Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 137. Последование ко Причащению Домашнее молитвенное правило Пятница. Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня в рамках разговора о том, как следует готовиться к тому, чтобы причаститься св. Таин, мы обсудим тему приуготовительного к нему молитвенного последования. Согласно говейной традиции молитвенная подготовка к принятию Святых Тела и Крови Христовых предполагает: 1) с одной стороны, совершение предваряющих его служб суточного круга (вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, а в некоторых случая еще и дневных часов), 2) а с другой – к ним еще добавляется специальное молитвенное последование, объем и состав которого согласно включенному в Следованную Псалтирь «Правилу готовящимся служити, и хотящим причаститися Святых Божественных Таинств» таков: - 3 канона (Господу, Богородице и Ангелу Хранителю), Акафист Спасителю или Богородице, и собственно последование ко святому Причащению, состоящее из одного канона и десятка молитв. Из всего перечисленного наиболее важной частью молитвенной подготовки причастника считается последование ко Святому Причащению. Что касается последований суточного круга, то из них обязательными считаются вечерня с утреней, бывание на которых выдвигается как условие участия в Евхаристии. Возможно это связано с тем, что это собственно храмовые богослужения, которые еще в В.З. обязательно совершались утром и вечером со всякого рода всесожжениями. Хотя и на этот счет современный ритм жизни диктует свои правила, согласно которым священники все меньше обращают внимание на факт совершения предваряющих евхаристическую жертву богослужений. Если же говорить о 3х канонах с акафистами, то правило их чтения восходит к ежедневному монашескому правилу, которое и сегодня исполняется наиболее усердными монахами. К слову сказать, сама традиция причащаться лишь после подготовки, включающей в себя пост, исповедь перед духовником и чтение особого молитвенного правила, зарождается и развивается в монашеской среде и благодаря этому попадает на страницы Типикона. Но… парадокс состоит в том, что византийские монахи, придумавшие говейные требования, уже давно о них не помнят и соответственно не исполняют в то время, как русским мирянам до сих пор их предъявляют как условие достойного причащения!

http://azbyka.ru/video/137-posledovanie-...

Священник: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь». Трисвятое по «Отче наш…». Священник: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь. Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...». Псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...». Канон Великой Субботы (из Триоди). Ирмосы поются по дважды, тропари читаются на 12 (обычно канон читает священник перед Плащаницей), после каждой песни поется катавасия (ирмос той же песни). По 3-й песни: «Господи, помилуй…» (трижды, вместо ектении), седален Триоди, «Слава, и ныне»: тот же седален. По 6-й песни: «Господи, помилуй…» (трижды), кондак и икос Триоди. По 9-й песни хор поет катавасию ( «Не рыдай Мене, Мати…» ), в это время священник уносит Святую Плащаницу царскими вратами в алтарь. Чтец: Трисвятое по «Отче наш…». Священник: «Яко Твое есть Царство...». Хор: «Аминь. Егда снизшел еси к смерти…» (воскресный тропарь 2-го гласа). Священник произносит сокращенную сугубую ектению из четырех прошений и возглас (по окончании ектении): «Яко милостив и человеколюбец...». Хор: «Аминь». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Священник творит отпуст: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Хор: «Аминь». Глава 4. Утреня Утреня – служба суточного круга, совершаемая по Уставу после полунощницы (если утреня входит в состав всенощного бдения, то она совершается сразу после вечерни). Это самая продолжительная из служб суточного круга, так как древние христиане во время гонений в основном совершали богослужение ночью и ранним утром. Утреня служится всегда в храме, при открытой заве­се царских врат. На практике священник в течение всей утрени облачен в епитрахиль, фелонь и поручи. В настоящее время в приходской практике утреня обычно совершается вечером сразу после вечерни (в некоторых местах в седмичные дни после повечерия), причем это имеет место как в случае всенощного бдения (когда действительно по Уставу полагается совершение утрени после вечерни), так и во всех других случаях.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

На 1-м часе, который присоединяется к утрене, начального возгласа нет (сразу следует пение «Христос воскресе…», о чем ясно говорится в 50-й главе Типикона), тогда как малый отпуст обязателен. 3-й час обязательно начинается возгласом «Благословен Бог наш…», но отпуста не имеет (по аналогии с другими видами часов). В этом случае после возгласа священника «Молитвами святых отец наших…» сразу поется «Христос воскресе…» и последование 6-го часа. На 6-м часе, который всегда следует сразу за 3-м часом, начального возгласа никогда не бывает, но отпуст на практике творится 237 . В пользу этого говорит то обстоятельство, что после вседневного 6-го часа также уместен отпуст (хотя на практике не совершается), так как литургия, совершаемая после 6-го часа, занимает исключительное место среди служб суточного круга 238 . Еще один аргумент в пользу отпуста на 6-м часе (любом, не только пасхальном) можно увидеть в 49-й главе Типикона в последовании понедельника 1-й седмицы, где предписывается творить отпуст на 6-м великопостном часе (хотя далее в тексте Типикона допускается и совершение 6-го великопостного часа без отпуста). Наконец, 9-й час обязательно начинается возгласом «Благословен Бог наш…» и совершается на практике с отпустом 239 (хотя вседневный 9-й час, совершаемый в храме, а не в притворе, отпуста не имеет). Для наглядности представим наши выводы в виде таблицы. Наличие начального возгласа и отпуста на пасхальных часах 1-й час 3-й час 6-й час 9-й час Начальный возглас Малый отпуст Глава 6. Изобразительны Прежде чем перейти к рассмотрению важнейшего христианского богослужения – литургии, необходимо завершить изучение служб суточного круга, в который, как мы указали в I части книги, литургия не входит. Потому рассмотрим здесь чин изобразительных, которые могут быть причислены к суточному кругу богослужения, однако не являются его непременной частью, а совершаются после часов только тогда, когда не служится литургия в назначенное для нее время. Это может быть или в те дни, когда литургия совершается в соединении с вечерней, или когда отменяется по Уставу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Сохранилось ок. 30 тыс. рукописей, что составляет, по предварительным подсчетам, ок. 0,1% всего корпуса певч. книг, созданных в мастерских средневек. Запада ( St ä blein. 1975. S. 102). Помимо книг, дошедших до нас в полном виде, сохранилось неск. десятков тыс. фрагментов, большая часть к-рых не каталогизирована, наиболее ранние из них являются не менее ценными источниками по истории Г. п., чем полные рукописи. Ранние печатные издания каталогизированы, но изучены мало. Существуют следующие основные типы певч. книг ( Vogel. 1986; Huglo. 1988; Palazzo. 1993): 1. Для евхаристического богослужения ( мессы ): а) ненотированные или частично нотированные Сакраментарий , Лекционарий мессы и Евангелиарий (разновидность - Евангелистарий); б) полностью нотированный Градуал (более раннее название - Антифонарий мессы); сольные разделы мессы могут быть выделены в отдельную книгу - Кантаторий ; сборник песнопений на календарно неизменяемые тексты - Кириал ; книга, в к-рой объединены все тексты и песнопения мессы, называется Миссал . 2. Для богослужения суточного круга ( оффиция ; называется также каноническими часами - Horae canonicae): а) ненотированные или частично нотированные служебная, или фериальная (средневек. лат. feria - обозначение дней литургической недели, кроме воскресенья), Псалтирь и Лекционарий оффиция; б) полностью нотированные Антифонарий оффиция и Гимнарий , к-рые часто объединялись под одним переплетом с Псалтирью; книга, в к-рой объединены все тексты и песнопения суточного круга, называется Бревиарий . Существуют также певч. книги с песнопениями отдельных служб - Vesperale (вечерни), Matutinale (утрени) - или отдельных жанров, напр. Responsoriale, где собраны респонсории утрени, но не представлены антифоны . Песнопения крестных ходов включены в Процессионал ( Huglo. 1994-2004). Отдельную группу источников составляют Понтификалы с текстами и песнопениями служб, совершаемых только с участием епископа. Тексты и мелодии, сохранившиеся в певч. книгах, используются как источник для текстологического изучения Г. п., в литургических рубриках сохранились сведения о характере исполнения григорианики, а общее содержание книги дает представление о церковно-историческом контексте этого исполнения. Литургические уставы отдельных епископатов и монашеских орденов

http://pravenc.ru/text/166507.html

К сожалению, приходская практика не выдерживает уставную строгость богослужения Утрени, – опускаются важнейшие структурные злементы Утрени. Самое удивительно зто то, что во всех воскресных Утренях опускается чтение 50-го псалма, который составляет наряду с Евангелием смысловой центр православной Утрени. Игнорирование 50-го псалма на Утрени равносильно тому, как если бы на Божественной Литургии не пелась Херувимская песнь. Чин Божественной Литургии отличается от практики иных служб суточного круга тем, что молитвенное делание совершается одновременно (параллельно) священником и народом, предводительствуемым диаконом. Священник, благословляя Господа, возносит соборную молитву Церкви от лица кающегося и просящего милости народа ко Престолу Божию. Основное содержание священнических молитв зто именование и прославление Бога, – с этого начинается молитва священника и подобным же кончается. Диакон, как бы выбрав из священнических молитв покаянные мотивы, выносит их из Алтаря и предлагает народу, чтобы тот в своей личной молитве употреблял соответствующие прошения, проистекающие из осознания собственных прегрешений и желания их исправления. Такой чин молитвенного делания следует именовать «литургическим законом молитвы», который являет миру то, что называется «соборная молитва». Если признать, что «литургический закон молитвы» должен действовать и в иных службах суточного круга, то следует восстановить древнюю практику чтения священнических утренних и светильничных молитв соответственно в течение всего последования Утрени и Вечерни. Поскольку благословительные возгласы священника после каждой молитвы-ектении являются концовками двенадцати молитв на шестопсалмии и семи светильничных молитв Вечерни, то нынешняя практика сводится к тому, что возгласные благословения священника звучат как напоминание о молитве, а не как ее реальное завершение. Здесь предложены схемы чтения молитв в течение всего чинопоследования Вечерни и Утрени, основанные на древних служебниках Иерусалимского Устава и на логической оценке содержания священнических молитв и соответствующих моментов богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С 10 в. в качестве самостоятельной книги появляется требник (rituale) – предназначенное для священника собрание чинопоследований ряда таинств и обрядов. По мере увеличения числа отличий богослужения, совершаемого епископом, от священнического, с 13 в. в качестве самостоятельной книги епископского священнослужения появился понтификал 925 . Основу текстов для совершения литургических часов в древности составляла Псалтирь. Однако по мере развития богослужения суточного круга ее начинают дополнять коллектарий и орационал (сборники молитв на определенные дни), а также гимнарии (собрания гимнов) 926 . Книгой, позволяющей следовать при совершении богослужений церковному календарю, является мартиролог. Кроме того, к концу 1 тыс. оформились основные книги, предназначенные для певчих и содержащие не только тексты песнопений, но и музыкальные указания: антифонарии 927 и градуалы 928 . Названные типы книг в Средние века не подчинялись жестким нормам в отношении структуры и состава текстов, поэтому книги одного типа могли существенно различаться. В отдельных богослужебных обрядах на Западе имелись некоторые собственные типы богослужебных книг. Например, Liber offerentium в мозарабском обряде включала частные последования мессы, за исключением Евхаристии; чтения входили в состав Liber commicus и т.д. В 10–11 вв. происходит процесс слияния разнородных текстов, относящихся к богослужениям того или иного конкретного типа, в самостоятельные книги. Тексты, содержавшиеся в отдельных книгах, были собраны в миссал, где частные последования месс распределены по дням богослужебного календаря 929 и конкретным случаям 930 . Тексты богослужений суточного круга из Псалтири, гимнария 931 и других книг, распределенные по литургическим часам, недельному кругу и дням календаря, были сведены в бревиарий (относительный аналог часослова) 932 . Миссалы и бревиарии, сильно варьировавшие по составу в различных регионах и монашеских орденах 933 , претерпели эволюцию, которая в позднем Средневековье привела к утрате единообразия в богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как и в других религиозных традициях, византийские литургические книги представляют собой либо литургические тексты, фактически используемые во время службы, либо руководства относительно того, как этими текстами следует пользоваться. Сами тексты содержат стандартные элементы двух уровней: неизменяемая часть богослужения, то есть основной, неизменяемый устав церковных служб, и молитвы, которые меняются в соответствии с праздником или днем календаря. Неизменяемые элементы содержатся в Евхологии, или Молитвослове, 17 который включает в себя молитвы и ектении и предназначен для священника, отправляющего церковную службу, и диакона, и в Часослове (книге часов, т. е. служб суточного круга). Набор молитв подвижного цикла, так или иначе связанных с Пасхой находится в трех книгах: Триоди Постной, Триоди Цветной для периода Пасхи и Пятидесятницы и Октоихе, используемом по воскресеньям и будням в течение года (кроме тех случаев, когда он заменяется одной из Триодей [или Минеей. – Ред.] в зависимости от времени года). Фиксированный цикл молитв для поминовения святых и церковных праздников, которые приходятся на 365 дней календаря, находится (по одному тому на месяц) в двенадцатитомной Минее. 18 Отрывки Нового Завета, включенные в оба цикла, можно найти в двух книгах: Апостоле и Евангелии. Отрывки из Ветхого Завета, теперь читаемые только во время служб суточного круга» были включены в Минею и Триоди. Типикон, или Устав, является сводом, который упорядочивает использование этих книг в соответствии с праздниками и временами церковного года. Это сухое, прагматическое описание византийского обряда не в состоянии показать его поэтического богатства, его силы или тесно сплетенного единства обрядовой церковной службы, обрядового обрамления и обрядовой интерпретации. Византийское богослужение и его богословие – в естественном контексте византийской церковной архитектуры, церковного убранства и характера богослужения, которые обволакивают обряд подобно естественному чреву – соединяются, порождая то, что Г. – И. Шульц удачно назвал своеобразным символическим образом или символической основой. 19 Воздействие этого символического образа навсегда сохранилось в легенде о посольстве, отправленном в 987 г. в Константинополь киевским князем Владимиром, чтобы «испытать греческую веру». Послов привели в Святую Софию на службу, «с тем, чтобы руссы узрели славу греческого Бога». Возвратившись домой, они сообщили о том, что им довелось испытать, в выражениях, которые стали показательными для уникального воздействия, 20 произведенного ощутимым блеском византийского обряда:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если круговращение, описанное Юнгом, является результатом стихийного, бессознательного погружения души в себя, то круговращение молящейся души есть сознательное, целенаправленное движение к единому внутреннему центру, куда не могут проникнуть ни чувства, ни мысли, ни представления и где осуществляется подлинное поклонение Богу в духе и истине. Представляя собой предельную смысловую структуру, слова Иисусовой молитвы являются последним рубежом, за которым кончается все словесное, все умопостигаемое и чувственновоспринимаемое, подойдя к которому, человеку не остается ничего другого, как только снова и снова повторять молитвенные слова, как бы стучась в дверь запредельного в надежде на то, что когда-нибудь эта дверь будет открыта. Повторение слов Иисусовой молитвы заставляет сознание, привыкшее постоянно плутать между предметами, переходя с одного на другое, вновь и вновь возвращаться к порогу беспредметного. Именно повторение слов Иисусовой молитвы образует круговое движение, и если человеку удается сконцентрировать все свое сознание в этой молитвенной формуле, то слившееся с Иисусовой молитвой сознание начинает молитвенно вращаться вокруг непроницаемого для мыслей и чувств духовного центра, проникнув в который, человек соединяется с Богом. Вовлеченное в круговращение молитвы сознание во всей полноте своего содержания превращается в единый молитвенный континуум, который можно представить как ряд расширяющихся концентрических кругов, охватывающих все более и более обширные области священных символов. На практике эти расходящиеся концентрические круги реализуются как суточный, седмичный и годичный богослужебные круги, каждый из которых расширяет информационную сферу Иисусовой молитвы за счет подключения различных групп явлений, в которых и через которые Христос призывается и прославляется. Молитвословия суточного круга с его службами первого, третьего, шестого и девятого часа расширяют информационное поле Иисусовой молитвы через подключение памяти о событиях последнего дня земной жизни Спасителя, ибо службы суточного круга соответствуют различным моментам этого дня. Так, служба первого часа соответствует моменту, когда Христос был приведен от Каиафы к Пилату. Служба третьего часа посвящена воспоминанию об осуждении Христа Пилатом, в шестой час вспоминаются крестные страдания, а служба девятого часа установлена в память крестной смерти Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kultura-...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Тема 1. Вводные понятия 1.1. Богослужебное время Наши занятия мы начнем с материала, который вам уже отчасти известен из курса «Закона Божия». В нем давалось понятие о трех кругах времени, в соответствии с которыми строится Православное богослужение. Это суточный, седмичный 1 и годовой круги. Каждый из этих кругов является Божественным установлением. Сутки – это оборот Земли вокруг своей оси, год – оборот Земли вокруг Солнца. Из четырех семидневных фаз состоит месяц лунного календаря. Указания на эти циклы есть и в Священном Писании (1, с. 19–20). Разобраться с богослужебным временем для нас очень важно, поскольку это является основой для дальнейшего изучения структуры церковных служб. Суточный круг богослужения составляют те службы, которые положено совершать ежедневно: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1 час, 3 час, 6 час, 9 час. В этот перечень не входит литургия. Поскольку Таинство Евхаристии, которое на ней совершается, находится вне времени, принадлежит вечности, литургия выше всех остальных служб. Она является не частью суточного круга служб, а его вершиной, центром, целью. Первой в перечне служб суточного круга стоит вечерня, так как богослужебный день начинается с вечера. Почему именно с вечера? С самым простым объяснением этого вы, наверняка, уже встречались. День начинается с вечера, потому что так говорится в Писании: И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один ( Быт.1:5 ). В ветхозаветные времена сутки начинались с вечера, и этот порядок, как и многое другое, был унаследован Новозаветной Церковью. Другое толкование этого факта связано с тематикой каждой службы. Вечерня напоминает и изображает ветхозаветное время, а утреня — новозаветное. Литургия чаще всего служится после 6 часа. Ей предшествуют (наряду с малыми службами) вечерня и утреня. Посещение этих служб, как мы знаем, обязательно для каждого желающего приступить к Таинству Святого Причащения. Участвуя в богослужении вечерни и утрени, готовящих нас к соединению с Богом в Таинстве Евхаристии на литургии, мы как бы повторяем духовный путь всего человечества: от сотворения мира и грехопадения через столетия ветхозаветного ожидания Искупителя мы восходим к временам Его пришествия и дарования благодати, к временам, когда человечеству через подвиг Христа был открыт путь ко спасению и обожению [там же, с. 23].

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

Глава третья История образования схемы и состава чина елеосвящения по греческим рукописям Вводные замечания о характерных чертах чина елеосвящения по греческим рукописям Переходя к изложению истории чина елеосвящения по греческим рукописям, мы встречаемся с двумя характерными особенностями в чине за этот период: 1) чин св. елея тесно связывается с литургией и с другими службами суточного круга; 2) отдельные части его начинают повторяться по семи раз. К предварительному выяснению обстоятельств возникновения той и другой особенности греческих рукописных чинов елеосвящения мы сейчас и перейдем. Относительно первой особенности – связи елеосвящения со службами суточного круга можно сказать следующее. При историческом изложении литургической практики церкви относительно лиц, принимавших это таинство, мы указали уже, что наравне с болящими свободно допускались в греческой церкви к таинству елеосвящения кающиеся и вообще здоровые. Между тем, особого чина для лиц последней категорий в греческой церкви не существовало. И здоровые должны были пользоваться тем же чином елеосвящения, какой предназначался для больных. Следовательно, чин елеосвящения в греческой. Церкви должен был разрабатываться применительно и к совершению его над здоровыми. И мы имеем некоторые данные утверждать такое положение дела. Так, в рукописи Парижской Национальной библиотеки 1027 г. с чином елеосвящения, уже связанным с литургией, хотя последний и предназначался для больных, однако принимавший таинство в самом чине называется «празднующим» и ничем не дается понял, о его болезни. И из чина видно, что «празднующий» по принятии таинства св. елея приобщался 245 . В рукописи Софийской библиотеки 1054, 13 в. с Иерусалимским уставом чина елеосвящения и прямо указывается его совершать одинаково и над здоровым и над больным 246 и, следовательно, еще яснее подтверждается отмеченная нами выше мысль. Затем, нередко и сами детали чина елеосвящения предполагают принимавших таинство елеосвящения здоровыми физически или, по крайней мере, легко больными. Например, встречающееся в 12–13 веках указание чинов елеосвящения о пребывании принимавшего таинство в течение семи дней в храме 247 , очевидно, имеет в виду здорового или, в крайнем случае, легко больного, для которого поэтому не было затруднительным исполнение этого указания. О том же говорит и другая деталь чина елеосвящения, наметившаяся в нем в 13 веке: «И так входит хотящий творить св. елей посреди иереев и, сотворив на восток три поклона и один к иереям, говорит: «Благословите и простите меня грешного, если согрешил словом, делом, в ведении, в неведении, и помолитесь о мне» 248 . Если мы примем во внимание, что в этом указании: 1) субъект таинства называется «хотящим творить св. елей»; 2) его вход и поклоны и 3) испрошение им прощения грехов, – то нам станет ясным, что это замечание предполагает человека здорового, ищущего в таинстве св. елея духовного исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010