И, наконец, можно привести еще одно соображение относительно Богоустановленности седмичного течения соображение плана исторического, а если рассудочного. Практически весь цивилизованный мир пользуется седмичным делением времени. Возьмите так называемые мировые религии. Христианство выделяет как особый день воскресенье; субботу, пятницу. Но так или иначе, везде выделяется седмица и как центр особый день, день сугубой молитвы. Более того, в истории неоднократно предпринимались попытки порушить седмичное течение времени. В частности, примерно в 11 веке до в древнем Египте была предпринята попытка заменить седмицы декадами: днем отдыха объявлялся не каждый седьмой день, а каждый десятый. Тому были экономические причины, таким экстенсивным образом египтяне пытались поднять валовый совокупный продукт. Но ничего из этого не получилось, а смена фараона повлекла за собой возвращение седмичного течения времени. Была такая попытка предпринята и в новое время, кажется, во время французской революции. Ну и, наконец, если обратиться к отечественной истории, то можно вспомнить так называемые пятидневки и шестидневки, которые большевикам все-таки пришлось убрать. Неким удивительным образом они сохранили даже традиционные названия дней седмицы, в том числе такое название, как воскресение. Теперь давайте начнем переход к собственно каждому из кругов. Итак, суточный круг. Под суточным кругом подразумеваются те богослужения Православной Церкви, которые совершаются ежедневно, ежесуточно. Служб суточного круга, формально говоря, девять: - вечерня - повечерие - полунощница - утреня - 1–й час - 3–й час - 6–й час - изобразительны - 9–й час. Я умышленно не назвал Божественную литургию. Евхаристия не является службой суточного круга, скорее она является центром суточного круга, ну а центр, как известно, не является точкой окружности. К тому же литургия не составляет необходимой принадлежности суточного круга. Существуют такие дни, когда, согласно церковному уставу, литургию совершать не скажем, будничные дни Великого Поста и некоторые другие. Более того, литургия не имеет своего строго определенного места в ряду прочих служб. Чаще всего она совершается после 6–го часа, но перед 9–м, а иногда может соединяться с вечерней (в Рождественские и Крещенские сочельники и в некоторые другие дни). То есть ее местоположение относительно других служб может изменяться. |
Двояким источником нашего чина утрени объясняется тот несколько загадочный факт, что наш часослов содержит две различные версии утреннего чина: первая из них, праздничная, – константинопольская, вторая же, так называемая будничная, – иерусалимская. Наиболее важные прибавки и осложнения, внесенные в наш строй богослужения монахами, суть следующие. В систему суточного круга ими вставлены были некоторые последования их келейного правила, каковы междочасия, полагающиеся нашим уставом в посты – Апостольский и Рождественский и в другие будничные дни года, когда поется Аллилуиа, затем полунощница и, наконец, так называемое последование изобразительных, являющееся чином причащения в келии или храме в том случае, когда не совершается литургия. Старинные списки так называемого иерусалимского устава или совсем не упоминают о междочасиях и полунощнице, или же говорят о них как о келейных последованиях, и лишь типики, предназначавшиеся для общежительных монастырей, вводят их в расписание служб суточного круга, но всегда почти отличают их по значению от основных и древнейших служб суточного круга (утрени, вечерни и литургии) местом их совершения: в то время как для последних таким местом является храм, для первых обычно указывается его притвор, или предел, или какой-либо второстепенный монастырский храм (например, монашеская усыпальница, или, наконец, просто трапеза). Нужно заметить такое же различие для некоторых богослужебных мест проводится старинными типиками между перечисленными древнейшими службами и другими последованиями суточного круга также основными, но несколько более поздними по происхождению – часами и повечерием. Следы этого различия сохранились отчасти в предписаниях нашего типика: отправлять в некоторые дни часы в притворе и твердо держатся в современной афонской богослужебной практике, где, за некоторыми исключениями, повечерие и часы совершаются в притворе. |
Но они указывают, во-первых, на твердую традицию о сроках молитвы в ранней Церкви, во-вторых, на несомненно существовавшие в ней, хотя, может быть, и не повсеместно, собрания посвященные молитве и слову и, наконец, на признание этой церковной молитвы нужной и превосходной по отношению к молитве частной, то есть на ее включение в «lex orandi» Церкви. Еще более осязательный удар гипотезе монашеского происхождения суточного круга нанесла так называемая сравнительная литургика, принципы и метод которой блестяще разработал в своих многочисленных трудах A. Baumstark. Сравнительное изучение различных литургических традиций показывает, что эпоха развития суточного круга после Константина отмечена соревнованием и отчасти даже борьбой двух типов суточной службы: «соборного» и «монашеского» по терминологии В следующей главе нам придется подробнее остановиться на этом соревновании. Сейчас достаточно сказать, что факт этот с несомненностью доказывает наличие в Церкви суточных служб, суточного круга не только отличных от монашеского типа их, но и возникших до появления монашества. Но, что еще важнее, не подлежит сомнению синагогальная первооснова суточных служб «соборного» типа, их структуральная зависимость от иудейского ежедневного богослужения. Этой зависимости особую работу посвятил уже неоднократно цитировавшийся нами C. W. Dugmore. Он считает не подлежащей сомнению синагогальную структуру двух основных служб суточного круга – вечерни и утрени. В дни, когда совершалась Евхаристия, это собрание синагогального типа предшествовало ей, как ее первая часть (missa catechumenorum), а в остальные дни составляло уже самостоятельную службу, приуроченную к определенным часам дня. В 3-ем веке, как это ясно из памятников хотя бы частично отражающих эту эпоху, вечерня и утреня – уже заняли свое теперешнее почетное положение в круге суточных служб 77 . Наличие этих суточных служб, посвященных по словам Тертуллиана – «общим молитвам… чтению божественных писаний, увещаниям и напоминания и объясняет, как только что сказано, причину и способ соединения синагогального «синаксиса» с Евхаристией. |
И, наконец, можно привести еще одно соображение относительно Богоустановленности седмичного течения времени – соображение плана исторического, а если угодно – рассудочного. Практически весь цивилизованный мир пользуется седмичным делением времени. Возьмите так называемые мировые религии. Христианство выделяет как особый день воскресенье; иудаизм – субботу, ислам – пятницу. Но так или иначе, везде выделяется седмица и как центр седмицы – особый день, день сугубой молитвы. Более того, в истории неоднократно предпринимались попытки порушить седмичное течение времени. В частности, примерно в 11 веке до Р.Х. в древнем Египте была предпринята попытка заменить седмицы декадами: днем отдыха объявлялся не каждый седьмой день, а каждый десятый. Тому были экономические причины, таким экстенсивным образом египтяне пытались поднять валовый совокупный продукт. Но ничего из этого не получилось, а смена фараона повлекла за собой возвращение седмичного течения времени. Была такая попытка предпринята и в новое время, кажется, во время французской революции. Ну и, наконец, если обратиться к отечественной истории, то можно вспомнить так называемые пятидневки и шестидневки, которые большевикам все-таки пришлось убрать. Неким удивительным образом они сохранили даже традиционные названия дней седмицы, в том числе такое название, как воскресение. Теперь давайте начнем переход к собственно каждому из кругов. Итак, суточный круг. Под суточным кругом подразумеваются те богослужения Православной Церкви, которые совершаются ежедневно, ежесуточно. Служб суточного круга, формально говоря, девять: вечерня повечерие полунощница утреня 1-й час 3-й час 6-й час изобразительны 9-й час. Я умышленно не назвал Божественную литургию. Евхаристия не является службой суточного круга, скорее она является центром суточного круга, ну а центр, как известно, не является точкой окружности. К тому же литургия не составляет необходимой принадлежности суточного круга. Существуют такие дни, когда, согласно церковному уставу, литургию совершать не положено – скажем, будничные дни Великого Поста и некоторые другие. Более того, литургия не имеет своего строго определенного места в ряду прочих служб. Чаще всего она совершается после 6-го часа, но перед 9-м, а иногда может соединяться с вечерней (в Рождественские и Крещенские сочельники и в некоторые другие дни). То есть ее местоположение относительно других служб может изменяться. |
Двояким источником нашего чина утрени объясняется тот несколько загадочный факт, что наш часослов содержит две различные версии утреннего чина: первая из них, праздничная, — константинопольская, вторая же, так называемая будничная, — иерусалимская. важные прибавки и осложнения, внесенные в наш строй богослужения монахами, суть следующие. В систему суточного круга ими вставлены были некоторые последования их келейного правила, каковы междочасия, полагающиеся нашим уставом в посты — Апостольский и Рождественский и в другие будничные дни года, когда поется Аллилуиа, затем полунощница и, наконец, так называемое последование изобразительных, являющееся чином причащения в келии или храме в том случае, когда не совершается литургия. Старинные списки так называемого иерусалимского устава или совсем не упоминают о междочасиях и полунощнице, или же говорят о них как о келейных последованиях и лишь типики, предназначавшиеся для общежительных монастырей, вводят их в расписание служб суточного круга, но всегда почти отличают их по значению от основных и древнейших служб суточного круга (угрени, вечерни и литургии) местом их совершения: в то время как для последних таким местом является храм, для первых обычно указывается его притвор, или предел, или какой-либо второстепенный монастырский храм (например, монашеская усыпальница, или, наконец, просто трапеза). Нужно заметить такое же различие для некоторых богослужебных мест проводится старинными типиками между перечисленными древнейшими службами и другими последованиями суточного круга также основными, но несколько более поздними по происхождению — часами иповечерием. Следы этого различия сохранились отчасти в предписаниях нашего типика отправлять в некоторые дни часы в притворе и твердо держатся в современной афонской богослужебной практике, где, за некоторыми исключениями, повечерие и часы совершаются в притворе. |
Другая характерная черта чина Барберинова евхология – это осложнение его помимо литургии и другими службами суточного круга. Естественно, что это присоединение суточных служб совершалось постепенно и началось, как показывает приведенный чин, с утрени, или «всенощного», как она называется в евхологии. Уже сам характер таинства, как благодатного средства врачевания больных, в немалой мере способствовал усилению моления о больном путём присоединения все большего количества служб из повседневного круга к литургий. С утрени же этот процесс начался по естественным причинам. С течением времени утреня стала подготовительной службой для совершения Литургии. Между тем, на утрени к тому времени, когда совершение таинства стало соединяться со службами суточного круга, уже было в обычае освящение елея для верующих. Правда, это освящение совершалось в известных лишь случаях, но для нас важен в данном случае сам факт существования его. Он, по нашему мнению, всего удовлетворительнее объясняет освящение елея больных в связи с утреней. Мы уже видели, что и в древнехристианской церкви было в обычае общее освящение елея, как для сакраментального употребления, так и для нужд верующих. Затем, видели и то, что елей больных был в то же время и елеем оглашенных. Все это показывает нам, что различие здесь было не в способе освящения елея, а в способе употребления его. Освященный елей получал сакраментальное назначение в зависимости от употребления его в таинстве св. елея. Вполне вероятно, что и здесь мы имеем дело с подобным же явлением общего освящения елея, т.е. освящение елея на утрени для верующих, помазывавшихся этим веществом и вкушавших его, стало служить, когда чин таинства св. елея объединился со службами суточного круга, освящением и елея больных. А затем освящение елея больных могло выделиться от этого общего освящения и принять самостоятельное значение сакраментального освящения елея на утрени. Вполне вероятно, что с таким самостоятельным освящением елея больных на утрени мы и имеем дело в Барбериновом евхологии. |
На первый вопрос, о степени распространенности таких чинов, ничего, нельзя сказать определенного. Мы имеем всего лишь один опыт построения чина св. елея вне связи с суточным богослужением. Можно думать, что такие чины не были распространены; по крайней мере, так можно полагать ввиду отсутствия их влияния на последующей истории чина елеосвящения, т.е. при решении второго из поставленных выше вопросов. Чины елеосвящения 14–15 веков, уже с современной схемой и в значительной степени составом этого чина, тем и другим указывают на тесную связь с чинами елеосвящения предшествовавшего периода, разрабатывавшимися в связи со службами суточного круга. И не видно, чтобы имели применение чины елеосвящения, подобные чину Порфирьева евхология, стоящие в какой-либо генетической связи с ним. Чин елеосвящения по рукописи Парижской Национальной библиотеки 213, 1027 г. 259 Переходя к рассмотрению истории чина елеосвящения, разрабатывавшегося в связи со службами суточного круга, должны отметить, что мы имеем два наиболее ранних списка этого периода, во многих отношениях характерных. Формально, в хронологическом отношении первенство принадлежит последованию елеосвящения Барберинова евхология из 9 века. Но чин св. елея, содержащийся в рукописи Парижской Национальной библиотеки, датированной 1027 годом, своим составом и характером заставляет отдать предпочтение ему в отношении древности перед чином Барберинова евхология. Прежде всего на древность основной схемы его указывает уже сам состав главных частей последования – освящения елея и помазания им больного. На ту и другую часть здесь полагается еще по одной молитве. Это обстоятельство особенно должно свидетельствовать о древнем характере той и другой части, так как к 9 веку ясно высказывается стремление на каждого пресвитера положить по особой молитве при совершении каждой из главных частей последования. Затем, на древний характер в основных чертах приведенного чина указывает и то обстоятельство, что из повседневных служб здесь связывается тесно с совершением таинства одна лишь литургия. А это могло быть свойственно елеосвящению до 9 века, так как начиная с этого времени к елеосвящению тесно примыкают и другие службы суточного круга. Ввиду всего этого будет вполне уместным считать основную схему и состав последования св. елея по рукописи Парижской Национальной библиотеки одним из наиболее древних опытов построения чина елеосвящения на основе седмеричной системы. |
1. мы правы, усматривая основную «форму» устава сочетании Евхаристии и богослужения времени, то первым вопросом, на который мы должны попытаться ответить, есть вопрос о происхождении этой формы. Современная литургическая наука не дает на него согласного и однозначного ответа, причем главную трудность представляет собой генезис того, что мы назвали «богослужением времени». Часть историков просто отрицает его изначальность в литургической традиции Церкви, особенно отрицает наличие в ней суточного круга. Первохристианский культ, по их мнению, ограничивается евхаристическим собранием, с которым неразрывно связаны, как его части и все другие его проповедь, крещение, возложение рук. «Ранняя пишет O. знает только две следующие формы общую трапезу, за которой всегда бывает проповедь Евангелия и . Еще радикальнее высказывается G. Dix. По его мнению, даже ночные бдения, существо которых в до–Никейской церкви доселе не вызывало особых сомнений, суть ничто иное, как «изобретение литургических . Отрицают наличие суточного круга в ранней Церкви и и .. Как же возникло это богослужение времени и каким образом превратилось, как мы знаем, в некую всеобъемлющую раму церковной молитвы? Названные историки связывают его начало с возникновением в четвертом веке монашества, которому приписывается не больше, не меньше, как настоящая «литургическая . Правда, никто не отрицает существования в самые первые времени христианства молитвы, связанной с определенными часами некоей отдаленной первоосновы суточного круга. Свидетельства о ней у до–никейских авторов слишком бесспорны. Но до четвертого века это, как утверждает Дюшен, исключительно частные молитвы. И смысл «литургической революции» четвертого века в том и заключен, что, благодаря монашеству, эти частные молитвы включаются в официальный культ Церкви, из молитвы отдельных людей или отдельных групп в Церкви становятся молитвой самой Церкви. «Утвердившись в пишет частная молитва уже не выйдет из . Таким образов, раннее, до–никейское богослужение противопоставляется тому, которое начинает складываться после Константина. И с этой же эпохой связывают обычно начало развития и пышного цветения и других «кругов» богослужения времени. Это значит, что устав в той его структуре, которую он имеет, не только не изначален в Церкви, но есть продукт глубокого изменения, настоящей метаморфозы литургической традиции. |
Основными службами суточного круга являются вечерня и утреня. Из служб суточного круга только на вечерне и утрене бывают Евангельские Прочие службы положено совершать вне алтаря и даже в притворе, но на вечерне и утрене священник предстоит перед святым престолом, возглашаются совершаются священнические молитвы и каждения. В основе всех суточных богослужений лежат фрагменты Священного Писания. Каждая из служб суточного круга имеет постоянную структуру, которую составляют специально подобранные псалмы, иные тексты из Священного Писания, молитвы, ектении (на вечерне и утрене), различные песнопения. Элементы этой структуры называются неизменяемыми частями службы, которые представляют собой ее общий и постоянный каркас, тогда как изменяемые части посвящены празднуемому событию (воскресному дню, иным праздникам, памяти святого). По уставу, на вечерне и утрене, помимо избранных псалмов, читаются кафизмы из Псалтири Согласно уставу, на вечерне (за некоторыми исключениями) и на утрене (всегда, кроме Великих Четверга и Пятницы и Светлой седмицы) каждый день, одна за другой, должны читаться все двадцать кафизм, так чтобы за одну неделю прочитывалась вся Чтение начинается на вечерне в субботу вечером, поэтому на ней всегда звучит кафизма (первый стих: «Блажен муж, иже не иде [который не ходит] на совет нечестивых»). По аналогии с воскресной службой «Блажен муж» исполняется и на вечернях в канун праздников. Вечерня Неизменяемые части вечерни включают: предначинательный Пс 103 ), псалмы «Господи, Пс 140, 141, 129, 116 ), гимн «Свете тихий», молитву «Сподоби, Господи», библейскую песнь Симеона Богоприимца «Ныне ), Трисвятое по «Отче наш» Вечерня открывается «предначинательным», псалмом, в стихах которого Богу воздается хвала за Его творение. Приношение фимиама как символа молитвы и очищения от греха происходит во время пения псалмов: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя… Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою; воздеяние руку моею — жертва вечерняя». На вечерне накануне праздника в самом конце «Господи, воззвах», под пение гимна «Свете тихий», происходит вход духовенства в алтарь, подобный малому входу на Божественной литургии. Перед священниками несут свечи; возжжение светильников на вечерне — древняя традиция, символизирующая славу Бога, Которому воздается хвала при наступлении темноты. |
К области священнодействия относятся действия, совершаемые во время богослужения, как исключительно священнослужителями (каждение храма, благословение священника), так и всеми присутствующими на богослужении (крестное знамение, поклоны и коленопреклонения, возжжение светильников и т.п.). Крестное знамение. Обычай совершения крестного знамения во время молитвы существует с времен апостольских. Для изображения на себе креста восточные христиане слагают вместе три первые перста правой руки: большой, указательный и средний, приклоняя при этом безымянный и мизинец к ладони, и делают ими крестообразное движение от чела к чреву и от правого плеча к левому. Соединение трех перстов означает нашу веру во Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, два же пригнутые перста символизируют два естества Сына Божия Иисуса Христа: божественное и человеческое 4 . Крестное знамение полагаем на чело (лоб), чтобы освятить ум и мысли наши, на чрево (живот) – чтобы освятить сердце и чувства, на плечи – для освящения телесных сил и призвания благословения на дела рук наших. Крестным знамением мы призываем имя Божие и славословим Бога, поэтому оно совершается обычно при словах «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа», или при любом другом начале молитвы и словах «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Как не подобает призывать имя Божие всуе, то есть без надобности и неблагоговейно, так и крестное знамение не следует творить часто и поспешно, а тем более небрежно, превращая его в бессмысленное движение рукой. Соединяя крестное знамение с молитвою мы этим самым умоляем Бога принять наши мольбы, благодарения и славословия ради крестных заслуг Его Божественного Сына. Поклонение и коленопреклонение служат выражением наших благоговейных чувств к Богу, нашей любви и смирения перед ним. 2. Три круга богослужений. Богослужения суточного круга Суточный, седмичный (недельный) и годовой богослужебный круг, богослужения суточного круга: вечернее, утреннее и дневное. Все церковные богослужения, относящиеся к группе постоянных, совершаются периодически и образуют три круга (цикла): суточный, седмичный (недельный) и годовой. Так, например круг суточный совершается в течение суток и затем повторяется снова. Таким же образом проходят седмичный и годовой циклы. В соответствие с этим все молитвословия, чтения и песнопения посвящены событиям, приуроченным либо к определенным часам суток, либо к дням седмицы или года. |
|