Хотя некоторые специалисты относят разрешение сражаться ко второму году хиджры 634 , основываясь, очевидно, на свидетельстве, приводимом Ибн Касиром от Абу Бакра, в котором тот говорит, что первым аятом о сражении после хиджры были 22: 635 . Однако у Ибн Хишама сказано, что сначала была присяга в альАкабе, затем ниспослание разрешения сражаться, затем повеление Мухаммада его сторонникам перебираться в Медину, и только после этого «посланник стал ожидать позволения от Аллаха эмигрировать из Мекки в Медину» 636 . Следующим этапом коранического откровения относительно джихада сражения стало уже повеление сражаться с теми, кто сражается против мусульман: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников (2: 190). Все муфассиры единодушны в том, что это первый аят, касающийся вопроса сражения, ниспосланный в Медине, т. е. следующий в порядке ниспослания после 22: 39–41. Согласно хадису от а ибн Анса, в соответствии с этим аятом (2:190) Мухаммад сражался с теми, кто сражался против него, и воздерживался от сражения с теми, кто воздерживался от сражения с ним, вплоть до того времени, пока не была ниспослана сура «Покаяние». Табари говорит о том, что это первый аят о сражении, ниспосланный в Медине, и что некоторые считают, что он относится к язычникам и был отменен тридцать шестым аятом суры «Покаяние». Другие считают, что повеление, содержащееся в этом аяте, касается всех неверных и не является отмененным. Позиция первых признается Табари правильной. Значения же слов «не преступайте» означает запрет убивать детей, женщин (как не способных сражаться) и людей Писания, которые платят джизью 637 . Последним этапом в развитии коранического законодательства о сражении стало ниспослание суры «Покаяние», в особенности двадцать девятого и пятого ее аятов. Обстоятельства ниспослания аята 29 этой суры в традиции однозначно относят ко времени похода на Табук 638 . Тогда же Мухаммад, как передает Байхаки от Муджахида, среди прочего сказал: «Сражайтесь с идолопоклонниками, пока они не примут ислам, и сражайтесь с людьми Писания, пока они не дадут джизью» 639 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

(Сура 18:110) «Зови на путь Господний мудростью и добрым наставленьем и с ними спор добрейшим образом веди». (Сура 16:125) «О пророк! Веди суровую борьбу ты с лицемерами и с теми, кто не верит, и против них непримиримым будь. И их жилищем Ад предстанет – приют зловещий для неверных». (Сура 66:9) «(Пророк) нахмурился и отвернулся оттого, что подошел к нему слепой (и речь прервал). Как знать тебе, быть может, душу он свою очистить хочет? И он воспримет увещания твои и пользу извлечет из них. Тому же, кто богат (и знатен), ты обращаешь все свое вниманье. Хотя твоей вины не будет, коль не очистится (его душа). А тем же, кто со тщанием к тебе приходит, испытывая (в сердце) страх, пренебрегаешь ты». (Сура 80:1–10) Коран – уникальная по своему характеру, стилю и форме Книга. Даже немусульманам стоит потратить время на ознакомление с ее особенностями, но гораздо важнее понять ее. Наиболее важные суры и стихи Корана Открывающая глава и другие важные суры Мусульмане верят, что некоторые суры Корана обладают особой святостью, и считают их чтение обязательным и достойным поощрения. Наиболее важная из них – Суратул-Фатиха – занимает особое место в Коране и находится во вступительной его части. Она состоит только из семи стихов, в отличие от других поздних сур – самых длинных в тексте Корана. Звучит она как молитва, обращенная к Аллаху: Во имя Аллаха Всемилостивого и Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров; Всемилостив и Милосерден Он один, дня судного один Он Властелин. Лишь пред Тобой колени преклоняем и лишь к Тебе о помощи взываем: «Направь прямой стезею нас, чтоб Ты избрал для тех, кто милостью Твоею одарен, убереги нас от пути разгневавших Тебя и тех, которые в неверии блуждают». (Сура 1:1–7) Это один из немногих отрывков Корана, в которых Аллах не говорит непосредственно сам, а текст вложен в уста мусульман, поклоняющихся ему. Каждый раз, когда мусульмане начинают молиться дома или приходят для моления в мечеть, эта молитва Аллаху произносится ими на арабском языке. Она звучит на праздниках и при исполнении особых обрядов, а также во многих иных случаях.

http://azbyka.ru/koran-svyashhennaya-kni...

Это вопрос, который уже давно беспокоит некоторых мусульман. Окончательный вариант корана (в древности в обращении находилось четыре различных варианта), принятый и почитаемый мусульманами как нетварная и вечная истина, вполне может содержать ряд неточностей. Недобросовестные писцы вставляли в суры свои добавления. Один из наиболее известных фальсификаторов корана, Абдаллах ибн Саад 39 , который позже стал адмиралом и командовал мусульманской экспедицией на Кипр в 649 году, а в молодости, возможно, чтобы оживить текст, вписывал свои собственные стихи в откровения надиктованные ему Мухаммедом. Тот даже не заметил изменений, но Абдаллах неразумно рассказал своим друзьям в Медине о своей выходке, наверно, полагая её отличной шуткой. Всё это пересказали разъярившемуся Мухаммеду, и пророк, не принадлежавший к тем, кто легко прощает проступки, особенно если его выставляли в смешном свете, попытался убить неразумного юнца. Однако перепуганный Абдаллах двигался быстрее работодателя и бежал в Мекку, где скрывался длительное время, пока его приемный брат Осман, зять Мухаммеда, не вымолил пощады. Большая часть корана в любом случае бессмысленна для западных людей. Некоторые стихи, возможно, красивые и вдохновляющие, при пении на арабском языке, не имеют смысла ни на каком другом. «Слова и форма влияют на восприятие гораздо сильнее, чем содержание», – объяснил Бернард Льюис в своей работе о литературе и истории арабов. Неясные суры корана, возможно и уместны среди откровений Нострадамуса или Книги Инь и Ян. Некоторые другие суры – это инструкции по приличию и этикету. Подобные вещи встречаются и в Библии , но являются только наставлениями по воспитанию, а не как проявление повышенного благочестия. Книга Левит, например, напоминает, что следует регулярно мыться, и вдохновила Джона Уэсли написать, что «чистота соседствует с благочестием», но что «опрятность одежды – это долг, а не грех.» Норман Дэвис в своей «Истории Европы» деликатно назвал коран «источником права, руководством по науке и философии, сборником мифов и историй, и учебником по этике.»

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Предоставленные Вам как учредителю общины, в вопросе касательно избрания новой настоятельницы.    Если Вам угодно будет лично со мною изъясниться по поводу вышесказанного, то я всегда к Вашим услугам. Ваше письмо, переданное мне Агаревым, мною прочитано.    Адрес Федора Петровича Неронова:    Ст. Териоки по Финл. Жел. Дор.    Линтула    Или С. Петербург, Забалканский проспект    Угол 4 роты, 35, кв. 2    Генералу Агареву передачею    Ф. П. Неронову Подпись на письме отсутствует    Датируется приблизительно по связи с письмом к игум. Таисии от 5 апреля 1901 г. (м. Флорентия уволена от должности 24 января 1901 г. На ее место заступила м. Феоктиста). Письмо 23     10 июня 1901. Сура.    Дорогая Матушка Таисия!    Христос посреде нас, и есть, и будет! Вот я добрался до Суры и гощу и служу здесь третий день. Нынешний год с большим трудом добрались мы — и то не все — до Суры; вода в Пинеге крайне мала и не допустила добраться пароходом до родины. Недоплыв 80 верст, мы должны были выйти с парохода на Карповой горе и отправиться горой на лошадях. Всех нас с непривычки очень протрясло, даже и меня, отвыкшего от тарантасов. После железных дорог и пароходов путешествие в деревенских тарантасах до крайности тяжко. В обратный путь до города Пинеги, где остановился ждать нас пароход, хотим отправиться на малой мелкосидящей барже монастырской. Не знаем, удастся ли этот чрезвычайный путь водою. Завтра, 11-го июня, выезжаем из Суры.    Были в отведенной монастырю казенной роще, за 16 верст от Суры. Место — чарующее своим местоположением и громадными корабельными лесами. Большая часть — гористая, покрытая лесом; на самой вершине горы вырублено несколько лесу и опорожнено место для постройки малой церкви, в роде скитской. Село Сурское видно с горы превосходно, и горизонт чрезвычайно обширный; взором окинуть можно пространство в 40 верст — такая высота! Пониже, в той же горе — полугоре, выстроен домик для сестер, только еще не готов, не доделан. Тут мы пили чай со всеми спутниками — священниками, дьяконами, иеромонахом Феофаном и игуменьей, Анной Семеновной, Анной Яковл.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Последнее свидетельство сложно примирить с учением исламской догмы о том, что Коран ко времени смерти Мухаммада был полностью записан, поскольку если предположить, что Сабит еще при Абу Бакре (преемник Мухаммада в руководстве исламской общиной) собрал Коран, то зачем тогда Умару спрашивать кого-то о некоем аяте из Корана, когда ему для этого нужно было бы просто справиться по уже записанному тексту, а не полагаться на память того, кто, как оказалось, погиб к тому времени?! В традиции мы не находим ясного ответа на данный вопрос, а находим только реакцию на свидетельства о частичной потере оригинального Корана: «Аз-Заркани говорил в отношении слов Зайда «я не нашел двух заключительных аятов суры «Покаяние» ни у кого, кроме Абу Хузаймы», что Хузайма был единственным, кто записал эти суры, а не помнил наизусть. Записывание же не является условием достоверности, условием достоверности является рассказ людей, относительно которых есть уверенность, что они не сговорились говорить ложь, даже если ни один из них и не записал этот аят. Запись же этого аята Хузаймой явилась подтверждением и предосторожностью сверх того, что требовала достоверность». В подкрепление данного тезиса далее приводятся слова Абу Хатима, который в своем тафсире говорит о том, что Ибн аб читал оба эти аята 388 . Однако здесь мы имеем дело не с объяснением, а скорее с попыткой интерпретации слов Заида 389 , поскольку из слов Заида совершенно не ясно, имеется ли здесь в виду факт того, что Хузайма помнил наизусть эти аяты или же они были им письменно зафиксированы. Некоторые богословы, пытаясь объяснить эту проблему, отождествляют этот хадис с хадисами, имеющими у Бухари, номера 4988,4784,4049, в которых Сабит говорит следующее: «Я утратил один аят из суры «Партии», когда мы переписали свиток (Корана). Я же помнил, что посланник Аллаха читал его. Мы стали искать его, и мы нашли его у Абу Хузаймы Сабита аль-Ансари: «Среди верующих есть мужи, которые верны завету, который они заключили с Аллахом» – и мы вписали его в суру в свиток» 390 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Нынешний знаменательный день исполнившегося пятидесятилетия доблестного и благотворного служения Вашего, дает нам, Сурянам, сородичам Вашим, приятный и удобный случай, в справедливое воздаяние великих дел милости и пастырского воздействия на пользу родины, засвидетельствовать перед Вами и всеми сынами России о Вашей деятельности по благоукрашению родины – села Суры! Вот учреждения, воздвигнутые для нас – Сурян Вами – нашим Сородичем и благодетелем – бессребреником! Красою Суры, бесспорно, служит устроенный Вами, величественный каменный трехпрестольный храм, по своему внутреннему благолепию и убранству способный, сколько поразить каждого посетителя, столько же и молитвенно настроить! Двухклассная церковноприходская школа, каменное двухэтажное здание, с вечным капиталом для ее существования, вечный капитал для существования школы-грамоты в самой отдаленной деревне прихода; пять причтовых домов; четыре дома для бедных вдов духовного звания!.. Благодаря помощи Вашей, – сколько красуется в Суре новых домов! Доселе Суру, известную под именем «поганой Суры», Вы сделали светлым краем, известным всем и всюду! Благодаря же Вам, в виду постоянного движения сюда массы людей, – появился почтовый тракт, в Суре открыто почтовое отделение, а летом – пассажирское пароходство! Не можем умолчать и о существующем здесь, Вами же устроенном, Иоанно-Богословском женском монастыре и Ските, с многочисленными при них постройками и воздвигнутыми в помощь к средствам содержания для живущих сестер – лесопильным, мукомольным и кирпичным заводами и каменной 2-хэтажной лавкой... И другое многое воздвигнутое Вами, дорогой наш земляк, что могло бы служить не села, а города украшением!! Проникнутые искреннею благодарностью и любовью к Вам, – нашему сородичу, но, не имея возможности, за дальним расстоянием, разделяющим нас от Вас, приветствовать Вас по древнерусскому обычаю хлебом-солью, – мы, Суряне, решили этот знаменательный для Вас день сделать и нашим общим праздником, и, выражением чувств нашей искренней сыновней любви и уважения к Вам, вознести за торжественным в день сей богослужением общую всех Сурян молитву ко Всевышнему, да подаст Он, Всемилосердный, на закате дней жизни Вашей радость и успокоение, и да продлит Он жизнь Вашу на многие и многие годы ко благу родины и во спасение многомиллионных сынов России!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

АФ – Потому что, чем больше текст – тем позже период. ДС – Именно. Тут мы тоже будем ссылаться на мусульманских исследователей. Выводы мусульманских ученых Доктор Тайар Алтикулач: «Самаркандский мусхаф – не является Усманским, так как датируется VIII bekoм». Бессистемная орфография Разные стили письма Ошибки в написании Ошибки при копировании Написан неопытным человеком Поздние добавки Только до 43 суры (Алтикулач Аль-мусхаф аш-Шариф 2007:65.71–72) Тайар Алтикулач убежден, что эта рукопись начала VIII века. Он называет несколько причин, по которым ее нельзя назвать Усманской. Во-первых, говорит он, из-за бессистемной орфографии, разных стилей написания, тут есть ошибки в написании, ошибки при копировании. Манускрипт написан человеком явно неопытным, и есть более поздние добавки. Оригинальный манускрипт содержит текст только до 43 суры. Итак, Алтикулач дает понять, что эта рукопись полна проблем и ссылаться на нее нельзя. Он отвергает эту рукопись, потому что ее достоверность и содержание очень сомнительны. Что сохранилось в Самаркандском мусхафе? Самаркандский мусхаф доходит лишь до 43 суры. Но из 43 сур: 1 сура – полностью (Сура 6) 24 суры – частично 18 сур – отсутствуют (Алтикулач Аль-мусхаф аш-Шариф 2007:65.71–72) Если рассмотреть 43 суры Самаркандского манускрипт, полной окажется только одна из них, 24 записаны частично, а 18 сур нет вовсе, то есть там даже нет 43 сур! Это – далеко не полный Коран! Только одна сура записана полностью, это 6 сура. АФ – Мне интересно сколько мусульман слышали о том, что это неполный манускрипт? ДС – Если бы мы об этом не рассказали, мало кто знал бы об этом. Вот почему так важно говорить об этом. Я рад, что Вы посвятили этому свою передачу. Мусульманам нужно осознать, что многое во что они верят, основано на ошибках, и многие из этих ошибок – далеко не намеренные, просто никто не занимался изучением этих тем. И потому я рад, что эти манускрипты изучали не только эти турецкие исследователи, но и люди вроде Франсуа Дерош. Посмотрим теперь на рукопись Маил.

http://azbyka.ru/video/mnozhestvo-proble...

Преемники Магомета не называются ни князьями, ни царями, а только преемствующими святой трон... Преемство это духовное Магомета вкратце таково: «Адам, Шиши, Ной, Авраам, Исыгагэ, Яков, Моисей, Давид, Иисус, Магомет. Духовные истины с Иисусом прекратились; возникли ереси. Вот почему Бог избрал Магомета» (Sic!) Самое жизнеописание автором делится на три периода: 1) от рождения Магомета до 41-го года его жизни, т. е. до получения посланничества; 2) от 41-го до 54-го года, т. е. до переселения в Медину; 3) до 64-го года, т. е. до смерти лжепророка. Не касаемся содержания и частностей биографии, где чудесное и сказочное смешивается с действительностью; заметим только, что в самом конце описываются особенные чудеса Магомета, делается похвала в честь его, описываются афоризмы и действия Магомета, делаются выписки об Аравии и положении магометан в Китае, по китайским источникам. «Коран», с префиксом «аль-Коран», или точнее »Куран« – арабское слово, означающее »чтение« или «то, что должно читать», соответствует халдейскому »Keri»; книга эта называется еще «Фуркан» от корня – «разделять». «расчленять», в смысле отделений, частей, «Section» Св. Писания. Арабы говорят: «Аль-Мозаф (Moshaf)» – том, vol.; «аль-Китаб» – книга по преимуществу; «Аль-Дгикр» – увещание, admonition. Коран есть книга веры, соответствующая Библии. Он состоит из книги, разделенной на сто четырнадцать секций, или глав, именуемых " сурами» – «Suras» т. е. правильные ряды чтений, имеющих свои особые названия и количество стихов; – «айят»; пред каждой главою ставится формула «Бишм-Иллах» «во имя Бога»; иногда глава называется по её содержанию, но для двадцати девяти употреблены буквы арабск. алфавита, имеющие мистическое значение, прочие названия – случайны, хронологический порядок соблюден не всегда однообразно, различаются суры Медины и суры Мекки. По силе пророческого вдохновения и времени происхождения, различаются суры следующие: а) первого периода, под числами 103, 100, 99, 91, 106, 1, 101, 95, 102, 104, 82, 92, 105, 89, 90, 93, 94, 108; б) второго периода: 96, 112, 74, 111; в) третьего периода: 87, 97, 88, 80, 81, 84, 86, 110, 85, 83, 78, 77, 76, 75, 70, 109, 107, 55, 56; в) от 6-го по 10-й год миссии Магомеда: 67, 53, 32, 39, 73, 79, 54, 34, 31, 69, 68, 41, 71, 52, 50, 45, 44, 37, 30, 26, 15, 51; г) к пятому году миссии: 46, 72, 35, 36, 19, 18, 27, 42, 40, 38, 25, 20, 43, 12, 11, 10, 14, 6, 64, 28, 23, 22, 21, 17, 16, 13, 29, 7; д) неизвестны по времени – 113, 114; е) по происхождению из Медины: 2, 47, 57, 8, 58, 65, 98, 62, 59, 24, 63, 48, 61, 4, 3, 5, 33, 60, 66, 49, 9. Большая часть прочих по происхождению из Мекки или частью из Медины. Шесть равных частей называются «Геизб» (Heizb), каждая из коих подразделяется на четире равных части, для удобства чтецов, которые в царских мечетях или кафедральных, также в надгробных часовнях над именитыми людьми, должны прочитывать весь Коран ежедневно. Причем количество прочитываемых секций распределяется поровну между этими чтецами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Саас отмечает, что несколько мусульманских сюжетов о чудесах имеют поразительное сходство с чудесами Иисуса, описанными в Евангелии (ibid., 314). Например, Мухаммед вознесся на небеса, превратил воду в молоко и чудесным образом накормил множество народу. Незначимостъ для апологетики. Они не удовлетворяют исламским критериям Ни один из рассказов о чудесах не соответствует девяти требованиям, которые мусульмане предъявляют к чуду, способному подтверждать слова пророка (mudjiza). Таким образом, согласно собственным критериям мусульман, ни одна из этих историй не может доказывать истинность ислама. Они не взяты из Корана (который провозглашается богодухновенным), поэтому, по исламским критериям, лишены божественной авторитетности. Отсутствие этих событий в Коране, где от Мухаммеда постоянно требуют подтвердить свои заявления чудесами, представляет собой сильный довод против их аутентичности. Безусловно, если бы Мухаммед мог заставить своих противников умолкнуть, предъявив сверхъестественные подтверждения своих притязаний, он так бы и поступил. Мухаммед признает тот факт, что о пророках, бывших прежде него, Бог свидетельствовал чудесами. Он упоминает божественное подтверждение пророческого призвания Моисея (ср. Коран, суры 7: ЮЗ- 105,113–116/106–108,116–119; 23:47/45). В Коране также говорится о проявлениях Божией власти творить чудеса, данной другим пророкам (ср. Коран, суры 4:66–68/63- 65; 6:84–86/84–86). Мухаммед признает и тот факт, что Иисус для подтверждения божественного происхождения Своей проповеди творил чудеса, такие как исцеление Им страждущих и воскрешение мертвых (ср. Коран, сура 5:113). Но коль скоро Иисус мог вызывать чудесные, сверхъестественные явления в природе, удостоверяющие Его божественную миссию, а Мухаммед отказывался сделать то же самое, превосходство Мухаммеда, как пророка, над Иисусом сомнительно. Ответ Мухаммеда на все предложения сотворить чудо (ср. Коран, суры 6:8–9/8–9; 17:92–94/90–92) весьма показателен: «разве я только не человек — посланник?» (сура 17:95/93 «разве мало того, что я, хоть и человек, но все-таки посланник Бога?»). Нельзя и представить себе, чтобы Моисей, Илия или Иисус дали такой ответ. Мухаммед признавал, что Моисей в ответ на сомнения фараона творил чудеса (ср. Коран, сура 7:103–105, 115/106–108,118. Прекрасно зная, что именно таким способом Бог обычно свидетельствует о Своих посланниках, Мухаммед все-таки отказывается творить соответствующие чудеса.

http://azbyka.ru/muxammed-predpolagaemye...

Ибн Касир пишет, что «Покаяние» – это последняя сура, ниспосланная Мухаммаду. Относительно времени ее ниспослания он говорит следующее: «Начало этой благословенной суры было ниспослано пророку, когда он вернулся из похода на Табук, во время хаджа». Тогда Мухаммад, не пожелав встречаться с многобожниками, которые, как обычно, совершали хадж, послал вместо себя во главе делегации Абу Бакра 640 . Итак, согласно исламским источникам, получается, что, когда Мухаммад руководствовался прежним повелением и сражался только с теми, кто сражался с ним, он получил откровение 9:29, в котором предписывалось сражаться с людьми Писания, пока они не дадут джизью. Получив это послание, Мухаммад отправляется в поход на Табук, на границу с Сирией, где налагает на местных христиан джизью, заключив договор. По возвращении же из этого похода ему ниспосылается новое руководство в отношении многобожников: «Убивайте многобожников, где бы вы их ни встретили» (9: 5), чем и запечатывается кораническое законодательство касательно джихада. Что касается попыток объяснить резкое усиление милитаризма в «откровении», то мусульмане делают это, как правило, посредством утверждения о том, что другого выхода у Мухаммада просто не было: «Вопрос стал вопросом жизни и смерти: либо победа и распространение ислама, либо крах, после которого не осталось бы мусульман. Если бы курайшиты смогли напасть на Медину и победить мусульман, это было бы приговором исламу» 641 . Иными словами, захват Мекки, согласно этой логике, был превентивным ударом. Но проблема в том, что захват Мекки состоялся еще до ниспослания 9: 29 и тем более 9: 5, то есть получается, что Мухаммад предпринял наступательный поход без божественной санкции... Как бы там ни было, окончательные коранические нормы, согласно традиции, были установлены именно 9: 5 и 9: 29. Последний вопрос, который нам надлежит прояснить, говоря об этапах коранического откровения о джихаде, – это вопрос соотнесения принципа «нет принуждения в религии», возвещенном в двести пятьдесят шестом аяте суры «Корова» (2: 256), и повелением сражаться с людьми Писания «до тех пор, пока они не дадут джизью, будучи униженными», возвещенном в двадцать девятом аяте суры «Покаяние» (9: 29) 642 , а также повелением убивать повсюду многобожников.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010