Что касается сказания 3 суры, то оно своими отступлениями от 19 суры указывает на знакомство Мухаммед с арабским Евангелием детства Спасителя и с Евангелием о рождении Святой Марии. В последнем благовествование ангела передано приблизительно также полно, как в 3 суре, и не указано место Благовещения. Очень может быть, что Мухаммед при обнародовании 3 суры слышал еще сказание Св. Луки. Мы предполагаем так на том основании, что: а) в 3 суре, как и в Евангелии Св. Луки, не указано место Благовещения; б) составитель сказания 3 суры приобрел некоторые сведения из Евангелия; так он знал уже о христианском названии повествуемого им события: ангел был послан к Марии затем, чтобы «благовествовать о Слове Божием», а благовестие, по мнению толковника Хазина, означает «добрые вести человеку, которыми он радуется», потому кораническое выражение: «Мария, Бог благовествует тебе» у Хазина переводится в такой форме: «Мария! Бог благовествует тебе радостную весть свою». в) Благовествование, и вообще весь ход события, очень близки к Евангелию. Ангел говорит Деве Марии. в Евангелии в Коране И вот зачнешь во чреве и родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида Отца Его. И будет царствовать над домом Иакова во веки и царству Его не будет конца Лк. 1:31–33 . Бог благовествует тебе о Слове своем; имя ему Мессия Иисус, сын Марии; Он будет славен в сей жизни и будущей; будет один из Приближенных. В колыбели будет говорить с людьми, как полновозрастный, будет одним из праведников К3:40–41. Мухаммед до конца выдержал слова ангела по Евангелию Св. Луки и только изменил, по вине ли передавших ему это событие, или сам сознательно, название Иисуса Христа «Сын Вышнего» на название «Слово, Мессия», умолчал о царском достоинстве Его, и заметил только о близости Его к Богу и праведности. В одном месте, где ангел пророчествовал о способности Иисуса говорить в колыбели, Коран приближается, как увидим после, к арабскому Евангелию Детства Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Суры. Церковь Казанской Божией Матери. Казанская церковь с. Суры Новосильского уезда Тульской губернии /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1842 и 1870. Год утраты:Не установлен. Архитектор:К.А. Тон (план и фасад для церкви избраны и составлены с рисунка, принадлежащего архитектору) Адрес: Орловская область, Новодеревеньковский район, Суры Изменить описание объекта Фотографий пока нет Статья эта прислана в редакцию при следующем письме её автора Благочинного священника И.П.Нечаева: Надо признаться, что спрашиваемые Владыкою церковные летописи далеко не во всех церквах заведены, несмотря на настоятельное требование, на них. Многие батюшки признаются, что не умеют как приняться за это дело получше, потому что не видали образцов. Вот мне и вздумалось составить для опыта местную летопись; может быть этот слабый опыт пригодятся кому в подобной работе. Храмозданная летопись. В 1783 году, как видно из единственного до того времени сохранившегося в архиве тульской консистории указа, относящегося к селу Сурам, разрешено генералу Александру Ивановичу Глебову застроить церковь во имя Рождества Христова в деревне Александровой; но по разрешению сему построение церкви в этой деревне почему-то не состоялось. С 1784 года начинает существовать церковь в деревне, ныне селе — Сурах, деревянная, перевезенная крестьянами из имения того же Глебова, села Кириллова, по выстроении там каменной, отстоящего от села Суров в 22 верстах и не во имя Рождества Христова, а во имя Казанския Божия Матери, с образованием при ней прихода из деревень: Суров, Кулешей, Александровой, Горенки и Городничевки (и), церковь эта была вся из дубового леса, крытая тесом, купол шатровый, мерою в длину 21, ширину 9 арш.; внутри разделен на две половины - настоящую и трапезную, но последняя — без дверей; окон было в алтаре одно, в осмерике и настоящей по 3, в трапезе 2. Стояла она среди села и вокруг неё было кладбище, до селе не уничтоженное. При ней существовала деревянная колокольня, с 4 колоколами, из коих в большом весу 12 пуд. Впоследствии времени от колокольни по сторонам трапезы, для простора, сделана была пристройка из досок, в виде галерей; других же исправлений ни внутренних, ни внешних никогда не производилось до конца её существования. Освящена эта церковь, как видно из надписи на Кресте под престолом, 1784 года мая 20 дня, строителем Св. Духова монастыря, иеромонахом Иринеем (Турбиным). Престол не имел под собою фундамента, а стоял просто поверх помоста, что было и в некоторых соседних церквах. Антиминс шелковый, освящен епископом воронежским Тихоном

http://sobory.ru/article/?object=53197

Это не нравилось батюшке, и он не раз просил С. К. покрыть голову. Тогда Кыркалов прибегал к хитрости: – Забыл дома шляпу, – говорил он. В Архангельске у Кыркалова огромнейшие лесопильный и кирпичный заводы; еще один завод строится где-то в Сибири; в ста же верстах от Суры, вниз по течению, в местности, называемой Шотовой горой, находится его резиденция, так сказать, операционная база его. Здесь его родное село, его дом и хозяйство. С. К. Кыркалов много жертвует на церковь . В Архангельске он выстроил за свой счет подворье Сурского монастыря, в своем родном селе строит каменную церковь и состоит постоянным жертвователем Иоанновского монастыря в Суре. Теперь встретил нас С. К. Кыркалов в Пинеге с тем, чтобы уже не расставаться до самого Архангельска. На пароходе он занял самое скромное местечко, где-то рядом с кухней на сложенных дровах. Трудно было бы предположить в этом человеке дельца, имеющего ежегодный оборот в несколько сотен тысяч рублей. Около трех часов пополудни мы уже оставили г. Пинегу и плыли дальше вверх по течению, плыли уже гораздо тише, так как вели на буксире баржу. Встречавшиеся переборы мы проходили благополучно и не теряли надежды доехать до Суры на пароходе. Больше всего волновались три состоящие при пароходе монахини. – Помилуйте, – плакались они, – для нас ведь какой праздник – приезд дорогого батюшки. – Целый год ведь ждем его, его приездом и живем потом весь год. А ведь если пароход до Суры не дойдет, – придется нам остаться на нем и в Суре батюшку не видать! Не терял надежды добраться до Суры и «командир» наш. – Ежели в верховье дожди пройдут – сейчас же вода подымется, – она, Пинега, у нас ведь шальная, – говорил он. Но на дождь надежда была плохая; давно его не было. На прозрачном небе жарило во всю горячее солнце. На высоких обрывистых берегах в величественном безмолвии задремал могучий лес. В одном месте увидели мы проходивший по поляне крестный ход. Крестьяне просили Всевышнего о дожде. – Не дай Бог , если придется нам ехать на лошадях, – говорит мне одна из спутниц отца Иоанна – баронесса Т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Тут произнес сердечную речь преподаватель Архангельского Духовного училища Е. О. Корелин. Растроганный до слез Батюшка горячо обнял и поцеловал Корелина, благодаря его за выраженные им чувства. Много было и других тостов и речей. После трапезы все радостно, счастливые всем пережитым, поднялись из-за стола и стали прощаться. О.Иоанн вышел на крыльцо, чтобы идти к себе. Тут развернулась картина, не поддающаяся никакому описанию: несметная масса народа, увидя о. Иоанна, опустилась перед ним на колени, благодаря его за построение храма. Целовали его руки, ноги, рясу, плакали, благословляли и почти на руках донесли его до дому. В этот же день архиерей, губернатор со свитой и все почти гости уехали из Суры, А мы с Батюшкой остались еще на несколько дней. Ему хотелось отслужить литургии во всех приделах и в тишине отдохнуть. С утра до вечера, как в Пасху, могучей волной разливался колокольный звон, от которого Батюшка был в восторге и ездил во все стороны, подальше от Суры, наслаждаясь звучной музыкой чудного звона. Ежедневно мы у него обедали и чай пили, и все время он был радостный, разговорчивый, сам нас водил на противоположный от храмов конец Суры, там, в сыпучем песке, указывая на немногие остатки полусгнивших бревен, просто заявил: вот тут я родился! Поклонилась я месту, где в благодатную ночь на 19 октября 1829 года зажглась современная нам звезда земли Русской, и с годами все выше и выше, ярче и ярче стала подниматься и светить. И теперь далеко за пределами Руси ее видно. И всем она светит живой верой в Бога, и всех она греет искренней горячей любовью к людям... Эти думы не покидали меня в Суре, и я ежедневно ходила на то место, собирая там щепочки, как вещественные свидетели рождения светильника Божия, и до днесь храню их вместе с водой, освященной самим о. Иоанном и свежей, как налитой только сейчас. Еще Батюшка нас возил на Поклонную гору, в 2-х верстах от Суры, за речкой Сурой; это его любимое место молитвы и отдохновения. У обрыва горы, покрытой лесом, сразу открывается вся Сура; прямо внизу речка Сура лентой вьется, влево красавица Пинега, а дальше и вширь на необъятном просторе – холмы, леса и луга, на сколько глаз хватит.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Родина о. Иоанна – село Суры. Скажу о нем несколько слов. Еще верст за пять до реки Суры, ври выходе из одного из поворотов реки, развертывается красивая панорама родины отца Иоанна. Село построено при впадении реки Суры в Пинегу, на возвышенности, господствующей над всею окрестностью. Оно невелико, и многие из крестьянских изб свидетельствуют о бедности его жителей; но есть и хорошие, красивые избы. Храмов, до построения нового, было два, но из них теплая церковь , существующая уже двести лет, пришла в крайнюю ветхость, так что служба в ней в непродолжительном времени должна была прекратиться; зато холодная, поновленная заботами отца Иоанна, может еще служить немалое время. Но все эти три храма, особенно, вновь созданный отцом Иоанном и холодный, своей причудливой архитектурой придают всей местности весьма живописный вид. С юго-западной стороны, где протекает река Сура, тянется длинная полоса земли, замыкающаяся возвышением, на котором раскинут лес. С южной, на самой окраине горизонта, покрытый дымкою тумана, тянется другой лес, теряющийся в отдалении. На далеком расстоянии по этому пространству змеится речка Сура, сверкая своими струями на ярко-сияющем солнце. Там и сям работают крестьяне, плетется телега, бегают дети. Теперь здесь есть дом сестры отца Иоанна. Дом этот, в сущности, такая же крестьянская изба по своему устройству, как и прочие избы, но гораздо выше, обширнее и поместительнее последних. Я сказал, что в Суре две древних деревянных церкви Николаевская и Введенская, из которых одной более 300 лет, а другой около 200 лет. В этпх церквах отец Иоанн еще ребенком молился и развивал тот религиозный дух, который во всей силе проявился в настоящее время. Только что освященная отцом Иоанном и выстроенная на его средства новая церковь находится на холме, с которого открывается живописный вид на окрестности. На постройку ее вчерне уже израсходовано более 50 тысяч рублей я, кроме того, прислано утвари и облачений и проч. более чем на 50 тысяч рублей. Иконы писаны художником Журавлевым по заказу одного высокопоставленного лица и обошлись в 12 тысяч рублей; словом, новый храм окажется богатейшим из сельских храмов во всей епархии. Замечательно, что он возник почти из крох, потом уже всякий по силе возможности, – от лиц высокопоставленных до последнего бедняка, – вносил свою лепту на доброе дело. Первые шаги о. Иоанна Кронштадтского

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

23 июня 1900. По пути из Суры Досточтимая Матушка Таисия! Храни тебя благое Провидение! 11-го Июня имел радость встретить свой пароход «Св. Николай» на большой воде 861 . Радости не было конца. Радость увеличена добрыми друзьями Лопаревым и Неворотиным – лесопромышленником. Получил твое письмо; спасибо за все известия и советы. В Архангельск отправлюсь теперь, побываю у Владыки 862 . Потом поспешу к вам, мои друзья 863 . Прощай, Мать и все сестры о Христе. Протоиерей Иоанн Сергиев. 28 Июня 1900 г. 864 Монахине Варваре (Ивановской). 24 июня 1900. Холмогоры Дорогая Матушка Варвара! Дорогие сестры во Христе! Мир вам и благословение Божие. Пишу вам первое письмо из Холмогор. Опишу вам, как мы плыли из Суры до Холмогор. Вам уже сообщено, вероятно, нашими соплавателями до Верколы, по скольку часов мы стояли на мелях, не доходя до Лавелы, и потом, прошедши немного Лавелу, пред деревнею Репище, – и с какими неимоверными усилиями снялись с мели: от 5-ти до 6-ти часов пытались сняться с песков; хорошо еще, что не на камнях стояли. Но что было бы, если бы мы позже одним днем отправились из Суры? – Мы совсем бы остались на суше. Потом отплыли верст пятнадцать от Верколы, пароход наскочил на большой камень – так что пароход на бок подался, а к ночи на дне парохода оказалось много воды, которую пришлось отливать ведрами, и – забивать проломы пробками с паклей. Вот сколько бед мы натерпелись! Да и потом до самого города садились не раз на мель. Какая вероломная река Пинега! Никогда на нее надеяться нельзя 865 . Теперь, слава Богу, мы на большой воде. Дай Бог безопасный и благонадежный путь вперед. Но как вы начинаете свою монашескую жизнь? Весело ли поете Богу, молитесь, трудитесь? Не забывайте, что ради вечной жизни на небесах вы стали монахинями и подвижницами. Так подвизайтесь, чтобы достигнуть вечного блаженства. Тако тпецыте, да постигнете 866 . Прибыв в Архангельск, будем просить Владыку о ходатайстве переименования общины в обитель и о даровании вам постоянного священника 867 . Это необходимо. Матушка Таисия здорова по-стариковски, бодра, весела; все трудится, пишет бумаги: спасибо ей, труженице непрестанной 868 . Пишу пред обедней, которую буду служить в Холмогорском женском монастыре 24 июня, в субботу. Сегодня же, в субботу, отправимся в Архангельск. Прощайте и молитесь за нас; мы – за вас 869 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Первый тост был провозглашен хозяином, о. Иоанном, за здравие Государя Императора и всей Царствующей Семьи – ответом было громкое, единодушное «ура!» присутствующих за обедом и народа, стоящего кругом здания читальни и у открытых окон. Здравицы преосвященнейшему митрополиту С. петербургскому Антонию, епископу Архангельскому Иоанникию были предложены о. Иоанном, на это присутствующие гости и монахини с хор ответили троекратно пропетым многолетием. Многими из присутствующих провозглашались тосты и речи, посвященные дорогому хозяину о. Иоанну, благодетелю родины, устроителю женской общины, устроителю великолепных местных храмов, школ и других местных благотворительных учреждений. Из речей, посвященных о. Иоанну, отличалось особой глубиной мысли и поэтической формой стихотворение – поэма, игуменьи Леушинского женского монастыря м. Таисии, в которой она рисует великую личность о. Иоанна, его дивные дела на славу Божию и на пользу человечества. Речь местного священника о. Александра, наилучше выражающую глубокую благодарность Сурян своему великому земляку о. Иоанну, приводим дословно. «Дорогой батюшка! Позвольте мне, как одному из участников сегодняшнего церковного торжества, поздравить, а вместе с тем, и благодарить вас за устройство и освящение Сурской женской обители. День этот, день освящения и открытия обители, навсегда останется знаменательным и историческим днем в Сурских церковных летописях. В этот день, так сказать, дано новое направление религиозно-нравственному и экономическому развитию Суры. Девять лет тому назад вы, дорогой батюшка, впервые послужили нравственному и материальному поднятию дорогой для вашего сердца Суры. В слове своем на освящении Сурского приходского храма вы, батюшка, ярко и правдиво описали нравственное и материальное состояние Суры. Вы сказали, что с крайним прискорбием заметили, что многие из Сурян находятся в полном невежестве и нищете – ходят темными полуголодными нищими, оборванными, вам жаль стало их, и вот ваше любвеобильнейшее сердце сказалось – вы пришли им на помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

503 Печатается по: Котлин. 1906. 1 июля, 146. Датируется по указанию в газете, что письмо было получено адресатом 29 июня. Публикация отрывка из письма отца Иоанна сопровождалась следующей редакционной заметкой: «Вопреки сообщаемым Петербургскими газетами слухам о том, что отец Иоанн не вернется с родины и останется там на покое, сообщаем выдержку из его письма к одному из близких, полученному 29-го сего июня . Это пишет отец Иоанн из Архангельска, возвратившись из села Суры, сделав 250 верст на лошадях и 350 верст на лодке под веслами за мелководием р. Пинеги» (Там же). 506 Отдыхая у Поздеевых, отец Иоанн регулярно служил в этой церкви, поэтому хозяева особенно заботились о ее благоустройстве. Так, в письме от 26 января 1906 г. они писали: «Еще, дорогой Батюшка, просим Вашего св благословения устроить нашу домовую церковь , снять крышу, и прибавить высоты на два дерева, после этого отщскатурить в церкви и дом снаружи обшить тесом» (ЦГИА СПб. Ф. 2219. On. 1. Д. 55. Л. 41–41об.). 510 Отец Иоанн особенно любил хор Леушинского монастыря, поэтому сестры-певчие всегда готовились к его приезду. В письме трех леушинских монахинь Серафимы (Марии), Валерии (Таисии) и Алипии (Анны), в частности, говорится: «Молимся Господу, чтобы Он сподобил нас еще принимать Вас, Дорогой Наш Отец и Батюшка, в стенах нашей обители, лицезреть Ваш Дорогой для нас образ, насладиться Вашими духовными поучениями и милостивыми отеческими беседами, принять от Вас Ваше пастырское всемощное благословение и удостоиться нам, Вашим духовным послушницам и чадам, пропеть для Вас все любимые Вами священные песнопения. Эти особенные и выпадающие на нашу долю дни мы ожидали с особенною радостию, нетерпением и любовию…» (. ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 7г. Л. 102об. – 103). 515 Отец Иоанн вернулся в Петербург вечером 2 августа, а 3 августа совершил Литургию в церкви Леушинского подворья в сослужении нескольких иеромонахов и местного причта (Вед. 1906. 4 авг., 169). 517 Вследствие жаркого и сухого лета и быстрого спада воды в Пинеге пароход «Св. Николай Чудотворец» мог подняться только на 25 верст выше г. Пинеги. Оставшиеся до Суры 250 верст отец Иоанн вынужден был проделать на лошадях, несмотря на то, что езда на лошадях на дальние расстояния была совершенно ему запрещена врачами (Архангельские ЕВ. 1906. 12–13. С. 370). см. также письмо Е. К. Сергиевой от 7 июня 1906 г. и примеч. к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

28 См.: Ибн Хишам. Указ. соч. С. 171. Надо полагать, что такова посмертная участь жён мусульман: в исламском рае им отводится роль гурий. 33 См.: Там же. Здесь следует указать на несомненно более позднюю вставку в 23-м аяте 4-й суры «Женщины», где как раз и говорится о недопустимости такого рода браков. «И запрещены вам ваши матери, и ваши дочери, и ваши сёстры... и жёны ваших сыновей, которые от ваших чресел ... Поистине Аллах прощающ, милосерд!» (К. 4:23). Слова, относящиеся к сыновьям, « которые от ваших чресел », есть плод позднейшего сочинительства самого Мухаммада или редакторов Корана, таким образом была сглажена скандальность этого поступка. На это указывает и время произнесения 4-й суры – апрель–май 625 – июнь 626 г. (см.: Коран. М., 1990/Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. С. 533. Прим. 1). Женитьба же на Зайнаб была в пятый год хиджры (627 г.) (см.: Большаков О.Т. Указ. соч. Т. 1. С. 130–131, 252), отсюда становится понятным возмущение мусульман, ещё не знавших позднейшей редакторской правки в данном откровении Корана (К. 33:37). 37 Там же. С. 112. О примерах такой похотливости можно прочитать в «Сире» Ибн Хишама (с. 419, 446). В хадисе 1680 Сахих аль-Бухари говорится об этой ситуации более подробно: Аиша возмущалась тем, что Мухаммад, по кораническому откровению (К. 33:51), мог вступать в интимные отношения с любой женщиной, которая подарит себя «посланнику Аллаха». После чего этот айят (стих) Корана тут же был дополнен новым «откровением», что в таком похотливом поведении арабского пророка нет греха. После чего Аиша произносит свою фразу: «Я вижу, что Господь твой всегда сразу же выполняет твои желания (хавакя)!» (с. 684–685). Арабское слово «хава» переводиться как «любовь, страсть, пристрастие, увлечение» (см.: Гиргас В.Ф. Арабско-русский словарь к Корану и хадисам. Казань, 1881. С. 856). Однако при переводе предпочтение отдаётся именно варианту «страсть» (см. коммент. 2 к хадису 41. 40 хадисов Ан-Навави//http://lib.rus.ec/b/122684/read#t42). 39 См.: Там же. Да и к самому греху блуда основатель ислама относился весьма снисходительно (см.: Бухари 1601. Сахих аль-Бухари. С. 633–634; Хадис 111//Хадисы пророка/Пер. и коммент. Иман Валерии

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ф. 2219. Оп. 1. Д. 4. Л. 26–26а). Монахиням Флорентин и Макрине. Письмо. Первая половина апреля 1905. Кронштадт Упоминается в письме, написанном м. Флорентией перед праздником Пасхи: «Мама и я кланяемся Вам в ножки и благодарим за письмо с приложением. Утешили Вы нас по всех отношениях» (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 17. Л. 197–198). М. А. Коровникову. Письмо. 2 июня 1905. Усьт-Пинега В пересказе Отец Иоанн пишет, что чувствует себя вполне хорошо и что в течение всего пути от Петербурга ему ни разу не приходилось обращаться к помощи врача. Сообщает, что путь от Вологды совершает на собственном пароходе «Св. Николай Чудотворец», служа почти ежедневно Литургии в попутных селах и городах. Выражает надежду 5 июня достичь Суры, а в Кронштадт возвратиться не ранее августа (Котлин. 1905. 11 июня. 129). Подлинник неизвестен. см. письмо Е. К. Сергиевой от 14 июня 1905 г. и примеч. к нему. П. П. Шаумяну. Письмо. 10 июня 1905. На пути из Суры В пересказе Отец Иоанн сообщает адресату о прекрасном состоянии своего здоровья и благополучном путешествии. Пишет, что на родине собирается пробыть с 4 по 7 июня и что возвращаться ему пришлось по обмелевшей Пинеге на большой лодке, называемой карбасом и делавшей не более 40 верст в сутки. Сообщает, что свой пароход «Св. Николай Чудотворец» встретил только на пятый день, близ города Пинеги. О дальнейших планах пишет, что собирается после Архангельска плыть Северной Двиной, Сухоной, Кубенским озером в реку Шексну, в Леушинский монастырь, побывав в Устюжне и в Вауловском Успенском скиту. Завершить путешествие планирует Москвой и Петербургом и к 15 июля рассчитывает быть в Кронштадте (Котлин. 1905.19 июня. 136). Е. Дымман. Письмо. Первая половина августа (не позднее 10–11-го) 1905. Кронштадт Упоминается в письме Дымман от 14 августа 1905 г.: «Благодарю Вас за Ваше собственноручное письмо; как неоценимое сокровище буду хранить его и перечитывать для назидания. С Вашего благословения и за Ваши святые молитвы приму постриг с сердечным сокрушением о грехах и с молитвою, чтобы Господь помог мне жить достойно звания монашеского» (ЦГИА СПб.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010