При отсутствии хронологической последовательности событий, описываемых в Коране, весьма существенным может показаться обнаружение в начале Книги Адама и Евы, а также истории их падения. Повествование о них очень схоже с рассказом в Книге Бытия о том, как Бог дал Адаму власть над землей. По Корану, первый человек был халифом (представителем) Аллаха. Более того, Аллах поселил Адама в чудесном саду и приказал ему не есть плодов с одного дерева. Однако сатана убедил Адама и его жену (ее имя в Коране не сообщается) ослушаться Аллаха. За это ослушание они и были изгнаны из сада. Им было сказано, что с этого момента их домом станет ал-ард (земля) и что их потомки будут враждовать друг с другом. Однако Коран добавляет, что Господь повернулся к Адаму в сострадании (сура 2:30–39). Поскольку в Коране дважды используется слово хабата (посылать вниз) в описании божественного наказания, мусульмане верят, что изначально сад находился на небесах и людей сослали на землю за совершенный грех. Вера мусульман в то, что все описываемые события происходили на небесах, в раю, подтверждается словами фи Джаннати Адн в суре 9:72 (джанна по-арабски означает «сад»; это одно из названий рая в исламе). Мусульмане верят, что речь идет об Эдемском саде, где жили Адам и Ева. Однако в корректном переводе это выражение означает просто Сады блаженства. Но в Коране в начале повествования Аллах совершенно однозначно говорит ангелам, что создаст своего представителя фи-л-ард, на земле (сура 2:30). Это приводит к мысли о том, что изгнание первых людей произошло, скорее всего, не с небес, а из состояния блаженства. В одном из отрывков Корана сообщается, что сатана обольстил Адама и Еву и обманом подвел их к падению. Они испытали чувство стыда и признались Аллаху в том, что обесчестили свои души, сказав при этом, что если он не простит их и не проявит к ним сострадания, то они, несомненно, погибнут (сура 7:20–23). Аллах не менее трех раз обращается непосредственно к человеческому роду по поводу случившегося, например в стихах Бани Адам («Дети Адама»). В них говорится, что люди не должны стыдиться того, что смогли позволить сатане соблазнить себя.

http://azbyka.ru/koran-svyashhennaya-kni...

Сорнат – 23. VII, 1, 91; 26, 18 – царь в Индии, резиденцией, столицей (βασλειον) которого была Ортура (см.) в области сорингов. Это имя (точнее титул) приводится в род. п., в чтении Рену – Σωρντος, в чтении Ноббе – Σρναγος. Соответственно, формами им. п. должны быть Σωρνς (Сорнас) и Σρναξ (Сорнакс), т. е. Сорнат и Сорнаг. Обычно царь (до воцарения носивший личное имя) получал титул по названию управляемого им народа. Местную форму этого титула здесь некоторые восстанавливают как Somaga или Sorantha, т. е. как связанную с народом соров, с которыми отождествляют сорингов (кроме формы Sora, встречаются также формы Soaga, Soiya, Soinga). Этот царь не идентифицируется. Сороадей – 26. I, 27d (Σοροδειος) – как передает здесь Афиней сообщение Харета из Митилены (участника похода Александра Македонского), божество (δαμων) у индов, индийское имя которого означает по-гречески «винодел» (ονοποις), или, может быть, «создатель вина " (?). Это имя связывают с санскритским sur – «хмельной напиток» и персонификация этого напитка (Сура, она же – Сура-деви; в Пуранах – Варуни, жена или дочь бога Варуны, позже считавшаяся богиней вина). Есть и другие предположения. См. Дионис. сорофаги – 11. VI, 77 (Sorofages) – народ в Индии, названный в длинном перечислении народов вдоль по Инду (к востоку) от юга до севера; не идентифицируется (по-видимому, можно локализовать в северной части Пенджаба?). соры – 23. VII, 1, 68 (Σραι) – народ в Индии, между горой Биттиго (нын. Западные Гаты) и горой Адисатр (не идентифицируется). Здесь он назван «номадами» (νομδες; это слово означает «скотоводы, пастухи, кочевники»). Главный город соров – Аркату (нын. Аркот (?) 12°54», 79°20», на северо-востоке штата Тамилнад), резиденция царя Сора. Соры – греческая передача местного названия народа в южной Индии чола (в греч. языке шипящие передаются сигмой), которое известно в разных формах: Sra или Chra, Chla, Coa, CLar. Тамильская страна чолов (царство Чола) было одним из трех крупных царств на юге Индии: в западной части крайнего юга Индии – царство Керала, в восточной части этого же юга – страна пандов, Пандиона, царство Пандья, а к северу и северо-востоку от Пандьи – царство Чола. По народу чолы (коры) была названа и область их обитания, позднее это название Coramaala было перенесено на весь Коромандельский берег. С сорами обычно отождествляют сорингов (см. также Ортура, Аркату), а некоторые – также суаров и сабаров (или, во всяком случае, считают племенами народа соров).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕЙЛЯТ АЛЬ-КАДР [Араб., персид. Шаб-э-кадр - «Ночь предопределения/судьбы/могущества»], мусульм. праздник, отмечаемый в один из нечетных последних 10 дней рамадана . Считается, что Аллах открыл в эту ночь Мухаммаду 5 первых стихов Корана . Хадис (рассказ о жизни пророка) повествует об этом: «Вдруг я [Мухаммад] почувствовал во сне, что кто-то приблизился ко мне и сказал: читай! Я отвечал: нет! Тогда тот сдавил меня так, что я думал, что умираю, и повторил: читай! Я опять отказался и опять явившийся сдавил меня, и я услышал слова: «Читай во имя Господа твоего, который созидает - созидает человека из кровяного сгустка. Читай: Господь твой - Он милосердный - дает знать через писчую трость, дает знать человеку то, чего он не знал»» (Сура XCVI 1-5 («Сгусток»), пер.: В. С. Соловьев). Далее Мухаммад вспоминал: «Когда я это прочел, явление отступило от меня, и я проснулся. И я чувствовал, что эти слова написаны в сердце моем» (цит. по: Соловьев. 1902. С. 24-25). Согласно традиции, это произошло в 610 г. в месяц рамадан в пещере Хира на горе Джабаль-ан-Нур. Большинство суннитов отмечают Л. а.-к. 27 рамадана. Сура XLIV («Дым»), ст. 3, называет эту ночь «благословенной», т. к. во время нее началось ниспослание Корана. В этот день и особенно ночью мусульмане читают Коран и совершают особые молитвы. Эта ночь почитается так же, как ночь исполнения желаний. Благочестивым считается совершать итикаф (уединение) в мечети, где мужчины и женщины в течение нескольких дней в конце рамадана молятся и читают Коран, чтобы получить помощь и благословение, исходящие от «Ночи предопределения». О значении этой ночи говорится в суре XCVII 2-5 («Могущество»): «А известно ли тебе, что есть ночь могущества?/Лучше тысячи месяцев ночь могущества./Нисходят в ту ночь ангелы и Дух по воле Аллаха, исполняя каждое веление./Она - мир, пока не взойдет заря утренняя» (пер.: Б. Я. Шидфар). Шииты полагают, что Л. а.-к. приходится на один из 4 дней рамадана: 19, 21, 23 или 27-е. 19-го числа имам и халиф Али был смертельно ранен в соборной мечети Куфы и 21-го скончался. Исмаилиты верят, что «Ночь предопределения» приходится на 23-й день месяца рамадан в соответствии с традицией, восходящей к имаму Али и его жене Фатиме , дочери пророка. Лит.: Крымский А. Е. Лекции по Корану. М., 1902. Вып. 1; Соловьев В. С. Магомет: его жизнь и религ. учение. СПб., 19022; Гольдциер И. Лекции об исламе. СПб., 1912; Gardet L. L " Islam: Religion et communauté. P., 1967; Luxenberg Chr. Weihnachten im Koran//Streit um den Koran: Die Luxenberg-Debatte: Standpunkte und Hintergründe. B., 20042. P. 35-41. М. Ю. Рощин Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2463353.html

Критики не считают удивительным, что столь многие обратились в ислам, если вспомнить, какую награду обещали за согласие и каким наказанием грозили несогласным. Тем, кто покорится, обещали рай с прекрасными женщинами (Коран, суры 2:23/25; 4:60/57). Но «воздаяние тех, которые воюют с Аллахом и Его посланником […] в том, что они будут убиты, или распяты, или будут отсечены у них руки и ноги накрест, или будут они изгнаны из земли» (Коран, сура 5:37/33). Исламская традиция гласит, что Мухаммед оставил своим последователям такое наставление: «Меч есть ключ от неба и ада; капля крови, пролитой за дело Бога, ночь, проведенная с оружием в руках, принесут больше, чем два месяца поста и молитвы. Всякий, кто падет в битве, получит прощение своих грехов в день суда» (Gibbon, 360–61). Играла свою роль и человеческая жадность. «Арабские воины […] имели право на четыре пятых всей добычи, которую они захватывали в виде движимого имущества и пленных» (Noss, 711). Для врагов намного выгоднее было сдаться. У многобожни-ков оставалось два выбора: покориться или умереть. Христианам и иудеям предоставлялась еще одна альтернатива: они могли заплатить огромный выкуп (Коран, сура 9:5/5,29/29). Исламское завоевание шло успешно еще и потому, что в некоторых покоренных странах население устало от господства римлян и с радостью принимало исламские идеалы равенства и братства. Далее, христианин или иудей могли бы обосновывать истинность своей религии теми же самыми доводами. Не следует удивляться, что искренняя вера в Бога, в Его нравственный закон и в суд последнего дня способна преобразить жизнь человека — а в это верят все нравственные монотеисты. Но отсюда нельзя перескакивать к выводу о том, что Мухаммед есть последний и окончательный пророк Божий. Если можно доказать, что преображение жизни, совершающееся благодаря какой-либо религии, свидетельствует о ее уникальном божественном происхождении, то ввиду преображающей силы Евангелия ( Рим.1:16 ) христианство, по меньшей мере, не уступает исламу или превосходит его.

http://azbyka.ru/koran-predpolagaemoe-bo...

Л. А. Беляев В исламе В Коране Н. (Нух) занимает особое место. Он считается посланником Аллаха и пророком; более того, его имя, как правило, открывает т. н. пророческие ряды. Наряду с Ибрахимом (Авраамом), Мусой (Моисеем), Исой (Иисусом) и Мухаммадом Н. входит в число тех, с кем Аллах заключил завет (XXXIII 7). Не считая отдельных упоминаний, более или менее пространные рассказы о Н. имеются в 10 сурах (7, 10, 21, 23, 26, 29, 37, 54; самые длинные - в 11-й и 71-й сурах). Все эти суры относятся к мекканскому периоду, когда происходила активная интеграция библейских сюжетов в буд. текст Корана. Хотя Н. стал считаться в исламе 1-м среди пророков великих катастроф, о самом потопе в Коране в связи с Н. имеются лишь краткие упоминания, а основной акцент сделан на проповеди Н. и на его отвержении соотечественниками. При этом противостоящая Н. знать именуется словом   (XI 27), как и совет выступавших против Мухаммада старейшин кланов в Мекке, а ряд реплик Н. дословно совпадают с приводимыми в Коране словами Мухаммада (ср., напр.: X 72 и XXVII 91); только Н. и Мухаммад носят в Коране именование «ясный увещеватель» (    ; XI 25 и др.). Т. о., Н. более, чем к.-л. др. пророк, выступает прототипом Мухаммада. Коранические рассказы о Н. даже могут быть использованы для реконструкции истории ранней проповеди основателя ислама, особенно в отношении обвинений, выдвигавшихся против него мекканцами. В этой связи особенно примечательна 71-я сура, к-рая названа именем Н. и в отличие от др. сур, названных именами пророков, посвящена только ему (единственный аналогичный случай - 12-я сура, посвященная Юсуфу (Иосифу)). При этом, за исключением беглого упоминания о потопе (LXXI 25), ее текст не имеет параллелей с Библией, а представляет собой чередование обращений Н. к народу и Аллаху, носящих подчеркнуто прототипический характер в отношении Мухаммада. В остальных случаях коранический рассказ о Н., не считая общей канвы повествования, лишь в немногочисленных деталях схож с библейским, напр. в указании на спасение пар всех живых существ (ср. Быт 7. 9 и Коран XI 40) или представлении о том, что потоп образовали совместно небесные и земные воды (ср. Быт 7. 11 и Коран LIV 11-12). Вместе с тем имеется немало мотивов, общих с позднейшими иудейскими и христ. толкованиями, в частности мотив враждебного отношения к Н. его соплеменников и отрицательный образ жены, использованный в Коране (LXVI 10), возможно, чтобы по контрасту подчеркнуть праведность жен Мухаммада (как и в случае с женой Лута ( Лота )). Как показал А. Гейгер , к иудейской агадической лит-ре могут восходить такие черты коранического повествования о Н., как атрибуция Н. пророческой миссии, насмешки над ним во время строительства ковчега, гибель его неверующих родственников в горячей воде (в Коране этот мотив распространен на потоп в целом, воду для которого разогревала особая печь - XI 40; XXIII 27).

http://pravenc.ru/text/2577915.html

В самом деле, вскоре после вступления в силу постановления Усмана он задался вопросом, какие основания для недовольства им были у мусульман, если у них существовало такое противодействие любому недовольству, как единый текст Корана. Одним из пунктов обвинения в адрес Усмана являлось то, что он «уничтожил Книгу Аллаха» (Ибн Аби Дауд, Китаб ал-Масахиф, с. 36). Мусульмане не просто обвиняли его в уничтожении масахифов (свитков), но в сожжении китабуллахи, самого Корана! Хотя действия Усмана способствовали стандартизации официального текста, некоторые мусульмане полагали, что он уничтожил подлинную рукопись Корана, составленную некоторыми ближайшими соратниками Мухаммада. Существуют доказательства, что кодекс Зайда в то время не считался непогрешимой копией Корана. Усман приказал не только сделать копии с текста Зайда, но также попутно подвергнуть пересмотру сам текст. Назначив четырех редакторов, уже упоминавшихся выше, он выбрал трех других, так как они происходили из мекканского племени курайш, тогда как Зайд был родом из мединского племени ансар. Халиф сказал, что если они будут не согласны по какому-либо вопросу, касающемуся языка Корана, им следует считать недействительными записи Зайда и позволяется делать записи на курайшитском диалекте, поскольку изначально откровения Корана передавались Мухаммаду именно на нем (Ас-Сахих ал-Бухари, том 4, с. 466). Уже после того как были сделаны копии стандартизованного Корана, Зайд неожиданно вспомнил еще один отрывок текста, пропущенный в Коране: Зайд сказал: «Я пропустил стих в Ал-Ахзабе (сура 33), когда мы переписывали мусхаф. Я слышал, как посланник Аллаха (да пребудет он с миром) читал его. Мы искали его и нашли у Хузаймы ибн Сабита ал-Ансари: „Среди верующих есть люди, которые преданны договору с Аллахом“ (сура 33:23). Поэтому мы вставили его в суру». (Ас-Суйути, Ал-Иткан, с. 138) Такую же запись об этом упущении можно найти и у ал-Бухари (том 6, с. 479). Данный факт указывает на то, что хотя оригинал Зайда и претендовал на полный кодекс, он не являлся таковым. Довольно интересно, особенно в свете приведенных доказательств, слышать, что мусульмане не только объявляют Коран, находящийся сегодня в их руках, точной, совершенной копией «оригинала», но и убеждены в божественном происхождении Книги. Однако факты говорят об обратном. Не Аллах систематизировал текст в его теперешнюю форму, а молодой человек по имени Зайд, причем благодаря своим выдающимся способностям. И не Мухаммад систематизировал текст для мусульманской уммы, а Усман, и сделано это было только после полного пересмотра одного кодекса за счет всех остальных. Коран, которым сегодня пользуются мусульмане, является пересмотренным изданием первоначальной компиляции Зайда.

http://azbyka.ru/koran-svyashhennaya-kni...

Критики не считают удивительным, что столь многие обратились в ислам, если вспомнить, какую награду обещали за согласие и каким наказанием грозили несогласным. Тем, кто покорится, обещали рай с прекрасными женщинами (Коран, суры 2:23/25; 4:60/57). Но «воздаяние тех, которые воюют с Аллахом и Его посланником [...] в том, что они будут убиты, или распяты, или будут отсечены у них руки и ноги накрест, или будут они изгнаны из земли» (Коран, сура 5:37/33). Исламская традиция гласит, что Мухаммед оставил своим последователям такое наставление: «Меч есть ключ от неба и ада; капля крови, пролитой за дело Бога, ночь, проведённая с оружием в руках, принесут больше, чем два месяца поста и молитвы. Всякий, кто падёт в битве, получит прощение своих грехов в день суда» (Gibbon, 360–61). Играла свою роль и человеческая жадность. «Арабские воины [...] имели право на четыре пятых всей добычи, которую они захватывали в виде движимого имущества и пленных» (Noss, 711). Для врагов намного выгоднее было сдаться. У многобожников оставалось два выбора: покориться или умереть. Христианам и иудеям предоставлялась ещё одна альтернатива: они могли заплатить огромный выкуп (Коран, сура 9:5/5, 29/29). Исламское завоевание шло успешно ещё и потому, что в некоторых покорённых странах население устало от господства римлян и с радостью принимало исламские идеалы равенства и братства. Далее, христианин или иудей могли бы обосновывать истинность своей религии теми же самыми доводами. Не следует удивляться, что искренняя вера в Бога, в Его нравственный закон и в суд последнего дня способна преобразить жизнь человека – а в это верят все нравственные монотеисты. Но отсюда нельзя перескакивать к выводу о том, что Мухаммед есть последний и окончательный пророк Божий. Если можно доказать, что преображение жизни, совершающееся благодаря какой-либо религии, свидетельствует о её уникальном божественном происхождении, то ввиду преображающей силы Евангелия ( Рим. 1:16 ) христианство, по меньшей мере, не уступает исламу или превосходит его.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

В Коране приведено высказывание Моисея о совершенных им чудесах: «Ты знаешь, что низвёл эти [чудеса] только Господь неба и земли, как наглядные знамения» (Коран, сура 17:104/102). Аллах говорит: «Потом послали Мы Мусу [Моисея] и брата его Харуна [Аарона] с Нашими знамениями и ясной властью» (Коран, сура 23:47/45). Итак, все три великие монотеистические религии в принципе сходятся между собой в том, что проповедь истины может быть подтверждена чудесами. Подтверждающие чудеса и неверующие . Даже многие из тех, кто отрицает чудеса, соглашаются, что уникальное чудо может стать средством подтверждения истин той религии, к которой оно принадлежит. Даже °Юм неявно предполагает, что поистине уникальное чудо доказывало бы истинность религии. Он утверждает лишь, что сходные знамения в конфликтующих религиях опровергают друг друга. Он заявляет только следующее: «Поэтому всякое чудо, о котором повествует любая из этих религий (а все они изобилуют чудесами), [...] с одинаковой силой, хотя и более косвенно, подрывает всякую иную систему»; «опровергая же противоположную систему, оно одновременно подрывает и достоверность тех чудес, на которых была основана последняя». Поскольку чудеса имеют «своей прямой целью установление той именно религиозной системы, к которой их относят», то они «с одинаковой силой [...] подрывают всякую иную систему» (Д. Юм, «Исследование о человеческом разумении», гл. 10, ч. 2, перев. С. И. Церетели. – М.: 1995). При этом, однако, остаётся та возможность, что религия, представившая в качестве свидетельства о своих доктринах уникальное подтверждение чудесами, окажется истинной, а все остальные религиозные системы – ложными. Агностик (см. агностицизм) Бертран °Рассел (1872–1970) признавал, что чудеса могут подтверждать истинность религии. В ответ на вопрос: «Какого рода свидетельство могло бы убедить вас в существовании Бога?» Рассел высказался так: Думаю, если бы я услышал глас с неба, предсказывающий всё, что произойдёт со мной в следующие двадцать четыре часа, включая события, которые представляются крайне маловероятными, и если бы все эти события затем действительно произошли, то я, может быть, пришёл бы к убеждению в существовании, по крайней мере, некоего сверхчеловеческою разума. Я в состоянии представить себе другие свидетельства такого же рода, которые смогли бы убедить меня, но насколько я знаю, подобных свидетельств не существует [Russell, «What Is an Agnostic? " ].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Слово „Коран“ значит чтение, изучение, учение, оно происходит от еврейского кара – читать. Буквально слово „Коран“ можно перевести лекция и точно передать смысл слова, прибавив – лекция, составленная по божественному откровению и под божественным воздействием. Каждое откровение, когда излагалось Магометом общине, являлось Кораном – лекцией, но в конце концов именем Корана стали называть всю совокупность откровений, полученных Магометом. Коран разделяется на 114 сур или глав. Сура или Шура, как и Коран, еврейское слово, оно означает ряд камней в стене, строчку в письме, но как Кораном стали называть совокупность Коранов, так и сурой – совокупность сур, т. е. строчек, и одна сура (2-я) заключает в себе 286 стихов, из каковых некоторые (наприм. 282) заключает до 23 строк. Кораны Магомета записывались его слушателями и почитателями на отдель- —250— ных листках или под его диктовку или motu proprio. Многие добрые мусульмане совершенно неграмотные знали наизусть многие Кораны. Но эти непосредственные и верные ученики пророка в 633 г. были большей частью перебиты в борьбе с лжепророком Мосейлимой. Нужно было позаботиться о сохранении письменной редакции Корана. Решили собрать находившиеся в частных руках кораны, чтобы из них составить Коран. Преемник Магомета по государственному и религиозному управлению общиной Абу- Бекр поручил это дело Зейду. Зейд взялся за него очень неохотно, но успешно его выполнил. Однако рядом с Кораном редакции Зейда, принятой Абу-Бекром существовали варианты и дополнения в частных руках. Возникали разногласия и споры. Чтобы уничтожить их, решили составить каноническую редакцию Корана. Говорят, что она была составлена таким образом. Были отобраны все имевшиеся у отдельных лиц листы Корана и затем, когда Коран был редактирован, все варианты были уничтожены. Если принять, что Зейд в канонической редакции точно повторил первую редакцию, то тогда получим, что дело издание канонического Корана было чрезвычайно простым, оно было простым делом уничтожения. Уничтожение во всяком случае совершено было очень успешно. Коран, одна из немногих священных книг, не имеющих вариантов. Разумеется, уничтожение вариантов текста не уничтожило вариантов понимания. Коран понимается и толкуется различно. Но важно уже и то, что относительно объекта понимания не поднимается споров.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А в этом культе, в Ассирии в особенности существовало верование, что сила побеждающего царства зависит от силы богов их, которые одолевают богов побежденных 1214 . Он приводит в пример побежденных городов и их побежденных богов взятие и разорение Емафа, Арпада, Сепарваима и Самарии. Емаф, или по Еврейски Хамат, в Ассирийской транскрипции Менана (см. Annales des rois d’Assyrië Inscript. de Sargon; p. 205) Кхамат, лежал на p. Оронте. В надписи Саргона говорится о насильственном переселении жителей этого города. Арпад лежал близь Емафа, что можно заключить из того, что он и пророком Исаией, и у Иеремии ( Иер. 49:23 ) упомянут вместе с Емафом. Комментарий на Исаию Спб. Дух. Ак., указывая, что Хамат вероятно соответствует нынешнему городу Хама, лежащему на половине пути течения Оронта от Баальбека (в Целе Сирии) до устья его, говорит между прочим об Арпаде, что этот последний город лежал на том месте, где ныне существуют развалины, носящие имя Тель-Арфада 1215 , Сепарваим, по указанию того же комментария и других авторов 1216 , один из древнейших городов мира, в котором якобы, по допотному сказанию, записанному у Бероза 1217 , сокрыты были Ноем-Ксисутрусом 1218 еще до потопа записи о допотопном мире. Одна половина этого города (имя его имеет форму двойственного числа), отделенная от другой каналом Агаде, или Аккад, как читал покойный Джордж Смитт, – была посвящена солнцу, Шамашу, божеству мужеского рода; а другая половина города посвящена была женской форме солнца, под именем Аннунит 1219 . Поэтому и Бероз и некоторые другие писатели называли Сеперваим Гелиополисом. Сепар или Сиппара, Ассир. Циппар, превращается, как указывает Сэр Генрих Роулинсон (X прил. к I кн. Геродота), постепенно в Сивра и позже в Сура. Ныне живущие в Вавилонии Арабы называют реку Евфрат Сура. Сэр Генрих Роулинсон упоминает еще, что близь развалин древнего двойного города Сиппары лежало позднейшее поселение с несколько измененным именем древнего города; комментарий же Спб. Дух. Акад. указывает, что развалины, носящие имя Сифейра, лежат ныне на берегу одного канала, проведенного из Евфрата.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010