х гг. IV в.- после 396), Иоанн (395 - ок. 400), Евлогий (между 400 и 415), Домнин (417), Гликон († 451), Ириней (между 451 и 453), Геласий (2-я пол. V в.), Тимофей (упом. в 484), Иоанн Хозевит (до 518 - до 536), Илия (упом. в 536), Сергий (упом. в 541), Иоанн (упом. в 553), Парфений (1084), Анастасий (XII в.), Софроний (XIII в.), Илия (1281), Мелетий, Дорофей (?) (1579), Каллиник (1645-1651), Досифей Нотара (1666-1669, позднее патриарх Иерусалимский), Хрисанф Нотара (1669-1707, впосл. патриарх Иерусалимский), Мелетий (1720-1723), Дорофей (1733), Парфений († 1737), Анания (1743), Авраам († 1775), Анфим (1788), Захария (1801), Филофей (1801), Кесарий (1821-1832), Иоанн (1887).

http://pravenc.ru/text/1684275.html

Лужецкий настоятель занимался обработкой и изучением монастырского архива. В 1877 г. были разобраны рукописные столбцы «и переплетены в 3 книги с описанием содержания бумаг в каждом году и с общим для них алфавитным указателем» (Краткая летопись. С. 90). Д. описал также древнюю монастырскую вкладную книгу, рукописную Следованную Псалтирь XVI в. (Там же. С. 92). Сохранились книги из Лужецкой обители с пометами Д.: Требник XVII в., Минея за месяц дек., Минея за месяц окт., Минея за месяц нояб. Д пожертвовал в монастырскую библиотеку 60 книг (рукописных и печатных). Стоимость вложенных им рукописных книг - 646 р., печатных - 226 р. (Список настоятелей. С. 186). Сохранившийся материал позволяет говорить о Д. как о гимнографе. Он написал акафисты сщмч. Дионисию Ареопагиту, прп. Ферапонту Можайскому (27 мая 1877 г., в день памяти прп. Ферапонта, «начато употребление его при святом гробе преподобного» (Там же. С. 89)). В 1878 г. Д. составил службу преподобному (РГАДА. Ф. 1468. Оп. 3. Д. 103), к-рая впервые стала совершаться в обители в день его памяти в 1878 г. (Краткая летопись. С. 91). Служба и акафист вместе были напечатаны в Московской Синодальной типографии в 1890 г. (Там же. С. 106). В 1877-1892 гг. Д. составил также ряд др. акафистов и служб, в т. ч. акафисты Колочской иконе Божией Матери, праведным Иоакиму и Анне , прп. Иоанну Лествичнику , блгв. кн. Даниилу Московскому, службу и акафист ап. Павлу , прав. Филарету Милостивому , священномученикам Херсонесским , свт. Московскому Петру , акафист и службу с малой вечерней равноап. Марии Магдалине. Особый интерес представляют гимнограф. произведения, посвященные историческому событию, современником к-рого был автор. Это «служба Триипостасному Богу в возблагодарение о спасении государя императора Александра III в 17 день октября 1888 г.», а также акафист, посвященный тому же событию. В мон-ре во Введенском храме имелась «икона спасения Государя Императора 17-го октября 1888 г.» (Список настоятелей. С. 178). А. Попов приводит перечень акафистов, которые не были утверждены к изданию С.-Петербургским комитетом духовной печати. Среди них есть ряд акафистов без указания авторства, но к-рые, очевидно, были составлены Д. ( Попов. С. 427, 428, 433, 435, 437, 440, 443). Одной из причин отклонения было предложение неск. акафистов, посвященных одному и тому же лицу.

http://pravenc.ru/text/178371.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010