С одной стороны, это хорошо, а с другой — это в определенном смысле пагубно сказывается на нас, ибо лишает возможности вникать в Устав и самостоятельно и в каком-то смысле творчески составлять службы. А ведь это не только дает реальную возможность понимания принципов составления богослужений, но и приоткрывает завесу над смыслом всей богослужебной системы. Имейте это в виду. Желающих приоткрыть эту завесу я сегодня познакомлю с так называемыми знаками праздников месяцеслова. “О знамениях праздников месяцеслова” Помните, что месяцеслов — это система неподвижных праздников годового круга, тех, которые закреплены за определенным числом определенного месяца. По сути дела, каждый день бывает какой-нибудь праздник, хотя все они как по значимости, так и по характеру празднования неодинаковые. В Типиконе все праздники обозначаются знаками (знамениями), т.е.графическими значками, которые соответствуют разным типам службы, выражая иерархию праздников. Маленькая, но очень важная в плане составления основных служб суточного круга 47 глава Типикона “О знамениях праздников месяцеслова” начинается такими словами: “Подобает ведати, яко праздники разделени суть на великие, средние и малые”. Далее в Типиконе говорится о том, какая служба совершается в дни этих праздников — в эти праздники совершается бдение, т.е. Вечерня сливается с Утреней и длится всю ночь, образуя одну службу, которая заканчивается 1м часом, т.е. ориентировочно к 6:00–7:00 утра. Когда по Уставу совершается бденная служба, то естественно нет места повечерию и полунощнице, потому что вечерня и утреня слиты в одну службу и нельзя что-нибудь вставить между ними, а перед ужином служится малая вечерня. Далее в Типиконе говорится о средних праздниках. При праздниках, имеющих этот знак, совершаются службы дневного круга в следующем порядке: великая вечерня, повечерие, полунощница, полиелейная утреня, часы. Такой тип службы кратко называют “полиелей”, по самой праздничной части богослужения. Здесь следует отметить, что Типикон позволяет даже в дни великих праздников (за исключением Рождества и Богоявления), совершать в малых обителях, где нет достаточного количества чтецов и певцов, и в приходских храмах, не бдение, продолжающееся всю ночь, а отдельно великую вечерню с повечерием, а утром — полиелейную утреню. И если при бдении нет места повечерию и полунощнице, то при полиелее ничего не мешает их совершать.

http://azbyka.ru/video/42-znaki-cerkovno...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРУСАЛИМСКИЙ УСТАВ [Иерусалимский Типикон, (Нео-) савваитский Типикон; греч. Τυπικν τς Λαρας το ϒου Σββα], книга, с XI в. определяющая порядок служб и регламентирующая использование основных богослужебных книг в визант. литургической традиции. Выражение «по Иерусалимскому уставу» означает совершение богослужения в соответствии с этим Типиконом. Двумя основными частями И. у. являются «Иерусалимские богослужебные главы» и «Иерусалимский синаксарь». «Иерусалимские богослужебные главы» определяли порядок и особенности совершения всенощного бдения (агрипнии палестинского происхождения) и служб суточного круга богослужения. «Иерусалимский синаксарь» - это собрание рубрик (уставных указаний) для служб всего церковного года, состоящее из 2 частей, месяцесловной и триодной. В месяцесловной части регламентировалось совершение служб годового неподвижного круга богослужения с 1 сент. по 31 авг.; в триодной устанавливался порядок совершения годового подвижного круга богослужения в период от Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых. И. у. обладал основными литургическими параметрами (месяцеслов, лекционарная система, евхологические тексты) к-польского происхождения. Он появился в 1-й пол. XI в. в Палестине в результате адаптации к обычаям палестинских киновий первоначальной (к-польской) редакции Студийского синаксаря, возникшей в свою очередь не ранее 1-й пол. X в. Отличительной чертой богослужения, определявшегося И. у., было совершение в канун воскресных и праздничных дней особых «всенощных бдений» (агрипний), состоявших из великой вечерни , в к-рую были включены лития и благословение хлебов , и воскресной или праздничной утрени . В архаичных редакциях И. у., сохранившихся в сир. переводах, описание совершения всенощного бдения и некоторые указания общелитургического характера находились после текста «Иерусалимского синаксаря». В известных ранних греч. редакциях «Иерусалимские богослужебные главы» различной степени полноты помещены перед «Иерусалимским синаксарем». Отличительной особенностью всех ранних редакций И. у. было отсутствие описания малой вечерни в начале «Иерусалимских богослужебных глав», однако из текста следовало, что эта служба совершалась в притворе (нартексе) накануне воскресных и праздничных дней перед вечерней трапезой.

http://pravenc.ru/text/Иерусалимскому ...

1. Сколько зачал и прокимнов может быть прочитано вместе? 2. Значение выражения «под зачало». 3. Сколько зачал, как правило, прочитывается на литургии? Какое из них чаще всего прочитывается первым? 4. Что такое прокимен? Каково буквальное значение этого слова? 5. Где находятся прокимны к рядовым апостольским чтениям? 6. Когда апостольское чтение святому опускается? 7. Где найти прокимен и апостольское чтение святому, если они отсутствуют в Месяцеслове? 8. Как совмещается провозглашение двух прокимнов? 9. На чтение чего ориентирован прокимен? 10. На какое чтение ориентирован аллилуарий? 11. В каких богослужебных книгах, кроме Апостола, можно найти прокимны? 12. Каковы интонационные особенности чтения Апостола в современной традиции? 13. В какой момент Божественной литургии в связи с чтением Апостола должно совершаться каждение? 14. Какие антифоны Божественной литургии находятся в конце Богослужебного Апостола? 12. Вопросы к теме «Псалтирь. Следованная Псалтирь» 1. Что повлияло на широкое использование псалмов за богослужением? 2. Способы исполнения псалмов. 3. Какие жанры псалмов выделяют исследователи? 4. Что находится в начале и в конце Малой Псалтири? 5. На какие части делится текст 150 псалмов в Богослужебной Псалтири? 6. Состав Следованной Псалтири. Почему Следованная Псалтирь имеет такое наименование? 7. В течение какого периода Псалтирь прочитывается полностью? В какой период года Псалтирь прочитывается дважды в неделю? 8. Чем чтение кафизмы на вечерне отличается от чтения кафизмы на утрене? 9. Где находится расписание чтения Псалтири? 10. На каких службах суточного богослужебного круга читаются кафизмы? 11. Когда на вечерне кафизма не читается? 12. Когда на вечерне бывает первый антифон первой кафизмы? 13. Когда в период с 22.09 по 20.10 и с 14.01 до пения Триоди на утрене читается не три, а две кафизмы? 14. Где прочитывается в таком случае третья, неиспользованная кафизма? 13. Вопросы к теме «Часослов. Служебник. Архиерейский чиновник» (1) 1. Чинопоследования какого богослужебного круга содержит Часослов? 2. Для кого предназначены Часослов и Служебник? 3. Молитвословия какого богослужебного круга содержит Служебник? 4. С какой службы начинается Часослов? 5. Какие чинопоследования – изменяемые или неизменяемые – содержат Часослов и Служебник? 6. Что имеется в конце Часослова? 7. Какие молитвословия называют богородичными и богородичными отпустительными? Как обычно избирается глас богородичных? 8. Когда используются Богородичные отпустительные воскресные и Богородичные отпустительные, поемые во все лето? 9. На каких службах Часослова читаются кафизмы? 10. На каких из них кафизмы читаются только в особый период? Что это за период? 11. Какие богослужебные книги используются при составлении последований служб вечерни и утрени? 12. Греческие наименования Служебника. 13. Молитвословия каких служб вошли в Служебник? 14. Что содержится в дополнительной части Служебника? 14. Вопросы к теме «Часослов. Служебник. Архиерейский чиновник» (2)

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

е. во вседневной службе одни молитвословия относятся ко времени суток: к вечеру, к утру и так далее; другие – к дням седмицы: к понедельнику. вторнику и т. д,; третья – к 1-му, 2-му, 3-му и т. д. числу месяца, дню года. В молитвословиях суточных, иначе, в службах суточных (дневных), воспоминаются такие события, которые совершились в те часы, в то время, в которое отправляется вседневная служба; в молитвословиях седмичных, иначе, в службах дней седмицы, содержатся воспоминания, положенные св. Церковью в эти дни; в молитвословиях годовых, иначе, в службе годовой, воспоминаются события, бывшие в то время года, когда совершается служба. Молитвословия, принадлежащие к службе суточной – по прошествии суток следует опять в том же порядке, как в предшествующие сутки. Точно так молитвословия дней седмичных – по прошествии седмицы, молитвословия и песнопения дней года – по прошествии года начинают и следуют подобно тому, как в прежнюю седмицу, в прежний год. Отсюда ряд служб суточных (дневных) – во все продолжение суток, ряд служб седмичных – в продолжение всей седмицы, ряд служб годовых – в продолжение всего года, носят названия: круга суточного (дневного), круга седмичного, круга годового. Каждый из этих кругов служб содержит свой особый порядок молитвословий, песнопений, чтений и свой ряд воспоминаемых церковных событий, и потому составляет собою особый, отдельный от другого круг. Службы каждого из этих кругов имеют в свое время и в своем месте: а) молитвословия более или менее торжественные, б) покаянные и в) за упокой. Как каждый час дня относится (принадлежит) к дню седмицы и в дню года, и каждый день года есть который либо день седмицы и состоит из часов, так и службы кругов дневного, седмичного и годового находятся между собою в тесной взаимной связи, и потому в каждом вседневном Богослужении на вечерне, или на утрени находится служба всех кругов: и дневная, и седмичная, в годовая. Из числа этих трех служб – служба суточная (дневная) составляет как бы основание вседневных служб общественного Богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Литургическое богословие - направление относительно недавнее - определяется одним из его основоположников протопресвитеромАлександром Шмеманом как «раскрытие богословского смысла богослужения». Цель литургического богословия, словами прот. А. Шмемана, - «уяснить и объяснить связь между [богослужением] и Церковью», между богослужением и учением Церкви. По мнению того же ученого, литургическое богословие призвано опираясь на данные исторической литургики представить богословский синтез этих данных и дать им богословскую интерпретацию. Помимо этих двух направлений, можно еще условно выделить практическую или прикладную литургику. В данном случае, речь идет не о научном направлении, а скорее об учебной программе, в которой излагаются, для применения на практике, сведения, касающиеся совершения богослужения. Предметом исследования Литургики являются в первую очередь литургическиеисточники . Богослужебный устав , который определяет время и форму совершения регулярного богослужения - суточного круга (в который входят определенные, совершаемые регулярно богослужения), или годового круга (которым определяются составные части богослужений, изменяющиеся в зависимости от дня года). Как частный вопрос изучения годового круга можно выделить эортологию - науку о богослужении церковных праздников. Отдельному исследованию подлежит Божественнаялитургия , в рамках которой совершается таинство Евхаристии . Отдельное внимание литургист уделяет таинствам и обрядам Церкви: богослужениям, совершаемым нерегулярно, от случая к случаю, согласно необходимости (это, к примеру, таинство Крещения, Исповеди, обряд водосвятия, освящение дома, и другие). Изучение богослужения невозможно без изучения богослужебных помещений, принадлежностей, книг - то, что составляет предмет церковной археологии , а также изучения богослужебной гимнографии . Частной проблемой литургических исследований можно назвать вопросы церковного пения . Наконец следует упомянуть о проблеме, лежащей на стыке литургики, каноники и филологии - проблеме богослужебном языке .

http://bogoslov.ru/article/192545

От утренних и вечерних молитв можно перейти к чтению полунощницы утром и повечерия вечером Вернемся к молитвословам, содержащим неизменные части суточного круга служб. В них отсутствуют стихиры, антифоны, но и такие книги могут стать хорошим началом. Современные молитвословы единоверцев содержат все необходимые молитвы, так что можно обойтись даже без других специальных книг. По собственному опыту могу сказать, что вечерня, повечерие, утреня и первый час вечером займут 2,5 часа, а полунощница, часы и обедница утром – 1,5. Самое важное замечание: когда Господь видит наши добрые и угодные Ему намерения, Он всегда идет навстречу. И видя желание молиться больше, обязательно поможет. Это произойдет не сразу, но обязательно случится. В свое время желание посвящать молитве больше времени изменило мою жизнь. Так случилось, что я оставил мирскую работу, и теперь все, что я делаю, имеет церковный характер. Хотя в те годы я и подумать об этом не мог. Сейчас, в Святые дни, мы переживаем благодатное время духовной весны и праздника торжества Жизни над смертью. Господь говорит нам: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15: 5). Молитва – это и есть способ поддержания непрерывной связи с Творцом, непрестанная беседа с Ним и испрашивание благословения на то или иное дело. А потому, чтобы добиться подлинного успеха в каком-либо деле (а прежде всего, в спасении души), нельзя и помышлять об оставлении молитвы. А значит, нужно жить так, чтобы этот молитвенный потенциал наращивать. Оставим же наши мирские попечения в воскресный день, найдем хоть малое время утром и вечером, попробуем вырваться из круга каждодневной суеты и направим все наши внутренние силы на разговор с нашим Отцом. Который любит и ждет. Каждого из нас без исключения. Рейтинг: 9.8 Голосов: 1055 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Василий 8 апреля 2020, 23:47 Возвращаясь к этой статье: думаю, как раз сейчас, во время " самоизоляции " у многих есть возможность попробовать совершать дома если не весь суточный круг, то какие-то его части.

http://pravoslavie.ru/112238.html

« И бысть вечер, и бысть утро, день един . Почему назван не первым, но единым?.. Определяет сим меру дня и ночи, и совокупляет в одно суточное время, потому что 24 часа наполняют продолжение одного дня, если под днем подразумевать и ночь. Посему, хотя при поворотах солнца случается, что день и ночь друг друга превосходят, однако же всегда ограничиваются одним определенным временем. И Моисей как бы так сказал: мера 24 часов есть продолжение одного дня, или возвращение неба от одного знака к тому же опять знаку совершается в один день». 149 Свят. Григорий Нисский . «Моисей, последовав мыслию за движением огня, говорит, что сотворенный свет не остался в одних и тех же частях мира, но, обтекая грубейший состав существ, попеременно при сильном движении приносит частям неосвещенным светлость, а освещенным — мрак. И может быть, по временному протяжению такого преемства, совершающегося в дольней стране (разумею преемство света и тьмы), Моисей Богу приписывает наименование дня и ночи, внушая о всем последовательно происходящем не представлять себе, будто бы получило начало самослучайно, или от кого-либо другого. Посему и говорит: и нарече Бог свет день, а тьму нарече нощь ( Быт.1:5 ). Поелику светоносная сила естественно не могла оставаться в покое, когда свет проходил верхнюю часть круга, и стремление его было в низ, то при нисхождении огня лежащее выше покрывалось тенью, потому что луч вероятно омрачаем был естеством грубейшим. Потому удаление света наименовал Моисей вечером, и когда огонь опять поднимался с нижней части круга, и снова простирал лучи к верхним частям, происходящее при сем нарек он утром, наименовав так начало дня». 150 Свят. Григорий Богослов . «И, как рассуждаю, в начале Бог сотворил не этот органический и солнечный свет, но не заключенный в тело и в солнце, а потом уже данный солнцу освещать всю вселенную. Когда для других тварей осуществил Он прежде вещество, а впоследствии облек в форму, дав каждому существу устройство частей, очертание и величину; тогда, чтобы соделать еще большее чудо, осуществил здесь форму прежде вещества (ибо форма солнца — свет), а потом уже присовокупляет вещество, создав око дня, то есть солнце. Посему к дням причисляется нечто первое, второе, третье и так далее до дня седьмого, упокоевающего от дел, и сими днями разделяется все сотворенное, приводимое в устройство по неизреченным законам, а не мгновенно производимое Всемогущим Словом, для Которого промыслить или изречь значит уже совершить дело». 151

http://azbyka.ru/kto-kak-bog-ili-skolko-...

Во 2-й пол. XIII - 1-й пол. XIV в. распространение И. у. сопровождалось внесением дополнений в «базовую» редакцию. Так, в составе И. у. появилось пространное наставление игумену о необходимости тщательного соблюдения предписаний Типикона. Содержащееся в нем сообщение о создании этого текста в палестинских мон-рях на долгое время определило представления историков о месте возникновения И. у. Новая часть И. у., Марковы главы , состояла из указаний («глав») о совершении богослужения в случае совпадения различных праздников, пред- и попразднств с воскресными днями и праздниками подвижного круга. Кроме того, в текст месяцесловной части вносились специальные рубрики, связанные с местными богослужебными обычаями. Одновременно с различными дополнениями «базовой» редакции появлялись новые пространные редакции И. у. Так, вероятно, не позднее нач. 40-х гг. XIV в. была создана пространная редакция И. у., в которой Марковы главы распределили по тексту месяцесловной и триодной частей, а также включили часть этих глав в состав «Иерусалимских богослужебных глав», общее число к-рых дошло до 50. В 3-й четв. XIV в. пространная редакция И. у. с распределенными Марковыми главами распространилась и на Афоне. Тогда же в конце «Иерусалимских богослужебных глав» появилось неск. глав (о совершении последования по усопшим, о возжжении свеч и о постных днях в течение года), надписанных именем К-польского патриарха Никифора. Кроме того, на основании «базовой» редакции И. у. была составлена пространная «келлиотско-киновиальная», где в тексте «Иерусалимских богослужебных глав» систематически отмечены различия в совершении служб суточного круга в мон-рях келлиотских и в монастырях киновиальных, а в месяцесловную и триодную части устава включены рубрики, регламентирующие совершение малой вечерни для праздников, имеющих всенощное бдение. Появление и распространение нового богослужебного устава в К-поле и на Афоне в палеологовский период стало причиной появления и распространения новых богослужебных книг, соответствующих И. у.: Евангелия служебного, Апостола служебного, Часослова, Евхология, Миней служебных, Триоди Постной и Цветной, Октоиха, а также различных сборников, предназначенных для обеспечения уставных чтений . Переход на богослужение, регламентировавшееся И. у., привел к существенным изменениям и в практике церковного пения, в результате к-рых в кон. XIII - нач. XIV в. в Византии сложился новый тип богослужебных певч. рукописей (т. н. Ακολουθαι), включающих невмированные песнопения великой вечерни и утрени по И. у., а также песнопения Божественной литургии.

http://pravenc.ru/text/Иерусалимскому ...

М.С. Красовицкая Лекция 11. Годовой круг неподвижных праздников. Великие праздники месяцеслова Теперь поговорим о месяцеслове, несмотря на то, что мы уже разбирали знаки праздников, отражающие их иерархию. Эта глава, будет единственной, посвященной праздникам месяцеслова, потому что дальше нам придется говорить о Триоди. И из всего месяцеслова мы разберем лишь великие праздники. Ни о какой полноте, всеохватности, обстоятельности тут не может идти речь. Мы лишь перечислим те рубрики, которые должны быть известны, и наметим направления для дальнейшей самостоятельной работы. С самого начала должна быть максимальная ясность в системе праздников. В богослужении три круга: дневной, седмичный и годовой. Дневной образуют службы суточного круга; седмичный образуется семью днями, начиная с недели, затем следуют пять будничных, седмичных дней и особый день – суббота. Пик седмичного круга, его праздник совпадает с его началом – неделя, это исключительный день в седмице. И, наконец, годовой богослужебный круг состоит из двух составных частей: месяцеслова и Триоди. Месяцеслов – это неподвижные, непереходящие праздники, закрепленные за определенным днем и месяцем года. Триодь – это то, что двигается вместе с Пасхой, т.е. меняет число и месяц год от года, но не меняет дня седмицы и промежутка времени, отделяющего празднование от Пасхи. Так, Вход Господень в Иерусалим всегда бывает за неделю до Пасхи, а Антипасха – это всегда первое воскресенье после Пасхи. Эти праздники не меняют своего положения относительно Пасхи и не меняют своего дня седмицы: Вознесение всегда в четверг, Троица всегда в воскресенье. Это система подвижных, переходящих праздников – все то, что связано с Пасхой, все то, что помещается в Триоди. Но сейчас речь пойдет не о Триоди, а о великих праздниках месяцеслова. В Типиконе они обозначены знаком «крест в круге», и это единственный знак для великих праздников. Типикон говорит о составе великих праздников достаточно расплывчато, т.е. из 47 главы нельзя узнать, какие именно праздники являются великими. Там сказано так: «Велицыи убо праздницы Христовы, и Богородичны, и Предтечева два: Рождество и Усекновение, и обоих верховных апостолов, Петра и Павла, имут знамения, крест окружен», т.е. обозначаются в Типиконе знаком «крест в круге».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Барберинов евхологий представлял собою, одну из первых ступеней дальнейших осложнений последования таинства. Под влиянием той же седмеричной системы в чине этого таинства в последующее время появляются все новые элементы, повторяемые по семи раз и потому все более осложняющие чин. С другой стороны, и службы суточного круга, привлекаемые к таинству елеосвящения, увеличиваясь в своем составе, постепенно достигают полного своего количества. В рукописи Синайской библиотеки 973 и раскрывается перед нами процесс дальнейшего развития последования елеосвящения в обоих характерных для Барберинова евхология направлениях: 1) в отношении последования самого таинства и 2) в отношении круга суточных служб. В первом отношении, по сравнению с Барбериновым евхологием, наблюдается следующее. В последнем, как видели, вместо первоначального семикратного повторения обеих главных частей последования таинства, положено было на каждого совершителя таинства по особой молитве, при чтении каковых и выполнялась та и другая часть. Теперь к этим двум главным частям последования таинства: 1) освящению елея и 2) помазанию им больного, – присоединено еще по предварительному для того и другого действию. Для освящения елея таким предварительным действием было приготовление елея. В чине св. елея в рукописи Барберинова евхология и рукописи Парижской Национальной библиотеки 213 елей приготовлялся просто. В первом перед совершением утрени нужное количество елея вливалось в соответствующий сосуд и этим дело ограничивалось; во второй, вливая елей, пресвитер читал молитву и на освящение его. Но постепенно из влияния елея в сосуд создается целый обряд, начинавший собою сложный процесс елеосвящения. А так как в последующее время замечается решительное приурочение всех частей последования таинства к литургии, то эта начальная часть его – приготовление елея – совпала с самым началом литургии, и начальный возглас для последней стал началом и для первой части. В силу же того, что приготовление елея стало теперь обособленным действием, то и оно подверглось, наряду с другими частями, влиянию седмеричной системы. Поэтому возглас «Благословен Бог наш», с произнесением которого первый пресвитер вливал воду, вино и елей в сосуд, стал повторять и каждый пресвитер, вливая в сосуд приготовленные вещества.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010