S. 124; Москва православная: Церк. календарь. История города в его святынях. Благочестивые обычаи. М., 1994. Февр. С. 333, 335. Ил.; Рус. эмаль XVII - нач. XX в.: Из собр. ЦМиАР/Авт.-сост.: И. Верещагина, С. Гнутова. М., 1994. Кат. 203. С. 158. Ил.; История РЦ. М., 1996п. Кн. 6. Ил. XIV-XV; Прославление сщмч. Ермогена, патр. Московского и всея России чудотворца (1913)//Москва православная. М., 1996. Май. С. 272-274. Ил.; Коробко О. А., Ченская Г. А. Новый век в религ. искусстве Москвы//Москва в нач. XX в.: Будни и праздники. Моск. старина. Новорус. стиль/Авт.-сост.: А. С. Федотов. М., 1997. С. 267, 275. Ил.; Патриарх Ермоген: Жизнеописание, творения, ист. предания, чудеса и прославление/Сост. и коммент.: Е. А. Смирнова. М., 1997. Вкл.; Святыни правосл. Москвы/Под общ. ред. еп. Тихона (Емельянова). М., 1997. С. 6, 42-43, 260, 319. Ил.; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 340-341, 616-617; Т. 2. С. 108; Ярославцева Н. А. Москва В. Васнецова: (История души художника). М., 1998. Ил. на обл.; Рус. стиль: Собр. ГИМ: Кат. выст./Авт.-сост.: Т. С. Алешина и др. М., 1998. Кат. 558. С. 219; Россия. Православие. Культура: Кат. выст./ГИМ, авт.-сост.: Л. В. Ефимова и др. М., 2000. С. 98-99. Кат. 306. Ил.; Iuliania (Sokolova), nun. Russian Saints=Святые Руси/Ed. W. Aldošina. [Iväskyla], 2000. Р. 38 (октябрь); Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 12-15, 142-143, 223, 226, 230-239; Первосвятители Московские/Вступ. ст.: Н. В. Бушуева. М., 2001. С. 159, 163-167. Кат. 26, 30-33; Правосл. Москва в нач. XX в.: Сб. док-тов и мат-лов/Авт.-сост.: А. Н. Казакевич, А. М. Шарипов. М., 2001. С. 83. Ил.; Чугреева Н. Н. «Державная Заступница»: Чудотв. иконы Богородицы Казанской в Смутное время. Ярославская и Московская//Светильник. 2003. 1. Ил. 10; она же. О прославлении в Моск. Кремле Свят. Патр. Ермогена//Правосл. святыни Моск. Кремля в истории и культуре России/Отв. ред.: С. А. Беляев, И. А. Воротникова. М., 2006. С. 88-100; Прендель Ф. И., Владимирова О. Ф. Реставрация живописи на металле: Из опыта работы реставраторов ГИМ//Грабаревские чт., 5-е: Междунар.

http://pravenc.ru/text/190175.html

Долгое время место погребения К. было почитаемо жителями Богородска, однако позднее оно было утрачено. Мощи К. были обретены 20 нояб. 1995 г. и помещены в ц. Тихвинской иконы Божией Матери в Ногинске, 2 окт. 2004 г. их перенесли в городской Богоявленский собор. Память К. совершается в день его тезоименитства. 18 апр. 1996 г. К. был прославлен как местночтимый святой Московской епархии, прославлен к общецерковному почитанию Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. В честь К. освящен построенный в 2000 г. храм в Ногинске, больничный храм в г. Реутов и церковь в с. Барановка Вольского р-на Саратовской обл. Арх.: ЦГИАМ. Ф. 1490. Оп. 2. Ед. хр. 2; РГИА. Ф. 833. Оп. 1. Ед. хр. 26. Л. 162. Соч.: Некоторые возражения субботников против учения об Иисусе Христе, Спасителе нашем, как о Мессии и Боге истинном и ответы на них: Из бесед миссионера с субботниками в селениях Балашовского у.//Саратовские ЕВ. 1893. Отд. неофиц. 22. С. 669-676; 23. С. 703-716; Беседа с голубцами в с. Переезде Аткарского у.//Там же. 1894. 2. С. 77-83; 4. С. 171-175; 5. С. 221-228; Беседа с новоявленным еретиком, выделившимся из молокан, Ефимом Пл-вым//Там же. 1894. 7. С. 325-337; Беседа с К. А. Перетрухиным по вопросу, прокляты ли так называемые старые обряды восточными святителями и Соборами 1656 и 1667 гг.//Там же. 1894. 8. С. 389-406; 9. С. 437-456; 10. С. 489-498; Беседа о вечности Христовой Церкви со священством и Таинствами, бывшая со старообрядцем-понетом Н. Е. Шаровым в с. Б. Копены Аткарского у.//Там же. 1894. 16. С. 739-755; 24. С. 769-778; Лит.: Хайлова О. Обретение мощей прот. Константина Голубева//Правосл. Москва. 1996. 1/2 (61/62). С. 5; Сщмч. Константин Голубев (1852-1918). Коломна, 1996; «Не ведают, что творят»: Сщмч. Константин Голубев//«Их страданиями очистится Русь»: Жизнеописания новомучеников и исповедников Российских. М., 1996. С. 3-9; Кузнецов В. Сщмч. прот. Константин Богородский (Голубев)//Богородский край. 1996. 1. C. 7-9; Житие сщмч. Константина (Голубева), 1852-1918/Авт.-сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Тверь, 2002; ЖНИР: Моск. Сент.-окт. С. 50-74; Сщмч. Константин Богородский: Житие и акафист. Богородск. 2006; «Непобедима пребывает»: Жизнеописание и миссионерские труды сщмч. Константина Голубева./Сост.: И. И. Ковалева. М., 2007.

http://pravenc.ru/text/1841996.html

право издавать свои распоряжения без предварительного согласия с правительством... Почти то же самое из других западных римско-католических государств наблюдается в Бельгии, Испании и Португалии... Довольно хорошо правовое положение римско-католического клира в государствах протестантских, например, в частности и в особенности в Баварии как германском государстве с большим процентом и католического населения. В силу конкордата от 5 июля 1817 г. римско-католическая церковь признается здесь господствующей и потому представители ее сохраняют в Баварии почти все права и привилегии, связанные с их служением по средневековым воззрениям... Из германских государств правовое положение представителей римско-католической церкви поколебалось было на некоторое время только в Пруссии в силу так называемых майских законов 1872-73 гг., потому что по этим законам римско-католическая церковь лишилась автономии во внутренней жизни, ее представители — казенного жалованья, члены многих орденов, особенно иезуитского, изгонялись из Германии и прочая. Однако после выхода в 1894 году в отставку Бисмарка — главного виновника указанных законов — от них осталось очень немногое, стесняющее правовое положение римско-католической церкви в Пруссии, например, ограничение свободы в создании новых орденов и необходимость для членов клира государственного образования. Что же касается остальных привилегий, то они те же самые, что и в других выше указанных государствах... Аналогично правовое положение римско-католического клира в Англии. И здесь в XVII-XVIII веках, как и в начале XIX в. в Германии, представители и вообще члены римско-католической церкви были лишены государственных прав... С восшедствием в 1820 г. на престол Георга IV и особенно со времени премьерства в английском парламенте Гладстона, издавшего 1869 г. церковные законы, правовое положение римско-католического клира в Англии значительно улучшается: члены его не только получают полную автономию в церковной сфере, но и права участия в государственной жизни английского королевства...

http://bogoslov.ru/article/1079223

По предложению моему о сем ещё в декабре минувшего года, консистория вошла в надлежащие отношения по этому предмету; и иеромонах Кошко, высланный из Вильна несколько лет тому назад по распоряжению правительственному за злонамеренные проповеди и приютившийся во дворе г-на Виленского губернского предводителя дворянства Пусловского, сколько мне известно, обращён уже в монастырь соответственно его монашескому званию. Но частная эта мера едва ли достаточна. Означенные выше злоупотребления допускаются не по одним четырём благочиниям, осмотренным преосвященным Михаилом, но и по другим местам Литовской епархии. Об этом я сам получал неоднократно жалобы при осмотре прошлым летом епархии; об этом есть и дела в консистории. По сведениям сим, некоторые Римско-католические священники проживают в дворах помещичьих, по данным противозаконно дозволениям прежде управлявшим Виленскою Римско-католическою епархией, другие по своевольному дозволению монастырских настоятелей. Между тем, Римско-католические приписные и дворовые каплицы, при которых могут проживать особые священники, определены поимённо главным Римско-католическим духовным начальством, то есть Римско-католическою коллегией; и наблюдение, чтобы сверх определённых коллегией каплиц не назначались особые священники, весьма удобоисполнимо. Необходимо однакож обратить внимание на то, что Виленская Римско-католическая епархия совмещается в пяти губерниях; и наблюдение нынешнего начальника епархии, при всей его благонамеренности и деятельности, не может быть вполне успешно тем более, что после вредного направления, данного духовенству при прежнем начальнике епархии, ещё не скоро можно ввести между оным должный порядок. Посему долгом поставляю просить покорнейше Ваше Высокопревосходительство: не найдёте ли возможным и полезным вытребовать от управляющего Виленскою Римско-католическою епархией прелата Жилинского именной список приписным и дворовым каплицам, при которых разрешено Римско-католическою духовною коллегией состоять особым священникам, и список сей передать по-уездно земским полициям, с тем, чтобы сверх епархиального начальства и сии полиции наблюдали за точным исполнением распоряжения главного Римско-католического духовного начальства. 63. Список с отношения к обер-прокурору Св. Синода, от 27 января 1848 года за 270, о появившихся между воспитанниками духовно-учебных заведений в Вильне признаках приближавшейся холеры

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Главную силу, которой всегда во славу свою пользовалось и теперь еще удерживало в своих руках римско-католическое монашество, составляли монастырские школы. Правда, в период с 1828–1832 г. г. было закрыто изрядное число монастырских училищ: например, Витебские – пиарское и базилианское, Полоцкое пиарское, Ушачское – доминиканское, Сокольницкое – францисканское и другие 62 . По Высочайшему повелению от 1-го мая 1832 г. на место их были учреждены светские 63 . Но и после этого при многих монастырях средние школы еще продолжади существовать: в Волынецком доминиканском монастыре, например, оставалась средняя школа, в которой училось 160 человек, а учителей было 10 (9 монахов и 1 светский); также оставались училища при Озеранском каноников регулярных монастыре (на 29 человек), Быховском того же ордена 64 , при Освейском – миссионерском 65 и многих других, а также при римско-католических приходских церквах, например, при римско-католической церкви в м.Дубровне Оршанского уезда 66 . Руководители же этих школ продолжали вести, завещанную предками и освященную веками, политику римско-католической пропаганды. Таким образом, римско-католическое монашество и после всех несчастий, какие, в виде разных ограничительных мер правительства, в последнее время стряслись над ним, представляло для Белорусского православия и униатства грозную силу 67 . Ho при воссоединении униатов Белорусской епархии нашим деятелям пришлось считаться не столько с наличной римско-католической силой, в лице ее белого и черного духовенства, сколько с результатами прежней, долгой, хитрой и в высшей степени могучей римско-католической пропаганды. А результаты эти были громадны. Конечной целью в отношении унии, к осуществлению которой римско-католицизм не переставал стремиться во все время существования унии, было обращение всех униатов в католиков. Умудренный многовековым опытом, он подходил к ней не сразу, а постепенно, в два приема. Сначала он старался воспитать в униатах сознание своей близости к римско-католической церкви, единства с ней, а затем уже сделать их полными католиками.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Только 18 августа 1914 г. вышло предписание Управляющего Могилёвской римско-католической архиепархией архиепископа Я. Цепляка, в котором он призывал всех римско-католических священников в воскресные и праздничные дни совершать молебны о здравии Его Императорского Величества Государя Императора и всего Царствующего Дома и о даровании победы русской армии над врагами. После каждого праздничного богослужения предлагалось обращаться к прихожанам с просьбами оказывать помощь семьям ушедших на войну солдатов, жертвовать на устройство лазаретов для раненых воинов и т. д. Предписание возымело действие – во всех костелах проводились молебны в честь русской армии и Царствующего Дома, за скорейшую победу России в войне c. 16]. Настоятелями римско-католических приходов также проводился сбор пожертвований в пользу раненых и кружечные сборы в пользу Красного Креста. Так, в местечке Любешов Пинского уезда ксендзом Бречко были собраны пожертвования в сумме 5 рублей, в Борисовском костеле – в сумме 32 рублей, в Слуцком костеле – 100 рублей. Также кружечные сборы проводились в Сверженском, Рубежевинском, Волмянском костелах Минского уезда, в Речицком, Остроглядовичском костелах и в Хойникской каплице Речицкого уезда и других. Все собранные средства отсылались в канцелярию Могилёвского Митрополита c. 14]. Однако, по словам минского губернатора А.Ф. Гирса, «отмеченные положительные явления не дают ещё основание считать римско-католическое духовенство, как вообще весь католический народ, вполне лояльным по отношению к русскому правительству и русской государственности» c. 18]. Что касается руководства РКЦ, то сам управляющий Могилёвской римско-католической архиепархией архиепископ Я. Цепляк 19 ноября 1914 г. при огромном стечении народа в костеле Святой Екатерины в Санкт-Петербурге совершил заупокойное богослужение по убиенным в боях солдатам и офицерам России и союзных держав c. 25]. После ряда неудач российской армии на западном фронте в 1914 году, в начале 1915 г. началось наступление германских войск на территорию Беларуси. В этой связи актуальным стал вопрос об эвакуации Виленской консистории и канцелярии епископа. Так, 19 июля 1915 г. Управляющий Виленской римско-католической епархией епископ К. Михалькевич написал ходатайство директору Департамента духовных дел иностранного исповедания Е. Менкину об ассигновании Виленской римско-католической духовной консистории в размере 1500 рублей на покупку упаковочного материала для казенного имущества Консистории, семинарии и канцелярии Виленского римско-католического епископа, подлежащего вывозу из города Вильно в г. Могилёв в связи с военными обстоятельствами. Ответственным за перевозку назначался преподаватель Духовной семинарии ксендз П. Крауялис c. 125].

http://bogoslov.ru/article/5338800

На религиозно-церковную жизнь римско-католик смотрит плотскими очами. В понятие истинной жизни он привнес ложные мирские понятия неистинной жизни. В самом деле, что иное, как не извращение истины, представляет собою римско-католическое учение об искуплении и оправдании человека? Ибо, юридически понятые, последние служат только отрицанием действительного искупления и оправдания. Как гражданские суды только внешне оправдывают преступников, так и римско-католическая Церковь , изменив христианское понятия оправдания на мирское, предлагает своим членам камень вместо хлеба. Равным образом, чем иным, как не отрицанием вечной жизни, может быть названо римско-католическое учение о сверхдолжных заслугах святых? Вместо законов небесных здесь очевидно взяты законы земной жизни. Или: не к мирским ли собраниям приравнены римско-католические так называемые вселенские соборы, решающие церковные дела большинством голосов?.. – Но если Церковь есть в сущности мирское общество, хотя бы и с известным религиозным направлением, если она есть мирское царство , то, естественно, для полноты в нем недостает еще царя . Без царя нет и царства. 5 . Таково происхождение папства. Не из языческого Рима как такового прежде всего произошло оно, но – из Рима, отпавшего в качестве части от целой Церкви. Оно – из ереси и – ересь 183 . Папство есть завершение великой римской церковной «пирамиды»; но им же и начато ее строение. В этом случае совершенно правы римско-католики, утверждая, что «когда говорится о Главе Церкви, – то говорится о существе такого предмета, от которого всецело зависит существование и благосостояние самой Церкви» 184 . Поэтому борьба против римско-католических заблуждений есть, в сущности, борьба против папства ; и если бы противникам римского католичества удалось преодолеть его во всех пунктах, за исключением одного – папства (предположим это), то в этом случае победителям пришлось бы повторить известные слова папы Евгения IV: «мы ничего не сделали!» Не напрасно, в свою очередь, и римско-католики, забывая о церковном единстве 185 , так склонны к униональным попыткам 186 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

В силу конкордата от 5 июля 1817 г. римско-католическая церковь признается здесь господствующей и потому представители ее сохраняют в Баварии почти все права и привилегии, связанные с их служением по средневековым воззрениям... Из германских государств правовое положение представителей римско-католической церкви поколебалось было на некоторое время только в Пруссии в силу так называемых майских законов 1872–73 гг., потому что по этим законам римско-католическая церковь лишилась автономии во внутренней жизни, ее представители – казенного жалованья, члены многих орденов, особенно иезуитского, изгонялись из Германии и прочая. Однако после выхода в 1894 году в отставку Бисмарка – главного виновника указанных законов – от них осталось очень немногое, стесняющее правовое положение римско-католической церкви в Пруссии, например, ограничение свободы в создании новых орденов и необходимость для членов клира государственного образования. Что же касается остальных привилегий, то они те же самые, что и в других выше указанных государствах... Аналогично правовое положение римско-католического клира в Англии. И здесь в XVII-XVIII веках, как и в начале XIX в. в Германии, представители и вообще члены римско-католической церкви были лишены государственных прав... С восшедствием в 1820 г. на престол Георга IV u ocoбehho со времени премьерства в английском парламенте Гладстона, издавшего 1869 г. церковные законы, правовое положение римско-католического клира в Англии значительно улучшается: члены его не только получают полную автономию в церковной сфере, но и права участия в государственной жизни английского королевства... Из некатолических государств очень хорошо правовое положение представителей римско-католической церкви и России. Пользуясь еще в XVI-XVIII вв. на основании законов 1627, 1705 и 1769 гг. внутренним самоуправлением (privilegium fori), римско-католическая церковь в России во второй половине XVIII века приобретает права особо покровительствуемой церкви, проявляющияся в свободе принадлежащих католикам храмов, школ и строений от всяких городских повинностей с правом ходатайства казенных пособий в случае построения храмов в среде бедного населения (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Изучение римско-католической сотериологии представляется нам весьма нужной предпосылкой всякого контакта с Римско-католической церковью, будь то простое ее изучение или обширный экуменический диалог, так как " существенное отличие всякой ереси от церковной истины станет нам ясно лишь тогда, когда мы оставим сферу чисто догматическую и теоретическую, а будем сравнивать само жизнепонимание " Как отмечает патриарх Сергий (Страгородский), " тот, кто хочет узнать истинное существо католичества, протестантства или православия, тот должен обратиться не к теоретическому их учению, а к их понятию о жизни, к их учению, именно, о личном спасении... тот должен опросить каждое из вероисповеданий, в чем оно полагает смысл жизни человека, его высшее благо " Применение к духовной жизни юридической терминологии (такой, как " искупление " , " заслуга " , " награда " , " долг " ), понимаемой дословно и вне контекста святоотеческого учения о спасении " послужило источником того коренного заблуждения, которое теперь отличает христианство западное; на этой почве развилась правовая (юридическая) постановка учения о спасении " В данной работе мы изложим римско-католическое учение о спасении согласно новому Катехизису Католической церкви который с момента своего издания в 1992 году является официальным изложением римско-католического вероучения, что и указано в соответствующей " Апостольской конституции " за подписью римского папы Иоанна Павла II Мы также попытаемся изучить возможную эволюцию римско-католической сотериологии, сравнив новый Катехизис с более ранними изложениями римско-католической веры. Помимо Катехизиса 1992 года, нашими основными источниками будут: 1) " Католический катехизис " священника С. Тышкевича, излагающий римско-католическое вероучение русским католикам и одобренный Восточной Конгрегацией. 2) Книга " Католичество и священное Предание Востока " католического священника А. Волконского, одобренная богословской комиссией Съезда русского римско-католического духовенства как соответствующая римско-католическому вероучению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/395/...

Ни какие заверения отдельных представителей римско-католической церкви, что их церковь ищет «соединения» с Православною Церковью, пока не убедили нас. Уверяющие либо неискренни, либо выражают свое личное мнение, свои pia desideria. Правящая же римско-католическая церковь мыслит это «соединение» не иначе как подчинение, как исторически определившуюся «унию». К этой цели римско-католическая церковь и направляет все свои усилия 147 . И нельзя сказать, чтобы такие усилия оказывались совершенно безуспешными: католики беспрерывно увлекают к себе из Православной, в особенности Русской, Церкви, отдельных лиц, изменяющих родной вере под влиянием чаще жизненных невзгод и лишений, чем блестящих доводов римско-католических ксендзов. Но такие «успехи» римско-католической церкви должны огорчать искренних сторонников честного, на правах равенства, единения великих церквей, ибо подобными «успехами» и приемами римско-католической церкви пропасть между нею и Православной Церковью все больше углубляется, недоверие нарастает и отдаляется тот день, когда может стать «едино стадо и един пастырь». Позиция католической церкви тем резче выделяется, что другие старые церкви и исповедания совсем не выявляют наклонности, в целях прозелитизма, воспользоваться трагически затруднительным положением Православной Церкви, а некоторые, как Англиканская – в Зап. Европе, методистская – в Америке даже спешат к ней на помощь 148 . В частности, Болгария не забыта католиками. Римско-католические аванпосты, в виде римско-католических и униатских церквей, монастырей и школ разбросаны по всему Болгарскому царству, и в них осторожно, но настойчиво и планомерно ведется определенная работа, направленная к распространению римско-католических идей и к привлечению православных болгар в лоно Римской Церкви. Еще более не дремлют в это тяжелое для Православной Церкви время разные сектантские общества. Совратительская политика составляет природу этих обществ. Они и раньше в православных странах росли и ширились, главным образом за счет Православной Церкви. Теперь же они усилили свою пропаганду.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010