Алексей Михайлович Величко , доктор юридических наук Ратцингер Й. (папа Бенедикт XVI ). Ценности в эпоху перемен. О соответствии вызовам времени. М., 2007. С.26. Папаниколау А. Мистическое как политическое. Демократия и не-радикальная ортодоксия. М., 2021. С.142, 143. Загурский Л.Н. Элементарный учебник римского права. В 2 выпусках. Выпуск 1. Харьков, 1897. С.71. Спекторский Е.В. Христианская этика. Лекции, прочитанные в Свято-Владимирской Духовной академии в Нью-Йорке в 1950/51 академическом году. М., 2013. С. 51. Папаниколау А.. Мистическое как политическое. Демократия и не-радикальная ортодоксия. С.224, 225. Цит. по: Проди П. История справедливости: от плюрализма форумов к современному дуализму совести и права. М., 2017. С.219. Сщмч. Иоанн Восторгов. Христианство и социализм//Сщмч. Иоанн Восторгов. Сочинения. В 5 т. Т.5. СПб., 1998. С.55. Софроний (Сахаров), архим. Преподобный Силуан Афонский. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. С. 115. Ратцингер Й. (папа Бенедикт XVI ). Ценности в эпоху перемен. О соответствии вызовам времени. С.52, 53. Ратцингер Й. (папа Бенедикт XVI ). Ценности в эпоху перемен. О соответствии вызовам времени. С.54. Проди П. История справедливости: от плюрализма форумов к современному дуализму совести и права. М., 2017. С.164, 165, 166, 167, 170, 171, 178, 179. Каданников А. Однажды мы начнем спать с роботами, а потом у нас появятся общие дети [Интервью с Рей Курцвейлом]//Комсомольская правда. 1999. 205 (22184) от 3 ноября. С. 11. Леонтьев К.Н. Письмо В.В. Розанову. 14 августа 1891 г. Оптина пустынь//Леонтьев К.Н. Полное собрание сочинений. В 12 т. Т.12 (III). СПб., 2021. С.178. Майнарди А. Европейский гуманизм, права человека и христианская концепция личности//Майнарди Адальберто. Встреча с братом: христианское предание между Востоком и Западом. Киев, 2012. С.213, 214. Соловьев В.С. Славянский вопрос//Соловьев. Собрание сочинений. В 12 т. Т. 5. СПб., б/г. С.55, 56, 59. Шмеман Александр, протопр. Дневники. 1973-1983 гг. Пятница, 18 ноября 1977 г. М., 2007. С.399.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/10/...

149-150 150-151 151-152 АМВРОСИЙ (Серебренников Авраам Никитич; 1745-1792), архиеп. Екатеринославский и Херсонес-Таврический 152-153 153-154 АМВРОСИЙ (Юрасов Александр Игнатьевич; 1938 - 2020), архим., духовник Ивановского Введенского монастыря 154-155 155-156 156-157 157-158 158-160 160-161 161-162 АМЕРИКАНСКИЕ ШКОЛЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ВОСТОКА орг-ция, объединяющая более 100 ун-тов, колледжей, музеев США и Канады, участвующих в изучении истории Ближ. Востока, возникла в 1900 г 162-163 163-164 164-165 165-166 166-168 168-169 169-170 170-171 171-172 АММОН (ок. 300-между 380 и 390), еп. Оксиринхский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) 172-173 173-174 АММОНИЙ ДОЛГИЙ [Безухий], (2-я пол. IV в. - ок . 403), один из егип. братьев-отшельников , прп. (пам. 10 янв.) 174-175 АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) 175-176 176-177 АМОЙ (IV в.), прп., егип. святой (пам. в Субботу сырную-в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших) 177-178 АМОРАИ в иудаизме - мудрецы, работавшие над составлением Гемары, входящей в Иерусалимский и Вавилонский Талмуды, а также Тосефту 178-179 АМОРИЙ визант. город в центре М. Азии (совр. пос. Хисаркёй близ Эмирдага, Турция), митрополия Константинопольского Патриархата АМОРИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ († 845) (пам. 6 марта), 42 византийских военачальника, попавшие в плен после взятия арабским халифом аль-Мутасимом (838) г. Аморий 179-181 181-182 АМОРТИЗАЦИЯ характеризует степень уменьшения ценности церковного имущества, а также ограничение возможности нецелевого использования того или иного предмета, его обращения в гражданском обороте 182-183 183-187 АМОС Иванов († 1919), прот., сщмч. (пам. 15 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АМОС († 1611), протопоп новгородского Св. Софии собора, герой обороны Новгорода от шведской армии под командованием Я. Делагарди

http://pravenc.ru/vol/ii.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Древней Церкви до разделения КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.) КОДРАТ (II-III вв. (?)), сщмч. (пам. 21 сент.; пам. греч. 21, 22 сент.), ап. от 70, еп. Магнесийский (Магнезийский) КОНСТАНТИН [Флавий Валерий Аврелий Константин](27.02. ок. 272 - 22.05.337), св. равноап. (пам. 21 мая), рим. (византийский) император (с 25.07.306) КРИСКЕНТ (I в.), ап. от 70 (пам. 30 июля, 4 янв. в Соборе ап. от 70; пам. визант. 30 июля и 30 июня в Соборе всех апостолов), ученик ап. Павла ЛЕВКИЙ (I-III или IV-V вв.), еп. Врунтисиопольский (Брундизийский), исп. Александрийский (пам. 20 июня, пам. зап. 8, 11 янв.) ЛИН (I в.), ап. от 70, сщмч. (пам. 5 нояб. и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 4-5 нояб. и 30 июня - в Соборе всех апостолов; пам. зап. 23 сент.), еп. (папа) Римский ЛУКИЙ архиеп. Александрийский (после 24 дек. 361 - 21 февр. 362, 24 окт. 362 - 5 сент. 363, окт. 365 - 1 февр. 366, кон. 375 - 30 мая 378), арианин МАКСИМ († между 408 и 423), проповедник и церковный писатель, еп. Туринский (Тавринский), проповедник и церковный писатель, св. (пам. 25 июня) МАКСИМИН еп. Антиохийский (ок. 178-190), известен только по спискам древних епископов и кратким упоминаниям в хрониках МАРИ [Мар Мари] (I-II вв.?), святой Ассирийской Церкви Востока (пам. во 2-ю пятницу лета), почитаемый как ее основатель, один из апостолов от 70 (72) и «апостол Востока», просветитель Месопотамии и Ирана (также почитается в Халдейской католической и Сиро-Малабарской Церквах) МАРК апостол от 70, автор Евангелия от Марка, вошедшего в состав канона НЗ ( пам. в Соборе 70 апостолов) МАРТИН [Мартин Бракарский, Думийский] († 20 апр. 579/8), еп. Бракары Августы (ныне Брага, Португалия), противник арианства, св. (пам. зап. 20 марта; перенесение мощей 22 окт.) МАРТИН (316/7 или 336/7 - 397), еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция), считается основоположником зап. монашества, св. (пам. зап. 11 нояб.) МАСОНА [Массона] († ок. 606), еп. Эмериты Августы (ныне Мерида), противник арианства, св. (пам. зап. 11 дек.) МЕССАЛИАНЕ последователи христ. ереси возникшей в IV в. и получившей распространение на территории Римской империи (гл. обр. Восточной) и сасанидского Ирана МИЛАНСКИЙ ЭДИКТ [Медиоланский эдикт], законодательный акт Римской империи, изданный в Медиолане (ныне Милан, Италия) в февр.-марте 313 г. имп. св. равноап.Константином I Великим и Лицинием МИХИАНСКАЯ СХИЗМА церковный раскол в Византии в 795-797 и 806-811 гг., обусловленный каноническими и церковно-политическими разногласиями

http://pravenc.ru/rubrics/121270_19.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ I КАЗАНСКИЙ (Садыков Василий Константинович; † 1553, близ Свияжска), мч. (пам. 2 окт., 4 окт.- в Соборе Казанских святых). Садыковы - младшая ветвь тверского боярского рода Шетневых, к-рые вели свое происхождение от боярина мч. Феодора , убитого в Орде вместе с кн. мч. Михаилом Всеволодовичем Черниговским в 1246 г. В. К. был вотчинником Тверского и Московского уездов, его братья Феодор и Брех в 50-х гг. XVI в. служили дворовыми детьми боярскими. 24 марта 1553 г. в составе отряда Б. И. Салтыкова (см. ст. Борис Казанский , мч.) В. К. был захвачен в плен под Свияжском и убит вместе с братьями Казанскими мучениками Димитрием и Феодором II . Особое празднование памяти Казанских мучеников (в т. ч. В. К.) было установлено Казанским митр. сщмч. Ермогеном (впосл. Патриарх Московский) в 1592 г. по благословению св. Патриарха Иова . Митр. Ермоген повелел «побиенным под Казанью и общею смертию скончавшимся пети большую вечную память (т. е., по-видимому, без перечисления имен.- Авт.)» ( Платон (Любарский) , архим. Сборник древностей Казанской епархии и других приснопамятных обстоятельств. Каз., 1868. С. 67-75). Неясно, было ли после 1592 г. установлено Казанским мученикам (известным по именам) местное празднование в принятом ныне значении. В агиологической лит-ре XIX-XX вв. как о местночтимых о них пишет еп. Димитрий (Самбикин) , др. агиологам их имена были неизвестны. Включение имен Казанских мучеников в Собор Казанских святых (установлен в 1984) подтвердило существование их местного почитания. Отдельная память В. К. отмечается 2 окт.- в день взятия Казани. Ист.: Синодик Успенского Зилантова мон-ря. Каз., 1840. С. 481; Тысячная книга 1550 г. и Дворовая тетрадь 50-х гг. XVI в. М.; Л., 1950. С. 182; АФЗХ. М., 1956. Ч. 2. С. 183; ПСРЛ. М., 1965. Т. 13. С. 230; Т. 19. Стб. 185-186; Редкие источники по истории России. М., 1977. Вып. 2/Сост. М. Е. Бычкова. Гл. 38. С. 178. Лит.: Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Каменец-Подольск, 1893. Вып. 2 (Окт.). С. 24; Бычкова М. Е. Состав класса феодалов России в XVI в. М., 1986. С. 178. Игум. Андроник (Трубачёв), Е. В. Липаков Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/150747.html

170-177 177-178 178-179 179-180 180-181 181-183 183-184 184-185 185-186 186-188 ЕВПОР (кон. V - нач. VI в.), сириец-монофизит, основатель «династии» визант. переводчиков и дипломатов в странах Востока 188-189 189-190 ЕВПРАКСИЯ (в миру Евфросиния (?); † ранее 1243), псковская кнг., супруга (вероятно, 2-я) псковского кн. Ярослава Владимировича, прмц. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Белорусских святых) 190-193 ЕВПРАКСИЯ кнг. зарайская, мц. (пам. 10 июня - в Соборе Рязанских святых) - см. Феодор, Евпраксия и Иоанн Постник, святые князья и княгиня 194-195 195-196 196-198 ЕВПСИХИЙ И КАРТЕРИЙ мученики Кесарие-Палестинские (пам. греч. 5 и 15 нояб.) - см. Домнин, мученик (пам. греч. 5 нояб.) 198-209 ЕВРЕИНОВ Александр Николаевич (1877 - 1959), титулярный архиеп. Парийский, деятель рус. католичества 209-210 210-212 212-226 226-237 237-238 238-239 ЕВСЕВИЙ († 371), еп. г. Верцеллы (ныне Верчелли, Италия), церковный деятель и богослов, боролся с арианской ересью, свт. (пам. зап. 15 дек.) 239-242 242-245 ЕВСЕВИЙ сщмч. Лаодикийский (пам. 4 окт.) - см. Гаий, Фавст, Евсевий, Херимон, Луций, Петр, Павел, мученики Александрийские ЕВСЕВИЙ мч. Никомидийский (пам. 20 янв.) - см. Васс, Евсевий, Евтихий и Василид, мученики Никомидийские 245-246 ЕВСЕВИЙ Андреевич Тряхов (1867(1872?)-1937), мч. (пам. 10 дек., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕВСЕВИЙ († 341 или 342), еп. Никомидийский, архиеп. К-польский (с 338), один из сторонников арианства 246-249 249-250 250-251 ЕВСЕВИЙ († после 451), еп. Дорилейский, визант. церковный деятель, противник ересей Нестория и Евтихия (крайнее монофизитство) 251-252 ЕВСЕВИЙ [Евсевий Памфил] (258-265 - † 339/40), еп. Кесарии Палестинской, церковный историк и писатель, богослов, апологет, толкователь Свящ. Писания 252-267 267-270 270-271 271-273 273-275 275-276 276-277 ЕВСЕВИЙ-ЕФРЕМ рус. мон. («русин»), книгописец, живший и работавший в К-поле и на Афоне в 1-й четв. XV в. 277-278

http://pravenc.ru/vol/xvii.html

Петр (Полянский) , митр., сщмч. – см. ИУ. 1332. Менькова И. Г. О следственном деле епископа Серафима (Звездинского) //ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 195–202. Сергий Мечев , сщмч.; ТИХОН (Белавин) , свт. – см. ИУ. Священная (христианская) топография: святые места, монастыри, храмы См. также: Церковная археология (храмы, святыни) 2609–2623) Места массовых расстрелов 1333. Воропаева О. Да не будут преданы забвению места, освященные памятью святых мучеников//ППр. 1993. 2. С. 233–238. 1334. Журинская М. А. Земля святая//АиО. 1997. 2(13). С. 178–189. О подмосковном «полигоне» в поселке Бутово, месте массовых расстрелов в 1937 г. Монастыри, лавры, общины, обители 1335. Арефьева И. С. Михновская община//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 303–307. История правосл. женской общины в Литве с 1921 г. по настоящее время. 1336. Артечук М. Преподобный Корнилий (Крюков) Комельский и традиции северорусского монашества: [Главы из канд. дис.]//ДМ. 1996. Вып. 3. С. 5–18. 1337. Бовкало А. А., Галкин А. К. Псковская духовная миссия и возрождение монастырей на Северо-Западе России//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 107–110. 1338. Виноградова А. А. Статистические данные по истории развития женских монастырей в 1880–1900 гг. как источник по истории Церкви и социальной истории России в конце XIX в.//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 203–208. 1339. Георгий (Тертышников), архим. Женское монашество в России XVII-XIX вв.: Краткий очерк//АиО. 1999. 2(20). С. 188–195. 1340. Гусакова С. М. Две обители//АиО. 1998. 4(18). С. 339–340. Краткие заметки о мон-ре св. Екатерины на Синае и о Свято-Екатерининской пустыни в Подмосковье (гор. Видное). 1341. Нечаева М. Ю. Верхотурские монастыри в ХХ в.//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 332–349. 1342. Подскальский [sic! ] Г. Типы монастырей и особенности монашества в Болгарии и Сербии в IX-XV вв./Пер. с нем.: О. Коробцева//Страницы. 1998. Т. 3. 4. С. 540–551. 1343. Постернак А. В. Положение общин сестер милосердия в России в начале XX в.//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 194–203. См. также 2139. Читать далее Источник: Богословие и история Церкви: Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий Русской Православной Церкви (1947–2000)/Сост. и введ.: монахиня Елена (Хиловская), О. В. Мелихова, О. В. Руколь; Науч. и общ. ред., предисл.: канд. ист. наук А. Г. Дунаев. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 464 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Якутске Иван завален разными преподаваниями и замерзать некогда ему. От всей моей души прошу принять мой привет Вас с семейством. Постоянный богомолец за вас архимандр[ит] Екзакустодиан. 1893 года. 9-го апреля. P.S. Иереям Ник[олаю] Кирикову и Дмитрееву мой привет.   Помета И. Н. Суворова: Ответч. 24 февраля, получ. 21 февраля 1885 г. С этим утверждением Екзакустодиана можно поспорить: Ивановский монастырь, хоть и являлся в XIX в. заштатным, относился к числу древнейших в Казанском крае, был основан сщмч. Германом вскоре после взятия Казани Иваном Грозным. Об этом упоминается в Житии самого Германа (Жития св. святителей казанских Гурия, Варсонофия и Германа. Казань, 1871. С. 147; Азлецкий П. Описание Иоанно-Предтеченского мужского монастыря в Казани. Казань, 1898. С. 4). Еще до секуляризации он сильно запустел, а в 1819 г. на средства императора Александра I и некоторых жителей началось его возрождение. Определенный драматизм его ситуации, как считает А. В. Рокщетаев, заключался в том, что мощи основателя сщмч. Германа находились не в нем, а в Богородицком Свияжском монастыре, также основанном им, немного ранее Ивановского (Рокщетаев А. В. Монастыри Казанской епархии в XIX – начале ХХ в. Дис. … канд. ист. наук. Казань, 2001. С. 105). К моменту прихода Екзакустодиана размер земельных угодий Ивановского монастыря составлял 178 десятин, численность насельников – до 28 человек, банковский капитал – 20 тыс. рублей (Там же. С. 58, 106, 130, 156). Скорее всего, имеется в виду книга военного историка, генерала М. И. Богдановича о Крымской войне 1853–1856 гг. (СПб., 1876). Имеется в виду Иван Николаевич Суворов, сын Н. И. Суворова. Николай Васильевич Кириков, в 1866–1874 гг. наставник в Вологодском духовном училище, затем студент и выпускник семинарии, позднее протоиерей и ключарь Софийского кафедрального собора в Вологде, казначей Вологодского комитета Православного миссионерского общества (ВГИАХМЗ, ф. 13, оп. 1, 37, л. 1; Вологодские епархиальные ведомости. 1884. Прибавления к 11. С. 235, 237; Лебедев В. Историческая записка о состоянии Вологодского духовного училища за сто лет его существования. Вологда, 1914. С. 24).

http://sedmitza.ru/lib/text/5560644/

Призывая в том или ином случае следовать практике древней Церкви, А. приходит в противоречие со своими же утверждениями, с собственным призывом «возродить исторический момент в Церкви». «История Церкви,- пишет он,- как вообще история, необратима. Мы не можем вернуться к временам первохристианства, не только потому, что исторические условия жизни Церкви коренным образом изменились, но и потому, что мы не можем отбросить накопившийся в течение этого времени опыт руководства Церковью Духом Святым» (Церковь Духа Святого. С. 283). Понятие кафоличности Церкви А. основывает на единстве Евхаристии и, следов., евхаристического собрания. Приводя слова сщмч. Игнатия Богоносца: «Где будет епископ, там должен быть и народ, так как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь», А. пишет, что «Христос установил Евхаристию не для отдельных членов Церкви, а для всей Церкви во всей ее полноте и во всем ее единстве» (Трапеза Господня. С. 14; однако А. замечает здесь, что евхаристическое собрание есть собрание всех не в практической жизни, а в интенции). А. видел, что единство местных Церквей относится к существу бытия Церкви. Местная Церковь лишь тогда является кафолической, когда она находится в общении с другими. «Каждая местная Церковь, выявляя Церковь Божию во Христе, абсолютно равноценна другой Церкви». В апостольское время ни одна Церковь не стояла выше другой. «Тем не менее с самого начала внутри любовного согласия местных Церквей существовала иерархия Церквей, основанная не на власти, а на авторитете». Таким, отмечает А., было понимание «кафоличности» у сщмч. Игнатия, но уже приблизительно через 150 лет «кафоличность» стала означать «универсальность» (Кафолическая Церковь. С. 29-33). «Это единство, покоящееся на любви и согласии,- отмечает К. Х. Фельми,- Афанасьев описывает, явно принимая и усваивая тезисы Рудольфа Зома... принципиальному сущностному равенству местных Церквей соответствует, с другой стороны, иерархия с общиной Рима во главе, «председательствующая в любви» (Кафолическая Церковь. С. 31.- Ред.)... Наследие Зома отражается также и в том, что Афанасьев лишь в общем виде и абстрактно говорит о необходимости единства местных Церквей, не называя структур надобщинного единства» (С. 178-179).

http://pravenc.ru/text/77064.html

«Три отрока в пещи огненной». Роспись Успенского собора Московского Кремля. Кон. XV–XVII в. «Три отрока в пещи огненной». Роспись Успенского собора Московского Кремля. Кон. XV–XVII в. Упоминание о В. о. присутствует в сочинениях мч. Иустина Философа (I Apol. 46; ср.: Дан 3. 88), Климент Александрийский цитирует избранные стихи песни В. о. (в следующем порядке: 59, 58, 60, 61, 62, 63, 90), причем приводимый им текст отличается от версий LXX и Феодотиона ( Clem. Alex. Eclog. proph. 1). По-видимому, песнь В. o. очень рано приобрела исключительно христ. звучание, в первую очередь, в связи с отождествлением ангела, сошедшего в печь к отрокам (ст. 25), с Сыном Божиим, что отразилось в переводах Акилы и Феодотиона, и ее текст во II-III вв. стал одним из аргументов в полемике с раввинистическим иудаизмом (см. Teugels L. The Background of the Anmi-chrismian Polemics in Aggadat Bereshit//JSJ. 1999. Vol. 30. Fasc. 2. P. 178-209). Среди христ. фресок в рим. катакомбах встречается изображение 3 юношей с воздетыми в молитве руками ( Carletti C. I tre giovani ebrei di Babilonia nell " arte cristiana antica. Brescia, 1975; об иконографии В. о. см. Три отрока в пещи огненной ). Сщмч. Ипполит Римский посвятил В. о. 4-е видение своего Толкования на Книгу пророка Даниила ( Hipp. In Dan. II 14-38). Он, в частности, говорит (Ibid. II 18-19, 21), что юноши, поддерживаемые Духом Святым, не только победили страх перед царем и наказанием, но и «не обольстились музыкальным искусством; не поддались наслаждению, получаемому от музыкальных инструментов» и «не увлеклись вавилонскими обольщениями». Сщмч. Ипполит антиномически сопоставляет усмирение огня в печи с рассечением жезлом Красного м. (Исх 18. 4, 8, 9) и с возвращением вспять Иордана при виде ковчега Завета (Пс 113. 3). Он сравнивает 3 отроков с прекрасными борцами (θλετα), состязающимися ради наград (II 19, 22, 24), и, толкуя библейское повествование, подчеркивает, что Даниил «своими улыбками» и «выражением своей радости при мысли об их мученичестве» поддерживал и ободрял их (II 18).

http://pravenc.ru/text/153809.html

Рига, 1931; Высокопреосв. Иоанн, Архиеп. Рижский и всея Латвии//ВРСХД. 1934. 10. С. 7-9; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 316-319; Келер Л. Св. Иоанн (Поммер), архиеп. Рижский и Латвийский. Джорд.; Н.-Й., 1984; то же, изм. загл.: Никем не сломленный: Жизнь и мученическая кончина архиеп. Рижского Иоанна (Поммера). М., 1999р; Вейсбарде И. Архиеп. Иоанн Поммер//Православный церк. календарь на 1993 г. Рига, 1993. С. 64-66; Плюханов Б. В. РСХД в Латвии и Эстонии: Мат-лы к истории РСХД. П., 1993. С. 196-201; Rigas un visas Latvijas Arhibiskaps Janis (Pommer)/Sast. J. Kalnins. Riga, 1993. 2 t.; Акты свт. Тихона. С. 125, 178, 235, 720, 769, 770, 864; Иоанн, архиеп. Рижский и всея Латвии//Православный церк. календарь на 1994 г. Рига, 1994. С. 94; К 60-летию со дня мученической кончины архиеп. Рижского и Латвийского Иоанна (Поммера)//Христианос: Альм. Рига, 1994. 3. С. 5-32; К 120-летию со дня рождения архиеп. Рижского и всея Латвии Иоанна (Поммера)//Православный церк. календарь на 1996 г. Рига, 1996. С. 67-73; Цыпин. История РЦ. С. 219-220; Феофан (Пожидаев), игум. Архиеп. Иоанн (Поммер). Рига, 2000; он же. Колокол на башне вечевой: Житие и тр. сщмч. архиеп. Иоанна (Поммера). М., 2005. С. 187-286; Незабытые могилы: Рос. Зарубежье: Некрологи, 1917-1997/Сост.: В. Н. Чуваков. М., 2001. Т. 3. С. 87; Сидяков Ю. Иоанн (Поммер) глазами биографов, историков и публицистов//Даугава. 2002. 4. С. 146-154; он же. Из архива архиеп. Иоанна [Поммера]: Письма Н. Нечаева к архиеп. Иоанну//Славянские чт., 2-е. Даугавпилс, 2002. С. 238-240; Евфросиния (Седова), мон. Сщмч. Иоанн (Поммер), архиеп. Рижский и Латвийский//ЖМП. 2006. 7. С. 70-86. А. В. Гаврилин Иконография Сохранилось множество фотографий И. в сане епископа (1917) и архиепископа (20-30-е гг. ХХ в.). На иконе, созданной к его прославлению РПЦЗ (1981), И. изображен без митры, в красном саккосе и белом омофоре, с панагией, в левой руке 8-конечный крест, правая - в жесте именословного благословения. У него широкая раздвоенная борода с проседью и зачесанные назад длинные волосы.

http://pravenc.ru/text/469171.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010